Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЭД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЭД")

КОНДОТЬЕРЫ

КОНДОТЬЕРЫ (от ит. condotta - договор о найме на воен. службу) - в Италии XIV-XVI вв. руководители воен. отрядов, находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев. Каждый отряд группировался вокруг кондотьера, который созывал и распускал отряд по своему усмотрению. Случалось, что к. захватывали власть в городах, основывая синьории.

КОНКЛАВ

КОНКЛАВ (от лат. conclave - запертая комната) - собрание кардиналов (а также помещение, где они собираются), созываемое через несколько дней после смерти папы римского для избрания нового папы. Начало такому порядку было положено папой Николаем II в 1059 г., установившим, что избирать папу может только коллегия кардиналов-епископов из 7 человек (остальное духовенство и светские лица от выборов отстранялись). В дальнейшем коллегия выборщиков пополнилась за счет кардиналов-пресвитеров и кардиналов-дьяконов. Порядок проведения к. был установлен папой Григорием X в 1274 г.: кардиналы заседают и живут в помещении с замурованными дверями, голосование на к. - тайное.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.

КОНКУБИНАТ

КОНКУБИНАТ (от лат. con (cum) - вместе и cubo - лежу, сожительствую) - сожительство мужчины и женщины без заключения брака, свободный брак.

КОННЕТАБЛЬ

КОННЕТАБЛЬ (от позднелат. comes stabuli - начальник конюшни) - придворный служащий, начальник королев, конюшен во Франкском государстве; при Капетингах к. входил в число 5 высших гос. лиц. В 1191 г. (после упразднения должности сенешала) к к. постепенно перешли его функции; с XII в. к. - воен. советник короля, начальник королев, рыцарей (в отсутствие короля); с конца XIV в. - единственный главнокомандующий и глава трибунала, судившего военных. Должность к. упразднена в 1627 г. Ришелье.

КОНРАД II

КОНРАД II (ок.990-1039) - герм. король с 1024 г., император Священной Рим. империи (коронован в Риме в 1027 г.), основатель Франконской династии. В противовес усилившимся светским и духовным магнатам стремился опереться на многочисленный слой мелких феодалов, министериалов. Запретил феод, знати произвольно конфисковывать лены вассалов, закрепил их в наследственное владение последних. Политика К.II способствовала усилению королев, власти. Захватил у польского короля Мешко II Верх. Лужицы (1031). В 1032-1034 гг. присоединил к империи королевство Бургундия (Арелат).

КОНСИСТОРИЯ

КОНСИСТОРИЯ (позднелат. consistorium - место собрания; совет) - специальное совещание кардиналов при папе.

КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ

КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ (Порфирородный) (905-959) - визант. император Македонской династии. Был венчан на царство в 907 г., номинально государем стал в 913 г., но подлинно самостоятельно начал править лишь в 945 г. (с 920 г. до февраля 945 г. вся власть была сосредоточена в руках узурпатора Романа I Лакапина, провозглашенного соправителем). K.VII опирался на круги столичной аристократии, выступал против центробежных тенденций провинциальной знати, активно боролся с коррупцией и произволом динатов, из фискальных и воен. соображений пытался препятствовать переходу крестьянских земель к динатам и т.д.

Наибольшую известность К.VII снискал как инициатор и организатор изданий сборников энциклопедии, характера, систематизирующих знания в области права («Василики»), с.-х. опыта («Геопоники») и др. Такой же справочно-энциклопедический и отчасти познавательно-дидактич. характер носят три основных соч. самого К.VII: «Об управлении государством», «О фемах» и «О церемониях византийского двора». Основанные на ист. материале, отчасти почерпнутом из древних источников, трактаты дают ценнейшие сведения о полит, и адм. структуре Визант. государства, а также красочный материал этнографич. и историко-географич. характера о сопредельных с империей странах и народах.

Лит.: Константин Багрянородный. О фемах. О народах / Пер. Г. Ласкина. М., 1899; Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора (Отрывки) // Памятники визант. лит. IV-IX вв. М, 1968; Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991; Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996.

КОНСТАНТИНОВ ДАР

КОНСТАНТИНОВ ДАР - подложный документ, представляющий собой эдикт рим. императора Константина I (нач. IV в.) тогдашнему папе Сильвестру. В действительности был составлен зап. богословами по поручению одного из пап (возможно, Николая Г) в сер. VIII в. В «К.д.» повествуется (в манере, не присущей императорским распоряжениям) о том, что Константин заболел проказой, и никакие лекари не могли излечить эту болезнь. И тогда языч. жрецы уверили императора, что осталось единственное средство - купель из крови Детей. Едва были собраны дети, как Константина охватила безмерная жалость к ним, и он отпустил их домой. Ночью у императора было видение - к нему явились апостолы Петр и Павел и посоветовали обратиться к епископу Рима Сильвестру, который его излечит. Константин принял крещенскую купель от Сильвестра и сразу выздоровел. В благодарность за излечение император постановил, что отныне папа римский Сильвестр должен владычествовать над всей христиан, церковью, в том числе главенствовать над епископами Антиохии, Александрии, Константинополя, Иерусалима. Кроме того, Константин объявил, что за собой он оставляет вост. часть империи, а рим. папы получают Рим, Италию и «области Запада».

Непосредственным поводом к появлению «К.д.» послужило создание Папского государства в результате пожалования Пипином Коротким земель Сред. Италии (юридически принадлежавших визант. императорам). Из содержания «К.д.» вытекало, что папы вернули себе лишь незначительную часть земель, принадлежавших им «по праву» с нач. IV в. В дальнейшем «К.д.» активно использовался папством для подкрепления своих теократич. амбиций. Сомнения в подлинности «К.д.» высказывал еще Арнольд Брешианский, а в XV в. гуманисты Николай Кузанский и Лоренцо Валла доказали его подложность.

Лит.: Лозинский СТ. История папства. М., 1986; Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967.

КОНСТАНЦСКИЙ МИР 1183 Г.

КОНСТАНЦСКИЙ МИР 1183 Г. - мирное соглашение между герм, императором Фридрихом I Барбароссой и Ломбардской лигой, заключенное 25 июня 1183 г. По этому договору, ит. городам, входившим в Ломбардскую лигу, было предоставлено право самостоятельно выбирать консулов, которые затем лишь утверждались императором. В случае похода императора в Италию города должны были поставлять ему вспомогательные войска и содержать его двор, император же обязывался не стеснять их долгим пребыванием. Фактически К.м. 1183 г. оформил автономию городов Ломбардии.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР (1414-1417) - один из соборов, считающихся католич. церковью вселенским. Главной целью созыва и работы собора была ликвидация «Великого раскола». На созыве собора настаивали сторонники соборного движения (центром которого был Парижский ун-т), стремившиеся на практике осуществить свое требование верховенства собора над папой. Главную роль в созыве К.с. сыграл император Сигизмунд, убедивший «пизанского» папу Иоанна XXIII в необходимости его проведения. Пригласительная булла на собор в Констанц была издана Иоанном XXIII. Он же был единственным папой (из трех), присутствовавшим на заседаниях.

Рим. папа Григорий XII прислал послание о своем отречении и получил звание кардинала. Авиньонский папа Бенедикт XIII отказался отречься и был низложен К.с. Он бежал в Испанию, где и умер в 1424 г. Иоанн XXIII был обвинен в многочисленных преступлениях и низложен. Новым, единственным, папой собор избрал Мартина V. Этим был положен конец «Великому расколу».

Крупных успехов добились на К.с. сторонники соборного движения. В принятом в 1415 г. каноне «Sacrosancta» постановлялось, что К.с, «созванный во имя Святого Духа», имеет полновластия от самого Христа, и потому все люди, в том числе и папа, обязаны подчиниться его решениям. Так же обязательными для всех объявлялись и решения других вселенских соборов. Принятый в 1417 г. канон «Frequens» устанавливал практику частых созывов вселенских соборов (следующий - через 5 лет, затем - через 7, а далее - раз в 10 лет). Таким образом, соборы стали бы регулярными и могли быть действенным орудием для контроля над папством. Однако это постановление не было проведено в жизнь - в XV в. состоялся еще только один вселенский собор.

На К.с. были осуждены как еретики Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Пражский. Двое последних были сожжены в Констанце. Поскольку Виклиф скончался ранее, то в соответствии с решением собора его тело было выкопано и сожжено.

КОНТАДО

КОНТАДО - округа в Италии, включавшие в основном сельскую территорию, которая юридически и экономически была подчинена городу.

КОНУНГ

КОНУНГ (от индоевроп. keni - род).

Воен. вождь, высший представитель родовой знати у сканд. народов в Раннем Средневековье. До полит, объединения Норвегии, Дании и Швеции к. возглавлял племя или население области. Некоторые конунги были предводителями дружин, живших воен. добычей и участвовавших в походах норманнов (викингов). В «эпоху викингов» (IX - сер. XI в.) в каждой из сканд. стран возвысился один род конунгов, подчинивший себе все население. В процессе феодализации общества, с образованием сканд. государств, к. стали королями.

КОНФЕДЕРАЦИЯ

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio - союз, объединение) - союз государетв, сохранявших свою независимость и объединявшихся для координации действий в определенных целях, чаще всего внешнеполитических и военных. Напр., Швейцарский союз (1291-1798).

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - см. Схоластика.

КОПИГОЛЬД

КОПИГОЛЬД (от лат. сору - копия и hold - держание) - основная форма феодально-зависимого крестьянского держания в Англии в период Позднего Средневековья. Возник из держаний вилланов на рубеже XIV-XV вв., распространился в XV в. На право владения земельным участком крестьянину выдавалась копия документа, хранившегося в манориальной курии (см. Манор).

КОПИГОЛЬДЕРЫ

КОПИГОЛЬДЕРЫ - англ. феодально-зависимые крестьяне, пожизненные или наследственные держатели земли, потомки вилланов. Первоначально права к. на участок земли оформлялись в письменном виде, копия этого документа передавалась на хранение в манориальный суд. Возникнув в средние века, юридически копигольд сохранялся в Англии до 1925 г.

КОРАН

КОРАН (араб. кур'ан - чтение) - главная «священная книга», «книга книг» ислама (состоит из 114 сур-глав). Составлен в форме обращения Аллаха к людям (кроме первой суры). К. - сборник религиозно-догматич., мифологич. и правовых текстов, молитв, заклинаний, культовых норм, которые вместе с различными постановлениями и предписаниями из области публичного, семейного, наследственного и уголовного права из Сунны легли в основу шариата (мусульманского права).

Лит.: Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986; Сунна - мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о пророке Мухаммеде, его назидания и притчи. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991; Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

КОРОЛЬ

КОРОЛЬ - глава монархич. государства (королевства) в странах Европы. Термин произошел от имени Карла Великого.

КОРОЛЬ АРТУР

КОРОЛЬ АРТУР - герой широко распространенного в XII-XVI вв. в Зап. Европе цикла рыцарских романов, борец с англосакс, завоевателями. К.А. и рыцари «Круглого стола» (за которым как равные собирались герои Артуровских легенд - кельт, народных преданий) воплощали нравственные идеалы рыцарства.

КОРОНА

КОРОНА (лат. corona - венец) - символ монархич. власти.

1) Головной убор из золота или серебра, украшенный драгоценными камнями и жемчугом - знак монаршего (царского, королевского, императорского) достоинства. Папская корона называлась тиарой. Различаются настоящие короны, которые действительно носят монархи в определенных случаях (торжественные приемы, церемонии и т.д.) и геральдич. изображения на гербах для обозначения титула (напр., княжеская, графская, дворянская).

2) В монархич. государствах - понятие гос. власти. В этом смысле, напр., употребляются выражения: «в интересах короны», «борьба за корону» и т.п.

КОРСАР

КОРСАР - морской разбойник, пират. Приблизительно с XIV в. корсарами называли морских разбойников Сев. Африки, позже термин получил более широкое значение, стал синонимом термина «пират». Во время войн корсары захватывали с разрешения правительств торговые суда противника.

КОРТЕСЫ

КОРТЕСЫ (от исп. corte - королевский двор) - сословно-представительные собрания средневековых христиан, государств Пиренейского п-ова. Возникли раньше, чем в других странах Зап. Европы, что объясняется активным участием привилегированных сословий и городов в Реконкисте. В Кастилии к. упоминаются с 1137 г., регулярно собирались с 1280 г. В Каталонии, Арагоне, Португалии, Наварре функционировали с XIII в. К. развились из королев, курий, вначале включали представителей дворянства и духовенства. Города получили право представительства позднее: в Леоне - с 1188 г., Каталонии - с 1218 г., Кастилии - с 1250 г., Португалии - с 1254 г., Арагоне - с 1274 г. В Кастилии в палату третьего сословия во время Реконкисты вместе с горожанами входили представители свободных крестьянских общин. К. обладали более широкими полномочиями, чем сословные представительства в др. странах Европы. Поскольку королев, власть в государствах Пиренейского п-ова (до образования Испании в 1479 г.) была слабой, к. ведали всеми важными делами гос. жизни и даже держали королей под строгим контролем. Способствовали росту влияния городов. В период абсолютизма потеряли свое значение.

Лит.: Алыпамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М., 1951.

КОСМИНСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

КОСМИНСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1886-1959) - ученый-медиевист, доктор ист. наук, профессор Московского ун-та, академик АН СССР (1946), заслуженный деятель науки (1947). При большом разнообразии науч. интересов (автор более 240 науч. работ), главные были сосредоточены на изучении истории средних веков и прежде всего истории англ. феодализма. Значит, место в науч. работе К. занимали вопросы историографии (опубликовано ок. 40 историографич. работ, многочисленные рецензии, библиографич. обзоры) и источниковедения (под ред. К. изданы сборники документов, хрестоматии и т.д.). К. - автор ряда учебников по истории средних веков для вузов и школ. С его именем связано развитие сов. византиноведения. К. был отв. ред. сб. «Средние века» и «Византийский временник».

Основные работы К.: Английская деревня в XIII веке. М.;Л., 1935; Исследования по аграрной истории Англии XIII в. М.; Л., 1947; Историография средних веков. V в. - середина XIX в. М., 1965.

Лит.: Тушнова Е.В. Евгений Алексеевич Косминский // ВИ. 1972. № 9; Тушнова Е.В., Удалъцова З.В. К столетию со дня рождения академика Е.А. Косминского // СВ. 1986. Вып. 49; Могильницкий Б Т. Е.А. Косминский как историк исторической науки // СВ. 1980. Вып. 43; Научная и общественная деятельность Е.А. Косминского // СВ. 1956. Вып. 8.

КОТАРДИ

КОТАРДИ - узкая, плотно облегающая фигуру до середины бедер, парадная одежда феодалов. Мужское к. - это верхняя куртка, кафтан с застежкой по центру переда и низко расположенным поясом из чеканных пластинок. Было распространено в XIV-XV вв. У женщин к. было сильно расширено книзу и часто заканчивалось шлейфом. Носили в XIV-XV вв.

КОТЕЛЬНИКОВА, ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

КОТЕЛЬНИКОВА, ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА (1927-1988) - сов. историк-медиевист, доктор ист. наук, крупнейший специалист по экономич. проблемам средневековой Италии. Работая в ит. архивах, К. открыла огромные пласты новых источников по истории экономич. жизни ит. общества в средние века. В своих монографиях, статьях, главах в коллективных трудах (в частности, в «Истории Италии». Т. 1. М., 1970; «Истории крестьянства в Европе». Т. 1. М., 1985, Т. 2. М., 1986), а также в изданной в Италии книге «Город и деревня в итальянском Средневековье» (Рим, 1986) К. делает акцент на преемственности связи между позднеант. и раннесредневековыми структурами, пересматривает традиционные взгляды на ит. город, освещает взаимоотношения городов и сельской округи, взаимосвязь гор. и сельской истории. Работы К. неоднократно издавались в Италии. Ее первая крупная монография «Итальянское крестьянство и город в XI-XIV вв. (По материалам Средней и Северной Италии)» (М., 1967) вышла в Италии двумя изданиями - в 1975 и 1982 гг. К. являлась участником международных встреч историков, членом нескольких ит. науч. обществ.

Основные работы К.: Итальянский город раннего средневековья и его роль в процессе генезиса феодализма // СВ. 1975. Вып. 38; Городское землевладение в Центральной Италии в VIII-XI вв. // СВ. 1981. Вып. 44; Феодализм и город в Италии в VIII-XV вв. М., 1987.

КОТТА

КОТТА - в романский период (с сер. XI в.) длинная (до середины икры) муж. верхняя одежда (туника) без рукавов либо с небольшими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Имела полукруглое или прямоугольное декольте, была короче и шире нижней туники, ее шили из более дорогих тканей. В XII в. она стала узкой в плечах и расширенной книзу при помощи клиньев, вставленных в боковые швы. Знать носила длинную к., а народ - короткую (выше колен). Благодаря длинной одежде муж. фигура приобретала женоподобный силуэт, что соответствовало идеалу муж. красоты в период Культа прекрасной Дамы. Надевали к. через голову, у ворота делали небольшой разрез на завязках.

В готич. период к. доходила до середины икры или до щиколотки. Имела пояс, длинный рукав. В XIV в. вышла из моды.

У женщин к. - это нижнее платье (туника) с длинными узкими рукавами, иногда расширенными книзу. Позднее, в XII в., к. трансформировалась в узкое, сшитое в талию со шнуровкой сзади либо сбоку платье, расширенное от бедер книзу при помощи клиньев. Рукава были узкими, часто длинными (касались земли), иногда гофрированными. Декоративной частью жен. к. был пояс. В готич. период (XIII-XIV вв.) она имела узкий верх, зашнурованный сбоку или сзади, и широкую (за счет вшитых боковых клиньев) юбку. Имела рукава длинные и узкие, часто заканчивавшиеся манжетой в виде раструба. С XIV в. поверх к. надевали сюрко.

КОТТЕРЫ

КОТТЕРЫ - слой феодально-зависимых крестьян в Англии в средние века и в начале Нового времени, держатели мелких земельных наделов. Вынуждены были наниматься в качестве батраков, заниматься ремеслом, промыслами. Впервые упоминаются в «Книге Страшного суда».

Лит.: Барг М.Л. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. М, 1962.

КРЕДЕНЦА

КРЕДЕНЦА (ит. credencza - доверие).

1) Совет в итальянских, в основном ломбардских, городах-коммунах

(см. Городские коммуны). Избирался из числа состоятельных горожан, которые должны были помогать консулам в управлении городом. В конце XII в. превратился в т.наз. «малый» совет (сенат).

2) Союзы ремесленников и мелких торговцев (т.наз. «младшие» цеха), образовавшиеся в конце XII - нач. XIII в. в городах Ломбардии и Тосканы с целью борьбы против знати и богатого купечества.

КРЕСИ

КРЕСИ - селение в Северо-Вост. Франции, место битвы (26 августа 1346 г.) времен Столетней войны, в ходе которой англ. армия короля Эдуарда III разгромила фр. армию короля Филиппа VI. При этом погибли брат короля Франции Карл II Алансонский, король Чехии Иоанн, граф Фландрии Луи II Неверский и 1500 рыцарей. Победа под К. позволила англичанам в 1347 г. захватить город-порт Кале.

Лит.: Басовская НМ. Столетняя война 1337 - 1453 гг. М., 1985; Харботл Т. Битвы мировой истории. М., 1993.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - походы на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные католич. церковью во главе с папством и западноевроп. феодалами в 1096- 1270 гг. Знаменем большинства к.п. были религ. мотивы: борьба против «неверных» (мусульман), освобождение «гроба Господня» и «Святой земли» (Палестины), однако в большинстве своем это были военно-колонизационные мероприятия европейцев на Ближнем Востоке. Начало крестоносному движению положили церк. собор в Клермоне (Франция) в 1095 г. и рим. папа Урбан II. К.п. западноевроп. феодалов предшествовал поход бедноты, который потерпел неудачу в 1096 г. 1-й крестовый поход (1096- 1099) - завоевание крестоносцами богатого г. Эдессы (в Сев. Месопотамии), где в 1098 г. было основано первое государство крестоносцев - графство Эдесское во главе с Балдуином Фландрским (предводитель нормандских рыцарей из Фландрии). Основные силы крестоносцев осадили и взяли крупный и хорошо укрепленный г. Антиохию (Сев. Сирия). Здесь было основано второе государство крестоносцев - княжество Антиохийское во главе с князем Боэмундом Тарентским (предводитель нормандских рыцарей Юж. Италии). Завершился поход в 1099 г. захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Также было образовано графство Триполи, зависимое от Антиохии. Поводом для 2-го крестового похода (1147- 1149) было взятие в 1144 г. сельджуками Эдессы. Его главный вдохновитель - аббат Бернар Клервоский (известный деятель католицизма). Поход, возглавляемый фр. королем Людовиком VII и герм, королем Конрадом III, потерпел неудачу. нем. рыцари были разбиты сельджуками в Малой Азии, осада фр. крестоносцами Дамаска завершилась безуспешно. Взятие в 1187 г. Иерусалима Салах-ад-Дином вызвало 3-й крестовый поход (1189-1192). В нем участвовали феодалы Германии, Франции и Англии. Руководили им герм, император Фридрих I Барбаросса и короли Филипп II Август (Франция) и Ричард I Львиное Сердце (Англия). Попытка вернуть Иерусалим не увенчалась успехом. Крестоносцам удалось лишь сохранить прибрежную полосу от Тира до Яффы. Столицей Иерусалимского королевства стала Акра. 4-й крестовый поход (1202-1204), организованный по инициативе рим. папы Иннокентия III, первоначально был направлен против Египта, но (усилиями главным образом венецианского купечества) завершился разгромом Визант. империи, на части территории которой после захвата Константинополя крестоносцами была создана Латинская империя (1204-1261). В 1261 г. никейский император Михаил VIII Палеолог при помощи Генуи овладел Константинополем и восстановил Византию (но не в былом ее величии). 5-й крестовый поход (1217-1221) был также направлен против Египта, но потерпел неудачу. 6-й крестовый поход (1228-1229) возглавил герм, император Фридрих II. Используя войну Египта с Дамаском, ему удалось получить на время Иерусалим и некоторые города в Палестине, однако в 1244 г. мусульмане снова захватили Иерусалим. 7-й крестовый поход (1248-1254), направленный против Египта, и 8-й (1270, в Тунис), возглавляемые фр. королем Людовиком IX, закончились полной неудачей. Попытка Франции утвердиться в Сев. Африке потерпела крах. Первоначально сам король попал в плен и был выкуплен, а во время последнего похода он умер. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Ближнем Востоке.

Лит.: Заборов М.Л. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977; Заборов МЛ. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

КРЕСТЬЯНСТВО

КРЕСТЬЯНСТВО - основной производящий класс Средневековья. К. не было единым, а распадалось на группы, отличавшиеся в экономич. отношении (по величине земельных держаний) и правовым статусом (по степени юр. обеспеченности владельческих прав, размерам и характеру повинностей, по степени личной несвободы). К нач. XI в. свободного к. в Зап. Европе почти не было (исключение: Вост. Англия, Скандинавия). К. находилось в личной, поземельной и суд. зависимости. Так, во Франции X-XI вв. существовали 2 основные категории крестьян: сервы, находившиеся в личной, поземельной и суд. зависимости от сеньора, и вилланы - поземельно-зависимые, но лично-свободные. Личная зависимость сервов но Франции характеризовалась четырьмя основными повинностями:

1) побор с наследства (Мёртвой руки право);

2) формальяж - специальный брачный побор за брак, заключенный с человеком не из данной сеньории;

3) произвольная талья;

4) поголовный побор.

В XII-XIII вв. начался процесс выкупа крестьян на волю; серв получил возможность выкупить вышеперечисленные повинности и стать лично-свободным, земля при этом оставалась в собственности феодалов, а поземельная зависимость сохранялась. Главное различие между сервом и вилланом состояло в том, что последний мог продать либо передать держание и уйти в другое место Серв был лишен права распоряжаться своим наделом, не мог его продать.

В экономич. отношении к. разделялось на две группы: надельные крестьяне (имеющие дом) и челядь (жили в господском доме). Уровень жизни крестьянина зависел в основном от статуса земли, а не от его личного статуса. В хоз. деятельности надельное к. было относительно самостоятельным. Как держатель земельного участка крестьянин должен был нести ту или иную ренту: отработочную ренту (барщину), продуктовую ренту (оброк), денежную форму ренты. Размеры отработок соответствовали площади наделов. Так, полнонадельный крестьянин работал на барщине 4 дня в неделю, владелец 0,5 надела - 2 дня. Существовали также строительные, транспортные и др. повинности. Размеры этих повинностей, как правило, не фиксировались. Различные виды ренты чаще всего комбинировались. Во многом сумма крестьянских повинностей зависела от произвола сеньора.

Зависимость крестьян проявлялась также в т.наз. баналитетах. Сеньор был судьей над своими крестьянами. Крестьянин должен был нести тяжбы, судиться в курии (поместном суде) сеньора, за что с него взимались суд. штрафы и поборы. Объем компетенции сеньориальных судов был различным: от наложения штрафов за воровство, отказ от барщины до смертной казни. Штрафы составляли значительную долю доходов сеньора.

КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА

КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА (ок.1130-1191) - один из известных фр. романистов; писал стихи в духе северофр. труверов. О нем известно мало. Происходил из Шампани, был духовным лицом, пользовался покровительством знатных сеньоров (графини Марии Шампанской, Филиппа Эльзасского, графа Фландского), при дворах которых провел жизнь, воспринял их настроения и вкусы. В молодые годы увлекался произведениями Овидия, что позднее нашло отражение в обработке его произведений. Отмечается многообразие жанров, к которым обращался поэт, и энциклопедич. характер его творческого наследия. К. де Т. оставил пять романов: «Эрек и Эни-да» (ок. 1170), «Клижес» (ок. 1176), «Ивейн, или Рыцарь со львом» и «Ланселот, или Рыцарь телеги» (написанные между 1176 и 1181 гг.), «Персеваль, или Повесть о Граале» (между 1181 - 1191 гг.), несколько лирич. песен, написанных под влиянием провансальского трубадура Бернарта де Вентадорна. Создал агио-графич. поэму «Вильгельм Английский» с сильными чертами романа.

Лит.: Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. М., 1980.; Михайлов АД. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

КРЕЩЕНИЕ

КРЕЩЕНИЕ - таинство в православной и католич. церквах, первое из совершаемых над верующим. Наряду с евхаристией - самое раннее в христиан, церкви. Символич. содержание к. сводится к тому, что при его совершении верующий умирает для прежней греховной жизни и возрождается в жизнь новую, духовную (по подобию смерти и воскресения Иисуса Христа); крещенская вода смывает все грехи; человек вступает в церковь. В период античности христиане совершали обряд к. поначалу только над взрослыми людьми. Был разработан довольно сложный ритуал крещения, требовался трехлетний подготовительный период (катехуменат). В поздней христианизированной Рим. империи преобладало крещение детей, катехуменат постепенно отмирал и исчез в Раннем Средневековье, несмотря на то, что тогда к. принимали целые языч. народы. Ритуал к. в средние века был упрощен, хотя в нем и появился ряд нововведений, напр., обычай давать новорожденным имена (с VIII в.). Поначалу обряд к. совершался через погружение в воду (эта практика сохранилась в православных церквах), а в средние века католики стали совершать его через обливание водой головы. В христиан, странах Средневековья к. имело чрезвычайно важное социальное значение - только крещенный человек мог быть полноправным членом общества, иноверцы стояли вне его.

Лит.: Федосик В.Л. Таинства без тайн. Мн., 1979; Wierusz-KowalskiJ. Liturgika. Warszawa, 1956.

КРИПТА

КРИПТА (от греч. krypte - крытый подземный ход, тайник) - подземное помещение церкви, расположенное под хором. Первоначально служило для погребения.

КРИСТИАН I

КРИСТИАН I (1426-1481) - король Дании (1448-1481), Норвегии (1450-1481), Швеции (1457-1464); основатель Ольденбургской династии, граф Ольденбурга. Стремился сохранить Кальмарскую унию, в связи с чем боролся со швед, королями. Потерпел поражение при Брункеберге (1471), после чего датско-швед. уния фактически распалась.

КРИСТИНА ПИЗАНСКАЯ

КРИСТИНА ПИЗАНСКАЯ (1364/1365- 1430) - фр. поэтесса ит. происхождения. Жила при дворе фр. королей Карла V и Карла VI, пользовалась их покровительством. Автор «Послания к Богу любви» и «Книги о трех добродетелях», в которых звучала тоска по утраченным идеалам куртуазного мира, излагалась программа интеллектуального воспитания женщин всех сословий. В 1404-1405 гг. написала «Книгу о Граде женском», в которой подчеркивала, что женщина ни в чем не уступает мужчине по своим способностям; причину неудачных браков видела в конкретных человеч. пороках мужчин и женщин. Однако К.П. не удалось полностью преодолеть традиционную для христианства модель муж. превосходства. К.П. выступила против Жана де Мена, который в своем «Романе о Розе» иронично высказался относительно обожествления любви к женщине. От К.П. берет начало т.наз. «спор о женщинах» во Франции XVI в., в котором столкнулись феминисты и антифеминисты.

Лит.: Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде женском» // «Пятнадцать радостей брака» и др. сочинения фр. авторов XIV- XV вв. М., 1991.

КУГУСИЯ

КУГУСИЯ - см. «Дурные обычаи».

КУДРЯВЦЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ

КУДРЯВЦЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ (1816- 1858) - рус. историк, окончил Московский ун-т, с 1855 г. - его профессор. Ученик Т.Н. Грановского, специалист по всеобщей истории (особенно интересовался переходными эпохами), автор статей «Данте, его век и жизнь», «Каролинги в Италии», «Карл V» и проч., свидетельствующих о его большой эрудиции. Результатом изучения средневековой Италии явилась одна из значительных работ в этой области - «Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим». Это серьезное науч. исследование, основанное в большой мере на первоисточниках и нисколько не уступающее многим работам европ. историков. Находясь под влиянием ит. романтиков, К. написал свой труд в виде повествования о полит, событиях того времени, почти не затрагивая экономич. историю. Как указывал сам автор в предисловии, его интересовали события, под влиянием которых стала возникать новая «итальянская национальность». К. был убежден, что в «бытописании каждого народа важен начальный его период, как зерно, из которого развивается вся последующая история». Этот труд К. - единственный в рус. дореволюционной историографии обзор истории Италии Раннего Средневековья (до VIII - нач. IX в.).

КУЛЬТ ДАМЫ

КУЛЬТ ДАМЫ - см. Куртуазная любовь.

КУПЕЧЕСТВО

КУПЕЧЕСТВО - социальный слой, занимавшийся торговлей. Развитие к. началось в XI-XII вв. в связи со стремительным ростом городов, особенно крупных центров транзитной торговли (Венеция, Генуя, ганзейские города и т.д.). XIII - первая треть XIV в. - период расцвета к. Во многих городах Европы купеч. верхушка, сконцентрировавшая в своих руках огромные богатства, образовала патрицианский слой города, который оказывал решающее влияние на его управление. К., составляя незначительный процент гор. населения, обладало всей полнотой власти: входило в гор. совет, проводило выгодную ему налоговую политику, держало в своих руках суд, местное законодательство. Во Флоренции эта олигархия носила название «жирный народ».

Наивысшего экономич. и полит, могущества к. достигло в городах Италии (напр., о генуэзцах говорили: «Генуэзец - значит купец»). К. объединялось для защиты своих прав и интересов в общегор. гильдии, гильдии купцов, ведущих транзитную далекую торговлю или экспортную торговлю. В XIII-XIV вв. началось проникновение купеческих капиталов в производство (Флоренция, города Фландрии). Купцы-скупщики фактически превратились в капиталистов-предпринимателей (рассеянная мануфактура). Всей Европе были известны имена фландрского суконщика Жана Буанеброка (XIII в.), француза Жака Кёра (1395-1456), итальянца Бона-корсо Питти (1354-1456).

Лит.: Гуревич АЯ. Средневековый купец // Одиссей. М., 1990; Сванидзе А А. Рынок и экспортные отрасли ремесла в Европе XIV-XVIII вв. М., тиЯстребицкая АЛ Европейский город (средние века - раннее Новое время). Введение в современную урбанистику. М., 1993.

КУРТИНА

КУРТИНА - стена, соединяющая в замке или крепости две соседние башни.

КУРТРЁ

КУРТРЁ - город в Зап. Фландрии, около которого состоялась «Битва шпор» между фр. рыцарской конницей и фландрским пешим ополчением, закончившаяся поражением французов. На поле боя победителями было собрано 700 золотых шпор, что и дало название битве. Это был первый случай победы пешего ополчения над рыцарской конницей в средневековой Европе.

Лит.: Харботл Т. Битвы мировой истории. М., 1993.

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ - новая форма взаимоотношений между мужчиной (молодым рыцарем) и женщиной (Дамой). Современники называли ее «fine аmоur», т.е. «утонченная любовь». Фр. историк Гастон Парис (1839-1903) удачно назвал этот тип любовных отношений «куртуазным» «придворным»). Исходный принцип куртуазной коллизии - поклонение молодого неженатого рыцаря знатной замужней Даме, возможно, супруге сеньора этого рыцаря или какого-нибудь другого высокопоставленного человека. Очень важный стимул этого поклонения - телесное влечение рыцаря к Даме. Реализовать это влечение рыцарь был не в состоянии; но удовольствие заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольствием. В этом - истинная природа к.л.

Культ Дамы возник на рубеже XI- XII вв. при княжеских дворах на юге Франции в Аквитании, Тулузе, в рыцарской среде и со временем распространился на север страны. Рыцарь подчеркивал свое подчинение Даме, служил ей, как вассал своему сеньору.

Для достижения своей цели влюбленный рыцарь проходил несколько стадий-степеней:

1) любовь «колеблющегося»,

2) любовь «умоляющего»,

3) любовь «услышанного»,

4) любовь «друга».

На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме, заключить ее в объятия. Но все это - при условии преданности, верности своей Даме, готовности выполнить все ее желания. Мужчине надлежало быть смелым, уважать личность женщины, развивать муж. добродетели. Куртуазный ритуал заставлял женщину сдерживать чувственность, быть осмотрительной, способствовал совершенствованию ее души. Культ Дамы сыграл значительную роль в повышении статуса женщины, произошла определенная эволюция во взглядах на нее. Отныне рыцарь должен был понять, что благородная женщина имеет не только тело, но и душу. К.л. изменила взаимоотношения между мужчиной и женщиной, способствовала духовному совершенствованию людей и во многом подготовила условия для возвышения любви.

Практика к.л. была инспирирована матримониальными (брачными) обычаями Средневековья. Чтобы ограничить наследственные разделы земельных держаний, было сокращено количество браков в сеньориально-рыцарской среде. Семья женила только одного старшего сына. Вследствие этого к XII в. рыцарство состояло главным образом из т.наз. «юношей», взрослых неженатых мужчин. Они-то и становились поклонниками знатных матрон.

КУРТУАЗНОСТЬ

КУРТУАЗНОСТЬ (от фр. cour - двор) - правила хорошего тона, хорошие манеры. К. стала основой рыцарского поведения в XII-XIII вв. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. О к. писал в XII в. Гуго Сен-Викторский, в XIII в. - Винсент из Бове. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия. К. руководствовались не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества (см. Куртуазная любовь), но и в отношениях с мужчинами.

КУРФЮРСТЫ

КУРФЮРСТЫ (от нем. Кur - выбор, избрание и Furst - князь) - высшие духовные и светские князья Священной Рим. империи, за которыми с XIII в. было закреплено право избирать императора. Коллегия к. юридически была оформлена Золотой буллой и состояла из 7 к. - трех церковных (архиепископы Майнцкий, Кёльнский и Трирский) и четырех светских (король Чешский, пфальцграф Рейнский, герцог Саксонский и маркграф Бранденбургскйй). К. обладали почти полной полит, самостоятельностью.

КУТЮМЫ

КУТЮМЫ (от фр. coutume - обычай) - местное обычное право в феод. Франции; сложилось на основе старых правд и грамот, которые регулировали отношения сеньоров с крестьянами и городами. До XIII в. на севере Франции к. существовали в устной традиции, а на юге получили письменное оформление: здесь сохранились элементы рим. права. В XV в. во Франции насчитывалось ок. 60 провинциальных и более 300 местных к. Они определяли порядок судопроизводства, состав суд. органов, вассальные связи и взаимоотношения феодалов, положение горожан и крестьян, имущественные и семейные отношения, формы феод, собственности. Наиболее ценные сборники к. - «Большой нормандский судебник» (сер. XIII в.) и «Кутюмы Бовези» (ок.1280), составленные Бомануаром.

КУХОННАЯ ЛАТЫНЬ

КУХОННАЯ ЛАТЫНЬ - понятие, введенное Лоренцо Валлой в насмешку над латынью гуманиста Поджо Браччолини. Валла уподобил своего противника повару, профессия которого не считалась почетной. С XVI в. этот термин обозначал язык, пренебрегающий правилами грамматики и словообразования классич. латыни, т.е. прежде всего лат. языка церкви и средневековых ун-тов.

КЬОДЖА

КЬОДЖА - рыбацкая гавань в Адриатическом море вблизи одного из выходов в Венецианскую лагуну, город к югу от Венеции, место битвы между венецианцами и генуэзцами (21 июня 1380 г.) во время 4-й венецианско-генуэзской войны. После уничтожения генуэзского флота была установлена гегемония Венеции.

Лит.: Харботл Т. Битвы мировой истории. М., 1993.

КЭДА ДЖЕКА ВОССТАНИЕ

КЭДА ДЖЕКА ВОССТАНИЕ - крупное народное восстание 1450 г. в Англии, центром которого Стало графство Кент. Было вызвано резким обострением социальных противоречий и усилением борьбы между крупнейшими феодалами за влияние и власть при малолетнем короле Генрихе VI, ростом налогов, расхищением казны, неудачами в войне с Францией (Столетняя война), изданием новых законов против наемных рабочих и т.д. Помимо крестьян в восстании приняли участие городские ремесленники, частично купечество и мелкое дворянство (джентри). Восстание возглавил Кэд Джек - зажиточный фригольдер ирландского происхождения, человек опытный в военном деле. Во главе 20-тысячной армии он двинулся на Лондон и вступил в столицу. Правительству был предъявлен ряд требований: облегчить налоговое бремя, прекратить вымогательства королев, чиновников (особенно при сборах податей), возвратить королю расхищенные феодалами королев, земли, отправить в отставку дурных королев, советников, упорядочить деятельность администрации, ликвидировать засилие мятежных магнатов в парламенте и усилить общее значение этого учреждения. Среди этих в основном полит, требований было лишь одно социального характера - отменить «рабочее законодательство». Вначале восстание развивалось успешно. Кэд Джек предал суду и казнил самых ненавистных королев, советников. Однако городская верхушка, напуганная действиями повстанцев и лондонской бедноты, взялась за оружие и с помощью гарнизона Тауэра вытеснила повстанцев из города. Король обещал амнистию восставшим, если они сложат оружие и разойдутся. Большинство последовало этому совету и получило грамоты о помиловании. Кэд Джек вместе с оставшимися сторонниками еще некоторое время продолжал борьбу и в одном из столкновений с правительственными войсками был смертельно ранен. Восстание пошло на убыль. Началась жестокая расправа с его участниками.

Лит.: Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв.). М., 1984; Кузнецов Е.В. Народные движе ния в Англии в середине XV в. М., 1982; Сапрыкин ЮМ. Социально-политические взгляды английского крестьянства. М 1972.

Предыдущая страница Следующая страница