Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭЛ")

МЕЛЮЗИНА

МЕЛЮЗИНА - согласно средневековой легенде, фея водных источников.

МЕНЕСТРЕЛИ

МЕНЕСТРЕЛИ (от позднелат. minis teriales - состоящий на службе) - придворные певцы и музыканты во Франции и Англии XII-XIII вв. Воспевали рыцарские подвиги, служение Даме. В XIV-XVIII вв. м. называли бродячих музыкантов из простонародья.

МЕНЯЛА

МЕНЯЛА - лицо, занимавшееся обменом монет, а также торговлей ими.

МЕРЛИН

МЕРЛИН - поэт и провидец в кельт, мифо-поэтич. традиции и повествованиях артуровского цикла. Возможно, прообразом М. был бард Мирддин Дикий (VI в.), упоминаемый в валлийских поэмах X в. В XII в. образ М. стал популярным благодаря сочинениям Галъфрида Монмутского, который дал жизнеописание М. и привел его пророчества.

Традиционный круг сюжетов средневековых повествований о М. начал складываться с XIII в.: рождение М. от инкуба, учреждение М. «Круглого стола», служба Артуру, заточение М. феей Вивианой в воздушную темницу Броселианды и др. Наряду с письменной традицией, образ М. имел место и в устной народной традиции (напр., в бретонской).

МЕРОВИНГИ

МЕРОВИНГИ - первая королев, династия во Франкском государстве, в период правления которой у франков зародились феод, отношения. Название произошло от имени полулегендарного родоначальника М. - Меровея. В VII в., после раздробления Франкского государства, в его составе обособились самостоятельные области, которые возглавили короли из дома М. Главные представители М. и их годы правления: Хильдерик I (457- 481), Хлодвиг! (481-511), Хильперик I (561-584), Хлотарь II (584-629) - в Нейстрии до 613 г., Дагоберт I (629-639), Хильдерик III (743-751). Последний был свергнут Пышном Коротким. В конце VII в. власть во всех областях королевства фактически оказалась в руках майордомов, по воле которых назначались и смещались короли из дома М. Поэтому М. получили прозвище «Ленивые короли».

Лит.: История Франции. Т. 1. М., 1972.

МЕРСЕНСКИЙ ДОГОВОР 870 Г.

МЕРСЕНСКИЙ ДОГОВОР 870 Г. - соглашение, заключенное 8(9) августа в Мерсене между западно-франкским королем Карлом Лысым и восточно-франкским королем Людовиком Немецким о разделе Лотарингии в связи с отсутствием прямых наследников у лотарингского короля Лотаря II (умер в 869 г.). Зап. часть Лотарингии отошла к Карлу Лысому, восточная (большая по территории) - Людовику Немецкому.

МЁРТВОЙ РУКИ ПРАВО

МЁРТВОЙ РУКИ ПРАВО -

1) Право сеньора на принадлежавшее умершему крестьянину имущество, побор с наследства. Взыскивался с наследников умершего крестьянина за разрешение вступить в права наследования. «М.р.» п. означало получение сеньором части (в Англии, Германии, Фландрии, Лотарингии, Пикардии) или всего (в некоторых районах Франции) имущества крестьянина либо денежного посмертного побора (Франция, Северо-Зап. Италия). До XI в. «м.р.» п. распространялось на всех зависимых крестьян.

Во Франции «м.р.» п. - один из критериев личной несвободы крестьян. Наряду с др. повинностями (формальяж, произвольная талья, поголовный побор), «м.р.» п. определяло личную зависимость серва. Выкуп сервами «м.р.» п. и др. повинностей (начался с XII в., но главным образом проходил в XIII-XIV вв.) означал их освобождение от личной зависимости, личную свободу.

2) В церкви - запрет для духовенства, владевшего имуществом церкви, передавать его по наследству и отчуждать без согласия церк. учреждений. Отменено в период Реформации в протестантских странах (XVI в.).

МЕССА

МЕССА (от лат. missa - отпускание) - главное ежедневное богослужение в католичестве; обедня. Сама церемония формировалась с IV по VIII в.

МЕСТА

МЕСТА - объединение крупных исп. феодалов, занимавшихся овцеводством. Первая м. была создана в Кастилии в 1273 г. М. пользовалась правом на проведение специальных дорог (каньяд) для перегона овец с одного места на другое - зимой на юг, в долины Эстремадуры и Андалузии, летом на север, в горы Астурии, а также на использование пастбищ гор. и сельских общин. Крестьянам при этом запрещалось возводить изгороди для защиты своих посевов. М. просуществовала до 1836 г.

МЕЧЕНОСЦЫ

МЕЧЕНОСЦЫ - Братья Христова воинства

духовно-рыцарский орден, основанный на захваченной нем. феодалами земле ливов в 1202 г. по инициативе рижского епископа Альберта. Назывались м. из-за того, что на их форменных белых плащах был изображен не только красный крест, но и красный меч. Членами ордена были рыцари из разных стран. Пер. вый же магистр ордена был убит одним из братьев-рыцарей. М. вступили в конфликт со своим основателем - рижским епископом, но папа римский заставил их подчиниться. М. проводили активную экспансию в Вост. Прибалтике (часть захваченных земель становилась их собственностью). Кроме ливов, земгалов они нападали на литовцев, а также захватили принадлежавшие полоцким князьям города Герцике и Кукенойс. В 1236 г. м. были наголову разгромлены литовцами у Шяуляя. По призыву папы римского на восстановление ордена двинулись рыцари из многих стран Европы. В 1237 г. остатки м. объединились с Тевтонским орденом, став его филиалом (одной из 10 провинций) - Ливонским орденом. Ливонскому ордену принадлежали латышские и эстонские земли. В XVI в. орден признал себя вассалом польского короля и великого князя литовского. В 1561 г. тогдашний магистр Готард Кеттлер объявил Ливонский орден светским владением - княжеством Курляндия.

Лит.: Potkowski Е. Rycerze w habitach. Warszawa, 1978.

МИКЕЛАНДЖЕЛО

МИКЕЛАНДЖЕЛО - Собор Св. Петра в Риме (начат Браманте, закончен Микеланджело)

Обратил на себя внимание Лоренцо Медичи Великолепного, при дворе которого сошелся с кружком гуманистов во главе с Полициано, которые во многом (как, впрочем, и основательное знакомство с произведениями ит. писателей, поэтов, философов) определили его мировоззрение.

К семнадцати годам создал первые работы - мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» (ок.1491) и «Битва кентавров» (1492). После смерти Лоренцо Медичи Великолепного покинул «сады Медичи» и уехал в Болонью, где выполнил несколько мраморных фигур для церкви Сан-Доменико.

С 1496 до 1501 г. М. жил в Риме. Здесь к нему пришла настоящая слава. В Риме были созданы мраморная статуя «Вакх с сатиром» (1496-1497) - первое монументальное изображение ант. божества, созданное скульптором Возрождения, и скульптурная группа «Оплакивание Христа» («Пьета», 1498- 1499), находящаяся сейчас в соборе Св. Петра. Художник высек из мрамора мертвое тело Христа, распростертое на коленях юной и прекрасной мадонны.

В 1501 г. М. вернулся во Флоренцию. Последующие пять лет, проведенные им в родном городе, были самыми счастливыми годами его жизни. Он создал из лежавшей без употребления, испорченной в XV в. глыбы мрамора колоссальную статую «Давид» (высота ок. 5,5 м, 1501- 1504), изобразив библейского героя в момент, когда он только готовится к схватке (а не победителем, как обычно делали мастера XV в.). Статуя была установлена у входа в Палаццо Синьории (Палаццо Веккьо) и простояла там до 1873 г., затем была перенесена в Галерею Академии изящных искусств Флоренции, а на старом месте водрузили мраморную копию. В 1508 г. М. по настоянию папы Юлия II взялся за свое самое великое творение - за роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512). Один, без помощников, он расписал свод общей площадью свыше 600 м2, создав самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения.

В 1516 г. М. по поручению нового папы, Льва X (из рода Медичи), приступил к составлению проекта и сооружению фасада фамильной церкви Сан-Лоренцо, но в 1520 г. папа внезапно расторг договор. Спустя несколько месяцев М. получил новый заказ: достроить при этой церкви новую усыпальницу семьи Медичи (известную теперь как Капелла Медичи) и поместить в ней скульптурные надгробия. Капелла Медичи (начата в 1521 г.) - одно из крупнейших произведений М. Одновременно он вел строительство Библиотеки Лаурен-циана (1523-1534). Работа над Капеллой была прервана вторжением в Италию испан. войск (1527). При осаде Флоренции войсками папы и испанцев М. руководил сооружением укреплений, принимал участие в обороне республики. В 1531 г. он возобновил работу над Капеллой Медичи, но в 1534 г., не закончив ее, навсегда уехал из Флоренции в Рим. В 1535 г. по заказу папы Павла III он написал фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1535-1541) и фрески в Капелле Паолина в Ватикане (1542-1550). Последние скульптурные работы М. - две «Пьеты» (1550-1555; 1555-1564).

В 1546 г. М. стал ведущим архитектором Рима и был поглощен архитектурными работами, главная из которых - собор Св. Петра. Его строительство он возглавил в 1546 г.

Поэзию М. отличают глубина мысли и высокий трагизм.

М. похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче.

Лит.: Микеланджело Буонарроти. Письма // Мастера искусства об искусстве. Эпоха Возрождения. Т. 2. / Под редакцией А.А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников. М., 1983; Губер АЛ. Микеланджело. М., 1957; Дживелегов А.К. Микеланджело. М., 1957; Лазарев В.Н. Микеланджело // Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников. М., 1983; Либман МЯ. Микеланджело. М., 1964; Поэзия Микеланджело / Пер. A.M. Эфроса. Сост. Б.Н. Дудочкин. М., 1992; Ротенберг Е.И. Микеланджело Буонарроти. М., 1976.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564) - великий ит. скульптор, живописец, архитектор (сам считал себя только скульптором), поэт. Представитель Высокого Возрождения.

Родился в маленьком тосканском городке Капрезе (близ Флоренции), где его отец был подеста (градоначальником). Еще ребенком переехал во Флоренцию. В 1488 г. (несмотря на противодействие отца) поступил учеником в мастерскую Доменико Тирландайо, через год перешел к скульптору Бертольду да Джованни, ученику Донателло и хранителю т. наз. «садов Медичи» - ценной коллекции древней и новой скульптуры. Фактически М. был гениальным самоучкой.

МИКЕЛОЦЦО БАРТОЛОММЕО

МИКЕЛОЦЦО БАРТОЛОММЕО (1396-1472) - ит. архитектор, скульптор, представитель Раннего Возрождения, ученик и последователь Брунеллески, придворный архитектор семьи Медичи. Жил во Флоренции. Самое крупное произведение М. - палаццо Медичи - Риккарди (Риккарди - фамилия последнего владельца дворца), построенный в 1444-1460 гг. по заказу Козимо Медичи. Это здание послужило образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. В противоположность Брунеллески, строившему большие церкви, М. возводил маленькие храмы и фамильные капеллы. Он известен как блестящий декоратор. Нередко сотрудничал со скульпторами Гиберти и Донателло. Построил загородную виллу Кареджи (под Флоренцией).

Лит.: История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией ЦТ. Нессельштраус. М., 1982.

МИНИАТЮРА

МИНИАТЮРА (от лат. minium - киноварь, сурик) - небольшое живописное изображение, иллюстрация в рукописной книге. Буквицы или первые строки средневековых рукописей писались красной краской, поэтому и изображение в этих книгах стали называть м. В период Средневековья в Византии, а также в странах Зап. Европы книжная м. достигла большого совершенства.

МИНИСТЕРИАЛЫ

МИНИСТЕРИАЛЫ (от лат. ministerium - служба, должность) - в период Средневековья слуги и служилые люди короля и феодалов (как светских, так и духовных). Выполняли придворную, адм. и хоз. службу. Набирали м. в основном из несвободных людей, они получали за службу земельные владения (министериальные лены). Институт м. был очень распространен в Германии в XI-XIII вв. В XII-XIII вв. м. получили личную свободу, частично вошли в состав дворянства, этому способствовали их рыцарская воен. служба и довольно высокое положение в феод, государстве.

МИННЕЗИНГЕРЫ

МИННЕЗИНГЕРЫ (нем. Minnesinger - певец любви) - нем. лирич. поэты-певцы XII-XIII вв., воспевавшие в основном рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Творчество м. возникло под влиянием трубадуров Прованса. М. часто были придворными рыцарскими поэтами и певцами.

МИПАРТИ

МИПАРТИ - двухцветная в основном муж. одежда. Появилась в конце XII в., была тесно связана с геральдикой, разделялась в соответствии с цветами герба по вертикали. М. носила молодежь, особенно часто пажи. Получила особенно широкое распространение в период готики.

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ (от лат. miraculum - чудо) - жанр религ. драмы в XIII- XIV вв., получивший широкое развитие во Франции. Сюжетную основу м. составляли легенды о чудесах, которые совершает Богоматерь или какой-нибудь святой, известный как покровитель данной местности. Миракли вскоре стали отходить от своей культовой основы и все больше включать в себя светские и реалистич. элементы. Освобождение от канонич. текста давало автору м. большую свободу; он имел возможность сочетать рассказы о религ. чудесах с полным и красочным изображением повседневной жизни горожан. Миракли с самого начала ставились и исполнялись горожанами не в церкви, а на гор. площади, с пышной бутафорией и живописными костюмами. Одними из ранних произведений в жанре м. являются «Игра о святом Николае» Жана Боделя (1200) и «Чудо о Теофиле» Рютбефа (ок.1261).

МИР БОЖИЙ

МИР БОЖИЙ - запрет убивать и причинять какой-либо ущерб лицам из определенных слоев во время воен. действий. Движение за М.Б. возникло во Франции в X в. (его началом принято считать соответствующее постановление собора в Шару в 989 г.). Постановления о М.Б. принимались церк. соборами. Так, собор в Клермон-Ферране (1095 г.) своим первым каноном запретил превращать в жертвы войн монахов, священников и женщин; собор в Реймсе (1149 г.) постановил о необходимости соблюдения во время воен. действий безопасности духовенства, монахов, пилигримов и крестьян. Нередко к этим категориям людей соборы добавляли купцов. Нарушители М.Б. подлежали отлучению от церкви.

Движение за М.Б. возникло и набрало силу с ростом влияния папства в полит, жизни Зап. Европы. Однако, несмотря на широкую поддержку мирных слоев населения, в условиях феод, усобиц существенного эффекта не имело. С XII в. в движение за М.Б. включается королев, власть. Фр. короли Людовик VI и Людовик VII издают распоряжения, повторяющие требования М.Б. Но только создание централизованных государств смогло положить конец междоусобным феод, войнам и обезопасить от них мирные слои населения.

Лит.: Bredero А.Л. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.

МИРОПОМАЗАНИЕ

МИРОПОМАЗАНИЕ - христиан, таинство, обряд помазания лба, рук, груди, глаз, ушей и ноздрей особым маслом - миро, который освящал человека; применялся также при коронации монархов.

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion - тайна, таинство) - вид средневекового религ. представления в Зап. Европе. Возникнув в XII-XIII вв., мистерии получили развитие в XV в. во Франции, в Англии и Германии. Постановкой мистерий, в которых принимали участие десятки, а иногда сотни человек, занимались гор. совет и ремесленные цехи. Они придавали спектаклю большую роскошь и иногда превращали его в демонстрацию своей Щедрости. Представления разыгрывались на площади или на ярмарке в течение нескольких дней, иногда недель, превращаясь в яркие и занимательные зрелища с довольно сложной бутафорией. Примером ранней м. является англо-нормандская «Игра об Адаме» (сер. XII в.), а поздней, гигантской, - «Мистерия Ветхого завета» (50-е гг. XV в.). С течением времени религиозно-дидактич. мотивы в мистериях постепенно уступают место бытовым и комич. элементам, библ. персонажи приобретают черты живых людей, их поступки получают психологич. обоснование. Усиление светского начала привело в XVI в. к запрещению церк. властями постановок мистерий.

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ (от греч. mystikos - таинственный) - направление средневековой философии. Первым западноевроп. средневековым философом мистич. направления был Иоанн Скот Эриугена. Основоположником м. в Зап. Европе считается Бернар Клервоский. В XII в. крупным очагом м. во Франции была богослов, школа при монастыре Сен-Виктор, с деятельностью которого связаны религ. мыслители-мистики Гильом из Шампо, Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский. Крупными мистиками были Петр Дамиани, Бонавентура, а позже Николай Кузанский. В противоположность схоластам мистики утверждали, что путь постижения Бога состоит не в логике и рассуждениях, а в сверхразумном созерцании и чувстве, посредством религ. эмоций. Под м. понимали также способность вступать в непосредственное общение с Богом, растворять собственную личность в личности Бога. Ортодоксальные мистики (напр., Бернар Клервоский) стремились заменить схоластику мистикой. Большинство ортодоксальных мистиков принадлежало к ордену францисканцев, неортодоксальные же мистики были тесно связаны с неоплатонизмом, в том числе с его положением о непознаваемости Бога, и смыкались с пантеизмом.

В средневековом православии наиболее откровенным проявлением м. был исихазм, возникший и достигший своего расцвета в Византии. Его идеологами были визант. монахи. Начала исихазма можно обнаружить у Максима Исповедника (VII в.), оказавшего сильное влияние на Эриугену. Оформилось это учение в трудах Симеона Нового Богослова (949-1022), а расцвет исихазма - это мистич. учение Григория Паламы (паламизм) в XIV в. Суть исихазма - в стремлении к единению человека с Богом путем аскетизма, очищения души («сердца») слезами, молитвенной медитации («умная молитва»), осияния души божественным светом. Исихазм оказал огромное влияние на визант. (затем и на рус.) иконопись - статика, внутренняя сосредоточенность, асимметрия лиц персонажей и т.д.

Лит.: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Харьков, 1888; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957.

МИТРА

МИТРА (греч. mitra - головная повязка) - позолоченный головной убор высшего католич. духовенства. Надевался в торжественных случаях.

МИХАИЛ VIII ПАЛЕОЛОГ

МИХАИЛ VIII ПАЛЕОЛОГ (1261- 1282) - визант. император, основатель последней династии визант. императоров - Палеологов. Происходил из знатного визант. рода Палеологов; видный полит, деятель, смелый военачальник, ставленник высшей феод, знати Никеи. В 1258-1261 гг. был императором Никейской империи. В 1261 г. в результате удачного похода на Константинополь отвоевал у латинян столицу ромеев и восстановил Визант. империю. M.VIII стремился возродить престиж Визант. империи, поэтому в его царствование шли бесконечные войны с лат. баронами за визант. владения. Он добился некоторых внешнеполит. успехов. Состарившись, M.VIII превратился в жестокого, подозрительного тирана, который по ничтожному обвинению лишал жизни придворных и простых граждан. В одном из походов против латинян в 1282 г. он умер.

Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996; Удальцова З.В. Поздняя Византия (XIII - середина XV в.) // История Европы. Т. 2. М„ 1992.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018-1096) - визант. историк, философ, писатель, полемист, политик; современник 14 императоров и советник многих из них. Пережил опалу и временное удаление в монастырь, затем вернулся к полит, деятельности. М.П. - ученый нового типа, энциклопедист, знаток ант. философии: увлекался Платоном и неоплатониками. Одним из первых среди визант. философов стал защищать идеи рационализма, отстаивать право человека на науч. познание мира. Много комментировал ант. философов, создал филос. трактат «Логика», в котором в сжатой форме изложил основы этой науки.

Литературное и науч. наследие М.П. огромно. Сохранились его сочинения по богословию, истории, праву, медицине, музыке, астрономии, естественнонауч. и филологич. трактаты; он пытался проявить себя и на поэтич. поприще. Им создана «Хронография», ставшая вершиной не только визант., но и всей средневековой историографии. Эти полит, мемуары повествуют о событиях столетнего периода в истории Византии (976-1077) - от смерти императора Иоанна Цимисхия до правления Михаила VII Дуки (1071-1077). В них даны яркие характеристики некоторых современников М.П. Кроме того, он оставил большое и интересное эпистолярное наследие (примерно 500 писем), содержащее некоторые данные по истории империи, а также ок. 80 дошедших до нас ораторских произведений.

Лит.: Михаил Пселл. Хронография. М., 1978; Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; Любарский ЯН. Пселл в отношении с современниками // Визант. временник. Т. 37.

МЛАДШИЕ ЦЕХИ

МЛАДШИЕ ЦЕХИ - см. Креденца.

МОДИЙ

МОДИЙ - мера сыпучих тел и жидкостей во Франкском государстве. Равен 51,5 л.

МОЗАИКА

МОЗАИКА (от лат. musivum - посвященное музам) - изображение или орнамент из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, дерева, металлов, эмали и проч. Существует два типа мозаич. произведений: составленные из малых кубиков стекла (смальты) или камня (восходящая к античности техника рим. м.) и созданные из тонких пластин разноцветного мрамора и яшмы, которые вырезаются и составляются по контурам изображения (флорентийская м.).

МОНАРХ

МОНАРХ (от греч. monos - один и archos - правитель) - единоличный глава государства (император, король, царь, шах), получавший власть, как правило, в порядке наследования.

МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ - государство, во главе которого находится единоличный правитель-монарх. В Средневековье различали раннефеод. м., сословную м. и абсолютную м.

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ - в католицизме объединение монахов, руководствующихся в своей жизни особым уставом, утвержденным папой римским. Первым монашеским орденом был бенедиктинский. Устав ордена, написанный Бенедиктом Нурсийским, использовался в дальнейшем в качестве образца многими другими м.о. Бенедиктинский орден был наиболее массовым из м.о. Раннего Средневековья. В X-XI вв. в ходе Клюнийского движения часть реформированных бенедиктинских общин объединились в конгрегацию со строгой централизацией. В XII - первой пол. XIII в. наиболее значимыми и массовыми были ордены цистерцианцев и премонстрантов. Во время крестовых походов возникли духовно-рыцарские ордены, главной целью которых была борьба с иноверцами. Наиболее крупными из них были ордены тамплиеров, иоаннитов, тевтонов. Ряд подобных орденов возник на Пиренейском п-ове в ходе Реконкисты, а в Вост. Европе был создан орден меченосцев. В нач. XIII в. появились нищенствующие ордены - францисканцы и доминиканцы. Доминиканцам было поручено заниматься инквизицией: они стали цензорами правоверия. В наиболее же массовом ордене францисканцев его радикальное крыло стало почвой для ряда ересей, опасных не только для церкви, но и для существующего строя. Наряду с муж. м.о. появилось и немало жен. орденов (бригитток, клариссок, доминиканок и т.д.). Жен. м.о., как правило, были элитарными - туда не принимали женщин низкого происхождения. Уже к нач. XIII в. количество м.о. увеличилось настолько, что IV Латеранский собор (1215) фактически запретил создание новых м.о. Исключения бывали довольно редко и требовали особого разрешения и одобрения рим. пап.

МОНАШЕСТВО

МОНАШЕСТВО (от греч. monos - один, одинокий) - форма религ. жизни, которая характеризуется аскетизмом, удалением от общества, а также совокупность верующих, придерживающихся такого образа жизни. Монахи дают три традиционных обета: целомудрия, бедности и послушания, живут в особых помещениях (монастырях, лаврах).

Христиан. м. зародилось еще в эпоху античности в вост. провинциях Рим. империи (Египет, Сирия, Палестина). Вначале это было движение отшельников (анахоретов). Наиболее известные из них - Павел Фивейский и Антоний (III в.). Со временем, когда отшельники стали группироваться вокруг наиболее авторитетных своих представителей, возникло общежитийное (киновитийное) м. Основателем этой формы м. считается св. Пахомий, создавший первую монашескую общину в 323 г. в Египте и написавший первый монашеский устав. М. зародилось не в среде духовенства, а среди мирян. Приверженцы м. стремились подражать идеалам первоначального христианства и буквально выполнять заповеди Иисуса Христа. Многие исследователи склонны видеть в начальном м. своеобразный протест против союза церкви и императорской власти. Первые монахи были почти поголовно неграмотны (в основном это бывшие сельские жители), теологич. и филос. искания были им чужды. М. привнесло в христианство много примитивных религ. представлений (о демонах, искушениях Сатаны и т.п.). Из-за своего необычного образа жизни, выглядевшего идеалом святости, монахи пользовались огромной популярностью у верующих. В своем влиянии на мирян м. составило серьезную конкуренцию духовенству. Епископату понадобилось несколько веков, чтобы поставить м. под свой контроль.

Подлинным идеологом м. был Василий Кесарийский (IV в.). Он сформулировал правила жизни для монахов, которыми православное м. руководствуется до сих пор. Главный акцент в правилах Василия сделан на общности жизни и имущества монахов; послушание доведено до полного самоотречения ради общины, но аскетизм Василия умерен и доступен для многих. Уже в его время наблюдался рост культурного уровня м. С IV в. монастыри активно включились в гуманитарную деятельность: они распоряжались гостиницами, больницами, приютами для детей и стариков и т.д. За это монастыри получали множество дарений от государства и богатых набожных людей и налоговые льготы. Множество крестьян, спасаясь от разорения, отдавались вместе со своей землей в зависимость от монастырей. Принцип обеспечения м. за счет собственного труда отмирал, что не согласовывалось с обетом бедности. Выход был найден путем объявления имущества монастырей собственностью всей общины при сохранении индивидуального обета бедности каждого монаха. Многие средневековые монастыри были крупными землевладельцами.

В Зап. Европе м. появилось позже, чем на Востоке. Огромная роль в организации монашеской жизни на Западе принадлежала Бенедикту Нурсийскому, создавшему монашеский устав и первый монашеский орден. В дальнейшем в католич. церкви возникло множество др. монашеских орденов, чего не было в православии.

Средневековое м. наряду с духовенством было самым образованным сословием общества. Монастыри являлись настоящими очагами культуры и образования. Из среды м. вышло немало известных средневековых ученых. М. сыграло существенную роль как в религ., так и в общественной жизни средневековой Европы. В руках м. находилась инквизиция, оно активно участвовало в организации и проведении крестовых походов.

МОНОФЕЛИТСТВО

МОНОФЕЛИТСТВО (от греч. monos - один и thelysis - воля) - христиан, учение, возникшее в VII в., представляло собой компромисс между ортодоксией и монофизитством. Приверженцы м. утверждали, что Иисус Христос имеет две природы (божественную и человеческую), но единую волю (богочеловеческую). Вселенский собор 680-681 гг. осудил м. (равно как и монофизитство) как христологич. ересь, постановив, что Иисус Христос имеет как две природы, так и две воли (божественную и человеческую).

МОНОФИЗИТСТВО

МОНОФИЗИТСТВО (от греч. monos - один и physis - природа) - христиан, учение, возникшее в Византии в V в. Основатель - константинопольский архимандрит Евтихий, который утверждал, что Христос имеет одну природу - божественную, а не две - божественную и человеческую. С точки зрения церкви это была христологич. ересь. Сторонники Евтихия взяли верх на Эфесском соборе 449 г. - их взгляды были признаны ортодоксальными. Но уже в 451 г. Халкидонский вселенский собор осудил м. как ересь. Однако м. стало господствующим в Армении, отстаивавшей свою независимость от Византии. И доныне там существует монофизитская церковь, равно как и в Эфиопии.

МОНФОР СИМОН ДЕ, ГРАФ ЛЕСТЕРСКИЙ

МОНФОР СИМОН ДЕ, ГРАФ ЛЕСТЕРСКИЙ (ок. 1208-1265) - англ. полит, деятель; уроженец Франции, младший сын покорителя альбигойцев Симона де М. В 1230 г. М. приехал в Англию, получил наследственное герцогство Лестер. Был женат на сестре короля Генриха III Элеоноре; до 50-х гг. состоял в близких отношениях с королем, но затем возглавил группу оппозиции. В июне 1258 г. участвовал в Оксфорде в работе т.наз. «бешеного» совета магнатов, в. составлении и утверждении «Оксфордских провизии». В октябре 1259 г. во главе группы баронов М. добился принятия «Вестминстерских провизии». В ходе начавшейся гражданской войны (1263-1267) он разбил войска короля в битве при Льюисе (14 мая 1264 г.), пленил Генриха III и его сына Эдуарда Став фактическим правителем Англии, в январе 1265 г. М. созвал первый в истории страны парламент. Погиб в битве с королев, войсками принца Эдуарда при Ившеме (4 августа 1265 г.).

Лит.: Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960; Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

МОРАЛИТЕ

МОРАЛИТЕ - назидательный жанр западноевроп. театра XV-XVI вв.; возник во Франции и Англии. В качестве персонажей в м. выступали человеч. пороки и добродетели, воплощенные в аллегорич. образах Мудрости, Милосердия, Чувственности и т.п. Борьба доброго и злого начал, составлявшая основу драматич. коллизии, всегда оканчивалась победой добра. Вначале задачей м. было укрепление религ. чувств верующих, но затем в сюжетах стала выражаться новая, бюргерская мораль. М. содержало элементы антифеод, критики, в отдельных случаях - мотивы социальной сатиры.

Лит.: История западноевропейского театра / Под общ. ред. С.С. Мокульского. Т. 1. М., 195а

МОРГАНА

МОРГАНА - фея в средневековых повествованиях артуровского цикла. Впервые появляется у Гальфрида Монмутского в «Жизни Мерлина». В устной форме легенды о М. бытовали в Бретани, где морганами называли чудесных морских дев.

МОРИСКИ

МОРИСКИ (от лат. moro - мавр) - мавры, оставшиеся в Испании после завершения Реконкисты и насильственно обращенные в христианство. Полностью изгнаны из страны в 1609- 1610 гг.

МУДЕХАРЫ

МУДЕХАРЫ (от араб. мудаджан - прирученный, домашний) - мусульманское население, оставшееся на территории Пиренейского п-ова после Реконкисты. Вначале м. сохранили за собой земли, могли исповедовать ислам, придерживаться своих законов и обычаев. Однако в дальнейшем они (в нарушение договора) подвергались преследованиям, им была предписана особая одежда, обосабливавшая их от остального населения. После падения Гранадского эмирата (1492) м. стали насильно обращать в христианство; с этого времени они известны как морйски.

МЭЛОРИ, ТОМАС

МЭЛОРИ, ТОМАС (ок.1417-1471) - англ. писатель. Родом из Йоркшира, из дворян. Служил во Франции, был членом парламента. Видимо, принимал участие в войне Алой и Белой Розы (см. Алой и Белой розы война). Находясь в тюрьме, написал в прозе «Смерть Артура» (1469). Собрав воедино кельт. сказания, многочисленные легенды и романы о короле Артуре и рыцарях «Круглого Стола» и переработав их, М. создал свой роман-компиляций, отражавший, впрочем, настроения своего времени.

Лит.: Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974.

Предыдущая страница Следующая страница