Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "С" (часть 2, "СИР"-"СЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СИР"-"СЮР")

СИРВЕНТА

СИРВЕНТА - один из жанров поэзии трубадуров XI-XIII вв. Главными в с. являлись общественно-полит, темы, вопросы религии, морали, личные выпады поэта против его врагов.

СИТУЛ

СИТУЛ - в период правления Каролингов мера жидкостей и сыпучих тел. Равнялся половине модия, или восьми секстариям, т.е. 25,75 литра.

СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ

СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ - восстание в Сицилии в 1282 г. против Карла Анжуйского (брата фр. короля Людовика IX) и фр. владычества в Юж. Италии и Сицилии с 1268 г. (см. Сицилийское королевство). Карл резко повысил налоги в Сицилии, расправлялся с городами, совершенно не считался с древними обычаями и вольностями местного населения, перенес столицу Сицилийского королевства из Палермо в Неаполь, окончательно закабалил крестьян. Все эти притеснения привели 31 марта 1282 г. к восстанию, которое вспыхнуло в Палермо и получило название «Св.». В результате этого восстания большинство французов (3-4 тыс.) было убито и Сицилия освободилась от фр. владычества. В 1282 г. корона Сицилийского королевства была предложена арагонскому королю Педро III, который овладел всей Сицилией в 1282 г. В 1302 г. Сицилия отпала от Юж. Италии и попала под власть Арагонской династии.

СИЦИЛИЙСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

СИЦИЛИЙСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - государство, созданное нормандскими рыцарями на территории Юж. Италии и острова Сицилия в конце XI в. Окончательное оформление связано с коронацией Рожера II (1130-1154). В 1189 г. сицилийская корона перешла к герм, роду Штауфенов, и короли новой династии завершили централизацию страны. В 1266-1268 гг. последние сицилийские Штауфены были разгромлены Карлом Анжуйским, что привело к установлению в стране новой династии. В результате восстания на острове Сицилия против анжуйского владычества (см. «Сицилийская вечерня») королевство распалось на две части (окончательно в 1302 г.). Остров Сицилия перешел к Арагону, на территории Юж. Италии возникла новая страна - Неаполитанское королевство.

Лит.: История Италии. T.l. М, 1970.

СКАЗАНИЕ О БЕОВУЛЬФЕ

СКАЗАНИЕ О БЕОВУЛЬФЕ - см. «Беовульф».

СКАЗКИН, СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ

СКАЗКИН, СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ (1890- 1973) - известный сов. историк-медиевист, профессор (с 1935 г.), зав. кафедрой истории средних веков МГУ (с 1949 г.), академик АН СССР (с 1958 г.). Пед. работу в МГУ и др. вузах сочетал с научно-исследовательской: с 1936 г. С-старший науч. сотрудник, а с 1962 г. - зав. сектором истории средних веков Ин-та истории АН СССР. Лауреат Гос. премии, д. чл. АПН СССР. Круг науч. интересов С. довольно широк и охватывает как проблемы средневековой, так и Новой истории и истории междунар. отношений. Исследования С. имеют важное теорет. значение для рассмотрения проблемы генезиса феодализма в Зап. Европе, историй средневекового крестьянства, еретич. движений, средневековой культуры и идеологии. С. был одним из ведущих авторов и редакторов ряда коллективных трудов (История дипломатии. Т.1. М.,1941; Всемирная история. Т.З. М., 1957, и др.), учебников по истории средних веков для ун-тов, учебных пособий для вузов и школ. С 1959 г. С. - отв. ред. сб. «Средние века» и чл. редкол. ряда ист. журналов («Преподавание истории в школе», «Вопросы истории»).

Основные работы С:. Первое послание Дольчино //Из истории социально-политических идей. М., 1955; К вопросу о методологии истории «Возрождения» и гуманизма //СВ. 1958. Вып. 11; Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968; Избранные труды по истории. М., 1973; Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.1981

Лит.: Гутнова Е.В., Долин В.М., Левицкий Я А., Чистозвонов А.Н. Академик С.Д. Сказкин // ВИ. 1966. № 4; Карева В.В. Академик С.Д. Сказкин // СВ. 1975. Вып. 38; Научная и педагогическая деятельность С.Д. Сказкина // СВ. 1960. Вып. 17.

СКАЛЬДЫ

СКАЛЬДЫ - древнее канд. поэты-певцы в дружинах конунгов. В своих боевых песнях (драпах) они прославляли подвиги конунга, его дружины и выражали героич. идеалы. Песни с, исполнявшиеся самими поэтами без музыкального сопровождения, сохранялись в течение ряда столетий в устной традиции. Поэзия с. имеет авторство - известно ок. 350 имен. Первые с. (IX в.) были норвежцами. В X в. искусство с. получило широкое распространение в Исландии. С этого времени большинство с. при дворах знати происходили из Исландии. Наиболее известными с. были Эгиль Скаллагримссон (900-928) и Снорри Стурлусон.

Лит.: Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. Л., 1979.

СКВАЙР

СКВАЙР - см. Эсквайр.

СКИПЕТР

СКИПЕТР - жезл, знак монархич. власти. Изготовлялся из золота, слоновой кости. В средние века наклон с. монархом означал королев, милость, целование с. служило выражением покорности королю.

СКРИПТОРИЙ

СКРИПТОРИЙ (от лат. skriptor - писец) - мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скрипторий возникли в VI-VII вв. на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался с. Турского монастыря Св. Мартина, аббатом которого был Алкуин. Вначале книгу (как и во времена поздней античности) писали под диктовку, держа материал для письма на коленях. Столов не было. Затем, вероятно в V в., в мастерских появились столы. Во всяком случае, именно к этому времени относятся иконографич. изображения каллиграфов, сидящих за столами. С VIII-IX вв. подобные изображения стали нормой. В XIII в. скрипторий приходят в упадок, книжным производством начинают заниматься гор. ремесленники.

Лит.: Добиаш-Рождественская O.A. Мастерские письма на заре западного Средневековья и их сокровища в Ленинграде. Л., 1930; Добиаш-Рождественская O.A. Из жизни мастерских письма (преимущественно на французском севере) // Средневековый быт. Сб. статей. Л., 1928; Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978; Люблинская А.Д. Латинская палеография. М., 1969.

СКУТАГИЙ

СКУТАГИЙ - см. Щитовые деньги.

СЛЕЙС

СЛЕЙС - порт в Нидерландах (средневековая Фландрия), где 24 июня 1340 г. произошла первая крупная битва на море в ходе Столетней войны. Англичане нанесли тяжелое по* ражение фр. флоту, добились господства на море и высадили десант в Нормандии. Франция потеряла в этой битве почти весь свой флот (ок. 200 кораблей) и двух командующих. По случаю победы в Англии были организованы пышные празднества, специально выбита монета с изображением англ. короля-триумфатора. После битвы по Европе ходила шутка, пущенная англичанами: «Если бы Бог дал рыбе возможность говорить, то она заговорила бы по-французски, так как съела очень много французов».

СЛЮТЕР КЛААС

СЛЮТЕР КЛААС (между 1340 и 1350- 1406) - нидерланд. скульптор. Родился в Гаарлеме (север Нидерландов), учился в Брюсселе, в 1385 г. поступил на службу к герцогу Бургундии Филиппу Храброму и переехал в Дижон, где жил до конца своих дней. Здесь в картезианском монастыре Шанмоль (близ Дижона) и сейчас хранятся его лучшие произведения. Автор статуй герцога Филиппа и его жены Маргариты Фландрской, выполненных для портала церкви-усыпальницы бургундских герцогов в монастыре Шанмоль (1389-1397). Самое известное произведение С. - скульптурная группа «Колодец пророков» (1395-1406) в монастыре Шанмоль - монументальная композиция из 6 статуй библейских пророков (Моисей, Давид, Иеремия, Захарий, Даниил, Исайя) в человеч. рост. Статуи пророков были богато украшены, расписаны красками нидерланд. живописцем Жаном Малуэлем и покрыты позолотой. Воздействие скульптурной группы С. на простого человека Средневековья было чрезвычайно велико. В первозданном виде до наших дней композиция полностью не сохранилась.

Лит.: История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельштраус, М., 1982.

СМИРИН МОИСЕЙ МЕНДЕЛЕВИЧ

СМИРИН МОИСЕЙ МЕНДЕЛЕВИЧ (1895- 1975) - известный сов. историк, доктор ист. наук (с 1946 г.), профессор Московского ун-та, старший науч. сотрудник Ин-та истории АН СССР, лауреат Гос. премии (1948). С. - автор более 150 работ, значительная часть которых посвящена рассмотрению сложных вопросов социально-экономич., полит, и идеологич. жизни Германии XV-XVI вв. Главным произведением С. является отмеченная премией монография «Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война» (М.; Л., 1947; 2-е изд. М., 1955). Вокруг этой монографии группируются др. труды С; «Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией» (М., 1952); «К истории раннего капитализма в германских землях (XV-XVI вв.)» (М., 1969); «Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли». (М., 1978).

Лит.: Володарский В.М. Научно-педагогическая деятельность М.М. См Ирина //СВ. 1965. Вып. 28; Четыре юбилея М.М. Сми-рина // СВ. 1971. Вып. 33.

СМИТФИЛДСКАЯ ПРОГРАММА

СМИТФИЛДСКАЯ ПРОГРАММА - программа, выдвинутая в ходе крестьянского восстания под руководством Уота Тайлера (см. Уота Тайлера восстание). Свои новые требования повстанцы предъявили во время второй встречи с королем и его свитой 15 июня 1381 г. в Смитфилде. Новые требования шли значительно дальше Майл-Эндских (см. Майл-Эндская программа). Восставшие требовали отмены «рабочего законодательства», изъятия земель у церкви и дележа их между крестьянами, возвращения захваченных сеньорами общинных угодий, отмены всех форм личной зависимости, отмены всех привилегий сеньоров и уравнения сословий. С.п. была направлена против феод, эксплуатации, крестьянской зависимости и сословного строя. Она в гораздо большей степени посягала на основы феод, строя, чем Майл-Эндская программа, и, главное, выражала интересы не только крестьянской верхушки, но и бедноты.

Лит.: Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв.). М., 1984; История крестьянства в Европе. Т.2. М., 1986.

СНОРРИ СТУРЛУСОН

СНОРРИ СТУРЛУСОН (1179-1241) -исл. поэт-скальд, прозаик из рода Стурлунгов. Трижды избирался законоговорителем (высшая должность в Исландии). Считается автором-составителем «Младшей Эдды» - исл. эпоса, в устной традиции существовавшего с VIII-X вв. Кроме того, С.С. является автором «Хеймскрингла» («Круг земной») - истории Норвегии (с древнейших времен до 1177 г.), одного из самых крупных ист. сочинений Средневековья. Убит по приказу норвеж. короля Хокона.

Лит.: Младшая Эдда. Л., 1970.

СОБОР

СОБОР -

1) Большой христиан, храм.

2) Собрание высшего духовенства в рамках государства (поместный собор) или всей церкви (вселенский собор).

СОКМЕНЫ

СОКМЕНЫ - лично-свободные крестьяне в англо-саксон. Англии, а также в период нормандского завоевания Англии. Собственники своих наделов.

Вероятно, находились лишь в суд. зависимости от лорда манора. С. имели право свободно передвигаться пользовались всеми гражданскими правами, могли искать защиту в королев, суде. Главным образом встречались в Северо-Вост. Англии. В др. районах Англии крестьяне этого типа носили иные названия. В нормандский период разделились на две категории, а в XV в. с. слились с фригольдерами.

СОЛИД

СОЛИД (лат. solidus - букв, прочный, массивный) - крупная золотая монета. Впервые отчеканена в Риме в 309 г.; имела хождение в Зап. Европе в каролингский период.

СОЛЬДО

СОЛЬДО - ит. мелкая монета, равная 1/20 лиры. Чеканилась с конца XII в.

СОРБОННА

СОРБОННА - теологич. коллегия (коллеж): Основана в Париже в 1257-1258 гг. капелланом Робером де Сорбона, духовником фр. короля Людовика IX. С. - коллегия нового типа, являвшаяся общежитием для 16 бедных студентов богословского фак. Парижского ун-та. Вскоре, благодаря пожертвованиям, была расширена, в нее стали принимать студентов из состоятельных семей на платной основе и на платный пансион. С. не только предоставляла студентам кров и стол, но и была местом занятий. Коллегия для студентов-теологов (магистров, обучавшихся богословию) быстро заняла ведущее положение как на теологич. фак., так и в ун-те в целом. С сер. XVII в. С. стали называть весь Парижский ун-т.

СОСЛОВИЕ

СОСЛОВИЕ - социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству. В период Средневековья общество состояло из нескольких сословий. Напр., во Франции XIV-XV вв. оно делилось на привилегированные высшие сословия - духовенство и дворянство и низшее, третье, с. - крестьян, ремесленников, купцов. Для сословной организации характерны иерархия и неравенство.

СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ

СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ - сословно-представительная монархия

форма феод, государства, в котором наряду с королев, властью существует сословное представительство. Характерна для эпохи развитого феодализма. Сложилась в странах Зап. Европы в XIII-XIV вв. в ходе гос. централизации, формирования общегос. сословий и их представительных органов (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). В большинстве случаев функции сословных представительств не были строго определены. Практически их главной прерогативой стало предоставление королю единовременных денежных субсидий и согласие на обложение населения"налогами. Возникновение СМ. ускорило процесс полит, объединения феод, государств.

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВ ОТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВ ОТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - гос. учреждения, возникшие в связи с переходом к новой полит, форме - сословной монархии. С-п.у. были во Франции, в Нидерландах (Генеральные штаты), Англии (парламент), Испании (кортесы), Германии (рейхстаг и ландтаги). В состав с.-п.у. входили представители дворянства, духовенства, городов. С установлением абсолютизма с.-п.у. исчезли. Во Франции, напр., с правления Карла V(XIV в.) Генеральные штаты стали подменяться т.наз. «собранием нотаблей», т.е. лиц, приглашенных самим королем из числа знатных сеньоров; они созывались очень редко.

СОТИ

СОТИ (фр. sotie - дурачество) - остросатирич. драматургический жанр (в значительно большей степени, чем фарс, отвечающий духу карнавала). Возник из пародийных и сатирич. монологов и диалогов. Он пародировал действительность, показывая ее в нарочито оглупленном, вывернутом наизнанку виде. С. исполнялся актерами особого амплуа - шутами и шутихами (или «дураками» и «дурами»), которые носили специальную одежду с непременным дурацким колпаком с бубенчиками. Дифференциации между исполнителями с. не было, они олицетворяли не живых людей, даже не сословные или профессиональные типы, а социальные ин-ты - церковь, королев, власть, рыцарство, папский Рим и т.п. Поэтому сатира в пьесах этого жанра была обычно социальной и даже ярко политической. В конце XV-нач. XVI в. славился автор с. Пьер Гренгор (или Гренгуар), который придавал своим пьесам характер полит, обозрения.

Лит.: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С, Смирнов А А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987; История западноевропейского театра / Под общ. ред. С.С. Мокульского. Т.1. М., 1956.

СОЮЗЫ ГОРОДОВ

СОЮЗЫ ГОРОДОВ - общественно-полит, образования; существовали в тех странах Зал. Европы, где города добились широких прав самоуправления, иногда полной самостоятельности. Наибольшую роль играли в тех странах, для которых было характерно сочетание значительного развития городов с феод раздробленностью, что делало необходимым их объединение для защиты своих экономич. и полит, интересов. Особенно характерны для Германии (Рейнские союзы городов, Швабский союз городов 1376 г., Ганза). Крупнейшим союзом городов Италии стала Ломбардская лига. Существовали и в Испании, где они назывались эрмандадами.

СОЮЗЫ ГОРОДОВ В ГЕРМАНИИ

СОЮЗЫ ГОРОДОВ В ГЕРМАНИИ - военно-полит. союзы городов: 1376 г.- Швабский, 1381 г.- Рейнский; в 1381 г. они объединились и к ним присоединились города р-на Баденского озера, выступившие против усиления централизованного курса короля Венцеля (1376-1400). После разгрома союзнической армии в Великой городской войне 1387-1389 гг. утратили свою актуальность.

СПИСОК

СПИСОК - термин, используемый в науч. лит. для обозначения рукописных копий первоначального текста (оригинала) литературного произведения, а также его редакций и вариантов; документов.

СПОР О ФИЛИОКВЕ

СПОР О ФИЛИОКВЕ (лат. filiogue - и от сына) - одно из гл. догматических расхождений между зап. и вост. христианством. В символе веры, принятом на Никейском (325) и Константинопольском (381) вселенских соборах, устанавливалось, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. В Раннем Средневековье в западноевроп. христианстве стало превалировать мнение, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца и от Сына (т.е. Иисуса Христа). В частности, такое определение принял поместный Толедский собор (589) в вестготской Испании. II Никейский (Вселенский) собор в 787 г. осудил учение о филиокве. Решения собора вызвали недовольство среди христиан Зал. Европы. В частности, франкский король Карл Великий, интересовавшийся богословием, в своем послании папе римскому среди ошибок, допущенных, на его взгляд, на Никейском соборе, назвал и отрицание доктрины о филиокве. С новой силой с. о ф. разгорелся в сер. XI в., когда оформился окончательный раскол на католич. и православную церкви.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула (476), верхней - конец XV в. Подразделяется на Раннее (V-IX вв.), Высокое (Х-ХIII вв.), Позднее (XIV-XV вв.) Средневековье.

СРЕДНИЕ ВЕКА

СРЕДНИЕ ВЕКА - термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула (476), верхней - конец XV в. Подразделяется на Раннее (V-IX вв.), Высокое (Х-ХIII вв.), Позднее (XIV-XV вв.) Средневековье.

СТАДХАУДЕР

СТАДХАУДЕР (от голл. stad - место, город и houder - держатель, обладатель) - наместник (штатгальтер) государя в Нидерландах (в XV-XVI вв.) из Бургундской, затем Габсбургской династии.

СТАЛЬНОЙ ДВОР

СТАЛЬНОЙ ДВОР - название конторы нем. ганзейских (см. Ганза) купцов в Лондоне, главный центр ганзейской торговли в Англии (с XV в.). Располагался на месте старого торгового подворья нем. купцов, известного с сер. XIII в. «С.д> - особая община, члены которой пользовались широкими торговыми привилегиями в Англии. Территория «С.д> включала жилые помещения купцов, склады, церковь. Руководили «С.д> видные купцы из Любека; торговые сделки регламентировались Ганзой.

СТАТХАУДЕР

СТАТХАУДЕР (от голл. stad - место, город и houder - держатель, обладатель) - наместник (штатгальтер) государя в Нидерландах (в XV-XVI вв.) из Бургундской, затем Габсбургской династии.

СТЕЛЛИНГА ВОССТАНИЕ

СТЕЛЛИНГА ВОССТАНИЕ - крупное крестьянское восстание в Саксонии в 841-843 гг. Основную массу восставших составляли фрилинги, т.е. свободные общинники, частично оказавшиеся в зависимости, и литы - полусвободное сельское население. Восстание было направлено против установления феод, строя. Лозунгом крестьян был возврат к старым дофеод. порядкам. Саксы «изгнали из страны почти всех своих господ», в число которых входили франкские - светские и духовные - феодалы и представители верхушки саксонской знати (эделинги), и «стали жить по старине». Отсюда и название движения - восстание «Стёллинга», что переводится как «Дети древнего закона». Восстание было жестоко подавлено Людовиком Немецким.

Лит.: История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. T.l. М., 1985; Неусыхин A.M. Крестьянство и крестьянские движения в Западной Европе раннефеодального периода (VI-IX вв.) // Из истории социально-полит, идей: К 75-летию акад. В.П. Волгина. М., 1955; Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М., 1956; Неусыхин А.И. Крестьянские движения в Саксонии в IX-XI вв. // Ежегодник германской истории за 1973 год. М., 1974.

СТЕРЛИНГ

СТЕРЛИНГ - Пенни

англ. серебряная монета, пущенная в оборот в конце XII в. С конца XIV в. стал употребляться в сочетании «фунт стерлингов».

СТОКЛИЦКАЯ-ТЕРЕШКОВИЧ, ВЕРА ВЕНИАМИНОВНА

СТОКЛИЦКАЯ-ТЕРЕШКОВИЧ, ВЕРА ВЕНИАМИНОВНА (1885-1962) - сов. историк-медиевист, профессор, доктор ист. наук. Учлась в Германии, Швейцарии, на историко-филологич. фак. МГУ. С 1934 г. преподавала на кафедре истории средних веков ист. фак. МГУ. С.-Т. принадлежит ряд ценных исследований, посвященных истории западноевроп. города, выяснению его места и роли в процессе ист. развития. Ее книга «Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв.» (М, 1960) явилась первой в сов. историографии обобщающей работой, в которой автор стремился проанализировать и обобщить важнейшие стороны гор. истории Германии, Франции, Италии и частично Фландрии в эпоху феодализма.

Основные работы С.-Т.: Немецкий подмастерье XIV-XV вв. Л., 1933; Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV вв. М; Л., 1936; Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси// СВ. 1951. Вып. 3; Проблема тирании в средневековых городах Италии // ВИ. 1955. № 9.

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА (1337-1453)

война между Англией и Францией, самая длительная в истории, крупнейший военно-полит. конфликт Высокого Средневековья, завершающий акт давнего соперничества двух королев, домов. Велась на территории Анжу, Нормандии, Гиени и Фландрии.

Причины Св. вытекали из давних англо-фр. противоречий XI-XII вв. и сводились к нач. XIV в. к следующему: борьба из-за бывшей территории Франции - Аквитании, особенно ее зап. части Гиени (Франция стремилась вытеснить англичан из Гиени), которая еще в XII в. в результате второго брака Алиенор Аквитанской отошла к Англии, и к нач. XIV в. Аквитания, а также Гасконь (юго-зап. область Франции) юридически была фьефом англ. короля) борьба за Фландрию, втянутую в орбиту англо-фр. конфликта еще в XII в. Феодалы Фландрии были верными вассалами Капетингов, а фландрские города стремились развивать торговлю и эконом, связи с Англией: Фландрия была основным покупателем англ. шерсти, а Англия нуждалась в готовых фландрских сукнах. Франция стремилась реально подчинить Фландрию, своего номинального вассала.

Толчком к войне послужила династическая ситуация, сложившаяся во Франции в 1328 г., когда умер последний Капетинг, сын Филиппа IV - Карл IV, не оставивший прямых наследников. Претендентом на фр. престол объявил себя 16-летний англ. король Эдуард III, внук фр. короля Филиппа IV. Эдуарду III предоставилась реальная возможность объединить под своей властью обе короны и создать объединенное англо-фр. королевство, юридическое обоснование у англ. монарха для этого было. Но члены собрания высшей фр. знати, сославшись на «Салическую правду», где было записано, что земля в королевстве франков не передается по жен. линии, отвергли притязания Эдуарда III. Корона Франции была передана Филиппу VI Валуа, представителю боковой ветви Капетингов. Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия.

В 1337 г. каждая из сторон сделала шаг к решительным действиям: Филипп VI объявил о конфискации Гаскони, фьефа англ. короны, а Эдуард III провозгласил Филиппа VI узурпатором и объявил ему войну.

В истории Св. можно виде лить 4 этапа:

1) От объявления войны англ. королем Эдуардом III до мира в Бретиньи (1360).

Это было время непрерывных воен. поражений Франции. Осенью 1337 г. англичане предприняли наступление в Пикардии, а затем одержали победы на море при Слейсе (1340), на суше при Креси (1346), овладели важным портовым г. Кале (здесь англичане имели склады англ. товаров), наконец, в 1356 г. «Черный принц» разгромил фр. рыцарей при Пуатье и пленил фр. короля Иоанна II Доброго. Во время первого этапа Св. во Франции произошли Парижское восстание (1356- 1358) и Жакерия (1358). В 1360 г. был заключен мир в Бретиньи, по которому Франция потеряла земли к югу от Луары (приблизительно 1/3 часть страны) и порт Кале. Мир в Бретиньи дал Франции передышку, после чего Карл V провел ряд реформ, которые в дальнейшем повлияли на ход воен. действий.

2) 1369-1396 гт.

С сер. 70-х годов была освобождена большая часть захваченных англичанами земель, у Англии остались Бордо, Байонна, Брест, Шербур, Кале. По Франции прокатилась волна восстаний, вызванных высокими налогами (майотенов, тюшенов, кабошьенов и др.). В правление психически больного Карла VI (1380-1422) Франция была ослаблена усобицей двух феод, партий - ар-маньяков и бургундцев, которые перешли в нач. XV в. от интриганства и соперничества к настоящей гражданской войне. Перемирие 1396 г. не решило ни одного спорного вопроса, но дало передышку на 18 лет обеим сторонам.

3) 1415-1420 гт. - время новых крупных воен. успехов Англии.

Англ. король Генрих V разбил французов при Азенкуре (1415), подчинил Нормандию и др. области Франции. Франция осталась (как и в 1356 г.) без армии и денег, но положение было даже хуже, поскольку междоусобица бургундцев и арманьяков привела к расколу территории Франции; герцог Бургундский стал фактически независимым государем не только в герцогстве, но и в вост. и сев. землях Франции, Нидерландах и Люксембурге и вступил в союз с англичанами. В 1420 г. между сторонами был подписан тяжелый для Франции мир в Тру а, по которому при жизни Карла VI правителем (регентом) Франции стал Генрих V, к нему или его наследнику должна была перейти фр. корона после смерти Карла VI. Кроме того, Генрих V вступил в брак с дочерью Карла VI Екатериной, с тем чтобы их дети в будущем реально воплощали факт объединения корон. Сын Карла VI дофин Карл был лишен наследственных прав.

4) 1420-1453 гг.

После смерти (в 1422 г.) Генриха V и Карла VI англичане и герцог Бургундский объявили королем Англии и Франции сына Генриха V и фр. принцессы Екатерины Генриха VI. Дофин Карл объявил себя фр. королем Карлом VII. Франция оказалась расчлененной на три части: на земли, реально покоренные англичанами (здесь признавалась власть Генриха VI); на области, находившиеся под полит, влиянием герцога Бургундского; на территории (в основном на юге страны), где признавали власть Карла VII, который, правда, не был коронован в Реймсе по обычаю фр. королей.

В 1428 г. англичане и бургундцы осадили Орлеан, являвшийся ключом к югу Франции. В этот момент в войну вмешался фр. народ, началось движение за освобождение Франции, возглавленное Жанной д'Арк. С освобождением Орлеана (1429) наметился перелом в Св. В июле 1429 г. Карл VII был торжественно коронован в Реймсе. Казнь Жанны д'Арк (1431) не изменила хода войны. В 1435 г. на сторону Карла VII перешел герцог Бургундский Филипп III Добрый, который подписал с фр. монархом договор, по которому признал его королем. В 1436 г. англ. войска были изгнаны из Парижа, а затем из всех занятых ими фр. городов и крепостей на юго-западе. 30 июня 1451 г. был сдан Бордо, к августу освобождена Гасконь. Фактически Св. завершилась, но осенью 1452 г. англичане предприняли попытку вернуть юго-запад; англ. войска под командованием Талбота захватили Бордо и некоторые др. города и крепости в Гиени. Весной 1453 г. Карл VII лично возглавил армию, направленную на освобождение юго-запада. 16 июля 1453 г. англ. войска были разбиты в битве при Кастийоне у г. Шатийона. 19 октября 1453 г. сдался французам англ. гарнизон в Бордо - эта дата традиционно считается концом Св. В руках англичан остался только Кале.

Победа Франции означала ликвидацию притязаний Англии на фр. корону, способствовала дальнейшей централизации Франции, созданию сильного национального государства.

Лит.: Басовская НИ. Столетняя война 1337- 1453 гг. М., 1985.

СТРАТИИ

СТРАТИИ - см. Стратиоты.

СТРАТИОТЫ

СТРАТИОТЫ - воины в Визант. империи. Рекрутировались из свободных крестьян и варваров. Должны были являться в армию со своим конем и вооружением. С. составляли главную силу войска фемов. Они получали от государства за несение воинской службы земельные участки (стратии), которые передавались по наследству только при условии продолжения несения службы. Землевладение с. было привилегированным, освобожденным от всех налогов, кроме поземельного. Процесс феодализации в Византии привел в XI в. к быстрой дифференциации с: беднейшие с, теряя земельные наделы, превращались в зависимых крестьян; выделившаяся зажиточная верхушка с. составила войско тяжеловооруженных всадников (катафрактов). Постепенно верхушка с. слилась с феодалами.

Лит.: Курбатов ГЛ. История Византии. М., 1984; Кучма В.В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии конца IX-X в. // ВО. 1971.

СУАССОН

СУАССОН - столица области между Луарой и Сеной, где в 486 г. между войсками последнего рим. наместника в землях Сев. Галлии Сиагрием (именовавшим себя царем) и объединенными силами франкских племен во главе с воен. предводителем Хлодвигом I произошло сражение. Исход его - поражение галло-римлян, бегство Сиагрия в Тулузу к вестготам; но по требованию Хлодвига I он был выдан и казнен в 487 г. Со смертью Сиагрия закончилось рим. господство в Галлии. Франки установили свой контроль на обширной территории от р. Соммы до р. Луары (фактически завоевали всю Северо-Вост. Галлию).

СУГЕРИЙ

СУГЕРИЙ (1081-1151) -фр. церк. и гос. деятель, настоятель аббатства Сен-Дели (с 1122 г.), советник королей Людовика VI Толстого и Людовика VII, регент Франции в 1147-1149 гг. во время отсутствия Людовика VII. С. написал ряд сочинений, в том числе «Жизнеописание короля

Лит.: Сугерий. Из жизнеописания Людовика Толстого // Виппер Р.Ю. История древнего мира; Васильев А А. История средних веков. М., 1993; Сугерий - аббат... Книга о делах управления... // Ученые зап. Ленинградского пед. ин-та им. А.И. Герцена Т.45. Л., 1941; Грановский Т. Аббат Сугерий. М., 1849.

СУЗО, ГЕНРИХ

СУЗО, ГЕНРИХ (ок. 1295-1366) -нем. философ и теолог, писатель-мистик.

СУММА ТЕОЛОГИИ

СУММА ТЕОЛОГИИ - гл. произведение Фомы Аквинского, создававшееся в 1266-1273 гг. Осталось незаконченным. Целью написания было приспособление взглядов аристотелизма к требованиям средневекового христианства.

Лит.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

СФОРЦА

СФОРЦА - династия миланских герцогов (1450-1535). Основные представители: Франческо С. (1401-1466)- герцог Милана с 1450 по 1466 г., в прошлом кондотьер, Лодовико С. по прозвищу Моро (Мавр) (1452-1508) -герцог с 1494 по 1499 г., до этого регент при законном правителе, своем племяннике Джан Галеаццо С, с 1476 по 1494 гг. (до 1479 г. совместно с матерью Джан Галеаццо). В правление династии С. продолжался экономич. рост герцогства, насаждались мануфактуры, был запрещен вывоз сырья, строились ирригационные сооружения в сельской местности. С. покровительствовали предпринимателям и приглашали к своему двору многих художников (напр., Леонардо да Винчи), поэтов и ученых. При Лодовико Моро Миланское герцогство приобрело черты централизованного государства с правлением абсолютистского типа.

Название династии происходит от прозвища родоначальника рода Муцио Аттендоло (1369-1424), крестьянина из Романьи, затем солдата и кондотьера, за свою силу получившего прозвище С. (ит. sforzare - одолевать силой).

Лит.: Вундт В. Общая история философии. Т. 2. СПб., 1912; История философии. Т.1. М., 1957; Рассел Б. История западной философии. М., 1959; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии М, 1957; Штекль А. История средневековой философии. М., 1912; Эйкен Г. История и система средневекового мировоззрения. СПб., 1907.

СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos - школьный, ученый) - философия, выросшая из теологии, неразрывно с ней связанная, но не тождественная ей. С. стремилась дать теоретическое обоснование религ. мировоззрению. По выражению Петра Дамиани, с. была «служанкой теологии». Гл. направление в развитии философии Средневековья. Название с. указывает скорее на место ее рождения, нежели на подлинный характер. Первоначально схоластиками (схоластами) называли людей, которые учат или учатся в школе. Со времен Карла Великого слово «схоласт» означало «учитель». Впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимается наукой, особенно философией. С появлением ун-тов с. стали называть религ. философию. Преподавалась в ун-тах с сер. XII в. Схоласты стремились систематизировать и обосновать содержание христиан, вероучения и в противовес мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении. Гл. вопросом являлся вопрос об отношении знания к вере. «Отцом схоластики» называют Боэция, ибо он первым в истории Зап. Европы попытался дать интерпретацию проблемы веры и разума с помощью логики Аристотеля. В развитии с. различают 3 периода: ранний (XI-XII вв.), зрелый (XII-XIII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.). Как широкое интеллектуальное движение с. возникла в XI в. и сосредоточилась на филос. вопросе об отношении общего к единичному - возник спор об «универсалиях» (т.е. общих понятиях) между т.наз. реалистами и номиналистами. Реалисты полагали, что «универсалии» существуют реально, независимо от человеческой мысли, пребывая в божественном разуме. «Общее существует реально», - утверждали реалисты. Номинализм утверждал, что «универсалии» не имеют объективного существования. Они существуют лишь в уме, в виде абстракций. Общие понятия не существуют реально, независимо от человека, а извлекаются разумом из постижения единичных, конкретных вещей. При этом они утверждали, что носителем общего является слово, имя, «номен», отсюда и название направления. Умеренные номиналисты видели носителя общего не только в слове, но и в понятии, отсюда их название «концептуалисты»; они занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами. Сторонниками номинализма были Беренгарий Турский, Росцелин, Абеляр, Оккам, Николай из Отрекура, Орем, БуриЪан и др. Наиболее известными реалистами были Гильом де Шампо, Ансельм Кентерберийский и др. Преобладающим в средневековой философии был реализм.

СЮЖЕР

СЮЖЕР (1081-1151) -фр. церк. и гос. деятель, настоятель аббатства Сен-Дели (с 1122 г.), советник королей Людовика VI Толстого и Людовика VII, регент Франции в 1147-1149 гг. во время отсутствия Людовика VII. С. написал ряд сочинений, в том числе «Жизнеописание короля

Лит.: Сугерий. Из жизнеописания Людовика Толстого // Виппер Р.Ю. История древнего мира; Васильев А А. История средних веков. М., 1993; Сугерий - аббат... Книга о делах управления... // Ученые зап. Ленинградского пед. ин-та им. А.И. Герцена Т.45. Л., 1941; Грановский Т. Аббат Сугерий. М., 1849.

СЮЗЕРЕН

СЮЗЕРЕН - см. Сеньор

СЮРКО

СЮРКО -

1) В романский период верхняя жен. туника (платье) без рукавов либо с короткими и широкими рукавами, с глухим закрытым воротом. С. продолжали носить и в готический период. К XIV в. в моду вошло безрукавное с. из дорогой материи с разрезом спереди либо по бокам, обшитое по вырезу и проймам мехом. Это длинное, до пят, платье было принадлежностью знати. Носили с. поверх котты\ с. украшалось шлейфом. В XIV в. с. укоротилось до бедер и превратилось в одежду типа душегреи.

2) Муж. сшитый в боках плащ-нарамник до середины икр, имел ложные рукава либо просто проймы. Такое с. с капюшоном носили монахи.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV