Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФОЛ"-"ФЬЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФОЛ"-"ФЬЕ")

ФОЛИАНТ

ФОЛИАНТ (от лат. folium - лист) - в Средневековье рукописная книга большого формата. Кусок пергамена перегибали пополам - получался «полный лист»; из таких листов и делали ф. Фолианты предпочитали в монастырях - по ним легко было читать в полумраке собора.

ФОЛЬКЛАНД

ФОЛЬКЛАНД - англ. folk-land - народная земля) - крупное земельное владение большой семьи крестьянина-общинника (кэрла) в англосаксонской Англии. В ф. входили наделы пахотной земли, расположенные чересполосно, и земли альменды. Размер надела (гайды) колебался от 80 до 120 акров - участок, который при тяжелых глинистых почвах Англии можно было вспахать только тяжелым 8-воловым плугом и большой патриархальной семьей. Ф. нельзя было завещать, продавать, передавать по жен. линии (только по мужской), т.е. он не был свободно отчуждаемой земельной собственностью типа франкского аллода. Владелец ф. был обязан являться в ополчение, участвовать в ремонте дорог, мостов и т.д. В процессе феодализации фолькленды постепенно перешли в состав бокланда, свободные наделы превратились в зависимые, общинники - в зависимых крестьян.

Лит.: Виноградов П. Средневековое поместье в Англии. СПб., 1911; Петрушевский ДМ. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937; Соколова М.Н. Поместье в Англии до нормандского завоевания // СВ. 1969-1971. Вып. 32, 33.

ФОЛЬКЛЕНД

ФОЛЬКЛЕНД - англ. folk-land - народная земля) - крупное земельное владение большой семьи крестьянина-общинника (кэрла) в англосаксонской Англии. В ф. входили наделы пахотной земли, расположенные чересполосно, и земли альменды. Размер надела (гайды) колебался от 80 до 120 акров - участок, который при тяжелых глинистых почвах Англии можно было вспахать только тяжелым 8-воловым плугом и большой патриархальной семьей. Ф. нельзя было завещать, продавать, передавать по жен. линии (только по мужской), т.е. он не был свободно отчуждаемой земельной собственностью типа франкского аллода. Владелец ф. был обязан являться в ополчение, участвовать в ремонте дорог, мостов и т.д. В процессе феодализации фолькленды постепенно перешли в состав бокланда, свободные наделы превратились в зависимые, общинники - в зависимых крестьян.

Лит.: Виноградов П. Средневековое поместье в Англии. СПб., 1911; Петрушевский ДМ. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937; Соколова М.Н. Поместье в Англии до нормандского завоевания // СВ. 1969-1971. Вып. 32, 33.

ФОМА АКВИНСКИЙ

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/1226-1274) - философ, теолог, схоласт, из рода ит. графов Аквино. В 1243 г. вступил в орден доминиканцев. Учился в Сорбонне (1245-1248), у нем. теолога Альберта Великого, завершил образование в Кёльне (1248-1252), куда последовал за учителем. В 1256 г. стал магистром Парижского ун-та. В 1259-1269 гг. преподавал богословие в Италии (Ананья, Рим), в 1269 г. вернулся в Парижский ун-т, где выступил против аверроистов Сигера Брабантского, Джона Пекхема и др. Основные соч. Ф.А. - «Сумма теологии» (1265-1273) и «Сумма против язычников» (1261-1264). В споре об универсалиях занимал позицию умеренного реализма. Философия Ф.А.- своего рода попытка приспособить Аристотеля к учению католич. церкви; он систематизировал и обосновал христиан, догматику посредством учения Аристотеля, создал свою философско-теологич. систему, в которой синтезировал христиан, идеи с перипатетическими, полностью подчинив философию теологии. Основной принцип философии Ф.А. - гармония веры и разума. Считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога. В случае конфликта истин разума и истин откровения отдавал предпочтение истине откровения. Обосновал идею всеобщего главенства папы как Божьего наместника на земле, считал власть монарха священной, но допускал выступления против монархов-тиранов. Последние годы жизни провел в Италии. Умер на пути в Лион, следуя на Лионский вселенский собор. В 1323 г. канонизирован. Специальной энцикликой Льва XIII (1879) учение Ф.А. признано официальной и единственно истинной философией католицизма.

Лит.: Фома Аквинский. О правлении государей / Пер., прим. Н.Б. Срединской // Полит, структуры эпохи феодализма в Зап. Европе VI-XVII вв. Л., 1990; Азнаурян Ш. Учение Фомы Аквинского о душе, интеллекте и современный неотомизм // Вестн. общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1979. № 6; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М„ 1969; Боргош Ю. Фома Аквйнский. М., 1975; Бронзов А А. Аристотель и Фома Аквинат в их отношении к учению о нравственности. СПб., 1884; Гараджа В.И. Фома Аквйнский и современная католическая философия //Науч. доклады высшей школы. Филос. науки. 1976. № 2; Кичанова ИМ. Философия Фомы Аквинского // Вопр. философии. 1958. № 3.

ФОМА СЛАВЯНИН

ФОМА СЛАВЯНИН (ок.760-823) - вождь одного из самых крупных народных движений Византии (нач. 821-825 гг.). Сведения о нем отрывочны и окутаны легендами. Фома из Гезиуры по прозвищу Славянин был человеком «низкого происхождения». В молодости, спасаясь от казни за участие в заговоре против правительства, бежал в Сирию, где благодаря своим способностям сделал карьеру при дворе багдадского халифа. Был прощен императором Львом V и назначен военачальником одной из малоазийских фем. Смелый воин, талантливый военачальник, Ф.С. отличался властолюбием, обладал умом политика и талантом привлекать на свою сторону людей.

Восстание, которое возглавил Ф.С, началось в Малой Азии и быстро охватило почти всю эту провинцию. Оно было вызвано социальными моментами, и прежде всего недовольством крестьян и стратиотов ростом податного гнета. В восстании приняли участие крестьяне-общинники, солдаты-стратиоты, недовольные притеснениями воен. властей, закрепощенные сельские бедняки, беглые рабы. По мере роста движения к нему присоединилась часть гор. бедноты, а также различные племена и народности, недовольные властью империи. Восстание поддержали павликиане и последователи др. еретич. течений, и оно приняло широкие размеры - от границ Армении до побережья Эгейского моря. В декабре 821 г. восставшие с суши и моря осадили Константинополь, однако трудности длительной осады расшатали дисциплину в армией Ф.С. Правительству удалось путем подкупа колеблющихся расколоть ряды восставших и, используя воен. помощь болгар, хана Омуртага, нанести Ф.С. тяжелое поражение. Несмотря на героич. сопротивление, повстанцы были разбиты, Ф.С. схвачен и после страшных пыток казнен в октябре 823 г. Правительство жестоко расправилось с восставшими, но их сопротивление продолжалось в отдельных крепостях Фракии и Малой Азии. Лишь к 825 г. восстание было окончательно подавлено.

Лит.: Липшиц Е.Э. Восстание Фомы Славянина и византийское крестьянство на грани VIII-IX вв. // ВДИ. 1940. № 1(6); Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая половина IX в. М.; Л., 1961; Удальцова З.В., Осипова КА. Крестьянство в Византии // История крестьянства в Европе. Т. 1. М., 1985.

ФОРМАЛЬЯЖ

ФОРМАЛЬЯЖ (от лат. foris - вне и marito - сочетаюсь браком) - норма феод, права, которая ограничивала свободу брака зависимого крестьянства. В Раннее Средневековье ф. распространялся главным образом на сервов и означал необходимость разрешения сеньора на заключение брака. В Высокое Средневековье (не позже сер. XII в.) ф. распространялся на всех зависимых людей сеньории и означал необходимость разрешения сеньора на брак с лицом, находящимся вне его юрисдикции, на замужество дочери виллана в чужую сеньорию или на брак с лицом более высокого социального статуса, за что сеньор получал денежную пошлину. В XII - нач.XIII в. крестьянам удалось освободиться от ф. Он сохранился только по отношению к сервам. В XIV-XV вв. в большинстве стран Зап. Европы исчез.

ФОРМУЛЫ

ФОРМУЛЫ (лат. formula - форма, предписание) - письменный источник по истории Раннего Средневековья. Это образцы для составления документов, грамот, использовавшихся в светских и церк. канцеляриях и составленных в абстрактной форме. В ф. нет конкретных географич. названий, имен, дат, чисел и т.д., но они дают представление о распространенных случаях реально совершавшихся сделок: дарений, завещаний, актов купли-продажи, коммендаций, патроната, кабальных прекарных грамот освобождения раба и т.д., т.е. отражают типичные правоотношения. Ф. - ценный источник для исследования отношений собственности, возникновения личной зависимости крестьян, общественных отношений, полит, институтов, верований; источник по географии, генеалогии, хронологии.

ФОРТУНАТ ВЕНАНЦИЙ ГОНОРИЙ КЛЕМЕНТИАН

ФОРТУНАТ ВЕНАНЦИЙ ГОНОРИЙ КЛЕМЕНТИАН (ок. 530 - после 600) - ит. латинский поэт. Родился близ Тревизо (Верх. Италия). Изучал грамматику и риторику в Равенне, принял постриг в монастыре Пуатъе (567), епископ - с конца VI в. Поддерживал литературные связи с Григорием Турским и др. деятелями культуры эпохи Меровингов. Автор многочисленных стихотворений. Написал поэму «О моем плавании», где описал путешествие по р. Мозель от Меца до Андернаха, а также «Гимны кресту», используемые в католич. богослужении до сих пор. В католич. бревиарий (молитвенник) вошли две песни - «О страстях Христовых» и песнь в честь Девы Марии.

ФОТИЙ

ФОТИЙ (ок.810 - ок.897) - крупный богослов и церк. деятель Византии, одна из самых блистательных личностей на патриаршем троне Константинополя (858-867 и 877-886). Занимал видные посты при дворе императора Михаила III (842-867), участвовал в посольстве к арабам. Ф. выражал интересы высших церк. кругов, тесно связанных со светской провинциальной аристократией. Он одним из первых среди визант. патриархов начал борьбу против главенства императора над церковью, открыто выступал с идеей равенства светской и духовной властей, за что поплатился саном (в 886 г. Ф. был низложен императором Львом VI и умер в ссылке). Ф. проводил широкую миссионерскую деятельность и способствовал, вопреки папству, распространению православия среди славян, народов - в Болгарии, Моравии, сербских княжествах и на Руси. При Ф. с особой силой проявились полит, и догматич. разногласия с рим. престолом, что явилось как бы прелюдией к разделению церквей.

Ф. сочетал служение церкви с плодотворной деятельностью мецената, поклонника и знатока ант. культуры. Автор «Мириобиблиона» («Множество книг»), где рассматривается творчество 280 ант. и ранневизант. писателей с обширными цитатами из оригиналов (многие ныне утраченные сочинения ант. авторов дошли до нас именно благодаря сохранившемуся труду Ф). Ф. - автор сочинений по философии, богословию, церк. праву. Ему принадлежат многочисленные проповеди и письма по вопросам церк. догматики и полемики, но в некоторых из них даны важные сведения по внутренней и внешнеполит. истории Византии.

Лит.: Каждан АЛ. Социальные и политические взгляды Фотия // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 2. М.; Л., 1958; Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989; Рассейкин Ф.М. Первое правление Фотия патриарха константинопольского. Сергиев-Посад, 1915.

ФОХТ

ФОХТ - светское должностное лицо в церк. учреждении (напр., судья в монастырской вотчине) в государстве Каролингов (позже во Франции и в Германии), выполнявшее судебные, полицейские, а также фискальные функции на территории действия иммунитета.

При Карле Великом фогты (чаще из числа местной землевладельч. знати) назначались графами или королев, посланцами; главное должностное лицо адм. округа. Приобрели значительную самостоятельность с ослаблением королев, власти, а должность их стала феодом (леном).

В Германии (наряду с должностными фогтами) существовали фогты - основатели монастырей, которые имели права (наследственные) на церк. землю и суд. доходы.

ФРАНКИ

ФРАНКИ - название, употреблявшееся римлянами для обозначения целого ряда мелких герм, племен: бруктеров, хамавов, хаттов и др., которые, объединившись в племенной союз, начиная с III в. вторгались в Сев. Галлию. Со временем из ф. выделились ф. салические, т.е. приморские, которые в первой пол. IV в. распространились по морскому берегу от устья Рейна до Шельды. В 358 г. их покорил император Юлиан, и они вынуждены были признать зависимость от Рим. империи, но продолжали продвигаться на юго-восток. В первой пол. V в. они захватили область Камбре и всю северо-зап. часть Галлии до Соммы. При Хлодвиге I, объединившем все племена ф., в том числе и так наз. «рипуарских», т.е. береговых ф., живших по обоим берегам Рейна вплоть до Майна (вторая группа ф.), они порвали связь с рим. правительством, захватили почти всю Галлию и образовали самостоятельное Франкское государство (конец V-сер. IX в.). Общественное устройство ф. нашло отражение в «Салической правде».

ФРАНКОНИЯ

ФРАНКОНИЯ - в средние века область по среднему Рейну и Майну, на севере граничила с Саксонией и Тюрингией, на юге - со Швабией и с Баварией. К ней примыкал район по вост. берегу Рейна (Майнц, Шпейер, Вормс). Свое название Ф. получила от заселявших ее в конце V в. вост. франков. До распада Франкского государства Ф. входила в одну из трех его составных частей - Австразию. После распада Франконского государства (IX в.) образовалось герцогство Франконское.

ФРАНКОНСКАЯ ДИНАСТИЯ

ФРАНКОНСКАЯ ДИНАСТИЯ - династия герм, королей и императоров Священной Рим. империи: Конрад II, Генрих III, Генрих IV (1056-1106), Генрих V.

ФРАНЦИСКАНЦЫ

ФРАНЦИСКАНЦЫ - члены нищенствующего монашеского ордена, созданного Франциском Ассизским. Важной особенностью устава ордена было требование отказа не только от индивидуальной собственности каждого монаха (в соответствии с обетом бедности), но и коллективной собственности всего ордена. По предписанию Франциска его последователи должны были добывать пропитание поденными работами либо испрашиванием милостыни (брать деньги запрещалось), проповедовать евангельский образ жизни в обществе. Поначалу странствующие и проповедующие ф. не имели постоянных мест обитания, монастыри у ф. появились позднее.

Численность ф. росла быстро, уже в 1217 г. у Франциска Ассизского было 5 тыс. последователей. В орден вступали люди различной социальной принадлежности, но основную массу составляла гор. беднота. По уставу, во главе ордена стоял избираемый генерал. Он имел право созывать генеральный капитул - общее собрание всех ф. (позднее из-за возрастания численности ф. на капитул собиралась лишь иерархия ордена, большинство же монахов участвовало лишь в собраниях по провинциям). Территория действия ордена ф. была разделена на провинции во главе с провинциалами, обладавшими исключительным правом приема новых членов ордена.

По замыслу пап, орден ф. был создан как орудие борьбы с тогдашним массовым недовольством богатствами церкви, феодалов. Орден должен был впитать в себя таких недовольных, поставить их под контроль папства, ведь руководство ордена требовало повиновения церковной иерархии.

Ф. активно занимались проповеднической деятельностью, миссионерством. Напр., в конце XIII в. францисканец Иоанн Монтекорвино был направлен в Китай, и орден обосновался и там. Вместе с доминиканцами ф. вскоре стали играть ведущие роли в преподавании в университетах. Среди них появились известные ученые (Роджер Бэкон, Уильям Оккам, один из генералов ордена Джованни Бонавентура и др.). Ф. вели борьбу с ересями и приняли активное участие в инквизиции. Однако и часть самих ф. стала жертвами инквизиции. Это были т.наз. «спиритуалы». Спиритуалы требовали строгого соблюдения заветов Франциска Ассизского, прежде всего абсолютной нищеты. Противниками их выступали конвентуалы, считавшие возможным отступление от этого принципа. Верх в ордене взяли конвентуалы, и папа Иннокентий IV смягчил строгости устава ф., объявив, что все, чем владеет орден, является собственностью папы. Таким образом, был обойден запрет для ф. иметь индивидуальную либо коллективную (всего ордена) собственность. Спиритуалы выступили против этого решения. Их лидеры (Джерардо ди Борго Сан-Донино, Петр Оливи) осуждали «плотскую» (т.е. католическую) церковь и предвещали ее замену церковью «духовной», основанной на первохристиан. идеалах. У спиритуалов нашлось немало последователей и среди светских людей. Из среды спиритуалов вышел Герардо Сегарелли, основатель секты «апостольских братьев». Именно эта секта подготовила восстание Дольчино.

Взгляды спиритуалов были объявлены ересью, ими занялась инквизиция. Тело умершего Оливи было извлечено из земли, а его прах развеян по ветру. К 30-м гг. XIV в. движение спиритуалов было разгромлено.

Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Керов ВЛ. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII - начале XIV века. М., 1986; Котляревский С А. Францисканский орден и римская курия в XIII-XIV вв. М., 1901; Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ, ДЖОВАННИ БЕРНАРДОНЕ

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ, ДЖОВАННИ БЕРНАРДОНЕ (ок.1181-1226) - основатель ордена францисканцев. Родился в семье богатого торговца тканями в г. Ассизи (Италия). В юности вел обычную жизнь богатого повесы, занимался торговлей. После плена (куда попал во время войны Ассизи с Перуджей) и тяжелой болезни резко изменил свой образ жизни: стал отшельником, предался аскетизму. Вскоре у него появились первые последователи. Они жили в полной нищете, проповедовали, пищу добывали поденной работой либо просили милостыню. Ф.А. проповедовал любовь не только к людям, но и ко всем творениям Божьим, стремился следовать идеалу апостольской жизни, призывал людей жить в мире, покаяться. Вместе с тем он не выступал против богатства духовенства, не требовал вернуть церковь к апостольской простоте и бедности, как это делали, напр., вальденсы. Ф.А. не подвергал сомнению правомочность верховенства в церкви духовенства.

В 1209 г. Ф.А. добился приема у папы Иннокентия III и получил от него разрешение жить по евангельским предписаниям и проповедовать их в обществе. Последователи Ф.А. жили по написанному им «Правилу». Новое «Правило» Ф.А. в 1223 г. было утверждено папой Гонорием III в качестве устава ордена францисканцев.

В 1212 г. под влиянием проповедей Ф.А. дочь одного из богатых граждан Ассизи Клара приняла монашество и основала женский францисканский орден - кларисок. Устав для этого ордена был написан Ф.А. Он основал и третий орден - терциариев. В нем состояли светские люди, которые продолжали жить в миру, но при этом строго соблюдали посты, много молились, не ходили на балы и т.д. Их духовными наставниками были францисканские монахи.

В 1219 г. Ф.А. присоединился к крестоносцам, стремившимся прорваться в Египет. Попав в плен к султану, он стал уговаривать его отказаться от ислама и принять христианство. Султан был настолько поражен таким поведением, что отпустил Ф.А. В 1224 г. на руках, ногах и в боку Ф.А. появились стигмы - кровавые язвы в тех местах, куда были нанесены раны Иисусу Христу на кресте. Ф.А., таким образом, является одним из первых стигматиков. Ф.А. был канонизирован всего через два года после смерти - в 1228 г.

Лит.: Франциск Ассизский. Сочинения / Ред., пер., комм. В.Л. Задворного. М., 1995; Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Рабинович В. Исповедь книгочея. М., 1991; Katolicyzm starozytny. Warszawa, 1977.»

ФРАНЧЕСКО Д'АНЬ6ЛО (ВОРЧУН)

ФРАНЧЕСКО Д'АНЬ6ЛО (ВОРЧУН) - один из руководителей восстания наемных рабочих - «обездоленных», вспыхнувшего в Сиене (1371, июль). Это восстание было одним из первых выступлений предпролетариата в Италии. Ф. д'А. был схвачен при неудачной осаде правительственного дворца, затем предан пытке, но освобожден восставшими и введен в состав правительства «тощего народа». Восстание было подавлено в августе 1371 г. О дальнейшей судьбе Ф. д'А. ничего не известно.

ФРАНШ-КОНТЕ

ФРАНШ-КОНТЕ - с X в. графство Бургундия, с XI в. территория графства входила в состав Священной Рим. империи, в 1316-1322 гг. - владение Филиппа V, короля Франции; в 1322- 1361 гг. и 1384-1477 гг. - владение герцогов Бургундии, далее - Габсбургов.

Название «Ф.-К.» (в переводе «свободное графство») закрепилось за графством Бургундия в XIV в., когда города этого графства получили привилегии от королей Германии и герцогов Бургундии.

ФРАТИЧЕЛЛИ

ФРАТИЧЕЛЛИ (ит. fraticelli - братцы - представители еретич. движения в Италии. Выделились в конце XIII в. из рядов спиритуалов. Призывали к евангельской бедности, выступали против богатства католич. церкви. Отлучены от церкви в 1317 г.; в 1318 г. образовали самостоятельную секту, в которую входили крестьяне и плебс. Пользовались популярностью в Италии (особенно в Сицилии) в XIV в. Преследовались инквизицией. Движение заглохло в XV в.

ФРИГОЛЬД

ФРИГОЛЬД (от англ. free - свободный и hold - владение).

1) Феод, держание в средневековой Англии, наследственное либо пожизненное. Ф. мог быть рыцарским, крестьянским, городским, церковным.

2) В более узком значении - свободное крестьянское держание внутри манора. С точки зрения права может быть противопоставлен держанию виллана и копигольду (с XV в).

ФРИГОЛЬДЕРЫ

ФРИГОЛЬДЕРЫ - группа англ. крестьянства, пожизненно или наследственно владевшая землей. Крестьяне-ф. обладали личной свободой, имели фиксированную ренту, право завещания, отчуждения земли, защиты в королев, судах. Находились в зависимости от лорда.

ФРИДРИХ II ШТАУФЕН

ФРИДРИХ II ШТАУФЕН (1194-1250) - король Сицилии (с 1197 г.), Германии (с 1212 по 1250 г.), император Священной Рим. империи (с 1220 г.); сын Генриха VI, внук Фридриха I Барбароссы. Родился и вырос в Сицилийском королевстве (его отец был женат на наследнице сицилийского престола) под опекой папы Иннокентия III. Ф.II - одна из колоритных фигур в истории. Этот воинственный рыцарь создал в Сицилийском королевстве подобие вост. деспотии; был одним из самых образованных людей XIII в.; покровительствовал наукам и искусствам; основал в Неаполе ун-т (1224); знал греч. , араб., лат. языки, писал стихи и науч. трактаты. Став императором, сохранил в качестве своей базы Сицилийское королевство.

Именно при нем борьба между империей и папством достигла исключительного ожесточения. Продолжал политику отца в Сев. и Сред. Италии, вел войны за подчинение Сев. и Центр. Италии, где натолкнулся на сопротивление городов.

Участник 6-го крестового похода: высадился с небольшим войском в

Святой земле и без единого сражения договорился с египет. султаном о передаче Иерусалима, Вифлеема и Назарета под власть христиан (на несколько лет); сам возложил на свою голову корону в храме Гроба Господня, подтвердив принятый им ранее титул короля Иерусалимского (1229). Подчеркивал мессианский характер своей власти, называл себя наместником Всевышнего, повелителем мира и новым Константином, а после коронации в Иерусалиме - еще и преемником царя Давида.

После почти 30-летней борьбы с ит. городами, отлученный папой от церкви и объявленный Антихристом, он потерпел полный крах. В 1245 г. низложен с императорского престола Вселенским собором. С его смертью потерпела крах династия Штауфенов и ит. политика герм, императоров. После смерти Ф. II в Сицилии по призыву папы высадился брат фр. короля Карл Анжуйский.

Образ Ф. II был эсхатологически окрашен современниками, что породило легенду о том, что он не умер в 1250 г., а скрылся, чтобы появиться в конце времен, реформировать церковь и установить царство всеобщего мира. Во второй пол. XIII в. в Италии и Германии постоянно появлялись самозванцы, выдававшие себя за Ф. П.

Лит.: Абрамсон МЛ. Законодательство Фридриха II и социальная практика в Сицилийском королевстве // Проблемы итальянской истории. 1987. М., 1987; Бильбасов В А. Крестовый поход Фридриха II. СПб., 1863.

ФРИДРИХ I БАРБАРОССА

ФРИДРИХ I БАРБАРОССА (Рыжебородый) (ок.1125-1190) - герм, король с 1152 г., из династии Штауфенов (один из самых крупных ее представителей), император Священной Рим. империи (с 1155 г.).

Совершил 5 воен. походов в Италию (1154-1155, 1158-1162, 1163-1164, 1166-1168,1174-1178), главной целью которых было подчинить северные и тосканские города-республики, а также папу и Папское государство.

Во время 1-го ит. похода помог папе подавить восстание Арнольда Брешианского в Риме (1143- 1155), за что благодарный папа вручил ему императорскую корону.

В 1158-1176 гг. попытался навсегда подчинить города Сев. и Сред. Италии (зависимость городов Ломбардии и Тосканы от империи до походов Ф.I была номинальной). Во время 2-го ит. похода, в 1158 г., собрал в Ронкальской долине (ок. Пьяченцы) представителей городов-коммун и провел решение о лишении городов прав самоуправления и о передаче их под власть подеста (см. Ронкальские постановления). Таким образом, севе-роит. города должны были полностью подчиниться императору. Воспротивившийся такому решению Милан был взят Ф.I (после двухлетней осады) и полностью разрушен. Территория города была запахана плугом.

Эта расправа Ф.I вызвала восстание двадцати двух городов Сев. Италии во главе с Миланом, которые в 1167 г. создали союз против герм, императора - так наз. Ломбардскую лигу, которую поддержал и папа Александр III. После долгой войны с Ломбардской лигой Ф.I был разбит в битве при Леньяно (1176) совместными силами лиги и Папского государства. По Констанцскому миру 1183 г., он отказался от своих притязаний на Италию, что фактически означало восстановление самоуправления городов Италии.

Правление Ф.I - период наибольшего внешнего блеска империи. Он проводил политику централизации внутри страны (в целом безуспешно); стремился укрепить свою власть над князьями, для чего предпринял ряд мер (напр., обязал всех феодалов-ленников нести воен. службу императору - так наз. Ленный закон 1158 г.); централизовал вассально-ленные отношения; раздробил лены князей и попытался создать сплошной королев. домен на юго-западе Германии. Проводя подобную политику, опирался в основном на министериалов.

В 1186 г. присоединил к владениям Штауфенов Юж. Италию и Сицилию, удачно женив своего сына Генриха на Констанции Сицилийской.

Возглавил (вместе с фр. королем Филиппом II Августом и англ. - Ричардом I Львиное Сердце) 3-й крестовый поход (см. Крестовые походы), во время которого утонул (10 июня 1190 г.) в горной реке Салефа в Киликии (Малая Азия).

ФРИДРИХ ДЕРЕВЯННЫЙ БАШМАК

ФРИДРИХ ДЕРЕВЯННЫЙ БАШМАК (правильнее Дитрих «Деревянный башмак») (?-1285) - самозванец, выдававший себя за императора Фридриха II Штауфена; утверждал, что Фридрих II Штауфен пропал без вести, а не умер в 1250 г. Происхождение Ф.«Д.б.» неизвестно. В 1284 г. появился в Кёльне, но был изгнан. Затем объявился в Нейсе и основал там «придворную канцелярию», из которой рассылал письма с «императорской» печатью к нем. князьям и городам с призывом признать его и оказать поддержку. В апреле 1285 г. Ф.«Д.б.» переехал в Вецлар, восставший против короля из-за новых налогов. В мае Вецлар заключил союз с Франкфуртом и Фридбергом, но гор. патрициат Вецлара вступил в соглашение с императором Рудольфом I Габсбургом и выдал ему Ф.«Д.б>. Как еретик Лжефридрих был сожжен.

ФРИЛИНГИ

ФРИЛИНГИ - рядовые свободные общинники у саксов.

ФРУАССАР, ЖАН

ФРУАССАР, ЖАН (1337- после 1404) -фр. хронист и поэт. Родился в семье мелкого бюргера из г. Валансьенна (ныне - Франция). Некоторое время Ф. служил при дворе англ. короля, потом у знатных сеньоров Франции. Известен как автор стихов и поэм в духе куртуазной рыцарской поэзии. Но прославился как историк англ. и фр. рыцарства (их турниров, пиров и походов). Описал в своих «Хрониках» события 1327-1400-х гг., главным образом Столетней войны. Достоинствами «Хроник» Ф. являются образный язык, яркие портреты рыцарей, обилие фактического материала, пейзажные зарисовки. Народные движения (Жакерия, Парижское восстание 1356-1358 гг. и т.д.) обходил молчанием или осуждал. В основу «Хроник» лег материал, собранный Ф. в поездках по Англии, Франции, Италии, Испании. Сообразно интересам своих высоких покровителей, Ф. неоднократно менял полит, ориентацию.

Лит.: Фруассар Ж. Любовный плен. М., 1994.

ФУА

ФУА (фр. foix - верность).

1) Клятва верности вассала сеньору (см. Оммаж).

2) Средневековое графство на юге Франции.

ФУГГЕРЫ

ФУГГЕРЫ - представители одного из самых крупных купеческих и банкирских домов Юж. Германии XV- XVII вв., известного всей Европе. Вышли из среды деревенских ткачей. Родоначальник фамилии Ганс Ф. в 1367 г. переселился в Аугсбург и записался в цех ткачей. Затем, наряду с ремеслом, стал торговать тканями и пряжей. Следующие поколения Ф. занимались преимущественно торговлей тканями и снабжали ткачей Аугсбурга сырьем из Венеции. Наибольшего размаха деятельность Ф. достигла при Якобе II Ф. Младшем, прозванном Богатым (1459-1525). Ф. выступали и как ростовщики: с 1488 г. они предоставляли крупные денежные кредиты Габсбургам, снабжали деньгами папу римского и др.

ФУКЕ ЖАН

ФУКЕ ЖАН (ок.1420-1481) - фр. живописец, первый мастер фр. Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы. Родился в г. Тур (долина Луары), который во второй пол. XV в. стал резиденцией фр. королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных худож. центров Франции. Вероятно, в нач. 1440-х гг. учился в Париже, а затем первым из фр. художников отправился в Италию и познакомился с искусством ит. Возрождения (1445- 1447). После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (до 1461 г.) и Людовика XI. В 1474 г. получил титул «королев, живописец». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Ф. были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.

К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок. 1451-1456), заказанный Ф. Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене. Шедевром Ф. являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье» (1450-1460), не имевшие себе равных по худож. достоинствам. Особенно хороши «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество», «Шествие волхвов» и др. миниатюры, созданные на сюжеты Священного писания.

В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сб. новелл Дж. Боккаччо и к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII (другая рукопись «Больших французских хроник» проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа III Доброго). Миниатюры «Хроник» Ф. прославляют фр. королев, дом, жизнь которого протекала в пирах и торжественных церемониях («Карл Великий находит тело Роланда», «Пир в честь Карла IV», «Коронование Карла Великого», «Жизнь Людовика II Заики» и др.).

Драгоценным наследием Ф. являются миниатюры к «Иудейским древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия («Строительство Иерусалимского храма», «Взятие Иерихона», «Взятие Иерусалима», «Въезд Птолемея в Иерусалим» и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен.

Лит.: Золотова Е.Ю. Жан Фуке. М., 1984; Петрусевич НР€. Искусство Франции XV- XVII вв. М., 1973.

ФУЛЬБЕРТ ШАРТРСКИЙ

ФУЛЬБЕРТ ШАРТРСКИЙ (ок.960- 1028) - епископ, философ, основатель богослов, соборной школы в г. Шартре (конец X в.), математик. Представители Шартрской школы по араб, источникам знали Аристотеля, опередив в этом ортодоксальную схоластику на целое столетие. Философы этой школы возродили атомизм.

ФУЛЬДСКИЕ АННАЛЫ

ФУЛЬДСКИЕ АННАЛЫ - запись по годам наиболее важных событий, происходивших во Франкском государстве с 680 по 901 г. Получили название от Фульдского монастыря (Гессен), где создавались некоторое время. Состоят из нескольких частей.

ФУЛЬХЕРИЙ ШАРТРСКИЙ

ФУЛЬХЕРИЙ ШАРТРСКИЙ (ок.1059 - ок. 1127/1128) - фр. хронист, участник 1-го крестового похода, священник из Шартра. Хроника Ф.Ш. - один из достоверных источников сведений о 1-м крестовом походе и об Иерусалимском королевстве; создана на основе личных впечатлений.

Лит.: Заборов МА. Введение в историографию крестовых походов. М., 1966; Заборов МЛ. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.

ФУНТ СТЕРЛИНГОВ

ФУНТ СТЕРЛИНГОВ - старинная англ. серебряная монета, чеканившаяся с XII в.

ФУЭРОС

ФУЭРОС (от лат. forum - рынок, право, суд) - основная форма законодательства (до XIV в.) в странах Пиренейского п-ова. Существовало несколько видов ф.: свод законов общего характера для всех подданных (напр., Вестготская правда (VII в.) - первое ф. такого вида). Издавались с целью унификации законодательства; хартии вольностей тех или иных регионов, сословий либо феод, фамилий (напр., ф. кастильских рыцарей 1135-1138 гг.); вольности, привилегии городам и сельским общинам в отвоеванных у арабов в ходе Реконкисты местностях, т.наз. «муниципальные» ф. (самые многочисленные). Были широко распространены в ХI-XIII вв. Королев, власть была заинтересована в том, чтобы в укрепленные поселения вновь завоеванных земель привлечь как можно больше переселенцев-колонистов, поэтому им давались льготы (в первую очередь личная свобода). Вольности записывались в особых грамотах (т.наз. «фуэро»), отсюда и название самих вольностей. Ф. давал король либо светские и церк. магнаты с последующим утверждением королем.

В XIV-XV вв. местные ф. действовали наряду с королев, сводами законов. Утратили силу с объединением Кастилии и Арагона, т.е. в Испании.

ФЬЕФ

ФЬЕФ (фр.), фи (англ.), лен (нем.) (позднелат. feodum, feudum), от франк. fehuod - скот (как имущество).

1) В средние века в Зап. Европе наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения службы (военной, придворной, т.е. участия в суде, в управлении и т.д.) или уплаты установленных взносов. В свою очередь, вассалы часть полученной земли (либо дохода) передавали на таких же условиях во владение своим вассалам. Поэтому в конце концов над одним и тем же земельным владением возникала т.наз. «феод, лестница». Предшественником ф. был бенефиций. Ф. характерен в основном для XI-XV вв.

2) Фиксированный доход (в деньгах или натуре), получаемый вассалом от сеньора или «пожалованный сеньором вассалу». Характерен для конца XIII-XIV в., когда главной формой связи между сеньором и вассалом становится уже не условное земельное пожалование, а т.наз. «рентный феод», т.е. не участок земли, а доход (рента) с него, получаемый вассалом за свою службу от сеньора.

Предыдущая страница Следующая страница