Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВЕР")

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ (от лат. vagantes - бродячие люди) - лат. средневековые поэты из числа школяров и клириков, прославлявшие в своих произведениях земные радости. Из застольных песен в. в Новое время возник студенческий гимн «Gaudeamus igitur».

Лит.: Лирика вагантов. М., 1970; Поэзия вагантов. М., 1975.

ВАГЕНБУРГ

ВАГЕНБУРГ (от нем. Wagen - повозка и Burg - крепость) - построение воен. обоза в древности галлы, германцы, гунны) и в Средневековье (крестоносцы, гуситы) для прикрытия войск от неприятельских атак. В средние века в. использовался во время похода, когда войска были обременены многочисленными повозками с продовольствием и оружием. При нападении врага обоз располагался в форме четырехугольника, круга или полукруга, внутри которого находились люди и лошади. При длительных стоянках в. окружался рвом и проч. препятствиями. С большим умением в. применяли гуситы под руководством Яна Жижки. С развитием огнестрельного оружия (особенно артиллерии) в. потерял свое значение и к нему перестали прибегать.

ВАЛАФЛИД (ВАЛАФРИД) СТРАБОН

ВАЛАФЛИД (ВАЛАФРИД) СТРАБОН (?-849) - аббат Рейхенауского монастыря. Автор трактата о мироустройстве «Glossa ordinaria».

Лит.: Валафрид Страбон. Садик // Валафрид Страбон. Садик. Одо из Мена. О свойствах трав; Арнольд из Виллановы. Солернский кодекс здоровья. М, 1992.

ВАЛЛА ЛОРЕНЦО

ВАЛЛА ЛОРЕНЦО (1405 или 1407- 1457) - ит. гуманист, философ, филолог, историк. Родился в семье рим. юриста, служившего в папской курии. Деятельность В. протекала в Риме, Павии (преподавал риторику в Падуанском ун-те), Милане и Неаполе. С 1435 г. - секретарь короля Альфонса Арагонского. В 1448 г. В. получил должность апостолич. секретаря в Риме. Автор этико-филос. соч. «Об истинном и личном благе» (30-е гг.), в котором развивал концепцию наслаждения как высшего блага, разработанную под влиянием учения Эпикура. В. считал, что стремление человека к духовным и чувственным наслаждениям - закон природы. Земная жизнь дана человеку для наслаждения красотой мира. Наряду с понятием «наслаждение» в этике В. основополагающей является категория «полезность». Полезность наслаждения естественна. Принцип взаимной полезности лежит в основе общественного и гос. устройства.

В неаполитанский период В. создал самые значительные произведения: «О свободе воли» (1439), «Диалектика» (1439), «Элеганции» (1440) и два антицерк. соч. - «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (1440) и «О монашеском обете» (1442). В первом В. доказал подложность т.наз. «Константинова дара», обосновывавшего притязания папства на светскую власть. В соч. «О монашеском обете» В. ставил под сомнение правомерность существования монашества как церк. института. В «Диалектике» он подверг резкой критике средневековую логику (диалектику) за сложный, формалистич. язык, отверг ее претензии на роль науч. универсального метода. Схоластике В. противопоставил гуманистич. филологию. В последние годы жизни он написал несколько богослов, соч.: «О таинстве пресуществления», «Похвала святому Фоме Аквинскому» и др.

Лит.: Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977; Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Под редакцией Л.М. Братиной. М, 1985; Эстетика Ренессанса. Т. 1. М, 1981.

ВАЛУА

ВАЛУА - династия фр. королей с 1328 по 1589 г., ветвь Капетингов. Получила название от графства Валуа, которое было присоединено к домену в 1214 г.

ВАЛЬВАСОРЫ

ВАЛЬВАСОРЫ (от позднелат. vassus vassonim - вассал вассалов) - держатели мелких феодов от рыцарей в Италии и Франции.

ВАЛЬДЕНСЫ

ВАЛЬДЕНСЫ - приверженцы ереси, возникшей в конце XII в. на юге Франции. Название получили от имени лионского купца Петра Вальда, который в нач. 1170-х гг. отказался от своего имущества, объявив, что жить нужно в бедности, и основал первое братство в. Братство быстро превратилось в широкое движение. Запрет проповедей в. папой Александром III и отлучение их от церкви папой Люцием III в 1184 г. привели к радикализации движения.

Среди в. преобладали ремесленники и крестьяне. Все вступавшие в секту давали обеты бедности и целомудрия. В. считали римско-католич. церковь установлением зла, отвергали иерархию духовенства. Они создали собственную церковь с выборными епископами, отрицали таинства, вместо католич. богослужений создали свои, отвергали иконы, крест, крестное знамение. Социальный протест низших слоев общества нашел свое выражение в отрицательном отношении в. к физ. труду. В. осуждали церк. землевладение, накопление богатств феодалами, утверждали, что всякий человеч. суд запрещен Богом. Среди в. были и радикалы, и умеренные, в секте произошло несколько расколов. Серьезный удар по ереси нанес крестовый поход против альбигойцев 1209-1229 гг. Однако в. появились и в Италии, и в Германии, и в Чехии. В Швейцарии и Италии и ныне существуют небольшие группы последователей этого учения.

Лит.: Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII - начале XIV века. М., 1986.

(Доп.) (позднелат. Valdenses, Pauperes de Lugduno)

(Лионские бедняки), религиозная секта, участники средневекового еретического движения XII-XIII веков, возникшего во Франции и распространившегося в Западной Европе. Вальденсы отрицали право католической церкви иметь собственность, собирать налоги, не признавали власть пап, отрицали таинства. Подвергались жестоким преследованиям.

Основатель движения - купец Пьер Вальдо, основавший в 1176 году общину «совершенных». Вальдо заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на романском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту христианских нравов. С толпой приверженцев он отправился на проповедь евангелия. Так как секта его отвергала собственность, то получила название pauperes de Lugduno (лионские нищие).

Ломбардские вальденсы слились в Милане с существующими уже там раньше гумилиатами (нищие духом), названные так за свое смирение. Нисколько не думая отлучиться от церкви, они тем не менее пришли с нею в столкновение вследствие провозглашения ими свободы чтения Библии и мирской проповеди, а позднее также вследствие учения о таинствах. Папа Луций III отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латерантском соборе 1215 года. Все это однако не помешало вальденсам распространиться по Италии, Франции и Богемии. Из Франции они направились главным образом по южным склонам котических Альп, где долины Пьемонта и Савойи до сих пор служат главным приютом вальденсов.

Несмотря на свои чисто евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII века. Папа Сикст V объявил против них даже крестовый поход. Во время Реформации многие вальденсы пристали к новому учению. Преследование их продолжалось; так, в 1545 году, в одном Дофинэ было истреблено около 4000 вальденсов; в 1685 году французские и итальянские войска убили 3000 вальденсов, взяли в плен 10000 и разместили 3000 детей по католическим монастырям. Благодаря заступничеству протестантских держав, в особенности Пруссии, король Сардинский Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 года даровал вальденсам религиозную и церковную свободу, вместе с гражданскими правами. В 1883 году во всей Италии было не больше 14866 вальденсов. Их теологическая школа во Флоренции имела в 1879 году 3 профессоров и 17 студентов.

Синод вальденсов состоит из духовенства и мирян, собирается поочередно в Пьемонте, в одной из альпийских долин - Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна, и образует высшую законодательную власть. Основную массу вальденсов составляют ремесленники и крестьяне. Некоторые общины вальденсов, несмотря на жестокие преследования, сохранились и в XX веке (в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

ВАЛЬД ПЕТР

ВАЛЬД ПЕТР - Вальдо Пьер

(XII - нач.ХШ в.) - лионский купец, основатель секты вальденсов. Согласно преданию, ок.1175 г. роздал свое имущество и стал проповедовать бедность, аскетизм в духе раннего христианства. Призывал упразднить церковь, называя ее «бесплодной смоковницей». Оспаривал церк догматы, большинство таинств, почитание икон, культ святых, церк. иерархию. Члены его секты давали обет не владеть собственностью.

ВАЛЬКИРИИ

ВАЛЬКИРИИ (от др.-сканд. Valkyrja - выбирающая убитых) - божества в с канд. мифологии, девы-воительницы, летавшие над полем брани и направлявшие по указу бога Одина ход битвы. После сражения в. отбирали храбрейших из погибших воинов, чтобы отвести их в Валгаллу - чертог Одина.

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ - ночь с 30 апреля на 1 мая (день св. Вальпургии), в герм, мифологии время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен, собирались вокруг Сатаны и пытались помешать благополучному течению весны, а также насылали порчу на людей, скот и т.п. Накануне В.н. в селениях проводилась магич. Церемония изгнания ведьм: разжигались костры, где сжигались чучела ведьм, звонили колокола церквей и т.д. Травы в В.н., как считалось, обретают чудотворную силу.

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ (ок. 1170 - ок.1230) - немецко-австр. поэт, в творчестве которого сочетались поэтич. искусство нем. миннезингеров и гуманистич. направленность народной песни. Происходил из семьи безвестного министериала, был проф. певцом и жил дарами своих феодалов-покровителей. Служил австр. герцогу в Вене, нескольким императорам, ландграфу Герману Тюрингскому, двор которого в замке Вартбург был одним из центров феод, культуры. В.фон дер Ф. был певцом любви; героиней его стихотворений чаще всего являлась не знатная дама, а простая девушка. Он был и полит, поэтом, откликавшимся на многие события. Выступая сторонником нац. единства Германии, в своих сатирических шпрухах гневно порицал церковников, грабивших и притеснявших народ, и феод, князей, разорявших страну междоусобными войнами. В. фон дер Ф. значительно расширил границы миннезанга, обогатив его новыми темами и формами, демократизировал нем. поэзию, приблизил ее язык к народному.

Лит.: Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1986.

ВАНДАЛЫ

ВАНДАЛЫ - герм, племя, поселившееся в 355 г. на землях Зап. Рим. империи в качестве федератов. В нач. V в. вместе с аланами поселились в Испании. В 428 г. продвинулись в Сев. Африку, где создали свое государство. Королевство в. и аланов было завоевано Византией в 534 г.

Лит.: Дилигенский Г.Г. Северная Африка в IV-V вв. М, 1961.

ВАН ЭЙК, ЯН

ВАН ЭЙК, ЯН (между 1390 и 1400-1441) - нидерл. живописец, основатель (вместе с братом) нидерл. школы живописи; с их именами связано распространение станковой картины.

Родился в Сев. Нидерландах в г. Маасэйк. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 г. он - художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427- 1428 гг. в составе герцогского посольства в.Э. отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почетом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робером Кампеном либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрел дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

В.Э. считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после этого масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда - в Италию.

Самое крупное и знаменитое произведение в.Э. - Гентский алтарь (возможно, создан совместно с братом Губертом), выполненный по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы, начат в 1422 г., закончен в 1432 г., - грандиозный многоярусный полиптих из 26 картин с изображением 258 человеч. фигур.

Среди шедевров В.Э. «Мадонна канцлера Ролена», ок. 1435 г. , а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой - т.наз. «Портрет супругов Арнольфини» (1432).

Лит.: Егорова К.С. Ван Эйк Ян. М., 1965; Никулин Н.Н. Ван Эйк Ян. Л.; М, 1959.

ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ

ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ - записи обычного права герм, народов, составленные в V-IX вв. Играли роль судебников, т.е. перечней штрафов и др. наказаний за те или иные преступления. лат. название этих памятников Lex (т.е. закон) с добавлением названия племени или народа (напр., Lex Saxsonum). На рус. языке они по аналогии с «Русской правдой» называются «правдами». Самая ранняя из всех сохранившихся в.п. - «Вестготская» (вторая пол. V в.). В конце V - нач. VI в. была составлена «Бургундская правда», в VI в. - «Салическая» и «Рипуарская», в VII в. - Англосаксонские правды, в VII-VIII вв. - Лангобардские правды, в VIII в. - «Баварская» и «Алеманнская», в конце VIII - нач. IX в. - «Саксонская», «Тюрингская» и «Фризская» правды. В.п. дают ценный материал для изучения уровня производительных сил, форм собственности, дифференциации общества, т.е. социально-экономич. отношений в период зарождения феодализма. Большинство в.п. сохранилось до нашего времени; они отражают и некоторые элементы родового уклада (разные типы общин, воен. демократию) и являются важнейшим источником для изучения развития герм. народов в период раннего феодализма. Они перестали применяться с утверждением феод, отношений, уступив место феод. законодательству.

ВАРВАРЫ

ВАРВАРЫ - звукоподражательное слово; так древние греки, затем римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке. В нач. 1-го тыс. в. называли германцев. Позднее, в Новое время, этот термин стал применяться в ист. науке для названия народов, вторгавшихся на территорию Рим. империи и основавших на ней ряд варварских королевств. В. называли племена бургундцев, вестготов, остготов, вандалов, лангобардов, франков и некоторые др.

ВАСИЛИЙ I

ВАСИЛИЙ I - визант. император (867-886), основатель Македонской династии. По происхождению крестьянин из Македонии. Был подозрительным, хитрым и беспринципным человеком, сделал блестящую карьеру при дворе императора Михаила III; в 866 г. стал его соправителем, а в 867 г., убив Михаила, захватил престол. B.I был безграмотен, однако проявил себя разумным государем - боролся со злоупотреблениями чиновников, много строил в Константинополе и его окрестностях, придавал большое значение наукам. Во внешней политике империи в союзе с франкским королем Людовиком II и папством были достигнуты некоторые успехи в кампаниях против арабов на Востоке и в Италии. B.I разгромил движение павликиан. Его политика вызывала недовольство не только народных масс, но и феод, знати провинций.

Лит.: Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996; История Византии. Т. 1. М., 1967; Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь. М., 1990.

ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА

ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932) - руководитель крупного восстания (ок. 932 г.) визант. крестьянства на северо-западе Малой Азии, в феме Опсикий. Одной из причин восстания был голод, начавшийся в 928 г. Хронисты сообщают, что В.М.Р. был родом из Македонии и за участие в одном из предшествующих восстаний по приговору суда был лишен правой руки. Ему пришлось приделать себе «медную руку», к которой был прикреплен меч огромной величины. После разгрома восстания В.М.Р. был сожжен на одной из площадей Константинополя.

Лит.: Каждая АЛ. «Великое восстание» Василия Медной Руки // Визант. временник. Вып. 4. М., 1951.

ВАСКО ДА ГАМА

ВАСКО ДА ГАМА - см. Гама.

ВАССАЛ

ВАССАЛ (от позднелат. vassus - слуга) - лицо (феодал), получившее от сеньора (более крупного феодала) земельное владение (феод) за несение службы. Занимал зависимое положение в системе вассалитета. В. был обязан нести воен. службу (обязательная воен. служба не превышала 40 дней в году), оказывать сеньору денежную помощь, присутствовать в совете сеньора и т.д. В свою очередь, в. мог быть сюзереном по отношению к другим, еще более мелким владельцам земли.

ВАССАЛИТЕТ

ВАССАЛИТЕТ - вассально-ленная система - система отношений подчинения феодалов-вассалов феодалам-сеньорам. Первые зачатки в. появились еще в государствах, основанных германцами после завоевания ими Зап. Рим. империи. Полного развития в. достиг в X-XII вв. К этому времени установилась тесная связь в. с поземельными отношениями: зависимость феодала-вассала от феодала-сеньора (сюзерена) возникла преимущественно на почве пожалования последним земли в феод (лен), т.е. в наследственное владение, обусловленное несением определенных служебных повинностей. Оммаж и пожалование фьефа (инфеодация) знаменовали включение рыцаря в вассально-ленную систему. Земельное пожалование сопровождалось обычно принятием обязательств верности и повиновения со стороны вассала; сеньор же брал на себя обязательство защищать вассала. Крупные феодалы-сеньоры, в свою очередь, вступали в вассальное подчинение к другим, еще более могущественным. Так, во Франции шатлены держали земли от баронов, бароны - от короля. Таким образом выстраивалась вассально-ленная система; ее развитие приводило к образованию иерархич. лестницы вассалов и сеньоров, вершиной которой был король.

Помимо верности и повиновения вассал нес обязанность советовать и помогать сеньору. Совет заключался прежде всего в том, что вассал должен был участвовать в курии сеньора, которая была своего рода судебно-адм. советом. Без такой курии сеньор не мог отправлять юрисдикцию, решать имущественные вопросы (напр., отчуждение земли), судьбы своих детей. Сеньоры собирали своих вассалов на подобные съезды-советы три раза в год. Как правило, эти собрания происходили по большим праздникам: перед Пасхой, Троицей и Рождеством. Помощь вассалов состояла из помощи военной и финансовой. Прежде всего вассал обязан был нести воен. службу, участвовать в походах сеньора, защищать его замок, при необходимости размещать в своем замке гарнизон сеньора. Срок воен. службы ограничивался 30-40 днями в год на собственном обеспечении. Фин. помощь оказывалась сеньору в затруднительные либо торжественные моменты его жизни: для выкупа сеньора из плена, при выдаче Дочери замуж, при посвящении сына в рыцари и т.д.

В. являлся основой полит, строя Феод, монархии в период раздробленности, он был единственной формой связи класса феодалов, обеспечивавшей его единство. С образованием сословной монархии в XIII-XIV вв. в. постепенно утратил свою роль в полит, жизни средневековой Европы.

ВЕДОВСТВО

ВЕДОВСТВО - мнимое умение колдовскими способами влиять на силы природы, людей, животных, неодушевленные предметы. Получило широкое распространение в средние века. По учению католич. церкви, в. - это служение дьяволу. В. жестоко преследовалось, особенно в XV в. В 1489 г. было издано руководство по устройству ведовских процессов - «Молот ведьм» Я. Шпренгера и Г. Инститориса. Эти процессы стали средством расправы с инакомыслящими, полит, врагами, использовались для сведения личных счетов и захвата имущества.

Лит.: Канторович Я.Л. Средневековые процессы о ведьмах. СПб., 1896; Мишле Ж. Ведьма. М., 1912; Сперанский М. Ведьмы и ведовство. М., 1906; Шпренгер Я., Инcтитopuc Г. Молот ведьм. М., 1992.

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА - см. «Великий раскол».

ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ

ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ - грамота, предъявленная англ. королю Иоанну Безземельному восставшими баронами и подписанная им 15 июня 1215 г. Явилась результатом полит, борьбы феодалов с королев, властью. В борьбе приняли участие горожане, рыцари и крестьяне. В.х.в. состоит из 63 статей. Для своего времени была прогрессивным документом: ограничивала королев, произвол, содержала ряд статей, отражавших интересы баронов и церк. феодалов. Король брал обязательство не взимать со своих вассалов поборов больше установленных обычаем. Статья 12 фактически позволяла королю брать субсидии с феодалов только с их разрешения; «щитовые деньги» и др. феод, поборы король мог получить только при согласии «общего совета королевства», в состав которого входили те же бароны. Статья 34 частично восстанавливала права феод, курии. Баронов, в отличие от др. сословий, могли судить только пэры, т.е. люди равного с ними звания. Наиболее известная 39-я статья обязывала короля не арестовывать и не лишать имущества свободных людей (т.е. феодалов) без законного приговора суда. Эта статья «изымала» феодалов из ведения королев, юрисдикции. Для наблюдения за выполнением хартии был избран комитет в составе 25 баронов, который в случае ее нарушения королем мог начать против него войну.

В.х.в. частично подтверждала права и привилегии рыцарства и горожан. Баронам и королю запрещалось требовать с держателей рыцарских феодов больше чем положено служб и феод. платежей. Была обещана защита от произвола королев, чиновников. Хартия подтвердила неприкосновенность гор. вольностей, но талья - побор с горожан - осталась. Было установлено единство мер и весов, разрешен въезд и пребывание в Англии иностранных купцов. Но вилланам хартия не дала ничего. «Общий совет королевства» стал прототипом будущего парламента. В.х.в. подготовила образование сословной монархии. Считается первым в Европе документом, утверждающим права человека.

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ - открытия европ. путешественников сер. XV - сер. XVII в. Важнейшие из них: открытие Америки Колумбом в 1492 г., открытие морского пути из Европы в Индию Васко да Гамой в 1497-1499 гг., первое кругосветное плавание Магеллана в 1519-1522 гг., доказавшее шарообразность Земли и существование океана между Америкой и Азией. Были открыты новые материки и страны и установлено, что суша покрывает лишь меньшую часть земной поверхности. Захват и ограбление новых земель положили начало эпохе колониализма и явились одним из источников первоначального накопления. В этот период началось формирование мирового рынка.

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ - «Великая схизма»

период в истории католич. церкви с 1378 по 1414 г., когда церковь возглавлялась двумя (с 1378 по 1409 г.), а затем тремя (с 1409 по 1414 г.) конкурирующими между собой папами. Начало «В.р.» было положено через год после возвращения пап из Авиньона в Рим, когда фр. кардиналы, недовольные избранием новым папой итальянца Урбана VI, избрали в Авиньоне другого папу - Климента VII (до избрания - кардинал Роберт Женевский). Оба папы отлучили друг друга от церкви, каждый из них создал свою курию.

Конфликт в церк. верхах привел к расколу католич. мира. Главную роль в этом сыграли полит, противоречия между государствами Зап. Европы, прежде всего Столетняя война. Франция и ее союзники Шотландия, Неаполитанское королевство, Кастилия, часть герм, князей признали легитимность авиньонского папы, на стороне же рим. папы были Англия, Фландрия, Португалия, Венгрия и ряд других государств. Многие монашеские ордены также раскололись.

Длительный раскол вызвал беспокойство как в церковных, так и в светских кругах. Ряд монархов объявили о своем нейтралитете в конфликте между папами. Кардиналы обоих пап созвали в 1409 г. в Пизе собор, на котором римский и авиньонский папы были смещены и был избран единый папа для всех католиков. Но прежние папы отказались признать решения собора, и в результате вместо двух стало три папы. Конец «В.р.» был положен Констанцким собором, созванным по инициативе императора Священной Рим. империи Сигизмунда. На соборе в 1414 г. рим. папа объявил о своей отставке, остальные два папы были смещены. Собор избрал новым главой всех католиков папу Мартина V.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Лозинский СГ. История папства. М., 1986.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ - условное название ряда этнич. перемещений в Европе в IV-VI вв. Толчком послужило продвижение на запад гуннов ок. 370 г., потеснивших аланов и вестготов. Первый натиск римляне отразили в 378 г. В V в. в движение пришли герм, племена, создавшие в итоге на территории Зап. Рим. империи свои королевства. Последний этап в.п.н. связан с возникновением в Италии королевства лангобардов (568).

ВЕЛЬЗЕРЫ

ВЕЛЬЗЕРЫ - владельцы крупной нем. торгово-банковской компании. Центр, контора торговой фирмы В. находилась в Аугсбурге. В 70-х гг. XV в. В. торговали серебром Тироля, импортировали средиземноморские товары. Фирма В. в XV-XVI вв. занимала второе после Фуггеров место среди торговых и ростовщич. фирм Юго-Зап. Германии.

ВЕЛЬФЫ

ВЕЛЬФЫ - нем. феод. княжеский род. Играл видную роль в средневековой истории Германии. Усилился в XI-XII вв., завладев Баварией, Брауншвейгом и Саксонией. В XII в. между В. и домом Штауфенов началась борьба за полит. господство в Германии. Усиление Генриха Льва (1129-1195) из рода В. вынудило герм, князей поддержать Фридриха I Барбароссу из династии Штауфенов. В. лишились основной части своих владений, которые были поделены между крупными феодалами. Борьба В. и Штауфенов нашла отклик в Италии (см. Гвельфы и гибеллины).

ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - государство в Центр. Европе, созданное в конце X в. представителями династии Арпадов (правила до 1301 г.). История В.к. периода Высокого Средневековья связана с непрекращающимися междоусобными войнами крупных магнатов. Временная стабилизация наступила после воцарения Карла Роберта (1308-1342) из Анжуйской династии. Нач. XV в. было отмечено возобновлением борьбы магнатских группировок. Преодоление кризиса связано с правлением Матьяша Хуньяди (1458-1490), заложившего основы централизованного венг. государства.

Лит.: История Венгрии. Т. 1. М., 1971.

ВЕНЕТ ЖАН ДЕ

ВЕНЕТ ЖАН ДЕ (собств. Жан Фийон) (ок.1307 - ок.1370) - фр. хронист, по происхождению крестьянин; монах и приор монастыря кармелитов в Париже. Написал «Хронику кармелитов», поэму на старофр. языке; автор хроники на лат. языке, считавшейся раньше продолжением хроники Гильома из Нанжи. В последней описал события фр. истории с 1340 по 1368 г.

Лит.: Гюрджан Н.Н. О политических тенденциях некоторых французских хроник XIV в. // СВ. 1955. Вып. 4.

ВЕНЕЦИЯ

ВЕНЕЦИЯ - республика, возникшая на рубеже VII-VIII вв. В конце X в. В. была признана Византией независимым государством. Расцвет В. пришелся на XIV-XV вв. После разгрома генуэзцев в битве при Кьоджи В. поставила под свой контроль значительную часть торгового оборота Зап. Европы с Востоком. Упадок В. начался после падения Константинополя (1453) и Великих географических открытий, приведших к перемещению основных торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан.

Лит.: Луцатто Дж. Экономическая история Италии. Античность и средние века. М.,1954; Соколов Н.П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов, 1963.

ВЕРГЕЛЬД

ВЕРГЕЛЬД (от др.-верх.-нем. Wer - человек и Gelt - цена) - денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в герм. варварских правдах. В. выплачивался родом убийцы роду убитого, постепенно вытеснив кровную месть. Устанавливался в зависимости от социального положения убитого, его пола и возраста, от того, к какой национальности он принадлежал (галло-римской или германской).

ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843 Г.

ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843 Г. - соглашение о разделе империи Карла Великого между его внуками Лотарем, Карлом Лысым и Людовиком Немецким. Согласно В. д. 843 г., Лотарь получил Италию и земли вдоль Рейна и Роны, за которыми впоследствии закрепилось название Лотарингия, и сохранил императорский титул. Людовику Немецкому достались земли к востоку, а Карлу Лысому - к западу от Рейна. Процесс феодализации сделал неизбежным полит. дробление государства франков, раздел определялся и различным этнич. составом. В. д. 843 г. положил начало трем крупным государствам - Италии, Германии и Франции.

ВЕРНЕР САДОВНИК

ВЕРНЕР САДОВНИК (XIII в.) - странствующий поэт из Юж. Тироля, автор поэмы «Крестьянин Гельмбрехт» (ок. 1250). В поэме рассказывается, как сын крестьянина-мейера решил стать рыцарем и что из этого вышло. Это одно из немногих произведений средневековой лит., в котором описывается крестьянская жизнь.

Лит.: Вернер Садовник. Крестьянин Гельмбрехт. М., 1971.

ВЕРРОККЬО

ВЕРРОККЬО (собств. Андреа ди Микеле Чони) Андреа дель (1435/1436- 1488) - ит. скульптор Раннего Возрождения, живописец, гравер. Жил во Флоренции во время правления Лоренцо Великолепного. Возглавлял большую мастерскую, выполнявшую заказы для Флоренции и др. ит. городов. В. - автор бронзовой статуи «Давид» (1473-1475/1476), бронзового конного монумента кондотьеру Бартоломмео Коллеони (1479-1488) в Венеции. Его произведения тематически перекликались с работами Донателло. В творчестве В. сочетал реалистич. искания с утонченным аристократизмом. Меньше известен как живописец. Вместе с юным Леонардо да Винчи В. написал картину «Крещение Христа» (ок.1476). Он воспитал целое поколение художников, среди которых Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди. Мастерскую В. посещал и Боттичелли.

Лит.: Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 1963; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982.

Предыдущая страница Следующая страница