Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФОГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФОГ")

ФАБЛИО

ФАБЛИО (от лат. fabula - басня, рассказ) - один из жанров фр. гор. лит. XII-нач. XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор соседствует в ф. с моральным поучением. Авторами ф. были люди различного соц. положения, клирики, но главным образом жонглеры. Ф. отличает тематич. разнообразие: значительную группу образуют рассказы, разоблачающие жадность, лицемерие церковников («Завещание осла»), в другой группе с большой симпатией и сочувствием показана жизнь простых людей, полная лишений, прославляется их ум, смекалка («Тытам», «О бедном торговце» и др.). В ф. широко отображена жизнь Франции XII-XIII вв.: быт и нравы города, жизнь рыцарского замка и деревни.

Главные герои ф.: ловкий крестьянин или горожанин, жадный купец, представители духовенства, плутоватый судья, хитрая жена и др. Занимательность сюжетов ф. обеспечила им популярность среди всех сословий фр. общества. Многие сюжеты ф. использовали в своих произведениях писатели последующих эпох (Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, Мольер, Ж. Лафонтен и др.).

Лит.: Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971; Михайлов АД. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

ФАБЛЬО

ФАБЛЬО (от лат. fabula - басня, рассказ) - один из жанров фр. гор. лит. XII-нач. XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор соседствует в ф. с моральным поучением. Авторами ф. были люди различного соц. положения, клирики, но главным образом жонглеры. Ф. отличает тематич. разнообразие: значительную группу образуют рассказы, разоблачающие жадность, лицемерие церковников («Завещание осла»), в другой группе с большой симпатией и сочувствием показана жизнь простых людей, полная лишений, прославляется их ум, смекалка («Тытам», «О бедном торговце» и др.). В ф. широко отображена жизнь Франции XII-XIII вв.: быт и нравы города, жизнь рыцарского замка и деревни.

Главные герои ф.: ловкий крестьянин или горожанин, жадный купец, представители духовенства, плутоватый судья, хитрая жена и др. Занимательность сюжетов ф. обеспечила им популярность среди всех сословий фр. общества. Многие сюжеты ф. использовали в своих произведениях писатели последующих эпох (Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, Мольер, Ж. Лафонтен и др.).

Лит.: Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971; Михайлов АД. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

ФАЙДА

ФАЙДА (позднелат. faida, от др.-верх.-нем. fehan - ненавидеть).

1) В варварских правдах германцев - вражда между родами и различными группами сородичей.

2) Часть возмещения, уплачиваемого семье (или сородичам) пострадавшего, которая прекращала войну.

3) Частная война, начатая пострадавшей (обиженной) стороной, за которой признавалось право мщения и сопротивления. Была ограничена в период централизации государства и запрещена в период абсолютизма.

ФАКУЛЬТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ (от лат. facultas - способность) - первоначально особая область знаний; затем этот термин был перенесен на корпорацию преподавателей того или иного предмета Факультеты существовали во всех средневековых ун-тах. В Парижском унте в конце XII в. образовались 4 корпорации магистров 4 дисциплин (факультетов): богословия, права, медицины и свободных искусств. Ф. состоял собственно из одних магистров, студенты лишь причислялись через своих наставников. Факультеты делились на младший ф. - артистический (или «Семи свободных искусств») и старшие - богословский (теологический), права, медицины. Наиболее многочисленным по числу студентов был артистический ф.; по отношению к остальным он считался подготовительным, учились на этом ф. 6 лет и дети и взрослые. После окончания младшего ф. получали степень магистра свободных искусств. Младший ф. делился на «нации», т.е. на лиц, объединенных общим местом рождения. Так, в Парижском ун-те на младшем ф. существовало 4 «нации»: галльская, пикардийская, нормандская, английская. На старшие факультеты можно было поступить после окончания ф. «Семи свободных искусств». Как правило, на этих факультетах учились достаточно зрелые люди. Напр., в Болонском ун-те на ф. права обучались студенты старше 30 лет, время обучения на старших факультетах было 5-6 лет. Дольше всего приходилось учиться богословам - 15 лет.

Старшие факультеты были сравнительно небольшими, на них занималось 20-30 человек.

ФАРС

ФАРС (от лат. farcio - начинаю) - самый популярный жанр средневековой драмы. Это небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие по тематике и идейной направленности фаблио. Ф. возник, видимо, в XIII в. и расцвел накануне Возрождения. Это жанр типично гор. литературы; именно гор. жизнь с ее своеобразной спецификой наполнила его сюжетами, темами, образами и создала благоприятные условия для расцвета ф. Писался для широких кругов горожан, отражал их интересы и вкусы (представители др. сословий, в первую очередь дворяне и крестьяне, изображаются в ф. не очень часто). Ф. оперирует не индивидуальными характерами, а готовыми типами - масками. Таковы плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т.д. В ф. обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции, разоблачается разврат монахов, клеймятся феод, войны и т.д. Наибольшую известность получили фр. фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Жанр ф. оказал большое влияние на развитие за-падноевроп. театра, особенно на комедии Мольера и ит. комедии дель арте и др.

Лит.: Михальчи Д. Фарсы об адвокате Пателене // Три фарса об адвокате Пателене. М., 1951; Средневековые французские фарсы. М., 1981.

ФЕВР, ЛЮСЬЕН

ФЕВР, ЛЮСЬЕН (1878-1956) - известный фр. историк. Родился в г. Нанси в семье университетского профессора-филолога. Окончил Высшую Нормальную школу в Париже, профессор ун-тов Дижона (1911-1914), Страсбурга (1919-1933), Коллеж де Франс (с 1933 г.) в Париже.

В Страсбургском ун-те познакомился с Марком Блоком, ставшим его близким другом. В 1929 г. Марк Блок и Ф. основали журнал «Анналы эконом, и социальной истории» (с 1946 г. - «Анналы. Экономика. Общества. Цивилизации»), вокруг которого сформировалась в дальнейшем «новая ист. наука», «школа Анналов», произведшая переворот в ист. знании. После смерти Марка Блока Ф. один стоял у руля журнала «Анналы».

Ф. - ученый энцикл. образованности и широкого круга интересов, автор исследований по истории XVI в.: «Судьба Мартина Лютера» (1928), «Ориген и Деперье, или Загадка «Кимвала мира» (1942), «Вокруг Гептамерона, любовь священная и любовь мирская» (1944), «Проблема неверия в XVI в.: религия Рабле» (1942). Его деятельность не исчерпывалась исследованием культуры и психологии людей XVI в. Ф. много сделал для утверждения новых принципов ист. познания, посвятил свое творчество «боям за историю», за новую ист. науку - науку о человеке, его ментальности, особенностях его мировосприятия, о стереотипах мышления, чувствах.

Лит.: Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Febvre L. Un destin. Martin Luther. Paris, 1928; Febvre L. Le probleme de l'incroyance au XVI siecle: la religion de Rabelais. Paris, 1942. Idem Origene et des Periers ou l'enigme du Cymbalum Mundi Paris, 1942. Idem. Autour d'Heptameron: amour sacre, amour profane. Paris, 1944.

ФЕМЫ

ФЕМЫ - военно-адм. округа в Визант. империи. Возникли после распада позднерим. провинциальной системы, при которой существовало четкое разделение функций гражданской и воен. властей. Ф. появились в первой пол. VII в. в Малой Азии и представляли собой крупные округа, в которых размещались большие подразделения войск (вначале именно эти подразделения назывались ф., а затем это название перешло на округа). Ф. получили большое распространение в последующие два столетия. Число их и размеры с течением времени изменялись. Ядро населения ф. составляли расселенные в Византии колонисты из славян, армян, сирийцев и представителей др. племен. Из них, а также из свободных визант. крестьян создавалось особое воинское сословие стратиотов. Во главе ф. стояли командиры фемного войска - стратеги, которые сосредоточивали в своих руках воен. и гражданскую власть. На рубеже VII-VIII вв., когда войско ф. являлось основной силой Византии, укрепилась власть стратегов, они стали опасными соперниками императоров в борьбе за престол. С укреплением государства в VIII в. началось дробление ф., ограничение власти стратегов. Из их ведения были изъяты суд. функции и распределение налогов, им не удалось установить наследственность своей должности. Со временем система ф. превратилась в послушный механизм государства. В XI в. фемная система пришла в упадок. В результате дробления ф. этого периода представляли собой небольшие округа, которые иногда объединялись в более крупные военные террит. единицы - дукаты, катепанаты. С XIII в. ф. утратили в Византии всякое значение.

Лит.: Ангелов Д. К вопросу о правителях фем в Эпирском деспотате и Никейской империи. «Byzantinoslavica». 1951. V. 12; История Византии. Т. 1-2. М, 1967; Литаврин ГТ. Болгария и Византия в XI-XII вв. М, 1960.

ФЕОД

ФЕОД (фр.), фи (англ.), лен (нем.) (позднелат. feodum, feudum), от франк. fehuod - скот (как имущество).

1) В средние века в Зап. Европе наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения службы (военной, придворной, т.е. участия в суде, в управлении и т.д.) или уплаты установленных взносов. В свою очередь, вассалы часть полученной земли (либо дохода) передавали на таких же условиях во владение своим вассалам. Поэтому в конце концов над одним и тем же земельным владением возникала т.наз. «феод, лестница». Предшественником ф. был бенефиций. Ф. характерен в основном для XI-XV вв.

2) Фиксированный доход (в деньгах или натуре), получаемый вассалом от сеньора или «пожалованный сеньором вассалу». Характерен для конца XIII-XIV в., когда главной формой связи между сеньором и вассалом становится уже не условное земельное пожалование, а т.наз. «рентный феод», т.е. не участок земли, а доход (рента) с него, получаемый вассалом за свою службу от сеньора.

ФЕОДАЛ

ФЕОДАЛ - земельный собственник, владелец феода в эпоху Средневековья.

ФЕОДАЛИЗМ ПРИНЦЕВ

ФЕОДАЛИЗМ ПРИНЦЕВ - феод, анархия во Франции в конце XIV- нач. XV в. При Людовике VIII произошло разделение Франции между его наследниками, которым были выделены апанажи. При сильной королев, власти эта разделы не представляли большой опасности. В правление безумного Карла VI произошел повторный раздел Франции на ряд уделов, возросла самостоятельность отдельных владетелей, которую часто называют «ф.п.». Во Франции началась борьба двух феод, клик, возглавляемых принцами королев, дома. Во главе одной из них стоял герцог Бургундии (дядя Карла VI), во главе другой - герцог Орлеанский Людовик Орлеанский (брат Карла VI), которого поддерживали могущественные феодалы юга - Арманьяки (см. Арманьяки и бургундцы).

ФЕОДАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

ФЕОДАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ - система отношений (соподчинения) внутри класса феодалов. Выражалась в отношениях «сеньор-вассал» (см. Вассалитет). Обусловливалась условным характером феод, земельной собственности и иерархич. структурой, которая помогала обеспечивать господство феодалов в условиях отсутствия сильной центр, власти в период раздробленности. В X-XI вв. феод, государства Зап. Европы представляли собой неустойчивые объединения сеньорий (поместий-государств). Лишь в XI в. выработалась полит, структура феод, общества, сложилось иерархии, подчинение отдельных феодалов друг другу. Главой страны стал верховный сюзерен, ему были подчинены крупные светские и духовные князья, его непосредственные вассалы. Юридически они подчинялись главе феод, общества, фактически - были независимы. Они имели право объявлять войну и заключать мир, чеканить свою монету, отправлять суд, издавать законы на своей территории. В лучшем случае они считались с сюзереном как с равным, а в худшем - даже могли начать войну против него. Крупным князьям подчинялись более мелкие феодалы, также только формально. Баронам подчинялись еще более мелкие рыцари. Таким образом, ф.и. шла до феодов т.наз. «одноплатных» рыцарей, т.е. рыцарей, которые являлись вассалами крупного сеньора, но сами уже не могли иметь вассалов. Ими заканчивалась феод, пирамида.

ФЕОДОРА

ФЕОДОРА (ок.480-548) - визант. императрица с 527 г. В молодости - танцовщица и куртизанка. Красотой, умом, необычайным обаянием и твердой волей покорила сердце императора Юстиниана I и стала его законной женой. 22 года Ф. правила государством наравне с Юстинианом: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и внешнеполит. деятельность императора, занималась дипломатич. перепиской, принимала иностранных послов и т.д. Тайно покровительствовала монофизитам (см. Монофизитство), была мстительной, никогда не прощала своих врагов. В трудные минуты проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особенно проявились во время восстания «Ника», когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Юстиниана из Константинополя и тем самым спасла трон. Влияние Ф. не ослабевало до самой ее смерти - 28 июня 548 г.

Лит.: Дашков C.B. Императоры Византии. М., 1996; Диль Ш. Византийские портреты / Пер. М. Безобразовой. М., 1994; Сушке-вич ЛЛ. Императрица Феодора // Женщины-легенды. Мн., 1993.

ФЕОДОСИИ II

ФЕОДОСИИ II (402-450) - император Византии (Восточно-Рим. империи). Стал августом еще ребенком (в 402 г.) и до семи лет правил с отцом - императором Аркадием. Сначала по молодости, а затем по слабоволию был марионеткой в руках своих министров и женщин. Поэтому вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, хотя и обладал незаурядными способностями. До 414 г. державой почти самостоятельно правил энергичный и умелый регент Анфимий. В 414 г. 16-летняя сестра Ф.И Пульхерия, которая имела огромное влияние на брата, была провозглашена августой и во многом обусловила благополучие и государства, и самого императора (до 428 г.). Благодаря ее заботам Ф.Н получил блестящее образование: знал греч. и лат. языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже иллюстрировал переписанные книги, а за прекрасный почерк получил прозвище «Каллиграф». Затем Ф.Н находился под влиянием своей жены - императрицы Евдоксии, а после 441 г. и почти до смерти власть фактически находилась в руках евнуха Хрисафия.

В период правления Ф.Н империя много и с различным успехом воевала. В 420-422 гг. его полководцы отразили натиск персидского шахиншаха. Поход восточнорим. легионов против вандалов был неудачным - Сев. Африка отошла варварам. Серьезную опасность представляли гунны, от которых империя откупилась данью и уступкой придунайских земель. Кроме тяжелых войн государство потрясали религиозные раздоры. Ф.И созвал соборы в Эфесе в 431 и 449 гг. На первом было осуждено несторианство, а на втором одержали победу монофиэиты. В 429-438 гг. Ф.И подготовил свод императорских законов (начиная с 313 г.), вышедший под названием «Кодекс Феодосия» и действовавший в обеих частях Рим. империи. В целях защиты в 413-439 гг. Константинополь был обнесен мощными стенами («Стены Феодосия»); в 425 г. была открыта первая гос. высшая школа.

Лит.: Дашков СР€. Императоры Византии. М., 1996; История Византии. Т. 1. М, 1967.

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК (760-818) -визант. историк из среды провинциального богатого чиновничества, монах Сигрианского монастыря. Как активный сторонник иконопочитания, был сослан императором-иконоборцем Львом V. Канонизирован церковью. Его труд «Хронография» (написан в 810-814 гг.) - образец нового жанра средневековой всемирной хроники. Ф.И. опирался при освещении более ранних событий на несохранившиеся труды - на «Большой хронограф» (конец VIII в.) и хронику Траяна Патрикия. События конца VIII- нач. IX в. описаны по собственным наблюдениям и устным свидетельствам. В «Хронографии» представлены важные для понимания иконоборческого движения (см. Иконоборчество) сведения о внешней и внутренней политике империи, о движении павликиан и др. Повествование ведется в строго хронологич. порядке и охватывает события с 284 по 813 г. Примерно в сер. IX в. было переведено на лат. язык.

Лит.: Бибиков М.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии. Вторая пол. VII-XII в. М, 1989; Любарский ЯЛ. Феофан Исповедник и источники его «Хронографии»: К вопросу о методах их освоения // Визант. временник. 1984. Т. 45; Чичуров И.С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV-нач. IX в. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981 год М 1983.

ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА

ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА (конец VI- первая пол. VII в.) - один из выдающихся визант. историков VII в. светского направления. Уроженец Египта, происходил из знатной семьи. Блестящее образование получил в Александрии и Афинах. Наряду с гуманитарными знаниями обладал солидными познаниями в области естествознания. Был советником визант. императора Ираклия (610-641). Главное соч. Ф.С. «Истории» - основной источник по внешнеполитической и внутренней истории Византии конца VI- нач. VII в., т.е. периода правления императора Маврикия (582-602). При создании своего ист. сочинения Ф.С. пользовался трудами ант. авторов (Геродот, Диодор), ранних визант. писателей, документальными материалами. Сочинение осталось незаконченным, обрывается на трагических событиях, связанных с казнью императора Маврикия и воцарением узурпатора Фоки. Кроме ист. сочинения, литературное наследие Ф.С. включает естественнонауч. труд и письма риторич. характера (переведены на лат. язык Н. Коперником).

Лит.: Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984; Толстой ИМ. Коперник и его латинский перевод «Писем» Феофилакта Симокатта // Н. Коперник. М.; Л., 1947; Удальцова З.В. К вопросу о мировоззрении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатта // Зборник радова византолошкого Института. Београд. 1968. Т. И.

ФЕРДИНАНД АРАГОНСКИЙ

ФЕРДИНАНД АРАГОНСКИЙ (1452- 1516) - король Арагона (Фердинанд П) с 1479 г., Сицилии (Фердинанд II) с 1468 г., Кастилии (Фердинанд V) с 1479 г. (как супруг Изабеллы Кастильской) и Неаполитанского королевства. После смерти Изабеллы (при Хуане Безумной, их дочери) - регент Кастилии (с 1504 г.). Первый король Испании после объединения Арагона и Кастилии в 1479 г. Сторонник абсолютизма. Опирался на мелкое и сред. дворянство, на города и церковь. Проводя политику абсолютизма, лишил (вместе с Изабеллой) крупных феодалов - грандов - прежней полит, самостоятельности (знать утратила право чеканить монету, вести частные войны), конфисковал часть их земель и разрушил замки; сосредоточил управление в руках королев, советов, кортесы созывал редко и нерегулярно. При нем потеряли часть своих привилегий и города.

Вместе с Изабеллой проводил прокатолич. политику (за что правящая чета получила прозвище «католич. короли», а сам Ф.А. - прозвище «католик»). В правление Ф.А. была учреждена испан. инквизиция (с 1481 г.), которую в 1483 г. возглавил Томас Торквемада; завершена Реконкиста (с захватом Гранады в 1492 г.), и, таким образом, весь Пиренейский п-ов (кроме Португалии) оказался в руках католич. королей; и, наконец, 12 октября 1492 г. Испания открыла Америку (17 апреля 1492 г. Ф.А. и Изабелла утвердили проект Колумба).

Поддерживал политику преследования мавров (арабов), морисков, евреев, марранов и еретиков. В 1492 г. Ф.А. и Изабелла издали указ об изгнании евреев, большая часть которых покинула Испанию, а остальные вынуждены были перейти в христианство. Выселению подверглись и арабы, оставшиеся также перешли в католицизм.

ФИ

ФИ - см. Феод.

ФИЛИОКВЕ

ФИЛИОКВЕ - см. Спор о филиокве.

ФИЛИПП III ДОБРЫЙ

ФИЛИПП III ДОБРЫЙ (1396-1467) - герцог Бургундии (с 1419 г.). Союзник англичан в Столетней войне (до 1435 г.), участник осады Компьена (1430), где была захвачена в плен Жанна д'Арк. В 1435 г. перешел на сторону Франции, получив от фр. короля Карла VII Пикардию. Признал короля Франции своим сюзереном. Двор Ф.Ш в Аррасе был крупнейшим культурным центром XV в., славился великолепием и меценатством, что привлекало многих художников, музыкантов, поэтов (напр., при дворе Ф.Ш работал Ян вон Эйк). Путем дипломатии, браков и денег Ф.Ш сумел расширить свои владения и присоединил графство Намюр (1421), графства Эно, Зеландия, Голландия (1428-1433), герцогства Брабант Лимбург (1430), герцогство Люксембург (1431-1443) и др. Ф.Ш называли Великим герцогом Запада - главным образом потому, что он владел большими землями, чем любой другой западноевроп. государь, не имевший королев, титула, и даже иной обладатель короны.

ФИЛИПП II АВГУСТ

ФИЛИПП II АВГУСТ (1165-1223) - король Франции с 1180 г., из династии Капетингов, сын и преемник Людовика VII. Энергичный политик и искусный дипломат. Большая часть его правления прошла в борьбе с англ. королями из династии Плантагенетов, что являлось основной линией его внешней политики. При Генрихе II Плантагенете во владения Англии вошли обширные территории на континенте: Анжу, Мэн, Турень, Нормандия, Пуату, а после его женитьбы на Алиенор Аквитанской - Аквитания. Домен фр. короля стал меньше владений англ. монарха. Однако Ф.Н рассматривал последнего как своего вассала, обладавшего рядом фр. областей, поддерживал раздоры между ним и его сыновьями, а затем заключил союз с Ричардом I Львиное Сердце. Наибольших успехов Ф.И добился в борьбе с англ. королем Иоанном Безземельным. Объявив его владения во Франции конфискованными, он завоевал Нормандию (1202-1204), далее захватил Анжу, Мэн, Турень, часть Пуату с городом Пуатье; таким образом все области к северу от Луары и отчасти к югу от нее, принадлежащие Англии, перешли в руки фр. короля (у Плантагенетов остались часть Пуату и герцогство Аквитанское). Этот успех был закреплен в 1214 г. в выигранных Ф.Н сражениях при Ларош-о-Муане (близ Анжера) и при Бувине (во Фландрии). Домен Ф.И увеличился в три с лишним раза. Этой обширной территории необходимо было новое устройство, в связи с чем Ф.И провел ряд преобразований в области адм. и фин. управления. Был создан Королевский совет из назначенных королем феодалов и образованных служащих из духовенства и мелких рыцарей. В него вошли коннетабль, канцлер (ведал королев, канцелярией), камерарий (ведал королев, дворцом и личной казной короля) и др. В конце XII в. Королевский совет разделился на Счетную палату (фин. ведомство) и Парламент (суд. ведомство). На местах были организованы новые террит. округа: превотства (во главе - прево) и бальяжи (во главе - бальи), состоявшие из нескольких округов-превотств. Во вновь присоединенных крупных владениях назначались королевские чиновники сенешали (на юге).

В 1189-1191 гг. Ф.Н вместе с Ричардом I Львиное Сердце был предводителем 3-го крестового похода. Широко использовал браки в полит, целях. В правление Ф.И было положено начало присоединению к домену короля областей на юге Франции, начались альбигойские войны.

Лит.: Ляскоронский В. Филипп Август в его отношениях к городам. Киев, 1902.

ФИЛИПП IV КРАСИВЫЙ

ФИЛИПП IV КРАСИВЫЙ (1268-1314) -король Франции с 1285 г., из династии Капетингов, внук Людовика IX Святого. Стремился укрепить королев, власть путем ослабления могущества крупных сеньоров и ликвидации власти пап римских над Францией. Юридически укрепил королев, власть на основе рим. права (в противовес праву церковному и обычному). Парижский парламент, Верховный суд и Счетная палата при нем превратились в постоянно действующие учреждения, где служили легисты (знатоки рим. права). Ф.IV постоянно заботился об увеличении доходов государства, используя разнообразные источники пополнения казны: порчу монеты (пускал в обращение неполноценную монету, за что получил прозвище «фальшивомонетчик»), поборы с евреев, занимавшихся ростовщической деятельностью (в 1306 г. конфисковал имущество евреев, которые затем были изгнаны из Франции), займы (занимая деньги у городов, как правило, их не возвращал, а затем превратил эти займы в постоянный налог, брал займы у ломбардских банкиров), откупы рыцарей от воен. службы, налоги со всякой движимости и с любых доходов (ввел налог на все торговые сделки - мальтот). В 1296 г. Ф.IV обложил податью фр. духовенство; в ответ папа Бонифаций VIII запретил своей буллой государям облагать церковь по своему произволу, что привело к конфликту, продлившемуся до 1303 г. Ф.IV, чтобы заручиться поддержкой общественного мнения, созвал в 1302 г. Генеральные штаты. К папе было отправлено посольство во главе с канцлером Гийомом Ногаре. В 1305 г., не без содействия Ф.IV, на папский трон был избран новый папа, во всем послушный Ф.IV, француз Бертран де Го, принявший имя Климента V По требованию Ф.IV он перенес папскую столицу из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап). Власть фр. короны над католич. церковью стала почти абсолютной.

Ф.IV заботился о расширении территории Франции. Благодаря браку с королевой Наварры Жанной, дочерью и наследницей графа Шампани, присоединил к своему домену королевство Наварру (1285) и графство Шампань (1284), воевал с англ. королем за Гиень (оккупирована французами с 1294 г., вновь попала к Англии в 1303 г.). Сделал попытку подчинить Фландрию (разбил графа Фландрии при Фюрне в 1297 г.), занял почти всю Фландрию (в 1300 г.). В ответ 18 мая 1302 г. в г. Брюгге началось восстание против фр. управления (см. «Брюггская заутреня»), и в битве при Куртре (11 июля 1302 г.) фр. рыцари были наголову разбиты фландрским ополчением. В 1308- 1309 гг. присоединил часть Аквитании.

В поисках новых средств ФIV обратил внимание на богатства ордена тамплиеров. Обвинив тамплиеров в ереси, приказал арестовать их всех, а имущество конфисковать. Добился упразднения ордена папой (1312). Умер вскоре после казни Великого магистра ордена тамплиеров Жана де Мале (1314) (возможно, был отравлен храмовниками, искусными в приготовлении ядов).

ФИЛИПП VI

ФИЛИПП VI (1293-1350) - король Франции с 1328 г., из династии Валуа. В правление Ф.VI началась Столетняя война. Фр. войска под его командованием потерпели поражение при Креси (1346). В 1341 г. Ф.У1 ввел в королев, домене габель.

ФИЛИПП ДЕ ВИТРИ

ФИЛИПП ДЕ ВИТРИ (1290-1361) - фр. композитор и теоретик, автор трактата «Ars nova».

ФИЛИПП НОВАРСКИЙ

ФИЛИПП НОВАРСКИЙ (1195-?) - знатный барон, известный рыцарь-крестоносец, участник нескольких крестовых походов, юрист, искусный дипломат, одаренный поэт. Прибыл на лат. Восток в 20-е гг. XIII в., служил многим правителям Иерусалимского и Кипрского королевств, в частности - Ибелинам. Сделал блестящую карьеру, видный полит, деятель государства крестоносцев.

О нем известно очень мало: происходил из Ломбардии, из Новары; в молодости участвовал в 5-м крестовом походе, в осаде Дамиетты, принимал активное участие в борьбе между его сюзереном Жаном Ибелином и Фридрихом II Гогенштауфеном (с 1228 по 1243 г.) на лат. Востоке; написал мемуары, где изложил события, свидетелем которых был.

Как талантливый поэт он известен своими поэмами и лирич. сочинениями. Подобно др. аристократам, осевшим на лат. Востоке, Ф.Н. интересовался литературой, проявил себя как даровитый писатель. Наибольшую известность принес ему трактат «Четыре возраста человека» - один из самых интересных средневековых памятников. В нем отражены воззрения рыцарства XIII в. на проблемы воспитания, дана характеристика жизненных этапов человека - детства, молодости, зрелости, старости. Каждый из этих этапов занимает ок. 20 лет. В своем соч. Ф.Н. советует, как воспитывать детей, как следует себя вести на каждом отрезке жизненного пути, на какие нормы поведения и нравственности ориентироваться. Свои советы он сопровождает назидательными примерами из собственного опыта.

Детство и молодость - наиболее опасные и решающие периоды в жизни человека, они многое определяют. Ф.Н. проводит принцип сословной дифференциации воспитания детей: детей рыцарей следует обучать «рыцарскому делу», куртуазности и т.д.; детей простолюдинов - «хорошему ремеслу». Он различает методы воспитания мальчиков и девочек, рисует модель поведения молодого человека (щедрость, галантность, жизнерадостность); молодость сравнивает с весной, зрелость - с летом. Старость - самый неблагодарный возраст человека, жизнь старика - «мука и боль».

Трактат Ф.Н. содержит ценнейшую информацию о том времени. Общий тон его - религиозно-нравственный. Христиан, моральные принципы определяют для Ф.Н. характер воспитания и поведения человека в обществе. С другой стороны, его взгляды на воспитание и обучение выдают в нем представителя средневекового рыцарства. Соединение этих двух тенденций - общехристиан. и сословно-аристократич. - и привели к созданию столь яркого памятника Средневековья.

Как юрист Ф.Н. известен своим трактатом, вошедшим в состав «Иерусалимских ассиз» - законодательного свода крупнейшего на лат. Востоке государства крестоносцев.

Лит.: Лучицкая СИ. Идеи Филиппа Новарского о воспитании и обучении // Западно-европ. средневековая школа и педагогич. мысль. М., 1989.

ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА - см. Схоластика, Мистицизм.

ФИНАНСИСТЫ

ФИНАНСИСТЫ - откупщики косвенных налогов в средневековой Франции. Сбор налогов осуществлялся ими с помощью собственного аппарата при поддержке государства. Ф. составляли себе крупнейшие состояния. Откуп налогов являлся одним из эффективнейших источников первоначального накопления капитала.

ФИЧИНО, МАРСИЛИО

ФИЧИНО, МАРСИЛИО (1433-1499) - ит. гуманист, философ, представитель флорентийского неоплатонизма. Родился в семье врача в тосканском местечке Фильине. Изучал медицину и философию в ун-те Флоренции, знаток греч. языка. В течение многих лет занимался переводами с греческого. К 1468 г. Ф. закончил перевод всех диалогов Платона, он - автор ряда философско-теологич. сочинений: «Комментарий на «Пир» Платона» (1469), «Платоновская теология о бессмертии души» (1469-1474), «О христианской религии» (1474), «О жизни» (1489), «О солнце и свете» (1492) и других, в которых развивает свою концепцию на основе платонизма. В 1495 г. Ф. издал «Письма» - небольшие трактаты, заметки литературного и науч. характера.

В 60-е годы Ф. стал главой Платоновской академии - литературного и филос. центра Флоренции, членами которой были гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Джованни Нези, а также правитель Флоренции Лоренцо Медичи.

В философии Ф. основное место занимали проблемы онтологии, космологии и гносеологии. Гуманист считал, что космос един, прекрасен в своей упорядоченности и находится в постоянном движении, источник которого, а также жизни космоса - душа, к ней причастна и бессмертная душа человека-микрокосма. Причастность человека к мировой душе объясняет, по мысли Ф., безграничность его познания, его творческие возможности, которые делают его равным Богу. Человек занимает центр, положение в мире. Разум человека, его интеллект, опыт являются главным в познании. Этику Ф. строит на принципе исключительности души человека, наделенного свободной волей. Главным в ней стал идеал мудреца, исполненного творческих свершений. Ф. считал, что между божественным предопределением, природной необходимостью (роком) и свободной волей человека не может быть противоречия, если его деяния опираются на знание законов миропорядка. Благоразумие и мудрость становятся преградой слепому случаю (Фортуне). В отличие от гражданского гуманизма с его принципом активности, Ф. выдвигал на первый план идеал созерцательной жизни. Мудрец достигает «спокойной жизни», сосредоточиваясь на созерцании, отойдя от гражданских дел.

Сочинения Ф., его переводы получили самое широкое распространение уже в XV в. Его идеи оказали влияние на развитие гуманизма в других европ. странах - в Германии, Испании, Англии, во Франции.

Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Брагиной. М, 1985; Брагина JIM. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М, 1983; Горфункелъ АХ. Философия эпохи Возрождения. М, 1980; Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.

ФЛАГЕЛЛАНТЫ

ФЛАГЕЛЛАНТЫ - лат. flagellans - бичующийся) - участники религ. движений в Зап. Европе, подвергавшие себя во время публичных процессий самобичеванию (особый вид религ. аскетизма). Появились в XIII в. в Италии среди бедных гор. слоев. Движение ф. было своего рода протестом против феод, угнетения; особенно расширилось в XIV в., в период чумы 1348-1349 гг., когда распространилась вера в скорый конец мира. Охватило Юж. Францию, Германию, Нидерланды, Эльзас, Лотарингию, Англию, Данию. Самобичевание превратилось в массовый психоз. Папа Климент VI (1349) и Констанцский собор (1417) осудили движение ф., однако и в XV в. ф. время от времени устраивали свои процессии (чаще в Альпах).

ФЛАНДРИЯ

ФЛАНДРИЯ - ист. область на побережье Сев. моря, с. V в. - в составе государства франков; после Верденского договора 843 г. - в составе Западно-Франкского королевства; со второй пол. IX в. - графство, находящееся в вассальной зависимости от франции и Священной Рим. империи. С. 1384 г. - в составе Бургундии (державы Валу а), а после ее распада в 1477 г. - владение Габсбургов. Вассальная зависимость от Франции была окончательно отменена в 1526 г.

Лит.: Пиррен А. Средневековые города Бельгии. М, 1937.

ФЛОДОАРД

ФЛОДОАРД (894-966) - фр. хронист, поэт, каноник Реймского собора, автор «Истории реймской церкви» и «Анналов». Последние охватывают период с 919 по 966 г. и являются важным источником по полит, истории Сев. Франции, Италии, Зап. Германии.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ 1439 Г.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ 1439 Г. - соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе. Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства. В 1430 г. турки взяли г. Фессалонику, и от Византии по существу остался только г. Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях визант. император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на организацию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение - и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения. Созванный в 1431 г. в Базеле вселенский собор был объявлен папой распущенным, но продолжал заседать и принял решения, существенно ограничившие власть папы в церкви. Предложение визант. стороны было использовано Евгением IV для внесения раскола в ряды его противников. Папа призвал участников собора переехать в Феррару (а затем во Флоренцию) для переговоров с византийцами, и большинство собора последовало за ним.

На заседаниях собора в Ферраре и Флоренции (в 1438-1439 гг.) присутствовала визант. делегация (ок. 700 человек) во главе с императором и константинопольским патриархом. После долгих богослов, диспутов 6 июля 1439 г. был подписан документ об унии (объединении) католич. и православной церквей. Объединение состоялось при серьезных уступках православия: признание главенства папы римского, принятие католич. догматов о филиокве (об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и Сына), о чистилище. В течение последующих 6 лет на Флорентийском соборе были заключены соглашения об объединении с др. христианскими, течениями (египет. коптами, маронитами и др.). Ф. у. подняла престиж папы в Зап. Европе, однако она оказалась нежизнеспособной. Население Византии не приняло унию, глава рус. православной церкви митрополит Исидор, подписавший унию, был подвергнут заключению. Собор православных иерархов в Иерусалиме в 1443 г. предал Ф.у. анафеме.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.

ФЛОРЕНТИЙСКИЕ КОМПАНИИ

ФЛОРЕНТИЙСКИЕ КОМПАНИИ - хозяйственные объединения во Флоренции в XIII-XVI вв., охватывавшие все виды промышленной, торговой и банковско-ростовщической деятельности, первые элементы раннего капитализма в Италии - первые акционерные общества и кредитные банки. Создавались как общества на паях, большая часть которых принадлежала ведущему роду компании. Известны компании родов Барди, Перуцци и др. Старший в роде избирался обычно главой (директором) компании. Особенно большую роль играли в XIII-XIV вв. Ф.к. экспортировали из Англии, Испании, Сев. Африки шерсть и грубые сукна, а затем превращали их в тонкие сукна ярких расцветок; последние пользовались огромным спросом в Европе и на Ближнем Востоке.

Ф.к. имели до 300 мастерских, в которых работали тысячи наемных рабочих и мелких ремесленников, производивших не меньше 1 600 000 м сукна в год, что по стоимости в 3 раза превышало бюджет Флоренции. В XV в. число ф.к. сократилось, усилилась мощь компании Медичи - правящего рода Флоренции.

Лит.: Рутенбург В.И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. Флорентийские компании XIV века. М.; Л., 1951.

ФЛОРИН

ФЛОРИН -

1) Серебряная монета, чеканившаяся во Флоренции в конце XII- XIII в. (массой ок. 1,8 г).

2) Золотая монета Флоренции в 1252-1533 гг. массой ок. 3,5 г. Получила распространение в Англии, во Франции и в др. европ. странах.

3) Название голл. гульдена и дуката в Италии.

ФОГТ

ФОГТ - светское должностное лицо в церк. учреждении (напр., судья в монастырской вотчине) в государстве Каролингов (позже во Франции и в Германии), выполнявшее судебные, полицейские, а также фискальные функции на территории действия иммунитета.

При Карле Великом фогты (чаще из числа местной землевладельч. знати) назначались графами или королев, посланцами; главное должностное лицо адм. округа. Приобрели значительную самостоятельность с ослаблением королев, власти, а должность их стала феодом (леном).

В Германии (наряду с должностными фогтами) существовали фогты - основатели монастырей, которые имели права (наследственные) на церк. землю и суд. доходы.

Предыдущая страница Следующая страница