Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")

БИБЛИЯ

БИБЛИЯ (греч. biblia - книги) - свод священных книг христиан. Состоит из книг Ветхого завета (считаются священными у иудеев) и Нового завета. Книги Ветхого завета создавались на протяжении XIII-II вв. до н.э. По преданию, их перевод с древнееврейского и арамейского на древнегреч. язык был сделан в эллинистич. Египте при царе Птолемее II Филадельфе (282-246 до н.э.). Это т.наз. Септуагинта (лат. septuaginta - семьдесят), выполненная 70 переводчиками. Книги Нового завета были созданы на протяжении I - нач. II в. н.э. и написаны на древнегреч. языке. 27 книг Нового завета были окончательно и повсеместно признаны христиан, церквами в качестве канонических в IV-V вв. н.э.

Древнейший перевод Б. на латынь (Itala) был сделан во II-III вв. н.э., и им пользовались христиане Рим. империи. В конце IV - нач. V в. Иеронимом был сделан новый перевод библ. книг на лат. язык (Вульгата). В отличие от Италы в Вульгате дается перевод книг Ветхого завета не с Септуагинты, а с древнеевр. текста. В последующие века перевод Иеронима был завершен (поначалу там не было посланий апостолов и Откровения Иоанна) и во многих местах исправлен. Именно Вульгата в средние века стала в католич. церкви официальным и обязательным переводом, что, в частности, зафиксировал в своих решениях Тридентский собор в 1546 г.

В Зап. Европе переводы Б. на нац. языки появились еще в античности. Так, епископ Ульфила перевел Б. на готский язык. Но в дальнейшем, начиная с папы Григория VII (1080), использование нац. языков при чтении Б. и в богослужении было строго запрещено. Единственным языком Б. и богослужений в римско-католич. церкви стала латынь. В борьбе за реформирование церкви противники папства прибегали к переводу Б. на нац. языки. Так, перевод на англ. язык был сделан Джоном Виклифом, на чешский - Яном Гусом. Особенно много переводов появилось в ходе Реформации (Лютера, Цвингли, Паркера и т.д.).

В мировоззрении средневековых западноевропейцев Б. обладала непререкаемым авторитетом. Духовенство подавляло всякое критич. отношение к Б. Сюжеты из Б. были основными сюжетами средневекового изобразительного искусства, литературы.

Лит.: Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М, 1985.

БИТВА ШПОР

БИТВА ШПОР - см. Креси.

БИЦИЛЛИ, ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ

БИЦИЛЛИ, ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ (1879- 1953) - выдающийся медиевист, представитель петербургской школы медиевистики, основателем которой был И.М. Гревс. Один из пионеров историко-психологич. и культуро-логич. методов в рус. и европ. науке. Родился в Одессе в семье банковского служащего, окончил историко-филологич. фак. Новороссийского ун-та (1905) и был оставлен при кафедре всеобщей истории. Работал в библиотеках и архивах Франции, Германии, Италии (особенно Парижа и Флоренции). С 1911 г. - приват-доцент Новороссийского ун-та; в мае 1917 г. защитил в Петроградском ун-те магистерскую диссертацию о Салимбене, после чего был избран профессором Новороссийского ун-та, Одесских высших курсов и Одесского политехнического ин-та. Не принял, как и большинство людей его круга, Октябрьскую революцию и в феврале 1920 г. выехал за границу. В 1920-1923 гг. - профессор югославского ун-та в Скопле, в 1924 г. стал профессором всеобщей истории Софийского ун-та, где проработал 25 лет и прочитал 78 лекционных курсов по различным проблемам.

Б. - ученый широкого кругозора, в подлинном смысле слова историк европ. культуры (от античности до XX в.), но основной его науч. специальностью было европ. Средневековье и Возрождение. Он автор блестящих работ по ист. и социальной психологии Средневековья и европ. культуре.

Основные работы Б.: Салимбене. Очерки итальянской жизни XIII в. Одесса, 1916; Элементы средневековой культуры. СПб., 1995; Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

БЛАНКА КАСТИЛЬСКАЯ

БЛАНКА КАСТИЛЬСКАЯ (1188-1252) - фр. королева, жена Людовика VIII, мать Людовика IX. Регентша (1226-1236) при своем малолетнем сыне, в 1248-1252 гг. управляла Францией ввиду отсутствия Людовика IX, вызванного его участием в 7-м крестовом походе. После завершения альбигойских войн заключила Парижский мир (1229), по которому была присоединена часть Лангедока. Подавила восстание «Пастушков».

БЛИО

БЛИО -

1) Муж. кафтан XIII-XV вв., отрезной по талии, с узким лифом и пышными полами, т.наз. «юбочкой», не сшитой на боках. Б. обычно шнуровали сзади.

2) Жен. одежда типа далматики, длинная, с расширенными книзу рукавами или с очень широкими рукавами из гофрированной ткани.

БЛОК, МАРК

БЛОК, МАРК (1836-1944) - фр. историк, специалист по медиевистике, сын профессора Высшей нормальной школы Гюстава Блока - видного специалиста по рим. истории. Владел многими языками, в том числе русским, древнескандинавским, старонемецким. Учился в Высшей нормальной школе (1904-1908), занимался в Лейпцигском и Берлинском ун-тах (1908-1909). Первая монография - «Иль-де-Франс: страна вокруг Парижа» (1913). Участник первой мировой войны, затем преподавал в Страсбургском ун-те (1919-1936). С 1936 г. - профессор экономич. истории в Сорбонне. Наиболее продуктивный период науч. деятельности - с 1919 по 1936 г. Первые работы посвящены капетингской Франции - «Короли и сервы - глава из истории периода Капетингов» (1920) и «Короли-чудотворцы» (1924). С сер. 20-х гг. сосредоточил свое внимание на изучении средневековой аграрной истории, создал один из лучших трудов в этой области - «Характерные черты французской аграрной истории» (1931). В конце 30-х гг. написал работу «Феодальное общество», которая, как и предыдущая, считается классикой современной медиевистики. Б. отказался от традиционной событийной истории, заложил новое исследовательское сознание. Вместе с Люсьеном Февром Б. стал основоположником новой ист. науки - антропологии. Он полагал, что ист. исследование должно сводиться к изучению человека во времени, в обществе, в социальной группе. Б. изучал проблемы общей психологии и ментальности, а также образ чувств и мыслей средневекового человека, религ. представления, восприятие времени и т.д. В 1941-1942 гг. Б. работал над книгой «Апология истории, или Ремесло историка» (вышла после его смерти). Сравнивая историка с суд. следователем, считал, что историк «подобен сказочному людоеду: где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча». Б. призывал историков к сотрудничеству со специалистами др. дисциплин: географами, социологами, этнологами, лингвистами, экономистами и пр.

В 1929 г. совместно с Л. Февром Б. основал и возглавил новый ист. журнал «Анналы экономической и социальной истории» (1929-1938), который затем выходил под названиями «Анналы социальной истории» (1939-1941) и «Анналы. Экономика, общество, цивилизации» (с 1945 г.) и стал явлением зап. науч. периодики.

Б. был одним из руководителей движения Сопротивления во Франции. Расстрелян фашистами 16 июня 1944 г.

Основные работы Б.: Характерные черты французской аграрной истории. М, 1957; Апология истории, или Ремесло историка. М, 1986.

Лит.: Гуревич АЯ. Марк Блок и «Апология истории» // Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986; Долин В.М. Историки Франции XIX-XX вв. М., 1981; Кон И. С, Люблинская Л Д. Труды французского историка Марка Блока // Вопр. истории. 1955. № 8.

БОГОМИЛЬСТВО

БОГОМИЛЬСТВО - антифеод, народно-еретич. движение на Балканах. Возникло в нач. X в., по-видимому в Македонии, под влиянием павликианства. Названо по имени болгар. священника Богомила, предполагаемого основателя б. В основе религиозно-филос. учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Земной мир и тело человека они объявляли созданным дьяволом, небесный мир и душу человека - проявлениями доброго начала. Существенную сторону б. составляла критика официальной церкви. Богомилы отрицали обряды и таинства, почитание икон, поклонение кресту, святым мощам. Сила ереси заключалась в социальных идеях: богомилы призывали к неповиновению властям, к отказу от уплаты налогов в казну и феод, ренты господам, к ликвидации церквей и монастырей и самого государства. Б. получило распространение не только в Болгарии, но и в Византии, Сербии и Боснии, оказало влияние на формирование еретич. учений в Зап. Европе.

Лит.: Ангелов Д., Примов Б., Батаклиев Г. Богомильството в България, Византия и Западна Европа в извори. София, 1967; Ангелов Д. Богомильството в България. София, 1969.

БОЖИЙ СУД

БОЖИЙ СУД - в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнем, раскаленным железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные суд. средства не давали нужных результатов. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за нее мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Б.с.» лежит религ. представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII в., во Франции в XIII в.) «Б.с.» был заменен судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.

БОЖЬЕ ПЕРЕМИРИЕ

БОЖЬЕ ПЕРЕМИРИЕ - запрет на ведение воен. действий в определенные дни. Движение за Б.п. возникло во Франции в XI в., возглавлялось епископатом; оно демонстрировало рост авторитета церкви в обществе. В условиях беспрерывных феод, войн имело широкую поддержку среди мирян. Решения о Б.п. принимались церковными соборами (напр., соборами 1027 г. в Тулуж-Русийоне, в 1083 г. в Кёльне, в 1130 г. в Клермон-Ферране, в 1131 г. в Реймсе, на III Латеранском соборе 1179 г. и т.д.). Вначале запрет на воен. действия был наложен только на воскресенье, затем распространен на период от вечера каждой среды до утра понедельника. Кроме того, ведение войн запрещалось на время от начала Великого поста до Фомина воскресенья, Рождественского поста и на Рождество. В частности, Кёльнский собор 1083 г. установил такие дни: «от первого дня Рождественского поста до Крещения и от начала третьего воскресенья перед Великим постом до восьмого дня после Троицы», в каждое воскресенье, пятницу и субботу, во все дни канонически определенных постов и праздников. Нарушителям Б.п., по постановлениям соборов, угрожало отлучение от церкви. В условиях феод, раздробленности в Зап. Европе движение за Б.п. существенной роли не сыграло.

Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.

БОККАЧЧО ДЖОВАННИ

БОККАЧЧО ДЖОВАННИ (1313-1375) - ит. писатель, представитель гуманистич. лит. Возрождения. Родом из купеческой семьи, жил во Флоренции и Неаполе. Автор поэтич. и прозаич. произведений, написанных на вольгаре; новатор ренессансной новеллы. Ранние работы: поэмы «Филострато» (1338), «Тесеида» (1339), посвященные событиям ант. мифологии, роман «Филоколо» (начат в 1336 г.). Более поздние произведения: «Фьезоланские нимфы» (1345), навеянные «Метаморфозами» Овидия, и повесть «Фьямметта» (1343). Вершина творчества Б. - «Декамерон» (1350-1353) - сборник, состоящий из 100 новелл. Имел огромный успех у современников. В своих новеллах Б. высказал ряд гуманистич. идей и выступил со смелой светской концепцией человека. Благородство человека коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести. Б. выступил и против аскетич. морали церкви, высмеял лицемерие монахов и священнослужителей; талантливо изобразил ит. общество эпохи Треченто - купцов, врачей, школяров, дворян, ремесленников, судей и т.д.

Лит.: Боккаччо Д. Декамерон. М., 1987; Боккаччо Д. Фьямметта. Фьезоланские нимфы. М., 1968; Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983; Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники. Т. 1-2. Пг., 1915-1919; Хлодовский Р.И. «Декамерон». Поэтика и стиль. М., 1982.

БОКЛАНД

БОКЛАНД (др.-англ. bocland, bockland - земля по грамоте) - у англосаксов земельное владение, пожалованное королем церк. учреждениям, духовенству или крупному светскому феодалу. Передавался в безусловную и вечную собственность при условии несения королев, службы. Пожалования б. имели место в VIII - первой пол. XI в. и сыграли заметную роль в становлении феодализма в Англии. После нормандского завоевания б. был вытеснен феодом.

БОЛЛ ДЖОН

БОЛЛ ДЖОН - см. Уота Тайлера восстание.

БОЛЬШИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРОНИКИ,

БОЛЬШИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРОНИКИ, - «Сен-Дениские хроники» - летописный свод истории фр. монархии с ее возникновения до конца XV в. Работа по его составлению шла с конца XII в. на основе анналов аббатств Флёри (до сер. XI в.) и Сен-Дени (с нач. XI в.). В конце XIII в. свод на лат. языке был доведен до 1285 г. В 1274 г. монах монастыря Сен-Дени Примат перевел его на фр. язык. В нач. XIV в. за этим переводом закрепилось название «Б.ф.х.». До 1340 г. обе редакции велись параллельно. В 1350-1380 гг. «Б.ф.х.» писались канцлером и советником короля Пьером д'Оржемоном под руководством Карла V .В 1476 г. «Б.ф.х.» появились в печатном варианте и стали первой печатной книгой ва Франции. «Б. ф.х.» - важный источник, содержащий сведения о полит, истории Франции.

Лит.: Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955; Чернова Г.А. Миниатюры «Больших французских хроник». М., 1960.

БОМАНУАР ФИЛИПП ДЕ РЕМИ

БОМАНУАР ФИЛИПП ДЕ РЕМИ (ок1250- 1296) - фр. юрист. В 80-х гг. составил сборник под названием «Кутюмы Бовези» - свод обычного права местности Бовези (Сев. Франция). Сборник содержит сведения о судопроизводстве, правовом положении разных слоев общества, гор. коммунах, о правовых возможностях крестьян, получивших личное освобождение (продажа или залог своего надела, приобретение земли вне своей сеньории). Б. выступал против произвола сеньоров; он был сторонником укрепления королев, власти. Б. отражал интересы горожан, считал необходимым соблюдать гор. привилегии, обеспечивать безопасность проезда купцов, установить единство мер и весов. Известен и как поэт, писал на светские темы.

Лит.: Бомануар Ф. Кутюмы Бовези // Хрестоматия памятников феод, государства и права стран Европы / Под редакцией В.М. Корецкого. М., 1961.

БОМБАРДА

БОМБАРДА - одно из первых арт. орудий, применявшихся в XIV-XVI вв. при осаде и обороне крепостей. Б. заряжалась каменными ядрами со ствола и стреляла на 400-700 м. Ствол изготавливался из железных полос, спаянных между собой и стянутых железными обручами. Иногда ствол отливали из бронзы и помещали в деревянную колоду. Задняя часть ствола была более массивной и глухой, с прорезью для запала.

БОНАВЕНТУРА

БОНАВЕНТУРА (собств. Джованни Фиданца) (1221-1274) - ит. философ, представитель реализма и ортодоксально-мистич. направления. Родился в Тоскане (Италия), учился в Парижском ун-те, здесь же был профессором; монах-францисканец, генерал францисканского ордена, с 1273 г. кардинал. В схоластике был продолжателем своего учителя Александра из Гэльса. Считал, что полное знание достижимо лишь посредством мистич. созерцания. Испытал влияние Гуго Сен-Викторского, преследовал спиритуалов, последователей Иоахима Флорского, был оппонентом Р. Бэкона, получил титул «доктор серафический». Б. был канонизирован в 1482 г. и причислен к 5 великим учителям церкви (1587).

Лит.: Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

БОНДЫ

БОНДЫ - в Раннее Средневековье в сканд. странах свободные люди, имевшие свое хозяйство и не принадлежавшие к знати: земледельцы, скотоводы, охотники и рыбаки. Чаще всего они жили на обособленных хуторах (в Норвегии и некоторых районах Швеции, а также в Исландии) либо небольшими деревушками (в Дании и в большей части Швеции). К XIII в. б. превратились в податное сословие с ежегодной уплатой королю постоянных поземельных и подушных налогов. Налоговый гнет приводил к разорению, к утрате земли и превращал б. в арендаторов короны, церкви и светских феодалов. В первой пол. XIV в. б. составляли быстро растущую массу зависимого крестьянства в Скандинавии.

Лит.: История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 1. М., 1985.

БОНИФАЦИЙ

БОНИФАЦИЙ (в миру Винфрид) (ок. 675-754) - видный христиан, миссионер, считается апостолом Германии. Родился в Англии, но прославился на континенте. С санкции рим. пап вел активную миссионерскую деятельность за пределами Франкской державы среди язычников-германцев. От папы получил в 722 г. сан епископа, а в 732 г. - архиепископа. Основал много новых монастырей, крупнейший из которых - Фульда, центр культуры и образования в герм, землях. При поддержке рим. папы и майордомов Пипина Короткого и Карломана в последние годы жизни Б. предпринял попытку реформирования церкви во Франкском государстве. Стали регулярно созываться соборы епископов, которые выносили решения, направленные на борьбу против симонии, нарушения духовенством целибата, применения священнослужителями оружия, на улучшение образовательного уровня духовенства. Однако решения соборов с трудом претворялись в жизнь. 5 июня 754 г. Б. принял мученическую смерть во время очередной миссии к фризам (был убит во время молитвы).

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.

БОНИФАЦИЙ VIII

БОНИФАЦИЙ VIII - папа римский в 1294-1303 гг. Последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церк. власти над светской. Но полит, ситуация была иной, чем прежде. Вместо феодально-раздробленной Зап. Европы B.VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами - Францией и Англией. Некоторых успехов B.VIII добился в полит, интригах, связанных с борьбой за королев, власть в Германии. Попытка же вмешаться в англо-фр. отношения была неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Б.VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Б.VIII не решился применить отлучение.

Новый толчок амбициям Б.VIII Дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 2 млн. паломников. Конфликт с фр. королем снова разгорелся после того, как королев, чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церк. суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где БVIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства власти папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой - светскую власть. По утверждению БVIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церк. собора. Для того чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближенного Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить БVIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог - папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорбленный престарелый B.VIII скончался.

Его поражение в борьбе с могущественным королем Франции означало крах полит, амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках фр. монархии, а затем время «Великого раскола».

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Лозинский С.Г. История папства М., 1986; Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967; Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

БОРДАРИИ

БОРДАРИИ (от позднелат. borda - изба) - феодально-зависимое крестьянство в Англии XI-XII вв. Работали преимущественно в усадьбах; упоминаются в «Книге Страшного суда» наряду с вилланами и коттерами как один из разрядов крестьянства. В отличие от вилланов, б. владели меньшими наделами земли, а от коттеров они отличались тем, что им принадлежали пахотные участки земли. Различались по имущественному статусу, а юр. статус б. и вилланов был одинаков: и те и другие были лично-зависимыми крестьянами. В XIII в. б. слились с вилланами.

БОСХ (БОС) ИЕРОНИМ

БОСХ (БОС) ИЕРОНИМ - собств. Иероним ван Акен) (ок.1460-1516) - нидерланд. живописец. Родился в г. Хертогенбосх (Сев. Брабант). Первые уроки живописи получил у отца и деда, профессиональных художников-живописцев. Обучался в нидерланд. городах Гаарлеме и Дельфте. В 1480 г. вернулся в Хертогенбосх и в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест города, получив тем самым возможность заниматься живописью. Произведения Б. заметно отличались от картин др. художников того времени. Большинство картин Б. не имеют датировки. Его произведения затрагивают традиционные библ. темы (но в новой, оригинальной интерпретации) и темы, связанные с совр. жизнью. Особый интерес представляют антиклерикальные тенденции в творчестве Б., особенно выраженные в аллегорич. картине «Корабль дураков» (1490-1500), которая высмеивает монахов и перекликается с одноименной сатирой Себастьяна Бранта. Уже зрелым мастером Б. создал трехстворчатый алтарь «Воз сена» (1500-1502), сюжет которого был подсказан нидерланд. пословицей: «Мир - стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Воз сена, влекомый дьяволами в преисподнюю, осаждает толпа людей, которые стремятся урвать клок сена и гибнут из-за него. Во многих картинах Б. в бесконечных вариациях, принимая причудливые обличья, выступает дьявол. В образах Б. зашифровано аллегорич. значение. Фантастич. существа, изображающие бесов и олицетворяющие пороки, представляют собой чудовищные сочетания отдельных частей различных животных; они получают у Б. символич. значение.

Являясь одинокой фигурой в искусстве XV в., Б. имел ряд подражателей и одного гениального преемника, начинавшего свою деятельность с творч. переработки его наследия, - Питера Брейгеля.

Лит.: История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982; Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.

БОТТИЧЕЛЛИ САНДРО

БОТТИЧЕЛЛИ САНДРО (собств. Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445-1510) - ит. живописец, представитель Раннего Возрождения. Родился во Флоренции, учился у Филиппо Липпи (1465-1466), посещал мастерскую А. Верроккьо, где сблизился с Леонардо да Винчи. В ранних работах заметно влияние Верроккьо и Поллайоло. Стал известен благодаря картине «Поклонение волхвов» (1476), которая привлекла к себе внимание семьи Медичи (на картине были изображены три поколения этих некоронованных правителей Флоренции). В конце 70-х гг. Б. сблизился с гуманистами и Медичи, стал работать при дворе последних; в 1481-1482 гг. работал в Риме. В 70-90-е гг. он создал ряд картин на ант. и аллегорич. темы, лучшие из которых - «Весна» (ок.1477-1478) и «Рождение Венеры» (1483-1484). С 70-х гг. в творчестве Б. проявилась ярко выраженная индивидуальная манера с элементами изысканности, утонченности, чувственности, аристократизма. Он - автор иллюстраций (96 рисунков пером) к «Божественной комедии» Данте (нач. 90-х гг.). В нач. 90-х гг. в творчестве Б. произошел перелом: на него оказали сильное влияние проповеди доминиканского монаха Савонаролы, и в этот период он предпочитал писать картины на религ. сюжеты («Оплакивание Христа», «Покинутая»). Умер в нищете и забвении.

Лит.: Гращенков В.Н. Сандро Боттичелли. М, I960; Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М, 1977; Кустодиева Т.К. Боттичелли. Л., 1971; Смирнова И А. Сандро Боттичелли. М, 1967.

БОЭЦИЙ

БОЭЦИЙ - Аниций Манлий Торкват Северин

(ок.480-524) - рим. философ, ученый, поэт, теоретик музыки, гос. деятель. Родился в Риме в знатной семье; рано оставшись без отца, воспитывался в доме знатока рим. истории сенатора Симмаха. Получил блестящее образование в Риме и др. городах (возможно, в Афинах). Рано стал гос. деятелем и играл заметную роль при дворе короля остготов Теодориха Великого. В 20 лет стал министром, в 30 - консулом, ведал обеспечением войска продовольствием и пр. В 522 г. стал главой правительства, получил пост министра оффиций (первого министра) в правительстве Теодориха. В 523-524 гг. против Б. был составлен заговор по обвинению в гос. измене - тайных связях с Византией. Б. попал в тюрьму, но отказался просить короля о помиловании и в конце 524 г. (или в нач. 525 г.) был казнен.

Полит, и гос. деятельность не являлась главным для Б. Большую часть своего времени он отдавал наукам. Б. теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности ее высшей ступени - квадривиума, и написал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии (ок. 500 г.). Два последних вскоре были утрачены, а по первым двум в Зап. Европе учились в течение всего Средневековья.

Важен вклад Б. в развитие логики. Он занимался переводами соч. Аристотеля, выполнил комментарии к ним. До XII в. Зап. Европа знала труды Аристотеля преимущественно по его переводам и комментариям. Б. комментировал также труды Порфирия, Цицерона, намеревался перевести все произведения Платона и Аристотеля, а затем и показать их общность.

Долгое время Б. был душой ученого кружка, в который входили Симмах, папа Иоанн I, известный комментатор лат. авторов Маворций и др. (см. «Остготское возрождение»). Его называют «отцом схоластики», поскольку он первым в Зап. Европе попытался интерпретировать проблему веры и разума с помощью логики Аристотеля и выработал основы «схоластич.» метода и логич. терминологию, стремясь снабдить философию и логику своим инструментарием.

Перед казнью Б. написал небольшое соч. «Об утешении философией», которое стало одним из самых читаемых произведений Средневековья и Возрождения. Оно представляет собой филос. трактат, исповедь и поэму одновременно. Б. пытался осмыслить категории добра и зла, духовного и телесного, вечности и конечности бытия, понять свою судьбу как элемент мироздания. В этом соч. с наибольшей полнотой представлена филос. система Б.

Лит.: Боэций. Наставления к музыке // Муз. эстетика западноевроп. Средневековья и Возрождения. М., 1966; Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990; Майоров Г.Г. Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопр. философии. 1981. № 4; Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

БРАМАНТЕ ДОНАТО

БРАМАНТЕ ДОНАТО (собств. Паскуччо д'Антонио) (1444-1514) - ит. архитектор, представитель Высокого Возрождения. Юность провел в Урбино, где испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны. Начинал как живописец; в 1476 г. был приглашен в этом качестве в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где встретился с Леонардо да Винчи, чьи идеи в области градостроительства оказали на него большое влияние. Миланский период Б. длился 20 лет (возвел несколько зданий, напр., алтарную часть церкви Санта-Мария делле Грацие). С 1499 г. (после захвата Милана фр. войсками) переехал в Рим. Здесь искусство Б. приобрело классич. чистоту и монументальность. Наибольшей пластич. цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. При папе Юлии II стал главным папским архитектором; с 1503 г. вел по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Спроектировал и начал строить главный храм Рима - собор Св. Петра в Ватикане (с 1505 г.); успел возвести храм до высоты арок. Творчество Б. - одна из вершин архитектуры Возрождения.

Лит.: Бартенев И А. Зодчие итальянского Возрождения. М., 1965; Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967.

БРАНДАН

БРАНДАН - ирланд. миссионер и мореплаватель VI в. Известен как основатель ряда монастырей в Ирландии. Б. и его ученики совершали плавания к берегам Зап. Англии и Уэльса, где основали несколько монастырей. По легендам, изложенным в «Плавании святого Брандана» (составленном не позднее X в.), Б. приписывается открытие Исландии и Гренландии в сер. VI в.

Именем Б. португ. мореплаватель Бартоломеу Диаш назвал открытый им мыс на юге Африки (позднее переименованный в Игольный).

Лит.: Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. Т. 1. М., 1982.

БРАЧЧОЛИНИ ПОДЖО

БРАЧЧОЛИНИ ПОДЖО - Поджо Флорентийский

(1380-1459) - ит. гуманист, одна из самых ярких фигур своего времени; писатель, собиратель ант. рукописей. Родился в тосканском городке Терранова в семье аптекаря; изучал нотариальное дело в ун-те Флоренции. Сблизился с кружком гуманистов, которым руководил Салютати. По рекомендации последнего в 1403 г. поступил на службу в рим. курию и прослужил в ней с перерывами до 1453 г. С 1453 по 1458 г. - канцлер во Флоренции. Посетил Францию, Германию и Англию, где в библиотеках монастырей отыскал несколько малоизвестных либо забытых ант. рукописей, напр. «Воспитание оратора» Квинтилиана, «Сильвы» Стация и др. В идейном плане Б. близок гражданскому гуманизму, его мировоззрение носит явно светский характер, а соч. отличают тонкая ирония, острословие, злободневность и элегантный эротизм. Творч. наследие Б. включает соч. на этич. темы, письма, диалог «Против лицемеров» (1447-1448), обличавший монашество. В 1438-1452 гг. Б. написал «Книгу фацетий» - образец лат. прозы Возрождения.

Лит.: Браччолини Поджо. Фацетии / Вступ. ст. и пер. с ит. А. Дживелегова. М, 1996; Браччолини Поджо. О жадности // Сочинения ит. гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985; Боткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М, 1995.

БРЕВЕ

БРЕВЕ (от лат. brevis - краткий) - послание папы римского по вопросам церк. жизни либо по теологич. проблемам второстепенного значения (в отличие от буллы).

БРЕВИАРИЙ

БРЕВИАРИЙ (от лат. breviarium - краткий обзор, сокращенное изложение) - служебник католич. духовенства, состоящий из коротких отрывков из Библии, трудов «отцов церкви», житий святых, псалмов, молитв, гимнов. Богослужебные тексты в б. расположены в соответствии с годовым Циклом богослужений.

БРЕТИНЬИ

БРЕТИНЬИ - деревня во Франции близ г. Шартра, где 8 мая 1360 г. был заключен мир между Англией и Францией, прекративший на время Столетнюю войну.

БРИГАНДИНА

БРИГАНДИНА - рубашка из кожи или грубого полотна, обшитая стальными кольцами или чешуей. В странах Зап. Европы б. носила пехота и кавалерия до XVI в.

БРИГАНДЫ

БРИГАНДЫ - наемные войска французов и англичан периода Столетней войны. Во время перемирия обе стороны их распускали, предоставляя возможность жить за счет грабежа. Особенно страдали от них крестьяне.

БРУНЕЛЛЕСКИ (БРУНЕЛЛЕСКО) ФИЛИППО

БРУНЕЛЛЕСКИ (БРУНЕЛЛЕСКО) ФИЛИППО (1377-1446) - ит. архитектор Раннего Возрождения, родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей теории линейной перспективы. Сын нотариуса, разносторонне одаренный человек; учился и работал во Флоренции. Как скульптор Б. в 1401 г. выполнил рельеф «Принесение в жертву Исаака» для дверей флорентийского баптистерия - один из первых шедевров скульптуры Ренессанса. Ок.1409 г. создал деревянное распятие в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем работал как архитектор, математик и инженер. Приблизительно с 1402 по 1409 г. изучал ант. архитектуру в Риме. Возводил памятники на основе точных математич. расчетов. Первая постройка (крупнейший памятник ренессансного творчества) - грандиозный купол (диаметр 42 м) флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (1420-1436) - предшественник купольных храмов Италии и др. стран Зап. Европы. Возвышаясь над городом, он определил характерный силуэт Флоренции. Среди построек Б. - детский приют Оспедале дельи Инноченти (1421-1444), капелла Старая сакристия в церкви Сан-Лоренцо (1421-1428), капелла Пацци (1430-1443), церковь Сан-Лоренцо (1422-1446), церковь Сан-Спирито (начата в 1444 г.).

Лит.: Бартенев ИЛ. Зодчие итальянского Возрождения. М., 1965; Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967; Филиппо Брунеллески. М., 1935.

БРУНИ, ЛЕОНАРДО

БРУНИ, ЛЕОНАРДО (1370 или 1374- 1444) - крупнейший ит. гуманист. Выходец из Ареццо (отсюда его прозвище - Аретино). С конца 80-х гг. жил во Флоренции; ученик Джованни да Равенны (преподавателя риторики Флорентийского ун-та) и визант. грека Мануила Хрисолора, которому Б. обязан великолепным знанием греч. языка, а также Салютати. Б. служил секретарем в папской курии, был крупным полит, деятелем, в 1427-1444 гг. - канцлер Флоренции. Б. - сторонник респ. строя, основоположник гражданского гуманизма, разработал концепцию республиканизма, в основе которой лежали принципы равенства, свободы и демократии. Свобода и равенство означали свободу от тирании, равенство всех перед законом. Б. считал, что только в условиях свободы, равенства, справедливости можно сформировать совершенного гражданина; он выражал настроения пополанства. Многие принципы Б. были зафиксированы в конституции Флоренции.

Б. оставил соч. по истории, этике, полит, теории, педагогике и филологии. Полит, идеи Б. высказал в ранних соч. «Восхваление города Флоренции», «О военном деле», в небольшом, написанном по-гречески трактате «О Флорентийском государстве», в «Комментарии к событиям своего времени». Этич. проблемы он рассматривал в соч. «Введение в науку о морали», «Диалоги к Петру Павлу Гистрию» и др. В произведении «О научных и литературных занятиях» изложено понимание Б. роли гуманизма. Самая известная работа Б. - «История флорентийского народа» (1439), написанная по заказу коммуны, заложила основы ренессансной историографии. Б. - автор многочисленных переводов на лат. язык соч. Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта и Демосфена.

Лит.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. М., 1977; Идеи эстетического воспитания. Т. 1. Античность, Средние века, Возрождение. М., 1973; Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.

БРЭ

БРЭ - муж. узкие, но не облегающие ногу короткие штаны.

БРЮГГСКАЯ ЗАУТРЕНЯ

БРЮГГСКАЯ ЗАУТРЕНЯ - антифр. восстание ремесленников г. Брюгге, начавшееся в ночь с 17 на 18 мая 1302 г. Дало толчок всеобщему восстанию фландрских городов.

БУВИН

БУВИН - селение в Северо-Вост. Франции, место битвы между фр. армией Филиппа II Августа и войсками германо-англ. коалиции во главе с Оттоном IV (27 июля 1214 г.). Векоре после победы фр. армии Оттон IV был низложен (1215). Королем Германии стал союзник Филиппа II Августа Фридрих II Штауфен.

Лит.: Харботл Т. Битвы мировой истории. М, 1993.

БУЛЛА

БУЛЛА (лат. bulla - шарик).

1) Первоначально металлический шарик, затем округлая металлическая подвесная печать, скреплявшая обычно папские, императорские и королев, акты.

2) Грамота, постановление или распоряжение, послание, обращение рим. папы, скрепленное круглой печатью; папский, императорский или королев, указ. Позднее буллами стали называть только самые важные распоряжения и послания рим. пап. «Золотая б.» императора Карла IV (1356) названа так из-за золотой капсулы, в которую была заключена печать. Если б. содержала какую-нибудь папскую милость, печать привешивалась на желтых и красных шелковых шнурках, в карательных же б. - на серой пеньковой веревке. Печать рим. церкви была большой, оловянной (на одной стороне ее были изображены апостолы Петр и Павел, на другой - выбито имя папы, правившего на тот момент).

БУМАГА

БУМАГА (от лат. bombacium - шелковый) - материал для письма. По легенде, изобретена в Китае предположительно в I в. до н.э. Там делали б. из древесного луба, а во II в. н.э. - из шелковых волокон (отсюда ее лат. название). В Европу б. пришла в XI в. через рынки Испании и Италии, но в обиход вошла лишь во второй пол. XIII в., по преимуществу в Юж. Европе: Испании, Италии и Юж. Франции. В XIII в. на привозной б. писали документы. В XIV в. ее производство было налажено в городах Франции. Европ. б. делали из разваренного льняного тряпья, массу которого тонким слоем намазывали на раму с натянутой металлической сеткой, затем полученные листы отжимали прессом, подсушивали и покрывали клеем. Рисовать на б. начали с XIV в. После создания И. Гутенбергом в сер. XV в. типограф, станка на б. стали печатать книги.

БУРГ

БУРГ (нем. burg - крепость, от позднелат. burgus - служить убежищем, укрывать) - укрепленный пункт. Бурги строились в период Раннего Средневековья королями (иногда феодалами) для защиты от датчан (в Англии), норманнов, арабов, венгров (на континенте). Являлись воен. и адм. центрами, резиденциями епископов. Были окружены высокими стенами и глубокими рвами с водой. Многие бурги превратились в города и потеряли свое значение в связи с усилением централизации и в результате появления артиллерии.

БУРГГРАФ

БУРГГРАФ - должностное лицо в нем. городах. Назначался сеньором города (королем, императором, епископом) из числа министериалов либо знати. Б. обладал адм., воен. и суд. властью. Бургграфы утратили свое значение в XIII в.

БУРГИНЬОНЫ

БУРГИНЬОНЫ - см. Арманьяки и бургундцы.

БУРГОМИСТР

БУРГОМИСТР - мэр, глава гор. самоуправления.

БУРГУНДИЯ

БУРГУНДИЯ -

1) Королевство герм, племени бургу ндов, возникшее первоначально в 406 г. на Рейне. После его разгрома гуннами в 436 г. бургунды поселились в качестве федератов империи в Савойе, где создали второе королевство с центром в Лионе (456), которое было завоевано франками в 534 г.

2) Раннесредневековое королевство, возникшее в 933 г. и вобравшее в себя часть ист. бургундских территорий. После смерти бездетного короля Рудольфа (1033) вошла в состав Священной Рим. империи.

3) Герцогство, просуществовавшее на фр. части ист. бургундских земель до 1361 г.

4) Фактически независимое государство, созданное герцогами Валу а на землях фр. и герм. Б. (1364-1477).

Лит.: История Франции. Т. 1. М., 1972; Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

БУРГУНДЦЫ

БУРГУНДЦЫ - см. Арманьяки и бургундцы.

БУРИДАН ЖАН

БУРИДАН ЖАН (ок.1300 - ок.1358) - фр. философ-номиналист, преподаватель Парижского ун-та с 1328 г., затем дважды его ректор; родился в Бетюне, учился у Оккама, способствовал распространению во Франции его взглядов и ряда естественнонауч. идей, был ректором «нации Пикардии»; подарил студентам из Пикардии дом в Париже, который вплоть до конца XVIII в. так и назывался - «Дом Буридана». Личность Б. окружена легендами, среди которых - связь с Жанной Наваррской, женой короля Франции Филиппа IV Красивого и основательницей Наваррского коллежа. Ему приписывают и знаменитый парадокс о свободе выбора человека, получивший название «Буриданов осел». Однако ни в одной из дошедших до нас работ Б. нет и следа этого образа. Основной заслугой Б. являются работы по физике и космологии, предвосхитившие открытия Галилея. Филос. соч. Б. написаны в форме комментария к произведениям Аристотеля.

БУРКХАРД ЯКОБ

БУРКХАРД ЯКОБ (1818-1897) - швейц. историк культуры. С 1858 по 1893 г. был профессором Базельского ун-та. В центре его интересов находилась история культуры, в связи с чем школу Б. называют иногда «культурно-исторической».

Основные работы Б.: Культура итальянского Возрождения (1860); История итальянского Возрождения (1868).

Лит.: Ванштейн ОЛ. Историография средних веков. М.; Л., 1940.

БЭКОН, РОДЖЕР

БЭКОН, РОДЖЕР (ок.1214 - ок. 1292) - выдающийся англ. философ, естествоиспытатель, монах-францисканец, «doctor mirabiles» («удивительный доктор»), как называли его многие современники. Будучи профессором Оксфордского ун-та, Б. одновременно долго преподавал в Парижском ун-те (1236-1247) математику, физику и языки (по-видимому, греческий, еврейский и, возможно, арабский). Ок. 1256 г. Б. вступил во францисканский орден, который имел тогда довольно сложные отношения с папством. За занятия астрономией и алхимией в 1257 г. над «братом Роджером» был учрежден надзор (это было вызвано тем, что генералом ордена стал Бонавентура).

В сер. 60-х гг. папа Климент IV предписал Б. изложить свои идеи письменно, и в 1267-1268 гг. появился «Большой труд» - энциклопедия, в которой автор рассмотрел причины многих человеч. ошибок, соотношение теологии и философии, важность изучения языков для той и другой, принципиальный характер математики для всех наук (в первую очередь для оптики и астрономии), изложил вопросы этики, предсказал возможность создания увеличительных оптич. приборов (т.е. вторгся в область «практич. астрономии»), раскрыл секрет явления радуги. В «Малом сочинении» (написано в те же годы) излагаются алхимия и причины упадка теологии. Впервые в Европе Б. составил рецепт пороха, установил способы получения фосфора, магния и висмута и, по-видимому, пытался изучать силу пара. Ему принадлежит крылатая фраза: «Знание - сила!»

В небольшом «Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии» Б. высказал ряд гениальных догадок о создании в будущем судов без гребцов, управляемых одним человеком; быстрых колесниц, передвигающихся без коней; летательных аппаратов; приспособлений, передвигающихся по дну рек и морей, и др. Отвергая умозрительно-теологич. схоластику, «удивительный доктор» противопоставлял ей программу практич. назначения знания. В 1278 г. за свои опыты и идеи Б. по приговору церк. суда был заключен в монастырскую тюрьму, где просидел ок. 14 лет и написал свое последнее большое произведение - «Компендий теологии». Все сочинения Б. были осуждены церковью.

Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

БЮРГЕРСТВО

БЮРГЕРСТВО (от нем. burg - крепость, город) - в XI в. любой житель западноевроп. города. С развитием имущественной и социальной дифференциации в XII-XIII вв. - полноправный горожанин, обладавший достаточным имущественным цензом, чтобы платить налоги и пошлины, выставлять при необходимости вооруженное ополчение; кроме того, бюргер должен был владеть определенным земельным наделом, позднее - домом или его частью. В XIV-XV вв. - наиболее богатые горожане. Во Франции получил распространение синоним б. - буржуа, в Италии - пополаны.

Лит.: Социальная природа средневекового бюргерства XIII-XVII вв. М, 1979.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV