Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПИЙ"-"ПЭР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПИЙ"-"ПЭР")

ПИЙ II

ПИЙ II (в миру Энеа Сильвио Пикколомини) (1405-1464) - рим. папа с 1458 г. Замечательный писатель-гуманист. В 1442 г. увенчан лаврами во Франкфурте. Написал значительное кол-во церковно-полит, и географ, сочинений (напр., «Германия» написана под влиянием одноименной работы Тацита). Автор комедии «Хрисеида», новеллы о любви «Эвриал и Лукреция», а также писем и стихотворений. Способствовал развитию гуманизма в Германии.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА, ДЖОВАННИ

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА, ДЖОВАННИ (1463-1494) - ит. гуманист, выдающийся философ эпохи Возрождения. Происходил из семьи графов Мирандолы. Учился в ун-тах Болоньи (изучал канонич. право), Феррары (слушал курс лекций по ант. лит.), Падуи, Павии, Парижа (слушал курсы лекций по философии). Входил в Платоновскую академию Флоренции. После возвращения из Парижа написал «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени», «Речь о достоинстве человека», «900 тезисов, касающихся философии, кабалистики, теологии». Последние были признаны папой еретическими. П. делла М. был арестован в нач. 1488 г. и предан суду инквизиции. От приговора его спасло заступничество Лоренцо Медичи. Автор филос. произведений «Гептапл» (1489), «О Сущем и Едином» (1492), «Рассуждения против божественной астрологии» (1494), которые оказали влияние на философию Ренессанса. П. делла М. - создатель учения о достоинстве человека, об уникальном положении его в космич. иерархии. Возвышал человека над прочими творениями, наделял его исключительной, божественной способностью формировать себя, свою сущность, опираясь на свободную волю. В этой способности человек богоподобен. В то же время человек - «узел мира», связующее звено между материей и духом. Человек сам отвечает за свою судьбу, формирует себя через познание. Гарантией правильно избранного пути служат его разум, знания. Задача каждого человека - овладение философией, этикой и наукой о природе. Овладение наукой есть необходимое условие нравственного совершенствования личности. По мнению П. делла М., истина едина. Ключ к ее постижению он искал в пифагорейской теории чисел, символике Кабалы, мистике, магии, но не в опыте. П. делла М. известен как прекрасный знаток древних и новых языков (греч. , лат. , араб., халд., евр. и др.).

Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977; Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.

ПИЛИГРИМ

ПИЛИГРИМ (ит. pellegrino - чужеземец) - странствующий богомолец, паломник, странник.

ПИПИН ГЕРИСТАЛЪСКИЙ

ПИПИН ГЕРИСТАЛЪСКИЙ (?-714) - майордом Лвстразии. Происходил из Пипинидов, которые принадлежали к знатному роду рипуарских франков, выдвинувшемуся уже в VI в. В сер. VII в. в руки этого рода попала высшая адм. должность майордомов, ставшая наследственной. П.Г. добился главенствующего положения в Австразии. В 687 г. он разбил своего соперника - майордома Нейстрии и стал единовластным некоронованным правителем (687-712) Франкского государства (короли из дома Меровингов к этому времени потеряли реальную власть и назначались и смещались по воле майордомов). Фактически П.Г. и его потомки, став правителями объединенного Франкского государства, положили начало новой династии, которая позже была названа Каролингской по имени одного из наиболее крупных ее представителей - Карла Великого.

ПИПИН КОРОТКИЙ

ПИПИН КОРОТКИЙ (714/715-768) -франкский король с 751 г., первый из династии Каролингов. Сын Карла Mapтелла, майордом (741-751). Сверг последнего короля из династии Меровингов Хильдерика III и добился, заручившись согласием папы, своего избрания на королев, престол. Это произошло в Суассоне на собрании франкской знати. Подчинил Аквитанию, захватил Септиманию. В 754 и 756 гг. совершил походы в Италию. Передал папе часть земель, захваченных у лангобардов, положив тем самым начало Папскому государству. Отец Карла Великого.

ПИСЕЦ

ПИСЕЦ - монах-переписчик средневековых рукописей, работал главным образом в монастырских скрипториях либо монастырских кельях. Переписывание книг считалось делом, угодным Богу. На переписывание книг уходили годы. С помощью кривого ножа п. сам должен был выкроить из обработанных шкур листы пергамена и подготовить их к работе. С XIII в. монастырские мастерские по переписыванию книг пришли в упадок и книжное производство сосредоточилось в городах; этим делом занялись гор. ремесленники. Однако писцы не исчезли. Появился бродячий п., которого сразу можно было узнать по подвешенной к поясу чернильнице и по перу за отвернутыми полями шляпы. В котомке бродячего п. XIV в. хранились запасные гусиные или лебяжьи перья; чернильный порошок, который изготавливался из смеси сажи с высушенными наростами на дубе («орешками») и смолой вишни или сливы; два ножичка - один для заточки и обрезки перьев, а другой (с широким концом) - для подчистки клякс и ошибок; губка для смывания текста; мел для отбеливания пергамена; подкладная доска; циркуль для разметки строк, линейка и свинцовый карандаш для разлиновки страниц; кусочки пергамена с образцами шрифтов.

П. работал по контракту, заключенному между ним и заказчиком. За день п. мог написать 4-6 страниц книги большого формата - по 40 строк на каждой странице. Для переписки книги в 400 страниц необходимо было ок. двух с половиной месяцев. Заказчик мог оштрафовать и лишить п. имущества. Бродячие писцы редко подписывались. Чаще заказчик требовал, чтобы стояло его собственное имя.

Мастерские по переписке тоже существовали. В Париже была даже Писцовая улица. Были и придворные писцы, имевшие пожизненные пенсии.

Писцы существовали до XIV в.

ПИСКОРСКИЙ, ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ

ПИСКОРСКИЙ, ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ (1867-1910) - рус. историк-медиевист. Ученик И.В. Лучицкого. Закончил Киевский ун-т. Профессор Казанского ун-та с 1906 г. Основная область науч. интересов - история средневековой Испании.

Основные работы П.: Кастильские кортесы в переходную эпоху от средних веков к новому времени. 1188- 1520. Казань, 1897; Крепостное право в Каталонии в средние века. Казань, 1901; Вопрос о значении и происхождении шести «дурных обычаев» в Каталонии. Казань, 1899; История Испании и Португалии. СПб., 1909.

Лит.: Бузескул В. Всеобщая история и ее представители в России в XIX - начале XX в. Ч. 1. М., 1929; Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 3. М., 1963.

ПЛАНТАГЕНЕТЫ

ПЛАНТАГЕНЕТЫ - королев, династия в Англии в 1154-1399 гг. Основатель династии Генрих II, граф Анжуйский (отсюда ее другое название - Анжуйская). Название П. произошло от того, что отец Генриха II - Жоффруа Красивый - украшал свой шлем веткой Дрока (лат. planta genista). Под властью Генриха II и его ближайших преемников находились, кроме Англии, обширные земли во Франции. Англия стала таким образом частью большой державы П. (иногда ее называют Анжуйской империей). Однако большая часть фр. земель была потеряна П. в нач. XIII в. При П. в Англии происходил процесс гос. централизации, приведший к образованию сословной монархии с сословным представительством - парламентом, который впервые был созван в 1265 г. В интересах англ. феодалов П. вели завоеват. войны: во второй пол. XII в. началось завоевание Ирландии, в 80-х гг. XIII в. был завоеван Уэльс, в 1296-1314 гг. предпринята неудачная попытка завоевания Шотландии. При П. Англия вступила в Столетнюю войну. В 1381 г. при Ричарде //большая часть Англии была охвачена мощным антифеод, восстанием под руководством Уота Тайлера (см. Уота Тайлера восстание). В 1399 г. Ричард II был низложен и власть перешла к династии Ланкастеров.

Представители династии П.: Генрих II; Ричард I Львиное Сердце; Иоанн Безземельный; Генрих III; Эдуард /; Эдуард II; Эдуард ///; Ричард П. Боковые линии П. - Ланкастеры (1399-1461) и Йорки (1461-1485). Поэтому время правления династии П. иногда заканчивают 1485 г.

Лит.: Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М, 1960; Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979; Крылова СЕ. Английское государство и проблема французских владений Плантагенетов в сер. XII в. // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Вып. 3. Л., 1980; Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

ПЛЕБЕЙСТВО

ПЛЕБЕЙСТВО (от лат. plebs - простой народ) - название низших слоев населения средневекового города: обедневших цеховых ремесленников, а также стоящих вне цехов поденщиков, чернорабочих, бродяг, нищих, частично подмастерьев. П. было основной силой многих средневековых восстаний.

ПОДЕСТА

ПОДЕСТА (от лат. potestas - власть) - глава исполнит, и суд. власти, высшее адм. лицо во многих городах-коммунах Италии в XII-нач.ХУ1 в. Избирали п. на срок от 6 месяцев до года, чаще из числа жителей другого города. Фридрих I Барбаросса начал назначать п., превратив его в своего наместника и представителя императорской власти. В 1176 г., после битвы при Леньяно, города вновь добились права избирать п. Борьба пополанов с патрициатом (с сер. XIII в.) привела к ослаблению власти п. в пользу народных капитанов в ряде городов Италии (Болонья, Флоренция, Сиена и др.). В XIV-XV вв. п. сохраняют лишь юр. функции.

ПОДМАСТЕРЬЕ

ПОДМАСТЕРЬЕ - в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха - мастера. Проработав несколько лет у мастера, п. сам становился мастером. Однако в XIV-XV вв. в связи с упадком и разложением цехового ремесла получение звания мастера было затруднено (требовалось уплатить большой вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу - шедевр, устроить богатое угощение для членов цеха и т.д.). Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственно вступить в цех. Большинство же подмастерьев превращалось в «вечного» п., т.е. по сути дела в наемного рабочего.

ПОЛИПТИХ

ПОЛИПТИХ (от греч. poly - много и ptyche - складка, дощечка) - опись монастырских поместий (писцовые книги) эпохи Каролингов, рисующая картины устройства поместья. Один из важнейших источников по аграрной истории Раннего Средневековья. В п. указывалось кол-во господской, т.е. монастырской земли (пашен, лугов, виноградников, лесов пастбищ и т.д.), а также угодий, строений, мельниц и т.п.; давались перечни крестьянских держаний, с указанием местонахождения и причитающихся с них повинностей, также имен и социального статуса держателей и членов их семей. П. редко составлялся во владениях светских сеньоров. Известный п. аббата Ирминона - писцовая книга Сен-Жерменского аббатства (ок. Парижа), основанного в 543 г. и к моменту составления п. (нач. IX в.) успевшего стать крупным земельным собственником. Назван по имени аббата Ирминона (ум. ок. 825 г.), при котором аббатство развило на своих землях интенсивную хоз. деятельность. П. аббата Ирминона, как и другие полиптики - Реймского аббатства св. Ремигия (845), св. Мавра (868), представляет собой описание поместий монастыря с перечнем зависимых держателей и их повинностей. До нас дошла часть текста, состоящая из 25 описей отдельных поместий, описывающих бенефициальные земли. П. аббата Ирминона позволяет составить представление о всей системе хозяйства крупного поместья эпохи Каролингов и о процессе втягивания крестьян в зависимость.

ПОЛИТИК

ПОЛИТИК (от греч. poly - много и ptyche - складка, дощечка) - опись монастырских поместий (писцовые книги) эпохи Каролингов, рисующая картины устройства поместья. Один из важнейших источников по аграрной истории Раннего Средневековья. В п. указывалось кол-во господской, т.е. монастырской земли (пашен, лугов, виноградников, лесов пастбищ и т.д.), а также угодий, строений, мельниц и т.п.; давались перечни крестьянских держаний, с указанием местонахождения и причитающихся с них повинностей, также имен и социального статуса держателей и членов их семей. П. редко составлялся во владениях светских сеньоров. Известный п. аббата Ирминона - писцовая книга Сен-Жерменского аббатства (ок. Парижа), основанного в 543 г. и к моменту составления п. (нач. IX в.) успевшего стать крупным земельным собственником. Назван по имени аббата Ирминона (ум. ок. 825 г.), при котором аббатство развило на своих землях интенсивную хоз. деятельность. П. аббата Ирминона, как и другие полиптики - Реймского аббатства св. Ремигия (845), св. Мавра (868), представляет собой описание поместий монастыря с перечнем зависимых держателей и их повинностей. До нас дошла часть текста, состоящая из 25 описей отдельных поместий, описывающих бенефициальные земли. П. аббата Ирминона позволяет составить представление о всей системе хозяйства крупного поместья эпохи Каролингов и о процессе втягивания крестьян в зависимость.

ПОЛИЦИАНО АНДЖЕЛО

ПОЛИЦИАНО АНДЖЕЛО (собств. Амброджини) (1454-1494) - поэт, гуманист, придворный поэт, друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. Профессор греч. и лат. лит. во Флорентийском ун-те (1480-1494), автор поэмы «Стансы на турнир» (1475), пьесы «Сказание об Орфее» (1471). По заказу Лоренцо Медичи написал произведение «О заговоре Пацци» (1478).

ПОЛО, МАРКО

ПОЛО, МАРКО (1254-1324) - венецианский купец. В 1271-1275 гг. вместе с отцом Никколо и дядей Маффео П. совершил путешествие по Азии от Палестины до Китая и Монголии. Для старших П. это было уже второе путешествие - в 60-е годы они пересекли Азию, двигаясь морем от Константинополя до Крыма, а затем сухопутным путем от Волги через Хорезм, предгорья Тянь-Шаня к реке Сулэхэ и далее к ставке великого хана монголов Хубилая. По-видимому, путешествия П. были связаны не только с торговыми интересами, но и с посреднической дипломатич. миссией между рим. папой и великим ханом монголов.

Маршрут путешествия П. пролегал через Малую Азию и Армению, Курдистан, Иран, Памир, Камгар к долине реки Сулэхэ, откуда венецианские купцы добрались до г. Ганьчжоу. П. посетил Каракорум. После годичного пребывания в Ганьчжоу П. двинулись в ставку великого хана, находившуюся немного севернее Ханбалыка (Пекина). Это путешествие П. описал в своей «Книге», записанной пизанцем Рустигано в генуэзской тюрьме, куда П. попал после поражения венецианцев в бою с их многолетним конкурентом. П. оставил красочные описания тех стран и земель, где он побывал, но он повествует и о тех странах, сведения о которых он почерпнул от других лиц. Он говорит, напр., о России, которая изображается как «большая страна на севере», где живут «христиане греческого исповедания», дань они платят лишь Золотой Орде. Дает П. сведения и о Японии (Чииингу), приписывая ей огромные золотые запасы (дворец императора, по его словам, напр., весь покрыт золотом). «Книга» П. содержит ценные сведения о жизни и истории народов стран и земель, описанных им. Однако в ней есть и немало легенд (в том числе и о царе-попе Иоанне), сказок (в частности, об островах гигантской птицы Рук), неверной информации (напр., о монгольском нашествии на Японию).

П. довольно быстро выучил несколько местных языков и сумел заслужить доверие великого хана. Несколько лет он находился у него на службе, выполняя различные поручения. В 1287 г. П., напр., был в составе 12-тысячного конного монгольского отряда (из арабов), который разгромил 60-тысячное войско последнего правителя Паганской бирманской империи. Территории, посещенные им во время таких походов и поездок, П. также описывает в своей «Книге» (напр., Тибет).

Обратный путь П. проделали, в основном, по морю. В составе юаньской флотилии они сопровождали двух принцесс, которые предназначались в жены монгольскому ильхану покоренного Ирана. Почти два года длилось морское путешествие от берегов Китая к Ирану, из 600 человек (без матросов) в живых осталось лишь 18, в том числе и трое венецианских купцов. Этот путь описан П. в его «Книге», где повествуется о Юж. Китае, Индокитае, ряде индонезийских о-вов (П. приводит цифру 7448), особенно о Суматре, где флотилия задержалась на пять месяцев. П. описывает и Никобарские и Андаманские о-ва (здесь, по его уверению, живут люди с собачьими головами), о. Цейлон, южное и зап. побережье п-ова Индостан, рассказывает об Аравии и Эфиопии.

Несмотря на ряд недостоверных сведений, «Книга» П. является ценнейшим источником по истории, этнографии ряда народов Востока, особенно монголов. Она оказала огромное влияние на средневековую картографию, ею пользовались многие мореплаватели и путешественники. Сохранился, напр., экземпляр «Книги» П., принадлежавший Христофору Колумбу с его пометками на полях.

Лит.: Поло М. Книга Марко Поло. М., 1965; Харт Г. Венецианец Марко Поло. М., 1956.

ПОМЕСТЬЕ

ПОМЕСТЬЕ - см. Вотчина.

ПОМПОНИЙ ЛЕТ

ПОМПОНИЙ ЛЕТ - Лето Помпонио

(1428-1497) - ит. гуманист, основатель Рим. академии (кружок гуманистов) (1465). В 1468 г. обвинен (вместе с членами кружка) в заговоре против папы Павла II с целью его устранения и организации в Риме философско-языч. республики. Был ненадолго арестован, но затем выпущен. Автор ряда сочинений по древней истории, эпиграфике, а также работ, посвященных комментированию классиков. В 1472-1473 гг. побывал в Русском государстве.

ПОНТИФИКАТ

ПОНТИФИКАТ (от лат. pontifex - жрец) - время правления папы римского. «Великий понтифик» - один из титулов рим. пап, взятый ими в V в. В Древнем Риме это был титул высшего языч. жреца. Его носили и все рим. императоры, в том числе и христианские, до конца IV в. (до Грациана).

ПОПОЛАНЫ

ПОПОЛАНЫ (от ит. popolo - народ) - торгово-ремесленные слои городов Сев. и Центр. Италии в XII-XIV вв., объединявшиеся в цехи. В конце XII- нач. XIII в. п. вели борьбу с нобилями-феодалами, к сер. XIII в. установили свою власть в ряде городов: в Болонье (в 1245 г.), во Флоренции (в 1250 г.) и др. В этих городах-государствах была установлена выборная власть представителей цехов, а феодалы (конец XIII в.) были лишены полит, прав в законодательном порядке («Установлением справедливости» во Флоренции в 1293 г., «Народными уставами» Сиены в 1277 г.). К XIV в. произошло резкое расслоение п. на «жирный народ» (гор. верхушка) и «тощий народ». В XIV в. термин п. исчез.

ПОРТУГАЛИЯ

ПОРТУГАЛИЯ - первоначально графство с центром в Портас-Кале (совр. Порту), созданное для защиты зап. рубежей Кастилии. После смерти короля Кастилии Альфонса VI в 1109 г.

первый португ. граф Генрих Бургундский начал борьбу за выход из состава Кастилии. Определенного успеха на этом пути добился его сын Афонсу Энрикеш (ум. в 1185 г.), объявивший себя в 1139 г. королем П. В 1179 г. португ. корона была официально признана папой римским. Территориальное размежевание П. и Кастилии в целом было завершено в нач. XV в. П. была активным организатором экспедиций периода Великих географии, открытий.

Лит.: Варьяш О.И., Черных АЛ. Португалия: дороги истории. М., 1990; Пискорский В.К. История Испании и Португалии. СПб., 1909.

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ - символич. церемония вступления в рыцарство. П. в р. знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократич. корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шоссу золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На фр. языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - гл. часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощечина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень, т.наз. «чучело». Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила ее в религ. рамки, превратила в религ. церемонию. Так, установился обычай «ночного бодрствования»: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христиан, воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, т.е. совершал основной элемент посвящения.

Чаще всего п. в р. приурочивали к религ. праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - восточнохристиан. церковь, сформировавшаяся в Средневековье на основе визант. церкви. Размежевание зап, и вост. христианских церквей началось с разделения Рим. империи на Западную и Восточную (395), хотя ряд разногласий между христианами запада и востока Рим. державы существовал и ранее. Если запад Европы в Раннем Средневековье потрясали бурные события: гибель Зап. Рим. империи, возникновение и исчезновение множества варварских королевств, возвышение мощной франкской империи и последующий ее распад, то Византия, отбиваясь от натиска извне, плавно эволюционировала к феод, монархии. В зап. христианстве утвердился примат рим. пап. Обладая монархич. властью в западнохристиан. церкви, они были духовными владыками христиан многих государств Зап., Центр, и Юж. Европы. Рим. папы имели и собственное государство в центре Италии. Они были серьезной самостоятельной полит, силой, особенно в Высоком Средневековье. Византииекая же церковь таким полит, весом ни внутри страны, ни вне ее не обладала. «Богоизбранная» императорская власть постоянно вмешивалась в ее дела, держала ее под контролем. Попытки константинопольских патриархов играть самостоятельную полит, роль (напр., в XI в.) пресекались. Главенство патриархов Константинополя в вост. христианстве сочеталось с автономией ряда патриархатов (александрийского, антиохийского, иерусалимского), с установлением автокефалии (самоуправления) местных церквей. Серьезным препятствием установлению монархич. примата (подобно папскому) в вост. христианстве был и захват арабами в Раннем Средневековье Иерусалима, Антиохии, Александрии.

Нарастание противоречий между зап. и вост. христианскими церквами было обусловлено различными ист. судьбами Зап. Европы и Византии. «Мир латинский» и «мир православный» становились все более враждебными. Для византийцев западноевропейцы оставались варварами, несмотря на их христиан, веру, людьми неотесанными, грубыми, кровожадными, вероломными, которые никак не могли быть наследниками величия ант. Рима. Не западноевропейцев, а себя византийцы называли «ромеями» (римлянами). Жителям же Зап. Европы византийцы представлялись людьми изнеженными, хитрыми, обладающими богатствами, не добытыми собственным мечом. Разными были языки, в том числе и в богослужении. Ситуацию обостряли полит, конфликты, борьба между рим. папами и константинопольскими патриархами за главенство над новокрещенным населением славянских стран. По визант. образцу приняли христианство болгары, сербы, вост. славяне, по римскому - поляки, хорваты, чехи и словаки. Причем первых успехов в христианизации чехов и словаков добились визант. миссионеры, но затем они были вытеснены.

Острые конфликты, порой со взаимными анафемами, между рим. папами и константинопольскими патриархами начались уже в Раннем Средневековье и привели к окончательному расколу церквей в 1054 г. За зап. церковью закрепилось название «католическая», за восточной - «православная». Раскол закрепил расхождения между православной и католич. церквами в догматике, обрядности, церк. организации, которые сложились к тому времени. В дальнейшем добавились но.вые, главным образом в результате принятия католич. соборами ряда новых догматов.

П.ц. была (и остается) более консервативной, чем католическая. Она строго следовала своему названию - «правильное прославление Бога». П.ц. не допустила (в отличие от католиков) никаких нововведений в символ веры, принятый на Никейском (325) и Константинопольском вселенских соборах, отвергнув, в частности, католич. догмат о филиокве. П.ц. не признала католич. учение о чистилище.

Помимо общепризнанных, в п.ц. и католич. церкви появились свои святые. В п.ц. причащаются квасным хлебом, в католической - опресночным; в п.ц. хлебом и вином причащаются как духовенство, так и миряне, в католической в Средневековье ими причащалось духовенство, а миряне - только хлебом. Православное крещение совершается через троекратное погружение в воду, католическое - через окропление. Для католич. духовенства был установлен обязательный целибат, в православии он обязателен лишь для высших иерархов - епископата. Православные священники должны носить бороды, католические - нет. П.ц. не признает католич. вселенские соборы (с XII в.) и не знает монашеских орденов.

В Средневековье автокефальными стали грузинская (484) и русская (1448) православные церкви; болгарская церковь становилась независимой от Константинополя в периоды, когда Болгария обретала независимость. Гибель Византии в 1453 г. привела к образованию еще ряда автокефальных православных церквей. Константинопольский патриарх остался главой константинопольской церкви (хотя в Османской империи он был главой греко-православной общины, обладая рядом юр. полномочий) и считается первым среди др. православных патриархов, не имея, однако, реальной власти над др. православными церквами.

П.ц. в Византии была, по сути> орудием в руках императорской власти, и такая подчиненность церкви государству была присуща п.ц. в др. государствах. Визант. церковь в Средневековье была одним из крупнейших землевладельцев (лишь упадок городов в VIII-IX вв. нанес серьезный удар по ее богатствам, но это было временным явлением). Спасаясь от невыносимого налогового гнета государства, в зависимость от церкви и монастырей переходили сотни тысяч крестьян.

Велика была роль п.ц. в средневековой культуре. Напр., все ведущие визант. писатели были монахами. Выдающиеся художники в православных странах оставили свои шедевры, главным образом в виде икон. П.ц., в отличие от католич. церкви, допускала богослужение и тексты священных богослов, книг на местных языках, что содействовало развитию собственного литературного языка в ряде стран. Визант. миссионеры Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, перевели новозаветные и богослужебные книги, ввели славянский язык в литургию.

В Византии п.ц. вела ожесточенную борьбу с ересями монофизитов, монофелитов, павликиан, богомилов и др. Серьезным потрясением для нее было иконоборческое движение (см. Иконоборчество). И хотя борьба иконопочитателей с иконоборцами закончилась победой высшего духовенства и монашества над теми, кто считал почитание икон идолопоклонством, она ослабила церковь. Многие церк. и монастырские земли были конфискованы императорами-иконоборцами. В X- XI вв. церк. и монастырское землевладение стало быстро расти. Ок. 1000 г. в Византии было почти 7 тыс. монастырей. Переход свободных крестьян на монастырские земли стал таким массовым, что государство было вынуждено его ограничить, чтобы не допустить резкого снижения поступления налогов в казну. Ряд исследователей считает бурный рост церковно-монастырского землевладения одной из причин упадка Византии. Тяжелая ситуация для п.ц. в Византии сложилась после захвата крестоносцами Константинополя (1204) и создания Латинской империи на захваченных визант. землях. Завоеватели пытались подчинить визант. церковь папе римскому, заменяли православных священников на католических, навязывали римско-католич. литургию. Однако эти действия встретили острую враждебность местного населения, и фактически в недолго просуществовавшей Латинской империи действовали две церкви: католическая - завоевателей и православная - покоренных византийцев. Восстановление Византии положило конец такому положению. Однако турецкая угроза вынудила императора Иоанна VIII и часть верхушки визант. духовенства пойти на заключение Флорентийской унии между католической и православной церквами в обмен на обязательство помощи с запада. Однако уния была отвергнута народом и большинством визант. духовенства. Не была она признана и в др. правое лавных странах. Захват турками-османами Балкан, Константинополя, Сирии, Палестины и Египта имел крайне негативные последствия для п.ц. в этих регионах. Свободными от гнета иноверцев к концу Средневековья оставались православные церкви в Великом княжестве Литовском (в котором, однако, правители с конца XIV в. были католиками и время от времени пытались ограничить права православных) и на Руси.

Лит.: Культура Византии. Т. 1, 2. М., 1984, 1989; Курбатов ГЛ. История Византии. М., 1984.

ПРАГЕРИЯ

ПРАГЕРИЯ - восстание крупных феодалов во Франции в 1440 г. против короля Карла VII. Руководил П. дофин Людовик. Восстание было подавлено, а его участники помилованы. Название получило от столицы Чехии Праги, незадолго до этого охваченной гуситским движением (см. Гуситские войны). Таким образом участники П. были приравнены к еретикам и бунтовщикам более низких сословий.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1268 Г.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1268 Г. - эдикт Людовика IX о положении католич. церкви во Франции. П.с. 1268 г. утверждала за прелатами и настоятелями церквей право на церк. доходы, отменяла тяжелые денежные поборы в пользу папской курии, допуская единовременные пожертвования в пользу папского престола лишь в исключительных случаях по приказу короля и распоряжению церкви.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1438 Г.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1438 Г. - эдикт Карла VII. Был издан 7 июня в Бурже, определял статус церкви во Франции. П.с. 1438 г. декларировала главенство церк. соборов над папой римским, устанавливала выборность епископов и аббатов капитулами, монастырскими общинами, оговаривая право короля и сеньоров рекомендовать кандидатов, отменяла раздачу папами церк. бенефициев и аннаты, запрещала апелляцию к суду папы до рассмотрения дела во фр. суд. инстанциях. П.с. 1438 г. впервые выразила требования галликанства, юридически оформила значительную независимость галликанской церкви от папства, в определенной степени подчинила ее королев, власти. Имела силу до Болонского конкордата 1516 г.

ПРЕВО

ПРЕВО (от лат. praepositus - начальник, надзиратель).

1) Первоначально во Франции - правитель сеньора во всей сеньории или в отдельной ее части. С XI в. (после раздела королев. домена на превотства) - чиновники фр. короля. В пределах превотства п. были облачены адм., фискальными, судебно-следственными, воен. полномочиями. В XIII в. были подчинены бальи (на севере) и сенешалам (на юге). С XV в. у п. сохранились функции королев, судьи первой инстанции.

2) Выборный глава местного самоуправления в XIII-XVIII вв. в Париже - «купеч. п.».

ПРЕКАРИЙ

ПРЕКАРИЙ (от лат. preces - просьба) - условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал в пользование (на несколько лет или пожизненно) безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе. За что получатель земли (прекарист) должен был платить оброк, в некоторых случаях - выполнять барщину в пользу собственника земли.

Существовало несколько видов п.:

1) данный, при котором собственник земли предоставлял просителю свою землю;

2) предоставленный, при котором мелкий собственник земли под давлением обстоятельств (нужда, применение силы со стороны крупного собственника земли) передавал право собственности на свою землю (т.е. дарил свою землю) крупному земельному собственнику (чаще церкви), а затем получал эту же землю обратно, Но уже в качестве п. (пожизненно или наследственно на одно-два поколения);

3) с вознаграждением, когда крупный земельный собственник добавлял к предоставленному п. дополнительный участок земли (чаще из необработанных земель), т.е. прекарист получал в пользование не только свою бывшую землю, но и дополнительный участок от верховного собственника. Этот тип п. был распространен на землях церкви.

П. был самым распространенным способом втягивания свободных крестьян в феод, зависимость. Прекарист, отказавшись от права собственности на землю, превращался в держателя, попадая таким образом в поземельную зависимость. П. получил особенно широкое распространение в VIII- IX вв. Поскольку он представлял собой двустороннюю сделку, то сохранившиеся грамоты, оформлявшие прекарные отношения, назывались либо прекарными (если они были составлены от имени лица, который просит предоставить ему п.), либо престарыми (если составлялись от имени земельного собственника, передающего п.).

В VIII-IX вв. наряду с крестьянами в качестве прекаристов часто выступали мелкие вотчинники. В таком случае п. служил для оформления складывавшихся поземельных отношений внутри класса феодалов.

ПРЕМОНСТРАНТЫ

ПРЕМОНСТРАНТЫ - члены монашеского ордена, основанного в нач. XII в. Норбертом Ксантенским (ок. 1080- П34). По имени своего основателя назывались также норбертанами. Орден п. сформировался из созданной Норбертом в 1122 г. организации регулярных каноников (священнослужителей, живших вместе по монашеским обетам). Орден рос быстро, в 1230 г. имел более 1000 монастырей. П. действовали во Франции, в Германии, Англии, Италии, на Пиренейском п-ове, в Венгрии, Польше. Структура ордена п. была схожа со структурой ордена цистерцианцев. Существовало деление на собственно п. (полноправных монахов) и конверзов (которые не имели права голоса в ордене, а их главным занятием был физ. труд). Важнейшие решения принимались генеральным капитулом. Аббат монастыря Премонтре и аббаты трех остальных главных монастырей п. составляли своего рода «правительство» ордена. Так же как и орден цистерцианцев, орден п. вскоре стал одним из богатейших и влиятельных монашеских орденов. В отличие от цистерцианцев п., будучи священниками, совершали богослужения и обряды, активно занимались проповедничеством, боролись с ересями (Норберт Ксантенский, напр., известен как ярый обличитель Абеляра).

Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Офм ЛХ. История христианского монашества в средние века.

ПРИНЦ

ПРИНЦ (от лат. princeps - первый) - титул лица, принадлежащего к дому царствующего государя - короля, князя и пр. П. - наследник престола, получивший родовую провинцию, название которой включали в титул (напр., п. Уэльский).

ПРИОРАТ

ПРИОРАТ - орган гор. управления некоторых средневековых городских коммун Сред. Италии (Флоренции, Ареццо и др.), в которых власть находилась в руках пополанов. Назывался также синьорией. Во Флоренции п. состоял из представителей цехов - приоров (от 3 до 21), с 1289 г. его возглавлял гонфалоньер справедливости. Утратил значение в XV в. с установлением тирании Медичи.

ПРИЧЁСКА.

ПРИЧЁСКА. -

1) Женская п. В романский период девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, охваченные вокруг головы обручем. Замужние женщины прятали волосы под головными платками. Связи с Востоком, развившиеся после крестовых походов, принесли в Европу косметику и краски. Женщины стали красить волосы во все цвета, кроме рыжего, который считался знаком проклятья. В готический период п. несколько изменилась. Девушки по-прежнему носили распущенные волосы, но косы уже не опускали на плечи, а укладывали над ушами в т.наз. «бараний рог». При такой п. уши закрывались, а шея была открыта. В XV в. п. утратила свое значение, поскольку огромное значение приобрели головные уборы. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и под затылком иногда подбривали, а брови выщипывали.

2) Мужская п. В романский период волосы подстригали до мочек. Впереди была челка. Молодые люди брились, пожилые носили окладистую бороду, дополнявшуюся усами. С XI в. начали носить длинные волосы, распущенные по плечам. В XII в. знать завивала волосы, перевивала локоны и бороду золотыми нитями. Горожане и крестьяне стригли волосы в виде «шапки». В период готики молодые рыцари и феодалы продолжали носить локоны, спадавшие на плечи, простолюдины - короткие, до ушей остриженные волосы с челкой.

ПРОВАНС

ПРОВАНС - юго-вост. часть Галлии. В V-VI вв. территория П. была завоевана вестготами, затем бургундами и остготами. В 536 г. П. был присоединен к королевству франков. В 843 г. по Верденскому договору территорию П. получил Лотарь, после его смерти в 855 г. королевство Лотаря распалось, территория П. отошла к сыну Лотаря - Карлу. С 855 по 863 г.

П. - самостоятельное королевство; в дальнейшем, в 879 г., вошел в королевство Бургундия, или Арелат.

В образовавшемся ок. 933 г. объединенном Бургундском королевстве П. имел статус графства. В 1113-1246 гг. принадлежал графам Барселонским, в 1246-1481 гг. - Анжуйской династии. В 1481 г. присоединен к Франции. Крупные города П. - Марсель, Авиньон, Экс, Тулон и др.

ПРОВАНСАЛЬЦЫ

ПРОВАНСАЛЬЦЫ - жители Прованса. До XVI в. п. называли жителей всей Юж. Франции. В XI-XIII вв. на провансальском языке была создана богатейшая лит., уничтоженная в XIII в. (см. Альбигойские войны). В XVI-XVIII вв. провансальская народность слилась с северо-французской, фр. язык стал господствовать в Юж. Франции.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ШТАТЫ - собрания представителей трех сословий во Франции. Созывались во многих областях и провинциях в XIII-XVIII вв. Значительную роль П.ш. играли в Нормандии, Бретани, Провансе, Лангедоке и др. провинциях. II.ш. вотировали и распределяли налоги (по требованию короля или местного сеньора), а также выполняли ряд адм. функций. По сути дела они не имели организационной связи с Генеральными штатами. В центр, провинциях П.ш. прекратили существование в нач. XV в., но в Лангедоке, Бретани, Бургундии, Беарне, Бигоре собирались до Великой фр. революции.

ПРОКОГГИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ПРОКОГГИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок.500 - после 562) - крупнейший представитель визант. историографии VI в. Сирийский грек, уроженец Кесарии Палестинской, блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя придворной и дипломат, карьере. В качестве советника и доверенного лица полководца Велисария участвовал в персидской кампании, в завоевании королевства вандалов в Сев. Африке и государства остготов в Италии. Находился в гуще полит, событий, был знаком со многими государями и полководцами своего времени, обладал широким кругозором и хорошей осведомленностью. Свои богатые знания и опыт вложил в созданные им ист. сочинения. Его перу принадлежат: «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», создававшаяся с 543 по 554 г., «Тайная история» (550-559) - язвительный памфлет на императорскую чету, обнажающий все пороки империи и ее правителей; трактат «О постройках» (555-560). В трудах П.К. отражена вся эпоха правления Юстиниана I.

Лит.: Курбатов ГЛ. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991; Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М, 1974.

ПРОКУРАДОРЫ

ПРОКУРАДОРЫ - представители городов (преимущественно патрициат) в кортесах государств Пиренейского п-ова. Имели большое представительство в XIII-XIV вв. в кортесах Кастилии и Каталонии, меньшее - в Арагоне, где преобладали крупные землевладельцы. В период абсолютизма и с объединением Испании их значение упало.

ПРОНИЯ

ПРОНИЯ (от греч. pronoia - попечение) - феод, ин-т в Византии XI- XV вв. - пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территорией. Наибольшее развитие п. получила во второй пол. XII в., когда земельные владения давались на условиях несения преимущественно воен. службы. Со временем п. превратилась в наследственное владение. Типологически близка к западноевропейскому бенефицию.

ПРОТЕКТОР

ПРОТЕКТОР (от лат. protector - прикрывающий, защищающий) - в Англии название регента, т.е. правителя государства, замещающего недееспособного монарха.

ПСАЛТИРЬ

ПСАЛТИРЬ (Книга псалмов) (от греч. psalterion - название музыкального инструмента) - одна из книг Библии (Ветхого завета), содержит 150 псалмов.

ПСАЛТЫРЬ

ПСАЛТЫРЬ (Книга псалмов) (от греч. psalterion - название музыкального инструмента) - одна из книг Библии (Ветхого завета), содержит 150 псалмов.

ПУАТЬЕ

ПУАТЬЕ - город во Франции, место трех известных ист. битв: битвы 507 г., в ходе которой армия франкского короля Хлодвига I разгромила вестготов, в результате чего Юж. Галлия перешла под контроль франков; битвы 732 г., в ходе которой франкская тяжеловооруженная конница под командованием Карла Мартелла остановила продвижение араб, армии в Зап. Европу; битвы времен Столетней войны (19 сентября 1356 г.), закончившейся победой англ. армии «Черного принца» и пленением фр. короля Иоанна II Доброго.

Лит.: Басовская Н.И. Столетняя война 1337- 1453 гг. М., 1985; Харботл Т. Битвы мировой истории. М, 1993.

ПУЛЕНЫ

ПУЛЕНЫ - мягкая муж. обувь с длинными (до 70 см) носками, принадлежность костюма знати. Эту моду ввели рыцари, желая подчеркнуть свою непричастность к физ. труду. Затем удлинили обувь богатые бюргеры. Родина «носатой» обуви - Бургундия XIV в. Принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни (т.е. до 70 см), родовитым дворянам - в 2 ступни (60 см), рыцарям попроще - 1,5 ступни (45 см), горожанам - в 1 ступню (30 см), простолюдинам - в 0,5 ступни (15 см).

ПУЛЬЧИ ЛУИДЖИ

ПУЛЬЧИ ЛУИДЖИ (1432-1484) - ит. поэт-гуманист. Основное соч. П. - эпич. поэма (из 23 песен) «Моргайте» (между 1478 и 1480 гг.). 2-е изд., т.наз. «Большой Моргайте» (из 28 песен), вышло в 1482 г. В основу произведения положена народная поэма XIV в. о приключениях рыцаря Орландо (Роланд) и его оруженосца великана Моргайте. Соч. П. оказало влияние на творчество Ф. Рабле. Церковь объявила П. еретиком.

ПУРПУАН

ПУРПУАН - короткая муж. куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки. Была распространена в XIII-XV вв. В нар. костюме п. служил верхней одеждой. Ще. голи носили п. с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами. Первоначально п. надевали под доспехи.

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1420- 1492) - ит. живописец. Крупнейший из живописцев и теоретиков искусства Раннего Возрождения. Родился в небольшом городке Борго-Сан-Сеполькро в Умбрии, недалеко от Арец-цо, в семье ремесленника. Учился в мастерской Доменико Венециано во Флоренции, где проявил интерес к искусству Мазаччо, Уччелло, Брунеллески и Альберти. Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. Творчество художника определило развитие ит. искусства в целом.

П. делла Ф. - автор алтарного образа «Мадонна Милосердия» (1450-1462), фресок в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466), картины «Бичевание Христа» (между 1455 и 1460 гг.), парных портретов герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баггисты Сфорца (ок.1465).

Самое замечательное создание П. делла Ф. - фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо, посвященные истории креста, на котором был распят Христос, рассказанной в популярной в то время «Золотой легенде» ит. монаха XIII в. Якопо де Вораджине.

Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966.

ПЭР

ПЭР (от лат. par - равный) - звание представителя высшей аристократии во Франции и в Англии, по отношению к которому монарх был «первым среди равных». Термин «п.» обозначал коронных вассалов короля, имевших привилегию суда равных себе. С ростом королев, власти их значение упало. В Англии звание п. наследовалось по муж. линии (передавалось старшему сыну), с XIV в. давало право быть членом палаты лордов.

Предыдущая страница Следующая страница