Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИГ")

ПАВЕЛ ДИАКОН

ПАВЕЛ ДИАКОН (ок.720-ок.799) - лангобардский историк, из знатного рода. Получил блестящее образование, в молодости находился на службе при дворе лангобардских королей в Павии, где стал известным поэтом и писателем. После падения государства лангобардов П.Д. стал монахом монастыря в Монтекассино. В 782-786 гг. П.Д. находился при дворе Карла Великого, являлся одним из деятелей «Каролингского возрождения». Здесь им создано много поэтич. произведений - посланий и эпитафий. После возвращения в Монтекассино П.Д. написал свое главное соч. - «Историю лангобардов» - основной источник по истории лангобардов с древних времен до 744 г. (год смерти короля Лиутц. ранда); содержит важные сведения об общественном и полит, строе лангобардов, о завоевании ими Италии и т.д. П.Д. использовал устные предания, письменные источники, свидетельства современников, участников событий. По литературным достоинствам «История лангобардов» выгодно отличается от сочинений историков Раннего Средневековья.

Лит.: Вайнштейн ОЛ. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964; Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

ПАВЛИКИАНЕ

ПАВЛИКИАНЕ (предположительно от имени апостола Павла) - участники одного из наиболее значительных по размаху и последствиям еретич. движений. Зародилось в VII в. в Армении, а в VIII-IX вв. получило широкое распространение в Малой Азии и в европ. владениях Визант. империи. Основное ядро движения составляли крестьяне и частично гор. низы, хотя последователи п. были в разных слоях общества. Дуализм учения п. основывался на вере в извечную противоположность добра и зла, царства Бога и царства сатаны, духа и плоти. Земной, материальный мир п. воспринимали как царство Сатаны, выступали против земных правителей, погрязших в пороках, против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церк. иерархию, требовали упрощения церк. обрядов. П. не признавали таинства крещения и причастия, почитания Девы Марии и святых, поклонения кресту и иконам, требовали восстановления равенства раннехристиан. общин, которое они понимали не только как равенство перед Богом, но и как социальное равенство.

В 20-е гг. IX в. визант. правительство приняло против еретиков жесткие меры - за приверженность к ереси грозила смертная казнь. Спасаясь от преследований, п. бежали в Араб, халифат и основали свою колонию близ Мити лены. После подавления восстания Фомы Славянина к ним присоединились остатки армии повстанцев. В 40-х гг. IX в. п. построили на берегу Евфрата в Зап. Армении крепость Тефрику, ставшую их столицей. П. удалось временно создать независимое от Византии и Араб, халифата объединение, куда стекались беглые крестьяне и гор. беднота. Отсюда они совершали успешные набеги на Византию. Только после ряда походов в 872 г. императору Византии Василию I удалось захватить Тефрику и разгромить п.

Лит.: История Византии. Т. 2. М., 1967; Липшиц Е.Э. Пакликианское движение в Византии в VIII и первой половине IX в. // Визант. временник. 1952. Т. 5; Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая половина IX в. М.; Л., 1961.

ПАЖ

ПАЖ - первая ступень воспитания рыцаря. Юноша дворянского происхождения становился п. в 7-10 лет.

По обычаю, его отсылали на воспитание к опытному рыцарю, сеньору, с которыми родители ребенка находились в родственной связи либо дружеских отношениях. Прибывшие ко двору сеньора и получившие звание п. мальчики стреляли из лука, метали копье, камни, занимались бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой, а также выполняли обязанности слуг: всюду сопровождали своего патрона и его супругу, служили за столом и т.д. Помимо этого п. обучали рыцарскому обхождению, куртуазностпи и придворным манерам. В 14 лет при достаточных успехах п. получал повышение - становился оруженосцем.

Лит.: Иванов КА. Многоликое Средневековье. М., 1996; Руа ЖЖ. История рыцарства. М., 1996.

ПАЛАДИН

ПАЛАДИН (от позднелат. palatinus - придворный).

1) Придворный вельможа в Зап. Европе.

2) Приближенные дружинники Карла Великого в средневековых рыцарских романах.

ПАЛАТА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ

ПАЛАТА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ - название высшего органа фин. управления средневековой Англии. Первоначально являлась частью королев, курии. Получила название от клетчатого сукна, которым в зале заседаний этой палаты (в Вестминстере) накрывали столы для удобства подсчета денег. С XIII в. превратилась в самостоятельное ведомство, возглавляемое казначеем. Включала казначейство (место, где хранились деньги, поступившие в королев, казну, и отчетные документы), счетную палату, члены которой - бароны «П.ш.д.» - контролировали денежные отчеты должностных лиц короны. Они же вели суд. разбирательства, когда затрагивались материальные интересы короны.

ПАЛАЦЦО

ПАЛАЦЦО (от лат. palatium - дворец) - ит. гор. дворец-особняк XV-XVIII вв. Название получил от Палатинского холма, где древнерим. императоры возводили свои дворцы. Классический тип п. - трехэтажное здание с величественным фасадом и уютным двором. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем - жилые комнаты. П. Рима, Генуи, Венеции и др. ит. городов имели свои архитектурные отличия. Особенно славились п. Флоренции.

ПАЛЕОЛОГИ

ПАЛЕОЛОГИ - последняя династия визант. императоров, которая с некоторыми перерывами царствовала до конца существования Византии (1261- 1453). Ее основатель Михаил VIII происходил из знатного визант. рода П. П. отражали интересы крупных феодалов; в их правление было закрепощено крестьянство; раздачей привилегий венецианцам и генуэзцам подорваны визант. ремесло и торговля. Почти непрерывные войны с конца XIII в. на западе и востоке империи, кровавые междоусобицы XIV в., упадок городов, ремесленного производства, торговли, оскудение крестьянства ослабили страну и облегчили завоевание Византии турками.

Племянница императора Константина XI Зоя (Софья) вышла замуж за великого князя Московского Ивана III Васильевича, двор которого многое перенял из этикета визант. двора. Династич. знак П. - двуглавый орел - стал гербом Московского государства. Одна ветвь П. правила в 1383-1460 гг. практически независимой Мореей. Другая ветвь П. в 1305-1533 гг. владела Монферратом.

Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996; История Византии. Т. 3. М., 1967.

ПАЛИМПСЕСТ

ПАЛИМПСЕСТ (от греч. palin - снова и psaio - скоблю, стираю) - средневековая рукопись, в которой первоначальный текст стирался и заменялся новым. Наибольшее число палимпсестов было создано в VII-IX вв. Главной причиной появления п. была нехватка пергамена - основного писчего материала в средние века. Первичный текст на пергамене смывался или соскабливался ножом, после чего писец наносил новый текст. Палимпсесты изготавливались и в Высокое Средневековье, вплоть до XV в., но в XIH-XV вв. смывали в основном тексты преходящего содержания (напр., фрагменты счетов и т.п.).

Лит.: Добиаш-Рождественская O.A. История письма в средние века. М., 1987; Люблинская АД Латинские палимпсесты V-VIII вв. //Археографич. ежегодник за 1965 г. М., 1966.

ПАЛИЦА

ПАЛИЦА - оружие рыцаря, дубина. Вначале деревянная, потом ее стали изготавливать из металла. П. - любимое оружие духовенства (епископов, аббатов). Поскольку церковь запрещала им «проливать кровь», они вооружались палицами, когда принимали участие в войнах.

ПАЛОМНИЧЕСТВА

ПАЛОМНИЧЕСТВА - путешествия верующих к святым местам. В средние века п. совершались обычно из желания приобщиться к святости места поклонения, по обету и нередко - для искупления грехов. Чаще всего паломники посещали находившиеся неподалеку могилы святых, церкви, монастыри со святыми реликвиями или с чудотворными иконами, но многие отправлялись в дальний путь - в Иерусалим, Рим, Сантьяго-де-Компостеллу (Испания), Монте Гаргано (юг Италии) и в др. места. Наиболее действенным считалось паломничество в Палестину (в Иерусалим), к Гробу Господню. Путь туда, полный опасностей, воспринимался как подражание Иисусу Христу. Иерусалим в представлении средневековых христиан прочно ассоциировался с небесным градом Иерусалимом, который снизойдет с неба после конца света и страшного суда. П., представлявшие в средние века серьезную опасность для людей, их совершавших, не рекомендовались женщинам и монахам. Первым - из-за того, что во время п. они могли нарушить или утратить свою чистоту, вторые же должны были достигать особой святости путем подвижнической жизни в своих монастырях. П. в Палестину сыграли немалую роль в подготовке крестовых походов.

Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.

ПАЛЬМИЕРИ, МАТТЕО

ПАЛЬМИЕРИ, МАТТЕО (1406-1475) - ит. гуманист, родился в семье флорентийских аптекарей. Закончил Флорентийский ун-т. Известен как полит, деятель. С 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более 50 различных должностей, дважды избирался на высший пост гонфалоньера правосудия (1452,1468). Представитель гражданского гуманизма. В гуманистич. учении П. основной акцент сделан на общественный характер природы человека, который раскрывается в гражданской активности, служении общему благу (определяющий принцип этики П.), в подчинении личных интересов коллективным. Принципы гражданского гуманизма, этико-полит. и пед. идеи П. изложил в диалоге «О гражданской жизни» (ок. 1439). Он не осуждал стремление к богатству, накопительству, при условии, что состояние нажито честным путем. Полит, идеал П. - пополанская республика, в которой власть принадлежит как верхушке, так и среднему слою граждан. В более поздней поэме «Град жизни» (1464) П. задумывается над причинами социальной несправедливости, связывая ее с господством частной собственности. П. - автор ряда ист. сочинений: «Жизнеописание Никколо Аччаиуоли» (ок. 1440), «О взятии Пизы» (40-е гг.), «История Флоренции» (начата в 1432 г., охватывает события до 1474 г.) и др. Особый интерес представляют публ. речи П., в частности «Речь о справедливости» (1437 или 1440), где обосновывается справедливость как норма морали и права. Подлинными носителями справедливости, по мысли П., являются полноправные граждане, народ.

Друзьями П. были Леонардо Вручи, Поджо Браччолини, Аламанно Ринуччини и др. гуманисты.

Лит.: Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. М, 1977; Брагина ЛМ. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая пол.XV в.). М, 1983; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985.

ПАПА РИМСКИЙ

ПАПА РИМСКИЙ (от греч. pappas - отец) - глава католич. (римско-католич.) церкви. Христианство проникло в Рим еще ок. сер. I в., и вскоре римская христиан, община стала одной из крупнейших. По преданию, первым епископом Рима был глава апостолов Петр, и это использовалось в дальнейшем епископами для утверждения своего главенства, в христиан, церкви. В эпоху античности епископам Рима не удалось установить свое главенство над всей церковью из-за отпора, особенно со стороны восточно-рим. духовенства. Однако по решениям Константинопольского (381) и Халкидонского (451) Вселенских соборов п.р. признавался первым по достоинству среди епископов (в 451 г. наряду с константинопольским). В условиях бурных потрясений Раннего Средневековья папы римские сумели установить свое верховенство (примат) в зап. христианстве. Решающую роль в этом сыграл их союз с королями самой могущественной тогда в Зап. Европе державы франков. Благодаря дару короля Пипина Короткого папы в сер. VIII в. стали монархами в своем папском государстве в Сред. Италии.

П.р. избирался и избирается пожизненно. В Средневековье в выборах пап вначале участвовали наряду с высшим духовенством и светские лица. По постановлению Латеранского собора (1059) п.р. отныне могла избирать только коллегия кардиналов (конклав). Вначале они титуловались «наместниками апостола Петра», а в Высокое Средневековье пап римских стали рассматривать как «наместников Иисуса Христа». Тогда же появился и особый головной убор п.р. - двойная тиара, символизирующая соединение в руках папы двойной власти: духовной и светской. Неоднократно папы римские (Николай I, Григорий VII, Иннокентий III и др.) выступали с доктринами о превосходстве папской власти над королевской. В значительной мере эта доктрина нашла свое воплощение в XIII в. - веке пика полит, могущества папства. В своем руководстве католич. церковью папы римские опирались на созданный для этого бюрократич. аппарат - курию с сотнями чиновников-священнослужителей.

Лит.: Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

ПАПИРУС

ПАПИРУС - писчий материал, изготовленный из тростника, произрастающего в тропич. Африке по берегам рек и озер. Применялся в период Раннего Средневековья; в канцелярии франкских королей п. пользовались вплоть до второй пол. VII в., а в папской курии и позже - до конца XI в. Применялся для документов, но не для книг. П. привозили из Египта, а в X в. было налажено производство п. в Сицилии. К северу от Альп в VIII в. п. был вытеснен пергаменом.

ПАПСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ПАПСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство рим. пап в Сред. Италии с центром в Риме. Основано в 756 г. в результате дарения этих земель папе Стефану II королем франков Пипином Коротким после его похода на лангобардов, угрожавших Риму. Для оправдания светской власти пап (тем более что Рим и его окрестности тогда считались принадлежащими Византии) был сфабрикован подложный документ - т.наз. «Константинов дар».

Особенностью П.г. было то, что его правитель был одновременно и главой всех католиков. Местная феод, знать рассматривала папу прежде всего как верховного сеньора и часто вела ожесточенную борьбу за престол. Это усугублялось порядком престолонаследия в П.г. - ввиду целибата папа не мог иметь наследников, и каждый новый папа выбирался. В выборах участвовали, кроме духовенства, и рим. феодалы, группировки которых стремились поставить своего ставленника (порядок был изменен в 1059 г., когда папы стали избираться только кардиналами). Нередко на результатах папских выборов сказывалась воля могущественных императоров, королей др. стран.

При Карле Великом папа был фактически вассалом правителя франков. Избиратели папы приносили присягу верности королю. В 800 г. папа Лев III в Риме торжественно короновал Карла императором. В папских владениях действовали императорские чиновники, собиравшие суд. После распада державы Каролингов на папском престоле со второй пол. IX в. развернулась настоящая чехарда, нередко папы были простыми марионетками клик рим. знати. С 850 по 1050 г. средняя продолжительность понтификата составляла всего 4 года. В 962 г. папа Иоанн XII короновал императором Священной Рим. империи герм, короля Оттона I, который был признан верховным сеньором П.г. Со второй пол. XI в. усиление позиций папства в церкви и в полит, жизни Зап. Европы шло параллельно с укреплением власти пап в их государстве. Однако для рим. горожан папа оставался прежде всего феод, сеньором, и в Риме в 1143 г. вспыхнуло восстание, которое возглавил Арнольд Брешианский. Восставшие объявили Рим республикой. Папское господство над Римом было восстановлейо лишь через несколько лет с помощью войск Фридриха I Барбароссы.

В XII-XIII вв. папам удалось значительно расширить территорию своего государства. В П.г. были включены такие крупные города, как Перуджа, Болонья, Феррара, Римини и др. В 1274 г. Рудольф Габсбург официально признал независимость П.г. от императоров Священной Рим. империи. В экономич. развитии П.г. значительно отставало от развитой Сев. Италии. Папы не допускали самоуправления в городах, в деревнях долгое время сохранялась личная зависимость крестьян в ее наиболее тяжелых формах. Во время «авиньонского пленения» (1309-1377) папы фактически утратили контроль над своим государством. П.г. пребывало в состоянии феод, анархии. В 1347 г. в Риме снова была предпринята попытка установить республику (восстание Кола ди Риенцо). В 70-е годы XIV в. усилия пап по возвращению господства над Сев. Италией, потребовавшие огромных фин. средств и ловкой дипломатии, принесли успех. Однако последовавший «Великий раскол» и борьба между рим. и авиньонскими папами снова ввергли П.г. в анархию, привели к его разорению. В течение XV в. власть пап над всей территорией их государства была восстановлена, а в нач. XVI в. территория П.г. даже несколько расширилась. П.г. просуществовало до 1870 г., когда было присоединено к Италии. В настоящее время П.г. является Ватикан (с 1929 г.) - карликовое государство в центре Рима площадью 44 га.

Лит.: Лозинский СТ. История папства. М, 1986.

ПАРИЖСКИЙ АВЕРРОИЗМ

ПАРИЖСКИЙ АВЕРРОИЗМ - см. Аверроизм.

ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1356-1358 ГГ.

ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1356-1358 ГГ. - восстание горожан Парижа, вызванное резким ухудшением экономич. положения парижан, главным образом вследствие увеличения налогов во время Столетней войны. Недовольство парижан усугубили поражение французов при Пуатье (1356) и очередная перечеканка (порча) мо^ неты, к которой прибег дофин Карл, пытавшийся таким образом получить средства для выкупа из плена своего отца Иоанна II Доброго и дальнейшего ведения Столетней войны. Генеральные штаты, созванные после битвы при Пуатье, предъявили дофину ряд требований, ограничивавших его власть. Дофин отказался их выполнить и распустил штаты. В ответ в Париже начались волнения. Во главе парижан стал купец Этьен Марсель. На созванных в 1357 г. Генеральных штатах был выработан проект реформ - Великий мартовский ордонанс, который ограничивал исполнительную власть дофина. Основную роль в появлении Великого мартовского ордонанса сыграла богатая часть парижского купечества во главе с Э. Марселем. В феврале 1358 г. последний, чтобы сломить сопротивление дофина наметившимся реформам, поднял на выступление ремесленные слои Парижа. Ок. 3 тысяч восставших во главе с Э. Марселем ворвались в королев, дворец, где в присутствии Карла убили двух его советников - маршалов Шампани и Нормандии, самого Карла спас Э. Марсель. Дофин бежал из Парижа и, издав указ о запрещении поставок продовольствия Парижу, стал готовиться к его осаде. Марсель попытался использовать начавшееся крестьянское движение (Жакерию) в своих интересах, затем богатые горожане во главе с ним решили пойти на предательство и впустить в столицу отряды англ. наемников во главе с Карлом Злым. Большая часть сторонников покинула Марселя, недовольные горожане открыли ворота дофину. В июле 1358 г. П.в. было подавлено.

Лит.: Пумпянский С.М. Восстание Э. Марселя по данным Нормандской хроники XIV в. // Ученые зап. Саратовского гос. ун-та. 1947. Т. 17; Радциг Н.И. Общественное движение во Франции 1355-58 гг. // Жури М-ва Нар. Просвещения. 1913. № 5-8.

ПАРИКИ

ПАРИКИ - категория зависимых крестьян в Византии IX-XV вв. Делились на государственных и частновладельческих. Первые жили на гос. землях, несли специфические повинности, среди которых первое место занимала барщина. Частновладельческие п. являлись наследственными Держателями участков земли, собственником которых был феодал, платили ренту продуктами и несли отработочные повинности; в XIII в. были закрепощены.

Лит.: История крестьянства в Европе. Т. 2. М., 1986.

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ (от фр. parler - говорить, совещаться).

1) Сословно-представителъное учреждение. Возникновение англ. п. относится к 1265 г., когда Симон де Монфор впервые созвал собрание крупнейших прелатов и баронов, пригласив также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее значительных городов. Окончательно англ. п. сложился к концу XIII в. в правление Эдуарда I. Англ. государство приобрело форму сословной монархии. В первой пол. XIV в. п. делился на две палаты (до этого существовал однопалатный п.): верхнюю - палату лордов и нижнюю - палату общин. В палату лордов личным письмом король приглашал крупных светских и духовных феодалов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов влиятельных монастырей). В палату общин избирались рыцари (выбирались на собраниях графств открытым голосованием, по два рыцаря от графства. Всего графства посылали в п. 74 рыцаря) и представители городов (при Эдуарде I в п. приглашали по два представителя от 165 городов, многие из которых были маленькими городками). Вместе они имели численный перевес над баронами и стали собирательно называться термином «общины». Гл. функцией п. было утверждение налогов и предоставление субсидий короне. В XIV в. п. приобрел право участвовать в издании законов (статутов, биллей). Палата лордов являлась высшим суд. органом по полит, делам. Низшие слои гор. населения и крестьянство в п. представлены не были.

2) Во Франции п. как высшее судебно-адм. учреждение выделился при Людовике IX из королев, совета. В XIII-нач. XIV в. состоял из ряда палат: большой, нескольких следственных палат и нескольких палат прошений. В сер. XV в. появилась уголовная палата. Во главе каждой палаты стоял президент, во главе всего п. - первый президент. Парижский п. регистрировал королев, указы, осуществлял право ремонстрации - выносил протесты против регистрации указов в случае их несоответствия обычаям королевства, т.е. являлся высшей апелляционной инстанцией Франции. Основную роль в Парижском п. играли постоянные чиновники (вместо прежних сеньоров и прелатов) - легистпы. В провинциях (по мере их присоединения к королев. домену) создавались провинциальные парламенты - высшие суды в провинциях. Всего их было 13.

ПАРТИКУЛЯРИЗМ

ПАРТИКУЛЯРИЗМ (лат. particular - частичный, частный) - стремление отдельных частей или областей государства к сохранению местных особенностей и автономных прав. П., в отличие от сепаратизма, не настаивал на полном отделении от государства.

ПАСТУШКИ

ПАСТУШКИ - участники нескольких антифеод, восстаний во Фландрии и в Сев. Франции в XIII - первой пол. XIV в. Руководители восстаний «п.» считали себя «пастырями (пастухами) божьими» (отсюда назв. «п.»). Первое восстание «п.» (1251) выросло в широкое движение (в нем приняли участие ок. 100 тыс. крестьян и гор. бедноты) и было направлено главным образом против церк. феодалов. Восставших «п.» возглавил некий Яков, в прошлом монах ордена цистерцианцев. Громя монастыри, церкви, замки феодалов, восставшие двинулись к Парижу, затем к Туру и Орлеану. Однако распыление сид восставших облегчило их разгром королев, войсками.

Новое восстание «п.» 1320 г. в Сев. Франции и Фландрии, несколько меньшее по масштабам, было вызвано резким ухудшением положения крестьян, реакцией сеньоров, ростом налогов, принудительным освобождением от личной зависимости (за большой выкуп) из-за увеличения денежной задолженности феодалам и гор ростовщикам. Как и в 1251 г., восставшие, основную массу которых составляла крестьянская беднота, двинулись к Парижу, Орлеану и далее на юг. Главной целью восставших формально была организация «крестового похода» силами наиболее угодных Богу, как они считали, бедных «пастухов». Однако движение приняло антифеод, характер и сопровождалось нападениями на владения феодалов, прежде всего церковных. Особенностью восстания 1320 г. была его направленность не только против феодалов, но и против гор. ростовщиков. На юге, куда направились «п.», толпы восставших были рассеяны, а отдельные отряды разгромлены поодиночке.

Лит.: Керов В.Я. Восстание «пастушков» в Южных Нидерландах и во Франции в 1251 г. // ВИ. 1956. № 6; Керов ВЯ. Народное движение в Южных Нидерландах и во Франции в 1320 г.// СВ. 1965. Вып. 27; Керов В Я. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце ХIII-начале XIV в. М., 1986.

ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ

ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ (? - ок.856) -богослов, участник полемики в средневековой философии (началась ок. 840 г.) по вопросу о рождении Иисуса Христа: было ли оно естественным или сверхъестественным. На эту тему П. написал соч. «De partu beatae Virginis».

ПАТАРЕНЫ

ПАТАРЕНЫ - участники патарии - религ. движения обедневших слоев гор. населения Сев. Италии, особенно Милана, в XI-XIII вв., одна из ветвей катаров. Подверглись истреблению при папе Иннокентии III.

ПАТАРИЯ

ПАТАРИЯ - религ. движение XI в. в североит. городах. Получило свое название по наименованию одного из кварталов Милана (Pataria - барахолка, рынок старьевщиков), который был центром этого движения. Приняло форму религ. борьбы за Клюнийскую реформу, являлось выступлением ремесленников, гор. бедноты против духовенства и сеньоров, тесно связанных с ломбардским духовенством. Было подавлено к 80-м гг. XI в. П. способствовала образованию городских коммун в Сев. Италии (XI - нач. XII в.). Дала название ереси патаренов, распространившейся в городах Ломбардии.

ПАТРИК

ПАТРИК (конец IV - сер. V в.) - основатель и первый епископ ирландской христиан, церкви. Вероятно, родился в Британии, а духовный сан принял в Галлии; затем, в 30-х гг. V в., начал проповедовать христианство в Ирландии. Сведения о его жизни носят полулегендарный характер. Причислен к лику святых.

ПАТРИЦИАТ

ПАТРИЦИАТ (от лат. pater - отец) - гор. верхушка, наиболее богатый, влиятельный, привилегированный слой населения средневекового города, состоявший из купцов, ростовщиков, богатых землевладельцев, домовладельцев (отчасти из сеньоров, живущих в городе, которые владели землей близ города и домами в самом городе). Как правило, все гор. управление, финансы, воен. силы города и гор. суд находились в руках п. В быту п. старался подражать рыцарству: представители п. заводили гербы, создавали линьяжи, старались роскошно одеваться, носили шпоры, посещали турниры. Кроме того, они стремились породниться с феодалами, пройти посвящение в рыцари. Богатство п. складывалось в торгово-ростовщич. сфере; в ряде городов Сев. Италии, на северо-западе Европы часть п. занялась организацией ремесла по типу рассеянной мануфактуры. П. был открытой социальной группировкой, пополнялся за счет разбогатевших ремесленников.

ПАТРОНАТ

ПАТРОНАТ (от лат. patronus - покровитель) - форма покровительства, возникшая в период разложения родового строя и образования раннеклассового общества. Подобное покровительство (получение земли, родового имени патрона, защита в судах и т.д.) вело к зависимости неполноправных или бедных людей от состоятельных и влиятельных патронов. П. был известен во Франкском государстве при Меровингах, но широкое распространение получил при Каролингах в период аграрного переворота.

ПАУМГАРТНЕРЫ

ПАУМГАРТНЕРЫ - см. Баумгартнеры.

ПЕЗО

ПЕЗО - старинная исп. монета, имевшая обращение в странах Зап. Европы.

ПЕНУЛА

ПЕНУЛА -

1) Плащ с капюшоном; одежда простого народа.

2) В период Высокого Средневековья - верхняя одежда знатных дам. П. имела прорези для рук, большой вырез для головы и шлейф. Обычно вырез окаймлялся меховым оплечьем в виде круглого воротничка.

ПЕРГАМЕН

ПЕРГАМЕН - обработанная особым способом кожа животных (козы, свиньи, овцы, теленка), основной материал для письма в средневековой Европе. Известен с античности. Производство п. было налажено в Пергаме ок. 180 г. до н.э. и удовлетворяло нужды Пергамской библиотеки. С VIII в. п. вытеснил папирус (в областях к северу от Альп), хотя последний как писчий материал использовался для документов папской курией до XI в. Вплоть до XIII в. п. (когда в христиан. Испании, Италии, Юж. Франции в обиход вошла бумага) - основной материал для письма. П. из телячьей кожи появился только в IX в. и преобладал в сев. областях. Первоначально п. изготавливался в монастырях, с XII в. пергаменное производство возникло в городах. Производство п. - длительный процесс, состоявший из следующих стадий: промывание шкуры, золение, просушка, втирание мела (для удаления жира), шелушение с помощью ножа, выглаживание пемзой. Северный п. отличался по внешнему виду от южного вследствие разной обработки кожи. На юге тщательно отделывалась только внутренняя (т.наз. «мясная») сторона шкуры, на лицевой (волосяной) оставались следы щетины. На севере (во фр. и нем. мастерских) удавалось изготовить п., у которого лицевая сторона не уступала внутренней. Северный п. был с обеих сторон белый и гладкий. Ит. и исп. пергамены на волосяной стороне были серо-желтыми. П. был прочнее папируса, долговечнее, поддавался фальцеванию (т.е. мог быть согнут без перелома на сгибе); его (поскольку он был непрозрачен) можно было использовать с обеих сторон, а папирус только с одной. Но п. был баснословно дорог из-за дорогого сырья и сложного производства.

ПЕРГАМЕНТ

ПЕРГАМЕНТ - обработанная особым способом кожа животных (козы, свиньи, овцы, теленка), основной материал для письма в средневековой Европе. Известен с античности. Производство п. было налажено в Пергаме ок. 180 г. до н.э. и удовлетворяло нужды Пергамской библиотеки. С VIII в. п. вытеснил папирус (в областях к северу от Альп), хотя последний как писчий материал использовался для документов папской курией до XI в. Вплоть до XIII в. п. (когда в христиан. Испании, Италии, Юж. Франции в обиход вошла бумага) - основной материал для письма. П. из телячьей кожи появился только в IX в. и преобладал в сев. областях. Первоначально п. изготавливался в монастырях, с XII в. пергаменное производство возникло в городах. Производство п. - длительный процесс, состоявший из следующих стадий: промывание шкуры, золение, просушка, втирание мела (для удаления жира), шелушение с помощью ножа, выглаживание пемзой. Северный п. отличался по внешнему виду от южного вследствие разной обработки кожи. На юге тщательно отделывалась только внутренняя (т.наз. «мясная») сторона шкуры, на лицевой (волосяной) оставались следы щетины. На севере (во фр. и нем. мастерских) удавалось изготовить п., у которого лицевая сторона не уступала внутренней. Северный п. был с обеих сторон белый и гладкий. Ит. и исп. пергамены на волосяной стороне были серо-желтыми. П. был прочнее папируса, долговечнее, поддавался фальцеванию (т.е. мог быть согнут без перелома на сгибе); его (поскольку он был непрозрачен) можно было использовать с обеих сторон, а папирус только с одной. Но п. был баснословно дорог из-за дорогого сырья и сложного производства.

ПЕРИГОР

ПЕРИГОР - ист. область на юго-западе Франции. Название происходит от населявшего эту территорию в древности галльского племени петро-кориев. С VIII в. - графство, входившее в герцогство Аквитанию. Ниж. П. (с центром Сарла) с сер. XII в., а Верх. П. (с центром Перигё) с 1360 г. стали владениями англ. короля (по миру в Бретиньи). Отвоеван Францией в конце 60-х гг. XIV в. С 1400 г. - владение (апанаж) Орлеанского дома затем - рода д'Альбре.

ПЕРИПАТЕТИКИ

ПЕРИПАТЕТИКИ (от греч. peripatetikos - прогуливающийся) - последователи греч. философа Аристотеля; по преданию, Аристотель преподавал ученикам философию во время прогулок. До XIII в. в латиноязычной Европе Аристотель-философ был известен мало, его представляли главным образом логиком, а мировоззрение было в основном неоплатоновско-августиновским. Лишь на территории арабоязычной Испании в XII в. сложилась блестящая филос. школа - Ибн-Баджи (конец XI в.-1138 г.), Ибн-Туфейль (ок. 1110-1185 г.), Ибн-Рушд, развивавшая перипатетизм Аристотеля.

Особенно выделялся Ибн-Рушд, завершивший развитие арабоязычного перипатетизма. В XIII в. через Ибн-Рушда началось усвоение философии Аристотеля и в западноевроп. лати-ноязычных странах.

ПЕРУЦЦИ

ПЕРУЦЦИ - знатная семья Флоренции; возглавляла торговую компанию (вторая пол. XIII-первая пол. XIV в.), занимавшуюся экспортом шерсти из Англии и хлеба из Неаполитанского королевства, а также обменными операциями на Шампанских ярмарках. Имела значительный капитал, занималась банковскими операциями; на деньги семьи П. (как, впрочем, и др, банкиров Флоренции) велась Столетняя война. П. ссужали деньгами как королей, так и рим. курию, монашеские ордены. Филиалы компании П. находились в Венеции, Генуе, Пизе, Неаполе, Авиньоне, Брюгге, Лондоне, Париже и т.д. Потерпели крах в 1343 г. ввиду отказа королей погасить долги.

ПЕРЧАТКИ

ПЕРЧАТКИ - Вошли в употребление в XI в., вероятно, в крестьянской среде; появление рукавиц и п. было вызвано необходимостью защитить руку при прополке и жатве. Постепенно п. стали предметом роскоши и обрели символич. значение. Изготавливались из телячьей, оленьей, овечьей кожи. Средневековые п. не имели пуговиц, плотно сидели на руке и обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава. Были необходимы при соколиной охоте, поскольку птицу держали на руке. Вручение перчатки означало установление вассальной зависимости (оммаж), бросить перчатку - значило выразить свое презрение, войти в церковь в п. было непристойно; пожать руку, не снимая п., - оскорбительно.

ПЕСНЬ О МОЁМ СИДЕ

ПЕСНЬ О МОЁМ СИДЕ - памятник исп. героич. эпоса. Создана ок. 1140 г. неизвестным певцом-хугларом, сохранилась в единственном сильно поврежденном списке 1307 г. Гл. героем выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник нар. интересов, основная цель жизни которого - освобождение родной земли от арабов. Ист. прототипом Сида послужил кастильский военачальник, герой Реконкисты Родриго (Руй) Диас де Бивар (1040-1099), прозванный за храбрость Кампеадором (бойцом), побежденные же им арабы прозвали его Сидом (от араб. «сеид» - господин). Вопреки ист. правде Сид изображен рыцарем, имеющим вассалов и не принадлежащим к высшей знати. Образ его идеализирован в нар. духе. Он превращен в настоящего нар. героя, который терпит обиды от несправедливого короля, вступает в конфликты с родовой знатью. По ложному обвинению Сид был изгнан из Кастилии королем Альфонсом VI. Но тем не менее, находясь в неблагоприятных условиях, он собирает отряд воинов, одерживает ряд побед над маврами, захватывает добычу, часть из которой отправляет в подарок изгнавшему его королю, честно выполняя свой вассальный долг. Тронутый дарами и доблестью Сида, король прощает изгнанника и даже сватает за его дочерей своих приближенных - знатных инфантов де Каррион. Но зятья Сида оказываются коварными и трусливыми, жестокими обидчиками дочерей Сида, вступаясь за честь которых, он требует наказать виновных. В суд. поединке Сид одерживает победу над инфантами. К его дочерям сватаются теперь достойные женихи - инфанты Наварры и Арагона. Звучит хвала Сиду, который не только защитил свою честь, но и породнился с исп. королями.

«П. о м.С.» близка к ист. правде в большей степени, чем другие памятники героич. эпоса, она дает правдивую картину Испании и в дни мира, и в дни войны. Ее отличает высокий патриотизм.

Лит.: Песнь о Сиде. М; Л., 1959; Алексеев М.Л., Жирмунский В.М., Мокульский С.С, Смирнов АА. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М, 1987; Смирнов А А. Средневековая литература Испании. Л., 1969.

ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ

ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ - памятник нем. героич. эпоса, в основе которого лежат древние герм, сказания времени Великого переселения народов. Дошел до нас полностью или в отрывках в 33 рукописях. В отличие от эпоса Франции и Испании, мифологизирован. В нем присутствуют герои, имеющие прототипы, в частности, Этцель (Аттила), Дитрих Бернский (Теодорих Великий), бургундский король Гунтер и др. Ист. основой поэмы является гибель Бургундского королевства, разрушенного в 437 г. гуннами. Но в поэме, сложившейся в нач. XIII в., эти события получают новое осмысление и ее бытовой колорит в большей мере связан с феодально-рыцарской Германией XII в.

«П. о Н.» состоит из двух частей, включающих 39 песен - «авантюр». В первой части повествуется о трагич. участи королевича Зигфрида Нидерландского. В юности он совершил множество подвигов, завладел несметными сокровищами Нибелунгов - мифических существ, обладателей и хранителей сокровищ - и явился ко двору бургундских королей, чтобы посвататься к их сестре - красавице Кримхильде. Но прежде он помогает Гунтеру в сватовстве к богатырской деве, исландской королеве Брумхильде (давшей обет выйти замуж за самого смелого и достойного воина), которую побеждает в воинском поединке и в любви, однако под видом Гунтера. Когда через много лет тайна раскрывается, Зигфрид становится жертвой Брумхильды (его убивают на охоте), а обретенный им клад Нибелунгов, дающий его владельцу власть и могущество, тайно опускается в воды Рейна. Во второй части поэмы рассказывается о мести Кримхильды, которая через 13 лет после смерти Зигфрида стала супругой короля гуннов Этцеля. Ей хитростью удается заманить бургундских королей ко двору Этцеля в Венгрии и на пиру вызвать столкновение между хозяевами и гостями. Погибают все бургундцы и гунны, а затем и сама Кримхильда.

Лит.: Песнь о Нибелунгах. Л., 1972; Хойслер А. Германский героический эпос и сказания о Нибелунгах. М., 1960.

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ - фр. эпич. поэма, вершина фр. героич. эпоса, жемчужина средневековой лит. Записана в XII в., сохранилась во многих редакциях. Лучшим списком считается т.наз. «Оксфордская редакция» (ок. 1170). Автор поэмы неизвестен. В ее основе лежит подлинное ист. событие, связанное с неудачным походом Карла Великого в Испанию в 778 г. После безуспешной осады Сарагосы войско Карла покидало Испанию. В Ронсевальском ущелье на арьергард франков напали союзники арабов - христиане-баски и почти полностью уничтожили его. По словам летописца, в этом сражении погиб Хруотланд, маркграф Бретани. В поэме этот ист. эпизод вырос до размеров грандиозной битвы франков с неверными; баски-христиане заменены сарацинами (или маврами); неизвестный Хруотланд превратился в племянника Карла - знаменитого рыцаря Роланда. Помимо Роланда героями «П. о Р.» являются его друзья - граф Оливьер, архиепископ Турпин и сам Карл Великий. Из-за предательства своего отчима Ганелона Роланд во главе небольшого отряда-арьергарда франков гибнет в Ронсевальском ущелье от превосходящих сил противника. Гордость и нормы рыцарской морали не позволяют Роланду отступить с поля боя или позвать на помощь (затрубить в свой рог) удалявшиеся войска Карла Великого. Узнав о беде (в последний момент Роланд затрубил в рог, но было уже поздно), Карл Великий поворачивает свое войско и мстит за гибель Роланда. Он одерживает блестящую победу и обращает в христианство всю Испанию. Предатель Ганелон казнен. Поэма воспевает рыцарскую честь, мужество, верность воинскому долгу и христианству. Вероятно, впервые в «П. о Р> звучит тема любви к родине - «милой Франции». Особое значение придает автор рыцарскому снаряжению; так, знаменитый меч Роланда носит имя Дюрандаль (от dur - твердый), конь - Вельянтиор (от veillee - зоркий, бдительный).

Лит.: Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 3. М, 1985; История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987. История французской литературы. Т. 1. М.; Л., 1946; Чернеет М.Н. История французской литературы. М., 1965.

ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНТЕ

ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНТЕ - памятник древнегерм. героического эпоса. Сохранился лишь фрагмент, случайно уцелевший на страницах трактата богословского содержания. Рукопись была найдена в Фульде и относится к началу IX в. Она представляет собой копию более древнего оригинала. В основе сюжета лежит распространенный в эпосе многих народов мотив поединка отца с сыном. События «П. о X.» относятся к эпохе Великого переселения народов. Хильдебрант через 30 лет, проведенных в изгнании, во главе войска возвращается на родину, где он некогда оставил молодую жену с только что родившимся ребенком. На границе ему преграждает путь Хадубрант с дружиной. Хильдебрант, узнав, что перед ним сын, пытается предотвратить роковой поединок. Но Хадубрант отказывается видеть в «старом гунне» своего отца, обвиняет его в коварстве и трусости, чем вынуждает Хильдебранта вступить в бой. На этом сохранившийся отрывок обрывается. Конфликт между воинской честью и отцовскими чувствами приобретает в песне трагический характер.

Лит.: Зарубежная литература средних веков/ Сост. Б.И. Пуришев. М., 1975; История немецкой литературы. Т. 1. М., 1962.

ПЕСО

ПЕСО - старинная исп. монета, имевшая обращение в странах Зап. Европы.

ПЁТР АМЬЕНСКИЙ

ПЁТР АМЬЕНСКИЙ - Пустынник

(ок. 1050-1115) - фр. монах, «народный проповедник», прозванный Пустынником. По-видимому, происходил из рыцарской среды, родился в Амьене, имел богослов, образование; известен как великолепный оратор, отличался фанатизмом. Его яркие проповеди производили неотразимое впечатление на слушателей. В 1096 г. Петр возглавил самый большой из отрядов бедноты, отправившихся на Восток; выступление этого отряда послужило началом крестовых походов. После разгрома первых толп крестоносцев сельджуками (в Малой Азии) П.А. бежал в Константинополь, затем присоединился к ополчению рыцарей и участвовал в основных событиях 1-го крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) вернулся во Францию. Незадолго до смерти П.А. основал монастырь в Нёфмустье (1115), где и умер.

ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО

ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО (1304-1374) - великий ит. поэт, ученый, философ, общественный деятель, с творчеством которого связано начало гуманизма. Родился в г. Ареццо в семье флорентийского изгнанника, нотариуса. Многие годы провел в Авиньоне при папской курии (принял духовное звание), а остаток жизни - в Италии. Много путешествовал, жадно наблюдая окружающий его мир. П. - один из первых собирателей ант. рукописей. Ему удалось обнаружить утраченные письма и речи Цицерона, хроники Плиния и т.д. Его уникальная по тем временам библиотека включала произведения Горация, Вергилия, Овидия, которые П. тщательно изучил и прокомментировал. Он был лучшим среди своих современников знатоком ант. лит., истории, мифологии, философии. Увлечение древностью сказалось на творчестве П. в подчеркнутом предпочтении лат. языка итальянскому. Именно на лат. языке написаны трактаты, филос. сочинения, в которых он выступает против средневековой схоластики, противопоставляя ей интерес к человеку, к его земному предназначению и житейским потребностям. За героич. поэму «Африка» (о походах рим. полководца Сципиона Африканского против Карфагена), утверждавшую необходимость создания единой и сильной Италии, П. был увенчан лавровым венком на рим. Капитолии.

Главное место в литературном наследии П. занимает сб. стихотворений на ит. языке «Книга песен» («Канцоньере»), который принес поэту мировую славу. Книгу П. посвятил своей возлюбленной Лауре; основная тема сб. - самоотверженная любовь - рисуется как вполне земное чувство, помогающее человеку осознать самого себя, облагораживающее и возвышающее его душу. В любовных сонетах раскрывается внутренний мир поэта, многогранность его натуры, глубина переживаний, разочарования и надежды. Часть «Книги песен» составляют стихи гражданского звучания: полит, канцоны, сонеты против авиньонской курии и т.д. В лучшей из полит, канцон «Моя Италия» поэт призывает к единству, к прекращению войн и междоусобиц, столь пагубных для судьбы Италии. Каждый сонет сборника отражает какое-то реальное состояние внутренней жизни поэта-гуманиста - историю его любви к Лауре, его впечатления от природы, его раздумья над судьбами Италии. Никогда до П. духовная жизнь человека не была передана в поэзии с такой исчерпывающей полнотой и яркостью. Сам П. не очень высоко ценил свои ит. стихи, называл их «пустяками», «безделками», но будущее показало, что П. велик именно этими стихами.

Лит.: Петрарка Ф. Книга песен. М., 1963; Петрарка Ф. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. М., 1974; Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982; Петрарка Ф. Сонеты. Мн., 1982; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977; Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988; Ревя-кина Н.В. Франческо Петрарка и формирование самосознания новой личности // СВ. 1986. Вып. 49; Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ (нач. XII в.- 1164) - фр. философ, богослов; учился в Болонье, потом в Париже, где слушал лекции Абеляра. Преподавал теологию в школе при соборе Парижской богоматери. Архиепископ Парижский (1159-1160). Написал «Сентенции» (за что получил прозвище «Магистр Сентенций»), где дал систематич. изложение католич. богословия. Филос. воззрения П.Л. не оригинальны, он являлся последователем Августина, придерживался реализма.

Лит.: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962.

ПЕТРУШЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ МОИСЕЕВИЧ

ПЕТРУШЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ МОИСЕЕВИЧ (1863-1942) - рус. историк-медиевист, окончил Киевский ун-т (1886), ученик И.В. Лучицкого, преподавал в Москве, Варшаве, Петербурге, Иванове. С 1906 г. - профессор кафедры всеобщей истории Московского ун-та (покинул его в 1911 г. в знак протеста против политики министра просвещения Л.А. Кассо). Вернулся в 1917 г. В 1920-е гг. - директор Ин-та истории РАНИОН, заслуженный профессор (с 1925 г.), чл.-корр. (с 1924 г.), академик (с 1929 г.). Большую часть своей науч. жизни посвятал исследованию социально-экономич. истории Англии в средние века: «Восстание Уота Тайлера» (Ч. 1-2, СПб.; М., 1897-1901; М., 1937), «Очерки из истории английского государства и общества в средние века» (М., 1907; М., 1937) и др. В первой работе П. дал анализ англ. напора XIII-XIV вв. и причин его разложения, а также нарисовал яркую картину восстания. Во второй работе уделил внимание проблеме генезиса феодализма.

Лит.: Могильницкий Б.Г. Д.М Петрушевский как историк западноевропейского средневековья. // Ученые зап. Томского ун-та. 1958. № 30; СВ. 1946. Вып. 2.

ПИАСТР

ПИАСТР - ит. название старинной исп. монеты песо, имевшей хождение в средневековой Зап. Европе.

ПИГАШ

ПИГАШ - мягкая обувь из кожи с длинным носком, набитым конским волосом. Носили в XII-XIII вв.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV