Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБЕРОН

ОБЕРОН - король эльфов в средневековой европ. легендарной и литературной традиции.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО

ОБЫЧНОЕ ПРАВО - неписаные правовые нормы, сложившиеся в ходе развития общества в результате их неоднократного традиционного применения. Примером о.п. являются варварские правды, созданные в эпоху зарождения феодализма.

ОВЕРНЬ

ОВЕРНЬ - область Франции, названная так по галльскому племени арвернов, населявшему эту территорию в древности. С VIII в. - графство, входившее в королевство, затем - в герцогство Аквитанию. Вместе с Аквитанией в 1154 г. О. стал владением Англии. Был возвращен Франции к нач. XIII в., в 1271 г. часть О. вошла в королев, домен.

ОГОРАЖИВАНИЕ

ОГОРАЖИВАНИЕ - насильственный захват феодалами крестьянских земель и массовое выселение крестьян с земли, которую затем огораживали частоколами, канавами, живыми изгородями и т.д. О. нашло классич. выражение в Англии в конце XV - XVII в., где овцеводство стало выгоднее земледелия в связи с успехами сукноделия и ростом цен на шерсть. Захваченные земли их владельцы (в основном новые дворяне) либо превращали в пастбища для овец, либо сдавали в аренду фермерам за высокую ренту, либо превращали в парки для охоты. Крестьяне, согнанные с земли, чаще всего превращались в дешевую наемную рабочую силу или в бродяг и нищих, т.е. через о. шел процесс ликвидации крестьянства как главного класса-производителя феод, общества.

ОДНОЩИТНЫЕ РЫЦАРИ

ОДНОЩИТНЫЕ РЫЦАРИ - рыцари, которые являлись вассалами какого-нибудь сеньора, но сами уже не имели вассалов. Ими заканчивалась феод, иерархич. лестница.

ОДОАКР

ОДОАКР (ок.431-493) - вождь герм, племени скиров, предводитель одного из наемных герм, отрядов в армии императоров Зап. Рим. империи. 23 августа 476 г. (эта дата условно считается началом средних веков) О. сместил последнего рим. императора - малолетнего Ромула Августула, провозгласил себя «королем Италии» и стал править сам, отказавшись, впрочем, от императорского титула. Правил Италией до 493 г., пока не был убит предводителем остготов Теодорихом Великим, образовавшим в Италии Остготское государство.

ОЙКУМЕНА

ОЙКУМЕНА (от греч. oikeo - населяю) - населенный мир, территория, на которой живут люди. Средневековые географы разделяли о. на три части: Европу, Азию и Африку. Лучше всего средневековому человеку были известны Европа и Средиземноморский бассейн. Представления об Азии и Африке были весьма причудливыми, они рассматривались как центры язычества, магометанства, неверия и т.д.

ОККАМ, УИЛЬЯМ

ОККАМ, УИЛЬЯМ (ок. 1300-1350) - англ. философ-схоласт, представитель позднего номинализма. Родился в Англии, закончил Оксфордский ун-т; член ордена францисканцев. Выступал против полит, притязаний церкви и католич. ортодоксии. В 1324 г. был обвинен в ереси и находился в заключении в Авиньоне, откуда бежал в Мюнхен (1328) ко двору императора Людвига Баварского. Написал ряд богослов, и филос. трудов. Обосновал необходимость полного разграничения сфер веры и разума; утверждал, что теология должна заниматься лишь вопросами веры и не вмешиваться в сферу разума. Задача познания - постижение реально существующих единичных вещей с помощью опыта. Универсалии же являются знаками и существуют лишь в уме. Интерес представляют идеи О. о вечности движения и времени, о бесконечности и однородности Вселенной. Учение О. широко распространилось как в Англии, так и в странах Зап. Европы. Видными последователями О. были Николай из Отрекура, Буридан, Никола Орем. О. не признавал непогрешимости папы, выступал за независимость государства от церкви, за верховенство светской власти.

Лит.: Раскина С.М. Оккам как политический мыслитель в оценке буржуазной историографии // СВ. 1963. Вып. 23; Рассел Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 1997; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

ОКСФОРДСКИЕ ПРОВИЗИИ

ОКСФОРДСКИЕ ПРОВИЗИИ - постановления, принятые в Оксфорде в июне 1258 г. т.наз. «бешеным» парламентом (советом магнатов, Великим советом). «О.п.» ограничили королев, власть и установили режим баронской олигархии: при короле Генрихе III постоянно действовал совет из 15 баронов, который контролировал все решения короля. Бароны, утвердившиеся у власти, начали проводить узкосословную политику, чем вьгзвали возмущение горожан и рыцарей, и они в 1259 г. выступили со своими требованиями. В октябре 1259 г. они добились принятия «Вестминстерских провизии», отвечавших интересам рыцарей, горожан и верхушки свободного крестьянства. Бароны не желали выполнять требования рыцарей, а Генрих III постарался использовать противоречия между ними. В апреле 1261 г. он добился от папы грамоты, которая освобождала его от всяких обязательств соблюдать «О.п.». В 1263 г. в Англии началась гражданская война между королем и оппозицией. Войско восставших (из рыцарей, горожан, отдельных баронов, студентов Оксфордского ун-та и свободного крестьянства) возглавил барон Симон де Монфор. В мае 1264 г. войско Монфора разгромило королев, отряды. Сам король попал в плен и вынужден был подписать соглашение с восставшими, что привело к образованию англ. парламента. Первый парламент собрался 20 января 1265 г. в Вестминстере. Так в ходе войны возникло сословное представительство. Помимо баронов (сторонников Монфора) и высшего духовенства в него вошли по два рыцаря от каждого графства и по два гражданина от каждого крупного города Англии.

Лит.: Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960; Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

ОММАЖ

ОММАЖ (от лат. homo - человек) - церемония оформления вассального договора между вассалом и сеньором; возникла в VII-VIII вв. Принося о. сеньору, рыцарь просил его покровительства (коммендации) и признавал себя его «человеком», что и породило термин. О., как и посвящение в Рыцари, - символич. церемония, сводившаяся к следующему: вассал, сняв головной убор и опустившись на колени, вкладывал соединенные руки в ладони сеньора и произносил фразу: «Сир, я становлюсь вашим человеком». За этим следовали присяга на верность, клятва, которая называлась «фуа», и ритуальный поцелуй в знак верности. Вассала часто именовали «человеком уст и рук», так как он совершал обряд руками и губами. Сеньор, со своей стороны, передавал вассалу оружие или его символ - палочку (фестуки), знаменовавшую принятие человека в новую семью. Сеньор также приносил клятву своему вассалу. О. и фуа устанавливали личную связь. Затем (с XI в.) следовал акт инфеодации, инвеститура фъефа: всякий, кто в результате о. становился вассалом того или иного сеньора, получал от него феод (фьеф). Институт о. известен с нач. XI в. в Испании, в первой пол. XI в. он распространился в Юж. Франции; в Германии появился с 1077 г.

ОМЮЗ

ОМЮЗ - жен. головной убор из белой ткани, среднее между платком и капюшоном. О. был похож на разрезанный спереди капюшон с концами, завязанными вокруг шеи. Чаще его носили горожанки.

ОН

ОН - единица меры длины. В Руане о. был равен 1,164 м, в Париже - 1,187 м.

ОРДАЛИИ

ОРДАЛИИ (от англосакс. ordol - приговор, суд) - в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком - суд путем испытания огнем и водой. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший - виновным. Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п. О. имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.

ОРДЕН

ОРДЕН (от лат. ordo - ряд, разряд).

1) Католич. монашеская организация с определенным уставом.

2) Средневековая рыцарская организация полумонашеского типа.

ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА

ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА - рыцарский орден, основанный в 1430 г. герцогом Бургундским Филиппом III Добрым в г. Брюгге (Фландрия) в честь его бракосочетания с Изабеллой Португальской. Число членов ордена по уставу было равно 23 вместе с гроссмейстером.

ОРДЕН ПОДВЯЗКИ

ОРДЕН ПОДВЯЗКИ - один из самых древних и знаменитых орденов Англии; был учрежден в 1348 г. англ. королем Эдуардом III в день св. Георгия. Вначале в О.П. входили король и 25 рыцарей. Отличительный знак членов ордена - голубая подвязка на ноге. По легенде, знатная дама в захваченном англичанами Кале на балу обронила подвязку; Эдуард III поднял ее и повязал себе на ногу, произнеся слова, ставшие девизом ордена: «Да будет стыдно тому, кто подумает об этом что-нибудь дурное».

ОРДОНАНСЫ

ОРДОНАНСЫ (фр. ordonnances - приказ) - королев, указы во Франции и Англии, имевшие силу гос. законов (в Англии - без обязательного утверждения их органами сословного представительства). Во Франции о. появились во второй пол. XII в.; в XV в. была установлена практика, по которой о. приобретали силу закона только после регистрации их парламентом. Со второй пол. XIII в. в Англии о. называли (в отличие от статутов) менее важные указы, чаще всего временного характера, которые издавались лично королем.

ОРЕМ, НИКОЛА

ОРЕМ, НИКОЛА (ок.1323-1382) - фр. философ-номиналист, математик, физик; последователь Оккама. Попытался сформулировать закон падения тел, развил учение о суточном вращении Земли и выдвинул идею применения координат. Высказал ряд убедительных соображений в пользу того, что Земля имеет суточное вращение, а небо нет.

ОРЖЕМОН, ПЬЕР

ОРЖЕМОН, ПЬЕР (ок. 1300-1389) - фр. гос. деятель, хронист; советник Иоанна II и Карла V, канцлер (1373- 1380). Автор части «Больших французских хроник», которая охватывала события с 1350 до 1377 г. (по др. данным - до 1379, 1380 или 1384 г.), а также редактор предшествующих частей. О. описал англо-фр. отношения, мир в Бретиньи, восстание Этьена Марселя и Жакерию.

ОРИФЛАММА

ОРИФЛАММА (от лат. aurum - золото и flamma - пламя) - знамя, штандарт фр. королей.

ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА

ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА - см. Жанна д'Арк.

ОРСИНИ

ОРСИНИ - рим. феод. род. Из него вышло 5 рим. пап, кардиналы, кондотьеры. Первые сведения об О. относятся к XII в. Особого положения, богатства и власти О. добились в XIII в. Находились во враждебных отношениях с рим. родом Колонна. Поддерживали папскую власть.

ОРУЖЕНОСЕЦ.

ОРУЖЕНОСЕЦ. -

1) Вторая ступень подготовки будущего рыцаря, предшествовала посвящению в рыцари. В 14-15 лет паж производился в о., и его начинали учить носить оружие. Кроме того, о. ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, помогал ему одеваться, стелил постель, прислуживал за столом, подавал оружие во время сражений, т.е. разделял с несвободными слугами все заботы о своем наставнике. Одновременно о. проходил школу верховой езды, учился охотиться, дрессировал соколов и собак, плавал, занимался фехтованием на мечах и копьях и т.д. Период обучения при дворе опытного рыцаря-сеньора заканчивался к 18-20 годам, после чего о., как правило, вступал в рыцарское сословие.

2) Тот, кто не имел средств купить рыцарское вооружение.

Лит.: Ефимова Е. Рыцарство. М, 1914; Иванов К А. Многоликое Средневековье. М., 1996; Руа ЖЖ. История рыцарства. М., 1996.

ОСТГОТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ОСТГОТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - подъем культуры в Остготской Италии в V-VI вв. в период правления Теодориха Великого. По его приказанию в этот период были восстановлены многие сооружения древности: театр Помпея в Риме, гор. акведуки; обновлены улицы ит. городов, вновь появились древние статуи, а новое строительство велось в ант. традициях. Были возрождены массовые театральные и цирковые представления, действовала прежняя система образования, сохранял приоритет лат. элемент в духовной жизни. Деятели культуры «О.в.» отличались многогранностью занятий, совмещали высокие адм. посты с интеллектуальным трудом. В период «О.в.» жили Боэций, Флавий Кассиодор, Симмах, Эннодий и др. Культурные начинания в период «О.в.» часто поддерживались казной.

Лит.: История Европы. Т. 2. М, 1992.

ОСТГОТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

ОСТГОТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - см. Теодорих Великий.

ОТГОН I

ОТГОН I (912-973) - король Германии с 936 г., император Священной Рим. империи с 962 г., из Саксонской династии) сын Генриха I. Чтобы укрепить центр, власть и ограничить сепаратизм герцогов, сделал ставку на союз с церковью, которую попытался поставить на службу государству. Для этого он предоставлял иммунитетные привилегии (т.наз. Оттоновы привилегии) епископствам и аббатствам, жаловал им королев, бонн над территорией, дававший широкие гос. полномочия. Все епископские и аббатские должности фактически находились в распоряжении O.I, ему же принадлежало право инвеституры. Он укреплял маркграфства и пфальцграфства, дробил крупные герцогства и ставил во главе их своих родственников, что поставило крупных герцогов в положение королев, должностных лиц и укрепило королев, власть в Германии. Церк. политика O.I получила завершение в стремлении установить контроль над папством. В 951 г. он начал первый поход в Италию, захватил Ломбардию и, женившись на Адельгейде (вдове короля Лотаря), принял титул короля лангобардов. В 961 г. О.I совершил новый поход на Рим и 2 февраля 962 г. принял из рук папы императорскую корону, что положило начало Священной Рим. империи.

ОТГОН II

ОТГОН II - Император Оттон II с олицетворениями подвластных земель (миниатюра Регистра св. Григория, ок. 985 г.)

Он фактически подчинил папство своей власти. Однако его попытка подчинить Юж. Италию (967-971) оказалась безуспешной. O.I активно привлекал церк. лиц для несения дипломатич., адм., воен. и гос. службы. Такая церк. организация, поставленная на службу королев, власти и ставшая ее опорой, получила название «имперская церковь».

O.I совершил походы против полабских славян и на завоеванных землях создал две большие марки. С целью распространения в слав, землях христианства он основал Магдебургское архиепископство (968). Воевал против венгров, нанес им поражение в 955 г. на р. Лехе (близ Аугсбурга). Уже при жизни O.I получил титул «Великий».

ОТЛОХ ЭММЕРАМСКИЙ

ОТЛОХ ЭММЕРАМСКИЙ (ок.1010 - ок.1070) - монах, преподаватель монастырской школы, автор «Книги пословиц» и др. сочинений. Получил образование в монастыре Тегернзее, затем продолжил его в монастыре Герсфельд; дал монашеский обет в монастыре св. Эммерама, где стал школьным учителем.

О.Э. оставил две автобиографии книги - «Книгу видений» и «Книгу об искушениях, переменчивой судьбе и сочинениях». Они содержат советы, как избежать искушения с помощью Священного писания. Особый интерес вызывает его «Книга пословиц», задуманная как учеб. пособие при изучении латыни и основ этики. Книга состоит из 20 разделов, построенных по алфавитному принципу.

Лит.: Отплох Эммерамский. Книга пословиц // Памятники средневековой лат. лит. X- XII вв. М, 1972.

ОТПУЩЕНИЕ

ОТПУЩЕНИЕ - прощение грехов, даваемое священником после исповеди и раскаяния.

ОТТОН II

ОТТОН II (955-983) - король и император Священной Рим. империи с 973 г., из Саксонской династии; сын Оттона I. Боролся против усиления герцогств, подавил мятеж герцога Баварского (976), укреплял созданную отцом епископскую систему. Вторгся в Юж. Италию (981), встретил сопротивление со стороны арабов и Византии и в 982 г. потерпел от них поражение при Котроне (в Калабрии); оно явилось толчком к выступлению датчан и полабских славян, которые освободились от герм, владычества благодаря восстанию 983 г.

ОТТОН III

ОТТОН III (980-1002) - король Германии с 983 г., император Священной Рим. империи с 996 г., из Саксонской династии; сын Оттона II; имел прозвище «Чудо мира». До его совершеннолетия (995) регентами при нем были мать Феофано (до 991 г.) и бабка Адельгейда. Постоянно находился в Италии, пытался реставрировать «мировую империю» и сделать Рим столицей этой империи, мечтал об объединении всего христиан, мира под властью рим. императора.

ОТТОН IV БРАУНШВЕЙГСКИЙ

ОТТОН IV БРАУНШВЕЙГСКИЙ (ок. 1175/ 1182-1218) - король Германии с 1198 г., император Священной Рим. империи с 1209 г., из дома Велъфов; сын Генриха Льва, племянник Ричарда I Львиное Сердце, граф Пуату. Был выдвинут Вельфами «антикоролем» в противовес Филиппу Швабскому (брату Генриха VI) в 1197 г., после смерти Генриха VI. Окончательно утвердился на престоле Германии в 1208 г. после продолжительной борьбы с Филиппом Швабским. Был поддержан папой Иннокентием III. Пытался захватить Сицилийское королевство (1210), находившееся под властью папы, из-за чего папа отлучил О. IV от церкви и выдвинул на герм. престол Фридриха II Штауфена (сын Генриха VI). Фактически лишился власти после поражения при Бувине (1214).

ОТТОН I ВИТТЕЛЬСБАХ

ОТТОН I ВИТТЕЛЬСБАХ (ок.1120-1183) - герцог Баварии в 1180-1183 гг., первый из династии Виттельсбахов; сын баварского пфальцграфа. Получил Баварию от Фридриха I Барбароссы после падения Генриха Льва.

ОТТОНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ОТТОНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - краткий период (конец X в.) подъема культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии - Отгонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещенные люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классич. латыни и рим. лит. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся ученый монах Герберт (950-1003) - человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи: философ, математик, музыкант, астроном. Он оставил ряд математич., филос, литературных и ист. сочинений, был учителем Оттона III, архиепископом; в 999 г. император возвел Герберта на папский престол под именем Сильвестра II (999-1003).

Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причем его могли получать и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей ученостью. Наиболее известной поэтессой была Хротсвита Гандерсгеймская (вторая пол. X в.). При Оттоне II, женатом на визант. принцессе Феофано, усилилось греч. влияние. Особую пышность и утонченность приобрел быт двора и феодалов. Для «О.в.» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристки, главным центром которых стал монастырь Райхенау.

ОТТОНОВЫ ПРИВИЛЕГИИ

ОТТОНОВЫ ПРИВИЛЕГИИ - система привилегий, пожалованных герм, королем Оттоном I церк. учреждениям (прежде всего епископату). Желая создать противовес светским феодалам (после подавления мятежа герцогов Швабии и Лотарингии), обуздать их сепаратизм и укрепить центр, власть, Оттон I начал раздавать иммунитетные привилегии (см. Иммунитет) епископствам и монастырям, предоставлявшие им широкие полномочия с правом высшей юрисдикции на территории их владений, жаловал им так наз. «королевский банн» (т.е. совокупность гос. функций и королев, полномочий - судебных, военных, административных и пр.).

О.п. (вместе с другими мерами так наз. «епископальной политики» Оттона I) привязали церк. учреждения к короне и укрепили на какое-то время королев, власть в Германии, но в конечном счете епископы и аббаты стали превращаться в церк. князей.

ОТТОН ФРЕЙЗИНГЕНСКИЙ

ОТТОН ФРЕЙЗИНГЕНСКИЙ (1111-1158) - нем. историк. Принадлежал к знатному роду, был внуком императора Генриха IV и дядей др. герм, императора - Фридриха I Барбароссы. Получил философско-схоластич. образование в Парижском ун-те, затем вступил в орден цистерцианцев. С 1138 г. являлся епископом г. Фрейзингена в Баварии, где в 1143-1146 гг. написал свою знаменитую хронику, известную под названием «О двух государствах», в которой излагал события всемирной истории до 1146 г. как непрерывную борьбу земного и божеств, начал. Хроника проникнута пессимизмом и заканчивается воображаемой картиной конца мира. Причина пессимизма О.Ф. заключалась в социально-полит, кризисе в Германии раздираемой борьбой феод, партий. Вместе с тем хроника, особенно в последней части, содержит ценный фактич. материал по внутренней и внеш. истории Германии, дает широкое полотно полит, жизни того времени.

Другое соч. О.Ф. - «Деяния императора Фридриха I» - написано в 1157-1158 гг. Придерживаясь официально-придворной точки зрения, О.Ф. заново изложил историю Германии с правления Генриха IV до 1156 г. (после смерти О.Ф. соч. было продолжено до 1160 г. его секретарем Рахвином). «Деяния...» - ценный источник по истории Германии и Италии XII в., а также по международным отношениям того времени.

Лит.: Вайнштейн ОЛ. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964; Касьянов Э.И. К вопросу о всемирно-исторической концепции Оттона Фрейзингенского // Методологии, и историографии, вопросы ист. науки. Томск, 1964; Kосминский Е.А. Историография средних веков. М., 1963; Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

Предыдущая страница Следующая страница