Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕЛ")

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ - мавританское искусство - условное название худож. и архит. стиля, характерного для государств Сев. Африки и юж. части Пиренейского п-ова в XI-XV вв. М.с. неоднороден; в его основе лежит синтез худож. традиций вестготов, берберов и др. народов, входивших в состав Араб, халифата. Для культовых и светских построек м.с. характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамич. плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО - гор. право Магдебурга, собранное в сборник в конце XIII в.; юридически закрепляло права и свободы горожан, их право на самоуправление. М.п. было перенесено нем. колонистами в Польшу, Литву и Галицию. Польские короли и литовские великие князья предоставляли его отдельным городам вместе с гор. вольностями.

МАГИСТР

МАГИСТР (от лат. magis - глава, начальник, учитель).

1) Одна из основных ученых степеней (званий), присваиваемая в средневековой системе образования (наряду с доктором, бакалавром, лиценциатом). Обычно магистры дифференцировались по изучаемым и преподаваемым ими предметам: м. искусств, м. теологии и т.д.

2) Звание, присваиваемое чиновникам папской администрации и главам католич. духовно-рыцарских орденов.

МАГНАТ

МАГНАТ (от лат. magnus - большой, великий) - крупный феодал, представитель высшей аристократии в Зап. Европе.

МАЗАЧЧО ТОММАЗО

МАЗАЧЧО ТОММАЗО (собств. Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401-1428) - ит. живописец, представитель Раннего Возрождения родился в местечке Сан-Джованни ди Вальдарно (близ Флоренции) в семье нотариуса. Рано потерял отца и 16-летним юношей приехал учиться живописи во Флоренцию. Подлинной школой для него стало общение с Донателло и Брунеллески. Работал во Флоренции, в Пизе и Риме. Сыграл в живописи Раннего Возрождения ту же роль, что Брунеллески в архитектуре и Донателло в скульптуре. Художник-новатор; его работы отличали мастерство построения пространства (с помощью линейной и воздушной перспективы) с размещением в нем объемных пластичных фигур, лаконизм композиции, скульптурная рельефность монументальных форм, выразительность лиц, психологич. глубина образов. М. первому удалось убедительно изобразить обнаженное тело, придав ему естественные пропорции.

Лучшие работы М. - фреска «Троица» (1426/1427-1428), созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, и росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425/1427- 1428), названной так по имени богатого флорентийского заказчика. Среди росписей М. в капелле Бранкаччи (они в основном посвящены истории апостола Петра, а также двум библ. сюжетам - «Грехопадение» и «Изгнание из рая»; некоторые из этих фресок выполнил Мазолино) самые известные «Чудо со статором» и «Изгнание Адама и Евы из рая».

В августе 1428 г. М. уехал в Рим, не закончив росписи в капелле Бранкаччи, и внезапно умер. То, что было им создано, стало поворотным пунктом в истории ит. живописи. В течение последующего столетия капелла Бранкаччи была местом паломничества и школой живописи для многих знаменитых мастеров Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др.). Многие начинания М. были по достоинству оценены лишь через несколько поколений.

Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1956- 1971; Знамеровская Т.П. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо. Л., 1975.

МАЙЕР

МАЙЕР (от лат. maior - больший, старший) - вначале управляющий хозяйством вотчинника-феодала, староста, состоятельный крестьянин в средневековой Германии. Затем крупный арендатор крестьянского типа. Как правило, происходил из числа зависимых людей и получал за службу земельный надел. С XIII в. в Германии получила развитие т.наз. мейерская аренда. М.-арендатор обрабатывал свой участок с помощью безземельных крестьян.

МАЙЛ-ЭНДСКАЯ ПРОГРАММА

МАЙЛ-ЭНДСКАЯ ПРОГРАММА - программа, выдвинутая во время первой встречи восставших крестьян (см. Уота Тайлера восстание) с англ. королем Ричардом II в лондонском пригороде Майл-Энд 14 июня 1381 г. Она включала следующие требования: ликвидация вилланства, амнистия участников восстания, дарование всем подданным короля права свободной торговли на всей территории Англии, установление единообразной земельной ренты - 4 пенса за акр земли. М.-Э.п. отражала интересы более зажиточной и умеренно настроенной части крестьянства и не посягала на феод, строй в целом. Король обещал выполнить все требования крестьян и приказал составить для них «освободительные грамоты». Часть крестьян поверила королев, слову и покинула Лондон. Др. часть, главным образом беднейшее крестьянство, не удовлетворенная этими уступками, потребовала новой встречи с королем, которая состоялась 15 июня 1381 г. (см. Смитфилдская программа).

Лит.: Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв.). М., 1984; История крестьянства в Европе Т. 2. М., 1986.

МАЙОРАТ

МАЙОРАТ (от лат. major - старший) - распространенная в Средневековье форма наследования (главным образом земельных владений), при которой недвижимость полностью наследовал старший сын. М. способствовал сохранению крупных земельных владений.

МАЙОРДОМ

МАЙОРДОМ - лат. major domus - старший по дому) - во Франкском государстве первоначально управитель дворца; назначался королем. Затем, в VI - сер.VIII в., - высшее должностное лицо; м. сосредоточил в своих руках многие функции по управлению государством, с сер. VII в. являлся фактич. руководителем в каждой из трех частей Франкского государства Бургундии, Нейстрии и Австразии) и избирался из аристократии. В Австразии должность м. приобрела наследственный характер и закрепилась за аристократич. фамилией Арнульфингов. В 687 г. представитель этой фамилии Пипин Геристальский стал единым м. всех трех частей Франкского государства. Его сын - Карл Мартелл - был уже фактически королем, а внук - Пипин Короткий, - заключив в монастырь последнего Меровинга, стал основателем новой династии франкских королей - Каролингов.

МАЙОТЕНЫ

МАЙОТЕНЫ (от фр. maillotius - молотобойцы) - участники народного восстания 1382 г. в Париже, вызванного ростом налогов во время Столетней войны. Поводом послужило введение в январе 1382 г. косвенного налога, затем восстание переросло в насильственные действия и против сборщиков королев, налогов, и против представителей гор. верхушки. Парижские ремесленники и мелкие торговцы вместе с гор. беднотой захватили в ратуше оружие, в том числе боевые молоты (отсюда и название), и др. воен. снаряжение и стали грабить и убивать сборщиков налогов, членов гор. совета, разрушать здания богатых купцов и мастеров, дворян, освобождать из тюрем заключенных. Правительство было вынуждено отменить на время новые налоги и объявить амнистию восставшим. Но затем оно расправилось с руководителями восстания.

Лит.: Сидорова Н.А. Антифеодальные движения в городах Франции во второй пол. XIV - нач. XV в. М., 1960.

МАЙСТЕР ЭКХАРД

МАЙСТЕР ЭКХАРД - см. Экхарт.

МАЙСТЕР ЭКХАРТ

МАЙСТЕР ЭКХАРТ - Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт

(ок.1260-1327) - философ-мистик, монах-доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун-те. В 1303-1311 гг. - провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. - профессор в Париже, с 1313 г. - в Страсбурге и с 1320 г. - учитель чтения в Кёльне.

Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество - безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через свое самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.

По концепции Э., человек способен познать Бога, поскольку в человеч. душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешенная от всего, вознесется до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольется с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека.

Ортодоксальное христианство не могло принять концепцию Э. В 1329 г. папская булла объявила 28 положений его учения ложными.

Э. дал определенный импульс развитию нем. мистики, предвосхитил идеалистич. диалектику Гегеля, сыграл большую роль в становлении литературного нем. языка. Он - учитель И. Таулера и Г. Сузо. Ему многим обязан Лютер.

Лит.: Экхарт Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ - династия визант. императоров (867-1056). Основатель - Василий I; происходил из крестьян фемы Македония (отсюда название династии). Императоры М.д. отражали интересы различных группировок визант. знати. Так, Роман I, Константин VII, Роман И, Василий II пытались остановить упадок общинного землевладения и сокращение количества свободных крестьян, опасаясь уменьшения налоговых поступлений и понижения обороноспособности страны. Никифор I и Иоанн I представляли интересы провинциальной воен. аристократии, заинтересованной в развитии крупного землевладения. Поэтому вся полит, история Византии наполнена постоянными столкновениями константинопольской знати с местными феод, землевладельцами.

При императорах М.д. империя достигла наивысшего могущества, была ликвидирована араб, опасность, расширены границы империи. Правление М.д. называют «золотым веком» визант. государственности. Упрочилось единовластие императоров, оформился пышный этикет визант. двора, строгий церемониал приема иностранных послов, упрочился принцип легитимности власти через институт соправителей.

Лит.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996; Диль Ш. Византийские портреты / Пер. М. Безобразовой. М., 1994.

МАНДРАГОРА

МАНДРАГОРА - растение, считавшееся в средние века «цветком ведьм», способным лишить человека рассудка. Вместе с тем существовало поверье, что м. помогает находить клады, оберегает от сглаза, увеличивает муж. силу и т.д. Корень м. напоминает фигуру человека.

МАНЕ

МАНЕ (позднелат. mansus - жилище, от лат. maneo - проживаю) - наиболее распространенный тип крестьянских держаний в зап. части Франкского государства, сложный комплекс жилых и хоз. построек, земельных владений, составлявших в совокупности крестьянское хозяйство. Дом с приусадебным участком находился в деревне', пахотные земли были разбросаны отдельными участками чересполосно, в трех-четырех полях, принадлежавших данной общине. Если в состав м. входили виноградник, луг и лес, они также располагались поодаль, в разных частях территории деревни. Каждый владелец мог, кроме того, пользоваться неподеленными общинными лесами и пастбищами. С возникновением феод, вотчины м. вошел в ее состав как держание семьи зависимого крестьянина и одновременно как единица внутреннего обложения. Со временем, уже в IX-X вв., м. утратил целостность и перестал быть единицей держания, а затем (XII- XIII вв.) и единицей обложения.

Лит.: История Европы. Т. 2. М., 1992; Неусыхин A.M. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв. М, 1964.

МАНОР

МАНОР (от лат. maneo - остаюсь, проживаю) - феод, вотчина в средневековой Англии. Хотя м. возник до нормандского завоевания Англии в 1066 г., законченную форму он принял, подчинив себе ранее свободную сельскую общину, уже в нормандскую эпоху. Типичный м. состоял из двух частей: домена - земли, на которой велось собственное хозяйство лорда, и земли держателей - крепостных (вилланов) и свободных (фригольдеров). Кроме того, к м. относились общинные угодья, находившиеся, как и прежде, в общинном пользовании, но считавшиеся уже собственностью лорда. В XI-XIII вв. м. оставался натурально-хоз. организацией, но к концу XIII в. под влиянием развития товарно-денежных отношений происходило разложение манориальной системы, которое сопровождалось процессом личного освобождения крестьян и переходом к денежной ренте.

МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА

МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА (1431-1506) - ит. живописец и гравер, представитель Раннего Возрождения. Родился в Изола ди Картура (близ Падуи) в семье плотника, учился живописи у приемного отца, живописца Франческо Скварчоне, знатока античности, археолога. Пробыл в его мастерской ок. 6 лет, до 1448 г. Испытал влияние Донателло, знал работы Андреа дель Кастаньо, венецианских живописцев Беллини; был женат на дочери Якопо Беллини. М. неоднократно бывал в Венеции, вращался в кругу падуанских гуманистов, изучал и коллекционировал ант. памятники, стал крупным знатоком древности. М. использовал ант. мотивы в своих работах. Первая его знаменитая работа в Падуе - росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани (1448-1456). Этот цикл фресок, почти полностью уничтоженных в 1944 г., стал важным памятником монументальной живописи Раннего Возрождения. В 1459 г. М. по приглашению Лодовико Гонзага переехал в Мантую, где остался до конца жизни и лишь изредка совершал поездки в др. города. Здесь он создал второй цикл фресок (на этот раз светского содержания) - роспись покоев для новобрачных (Камера дельи Спози) во дворце мантуанского герцога (1465-1474), где изобразил сцены придворной жизни с портретами семьи Гонзага. Позднее М. создал в Риме девять полотен «Триумфа Цезаря» (1482-1492), в которых его увлечение античностью достигло апогея.

Лит.: Знамеровская Т.Л. Андреа Мантенья. Л., 1961.

МАНУСКРИПТ

МАНУСКРИПТ (лат. manuscriptum - написанное рукой, от manus - рука и scribo - пишу) - рукопись на пергаменте или бумаге, написанная от начала до конца одним человеком. На создание м. требовались годы.

МАНУФАКТУРА

МАНУФАКТУРА (позднелат. manufactura - ручное производство, от manus - рука и facio - делаю) - стадия развития производства, характеризующаяся разделением труда наемных рабочих на основе ручной, ремесленной техники; форма капиталистич. производства, предшествовавшая крупной машинной индустрии, фабрике.

Основные черты м.:

1) объединение труда отдельных рабочих в одной мастерской под руководством предпринимателя

2) преобладание ручного труда в производстве

3) разделение труда внутри мастерской.

М. возникали чаще всего в результате объединения ремесленников разных профессий для производства более сложного продукта или объединения работников одной профессии, труд которых разделялся на отдельные операции. Разделение труда внутри м. приводило к выработке навыков, уплотняло рабочее время, увеличивало производительность труда и приводило к усовершенствованию инструмента. Мануфактуры были рассеянной, смешанной и централизованной формы.

МАРАНЫ

МАРАНЫ - Марраны

обращенные в христианство (добровольно или по принуждению) евреи в Испании и Португалии. Название вошло в обиход в XIV-XV вв. Чаще всего м. занимались торговлей, брали на себя откуп налогов, иногда занимали гос. должности и встречались в среде духовенства. Подвергались преследованиям инквизиции, которая обвиняла их в тайном отправлении евр. обрядов. В XIV-XV вв. на территории Испании и Португалии имели место погромы м. (Севилья - 1391 г., 1439 г., Толедо - 1449 г., 1467 г., Кордова - 1473 г., Сеговия - 1474 г., Лиссабон - 1504 г., 1505 г.).

Лит.: Лозинский С.Г. История инквизиции. СПб., 1914.

МАРГАРИТА ДАТСКАЯ

МАРГАРИТА ДАТСКАЯ (1353-1412) - королева Дании, Норвегии (с 1387 г.) и Швеции (с 1389 г.); умный, решительный политик и гос. деятель, дочь дат. короля Вальдемара IV Аттердага, жена норвеж. короля Хокона VI. Обладала огромным авторитетом в странах Скандинавии; добилась избрания на дат. престол своего сына - несовершеннолетнего Олафа (1376), который в 1380 г. (после смерти Хокона VI) унаследовал престол Норвегии. Правила Данией и Норвегией от имени Олафа в качестве регентши, а после его смерти в 1387 г. стала королевой этих государств. В 1389 г. М.Д. признали своей королевой и шведы. Она воплотила в жизнь идею сканд. единения: добилась в июне 1397 г. возведения на престол Дании, Швеции и Норвегии в качестве общесканд. короля своего внучатого племянника Эрика Померанского. Фактически до конца своей жизни М.Д. правила странами Кальмарской унии.

МАРИЯ БУРГУНДСКАЯ

МАРИЯ БУРГУНДСКАЯ (1457-1482) - Дочь герцога Бургундии Карла Смелого. После гибели отца в январе 1477 г. унаследовала престол герцогов Бургундских. Однако герцогством (зап. часть Бургундии) завладел фр. король Людовик XI. У М.Б., которая вышла замуж за эрцгерцога Максимилиана Габсбурга (впоследствии император Священной Рим. империи Максимилиан I), остались графство Бургундия, Франш-Конте и Нидерланды. Таким образом, эти владения вошли в состав фамильных владений дома Габсбургов.

МАРКА

МАРКА (от сред.-верх.-нем. Marke - граница, пограничная область).

1) Герм, сельская или территориальная община, для которой характерны индивидуальная частная собственность малых семей на надельные пахотные земли, общинная собственность на пастбища, леса, луга и пр. угодья, а также моногамный брак. Стала складываться в V-VI вв. в государствах, основанных германцами.

2) Во Франкском государстве VIII- IX вв. и в Священной Рим. империи - укрепленный адм. пограничный округ, управляемый маркграфом и созданный с воен. целями. При Карле Великом и его преемниках упоминаются Испанская м., Бретонская м., Восточная м. и др. Многие марки были созданы в X-XII вв. в результате захвата славянских земель.

3) Весовая и денежная (м. золота, м. серебра) единица, равная 489,5 г.

МАРКГРАФ

МАРКГРАФ (нем. Markgraf - граф марки) - вначале (VIII-IX вв.) должностное лицо, правитель пограничного округа (марки) во Франкском государстве Каролингов. Должность была утверждена Карлом Великим. Маркграфы располагали более широкими полномочиями, нежели графы, и прежде всего были военачальниками, так как им нужно было заботиться об обороне пограничной области. Впоследствии м. - титул выше графа и ниже герцога (во Франции - маркиз). В средневековой Германии м. - феод, князь. Маркграфы Бранденбурга, Моравии, Мейсена, Восточной марки и др. были Включены в сословие имперских князей, а их владения превратились в территориальные княжества.

МАРКИЗ

МАРКИЗ -

1) Во Франкском государстве - то же, что и Маркграф.

2) С X в. во Франции и Италии - крупный феодал, по своему положению находился между герцогом и графом.

3) Наследственный феод, титул во Франции, в Италии, Англии, Испании, Португалии (XI-XV вв.).

МАРКО ПОЛО

МАРКО ПОЛО - см. Поло.

МАРСЕЛЬ ЭТЪЕН

МАРСЕЛЬ ЭТЪЕН - см. Этьен.

МАРТИНИ СИМОНЕ

МАРТИНИ СИМОНЕ (ок.1284-1344) - ит. живописец Проторенессанса, крупнейший мастер сиенской живописи; работал в Сиене, Ассизи, Неаполе (при дворе короля Робера Анжуйского), в последние годы жизни - при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки. Возможно, учился у Дуччо. Автор фресок, украшающих зал Маппамондо (Карта Мира) в сиенском палаццо Публико: «Маэста» (1315), «Кондотьер Гвидориччо да Фольяно» (1328) и др. Изображение военачальника да Фольяно - первое в истории искусства изображение конкретного ист. события с портретом современника. В 1333 г. М. написал алтарный образ «Благовещение». В 1340 г. он получил приглашение папы Бенедикта XII и переехал в Авиньон, где тогда находился папский двор.

Направление, созданное им в сиенской живописи первой пол. XIV в., было связано с фр. готикой и сохраняло верность идеалам рыцарской куртуазной культуры.

Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.

МАРТОВСКИЕ ПОЛЯ

МАРТОВСКИЕ ПОЛЯ - собрания всех свободных франков-воинов во Франкском государстве конца V - сер. VIII в.; устраивались в марте. «М.п.» - смотр воен. сил государства, проводились королев, властью; заменили собой древнегерм. народные собрания.

МАРЦИАН КАПЕЛЛА

МАРЦИАН КАПЕЛЛА (Минней Феликс) (первая пол. V в.) - рим. юрист, писатель-энциклопедист, философ, ритор. Родился на территории Карфагена. Автор соч. на стыке поэзии и прозы «О браке Филологии и Меркурия», написанного в 430 г. Произведение было создано на основе чужих книг, но пользовалось популярностью в Средневековье, поскольку

МК. дал краткое описание тех предметов, которые лежали в основе обучения в ант. школе. Это своеобразная энциклопедия «Семи свободных искусств», представленных в аллегории, образах юных невест. М.К. - один из основателей средневековой системы образования.

Лит.: Уколова В.И. Марциан Капелла и средневековая школа // Гор. жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

МАРШАЛ

МАРШАЛ (от др.-верх.-нем. marah - лошадь и scale - слуга).

1) Во Франкском государстве - королев, слуга, смотревший за лошадьми.

2) С XII в. - придворный во Франции, заместитель коннетабля, ведал телохранителями, конной стражей и конюшнями короля. При Филиппе II Августе для м. короля было введено звание м. Франции. С XIII в. м. - командующий частью королев, войск. Маршалы были и при крупных сеньорах. Численность маршалов с течением времени увеличивалась.

МАСТЕР

МАСТЕР (от лат. magister - начальник; наставник) - полноправный, экономически самостоятельный ремесленник, член цеха, владелец собственной мастерской. Имел в подчинении учеников и подмастерьев.

МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ

МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ - англ. хронист XIII в., монах.

МАТРИКУЛА

МАТРИКУЛА (лат. matricula - открытый список) - список лиц церк. прихода в католич. церкви, а также записи актов гражданского состояния.

МЕДИЕВИСТИКА

МЕДИЕВИСТИКА (от лат. medius - средний и aevum - век, эпоха) - область ист. науки, изучающая историю средних веков в Зап. Европе. Соглас-но принятой в историографии периодизации, история стран Европы в эпоху Средневековья охватывает период с V по XV в. Впервые историю средних веков выделили в особый ист. период историки-гуманисты XV в.

МЕДИЦИНА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

МЕДИЦИНА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. - В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов м. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (напр., в Кёльне).

Науч. м. в средние века была развита слабо. Мед. опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой м. отводилась магич. обрядам, воздействию на болезнь посредством символич. жестов, «особых» слов, предметов. С XI-XII вв. в целительных магич. обрядах появились предметы христиан, культа, христиан, символика, языческие заклинания перелагались на христиан, лад, появились новые христиан, формулы, расцвел культ святых и их мощей. Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определенных болезней.

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христиан, амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священ, реки Иордан и т. п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определенное время, в определенном месте, сопровождая определенным ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христиан, праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т.д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мед, пасхальные яйца. Больницы появились в Раннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта (см. Бенедикт Нурсийский) монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанность лечить и ухаживать за больными. Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами - сеньорами и состоятельными горожанами. Со второй пол. XIII в. в ряде городов начался процесс т. наз. коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами или полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесет специальный взнос.

Что касается болезней, то это были туберкулез, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение 3 лет распространилась по всему континенту (см. Чёрная смерть). Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму (как, впрочем, и др. болезни) средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, т.е. бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Средневековья, но пик заболеваемости приходится на XII-XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе, пользоваться обществ, банями, для прокаженных существовали специальные больницы - лепрозории, которые строили за гор. чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню (единственный источник их существования). Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища (для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своем появлении).

В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Христианство разработало учение о болезни как следствии греха или испытания. «Медицинская» часть этого учения основывалась на ант. теории рим. врача Галена (129-199 н.э.). Согласно этой теории, здоровье человека зависит от гармонич. сочетания в его организме четырех основных жидкостей - крови, слизи, черной и желтой желчи.

Лит.: История медицины. М., 1981; Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Ястребицкая АЛ. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

МЕДИЧИ

МЕДИЧИ - богатый и влиятельный род, правивший во Флоренции с 1434 по 1737 г. (с перерывами). В прошлом М. - лекари (именно это значение имеет слово medici). Крупнейшие банкиры Флоренции, М. имели свои конторы во всех крупных городах Зап. Европы, являлись кредиторами ряда европ. государей. Представители дома М. неоднократно занимали пост гонфалоньеров республики: в 1417 г. - Джованни М., в 1429 г. - его сын Козимо. Последний в 1434 г., свергнув господство семьи Альбицци, фактически стал главой Флоренции (до 1464 г.). Зачастую М. не занимали определенных полит, должностей. Они провели некоторые реформы в интересах населения Флоренции: облегчили налоговое бремя, переложив основную тяжесть налогов на своих конкурентов; вместо поголовного налога ввели подоходный налог, который в основном лег на плечи богачей. Подобно другим ит. тиранам, М. вели в городе большое строительство, Что дало заработок простонародью; они завели пышный двор и выступали в роли покровителей искусств. При

Флоренция стала центром худож. и интеллектуальной жизни Италии. Сюда съезжались лучшие архитекторы, художники, писатели (Верроккъо, Гирландайо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли).

Основные представители дома М.: Джованни М. (1360-1429) - основатель ведущей линии рода, положивший начало экономич. могуществу М., Козимо М. (1389-1464); Пьеро М. (1416-1469), правивший с 1464 г.; Лоренцо Великолепный М. (1449- 1492), правивший с 1469 г. Наивысшего могущества М. достигли при Лоренцо Великолепном, который стал полновластным тираном Флоренции. Современники ценили его за тонкий ум, поэтич. талант и внешний блеск правления. Он хорошо знал древнюю рим. лит., философию, владел греч. языком, собирал произведения искусства, привлек ко двору художников, гуманистов, интеллигенцию. В 1494 г. М. не без влияния Савонаролы были изгнаны из Флоренции; вернулись в 1512 г.

Лит.: Гуковский МЛ. Заметки и материалы по истории рода Медичи // Ученые зап. ЛГУ. Серия ист. наук. 1939. № 39. В. 4; Федорова ЕВ. Знаменитые города Италии. Рим. Флоренция. Венеция. Памятники истории и культуры. М., 1985.

МЕЙЕР

МЕЙЕР (от лат. maior - больший, старший) - вначале управляющий хозяйством вотчинника-феодала, староста, состоятельный крестьянин в средневековой Германии. Затем крупный арендатор крестьянского типа. Как правило, происходил из числа зависимых людей и получал за службу земельный надел. С XIII в. в Германии получила развитие т.наз. мейерская аренда. М.-арендатор обрабатывал свой участок с помощью безземельных крестьян.

МЕЙЕРСКАЯ АРЕНДА

МЕЙЕРСКАЯ АРЕНДА - крупная крестьянская аренда в средневековой Германии. Возникла в XIII в. вследствие развития товарно-денежного хозяйства и стремления феодалов изменить форму эксплуатации крестьянства. Отработочная рента была свернута, и вотчинники-феодалы начали передавать домениальную землю, а затем и соединенные в крупные участки мелкие наделы бывших личнозависимых крестьян в аренду мейерам. Крестьянская м.а. носила издольный характер; сначала была краткосрочной (на 6-12 лет), затем пожизненной (на основе мейерского права), а в дальнейшем наследственной. Арендаторы платили оброк, несли феод, повинности. Мейерский двор был неделим; он не дробился, поскольку феодал предпочитал иметь дело с состоятельным крестьянином. Наследовал мейерский двор один из сыновей мейера, остальные обычно были вынуждены перебираться на новые места за Эльбу, что способствовало нем. колонизации славянских земель. Вначале м.а. получила развитие в Северо-Зап. Германии (в основном в Ниж. Саксонии и Вестфалии) (XIII в.), затем в Юго-Зап. Германии (XIV-XV вв.).

МЕЛЬНИЦА.

МЕЛЬНИЦА. -

1) Водяная м. была известна еще римлянам. В V-VI вв. получила распространение в Галлии, Италии, Германии, затем по всей Европе. До XIV в. водяные мельницы были нижнебойными, т.е. приводились в движение падающей водой на речных порогах или специальных запрудах (нижнебойное колесо довольно крупного размера погружалось в поток воды); но коэффициент полезного действия такой м. был невысок. Затем появились и стали применяться средне- и верхнебойные наливные колеса, благодаря чему водяные мельницы стали использоваться не только для обмолота зерна, но и во многих ремеслах: при валянии сукна, производстве бумаги, обработке конопляного волокна и кож, в железоделательном производстве, для обточки бревен, в металлообрабатывающем производстве.

2) Ветряная м. появилась в Зап. Европе в XI или XII в., вероятно, из Ирана. В араб. Испании известна с VII в., в Нидерландах с X в. Ветряная м. - один из наиболее ярких символов Средневековья (как и средневековый замок).

Предыдущая страница Следующая страница