Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРА"-"ЭЭТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРА"-"ЭЭТ")

ЭРАТОСФЕН

ЭРАТОСФЕН (ок. 276 - 194 до н.э.) - др.-греч. ученый, родился в Кирене. Образование получил в Александрии и Афинах. Заведовал Александрийской б-кой (после смерти Каллимаха). Работал во мн. отраслях науки.

ЭРГАМЕН

ЭРГАМЕН - Аркамани - царь Мероэ (Куша) (ок. 248 - 220 до н.э.). Э., получивший греч. образование, отменил древ. обычай ритуал. убийства царя по приговору жрецов и тем самым ослабил идеологич. и политич. влияние жречества. При нем усилилось проникновение греко-егип. культуры в Куш. Совместно с егип. царем Птолемеем IV построил храмы в Дакке и Филе.

ЭРГАСТЕРИИ

ЭРГАСТЕРИИ - в Др. Греции, на эллинистич. Востоке затем в вост. провинциях Рим. империи и позднее в Византии - ремесл. мастерские. Как правило, в них использовался рабский труд, доля к-рого обычно была невелика. Владельцы Э. либо сами принимали участие в работе, либо наблюдатели за ней. Иногда Э. передавались рабам-надсмотрщикам. Наиболее изучены Э. Греции. Число рабов в них было небольшим: 3 - 4, не более 10 - 12, иногда более 30. Лишь в 4 в. до н.э. засвидет. Э. со 100 рабами. Э. существовали во всех видах ремесл. произ-ва. Наиболее трудной была работа в Э. при рудниках. Одна из шахт Лаврийских рудников наз. Эргастерия.

ЭРГАСТУЛ

ЭРГАСТУЛ - В Др. Риме частная тюрьма для рабов. Рабовладельцы устраивали Э. чаще всего в сел. виллах (реже - в гор. домах) в подземельях. За рабами, закован. в кандалы, наблюдали надзиратели (также рабы). Иногда словом «Э.» в Др. Риме обозначали всех в совокупности рабов поместья.

ЭРГИН

ЭРГИН - в греч. миф.:

1. Царь Орхомена (Беотия), сын Климена. Мстя за отца (убитого фиванцами), Э. и его братья начали войну против Фив и в битве убили мн. фиванцев. По заключ. миру Э. обязал Фивы ежегодно доставлять ему в теч. двадцати лет 100 быков. Однако Геракл, возвращаясь с охоты на киферонского льва, стал на сторону Фив, нанес охроменцам поражение и убил Э.; побежд. орхоменцы должны были платить дань Фивам в двойном размере. Э. был отцом зодчих Агамеда и Трофония.

2. Сын Посейдона, один из аргонавтов, прибывший к Ясону из Милета и ставший кормчим корабля «Арго» (после Тифия).

ЭРГОТИМ

ЭРГОТИМ - гончар, автор т.н. вазы Франсуа, аттич. кратера с волютами 2-й четв. 6 в. до н.э.

ЭРЕБ

ЭРЕБ - в греч. миф. персониф. мрака, сын Хаоса и брат Ночи. Вместе с Э. Ночь породила Гемеру (День) и Эфир.

ЭРЕБУНИ

ЭРЕБУНИ - крепость, построен. на С. госуд. Урарту царем Аргишти, сыном Менуа, в 782 до н.э. Развалины Э. обнаружены на холме Арин-Берд, на сев. окраине Еревана. В 8 в. до н.э. крепость была крупным воен.-адм. центром и резиденцией царей Урарту при походах на С. Раскопками открыты мощные крепостные стены, дворец, 2 храма и хоз. постройки, в частн., закрома. На камнях стен и базах колонн обнаружено ок. 20 строит. надписей Аргишти и его сына Сардури. Во дворце и одном из храмов найдены остатки замечат. росписей; орнаментальные фризы, изображ. богов, сцен охоты и сбора дани. В 7 в. до н.э. крепость потеряла свое значение, а сокровища из ее кладовых были перевезены в новый центр - Тейшебаини. Стр-во в Э. возобновилось лишь в нач. 6 в. до н.э. при царе Русе, сыне Эримены. После падения госуд. Урарту и разрушения Тейшебаини (ок. 585 до н.э.) в Э. жизнь продолжалась; в крепости уже в ахеменидское время были сооружены новые постройки.

ЭРЕТРИЯ

ЭРЕТРИЯ - др.-греч. город на юго-вост. побережье о. Эвбея. Достигнув значит. расцвета, Э. в 8 - 7 вв. до н.э. активно участвовала в колонизации п-ова Халкидика, Юж. Италии и Сицилии. В 500 Э. поддержала восстание ионийских городов в М. Азии против персов (выслав вместе с Афинами на помощь корабли), за что в 490 была разрушена персами, а ее жители проданы в рабство. Восстановл. в 480 с помощью Афин Э. вошла в Афинский мор. союз. После битвы при Херонее (338) вместе с другими греч. городами была подчинена Македонии, с 146 до н.э. (после завоев. Греции Римом) входила в состав рим. провинции Македония.

ЭРЕХТЕЙОН

ЭРЕХТЕЙОН - Эрехфейон - храм на Акрополе в Афинах, выдающ. произв. др.-греч. архитектуры. Построен в 421 - 406 до н.э. из мрамора и темного известняка. Представляет собой сложное сооружение, включающее в себя посвящ. Афине вост. часть (в к-рую ведет шестиколонный портик), посвящ. Посейдону-Эрехфею зап. часть, располож. на 3 метра ниже вост. части (в нее ведет глубокий портик с четырьмя колоннами по фронту, выходящий на С.; зап. портик поднят на высоком цоколе). С юж. стороны находится исключит. по красоте портик кариатид (площадь этих частей Э. портиков - 11,6 м х 23,5 м).

ЭРЕХФЕЙ

ЭРЕХФЕЙ - Эрехтей - в греч. миф. афинский царь, сын Пандиона и Зевксиппы, внук Эрихтония. После смерти отца Э. и его брат-близнец Бут поделили власть: Э. стал царем, Бут - верхов. жрецом. Сестрами Э. были Филомела и Прокна. Э., возможно, ввел Панафинеи и привил в Аттике культуру пшеницы. Имел много дочерей от Праксифеи. Ради победы афинян в войне с Элевсином принес в жертву Посейдону дочь Хтонию, др. дочери сами принесли себя в жертву. Э. был убит молнией Зевса по требованию Посейдона за то, что сам убил союзника элевсинцев и сына Посейдона и Хионы своего внука Эвмолпа.

ЭРЕШКИГАЛЬ

ЭРЕШКИГАЛЬ - в шумеро-аккад. миф. богиня - владычица подзем. царства; одно из ее имен - Кигаль («большая земля», т.е. подзем. мир). Э. получает подземный мир в «подарок» (космогонич. введение к шумерской эпич. поэме «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»). Э. - старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия (хар-рная деталь: погибает богиня рождения Инанна - и Э. мучается родами в подзем. царстве, - миф о нисхождении Инанны в подзем. мир). Под властью Э. - семь (иногда больше) судей подзем. мира ануннаков. На входящего в подзем. мир Э. направляет «взгляд смерти».

ЭРИГОНА

ЭРИГОНА - в греч. миф.:

1. Дочь Икария - эпонима поселения близ Марафона в Аттике. Научивш. виноделию у Диониса, Икарий отнес мех с вином пастухам. Те, опья-нев, убили Икария и зарыли его тело. Э. разыскивала отца, и, когда собака Икария Майра нашла его могилу, Э. от скорби и тоски повесилась.

2. Дочь Эгисфа и Клитемнестры, к-рая была спасена от мести Ореста Артемидой и стала жрицей богини в Аттике. По др. версии Э. стала возлюбл. Ореста и имела от него сына Тисамена (сюжет обычно связыв. с Гермионой).

ЭРИДА

ЭРИДА - в греч. миф. персониф. раздора. Э. - среди первич. космогонич. сил, она дочь Ночи, внучка Хаоса. Хотя Э. породила голод, скорби, битвы, убийства, споры, тяжбы, беззаконие, она же породила труд. Отсюда у Ге-сиода две Э.: одна вызывает войны и вражду и нелюбима людьми, другая - полезна людям, заставляя их состязаться в труде. Эту Э. Зевс поместил между корнями земли, т.е. заставил служить людям. Э. стала причиной губител. соперничества Афродиты, Афины и Геры в Троянской войне, бросив на свадьбе Пелея и Фетиды яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раздора).

ЭРИДАН

ЭРИДАН - в греч. миф. река, рожд. Океаном и Тефидой, протекающая на крайнем З., где побывал Геракл, вопрошая у нимф дорогу к саду Гесперид. По Э., в к-рый впадает Родан, плыли аргонавты, вдыхая ужасный смрад от пожара, вызван. падением в Э. Фаэтона. Э. славится янтарем, в к-рый превратились то ли слезы Аполлона, потерявш. Асклепия, то ли слезы Гелиад, сестер Фаэтона. Позднее древ. греки отожд. Э. с р. По, Родан с р. Роной.

ЭРИДУ

ЭРИДУ - Эреду - один из самых древ. городов в Шумере (ныне городище Абу-Шахрайн, Ирак). Существовал с 1-й пол. 4-го тыс. до н.э. (т.н. культура Эреду). Первонач. располагался на берегу лагуны Перс. зал., но с ростом аллювиальных отложений р. Евфрат оказался удаленным от залива и уже в нач. 3-го тыс. до н.э. потерял значение, но, по-видимому, вплоть до 1-го тыс. до н.э. явл. центром культа бога вод и мудрости Энки (Эа).

ЭРИКС

ЭРИКС - Эрик - в греч. миф. сын аргонавта Бута и Афродиты. Геракл после того, как захватил коров Гериона, прогонял стадо через обл., где правил Э., кичивш. своей славой борца. Э. вызвал Геракла на поединок: они договорились, что в случае победы Э. получит коров Гериона, а Геракл - землю Э. По др. версии мифа, у Геракла отбился от стада бык и Э. взял его в свое стадо. Он предложил Гераклу, что быка получит тот, кто победит в борьбе. Геракл трижды одержал верх и убил Э.

ЭРИМАНФ

ЭРИМАНФ - Эримант - в греч. миф.:

1. Сын Аполлона, ослепл. Афродитой, когда он невольно увидел купающ. богиню; Аполлон в отместку убил Адониса.

2. Божество одноим. реки в Аркадии.

ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ

ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ - чудовище, наводившее ужас в Эриманфе; Геракл, получивший приказ Эврисфея поймать Э. в., загнал его на снежное поле, а затем привел живым к Эврисфею.

ЭРИНИИ

ЭРИНИИ - эриннии, эвмениды - в греч. миф. богини мести, рожд. Геей, впитавшей кровь оскопл. Урана. На хтонизм Э. указывает также др. миф о рожд. их от Ночи и Эреба. Э. три: Алекто, Тисифона, Мегера. Они обитают в царстве Аида и Персефоны, появл. на земле, чтобы возбудить месть, безумие, злобу. Э. Алекто, напоенная ядом горгоны, вливает злобу в сердце царицы латинов Аматы, проникает в ее грудь в виде змеи и делает ее безумной. В образе страшной старухи Алекто возбуждает к бою Турна - вождя рутулов и вызывает кровопролитие. Вид Э. отвратителен: это старухи с развевающ. змеями вместо волос, с зажжен. факелами в руках. Из их пасти каплет кровь. Э. - хтонич. божества, охранительницы материн. права.

ЭРИННА

ЭРИННА - греч. поэтесса с о. Телос близ Родоса, в 19 лет посвятила своей умершей подруге Бавкиде эпиллий «Веретено», написанный гекзаметром на дорийском диалекте. В этом произв. с нежной непосредственностью Э. отразила совместно пережитые события повседневной жизни.

ЭРИСТАВИ

ЭРИСТАВИ - владетель ист. обл. в древ. и ср.-век. Грузии. Э. соед. функции гражд. и воен. власти, были предводит. войск, при них состояли чиновники, ведавшие сбором податей. Э. соотв. армян. нахарарам-ишханам. В нек-рых источ. для обозначения Э. употребляются термины мтавари, «питиашх». Крупные Э. входили в состав гос. совета (дарабази) при царе. Порой Э. превращались в самостоят. властителей, лишь номинально оставаясь должностными лицами. Ближайшим помощником Э. явл. управитель (гамгэбэли, моурави).

ЭРИСТИКА

ЭРИСТИКА - в широком смысле иск-во спора. Это иск-во в особенности культивировалось в Др. Греции среди софистов во 2-й пол. 5 в. до н.э. и в Мегарской школе в 4 в. до н.э., представители к-рой поэтому часто назыв. эристиками. В наше время софистикой называют приемы намеренно ложных рассуждений, эристикой же - вообще иск-во спора.

ЭРИСХТОН

ЭРИСХТОН - в греч. миф. сын фессалийского царя Трио-па. Обуянный безбожной дерзостью, Э. вырубает свящ. рощу Деметры, невзирая на предупреждение богини, явл. к нему под видом жрицы. За это Деметра наказывает Э. чувством неутолим. голода. Миф об Э. сохран. в обработке Каллимаха и Овидия.

ЭРИТРЕЯ

ЭРИТРЕЯ - провинция Эфиопии входила в состав Аксумского царства.

ЭРИФИЛА

ЭРИФИЛА - в греч. миф. дочь арагосского царя Талая, сестра Адраста и жена прорицателя - царя Амфиарая. Когда Амфиарай отказался участвовать в походе семерых против Фив, предвидя гибельный исход войны, Полиник, сын Эдипа, зная (по прорицанию), что помощь Амфиарая необходима, подкупил Э. ожерельем, принадлежавшим некогда Гармонии, и Э. уговорила мужа отправиться в поход. Амфиарай же просил сына Алкмеона отомстить за него матери, если он не вернется. По одному из более поздних вариантов мифа, Э. заставила Алкмеона участвовать в походе эпигонов против Фив, подкупл. сыном Полиника, подарившим ей пеплос Гармонии. Вернувш. из похода, Алкмеон убил мать, а сам после тяжких преследований эриниями и скитаний нашел очищение от пролитой крови матери у бога реки Ахелоя. Сыновья Алкмеона после его гибели посвятили, по совету Ахелоя, ожерелье и пеплос в Дельфы.

ЭРИХТОНИЙ

ЭРИХТОНИЙ - Эрихфоний - в греч. миф. один из первых аттич. царей, автохтон, рожд. землей Геей от семени Гефеста и имевший полузмеиное-получеловеч. тело. Спрятанный в ларец Афины, он был отдан на хранение дочерям Кекропа - автохтона и полузмея. Однако Аглавра и ее сестры заглянули в ларец и пришли в ужас от увиден. там чудовища. Разгнев. Афина наслала на них безумие. Э. был воспитан в храме самой Афиной. Возмужав, он изгнал из страны захвативш. власть Амфиктиона и воцарился в Афинах. Э. женился на наяде Праксифее, имел сына Пан-диона. На акрополе Э. воздвиг дерев. статую Афины, установил Панафинеи. Пандион похоронил отца на свящ. участке храма Афины.

ЭР-ЛАН

ЭР-ЛАН - Эр-ланшэнь, Гуанькоу Эр-лан, Гуанькоу-шэнь - в поздней кит. нар. миф. одно из божеств вод, а также дамб, защищающее людей от разливов рек и наводнений. По наиболее распростр. версии, Э.-л. - сын сычуаньского правителя Ли Бина, усмирявшего воды, прокладывавш. новые русла рек и боровш. с драконом.

ЭРЛЫ

ЭРЛЫ - в Англии раннего средневековья родовая знать, занимавшая привилегир. положение в англосаксонском обществе в противоположность рядовым свободным соплеменникам - керлам. К нач. 9 в. термин «Э.» стал применяться (наравне с термином «тэн») в отношении новой знати, непосредств. связанной с воен. службой королю, приобретая хар-р почетного титула.

ЭРМАНАРИХ

ЭРМАНАРИХ - Германарих (ум. 375) - король остготов из рода Амалов. Стоял во главе возникшего в Сев. Причерноморье плем. союза, в к-рый наряду с готами входили нек-рые аланские, славянские, фракийские племена. Вел войны с соседями, значит. расширив терр., подвластную остготам. «Госуд.» Э. было непрочным, его подрывали выступления покоренных племен, в частн., росомонов. Потерпев жестокие поражения от гуннов, Э. покончил жизнь самоуб., плем. союз был разгромлен гуннами. Э. (Ермунрекк) - герой герм. героич. эпоса. Источ. - соч. Аммиана Марцеллина, Иордана.

ЭРОТ

ЭРОТ - Эрос - в греч. миф. бог любви. Одно из четырех космогонич. первоначал. наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. По мифографу 5 в. до н.э. Акусилаю, Э., Эфир и Метида («мысль») - дети Эреба и Ночи, происшедшие от Хаоса. У Парменида Э. мыслится также древнейшим божеством, к-рое создала Афродита. У орфиков он Протогон («перворожденный»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»); Э. - смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара. По Ферекиду (6 в. н.э.) сам Зевс, создавая мир, превратился в Э. Эрот, т.о., мыслится всевластной мировой силой. Традиция классич. поэзии делает Э. сыном Зевса, порожд. Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «златокрылого», «золотоволосого», «подобного ветру» бога, знаменуя по-степенный переход к изящному, легкому, капризному Э. эллинистич. поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью.

Классика создает также своеобразную миф. символику бога любви.

Оригинал. миф об Э. не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Э. - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рожд. Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность. Однако даже в поздней античности су-ществовал архаич. культ Э., к-рого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработ. камня; в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Э., изображавшие его в виде прекрасного юноши. Хар-рно, что для Павсания (2 в.) не возникает сомнения, что Э. - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Э. Символич.-аллегорич. изображение Э. дается Апулеем в «Метаморфозах». Э. соотв. рим. Амур и Купидон.

ЭРРА

ЭРРА - Ирра - в аккад. миф. бог войны и чумы. Имя засвидет. со староаккадского периода в теофорных именах собственных. Вплоть до старовавилонского времени писалось без детерминиатива бога, видимо, как имя чужезем. божества. Возможно, с его именем связано имя хеттского бога чумы Иарри (Ярри). Э. близок богу подзем. мира Нергалу, к-рый тоже считался богом чумы; у обоих богов был общий храм Эмесалам в г. Кута (Сев. Месопотамия). По принятии Э. в вавилонский пантеон его отцом был объявлен Ану (Ан). Супруга - богиня Мами (идентич., видимо, с богиней подзем. мира Мамиту, а не с богиней-матерью Мами). Иногда супругой Э. называют владычицу подзем. мира Эрешкигаль. Аккадский миф об Э., засвидет., видимо, с 11 в. до н.э., описывает, как «семерка», созданная Аном и землей (или небом и землей), подстрекает Э. на злобные дела. Ишум, герольд и советчик Э., отговаривает Э. от преступлений и пытается умилостивить его, но Э. решает уничтожить людей, ибо те забросили его культы. Обманным путем он отбирает у «отца богов» Мардука власть - тот должен очистить при помощи бога огня Гирры (Гибилла) свои загрязнивш. инсигнии, для чего Мардук оставляет свой трон и передает временно власть Э., уверенный, что тот не допустит никаких злоупотреблений, а сам спускается в подзем. царство. Э. нарушает слово и несет на землю чуму, хаос и разруху. Пострадала вся Вавилония, и даже сам Вавилон, город Мардука не избег этой участи. Только насытивш. бедой, Э. внемлет, наконец, увещеваниям Ишума, прекращает погром и даже признает в конце концов свою вину.

ЭСИМНЕТ

ЭСИМНЕТ - судья, надел. чрезвыч. полномочиями для урегулирования внутр. волнений в греч. городах в 6 в. до н.э. (Питтак в Митилене, Харонд в Катане и др.). В нек-рых городах (напр., в Мегаре, Милете, Наксосе) Э. назывались также эпонимные чиновники.

ЭСК

ЭСК - 1. Ныне Искыр, приток Дуная в Болгарии.

2. Лагерь Пятого Макед. легиона близ устья Искыра, превращен Траяном в Ульпиеву (Траянову) колонию Эск. При Константине I был построен большой мост через Дунай.

ЭСКВИЛИН

ЭСКВИЛИН - один из семи холмов в Риме. На Э. первонач. находилось кладбище, во времена Горация особое кладбище для бедняков; на зап. склоне позже были сооружены Золотой дворец Нерона и термы Траяна. На вост. стороне Э. разместились большие сады богатых римлян, напр., Мецената. На месте республиканских стен после победы над Галлией была сооружена галльская триумфал. арка.

ЭСКУЛАП

ЭСКУЛАП - заимствов. римлянами греч. бог врачевания Асклепий. Культ Э. проник в Рим благодаря Сивиллиным книгам во время эпидемии чумы в 293 до н. э. На Тибрском о-ве римляне воздвигли храм Эскулапа.

ЭСКУС

ЭСКУС - древ. город в Болгарии.

ЭСОН

ЭСОН - в греч. миф. правитель Иолка, сводный брат Пелия, отец Ясона. Пелий лишил Э. власти и убил его. По др. версии Э. был омоложен супругой Ясона Медеей после возвращения аргонавтов из Колхиды.

ЭССЕНЫ

ЭССЕНЫ - иуд. еретич. секта, основанная жрецами Иерусалимского храма. Существовала примерно со 145 до н.э. до 70 н.э. В центре секты в Кумране проводились исследования начиная с 1948, когда случайно была обнаружена б-ка Э. Жизнь общины протекала под знаком эсхатологич. ожидания, ее члены исповедовали строгий культ закона и чистоты. Общность жизни и имущества, трудовой деятельности (ремесла, с. х-во) основывалась на ожидании мессии. Находки подтверждают сведения антич. авторов об Э.

ЭСТРАНГЕЛО

ЭСТРАНГЕЛО - древнейшая разновидность сирийского консонантно-звукового письма, ведущая свое происхожд. от арамейского письма через посредство пальмирского. Возникло в начале н.э. в г. Эдессе в Сирии (древнейшая двуязычная греч.-сирийская надпись царицы Саддан относится к 1 в.); со 2 - 3 по 5 вв. широко применялось сирийсками христианами. В связи с разделением сирий-ских христиан на секты Э. распалось на две разновиднос-ти - зап. якобитскую и вост. несторианскую, к-рые затем распались на новые, еще более дробные подразделения (езидское, манихейское, каршуни и др.). Письмо Э. включало 22 буквы, обозначавшие согласные звуки и отличалось обилием лигатур.

ЭСФИРЬ

ЭСФИРЬ - Есфирь - в иуд. верованиях героиня, спасшая свой народ в эпоху владычества перс. царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом); гл. персонаж Книги Есфири, вошедший в иуд. (ветхозаветный) канон, к-рая читается в праздник пурим.

ЭСХИЛ

ЭСХИЛ (525 - 456 до н.э.) - великий др.-греч. драматург. Родился в пригороде Афин - Элевсине. Происходил из старинного аристократич. рода. Участвовал в греко-перс. войнах (500 - 449). Как драматург впервые выступил в 500, первую победу в драматич. состязании одержал в 484. Из 80 драм Э. сохран. семь: «Персы» (472 до н.э.), «Семеро против Фив» (467 до н.э.), трилогия «Орестея» (458 до н.э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Совершающие надгробное возлияние»), «Эвмениды», а также «Просительницы» (дата неизв.) и «Прикованный Прометей» (дата неизв.). Из остальных трагедий Э. дошли только отрывки, редко превышающие 5 - 10 стихов.

ЭСХИН

ЭСХИН (ок. 390 - 314 до н.э.) - политич. деятель и оратор в Др. Афинах. Деятельность Э. относится ко времени борьбы Македонии за утверждение своей гегемонии над Грецией и ожесточ. столкновений между олигархич. промакед. и демократич. антимакед. группировками афин. граждан. Э. примкнул к сторонникам Македонии и стал одним из их лидеров. В 346 Э. вместе с Демосфеном участвовал в заключении т.н. Филократова мира с Македонией, крайне тяжелого и невыгодного для Афин. Обнаруживш. тогда различия во взглядах на задачи мира переросли у Э. и Демосфена в глубокую вражду. В 345 и 343 Э. дважды защищался от обвинений Демосфена в гос. измене (произнес две первые из трех сохран. речей). После установления макед. гегемонии над греч. городами Э., в свою очередь, выдвинул против Демосфена ряд тяжелых обвинений в т.н. процессе о венке (на к-ром Э. произнес свою третью сохран. речь). Но Демосфену удалось оправдаться, и тогда, чтобы избежать уплаты большого штрафа, Э. удалился в изгнание и жил гл. обр. на Родосе, занимаясь преподаванием ораторского иск-ва.

ЭТАНА

ЭТАНА - в вавилоно-ассир. миф. герой. Согл. шумерскому тексту 21 в. до н.э., т.н. «Царскому списку», Э. - 12-й правитель династии, правившей в г. Кише «после потопа», «пастырь, к-рый поднимался на небо и устроил все страны». По более древ. традиции, первый царь. Аккадское сказание об Э., дошедшее в версиях сер. 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. состоит из двух частей: рассказа о дружбе змеи и орла и наказании последнего за вероломство богом Шамашем и рассказа о полетах (по крайней мере, двух) Э. на небо на орле, спасенном им от смерти; на небо Э. стремился в поисках «камня родов» (видимо, амулета), т.к. его жена не могла разродиться (добыв желаемое, орел и Э. благополучно возвратились на землю). У рим. писателя Элиана (2 - нач. 3 вв. н.э.) полет на орле приписыв. Гильгамешу. В ассир. версии эпоса о Гильгамеше друг героя, Энкиду, в своем предсмертном пророч. сне встречает Э. среди обитателей подзем. царства.

ЭТАША

ЭТАША - в др.-инд. миф. существо, видимо, конской природы, связываемое с богом солнца Сурьей. Само слово иногда обозначает «быстрый,» чаще (В Ригведе) - «конь», во множеств. числе - «солнечные кони». Э. как имя собств. относится к миф. персонажу, борющ. за солнце, и к солнеч. коню.

ЭТЕОКЛ

ЭТЕОКЛ - в греч. миф. сын Эдипа и Иокасты, брат Полиника и Антигоны. Изгнав из Фив Полиника, к-рый после этого организовал поход семерых против Фив с целью вернуть себе царский престол, Э. оказался перед необходимостью возгл. оборону осажд. города. В трагедии Эсхила «Семеро против Фив» Э. изображен как мужеств. воин, озабоч. прежде всего спасением отчизны; тяготеющее над ним отцовское проклятие Э. воспринимает как неизбежную реальность, к-рая не может отклонить его от исполнения, даже ценой жизни, его воин. и гражд. долга.

ЭТЕОКРИТЯНЕ

ЭТЕОКРИТЯНЕ - в Др. Греции остатки коренного населения вост. части о. Крит. От их языка сохран. нек-рые нерасшифр. надписи греч. буквами (6 - 5 вв. до н.э.) в Презосе и Дреросе.

ЭТЕРИЯ

ЭТЕРИЯ - Эгерия - аббатиса из Юж. Франции или Сев.-Зап. Испании. В 400 н.э. описала свое паломничество в Палестину. Определ. интерес с точки зрения истории литургии представляет собой приложение к книге, в к-ром описано богослужение в Иерусалиме. Соч. Э., написанное простым языком, - важный источ. для изучения позднеантич. вульгарной латыни.

ЭТНА

ЭТНА - высочайший вулкан Европы (3263 м) на С.-В. Сицилии, извержения к-рого отмечались еще в древности (напр., в 479 и 425 до н.э.). Э. неоднократно описывалась в антич. лит-ре. В стихотворении «Этна» (ок. 79 н.э.), явл. подделкой под Вергилия, была сделана попытка дать естественнонауч. объяснение вулканич. деятельности Э. Согл. одному из мифов, на Э. помещалась мастерская Гефеста и циклопов. По-другому - Зевс взгромоздил эту гору на чудовищного Тифона. Погребен. под ней, он вызывал своим дыханием землетрясения. Предания гласят, что в кратер Э. бросился философ Эмпедокл. У подножия Э. в 476 - 475 тиран Гиерон Сиракузский основал г. Этна.

ЭТОЛ

ЭТОЛ - в греч. миф. сын элидского царя Эндимиона и Ифианассы (варианты: Астеродии, Гипериппы или Хромии); отец Плеврона и Калидона, эпонимов городов в Этолии. После того, как Э. неумышл. убил сына Форонея Аписа, он, страшась мести сыновей убитого, бежал из Пелопоннеса в страну куретов. Убив там приютивших его сыновей Фтии и Аполлона - Дора, Лаодока и Полипойта, он назвал землю в свою честь Этолией.

ЭТОЛИЯ

ЭТОЛИЯ - в древности назв. одной из обл. Ср. Греции населенной этолийцами. Э. граничила на З. с Акарнанией (по р. Ахелой), на С. с Эпиром, на В. с обл. энианов, этейцев и зап. локров, на Ю. омывалась Коринфским зал. Население Э. - этолийцы - подразделялось на неск. небольших племен. Окруженная и изрезанная горами, удаленная от гл. культурных центров, Э. была одной из самых отсталых обл. Греции. Немн. гор. центры (Терм, Плеврон, Калидон) существовали гл. обр. в зап. сравнит. плодородной части Э. Активную политич. роль этолийцы стали играть лишь в эллинистич. время, когда объед. этолийских общин - Этолийский союз - превратилось в крупную политич. силу.

ЭТОС

ЭТОС - обычай, образ мыслей, поведение, хар-р; понятие имеет различ. значения. В антич. Греции под Э. понимали хар-р личности, сформиров. традициями и обычаями. Зависимость воздействия муз. или риторич. произв. от Э. слушателя послужила толчком для образования в Греции общих и частных учений об Э. Ученые исследовали в музыке ее хар-р, воздействие на психику слушателей, ее возможности, воспринимая музыку как часть гос. воспитания, рассматр. также ее влияние на формирование воли и сознания юношества. В риторике учение об Э. занималось гл. обр. психологией слушателей, а также влиянием престижа ораторов на публику.

ЭТРА

ЭТРА - Эфра - дочь мифич. царя Питфея Трезенского, супруга Эгея, мать Тесея (по одному из мифов отцом Тесея был Посейдон). Тесей передал Э. похищ. им Елену. Когда Диоскуры вернули себе Елену, Э. стала рабыней Елены и вместе с ней попала в Спарту, а затем в Трою; после покорения Трои Э. была освобождена своими внуками. Э. часто изображ. в произв. антич. иск-ва.

ЭТРУРИЯ

ЭТРУРИЯ - ист. обл. на С.-З. Апеннинского п-ова (с 3 в. Тусция, совр. Тоскана в Италии), населенная в древности этрусками. Граничала с Лигурией, Цизальпинской Галлией, Умбрией и Лацием, омывалась Тирренским м. Э. была богата лесом, строит. камнем, гончарной глиной. На ее терр. в древности добывались медь, свинец, олово. В непосред. близости от Э. находился о-в Ильва (Эльба), снабжавший этрусков железом. В 3 в. до н.э. Э. была подчинена Риму и включена в состав Рим. республики.

ЭТРУСКИ

ЭТРУСКИ - туски - рим. назв. одного из самых значит. племен Др. Италии (самоназв. - расены). Греки называли Э. тирренами (или тирсенами) и считали их народом вост. происхожд.; по Геродоту, Э. - выходцы из Лидии, по Гелланику (историку 5 в. до н.э.), они - пеласги. Согл. этим авторам, Э. отняли у умбров обширную обл. в Ср. Италии, к-рая и получила назв. Этрурии. Большинство исследователей также высказывается за вост. происхождение Э. Данные археологии, находка этрускоидных надписей на о-ве Лемносе подкрепляют их мнение. Упоминание назв. «турша» (по-видимому, Э.) встреч. среди «народов моря», нападавших в 13 - 12 вв. до н.э. на Египет. Однако Дионисий Галикарнасский считал Э. автохтонным населением Италии. В 7 и особенно 6 вв. до н.э. появл. большое кол-во обнесенных массивными каменными стенами городов-крепостей - Вейи, Цере, Тарквинии, Клузий, Арреций, Популоний, Перузия и др. - центров рабовлад. общин, во главе к-рых стояло жреч. и военное сословие лукумонов. В 6 в. до н.э. возникла федерация 12 городов (Вейи, Цере, Тарквинии, Вольсинии и др.), однако Этрурия не превратилась в единое политич. целое. Возникновение федера-ции способств. успеху Э. в ряде завоеват. предприятий. Э. проникли на С. Италии, основав там ряд городов (Мантую, Фельсину и др.), захватили Лаций, Кампанию (где ими также был основан ряд городов, важнейшим из к-рых была Капуя), Корсику, в борьбе за к-рую Э., заключив союз с Карфагеном, одержали победу над греками (фокейцами) при Алалии (ок. 540 до н.э.) и обеспечили свое преобладание на море. В 6 в. до н.э. Э. распростр. свою гегемонию на Рим (цари из этрусского рода Тарквиниев). Но уже в кон. 6 в. до н.э. началось ослабление этрусской федерации. Римляне изгнали Тарквиниев, Сиракузы нанесли поражение Э. на море, самниты овладели Кампанией, галлы - землями Э. на C. В нач. 3 в. до н.э. Рим подчинил Э. своей власти (295 до н.э. - битва при Сентине, 283 до н.э. - при Вадимонском оз.).

ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ - спорность и невыясненность энтогенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с миф. др. древ. народов позволяет с достаточ. уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в обл. эгейско-анатолийского мира, откуда, согл. господствов. в древности мнению (впервые у Геродота), прибыли предки этруссков - тиррены и пеласги. Вост. чертами Э. м. явл. наличие в ней представл. о сакральном хар-ре царской власти, религ. атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогонич. система, во мн. близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греч. колонистами в Италии и на прилегающих о-вах происходило отожд. древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греч. мифов и их переосмысление в духе собств. религ. и политич. идеологии.

Вселенная представлялась этрусскам в виде трехступенч. храма, в к-ром верх. ступень соотв. небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству.

Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой- предсказывать судьбу человеч. рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура - считалась обиталищем подзем. богов и демонов, царством мертвых. В представл. этрусков средняя и нижняя структуры соед. ходами в виде разломов в земной коре, по к-рым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представл. о делении мира по вертикали существовало представл. о горизонтал. делении на четыре стороны света; при этом в зап. часть помещали злых богов и демонов, в вост. - добрых.

Этрусский пантеон включает мн-во богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греч. миф., Э. м., как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объед. богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источ., обосновывалось их местом в религ. иерархии. К древнейшим религ. представл. эгейcко-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отожд. с греч. Зевсом и рим. Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью др. богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Т.о., Тин, в отличие от Зевса, первонач. мыслился не царем богов, а лишь главой их совета, представл. по образцу совета глав этрусских госуд. Богиня Туран, имя к-рой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отожд. с Афродитой. Греч. Гере и рим. Юноне соотв. богиня Уни, почитавш. во мн. городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н.э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (рим. Минерва), покровит. ремесел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, к-рой соотв. рим. триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отожд. с греч. Аполлоном, первонач. воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соотв. греч. Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греч. богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соотв. этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображ. наказание Уни по приказу Тина. В г. Популонии Сефланс почитался под им. Велханс (отсюда рим. Вулкан). Судя по мн. изображ. на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него хар-рные атрибуты мор. божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соотв. Дионису-Вакху в греч. миф. и Сильвану в рим.

Культ Фуфлунса носил оргиастич. хар-р и был в Италии более древ., чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объед. госуд. с центром в Вольсиниях обусловило выделение гл. божества этого г. Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозн. чудовищем, иногда в кач-ве божества растительности неопредел. пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонич. божества в «гл. боге Этрурии», как его называет Варрон. К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогонич. учение и представл. о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соотв. представл. о рим. Сатурне). Богом италийского происхожд. был Марис (рим. Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны. Из италийской миф. этрусками был воспринят Майус - хтонич. божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впослед. воспринятого римлянами под им. Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соотв. греч. богам Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что нек-рые имена этрусских жен. божеств были первонач. эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные ее функции - мудрость, иск-во и др.

Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов.

Их изображ. сохран. на зеркалах и фресках погребал. склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первонач. свящ. животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображ. в кач-ве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родств. ему греч. первозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоят. божества. На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греч. миф. - проводник душ в подзем. царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греч. Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике к-рого соед. человеч. и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображ. вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа божеств. мн-ва демонов-лазов (рим. лары) выделилось демонич. существо Лаза. Это юная обнаж. женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображ. участницей сцен любовного содержания. Ее атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встреч. в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остается невыясн. По аналогии с рим. ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домаш. очага. Демонич. множеством были маны (рим. маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.

Этрусское изобразит. иск-во сохранило мн. мифы, извест-ные из греч. миф.

Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображ. замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.

ЭФЕБЫ

ЭФЕБЫ - в Афинах и нек-рых других др.-греч. полисах особая возрастная категория граждан, в к-рую зачислялись юноши, достигшие совершеннолетия (в Афинах в 18 лет), после внесения их в гражд. списки по делам и принесения присяги, для прохождения двухлетнего воен. обучения. В теч. первого года Э. учились владеть оружием. После смотра в нар. собрании в помещении афинского театра и торжеств. вручения оружия Э. направлялись на второй год в афин. крепости или на границы для несения гарнизонной или погранич. службы; иногда они участвовали и в воен. походах. Э. были также постоян. участниками различ. рода праздничных процессий. Непосредств. наблюдение за их обучением и поведением поручалось особым должностным лицам: космету и десяти избираемым по филам софронистам. По афинским законам Э. до истеч. срока эфебии не могли привлекаться к суду и вести суд. процессы. С кон. 4 в. до н.э. в положении Э. произошли значит. изменения: прохождение эфебии перестало быть обязательным для всех граждан и сократилось до одного года, а также утратило свой воен. хар-р и приобрело хар-р общеобразоват. школы для наиболее богатой и знатной молодежи.

ЭФЕМЕРИДЫ

ЭФЕМЕРИДЫ - ежедневные записи важнейших событий, к-рые производились при дворе Александра Македонского (4 в. до н.э.). Сбором и проверкой сведений, а также оформлением их в виде кратких сообщений руководил «царский архиграмматевс» - гл. секретарь) Эвмен из Кардии. Образцом для Э., возможно, послужили ежедневные записи, практиковавш. при дворе Ахеменидов. Э. были использованы в кач-ве основного источ. в ист. описаниях Каллисфена и особенно Птолемея Лага (ставшего позднее царем Египта). До нас дошли лишь небольшие отрывки из Э. в виде цитат у Арриана и Плутарха (напр., офиц. сообщения о болезни и смерти Александра Македонского). По образцу Э. составлялись обзоры событий при дворе Птолемеев, а позднее - дневник (комментарии) Юлия Цезаря.

ЭФЕС

ЭФЕС - древ. город в Карии, на зап. побережье М. Азии; в наст. время руины Э. отстоят от берега на расст. 10 км, находятся на терр. совр. Сельджука (Турция); важный торг и ремесл. центр. Выгодное расположение Э. как конеч. пункта азиатских торг. путей и его значение как религ. центра (знаменит храмом Артемиды - покровительницы Э.; считался одним из семи чудес света) способств. процветанию города. Первонач. население в Э. на холме (совр. Айясолук) было карийским. В 12 в. до н.э. греки, по пре-данию, во главе с афинянином Андроклом колонизовали эту терр., основав город. В 560 до н.э. был подчинен Лидией, в 546 до н.э. - Персией. После греко-перс. войн (500 - 449 до н.э.) Э. примкнул к Афинскому мор. союзу (Архе Афинской), но во время Пелопоннесской войны 431 - 404 до н.э. был на стороне Спарты. После 386 до н.э. Э. вновь подчинен Персии, в 334 - Александру Македонскому, затем переходил от одного диадоха к др. В 3 в. до н.э. Э. - под властью Селевкидов. С 190 до н.э. - под властью Пергама, со 133 до н.э. - Рима, со времени Августа (кон. 1 в. до н.э.) - столица рим. провинции Азия. В 263 н.э. Э. был разграблен готами, а храм, соженный в 356 до н.э. Геростратом и затем заново отстроенный, окончат. разрушен. В 358 н.э. и 356 пострадал от землетрясения, но был восстановлен. Просуществовав до 7 в., затем обезлюдел, местность постепенно заболотилась.

ЭФЕССКИЙ СОБОР

ЭФЕССКИЙ СОБОР - вселенский собор, созванный имп. Феодосием II в Эфесе для определения отношения к вероучению монофизитов (создателем к-рого был константинопольский архимандрит Евтихий). На соборе разгорелась ожесточ. борьба между клирами Александрии и Константинополя, оспаривавш. друг у друга госпоств. роль в вост.-христ. церкви. Александрийский клир, возгл. патриархом Диоскором, поддерживал монофизитов. Противником Евтихия выступал константинопольский патриарх Флавиан.

Папа Лев I, испуган. усилением Александрии, стал на сторону константинопольского клира. Опираясь на поддержку Феодосия II, прибегнув к мерам прямого насилия, Диоскор и Евтихий на соборе одержали верх. Флавиан и его сторонники (среди них видные богословы Ива Эдесский и Феодорит Киррский) были осуждены (низлож. Флавиан умер по пути в ссылку). Однако победа монофизитов была недолгой. Халкидонский вселенский собор 451 отменил решения Э. с.: монофизитство было осуждено как ересь (что знаменовало победу Константинополя над Александрией). Э. с. был признан «разбой-ничьим» и исключен христ. церковью из числа вселенских соборов.

ЭФИАЛЬТ

ЭФИАЛЬТ (сер. 5 в. до н.э.) - в Др. Афинах гос. деятель. Выражая интересы демократич. кругов населения, Э. ратовал за разрыв со Спартой, за самостоят. внеш. политику Афин, во внутр. политике был сторонником дальнейшей демократизации гос. строя и ликвидации политич. значения оплота аристократии - ареопага. В 462 провел реформу об ограничении функций ареопага (в ведении к-рого остались лишь уголовные процессы). Вскоре был убит по проискам аристократов. Соратником и восприемником политики Э. был Перикл.

ЭФИОПЫ

ЭФИОПЫ - в греч. миф. племена, населяющие юж. пре-делы земли. Подобно северянам гипербореям, Э. особенно любезны богам, пирующим с ними вместе там, где океан образует небольшой залив или болото и куда опускается Гелиос, чтобы остыть и отдохнуть. Большое войско Э. (в остальном кроткого племени) во главе с царем Мемноном пришло на помощь Приаму в войне против ахейцев.

ЭФИР

ЭФИР - у Гомера и в греч. поэзии Э. всего лишь запол-няющая небо субстанция. Согл. натурфилософскому учению Аристотеля, Э. явл. некая божеств. небесная субстанция - нематериальная, неделимая, вечная, свободная от присущих элементам природы противоположностей и поэтому кач-венно неизменная. Э. - всеобъемлющий элемент мироздания.

ЭФОР

ЭФОР (ок. 405 - 330 до н.э.) - др.-греч. историк. Родом из Кум (М. Азия). Ученик Исократа. Труд Э. «История» (в 30 кн., последняя книга написана сыном Э. - Демофилом) представлял собой историю всего греч. мира, включая греч. колонии. Придерживаясь рационалистич. взглядов и считая, что полной достоверностью обладают только события, засвидет. показаниями очевидцев, Э. сознательно опустил миф. период, начав свое повествование с «возвращения Гераклидов» (признав. греками достоверным ист. событием). Изложение доведено до 340 до н.э. - описания воен. действий макед. царя Филиппа II против г. Перинфа.

ЭФОРЫ

ЭФОРЫ - коллегия высших должностных лиц в Спарте. Избирались ежегодно в кол-ве 5 чел. на собрании полно-правных граждан. Учреждение эфората относится, по-видимому, к сер. 8 в. до н.э.; возник как высший контрольный орган и постепенно приобрел решающее значение в Спарте. Э. созывали герусию и апеллу, председательствовали в них, заведовали гос. казной, объявляли набор войска, назначали и сменяли военач., руководили судопроиз-вом, ведали сношениями с др. госуд. Э. осуществляли контроль над всей гос. и обществ. жизнью в Спарте, наблюдали за действиями должностных лиц (в т.ч. царей), за поведением граждан, за жизнью зависимого населения - периэков и илотов. Выражая интересы аристократич. меньшинства, Э. были оплотом существовавшего в Спарте олигархич. режима. Эфорат существовал также в ряде др. полисов (о. Фера, Эуэспериды в Киренаике, Гераклея в Лукании).

ЭФТАЛИТЫ

ЭФТАЛИТЫ - хиониты, белые гунны - объед. племен (5 - 6 вв.), образовавших варварское госуд. на терр. Ср. Азии, Афганистана, Сев.-Зап. Индии и части Вост. Туркестана. Наиболее обоснованным явл. представление о принадлежности Э. к вост.-иран. племенам, хотя среди них могли быть и др. этнич. группы. Ряд исследователей считают, что основными терр. Э. были Тохаристан и Вост. Афганистан. Ядро эфталитского объед. составляли, видимо воинств. кочевые племена, подвергавш. воздействию оседлой гор. культуры. С нач. 5 в. Э. вели борьбу с Сасанидами, к-рым пришлось платить им дань, с 460 предприняли завоев. в зап. части Сев. Индии. Эфталитское объед. распалось в Индии в 530-х гг., в Ср. Азии и Афганистане - в 560-х гг. под ударами инд., сасанидских и тюркских правителей.

ЭХЕТАТОН

ЭХЕТАТОН - Ахетатон - город в Др. Египте, основан в кон. 15 в. до н.э. Аменхотепом IV (Эхнатоном), сделавшим Э. своей резиденцией и столицей Египта вместо Фив, а также центром культа бога Атона. В Э. были сооружены храмы Атону, дворцы фараона и членов его семьи, виллы сановников и придворных. После смерти Эхнатона, при Тутанхамоне, Э. был покинут, а при Хоремхебе, окончат. уничтожившем культ Атона (в 1-й пол. 14 в. до н.э.), полностью разрушен. На месте Э. совр. поселение Амарна - р-н археологич. раскопок.

ЭХИДНА

ЭХИДНА - Ехидна - в греч. миф. чудовище, полудева-полузмея, дочь Форкия и Кето, внучка земли Геи и моря Понта. Э. прекрасна ликом, но ужасна в своей змеиной сущности, залегает в пещере под землей, вдали от богов и людей. Э. - родонач. чудовищ, рожд. ею от Тифона и Гериона; это - собака Орф, Кербер, лернейская гидра, химера, Сфинкс. От своего сына Орфа Э. родила немейского льва. Э. хтонич. божество, сила к-рого, воплощ. в его потомках, была уничтожена великими героями Гераклом, Беллерофонтом, Эдипом, знаменуя победу героич. мифологии над тератоморфизмом.

ЭХИН

ЭХИН - составная часть капители колонны дорич. ордера.

ЭХО

ЭХО - в греч. миф. нимфа, с именем к-рой связывали происхождение эха. Нимфа, наказанная Герой за болтовню, умела произносить только концы слов, не зная их начала. У Овидия рассказана история Э., влюбл. в Нарцисса и истаявшей от любви, но сохран. голос, постоянно звучащий отзвуком чужих слов.

ЭШМУН

ЭШМУН - в зап.-семит. миф. умирающий и воскресающий бог растительности, бог-целитель, наделенный властью воскрешать мертвых, почитавш. в Финикии и Карфагене.

Символом Э. было изображ. змея на шесте. В элинистич. период он отожд. с Асклепием. В Берите су-ществовала свящ. роща, посвящ. Э. Дамаский приводит беритский миф, о том, как Э., смертный сын финикийского бога Садика («праведный»), прекрасный и добрый, возбудил любовь матери богов Астронои (Астарты), к-рая узрела его на охоте. Она преследовала его; во время бегства Э. оскопил себя и умер, но Астроноя возвратила его к жизни своим животворящим теплом и сделала богом. Недалеко от Сидона находился храм Э., располож. на вершине горы в садах на берегу реки. В Тире и Карфагене Э. считался спутником Мелькарта и был отожд. с Иолаем (в Бирсе находился его храм); согл. поздней антич. традиции, Мелькарт, погибший в схватке с Тифоном, был воскрешен Э.

ЭШНУННА

ЭШНУННА - Ашнуннак - один из древнейших городов Месопотамии, в настоящее время - развалины в 35 км к С.-В. от Багдада, на терр. Ирака. Город возник в 3-м тыс. до н.э. в стране Аккад. Через Э. осуществлялась связь Аккада с Эламом. В кон. 3-го тыс. до н.э. вошел в состав раннерабовлад. шумерийского госуд. 3-й династии Ура и стал крупным ремесл.-торг. центром. Расцвет города приходится на нач. 2-го тыс. до н.э., когда Э. явл. центром небольшого госуд. Впослед. Э. попадает в зависимость от Вавилона. Последнее упомин. об Э. относится к 6 в. до н.э.

ЭЭТ

ЭЭТ - в греч. миф. царь страны Эа (позднее отожд. с Колхидой), сын Гелиоса и Персеиды, брат Кирки, Пасифаи и Перса, отец Медеи, Халкиопы и Апсирта. Когда Фрикс на златорунном баране прибыл к Э., тот приютил его и дал в жены Халкиопу. Фрикс принес в жертву барана, а золотое руно повесил на дереве в роще, охраняемой драконом. В поисках золотого руна в Колхиду прибыли аргонавты. Э. обещал Ясону отдать руно, если тот запряжет в плуг огнедышащих быков и засеет землю зубами дракона. Хотя Ясон прошел все испытания и выполнил все требования, Э. нарушил обещание, решив сжечь корабль «Арго» и перебить аргонавтов. С помощью Медеи аргонавтам удалось усыпить дракона, похитить руно и бежать. Когда Э. стал преследовать аргонавтов, Медея, чтобы задержать его, убила брата Апсирта и куски тела разбросала по морю. Э. прекратил погоню, чтобы собрать тело сына и предать его погребению. Др. попытки колхов, посланных Э., чтобы догнать и возвратить беглецов, тоже не увенчались успехом. После отъезда аргонавтов Э. был свергнут своим братом Персом, но вернувш. Медея и ее сын Мед убили Перса и вернули власть Э.

ЭЭТИОН

ЭЭТИОН - в греч. миф. царь мисийского г. Фивы Плакийские, отец Андромахи. Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом, к-рый убил Э. и семерых его сыновей.

Предыдущая страница Следующая страница