Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭВКЛИД (ЕВКЛИД)

ЭВКЛИД (ЕВКЛИД) - др.-гр. математик, основоположник антич. геометрии. Преподавал математику в Александрии. Основное соч. Е. «Начала» («Элементы») дошло до нас в 15 кн., из к-рых 2 последние Е. не принадлежат. Е. систематизировал многочисл. открытия гр. математиков (Гиппократ Хиосский, Теэтет, Евдокс и др.), придав им стройный и закон, вид. Кн. I - IV посвящ. геометрии на плоскости, V и VI - общей теории отношений, VII - IX - арифметике (теория целых и рациональных чисел), X - квадратичным иррациональностям; XI - основам стереометрии; XII - «методу исчерпывания» Евдокса и XIII - иссл. 5 правильных многогранников (Теэтет). Сохран. соч. Е. «Явления», где излагается элементарная сферическая астрономия; «Оптика», «Катоптрика» и «Сечения канона» (о муз. интервалах). Е. также приписываются мат. соч. «Данные» и «О делении фигур», в к-рых исследуются отношения геометр, величин.

М.О.

ЭДИКУЛА

ЭДИКУЛА (лат.)

1) углубление в стене, обрамленное колоннами, поддерживающими антаблемент и фронтон, и предназначающееся для установки статуи;

2) дверь, окно или проем, обрамленный колоннами или пилястрами и перекрытый фронтоном.

Е.А.С.

ЭЗОП (ЭСОП)

ЭЗОП (ЭСОП) - др.-гр. легендарный баснописец, по происх. фригиец. В «Истории» Геродота сообщается, что Э. был рабом некоего Иадмона с о-ва Самос и погиб в Дельфах. Составленное во II - I вв. «Жизнеописание Э.» вобрало множ-во вымышленных биогр. подробностей. Сюжеты всех басен, бытовавших в античности, возводились к Э. Первый сб. басен был составлен ок. 300 до н. э. Деметрием Фалерским. Это собр. послужило основой для всех позднейших записей басен, использованных впосл. Федром и Бабрием. Составление дошедшего до нас осн. сб. басен Э. относится к I - II вв. В византийскую эпоху сб. претерпел две редакции, сводившиеся к стилистическим поправкам. Он включает ок. 500 расположенных в алфавит, порядке прозаич. басен, в к-рых действуют гл. обр. животные. Каждая басня представляет собой внутр. замкнутый моральный урок. Персонажи очерчены бегло и явл. лишь носителями сюжетных функций. В основе идейной концепции басен лежат пессимизм, скептицизм, индивидуализм и практицизм. Утверждаются прежде всего 4 положения: в мире царит зло; судьба изменчива, а видимость обманчива; каждый должен довольствоваться своим уделом; каждый должен добиваться пользы для себя. Сюжеты басен, служившие материалом для ритор, упражнений, изложены кратко и сухо. Новоевроп. басня заимствовала значит, часть сюжетов у эсоповской басни.

Соч.: Басни Эзопа. М., 1968 (тоже - 1993)

Я.3.

ЭЙРЕНА С МЛАДЕНЦЕМ ПЛУТОСОМ

ЭЙРЕНА С МЛАДЕНЦЕМ ПЛУТОСОМ (гр. богиня Мира с Богатством на руках)

статуя Кефисодота (ок. 375 до н. э.), выполненная в бронзе и стоявшая на Акрополе в Афинах. Известна в ряде реплик, лучшая из которых (мраморная) хран. в Мюнхене, и по изображениям на монетах.

Д.М.

ЭККИКЛЕМА

ЭККИКЛЕМА - в др.-гр. театре площадка, которая выкатывалась из центр, двери скены. На ней изобр. действие, происходившее внутри дворца, хрома'или дома.

В.Я.

ЭКЛОГА

ЭКЛОГА (греч. избранное)

понятие, к-рым в антич. лит. обычно обозначают отдельные поэмы из «Буколик» Вергилия.

В.Я.

ЭКСЕГЕЗА

ЭКСЕГЕЗА (греч. толкование)

объяснение непонятного текста. Возникла при изучении поэм Гомера. У александрийских ученых становится спец. лит. формой.

Н.Ш.

ЭКСЕДРА

ЭКСЕДРА (греч.)

место для сидения вне дома, иногда имеющее перекрытие; галерея; портик. В Риме - крытый проход перед домом.

Е.А.С.

ЭКСЕКИЙ

ЭКСЕКИЙ (3-я четв. VI в. до н. э.)

крупнейший мастер чернофигурной вазописи; его имя встречается на 13 вазах, в т. ч. на 2 в форме - «Э. сделал и расписал». Композиции Э., обычно на мифолог, сюжеты, отличает гармоничность и законченность, тонкий психологизм трактовки сцен, точный, ясный рисунок дополнен обильной гравировкой деталей. В твор-ве Э. чернофигурный стиль достигает своей наивысш. точки.

О.Т.

ЭКСОД

ЭКСОД (греч. исход)

в др.-гр. драме ее заключительная часть, примыкающая к последнему стасиму хора. В Э. хор и актеры покидали орхестру.

В.Я.

ЭЛЕАТЫ

ЭЛЕАТЫ - направление др.-гр. философии, основанное Ксенофаном из Колофона в сер. VI в. и оконч. разработанное Парменидом в нач. V в. Происх. от названия италийского города Элея, в к-ром род. Парменид и его ученик Зенон. Посл. крупным представителем философии Э. был Мелисс Самосский. Гл. положением элейской философии был тезис Парменида о едином и неподвижном бытии, вечном и совершенном, включавшем в себя все чувственное и умопостигаемое. Единое Парменида имело шаровидную форму, воплощавшую гармонию предела и беспредельного. Доказывая свойства бытия, Парменид и Зенон прибегали к логич. аргументации; рассуждали, исходя из невозможности существования небытия. Апории Зенона, в к-рых обосновывалась правильность филос. доктрины Парменида, представляли собой логически безупречные умозаключения. Мелисс считал Единое бесконечным пространством, т. к. сферич. бытие может граничить с небытием, что противоречит здравому смыслу. Философия Э, была примером первой чисто умозрит. концепции, свободной от ёстест-веннонауч. космогонии. Она оказала влияние на Эмпедокла, софистов, пифагореизм и Платона.

М.О.

ЭЛЕВСИН

ЭЛЕВСИН - др.-гр. город в 22 км к зап. от Афин, святилище богини Деметры. Связан с Афинами Священной дорогой. Мистерии совершались с древнейш. вр. на холме ряЛом с акрополем; с VII в. считались частью афин. гос. культа и праздновались в Фелестерионе (начат в VI и закон. Иктином в V в.) - квадратном- колонном зале с рядом сидений по периметру (на 3000 чел.). В каждой из трех стен имелось по два прохода, пилоны из туфа поддерживали второй этаж, где хран. «свящ. предметы». На след, террасе священ, участка, на мощеной площади, где заканчивалась Свящ. дорога, был храм, посвященный, no-вид., Коре. Еще ниже по Свящ. дороге находился алтарь обеих богинь. В конце спуска, в скале, сохран. два грота - место почитания подземных богов. Вход на свящ. участок фланкировали пропилеи. Особо важным объектом возле них был легендарный Каллихорон, где, по мифу, девушки из Элевсина своими танцами развеяли печаль потерявшей дочь Деметры. В рим. вр. в святилище строятся храм Артемиды и Посейдона, новые пропилеи, т. н. Римский мегарон, триумфальная арка Антонина Пия (138 - 161), ведущая в гавань. Комплекс полностью раскопан.

Е.А.С.

ЭЛЕВСИНИИ

ЭЛЕВСИНИИ - в Др. Греции культовое празднество, к-рое справлялось ежегодно в теч. неск. дней в сент. - окт. в Элевсине. Участниками Э. м. могли быть все желающие, не запятнанные к.-н. скверной; при этом они проходили три ступени посвящения. Считалось, что приобщившимся к Э. м. обеспечено счастливое пребывание в загробном царстве. По своему происх. Э. м. явл. древнейш. аграрным ритуалом, связанным с произрастанием хлебного колоса. В классич. эпоху этот мотив воплотился в мифе о том, как Персефона (Кора), дочь богини земледелия Деметры, была похищена владыкой подземного мира Аидом, но по решению богов должна была на опред. часть года (от осени до наступ. летнего зноя) возвращаться к матери. Похищение Персефоны и ее обретение Деметрой составляло содержание заключ. части ритуала Э. м. и изображалось только в присутствии лиц, прошедших третью, посл. стадию посвящения. В процедуру Э. м. входило также шествие по Свящ. дороге из Афин, разл. ритуалы очищения (в т. ч. омовение в море) и причащение к таинствам. Э. м. пользовались почитанием еще во вр. рим. имп. династии Антонинов (138 - 192) и прекратили свое существование при имп. Феодосии (379 - 395).

В.Я.

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ - в Др. Греции культовое празднество, к-рое справлялось ежегодно в теч. неск. дней в сент. - окт. в Элевсине. Участниками Э. м. могли быть все желающие, не запятнанные к.-н. скверной; при этом они проходили три ступени посвящения. Считалось, что приобщившимся к Э. м. обеспечено счастливое пребывание в загробном царстве. По своему происх. Э. м. явл. древнейш. аграрным ритуалом, связанным с произрастанием хлебного колоса. В классич. эпоху этот мотив воплотился в мифе о том, как Персефона (Кора), дочь богини земледелия Деметры, была похищена владыкой подземного мира Аидом, но по решению богов должна была на опред. часть года (от осени до наступ. летнего зноя) возвращаться к матери. Похищение Персефоны и ее обретение Деметрой составляло содержание заключ. части ритуала Э. м. и изображалось только в присутствии лиц, прошедших третью, посл. стадию посвящения. В процедуру Э. м. входило также шествие по Свящ. дороге из Афин, разл. ритуалы очищения (в т. ч. омовение в море) и причащение к таинствам. Э. м. пользовались почитанием еще во вр. рим. имп. династии Антонинов (138 - 192) и прекратили свое существование при имп. Феодосии (379 - 395).

В.Я.

ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ

ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ - стихотворный размер, использовавшийся в элегии и эпиграмме.

Представляет собой двустишие, состоящее из гексаметра и пентаметра:

-UUI-UUI-UUI-UUI-UUI-U

-UUI-UUI-||-UUI-UUI-

Н.Ш.

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ - в антич. поэзии понятие, в к-рое входили произв., написанные элегич. дистихом и первонач. исполнявшиеся в сопровождении флейты. Жанр Э. возник в Ионии, и само слово малоазийского происхождения восходит к обозначению либо погребальной заплачки, либо тростника, из к-рого изготовлялась флейта. В любом случае Э. рано освободилась от связи с культом и стала использоваться для самовыражения личности. В Э. проникли мотивы назидания и призывы к согражданам (Тиртей, Солон, Феогнид), оценка окружающей действительности (Архилох), любовное чувство (Мимнерм). В эпоху эллинизма любовная Э. насыщается мифолог, материалом (Филет, Гермесианакт) либо приобретает чисто мифолог.-повеств. характер (Каллимах). На рим. почве широкое распространение получила любовная Э. в соединении с мифолог, ученостью. В твор-ве Тибулла, Проперция, Овидия Э. стала средством для создания образа влюбленного поэта и излияния его чувств. Впрочем, в Э. Овидия периода его ссылки осн. место заняли реал, жизненные мотивы.

В.Я.

ЭЛЕКТР

ЭЛЕКТР - сплав золота и серебра (50 : 50, 40 : 60), широко распространенный в антич. эпоху. Из Э. чеканили монеты, изготовляли утварь, украшения.

О.Т.

ЭЛИАН, КЛАВДИЙ

ЭЛИАН, КЛАВДИЙ (к. II - нач. III в.)

рим. прозаик, писал по-гр. Род. в Пренесте близ Рима; представитель 2-й софистики. Сохран. 2 крупн. произв. Э. - «О животных» в 17 кн. и «Пестрые рассказы» в 14 кн. (дошли в выдержках). В кн. «О животных» Э. собрал не столько естеств.-науч. материал, сколько многочисл. курьезы и сведения фольклорно-сказоч. характера об умств. и нрав, качествах животных. Соч. имеет ярко выраженную морализатор, тенденцию. «Пестрые рассказы» - изложенные без опред. композиц. плана исторические анекдоты о знаменитых полководцах, гос. деятелях, философах, всевозможных любопытных происшествиях, свед. из жизни и быта др. народов, часто фантастические. Перу Э. принадлежит также сб. «Деревенские письма», содержащий 20 писем гл. обр. шутливо-эрот. или бытового характера.

Соч.: Пестрые рассказы. М., 1963

И.К.

ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИЗМ - понятие, к-рым в 30-е гг. XIX в. нем. историк Г. Дройзен обозначил новый тип обществ.-полит. и культ, отношений, сложившихся на Бл. Востоке и в Передней Азии после распада империи Александра Македонского. В отличие от классич. Греции, состоявшей из неск. сотен самост. полисов, эпоха Э. характеризуется образованием бол. монархий (Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии), в к-рых гос. власть и культ, политика были сосредоточены в руках грекоязычной верхушки и ее окружения. Хотя нек-рые черты, определившие сущность Э., вызревали уже в IV в. до н.э., а распространение гр. культуры на некогда завоеванных территориях продолжалось и в первые века н. э., в полит, плане хронолог, границами Э. удобно считать 323 - 30 до н. э. (от смерти Александра Македонского до покорения Римом посл. эллинистического гос-ва - Египта). Характерными чертами эпохи Э. явл. образование новых полит, и культ, центров (Александрия, Пергам, Антиохия на Оронте) и возникновение в них новых лит. направлений и науч. интересов. Из старых центров свое значение сохран. только Афины как средоточие филос. мысли: наряду с Академией и перипатетиками, развивавшими соотв. традиции Платона и Аристотеля, в Афинах в самом к. IV в. формируются школы Эпикура и Зенона (стоики), к-рые получают впосл. широкое распространение во всем эллин, мире. В эпоху всеобщей неустойчивости, порожденной войнами преемников Александра и их потомков, а также распада традиц. полисных связей, философия Эпикура и стоиков, исходивших из разл. этич. посылок, тем не менее одинаково отвечала стремлению все бол. числа граждан эллин, монархий замкнуться в границах своего индивидуального мира, обеспечить личности внутр. свободу и независимость от обстоятельств. В III в, среди низов город, населения получает распространение философия киников. Желание человека дистанцироваться от обществ.-полит. проблем, поиск покоя и благополучия в рамках семьи и узкого круга друзей находит отражение в лит. эпохи Э. В 1-й пол. III в. поэты продолжают использовать наследие традиц. жанров, но приспосабливают его к новым эстет, запросам; определяющей становится поэзия «малых форм», обращенная к достаточно избр. аудитории, способной оценить результаты экспериментирования над привычной формой и фразеологией классич. жанров. Вместе с тем углубляется, по ср. с лит. классич. периода, интерес к внутреннему миру человека, изображению любовного чувства, к психологии женщин и детей, бытовой обстановке. Наиб, яркое выражение эти тенденции получают в комедии Менандра и в александрийской поэзии. Параллельно с развитием лит. идет становление филологии, к-рая обращается в это вр. к собиранию, классификации, оценке достоверности текстов, дошедших от древних авторов. Мн. ученые явл. одновр. продуктивно творящими поэтами (Каллимах, Аполлоний Родосский, Ликофрон) - отсюда их стремление к насыщению худож. произв. мифологическими раритетами, редкими словами и др. атрибутами «ученой» поэзии. Как самостоят, область знания выделяется в эпоху Э. языкознание и нормативная грамматика (Дионисий Фракиец). Характер изобраз. иск-ва эпохи Э. определяют, с од. ст., стремление к монументальности (колоссальная статуя Гелиоса на о-ве Родос, фаросский маяк у входа в гавань Александрии) и экспрессивному пафосу (алтарь Зевса в Пергаме, группа «Лаокоон»), с др. - мягкость и изысканность в изобр. женщин и детей, поиски индивидуальных черт в скульптурном портрете и повышенное внимание к бытовым деталям.

Расширение границ известного мира, вовлечение в культурный обиход новых земель и народов приводят к значит, успехам географии и астрономии (Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх). Высокого уровня достигает математика и механика (Евклид, Папп, Аполлоний из Перги, Архимед). Существ, изменения происходят в религии. Наряду с отправлением традиц. культов (гл. обр. в старых гр. центрах) развивается почитание нового божества - Тихи, олицетворяющей случай, во власти к-рого все больше ощущают себя смертные. Взаимодействие гр. прослойки эллин, государств с местным населением восточных обл. приводит к синкретизму старых и новых верований. Широкое распространение получает культ заимствованного на Востоке бога Сараписа (Сераписа). Его наделяют функциями Зевса и Плутона, подобно тому как египет. Осириса отождествляют с гр. Дионисом, фригийскую Кибелу - с гр. Реей, матерью Зевса и Геры. Возрастает значение всякого рода таинств и мистерий - посвящение в них воспринимается как гарантия покровительства, к-рое может оказать божество приобщившемуся к его культу. Своей вершины культура Э. достигла в III в. и стала клониться к упадку в сер. II в., когда с ней близко соприкоснулись римляне, использовавшие в дальнейшем многие. ее достижения.

Лит.: Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983; ЛевекП. Эллинистический мир. М., 1989; Торн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949; Эллинизм: Экономика, политика, культура. М., 1990; Эллинизм: Восток и запад. М., 1992.

Д.Я.

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ - др.-гр. философ-поэт, ученый, врач и гос. деятель, последователь пифагорейского учения (по др. данным, ученик Парменида). Происх. из Акраганта (Сицилия). В зрелые годы занимался политикой, в кон. жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (существует легенда, что Э. бросился в кратер Этны). От поэм Э. «О природе» и «Очищения» сохран. большое число фр-тов, позволяющих судить о его филос. взглядах. Философия Э. представляет собой синтез парменидовского учения о Едином-Бытии и пифагореизма. Она основана на концепции 4 элементов, к-рые явл. «корнями всех вещей»: воздух (эфир), вода, земля, огонь. Они вечны, неизменны и не могут переходить друг в др. Чувственн. вещи образуются в результате соединения этих элементов в разл. пропорциях в виде твердых неделимых частиц. Процесс циклич. развития мира у Э. обеспечивается противоборством Любви и Вражды, имеющих нематериальную природу (хотя и протяженных в пространстве). Любовь, к-рая явл. «творящей причиной» умопостигаемого мира, соединяет элементы, образуя сферич. космос, пребывающий в покое, и вытесняет Вражду («творящую причину» чувственн. мира) за его пределы, а Вражда разделяет их, проникая в космос и приводя его в круговое движение; т. о. она оттесняет Любовь к его центру. Познание, по мнению Э., происх. посредством ощущения, когда «подобное познается подобным». Космогония Э. в целом носила естественнонауч. характер (оболочка космоса состоит из затвердевшего эфира, огненные звезды прикреплены к небесному своду, а планеты свободно парят в пространстве и т. д.). Э. принадлежит оригинальная теория происхождения и эволюции живот, мира (из отд. органических частей). Религиозно-этич. поэма «Очищения» проникнута идеями пифагореизма: о бессмертии души, метемпсихозе (переселении душ) и нравственном очищении. Вражда побуждает челов. души переселяться из тела в тело, пока они не достигнут нрав, очищения и Любовь не соединит их с Единым, (сферич. космосом).

Соч.: О природе; Очищения // Лукреций. О природе вещей. М., 1947. Т. 2: Статьи, комментарии. С. 663 - 695; То же // Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

М.О.

ЭНКАУСТИКА

ЭНКАУСТИКА (греч.)

живопись по дереву восковыми красками кистью или бронзовым стержнем - каутерием. Мазки делались краской, расплавившейся на нагретом каутерии; поверхность готовой картины оплавляли до получения блеска, поднося к доске жаровню с углями. Техника Э. применялась для раскраски кораблей, саркофагов, затем - в станковой (редко - монумент.) живописи до конца антич. эпохи.

Лит.: Хвостенко Т. В. Энкаустика. М., 1985.

О.Т.

ЭНКОМИЙ

ЭНКОМИЙ (греч. хвалебная песнь)

соч., прославляющее определенное лицо. Э., написанные в стихах, предназначались для праздничного шествия или пира. Их исполнение сопровождалось игрой на флейте, форминге, лире. Э. писали мн. поэты, в частн. Симонид, Пиндар. В прозе Э. - панегирик или риторическое упражнение, в к-ром восхвалялся мифолог, персонаж или реальное лицо.

Н.Ш.

ЭННИЙ, КВИНТ

ЭННИЙ, КВИНТ - рим. поэт, род. в Калабрии (Южн. Италия). В 204 переселился в Рим. Одинаково хорошо владел лат. и гр. языками, старался познакомить римлян с разл. жанрами др.-гр. лит. Бол. успехом пользовались трагедии Э., осн. прототипом для к-рых служил Еврипид. Из известных по фр-там 24 трагедий 11 относились к событиям Троянской войны. Вершиной драмат. мастерства Э. была трагедия «Медея», к-рую высоко ценил Цицерон. Э. написал также претекстаты «Сабинянки» и «Амбракия» (взятие Амбракии в Эпире в 189), филос. дидакт. поэму «Эпихарм» (по соч. Эпихарма «О природе»), изложил прозой «Священную запись» Евгемера. Э. создавал и сатиры, иногда в форме диалога. Самым значит, произведением Э. были «Анналы» в 18 кн., от к-рых сохранилось около 600 ст. Э. излагал отечеств, историю в ярких поэтич. образах, прославляя рим. завоевания и подвиги рим. вождей. «Анналы» начинались с описания Троянской войны и были доведены до событий, современных Э. Среди фр-тов сохран. описание гадания Ромула и Рема по полету птиц; рассказ о сне Илии, дочери троянца Энея, который сообщает ей о судьбе ее рода; образы эпирского царя Пирра, признающего только мужество и храбрость, и Фабия Кунктатора, своей медлительностью спасшего рим. гос-во. Подобно Котону Э. проводит в «Анналах» мысль, что благополучие Рима зиждется на людях «старого закала». В уста вождей Э. вкладывает длинные речи, впосл. ставшие неотъемлемым элементом рим. историографии. В «Анналах» Э. стремился к яркости и даже гиперболизации, используя сравнения в духе Гомера. Э. положил начало лат. дидакт. гексаметру, приспосабливая архаич. лат. яз. к размеру гр. эпоса. Как создатель лат. поэтич. яз. Э. оказал бол, влияние на последующую рим. лит. Лукреций и Вергилий иногда повторяют его стихи. Цицерон назвал Э. «высшим эпич. поэтом».

Т.К.

ЭНТАСИС

ЭНТАСИС (греч.)

кривизна, приданная колонне для восполнения оптической иллюзии ее утончения в середине.

Е.А.С.

ЭОЛИЙСКАЯ КАПИТЕЛЬ

ЭОЛИЙСКАЯ КАПИТЕЛЬ - завершение гладкоствольной, без базы, колонны, близкое к растительным формам: туго закрученные волюты поднимаются из шейки-ствола двумя огромными лепестками, между которыми распускается цветок пальметты. Шейку украшает венок из листьев. Известна в VI в. до н. э. в архитектуре городов М. Азии: Напы, Неандрии, Лариссы. Считается прообразом капители ионич. ордера.

Е.А.С.

ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА - в др.-гр. и рим. лит. законченное по форме короткое стихотв., посвященное к.-н. лицу, событию или предмету. Обычный размер Э. - элегич. дистих (реже ямбич. триметр и др.), Э. развилась из собств. надписей, к-рыми греки с древнейших времен снабжали надгробия и любые предметы (сосуды, треножники и пр.), посвящаемые божеству, - поэтому она была по необходимости краткой и анонимной. Первые метрические надписи такого рода относятся в VIII в. до н. э. Сравнит, быстро Э. отделилась от материала, на к-ром была написана, превратилась в самостоят, поэтич. произв. и обрела авторов. Создателем лит. Э. антич. традиция считает Симонида Кеосского. Э. присутствует в твор-ве мн. поэтов классич. периода, но подлинного расцвета и оконч. жанрового оформления достигает в эпоху эллинизма, к III в. до н. э., когда, с изменением ист. и соц. условий жизни, в лит. все ярче стал проявляться интерес к человеку не как к члену гражд. сообщества, а как к самоценной индивидуальности. Расширяется и тематика Э.: кроме традиц. эпитафий и посвятительных надписей, возникает любовная, застольная, ритор., бытовая, сатир. Э. Вместе с тем в эллин. Э. почти полностью отсутствуют гражд. и обществ.-полит. темы, свойственные поэзии классич. эпохи. Признанными мастерами этого жанра были Асклепиад Самосский, Каллимах, Леонид Та-рентский, Мелеагр, Алкей Мессенский и др. С именем последнего связано возникновение Э. как личной инвективы. Уже в нач. I в. до н. э. начали составлять сб. Э., т. н. антологии (см. Антология палатинская), благодаря к-рым до нас дошло ок. 6500 гр. Э. Переход эпиграммах, твор-ва в Рим произошел в I в. до н. а (Катулл) Наибольшее распространение получила здесь сатир. Э., классиком к-рой стал Марциал. Уделяли внимание Э. и поздние рим. поэты (см. Антология латинская). В рус. поэзии, особ, в XIX в., кроме Э. в привычном для нас понимании этого термина, были распространены т. н. антологические стихи - прямое наследие антич. Э. в широком смысле этого слова (напр., «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина).

Соч.: Греческая эпиграмма. СПб., 1993; 5; 38; 86, 100 - 108, 189- 195; Петровский Ф. А. Латинские эпиграфические стихотворения. М., 1962.

Ц.К.

ЭПИДАВР

ЭПИДАВР - знаменитое святилище Асклепия в Арголиде (Пелопоннес), на равнине, у подножия горы Арахенайон. На склоне горы в IV в. до н. э. построен театр на 6 200 мест. Раз в четыре года здесь и на стадионе устраивались театральные, музыкальные и спортивные состязания во время праздников, посвященных Асклепию. Во II в. до н. э. театр надстроен до 12 300 мест. Со стороны города территория свящ. участка, не имевшего ограждения, отделялась пропилеями, самые важные постройки были сосредоточены в зап. части: в IV в. сооружаются дошедшие до нас святилища Асклепия и Артемиды. Храм Асклепия - дорич. периптер с прекрасным скульптурным оформлением фронтонов: на зап. - амазономахия, на вост. - взятие Трои, - возможно, как и центр, акротерий в виде Ники, руки Тимофея, мастера декора Мавзолея. Храмовую статую делал Фрасимед с о-ва Парос. Пол храма из черно-белых мраморных плит имел тайник, в который через пасть бронзового змея бросали дары богу. На месте алтаря V в. в святилище Артемиды был построен храм дорич. ордера с ионич. интерьером и Никой на акротерий.

Е.А.С.

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (ок. 50 - ок. 140)

рим. философ-стоик, грек по происх. В молодости был рабом, затем отпущен на волю. Ученик Мусония Руфа. Жил в Никополе (Эпир). Э. ничего не писал, осн. формой выражения его филос. взглядов была беседа (диатриба). Этико-филос. концепция Э. известна из соч. его ученика Флавия Арриана.

Философия Э. почти целиком сводится к ряду морально-этич. установлений, согласно к-рым гл. задача человека заключается в сохран. внутр. независимости от любых внеш. обстоятельств и достижении духовной свободы путем последовательного исполнения всех зависящих от него обязательств, связанных с проявлением добродетели, и столь же последовательного отказа от заведомо неисполнимых предприятий. Этика Э. подразумевала аскетический образ жизни. .

М.О.

ЭПИКУР

ЭПИКУР - др.-гр. философ, основатель эпикуреизма, ученик Навсифана, последователь Демокрита. Род. на о-ве Самос в семье афинского колониста, в юности лереехал в Афины, где в 306 основал филос. школу, известную как «Сад Э.». Гл. соч. Э. «О природе» не сохран. До нас дошли 3 письма (Геродоту, Пифоклу и Менекею), в к-рых содержится изложение его атомистической концепции, учение о душе, астроном, воззрения и этич. взгляды, а также соч. «Главные мысли», представляющее собой собр. филос. афоризмов.

Усвоив атомистическую доктрину Демокрита, Э. дополнил ее рядом положений: учением о бесконечной делимости атомов и теорией случайных отклонений атомов от заданных траекторий, вслед, чего происх. их столкновения, т. е. образование чувственно-восприним. предметов. Э. отвергал сократический тезис о тождестве разума и добродетели и разум, миру - Логосу стоиков противопоставлял мир ощущений, основанный на удовольствии. Согласно Э., умозрит. знание и добродетель не явл. самоценными; достоверность первого проверяется ощущением, а пригодность второго - удовольствием. По мн. Э., чувственн. восприятие явл. источником подлинного знания постольку, поскольку оно связано с наслаждением. Само наслаждение Э. определял как отсутствие страданий, состояние полной душевной безмятежности, независимость от внеш. условий. В отличие от Аристиппа, Э. учил о ровном, постоянн. и неубывающем наслаждении, к-рое должно обеспечить человеку блаженную жизнь. Челов. душу Э. считал смертной и состоящей из особо тонких атомов и утверждал, что смерть не имеет к человеку никакого отношения («когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»). Э. признавал существование бессмертных богов, к-рые пребывают в вечном блаженстве в отдаленных «интермундиях» (пространствах между мирами) и не вмешиваются в жизнь людей. Последователем Э. был Лукреций, изложивший его учение в худож. форме.

М.О.

ЭПИЛЛИЙ

ЭПИЛЛИЙ (греч. epyllion - малый эпос)

в др.-гр. лит. небольшая поэма, написанная в гексаметрах на мифолог, тему. Жанр Э. ввели в лит. обиход представители александрийской поэзии, выступавшие против попыток возрождения героич. эпоса. Соотв. в Э. гл. интерес автора был сосредоточен не на подвигах легендарного героя, а на окружавшей его бытовой обстановке. Классич. пример Э. - «Гекала» Каллимаха, в к-рой внимание автора привлекает не Тесей, а приютившая его на ночь в своей убогой хижине бедная старушка Гекала. Бытовая детализация характерна и-для Э. Феокрита о детстве Геракла или подвигах Диоскуров.

В.Я.

ЭПИНИКИЙ

ЭПИНИКИЙ (греч. победная песнь)

песня в честь победителя в войне или в спортивных состязаниях. Э. писались по заказу общины или друзей и родственников победителя и исполнялись хором по его возвращении на родину. В Э. прославлялись как собств. достоинства победителя, так и доблесть его предков, рода, общины. Неотъемлемой частью Э. являлся миф, связанный с местом состязаний либо с родным городом победителя. Однако миф мог служить лишь иллюстрацией к сентенциям нравоучит. характера. Родоначальником жанра считается Симонид Кеосский, от к-рого не дошло до нас ни одного целого произв. Значит, количество Э. сохранилось от его мл. современника Пиндара.

Н.Ш.

ЭПИРРЕМА

ЭПИРРЕМА (греч. присловие, присказка)

в др.-гр. комедии составной элемент парабасы. Вместе с антэпирремой представляла собой речитатив предводителей двух полухорий.

Н.Ш.

ЭПИСОДИЙ

ЭПИСОДИЙ - в гр. трагедии и комедии речевая сцена между песнями хора. Мог включать диалоги, монологи, написанные, как правило, ямбич. триметром, реже - трохеич. тетраметром. В трагедии обычно насчитывалось три-четыре Э. В комедии их число могло быть значительно больше.

Н.Ш.

ЭПИСТИЛЬ

ЭПИСТИЛЬ - гр. термин для архитрава; балка, охватывающая пару колонн (см. ордер).

Е.А.С.

ЭПИСТОЛОГРАФИЯ

ЭПИСТОЛОГРАФИЯ (греч. epistole - письмо, grapho - писать)

«лит-ра писем», особый жанр др.-гр. и рим. лит. Первые дошедшие до нас образцы Э. (письма Исокрота, Платона, Демосфена - среди них не все подлинные), хотя и имеют конкретных адресатов, одн. предназначены для широкого круга читателей. Будучи связаны с полит, теорией их авторов и обществ, событиями эпохи, они могут быть отнесены к сфере публицистики. Рассуждения по вопросам философии (в т. ч. этики) составляли содержание писем Эпикура, Аркесилая, киников, к-рые носили, т. о., дидактический характер. Дидакт. Э. обрела со временем многочисл. последователей, постепенно вышла за рамки реальной переписки и стала условной формой филос. проповеди и науч. трактата. Письма, особ, на этич. темы, подчинились влиянию риторики, к-рая систематизировала и формализовала правила эпистолярного иск-ва и включила сочинение писем на заданную тему и от имени заданных лиц в систему обучения в ритор, школах. Такая практика привела к возникновению в гр. лит. эпохи рим. владычества, особ, в период расцвета 2-й софистики (I - III вв.), особого худож. жанра - фиктивного письма: псевдоист. писем, написанных от лица героев древности и представляющих собой биогр. эпистолярные повести; и лит. (Алкифрон, Элиан, Филострат), где эпистол, форма выступает как чисто художественный прием изобр. характеров и настроения, а сочинение взаимной переписки героев позволяет воссоздавать опред. ситуацию - так возникают зачатки эпистол, романа. В Риме образцы Э. известны с к. I в. до н. э. - это прежде всего подлинные письма Цицерона к его другу Аттику и к родным. Э. времен Рим. империи носит уже черты лит. условности, сводя к минимуму личности автора и адресатов. Для Сенеки Младшего в его «Письмах к Луцилию» главное - раскрытие своего филос. мировоззрения, а Плиний Младший сам издает свои письма. Э. позд. периода (IV - V вв.) - это гл. обр. подлинная переписка образованной верхушки гр. и рим. общ-ва (имп. Юлиан, Фронтон, Либаний и др.). Антич. Э. оказала огромное влияние на христианскую лит. (Послания отцов церкви).

И.К.

ЭПИТАЛАМИЙ

ЭПИТАЛАМИЙ - в др.-гр. мелике песнь, исполнявшаяся хором юношей и девушек перед входом в брачный покой (гр. thalamos) с пожеланием счастья молодым. Наиб, ранние образцы сохран. в фр-тах из стихотв. Сапфо. В рим. лит. известны Э., сочиненные Катуллом (стих. 61, 62, 64), а в более позднее вр. (IV - V вв.) - Авсонием, Клавдианом, Сидонием Аполлинарием.

В.Я.

ЭПИТОМА

ЭПИТОМА - форма лит. произв., появившаяся в IV в. до н. э. Представляла собой сокращенный вариант крупного, как правило, прозаич. соч. Пример - выполненная Юстином Э. соч. Помпея Трога.

Н.Ш.

ЭПИХАРМ

ЭПИХАРМ (2-я пол. VI - 1-я пол. V в.)

др.-гр. поэт, автор комедий. Жил в Сицилии, писал на дорийском диалекте, используя преим. ямбич. триметр. Ни одного цельного произв. не сохран., а из заглавий и незначит. по объему фр-тов свыше 35 комедий видно, что Э. впервые придал характер худож. целого с законч. сюжетом бытовым фарсовым и пародийно-мифолог. сценкам («Вакханки», «Одиссей-перебежчик», «Троянцы»). Осмеянию" подвергалась также филос. проблематика («Земля и море»), в т. ч. знаменитый тезис Гераклита: «Все течет». Э. первым вывел на сцену образ парасита («Надежда, или Богатство»), к-рый впосл. широко использовала «новая» аттич. комедия. Соч. Э. отличались блестящим использованием языковых средств (игра слов, неологизмы, антитезы), обилием поговорок. Известные в античности «Изречения» Эпихарма явл. в бол. части позднейшей имитацией.

В.Я.

ЭПОД

ЭПОД (греч.)

1) в антич. хоровой мелике ритмическая структура, присоединяемая к симметричным строфе и антистрофе;

2) в антич. поэзии произвел., написанное в перемежающемся ритме (напр., нечет, стихи - дактилич., четн. - ямбич. диметры). Дошли отрывки из Э. Архилоха и 17 Э. Горация.

В.Я.

ЭПОС

ЭПОС - поэтич. жанр, связанный в античности (за редким исключ.) с постоян. стихотв. размером - дактилич. гексаметром. Различаются след. осн. виды античного Э.: 1. Героический Э., у истоков к-рого стоят поэмы Гомера и примыкающий к ним по содержанию киклич. Э. (VIII - VI вв. до н.э.). С падением в V в. до н.э. мировоззренческого значения героич. Э. попытки его возрождения в эпоху эллинизма (III в. до н. э.) делаются в 2 направлениях: ученый мифолог. («Аргонавтика» Аполлония Родосского) и легендарно-ист. Э. (Риан). Ист. Э. находит для себя благоприятную почву в Риме, где интерес к его доблестному прошлому значительно перевешивает ориентацию на мифолог, образцы. Первым по этому пути идет Невий («Пуническая война», написанная еще сатурновым стихом), за к-рым следует Энний («Анналы»). Синтезом историко-мифолог. Э. становится в I в. до н. Э; «Энеида» Вергилия. В дальнейш. развитии (в I в. н. э.) рим. Э. представлено как мифолог. (Стаций), так и ист. направление (Лукан). Последний этап героич. Э. протекает снова в грекоязычной среде и завершается твор-вом Бонна и Квинта Смирнского. 2. Дидактический Э., к-рый, с од. ст., вырастает из стихотв. поучений и афоризмов, с др. - из стремления к систематизации космогонических и героич. мифов (Гесиод и приписываемые ему каталогообраз. поэмы). Ко 2-й линии примыкают в III в. до н. э. Арат и Эратосфен. Разновидностью дидакт. Э. явл. также филос. поэмы «О природе», в к-рых в VI - V вв. до н. э. излагают свои взгляды на становление мира Ксенофан, Парменид и Эмпедокл. Это направление достигает своей вершины в I в. до н. э. на рим. почве в поэме Лукреция. 3. Пародийный Э.: см. «Батрахомиомахия»

В.Я.

ЭРАТОСФЕН

ЭРАТОСФЕН (ок. 275 - ок. 195)

др.-гр. ученый и поэт. Происх. из Кирены, учился в Афинах у Аркесилая. Ок. 235 получил приглашение в Александрию, где занял должность гл. библиотекаря (на этом посту он сменил Аполлония Родосского) и воспитателя царского наследника (буд. Птолемея IV).

Труд Э. «География» не сохран., его содержание известно из соч. Страбона и Клеомеда. Э. впервые измерил окружность земного шара при помощи гномона (с ошибкой всего на 310 км), определил размеры ойкумены и сделал попытку провести на карте меридианы и параллели. В математике Э. принадлежит механическое решение задачи об удвоении куба и открытие простого способа выделения простых чисел из любого конёч. числа нечетных чисел, начиная с трех. В своем соч. «Хронография» Э. попытался систематизировать историю и установить достоверные даты важнейших событий, положив т. о. начало науч. хронологии. Науч. интересы Э. нашли продолжение в его худож. твор-ве. Ему принадлежала мифолог.-астроном, поэма «Превращения в звезды», ср. крупн. (ок. 1600 ст.) эпиллий «Гермес», где «биография» этого бога была к.-то образом увязана с учением о движении сфер, созвучном тонам изобретенной Гермесом лиры.

Л и т.: Дитмар А. Б. Родосская параллель. Жизнь и деятельность Эратосфена. М., 1965

В.Я., М.О.

ЭРЕТРИЯ

ЭРЕТРИЯ - др.-гр. город на о-ве Евбея. Сохран. древнейший Героон VIII в. до н. э., циклопическая кладка оборонительных стен VII в. с арочными воротами и подземным ходом, театр на 6500 мест, храм Диониса. Ок. 800 был построен храм Аполлона, в VI в. на его месте возводится частично сохран. храм Аполлона Дафнефора - дорич. периптер, во фронтоне которого изображен Тесей, сражающийся с амазонками.

Е.А.С.

ЭРЕХФЕЙОН

ЭРЕХФЕЙОН - храм на афинском Акрополе. Его строит-во было задумано одновр. с Парфеноном, осуществлялось по проекту 421 до н. э. в несколько приемов и было закон, в 407 - 406. Э. построен на месте нескольких святилищ, что отразилось в его структуре. Здание ионич. ордера с уникальным асимметричным планом, сложной пространств, композицией помещений и трех портиков, расположенных в разных уровнях. Ядро Э. - прямоугольник, крытый двускатной крышей, с фронтонами на вост. и зап. концах, без ясно выраженной лицевой стороны. С востока наос завершается ионич. портиком, ведущим в целлу Афины Полиады; два портика зап. части обращены на север и юг. С севера был вход в целлу Посейдона Эрехфея, можно было пройти туда и с юга, минуя портик кариатид, колонны к-рого заменены фигурами девушек. Все здание опоясывал фриз из темного камня с накладными белыми фигурами. До Павсания, назвавшего храм Эрехфейоном (II в. н. э.), он именовался «старым храмом» по Гекатомпедону («Стофутовому» храму Афины), часть функций к-рого принял. В Э. хранился ксоан Афины, ранее находившийся в Гекатомпедоне. Помимо того, в Э. были алтари Гефесту и герою Буту, могила легендарного царя Кекропа (под портиком кариатид?), с запада примыкало святилище Пандроссы.

Е.А.С.

ЭРИННА

ЭРИННА (к. IV в. до н. э.)

др.-гр. поэтесса. По преданию, умерла 19-летней, успев написать неск. эпиграмм и поэму «Прялка», посвященную памяти безвременно умершей подруги. Необычный характер этого произв. (дошел папирус, отрывок), предвещающего стилистические эксперименты эпохи эллинизма, определяется тем, что в кач-ве формы для сугубо личных переживаний избран гексаметр - традиционный размер эпоса.

В.Я.

ЭСХИЛ

ЭСХИЛ - др.-гр. драматург, «отец трагедии». Происх. из знат. рода в Элевсине, принимал участие в важнейших сражениях Греко-персидских войн: при Марафоне (490), Саламине (480) и, возм., Платеях (479). На состязании трагич. поэтов Э. выступил впервые в 500, первую победу одержал в 484. Впосл. еще 12 раз занимал 1-е место, а после смерти Э. (в Сицилии) было разрешено возобновлять его трагедии на правах новых драм. Введя 2-го актера и уменьшив роль хора, Э. превратил трагедию-кантату, какой она была еще у Фриниха, в трагедию - драмат. действие, в основе к-рого лежало жизненно важное столкновение личностей и их миропонимания. Еще большему углублению конфликта способствовало введение Э. в «Орестею», по примеру Софокла, 3-го актера. Всего Э. написал свыше 80 произв. (трагедий и сатировских драм), объединенных б. ч. в связные тетралогии. До нас дошли полностью 7 трагедий и значит, кол-во фр-тов. Надежно датируются трагедии «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467) и трилогия «Орестея» (458), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Плакальщицы», «Жертва у гроба») и «Евмениды». Трагедию «Молящие» («Просительницы») обычно относили к ранн. периоду твор-ва Э. После открытия в 1952 г. папирусного отрывка дидаскалии к трилогии «Данаиды» (в состав к-рой входили «Молящие») больш-во исследователей склонны датировать ее 463, одн. худож. особенности «Молящих» больше согласуются с нашим представлением о твор-ве Э. в сер. 70-х, а дидаскалия могла относиться к посмертной постановке. Нет единогласия также в определении даты «Прометея прикованного»; его стил. черты говорят скорее в пользу позд. датировки.

Идейное содержание твор-ва Э. и худож. особенности его драм отражают, с одн. ст., процесс окончательного оформления афин. демократического полиса во 2-й пол. V в., с др. - завершение стил. традиций др.-гр. архаики и переход к иск-ву зрелой классики. В мировоззренческом плане для Э. характерно глубокое убеждение в конечной разумности космоса, существующего по законам вечной справедливости под наблюдением бессмертных богов. Челов. деяния могут на время пошатнуть это божеств, устр-во, подводя его к опасной черте, но они же способствуют его возвращению в первонач. состояние. С этой т. зр. толкуется Э. сама ист. реальность, свидетелем к-рой он был: в «Персах» Э. видит причину победы гр. флота и поражения персов при Саламине не только в превосходстве афин. демократической государственности над вост. деспотизмом, но и в преступной гордыне Ксеркса, посмевшего посягнуть на естеств. (и потому божеств.) порядок вещей. При этом попытка нарушить исконное соотношение природных стихий может возникнуть только вследствие умств. заблуждения Ксеркса, к-ромуА противостоит разумность объективно существующего мира. Временное преобладание иррациональных челов. побуждений над естеств. нравственными нормами лежит в основе конфликта, пронизывающего трагедию «Семеро против Фив» - заключ. часть несохранившейся «фиванской трилогии». Отцовское проклятье, тяготеющее над Этеоклом, побуждает его к нечестивому братоубийственному поединку, но герой принимает свое решение в состоянии крайней одержимости, к-рая приводит к торжеству, объективной необходимости, требующей пресечения преступного рода Лаия и Эдипа. Известная однозначность конфликта в «Персах» уступает место в «Семерых...» осознанию диалект, противоречивости мира, в к-ром один и тот же поступок м. б. одновременно и справедливым и преступным. В наиб, закон, форме трагическая диалектика мира выявляется в «Орестее», подводящей итог всему твор-ву Эсхила. Агамемнон, возглавив поход против Трои, выступает как справедливый мститель за преступление Париса, поправшего божеств, закон гостеприимства. Одн. ради успешного исхода войны царь приносит в жертву собственную дочь Ифигению, не говоря уже о десятках своих соотечественников. Разорение Трои за вину Париса делает самого Агамемнона виновным перед лицом высшей справедливости и дает основание его неверной супруге Клитеместре истолковать убийство мужа как расплату за пролитую им кровь. При этом показательно, что Агамемной и Клитеместра, как и Этеокл, принимают решение или совершают кровопролитие в состоянии умственного исступления, потери контроля над разумом. Новая ступень трагич. конфликта - убийство Клитеместры ее сыном Орестом, мстящим за отца; в этом поступке собств. побудительные мотивы Ореста сливаются с божеств, пророчеством, исходящим из уст Аполлона и получающим одобрение богини Афины. Окончат, решение принадлежит, одн., голосу афин. граждан в лице ареопага, созываемого Афиной специально для рассмотрения дел о кровопролитиях в пределах рода. Так архаич. закон возмездия («око за око») уступает место гос. органу, к-рый призван блюсти заповеди божеств. Справедливости. Трагедия «Прометей прикованный» отражает др. направление мировоззренческих поисков Э., ведущих к отказу от антропоморфного образа Зевса. В «Прометее» владыка богов, деспотически карающий гл. героя за благодеяния, оказанные им челов. роду, и преследующий нечестивой страстью аргосскую жрицу Ио, очень далек от того идеального судьи, к-рый осуществляет предписания мировой Справедливости в «Орестее». В не дошедшем до нас «Прометее освобождаемом» Зевс, судя- по сохран. фр-там и антич. свид-вам, наделялся уже иными свойствами: ему приписывалось внедрение в челов. общ-во нравственных устоев, к-рыми дополнялись материальные блага, дарованные людям Прометеем. В образе самого Прометея получает также завершение один из центр, для Э. вопросов человеческого поведения - ответственность героя за принимаемое им решение. Одн. Прометей отличается от др. персонажей Э. тем, что он наделен даром пророчества, заранее знает о грозящих ему муках и тем не менее отвергает любое соглашение с Зевсом. Благодаря этому внешне статичная трагедия наполняется огромным внутр. напряжением, а самый образ Прометея, как и др. героев Э., приобретает монументальное величие.

В стил, плане дошедшие трагедии Э. демонстрируют мастерское владение приемами архаич. повествования (композ. симметрия, рамочная структура, лексич. скрепы) и их преодоление с целью подчинения элементов архаич. техники новому единству. Так создается фронтонная композиция отдельной трагедии, в к-рой части, расположенные симметрично вокруг центр, ядра, объединяются лексическими и ритмическими скрепами, а также целой системой лейтмотивов. В «Орестее» фронтонная структура в свою очередь преодолевается благодаря динамической устремленности действия к кульминации, перемещающейся в каждой трагедии из центра к ее завершению. Особо следует отметить язык Э.: он отл. возвышенностью, смелыми речевыми образами, слож. определениями, неологизмами, причем от ранних трагедий к поздним возрастает содержательность языковых характеристик. Своим твор-вом Э. заложил основу для афинской драмы, где опыт «отца трагедии» использовался и переосмыслялся его преемниками - Софоклом и Еврипидом.

В.Я.

ЭСХИН

ЭСХИН (389 - 314)

др.-гр. оратор и полит, деятель. Сын школьного учителя. Снач. был актером, затем оставил сцену и занялся полит, деятельностью, став со временем главой промакедон. группировки в Афинах. В 343 был обвинен Демосфеном в предательстве во вр. переговоров о заключении мира с Филиппом Македонским и был оправдан только незначит. числом голосов. В 336 один из сторонников Демосфена Ктесифонт внес предложение о награждении его за заслуги перед отечеством золотым венком. Э. «воспротивился этому, выдвинув возражения как по существу, так и по процедурным вопросам. Процесс долго откладывался и состоялся лишь в 330. Э. в своей речи на суде доказывал, что Демосфен не достоин чести быть увенчанным, т. к. его политика оказалась пагубной для Афин. В ответной речи Демосфен дал оценку всей своей гос. деятельности. Э. потерпел поражение и вынужден был отправиться в изгнание на о-в Родос. Там он стал учителем риторики. От Э. сохран. три речи, причем две из них относятся к упомянутым процессам, от к-рых дошли также речи Демосфена, что позволяет сопоставить воззрения противников и их оратор, мастерство. Стиль Э. отличается простотой, остроумием, изяществом и ясностью.

Н.Ш.

ЭТРУССКОЕ ИСКУССТВО

ЭТРУССКОЕ ИСКУССТВО - произведения монументального и декоративно-прикладного иск-ва, созданные этрусками, населявшими Сев. и Центр. Италию в I тыс. до н. э. Заимствуя мн. элементы в культуре Др. Греции и гос-в Передней Азии, этруски создали особый худож. язык. Основным источником реконструкции общей картины развития Э. и. служат материалы раскопок некрополей. Памятники раннего периода Э. и. (IX - VIII вв.) во мн. связаны с культурой Вилланова (урны биконической формы) и представлены гл. обр. керамикой - сосудами импасто (IX - VII вв.) разнообразных форм, с гравированным или лепным декором, вазами геометр, стиля (2-я пол. VIII - VII в., мастерские в Вейях, Вульчи, Тарквиниях), в росписях к-рых чисто геометр, мотивы иногда соединяются с фигурами птиц, рыб («стиль метоп»), а также многочисл. предметами вооружения из бронзы и железа. Об архитектуре этрусков ранн. периода можно судить по погребальным урнам в виде хижин. Древнейшие остатки храмов, развившихся из открытых оград-святилищ, относятся к VI в. Классич. этрусский храм, на высоком каменном подиуме с лестницей на торцовой стороне, почти квадратный в плане, состоял из трех расположенных рядом целл (посвящ. триаде верховных божеств - Тинии, Уни, Менрве), открывавшихся в глубокий портик с двумя рядами колонн. Стены, колонны (сырцовый кирпич, дерево), углы фронтонов, выступы балок, гребень крыши украшались терракотовыми рельефными плитами, антефиксами, отдельными фигурами, ярко раскрашенными (Аполлон из Вей, VI в. до н.э.). Сами фронтоны вплоть до эпохи эллинизма оставались пустыми. Архит. терракоты с изображениями Горгоны Медузы, Ахелоя, менад, сатиров, морских чудовищ имели апотропеическое (отвращающее зло) значение. Изготовлявшиеся в мастерских Цере, Тарквиний, Фалерий, Орвьето, Капуи антефиксы V в. свидетельствуют о сильном влиянии гр. иск-ва, способствовавшего постепенному изменению общего характера декора храма (появл. высокий рельеф, круглая скульптура, в т. ч. во фронтонах); во II - I вв. храмы, уже из камня, теряют специфически этрусские черты. Хорошо сохран. инженерные сооружения этрусков - городские укрепления, мосты, дороги, каналы (Архитектура римская). Некрополи имитировали планировку городов. Гробницы разнообразны по типам и размерам: псевдокупольные; одно- и многокамерные, перекрытые курганом-тумулусом с каменным основанием-крепидой (VII в.); вырубленные в скале (VI - II вв.); сложенные из каменных блоков с двускатной крышей и т. д. Со 2-й пол. VII в. стены гробниц покрывают росписями (эпизоды из гр. мифов, гомеровского эпоса, погребальные игры, пиры, сцены охоты), осн. содержанием к-рых была идея посмертного преображения. В VII - VI вв. они проникнуты настроением радости, безмятежности, их контурный рисунок порой неловок, но всегда живой и выразительный, а краски яркие, подчас пестрые; с V в. появляются и ко II в. доминируют трагич. темы, настроение безысходности; мастера, свободно владея всеми живопис. приемами, акцентируют внимание на эмоциональной характеристике героев. Иногда росписи заменялись рельефами. В гробницу (в VII - нач. VI в. индивидуальную, с VI в. - семейную) помещалась урна-канопа с прахом умершего, увенчанная крышкой в виде фигуры, позже - головы человека, трактованной обобщенно и в то же вр. индивидуально; эта линия будет продолжена в терракотовых т. н. вотивных (посвятительных) головах, в к-рых видят один из истоков рим. скульптурного портрета. Урны были и в виде сидящей мужской, женской фигуры; в к. VI в. их сменяют саркофаги - большие, в виде ложа с возлежащим на крышке умершим или супружеской четой (Цере), и маленькие, прямоугольные ящички с двускатной крышкой-кровлей и рельефными стенками (гр. мифы, троянский, фиванский циклы, из к-рых выбираются самые трагич. моменты; Кьюзи); терракотовые или каменные (туф, травертин, алебастр), часто раскрашенные, они существуют вплоть до I в. до н. э. Монумент, скульптура, связанная почти исключ. с погребениями, в Э. и. особого развития не получила. Ранние ее образцы - анималист, и миф. фигуры - стражи могил; изображения человека в архаич. скульптуре редки. В Вульчи (VIII в. - ок. 520 до н. э.) преобладает круглая скульптура, в Кьюзи (2-я пол. VI - нач. V в.) рельеф - фризы животных, сцены погребальных обрядов, украшающие урны, саркофаги, надгробия, обычно из камня, крайне редко - из бронзы. Мелкая бронзовая пластика этрусков, великолепных мастеров торевтики, обильна и разнообразна - статуэтки юношей-воинов (VIII - V вв.), Геракла (к. VI - IV вв.), жрецов, молящихся (IV - II вв.); предельно обобщенная трактовка тела, равнодушие к строгой логичной структуре его построения, тяготение к слитности всех частей сочетается с тщательной проработкой деталей. Фигурки людей, животных широко использовались и как детали украшения шлемов, треножников, котлов, другой утвари, имея двойную функцию - декоративную и символическую. Особое место в Э. и. принадлежит бронзовым зеркалам и цистам - высоким цилиндр, шкатулкам, стенки к-рых украшены тончайшей гравировкой (мифолог, сцены), с фигурными ножками и ручками. Формы металл, сосудов воспроизводит специфически этрусская керамика буккеро (VII - VI вв.), приобретавшая при особом режиме обжига черный цвет глины, с гравированным (сер. - 2-я пол. VII в.) или рельефным (VI в.) декором. В к. VII в. получает развитие т. н. этрусско-коринфская керамика, подражавшая вазам Коринфа (мастерские в Цере, Вульчи); с сер. VI в. ее сменяют чернофигурные сосуды, в формах и характере росписи к-рых аттич. черты соседствуют с местными (преобладают изобр. животных, миф. существ). Специфически этрусскими являются т. н. псевдокраснофигурные вазы (490/480 - IV в., рисунок белой или красной краской поверх черного лака), предшествовавшие собств. краснофигурным (сер. V - IV вв., Вульчи, Кьюзи, Фалерии). Росписи последних, особенно на мифолог, сюжеты, не отличаясь бол. мастерством исполнения, поражают экспрессией, выразительностью поз и жестов, динамикой композиций. Великолепны ювелирные изделия "этрусков - серьги, фибулы. Начиная с III в. Э. и. постепенно приходит в упадок.

Лит.: Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. М., 1988; Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983; Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990

О.Т.

ЭФЕС

ЭФЕС - др.-гр. город, основан ионийцами в X в. до н. э. После походов Александра Македонского Э. становится богатейшим городом М. Азии. Наиб, известен был храм Артемиды - одно из семи чудес света, самый большой храм эллинского мира, сожженный в IV в. Геростратом. Город прекрасно сохран.: улицы, дома, библиотека, гимнасий, огромный стадион и театр - грандиозная постройка на 24 000 мест, начатая в эпоху эллинизма и законченная в рим. эпоху

Е.А.С.

ЭФОР

ЭФОР - др.-гр. историк. Род. в Кимах (М. Азия). Обучался в Афинах у Исократа. Был сторонником афин. демократии. Гл. труд Э. - «Всеобщая история» (в 30 кн.), где описывались события со времен вторжения дорийцев в Пелопоннес до 340. Соч. Э. носило универсальный характер и представляло собой изложение всей гр. истории. В нем много места было уделено географии, культуре разных народов, их нравам и обычаям. Взгляды Э. в области ист. критики порой вполне правильны и заслуживают внимания. Хотя для последующих поколений труд Э. служил осн. источником по истории Греции, до нас дошли лишь фр-ты.

Е.С.

ЭХИН

ЭХИН (греч.)

круглая, расширяющаяся кверху нижняя часть дорийской капители, или соответствующая орнаментальная часть др. ордеров.

Е.А.С.

Предыдущая страница Следующая страница