Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАЛЛ, ГАЙ КОРНЕЛИЙ

ГАЛЛ, ГАЙ КОРНЕЛИЙ - рим. поэт, основоположник любовной элегии. Г. К. род. в Цисалышйской Галлии, был школьным товарищем Августа, занимал высокие гос. должности. Покончил с собой, будучи обвиненным в злоупотреблении властью. Принадлежал к мл. поколению неотериков, переводил «ученые» стихотв. Евфориона Халкидского. Свои элегии посвятил мимической актрисе Кифериде, воспетой им под именем Ликориды. От 4 кн. любовных элегий Г. К. ничего не дошло. Имя Г. К. фигурирует в VI и X эклогах Вергилия.

Е.О.

ГЕКАТЕЙ

ГЕКАТЕЙ (ок. 540-480)

др.-гр. историк, представитель ранней гр. историографии, предшественник Геродота; происх. из Милета. Автор 2 трактатов: «Описание земли» и «Родословные», от к-рых сохранилось ок. 370 фр-тов. В 1-м соч. содержались геогр. сведения о Европе, Азии и Африке. 2-е соч. имело ист.-мифолог. характер и заключало в себе легендарную историю героич. периода. Г. - составитель одной из первых геогр. карт. В его трудах прослеживаются зачатки ист. критики, хотя и очень наивной. Гл. заслуга Г. состояла в том, что в его соч. наметился переход от изложения местных событий к всемирной истории.

Е.С.

ГЕКСАМЕТР

ГЕКСАМЕТР (греч. ἑξάμετρον)

шестистопный стихотв. размер. В античности наибол. распространение получил дактилический Г., к-рый использовался в эпосе. В первых четырех стопах дактиль мог заменяться спондеем. Последняя - спондей или усеченный дактиль.

Схема: -UUI-UUI-UUI-UUI-UUI-U.

Н.Ш.

ГЕЛИОДОР

ГЕЛИОДОР (III или IV в. н. э.)

др.-гр. писатель, автор романа «Эфиопика» в 10 кн., самого бол. и, no-вид., самого позд. из полностью сохранившихся гр. любовных романов. Сюжет его включает все компоненты построения действия в произв. подобного жанра. Приемная дочь дельфийского жреца, девушка ослепительной красоты Хариклея и прибывший на праздник в Дельфы прекрасный юноша Феоген влюбляются друг в др. Гостящий там египет. жрец Каласирид, прочитав эфиопские знаки на повязке Хариклеи, узнает тайну ее рождения и советует влюбленным бежать в Эфиопию, где Хариклея сможет избежать грозящего ей в Дельфах брака. После длительных и разнообр. приключений, к-рые молодые люди претерпевают вместе и порознь, они попадают в Эфиопию, где царь Гидасп предназначает их в жертву богам. Но выясняется, что Хариклея - дочь самого царя. Т. о., все благополучно разрешается. Используя все приемы любовного романа, Г. отказывается от последовательного изложения сюжета, а начинает его с момента, близкого к развязке. О предшест. событиях рассказывает в неск. эпизодах жрец Каласирид. Этот прием, а также использование театр, эффектов придают особую живость повествованию. Роман Г. явл. в знач. степени эталоном гр. романа. Необыкновенно привлекательные гл. герои, воспринимаемые как воплощение идеальной любви, искусное сочетание занимательного сюжета, интересных сведений в духе 2-й софистики из разл. областей знаний (напр., рассказы об экзотических животных, в т. ч. о жирафах, о египет. и эфиопских письменах, об удивительном камне пентарбе и т. п.) с серьезными экскурсами в обл. религии, философии и морали сделали роман Г. интересным чтением для разл. читательских кругов.

Соч.: Эфиопика. М., 1965.

Я.Ш.

ГЕЛЛАНИК ЛЕСБОССКИЙ (МИТИЛЕНСКИЙ)

ГЕЛЛАНИК ЛЕСБОССКИЙ (МИТИЛЕНСКИЙ) - др.-гр. историк, современник Геродота и Фукидида, происх. из Митилены. Г. - последний по времени из логографов. Написал ок. 30 произв., от к-рых до нас дошло ок. 180 фр-тов. Г. собрал и привел в систему огромный материал по мифической истории Греции. Следуя традиц. приемам логографов, он все свое внимание уделил миф. преданиям об основании отдельных гр. общин или генеалогиям. Мифы и сказания были у него изложены сухим прозаич. языком. Послед, историки (Фукидид, Страбон) неоднокр. порицали Г. за неточность изложения событий.

Е.С.

ГЕЛЛИЙ, АВЛ

ГЕЛЛИЙ, АВЛ - рим. писатель, автор соч. «Аттические ночи». Завершая в Афинах свое филос. и ритор, образование, долгими зимними вечерами (отсюда и назв. труда) Г. делал выписки из мн. произв. писателей и философов. Дав этим выпискам обрамление в виде небол. зарисовок из жизни образованного общ-ва Афин и Рима и снабдив подробным оглавлением, автор предложил их читателю. Материал дан бессистемно, без крит. осмысления; гл. ценность его в цитатах более чем из 200 античных писателей, произв. многих из них до нас не дошли.

Я.Ш.

ГЕММА

ГЕММА - драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выпуклым (камея) изображением (см. Глиптика).

О.Т.

ГЕРАКЛ (ГЕРКУЛЕС)

ГЕРАКЛ (ГЕРКУЛЕС) - герой др.-гр. мифологии, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. В день появления Г. на свет Зевс поклялся, что младенец из его потомков, родившийся сегодня, будет править в Микенах и над соседними народами. Тогда Гера задержала роды Алкмены и ускорила рождение Еврисфея, правнука Зевса. Связанный клятвой Зевс не мог помешать тому, что Г. долгие годы повиновался Еврисфею. Отличавшийся необыкн. силой Г. еще в колыбели задушил двух огромных змей, посланных Герой. В юности Г. убил киферонского льва, наводившего ужас на окрест., победил орхомен-ского царя, угнетавшего Фивы, за что получил в жены дочь фиванского царя. Охваченный безумием, насланным на него Герой, Г. убил своих детей, после чего отправился в Дельфы, где получил предписание поселиться в Тиринфе на службе у Еврисфея и исполнять его поручения; в конце жизни ему было обещано бессмертие. По приказу Еврисфея Г. и совершил свои знаменитые 12 подвигов. 1. Убил Немейского льва, задушив его, т.к. лев был неуязвим для стрел. Шкура льва с тех пор служила Г. плащом. 2. Умертвил Лернейскую гидру, чудовище с 9 головами, причем на месте каждой отрубленной головы вырастали 2 новые. Помог Г. его племянник, прижигавший факелом раны гидры. В желчь гидры Г. окунул свои стрелы, сделав их ядовитыми, а раны от них незаживающими. 3. Поймал золоторогую меднокопытную Кериней-скую лань, принадлежавшую Артемиде. 4. Поймал живым Эриман-фского вепря, загнав его в глубокий снег. По пути в Эриманф Г. вступил в битву с кентаврами. 5. Очистил от навоза огромный скотный двор царя Авгия, изменив течение двух соседних рек и пустив их через стойла. 6. Изгнал из Аркадии Стимфалийских птиц, имевших медные перья и убивавших ими, как стрелами, людей. 7, Доставил Еврисфею свирепого Критского быка. 8. Пригнал кобылиц фракийского царя Диомеда, кормившего их человеческим мясом. 9. Добыл для дочери Еврисфея пояс царицы амазонок. 10. Доставил в Микены коров трехтелого великана Гериона, обитавшего на крайнем западе. 11. Добыл там же золотые яблоки вечной молодости, охранявшиеся Гесперидами. С этим подвигом связаны мифы о победе Г. над Антеем и об освобождении Прометея. 12. Посл., подвиг Г. - путешествие в подземное царство, где он одолел трехглавого пса Кербера и привел его к Еврисфею, а затем, по его приказу, вернул обратно. Многочисл. мифы о дальнейшей судьбе Г. рассказывают уже не о победах над чудовищами, а о воен. походах, взятии городов, рождении детей, потомки к-рых царствовали в разл. гр. гос-вах. Г. участвовал в походе аргонавтов, предпринял войну против обманувшего его царя Трои Лаомедонта и убил его и всех его сыновей, кроме Приама. Погиб Г. от отравленного хитона, к-рый прислала ему в приступе ревности его жена Деянира. Яд проникал сквозь кожу и причинял Г. невыносимые страдания, заставившие его броситься в огонь. Зевс сделал Г. бессмертным и взял его на Олимп. Культ Г. как бога и как героя был широко распространен по всему гр. миру. В Италии Г. почитался под именем Геркулеса, и здесь ему были приписаны новые подвиги. Рассказы о Г. получили широкое распространение в античной лит.: отд. эпизоды из его жизни упоминаются уже в «Илиаде»; на мифах о Г. основаны сюжеты трагедий «Трахинянки» Софокла, «Геракл» и «Гераклиды» Еврипида, «Геркулес в безумье» и «Геркулес на Эте» Сенеки Мл. Г. - популярнейший герой антич. изобр. иск-ва: его подвиги были представлены на метопах сокровищницы афинян в Дельфах, храма Зевса в Олимпии, в вазописи, в произв. мелкой пластики, мозаики, на помпейских фресках.

И.К.

ГЕРАКЛЕЯ ПОНТИЙСКАЯ

ГЕРАКЛЕЯ ПОНТИЙСКАЯ - др.-гр. город на южн. берегу Понта (Черное море), колония Мегары; в свою очередь основала Херсонес Таврический.

Е.А.С.

ГЕРАКЛИД

ГЕРАКЛИД (IV в. до н. э.)

др.-гр. философ-платоник. Происх. из Гераклеи Понтийской (М. Азия). Был одним из возможных претендентов на место главы платоновской Академии после смерти Спевсиппа, но уступил Ксенократу. От соч. Г. до нас дошли немногие фр-ты. Г. отрицал бессмертие души, его учение представляло собой сочетание атомистики Демокрита и пифагорейского платонизма: атомы у Г. управляются божеством (платоновский Нус) и оказывают воздействие друг на др., их движение лишено хаотичности. Антич. свид-ва говорят о парадоксальном характере многих суждений Г. По преданию, он впервые выдвинул гипотезу о гелиоцентрической модели мира.

М.О.

ГЕРАКЛИТ

ГЕРАКЛИТ - др.-гр. философ. Род. и жил в Эфесе. По свид-ву Диогена Лаэртского, не был ничьим учеником (нек-рые утверждают, что он слушал Ксенофана и Гиппаса-пифаго-рейца). Гл. соч. Г. - «О природе» - дошло до нас в разл. фр-тах и интерпретациях. За неясное местами изложение его взглядов антич. традиция нарекла Г. Тёмным.

Началом сущего,первоэлементом Г. назвал огонь. Все вещи (обменный эквивалент огня) возникают из него путем разрежения и сгущения в силу противоположности. Вселенная конечна, и космос един. Он рожд. из огня и вновь сгорает дотла через опред. периоды времени. Происходит же это согласно судьбе. Та из противоположностей, к-рая ведет к возникновению,- война, та, что к сгоранию, - мир. В отличие от хаотического начала Анаксимена (воздух), начало Г. содержит в себе, кроме хаотичности, отношение к миру и направленность. Единственный из всех элементов, огонь не пребывает сам по себе, но живет жизнью другого, символизируя антагонист, природу космоса и его постоянное движение. Г. ввел новое понятие - Логос (Слово). Это говорящий сам с собою космос, принцип разумного единства мира, к-рый упорядочивает мир при помощи смешения противополож. начал и становится тем самым всеобщим, единым, через к-рое, по словам Г., можно познать всё. Судьба у Г. тождественна необходимости, ее сущностью явл. разумный Логос, к-рый пребывает в некоем особенном (конкретном) космосе. В отличие от подвижного, уничтожимого космоса, этот - «один и тот же для всех», его никто не создал, он всегда был, есть и будет; он также подвержен изменению, но не возникает и не уничтожается. Ничто не обладает истинным бытием, находясь в постоянном становлении, кроме организующего это становление Логоса, т. е. посредством ощущений познать мир нельзя, он 'умопостигаем лишь через Логос. Челов. разум и разумный Логос, по Г., имеют общую природу, но Логос существует в вечности и управляет космосом, моментом к-рого явл. человек. Челов. речь неадекватна текущему космосу, она вносит разлад в космическую речь («Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»). Все изменяется, и челов. понятия и имена перестают соответствовать божественным и не выражают сути вещей. Насколько можно судить, Г. был противником демократического устройства и предпочитал монархию или аристократию. Этика Г. подразумевала аскетизм. Целью жизни Г. считал облегчение страданий, к-рые неизбежно испытывает человек, проходя через мировую вражду и не будучи в состоянии проникнуться космич. разумом. Одн. живущий согласно природе и Логосу может, достигнув божеств, просветления ума, «нечаянно» приобщиться к Логосу и стать богом при жизни.

М.О.

ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ

ГЕРАКЛ ФАРНЕЗЕ - колоссальная мраморная статуя в Неаполе, изобр. Г. после свершения подвигов. Копия с бронзового оригинала работы Лисиппа (ок. 320 до н.э.), no-вид., стоявшего на рыночной площади в г. Сикионе (Пелопоннес).

Д.М.

ГЕРА САМОССКАЯ

ГЕРА САМОССКАЯ - мраморная архаическая статуя в Лувре (ок. 560 до н.э.). Посвящение Херамия в Герайон на Самосе.

Д.М.

ГЕРКУЛАНУМ (ГЕРКУЛАНЕУМ)

ГЕРКУЛАНУМ (ГЕРКУЛАНЕУМ) - рим. город на побережье Неаполитанского зал.; погиб при извержении Везувия в 79 н. э. Г. имел регулярную планировку с улицами шир. 5 - 7 м, тротуарами, перекрытыми лоджиями, фонтанами на перекрестках, развитой системой канализации. Раскопки Г. (частично лежащего под совр. г. Резина), начатые в XVIII в., продолжаются до сих пор. Удалось восстановить перекрытия, вторые этажи домов, обстановку комнат, мастерских квартала ремесленников. Театр эпохи Августа (2 500 мест), римского типа, украшенный скульптурой и живописью, особенно пострадал от варварских раскопок XVIII в. В домах традиц. атриумного типа и т. н. панорамных домах сохран. орнаментальные мозаичные полы, росписи стен. Знаменита вилла Папирусов (II в. до н. э. - I в. н. э.), принадлежавшая Луцию Кальпурнию Писону, где в перистиле было найдено 60 бронзовых статуй, в т. ч. копия «Отдыхающего Гермеса» Лисиппа, «Пьяный вакх», «Спящий сатир». В б-ке уцелело ок. 2 000 папирусов (в т. ч. почти все сочинения Филодема), частично прочитанных.

О.Т.

ГЕРМА

ГЕРМА - в Др. Греции первонач. каменный столб, увенчанный головой или бюстом божества, чаще всего Гермеса и Гекаты. Г. ставились на перекрестке дорог и у входа в дом с целью отвратить беду от путника и жильцов. С IV в. до н. э. Г. - портретные изобр. великих людей. Известны также двойные Г.: бюсты Гомера и Архилоха, Геродота и Фукидида, двуликого Януса и даже трехликого Диониса (молодого, зрелого, старого), а также Г. Гекаты в окружении хоровода харит.

Е.А.С.

ГЕРМЕСИАНАКТ

ГЕРМЕСИАНАКТ (ок. 300 до н. э.)

др.-гр. поэт, представитель александрийской поэзии. Род. в Колофоне, своим наставником считал Филита. Продолжая линию мифолог, повеств. элегии, начатую Антимахом и Филитом, Г. опубликовал собр. элегий в 3 кн., озаглавленное по имени его (мнимой?) возлюбленной - «Леонтион». Содержание сб. составляли любовные истории, чаще всего с трагич. концом; из кн. 3 сохран. курьезный каталог (ок. 100 ст.) миф. и ист. любовных пар, создающий впечатление сознательной лит. игры. В этом же русле недавно найденный на папирусе отрывок эллин, элегии, автором к-рой, скорее всего, был Г. В отрывке содержится угроза некоему фиктивному противнику расписать посредством татуировки его голову и тело картинами на мифолог, темы.

В.Я.

ГЕРМЕС С МЛАДЕНЦЕМ ДИОНИСОМ

ГЕРМЕС С МЛАДЕНЦЕМ ДИОНИСОМ - мраморная статуя, найденная в Олимпии в 1877. По-вид., представляет собой оригинал работы Праксителя (ок. 340 - 330).

Д.М.

ГЕРМОГЕН

ГЕРМОГЕН (ок. 160 - III в.)

др.-гр. ритор. Род. в Тарсе (М. Азия). Сохран. 3 соч., к-рые по традиции носят назв. «Риторика». Наиб, значит, трактат - «О типах речи», где рассматриваются классич. образцы речей и выделяются семь качеств стиля, к-рые в полн. мере представлены лишь у Демосфена. «Риторика» получила широкое распространение в школьной практике поздн. античности и византийской эпохи.

Р.3.

ГЕРОД

ГЕРОД (Геронд; 1-я пол. III в. до н. э.)

др.-гр. поэт, представитель александрийской поэзии. Биография Г. неизвестна. Из его произв. можно заключить, что он жил на о-ве Кос и в Александрии. До к. XIX в. Г. был известен только по незнач. фр-там; папирусная публ. (1891) принесла текст 8 мимиамбов Г. (посл. - в плохом состоянии) - коротких бытовых сценок из жизни средних и низших слоев об-ва. Судя по упоминаемым в них реалиям, произв. Г. написаны между 275 и 265. Персонажи Г. целиком принадлежат своей обществ, среде. Это сводник, к-рый жалуется в суде на разбой, учиненный в его заведении; ревнивая госпожа грозит расправой изменившему ей рабу-любовнику; старуха-сводня пытается совратить молодую женщину; сапожник расхваливает перед посетительницей свой товар. В речи персонажей много натуралист, подробностей и вульгаризмов. Особняком стоит плохо сохранившийся мимиамб «Сон», содержавший, no-вид., полемику Г. по вопросам твор-ва. Произв. Г. написаны на малодоступном его современникам архаич. ионийском диалекте VI в. до н. э., к-рый он заимствовал вм. с размером (холиямб) у Гиппонакта. Т. о., мимиамбы Г. были рассчитаны скорее всего не на сценич. воплощение, а, как и мимы Феокрита, на чтение в кругу избр. публики, способной оценить языковое и стил. мастерство автора.

Соч.: Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы. М., 1964 (то же - М., 1984)

В.Я.

ГЕРОДОТ

ГЕРОДОТ (490/480 - 430/424)

др.-гр. историк. Род. в Галикарнассе (М.Азия). Принадлежал к знатной и богатой семье, принимал активное участие в полит, жизни своей родины, но был вынужден покинуть ее. В нач. 40-х предпринял ряд путешествий по разл. районам Греции и Персидского ц-ва. Побывал также в Вавилоне, М. Азии, Египте, Фракии, Скифии, на о-вах Эгейского моря, в Южн. Италии и Сицилии. Длительное пребывание в Афинах, близость к Периклу и его кружку оказали решающее влияние на формирование полит, взглядов Г.: к демокр. строю Афин Г. относился с большим сочувствием. Из Афин Г. переселился в Фурии (Южн. Италия). Место его смерти неизвестно. Основной труд Г., дошедший до нас, условно наз. «История» и касается событий почти всего мира, извест. грекам того времени. Александрийские ученые разделили его на 9 кн., каждая из к-рых носит имя одной из муз: I - Клио; II - Евтерпа; III - Талия; IV - Мельпомена; V - Терпсихора; VI - Эрато; VII - Полигимния; VIII - Урания; IX - Каллиопа. В основу «Истории» положена идея о древ, вражде между эллинами и вост. народами, между Европой и Азией. Цель своего труда Г. видел в том, чтобы не были забыты деяния и подвиги, совершенные как эллинами, так и варварами, и чтобы не потеряла своего величия та причина, по к-рой они начали войну. Весь материал он располагает вокруг единой темы: борьбы между Европой и Азией, приведшей к Греко-персидским войнам. В рамки этой темы Г. вводит рассказы о разл. странах, по мере того как они входят в поле зрения его повеств. Г. начинает «Историю» с покорения ионийских городов персами, рассказывает историю Лидии до этого момента. Повествуя о желании Креза, лидийского царя, войти в дружбу с самыми сильными эллинскими племенами, Г. делает экскурс в историю Афин (с Солона) и историю Спарты (с Ликурга). Изложение истории Перс, державы заставляет Г. включить в свой труд сведения о Вавилоне, Египте, Скифии, Ливии и Фракии. С 5-й кн. «История» повествует о Гр.-перс. войнах, три последние кн. посвящены кульминационному пункту этой войны - походу Ксеркса. Осн. идея этой части - прославление афинян как «спасителей Эллады». Хотя гл. нить повеств. (о вражде и борьбе Востока и Запада) постоянно прерывается отступлениями и каждая кн. составляет небол. целое, труд Г. построен по единому худож. плану. Соч. проникнуто убеждением, что ход истории соответствует мировому порядку, установленному божеством. Г. твердо верит в непрестанное вмешательство божества в челов. дела. Иногда он объясняет события предопределением судьбы. Наряду с этим Г. считает, что успехи ист. деятелей явл. результатом их личных способностей и умения. Порой его анализ основан на собств. жизненном опыте, а также на реальных исторических и географических данных.

Для написания «Истории» Г. пользовался разл. источниками: личными наблюдениями, заключениями и разысканиями; устными сообщениями разных лиц; письменными памятниками. Описания Г. отличаются точностью и достоверностью, а некоторые геогр. и этногр. сведения подтверждаются во мн. случаях новейшими археол. исследованиями. Одним из достоинств Г. как писателя явл. его иск-во рассказчика. В этом отношении «История» близка к эпосу, отличаясь бесхитростной повествовательностью народных рассказов. Соч. Г. - своего рода ист.-геогр. и этногр. энциклопедия, неисчерпаемая сокровищница сведений о прошлом. «История» была известна в Элладе уже в к. V в. до н. э. В лит. эпохи эллинизма Г. вошел уже как классик. В рим. эпоху Г. начинают ценить гл. обр. с худож. стороны. Его упоминают Страбон, Диодор, Иосиф Флавий, Лукиан, Плутарх и др. Г. был хорошо известен в византийскую эпоху.

Е.С.

ГЕРОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ГЕРОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - др.-гр. ученый и изобретатель. Происх. из Александрии. Впервые дал систем, изложение приклад, механики. Сохранился ряд соч. Г.: «Пневматика», «Механика», «О диоптре», в к-рых он описал устройство паровых и водяных механизмов (пожарный насос, автомат для открывания дверей и т.д.), гидравл. машин; изложил осн. принципы земельной съемки при помощи диоптра (антич. теодолит). Известны также соч. Г., содержащие описание достижений антич. баллистики, и мат. трактат «Метрика», к-рый включает правила и формулы для расчета геометр, фигур, в т. ч. формулу Герона для определения площади треугольника по 3 сторонам и др. Г. изобрел первый автомат (для продажи «священной» воды) и прибор для измерения протяженности дорог.

М.О.

ГЕРООН

ГЕРООН (греч.)

святилище в честь героя: храм, курган, священный участок.

Е.А.С.

ГЕСИОД

ГЕСИОД - др.-гр. поэт. Род. в Киме (М.Азия), переселился с семьей в Беотию (Ср. Греция). Получив в наследство от отца небол. участок, всю жизнь оставался мелким землевладельцем, освоив одновр. иск-во рапсода. Сам он сообщает, что однажды одержал победу в состязании рапсодов на о-ве Евбея. Предание о споре Г. с Гомером возникло не ранее к. V - нач. IV в. Г. явл. родоначальником в др.-гр. лит. дидакт. эпоса, к-рый представлен в его твор-ве поэмами «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни». Поводом для написания второй из них послужила тяжба Г. с братом Персом, к-рый сумел подкупить в свою пользу судей. В поучение Персу Г. и развертывает картину совр. ему общ-ва, где царят насилие и несправедливость; только упорный труд может обеспечить сносную жизнь. Отсюда - ряд предписаний и советов по ведению хоз-ва. В противоположность реал, действительности Г. предлагает идеал общест. строя, где чтят справедливость. Ее гарантом, стражем обществ, нравственности в «Трудах и днях» Г. выступает Зевс. В более ранней «Теогонии», повествуя о смене 3 поколений богов, Г. приближается к представлению о Зевсе не только как о наиб, могущественном из богов, но и как о мудром правителе, способном обеспечить разумный естеств. и обществ, порядок. Поэмы Г., несмотря на их назидат. характер, в ряде случаев выявляют в нем самостоятельного художника: описание битвы Зевса с титанами и огнедышащим великаном Тифоном в «Теогонии», картины природы в «Трудах и днях» отличаются яркостью и смелостью образов. Г. приписывались также др. каталогообразные соч., небол. поэма «Щит Геракла», на самом деле ему не принадлежавшие.

В.Я.

ГЕСИХИЙ

ГЕСИХИЙ (V в. н. э.)

гр. лексикограф из Александрии; сост. гр. лексикон с приложением словаря гр. диалектов. Труд Г. представляет особую ценность из-за содержащихся в нем объяснений редко встречающихся слов, а также сведений лит. и реал, характера, почерпнутых из не дошедших до нас источников.

И. К.

ГИГИН, ГАЙ ЮЛИЙ

ГИГИН, ГАЙ ЮЛИЙ (I в. до н. э.)

библиотекарь-вольноотпущенник имп. Августа. Под именем Г. дошел сб. рассказов на мифолог, темы (II в. н. э.), часто содержащий изложение несохран. произв. др.-гр. и рим. драматургов.

В.Я.

ГИМЕРИЙ

ГИМЕРИЙ (315-386)

др.-гр. оратор и учитель риторики. Происх. из Вифинии (М. Азия), бол. часть жизни провел в Афинах. Сохранились полн. 24 речи Г., написанные изящным яз. и отличающиеся ритор, благозвучием. Страстной любви Г. к классич. мелике мы обязаны сохран. нек-рых фр-тов Сапфо, Симонида, Пиндара.

Н.Ш.

ГИМН

ГИМН - в Др. Греции поэт, жанр, возникший в рамках культовой практики. В широком смысле слова Г. - всякое обращение к богу с прославлением его деяний и призывом оказать содействие человеку или общине. Одн., от Г., написанных в традициях мелики, сохранились только поздние и не лучшие образцы. В более узком знач. понятие Г. прилагается к небол. соч., составленным б. ч. в гексаметрах: наиболее ранние из них - самые крупные из т. н. гомеровских Г. - содержат к.-н. эпизод из легендарной «биографии» бога, рассказ о его рождении, странствиях, учреждении культа. Напротив, Каллимах в своих Г. воссоздает самую обстановку празднества, повествуя о нем с живописными подробностями. У Клеанфа Г. - средство осмысления мировой роли Зевса в духе философии стоиков; такую хрилос.-религиозную окраску Г. возрождает мн. столетий спустя неоплатоник Прокл. К поздн. античности (II - III вв.) относится сб. орфических Г., в к-ром огромное число богов наделяется множ-вом достаточно сходных атрибутов в духе пантеизма. Особняком с формал. т. зр. стоят Г. Синесия, написанные в стиле классич. мелики.

В. Я.

ГИМН АРВАЛЬСКИХ БРАТЬЕВ

ГИМН АРВАЛЬСКИХ БРАТЬЕВ - в Др. Риме ритуальная песнь жреч. коллегии «пашенных братьев» (от лат. arvum - пашня). Исполнялась ежегод. в мае во время трехднев. празднеств в честь богини земледелия. По преданию, арвальские братья появились в Риме уже при Ромуле. Текст, составленный прибл. в VI в. до н. э., сохран. на мраморной таблице, где описывается церемония, исполненная жрецами в мае 218 н. э.

Т.К.

ГИМНАСИЙ

ГИМНАСИЙ - в Др. Греции архит. комплекс для упражнений, игр, физических тренировок и обучения.

Е.А.С.

ГИМНЫ САЛИЙСКИЕ

ГИМНЫ САЛИЙСКИЕ - в Др. Риме ритуал, песни жреч. коллегии салиев, или «скакунов» (от лат. salire - прыгать). Ежегод. в марте салии шествовали по Риму в старинном воен. облачении, обращаясь к разл. богам: Янусу, Марсу, Юпитеру, Юноне, Минерве; тексты гимнов, существовавшие с VII в. до н. э., сохранились в фр-тах у авторов I в. до н. э. и II в. н. э. в неск. искаженном виде. Отд. места текстов поддаются интерпретации.

Т.К.

ГИПЕРИД

ГИПЕРИД - др.-гр. полит, деятель и оратор. Был активным сторонником антимакедон. партии в Афинах. После подавления антимакедон. восстания бежал из Афин, но был схвачен и убит. Оратор, иск-ву обучался у Исократа. Текст 7 речей Г. был найден в 1847 г. на папирусе. В естественности и простоте яз. Г. соперничал с Лисием, отличаясь от него бол. свободой в диспозиции речи и в аргументации. Патетика сохранившихся фр-тов роднит Г. с Демосфеном, но у Г. нет его яркости и мощи.

Я.Ш.

ГИПОКРИТ

ГИПОКРИТ (греч. ответчик)

участник хора, выделившийся при исполнении дифирамба в честь Диониса. Появление Г. - первого актера, знаменовавшее начало гр. трагедии, греки связывали с именем Феспида.

Н.Ш.

ГИППАРХ

ГИППАРХ (ок. 190-125)

др.-гр. астроном и географ, родом из Никеи (М.Азия). Труды Г. почти не сохран., сведения о них дошли до нас в соч. Птолемея «Альмагеста». Г. разработал теорию движения Солнца и Луны, вычислил продолжительность тропического года (с ошибкой на 6°) и наклон экватора к эклиптике. Впер, использовал вавилонскую систему деления круга на 360°, мин. и сек. Составил каталог неподвижных звезд, содержавший координаты 850 светил; классифицировал их по блеску, ввел понятие звездной величины (6 степеней). Г. первый сформулировал осн. принципы геогр. науки, ввел геогр. координаты: долготу и широту.

М.О.

ГИППИЙ

ГИППИЙ - др.-гр. оратор, ученый и философ-софист. Род. в Элиде. Посетил многие гр. города, обучая (за весьма значительную плату) философии и др. наукам. Нек-рое время находился в Афинах в качестве посла г. Лариссы (Фессалия). Предметами речей Г. были: полит, история Греции, мифология, грамматика, теория музыки, мораль, поэзия, юриспруденция, геометрия и астрономия. Из соч. Г. ничего не сохран., о них мы можем судить только по свид-вам антич. авторов (гл. обр. Платона). Платон представляет Г. человеком тщеславным и, несмотря на свое многознание, недалеким и поверхностным. Согласно антич. свид-вам, Г. писал технические трактаты, элегии и трагедии, от к-рых остались скудные фр-ты. В лекциях Г. гл. место занимала математика и астрономия: Г. нашел первое (за искл. окружности) геометр, определение кривой, т. н. квадратрикс. Эта линия образуется как путь точки, движение к-рой комбинируется из 2 разл. направленных движений. Характерной чертой филос. взглядов Г. явл. эклектизм.

Лит: Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1941. С. 18-22; Чернышев Б. Софисты. М., 1929.

М.О.

ГИППОДАМ

ГИППОДАМ (485-405)

др.-гр. архитектор и градостроитель из Милета. Разработал план Фурий, Пирея, возм., Родоса. В городе, по его схеме, предусматривались 4 гл. и 3 поперечные улицы, жилые кварталы делились на равные земельные наделы, одновр. застраивавшиеся.

Е.А.С.

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (ок. 460 - 377)

др.-гр. врач, родоначальник медицинской науки. Происх. с о-ва Кос, учился у своего отца Гераклида, род к-рого, по преданию, восходил к легенд, врачевателю Асклепию. Г. объездил Грецию, М. Азию, посетил Ливию, Таврию и Скифию. Под именем Г. известно множ-во мед. соч., но достоверно ему принадлежат: «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях»,. 1-я и 2-я кн. «Эпидемий», «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы». Признавая определяющее влияние внеш. факторов (климат, состояние воды, почвы, образ жизни, законы и др.), Г. считал необходимым лечить человека, исходя из степени их воздействия. По конструкции (физ. свойствам) Г. различал 4 осн. типа людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Сосредоточил гл. внимание на индивид, особенностях больного, установил стадии развития болезни. Г. заложил основы антич. хирургии, разработал способы применения повязок, лечение переломов и вывихов, ран и др. Г. ввел понятие мед. этики, выдвинул 4 принципа лечения: 1) приносить пользу и не вредить; 2) противоположное лечить противоположным; 3) помогать природе и 4) щадить больного. Автор знаменитой «клятвы Гиппократа», к-рая излагает гл. принципы врачебной морали.

М.О.

ГИППОНАКТ КЛАЗОМЕНСКИЙ

ГИППОНАКТ КЛАЗОМЕНСКИЙ - др.-гр. поэт. Род. в Эфесе, был изгнан из города за нападки на местных правителей. От твор-ва Г. дошли скудные отрывки, в к-рых он рисует жизнь и быт городск. низов, не останавливаясь перед откровенным натурализмом; себя Г. изображает полуголодным оборванцем, выражая своим обликом глубокую враждебность аристокр. мировоззрению. С этим согласуются и неск. стихотв., пародирующих гомеровский эпос. Вместе с тем фр-ты Г. свид-вуют о высоком уровне его поэт, подготовки, так что созданный им облик нищего попрошайки явл. скорее маской, призванной эпатировать слушателей. Любимый размер Г. - введенный им в лит. холиямб, использованный впосл., вместе с образом самого поэта, Каллимахом.

В.Я.

ГЛИПТИКА

ГЛИПТИКА - иск-во худож. резьбы по драгоцен. или полудра-гоцен. камням с помощью спец. инструментов, вручную или на простейшем станке. Произв. Г. - геммы - часто служили печатями. Г. возникла в Месопотамии (V тыс. до н. э.). На крито-микенских геммах (III - II тыс.) преобладают фигуры животных, исполненные обобщенно и выразительно. Др.-гр. геммы XI - VIII вв., часто вырезанные на кости, с упрощенным геометризированным рисунком; на архаич. геммах из стеатита, сердолика, в форме скарабея (заим. из Египта) изображены мифолог, персонажи. Геммы V - IV вв. из халцедона, яшмы отличает лаконизм композиции, тонкий рисунок, они часто подписные (геммы Дексамена). Этрусские геммы IV - III вв. исполнены в своеобразной технике «а глоболо» (шарики). В III - I вв. появл. портретные камеи, в к-рых обыгрываются красочные эффекты многослойных сардониксов (камея Гонзаго). В рим. период геммы, часто больших размеров, украшаются портретами императоров, сценами апофеоза, мифолог, сюжетами. Наряду с геммами из камней были популярны печати из стекла. В III - IV вв. преобладают т. н. гностические геммы с надписями, игравшие роль амулетов.

О.Т.

ГЛОССА

ГЛОССА (греч. язык, слово)

перевод или толкование слова или выражения. Г. писались прямо в тексте над строкой или на полях. Появились при изучении поэм Гомера.

Н.Ш.

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ - собр. глосс. Глоссы приводились либо подряд, по ходу текста, либо в нестрого выдержанном алфавит, порядке.

Н.Ш.

ГНОМА

ГНОМА (греч. изречение)

сентенция, цель к-рой - дать краткое и меткое поучение. Г. встречаются уже у Гомера. Позднее Г. писались элегич. дистихом. Такими Г. был известен поэт VI в. до н. э. Фокилид.

Н.Ш.

ГОМЕР

ГОМЕР - др.-гр. эпический поэт. Биогр. данные о нем недостоверны; вер. всего, Г. принадлежал к школе рапсодов с о-ва Хиос, к-рый в ист. время славился своими сказителями-гомеридами. В антич. вр. Г. считали автором <ьИлиады», «Одиссеи», «Батрахо-миомахии», сб. гимнов и др. соч. В наст. вр. авторство Г. закрепляется только за двумя бол. поэмами, причем существует мнение, что «Илиада» создана ок. 730 до н. э., а «Одиссея» оформилась позже в твор-ве другого поэта. Т. о., имя Г. как создателя обеих поэм явл. достаточно условным, и более продуктивным след, признать рассмотрение поэм как первых в европейской лит. памятников героич. эпоса. Характерным признаком этого жанра явл. совмещение разл. временных пластов: к воспоминаниям о далеком прошлом, послужившем основой сюжета, присоединяется изображение совр. поэту обществ, отношений. Соотв. в «Илиаде» представление о могущественных др.-гр. царствах восходит к эпохе до крушения микен. дворцов ок. 1200 до н. э., в то время как господство племенных вождей, организация воен. дела, погребальный ритуал и т. п. воспроизводят реалии более близких к поэту IX - VIII вв. В «Одиссее» интерес к чужим землям, дух любознательности и предприимчивости отражают обществ, атмосферу начавшейся в VIII в. до н. э. гр. колонизации. С т. зр. худож. обе поэмы - результат освоения устной героич. традиции с целью создания закончен, эпич. целого. К стадии фольклорного предания принадлежат у Г. черты т. н. эпического стиля. К ним относятся: 1) постоянные эпитеты, определяющие героя («быстроногий Ахилл») или группу людей («волочащие одежды троянки») и занимающие вместе с существительным твердо фиксированное место в стихе; 2) повторения, воспроизводящие одинаковые ситуации (нач. дня, приготовление к пиру, вооружение воина и т. п.); повторяющиеся стихи составляют в обеих поэмах ок. 1/3 их текста; 3) сравнения, часто превращающиеся в самост. картины природы (описание боя за тело Патрокла в кн. XVII «Илиады»); 4) наклонность к детализации, когда каждый назв. предмет заслуживает спец. описания (скипетр Агамемнона в кн. I «Илиады», шрам на ноге Одиссея в кн. XIX «Одиссеи»). К дописьменному бытованию эпоса надо отнести специф. способ изобр. эмоциональной и интеллектуальной деятельности героев: готовность к подвигу, чувства гнева, страха, ошибочные решения, возникающие под воздействием извне (к.-н. бог или «демон» может «вложить в дух» смертного отвагу или «повредить», «изъять» у него разум). В процессе размышления героя ответ на его сомнения дает в «Илиаде» однознач. нравств. норма (благородный муж не смеет помышлять об отступлении); в «Одиссее» часто на первый план выступают соображения целесообразности (что «выгоднее» сделать). Наряду с использованием эпич. стиля поэмы Г. представляют собой хорошо организованное худож. целое, носящее очевидные признаки индивидуального замысла. Гнев Ахилла, ведущий к отказу от участия в боевых действиях, дает возможность поэту развернуть галерею др. героев. Когда Ахилл, горя желанием отомстить за гибель Патрокла, вступает в сражение, все проч. персонажи уходят в тень. 91

Самоустранение Ахилла позволяет развернуться и троянскому предводителю Гектору: как только Ахилл возвращается в бой, гибель Гектора предопределена. В «Одиссее» повеств. ведется снач. от двух разл. исходных точек: в то время как Телемах отправляется на розыски отца, сам Одиссей после многодневных скитаний по морю попадает в страну феаков, где он рассказывает о своих приключениях после взятия Трои. Обе сюжетные линии смыкаются во 2-й пол. поэмы, когда Одиссей, вернувшись на Итаку, встречает Телемаха, дает ему узнать себя и вместе с ним готовит расправу над женихами Пенелопы. О тщательно продуманном плане обеих поэм говорит их композиция. Хотя действие «Илиады» охватывает всего 50 дней на 10-м году Троянской войны, а действие «Одиссеи» - 40 дней на 10-м году послевоен. странствий героя, с помощью воспоминаний разл. персонажей, экскурсов в прошлое и пророчеств о будущем в повеств. включаются сведения о предшествующих годах войны и о событиях послевоен. лет. В свою очередь, из 50 дней, составляющих содержание «Илиады», только 8 наполнены действием, описываемым подробно: сражения одного дня занимают 8 кн., с XI по XVIII ок. 5500 ст.), другого - 4 кн., с XIX по XXII. Осн. сюжетное ядро симметрично обрамлено кн. I и XXIV, занимающими каждая по 21 дню. В первой кн. 9 дней свирепствует мор в гр. лагере, затем Фетида 12 дней ожидает свидания с Зевсом; в кн. XXIV только на 12-й день после гибели Гектора Приам отправляется к Ахиллу, еще 9 дней троянцы оплакивают погибшего и готовятся к его погребению. К ночи с 25-го на 26-й день, т. е. к середине срока повеств., приурочено посольство к Ахиллу (кн. IX), вокруг к-рого опять же симметрично расположены сходные мотивы: единоборство Менелая с Парисом (кн. III) и Ахилла с Гектором (кн. XXII), два свидания Ахилла с Фетидой (кн. I и XVIII), двойное вмешательство Геры (кн. VIII и XIV) и т. п. В «Одиссее» предельная концентрация действия также соседствует с эпич. неторопливостью в изложении главного: больше половины из 40 дней уходит на подготовку Одиссея к отплытию и его плавание до о-ва феаков (эти происшествия занимают неполные 270 ст. в кн. V), в то время как важнейшие события - появление Одиссея во дворце и расправа с женихами - описываются в 6 кн., хотя и укладываются в неполные 2 дня. Специф. окраску изложению в поэмах придает т. н. «божественный план», с помощью к-рого поэт дает двойную мотивировку поведению смертных: вполне объяснимое из субъект, побуждений человека оно получает дополнительное обоснование в стоящей за ним воле богов. К числу несомненных худож. достижений Г. относится иск-во индивид, характеристики. При общем для всех вождей чувстве долга и отваги Ахилл отличается прямотой и стремительным темпераментом, Агамемнон - тщеславной гордостью, Одиссей - осторожностью и хитростью. Столь же разнообразны женские образы: предчувствующая гибель мужа и свою бедственную долю Андромаха; почти потерявшая веру в возвращение Одиссея, но по-прежнему верная ему Пенелопа; симпатизирующая Одиссею Навсикая. Поэмы Г. - своеобр. энциклопедия древнего мира; к ним апеллировали в полит, конфликтах, искали примеры обществ, и личного поведения. Совокупность вопросов, связанных с происх. и авторством поэм, явилось в Нов. вр. предметом т. н. гомеровского вопроса.

В.Я.

ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ

ГОМЕРОВСКИЕ ГИМНЫ - сб. написанных гексаметром поэм, к-рые в Др. Греции ошибочо приписывали Гомеру. Сб. состоит из более чем 30 произв., различных по вр. создания, объему (от 580 до 3 - 5 ст.) и худож. достоинствам. Все они, одн., написаны с общей целью - служить введением к празднованию в честь разл. божеств. Соотв. содержание самых крупных Г. г. составляют культовые сказания, излагающие миф. биографию того брга, к-рому посвящ. исполняемый Г. г.

Наиб, совершенными в худож. отношении и в то же время самыми древними (VII - VI вв. до н. э.) из них явл. след.:

1) к Деметре, повествующий о странствиях богини в поисках похищенной дочери, ее пребывании в Аттике и учреждении ее культа в аттич. поселении Элевсине;

2) к Афродите, излагающий историю ее любви к троянскому царевичу Анхису;

3) к Гермесу - здесь озорной бог, едва успев родиться, ухитряется обмануть самого бога-прорицателя Аполлона;

4) два гимна к Аполлону: один был предназначен для исполнения на о-ве Делос, где, по преданию, родился бог; др. - для празднования в Дельфах, где Аполлон после долгих странствий по Греции основал свое святилище и велел построить храм.

В. Я.

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС - совокупность проблем, связанных с личностью и авторством Гомера, оформлением и бытованием «Илиады» и «.Одиссеи». В античности существование Гомера и однократность творческ. акта, результатом к-рого явились обе поэмы, сомнению не подвергались. Напротив, Аристотель в своей «Поэтике» считал их образцовыми произв. с т. зр. отбора и организации материала вокруг одного центрального события. Сомнения в исконном единстве «Илиады» (она особенно часто служила предметом обсуждения в Г. в.) стали появляться в нач. XVIII в. и получили подкрепление благодаря возникшему во 2-й пол.' XVIII в. интересу к устной поэзии европ.' народов. Первую научно обоснованную попытку поставить под вопрос целостность «Илиады» сделал в 1795 нем. филолог Фр. А. Вольф в своих «Prolegomena ad Homerum» («Введение к Гомеру»). Осн. аргументом Вольфа было отсутствие в эпоху Гомера письменности, без к-рой, по его мнению, не было возможности создать и запомнить такую большую поэму. Доводы Вольфа были со временем опровергнуты и открытием алфавитного письма, существовавшего в VIII в. до н. э., и наблюдениями совр. фольклористов над способностью исполнителей героич. эпоса запоминать наизусть по многу тысяч стихов подряд. Одн. скептицизм Вольфа стимулировал усиленное изучение гомеровского эпоса, в результате к-рого его исследователи разбились на две осн. группы: аналитиков, выделявших в поэмах отд. сюжет, и хронолог, пласты и относивших их объединение в некое целое к достаточно позднему вр. (VI в. до н. э.), и унитариев, к-рые настаивали на единстве первонач. замысла обеих поэм, оформившихся во 2-й пол. VIII в. до н. э. Это убеждение унитарии подкрепляли наблюдениями над стройной композицией поэм, сознательной симметрией мотивов и др. средствами худож. организации текста. Дополн. момент в дискуссию внесли сторонники теории «устной поэзии». Исходя из несомненной повторяемости отд. поэтич. словосочетаний и описаний стандартных ситуаций (начало дня, вооружение воина и т. п.), представители этой теории склонны преувеличивать знач. фольклорных формул, преуменьшая роль худож. индивидуальности поэта. В наст. вр. гомероведение склоняется к установлению некоего компромисса между аналитической и унитарной т. зр. Ясно, что в распоряжении авторов обеих поэм находился достаточно обширный репертуар разл. сказаний, вариантов и «общих мест», коренящихся в устной эпич. традиции, одн. создание каждой поэмы следует рассматривать как результат индивидуального твор-ва.

В.Я.

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ФЛАКК

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ФЛАКК - рим. поэт. Род. в Венусии, в семье вольноотпущенника. Переехав в Рим, обучался у грамматика Орбилия; затем отправился в Афины, где занимался гр. поэзией и философией. В 44 примкнул к прибывшему в Афины Бруту, к-рый вербовал людей для защиты республиканского строя, и получил звание военного трибуна. После поражения Брута при Филиппах в 42 вернулся в Рим. Имение Г. в Венусии было отдано ветеранам Цезаря, и для получения средств к существованию он был вынужден вступить в коллегию квесторских писцов. К этому вр. относится начало его лит. деятельности. Благодаря Вергилию Г. вошел в кружок Мецената, подарившего ему имение в Сабинских горах, где поэт провел бол. часть своей жизни. Г. старался держаться как можно дальше от двора и даже отказался от предложенной ему должности секретаря Августа.

Лит. наследие Г. включает в себя: «Эподы» (31-30); 2 кн. «Сатир» (35 - 30); «Оды» (23); 2 кн. «Посланий» (20-14); «Юбилейный гимн» (17). Самыми ранними произв. Г. явл. «Сатиры» и «Эподы», точный хронолог, порядок написания к-рых трудно установить. Сб. эподов - 17 стихотв., напис. ямбами. В кач-ве образца Г. использовал произв. Архилоха, у к-рого перенял метрич. форму. По содержанию эподы - стихотв. на темы совр. Г. действительности, в части, на политические. Открывается сб. посвящением Меценату. Эподы проникнуты протестом против непрекращающихся гражд. войн. Г. не очень верит в наступление в Риме «золотого века»; спасение от царящего везде ужаса поэт видит на «островах блаженных», существующих лишь в его воображении. В лице Августа Г. прославляет гос. деятеля, способного подарить стране мир и спокойствие. Нек-рым стихотв. присущ элемент пародии, наиболее ярко проявившийся в VI эподе, где возвышенное опис. прелестей сел. жизни оказывается вложенным в уста жадного ростовщика. В XI эподе дается пародия на любовную элегию. Ряд эподов посвящен лит. взглядам Г. Нередко критике подвергается не отд. лицо, а обществ, явление: так, Г. выступает против колдовства, против бывших рабов, сумевших благодаря своей хитрости проникнуть в высшее общ-во. Подобные эподы очень динамичны, по форме напоминают мим, т. к. в них нередко присутствуют насмешка и брань.

Между 35 и 30 Г. выпускает 2 кн. «Сатир», или «Бесед», напис. гексаметром. Поэт ставит целью обновить в соотв. с новыми эстетич. требованиями жанр сатиры, сложившийся еще в твор-ве Луцилия. 1-я кн. включает 10 стихотв. и посвящена Меценату. В связи с крушением Республики решающее знач. для Г. приобретает проблема личного счастья. Поэтому он воспевает уход в частную жизнь, смеется над стремлением к богатству и власти. В форме сатир прослеживается связь с диатрибой. Среди стихотв. 1-й кн. надо отметить 4-е и 10-е, в к-рых поэт рассуждает на лит. темы: о направленности сатиры, требованиях к форме поэт, произв. Др. сатиры 1-й кн. посвящены разл. эпизодам из жизни Г., а также обличению таких пороков, как зависть, жадность, честолюбие, расточительность и др. Осуждая эти недостатки, поэт призывает тем не менее снисходительно относиться к челов. слабостям. 2-я кн. сатир состоит из 8 стихотв. Здесь ослабевает персональная направленность, произв. Г. носят обобщенный характер. Преобладает диалог, форма, причем поэт чаще всего играет роль пассивного слушателя. Он прославляет старые добрые времена, к к-рым так хотел вернуться Август. Говоря о том, что только в деревне он сможет обрести душевный покой, Г. хочет отстоять свою независимость от власть имущих. Сатиры Г., имея в целом тон непринужденной беседы, блещут разнообразием стил. оттенков.

Переход к лирике, наметившийся еще в эподах, ознаменовался выпуском 3 кн. «Стихотворений», или «Од» (23) (1-я кн. - 38 од, 2-я кн. - 20, 3-я кн. - 30). К ним по просьбе Августа Г. позже (13) присоединил 4-ю кн., состоявшую из 15 од и прославлявшую воен. подвиги Тиберия и Друза - пасынков императора. Беря за образец Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. гр. поэтов, Г. перенес размеры гр. лирики на рим. .почву. Всего в одах использовано 12 стихотв. размеров. По форме оды Г. чаще всего - обращение к к.-н. человеку или предмету. Тематика стихотв. не нова: гимны богам, политика, философия, любовь, дружба и др. Г. проповедует идеал безмятежного пользования радостями жизни, требование во всем «золотой середины», придерживаясь к-рой можно избежать превратностей жизни, призывает не задумываться о будущем. Дерзкие и смелые подвиги Г. не привлекают, т. к. они несут людям страдания. Хотя смерть вносит разлад в гармоничность мира, Г. учит спокойно воспринимать ее как неизбежное. Лично для себя он видит бессмертие в поэзии, о чем говорит в оде «К Мельпомене» (III, 30). Стихотв. на любовные темы отличаются от произв. рим. элегических поэтов, посвящ. свои произв. одной возлюбленной. Чувства Г. поверхностны и неглубоки, любовь для него не главное. В любовной лирике мелькают имена мн. женщин, лишенных индивидуальности. В форме этих стихотв. прослеживается связь с традициями эллин, поэзии: они написаны изящным слогом, с использованием богатого арсенала любовной лирики. В одах на социально-полит, темы прославляется принципат и сам Август, к-рого Г. изобразил однажды в образе Меркурия. Поэт пытается совместить мир личных чувств отд. человека с требованиями гос-ва, восстановить единство между ними. В отличие от Катулла, он стремится не столько раскрыть свой внутр. мир, сколько повлиять на мировоззрение читателя. Оды Г., небол. по объему, отличаются законченностью мысли, содержательностью, четкостью стиля. В 17 Г. пишет по поручению Августа «Юбилейный гимн» в связи с празднованием «Вековых игр» в честь наступления «нового века» в истории Рима. В этом гимне, посвящ. Аполлону и Диане, поэт обращается к богам с мольбой об укреплении города и процветании Августа. Посл. период твор-ва Г. ознаменован выходом в свет 2-й кн. «Посланий» в гексаметрах (в 20 и между 19 и 14). 1-я кн., состоящая из 20 посланий, посвящена разл. филос. темам и по направленности близка к сатирам. 2-я кн. включает в себя 3 послания: «К Августу», «К Флору» и «Послание к Писонам», или «Об искусстве поэзии». В послании «К Флору» Г. жалуется на непостоянство вкусов читателей и на хвастливых поэтов. В послании «К Августу» подчеркивается культурное и моральное знач. поэзии, ведется полемика с архаистами. «Послание к Писонам» (близкому лит. аристокр. семейству) явл. памятником рим. литературной критики. Здесь разбираются вопросы о значении поэзии, таланте и иск-ве, единстве формы и содержания, языке, роли критики, о традиции. Г. использует трактат эллин, теоретика Неоптолема «О поэзии», но насыщает послание собств. мыслями, дает советы в форме непринужденной беседы, легко переходя от одной темы к др. По мн. автора, поэт должен быть образованным и мыслящим человеком, чему надо учиться у греков; необходимо также профессиональное мастерство, достигаемое упорным трудом. Поэту следует тщательно работать над языком, к-рый должен полностью соответствовать избр. жанру. Неотъемлемой частью любого произв. иск-ва должны быть единство, простота и цельность, чему Г. и следует во всех своих стихотв., не признавая смешения стилей.

Е.О.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ (483 - 375)

др.-гр. оратор и философ-софист, основоположник риторики. Происх. из Леонтин (Сицилия), ученик Эмпедокла. Бол. часть жизни провел в Фессалии (г. Ларисса). В 427 Г. возглавлял посольство Леонтин в Афинах, целью к-рого было получить помощь против Сиракуз; благодаря своему красноречию добился успеха. Учеником Г. считался Исократ. Из творч. наследия Г. сохран. немногое; целиком дошли лишь две речи: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Г. был также известен как автор несохран. филос. соч. «О том, чего нет, или О природе», в к-ром доказывались след, положения: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы облечь в словесную форму. Филос. доводы Г. носят софистический характер, что позволяет думать о ритор, целях данного соч. (доказ. абсурдных тезисов). Софистика Г. испытала сильное влияние философии элеатов. Г. признавал существование неизменного бытия Парменида, отличного от чувственно-воспринимаемого мира, к-рый подвержен постоянным изменениям. Одн. человек, по Г., не может проникнуть в сферу этого бытия, поскольку его мышление неустойчиво и переменчиво. Поэтому любое филос. познание невозможно. По словам Платона, Г. утверждал, что «искусство убеждать людей много выше всех искусств, т. к. оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Г. был автором многих ритор, нововведений (т. н. «горгиевых фигур»), в т.ч. антитез, симметрично построенных периодов и предложений с одинаковыми концовками.

М.О.

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ (500/499 - 449)

одно из крупнейших в древнем мире воен. столкновений, во мн. изменившее общестб.-полит. обстановку в Вост. Средиземноморье в V в. до н. э. Причиной Г.-п. в. было стремление Персии, уже владевшей рядом о-вов у побережья М. Азии, распространить свою власть на Балканскую Грецию. Непосредственным поводом к войне послужило восстание ионийских (малоазийских) городов против лерс. господства (499) и вмешательство в него афинян. Разгромив в 494 Милет, персы летом 492 под команд. Мардония переправились через Геллеспонт (совр. Дарданеллы). Одн. их флот был разбит бурей ок. п-ова Халкидика, и Мардоний, оставив гарнизоны на фракийском поб., вынужден был вернуться назад. В 490 персы предприняли второй поход против Греции: они высадились с кораблей на поб. Аттики у Марафона, и над Афинами нависла опасность перс, вторжения. Хотя Спарта заняла выжидательную позицию и не оказала афинянам помощи, сражение у Марафона (490) между персами и греками увенчалось победой последних. Поражение сильнейшей державы того времени произвело в древ, мире огромное впечатление: при Марафоне афиняне отстояли не только свою независимость, но и свободу всех европ. греков. Одн. противоречия между гр. гос-вами не позволили им воспользоваться полностью плодами победы. Только Афины, по совету Фемистокла, построили 150 боевых кораблей, к-рые составили ядро гр. флота, когда в 480 царь Ксеркс с огромным сухопутным' войском и прим. 1000 кораблей вторгся в Грецию с севера. Для отражения новой перс, агрессии гр. города заключили оборонительный союз во гл. со Спартой. Небол. по численности силы греков заняли узкий Фермопильский проход между Сев. и Ср. Грецией. Войска Ксеркса, много раз атаковавшие греков, не могли прорвать оборону, и только с помощью предателя, к-рый провел персов в тыл греков, им удалось прорваться в Ср. Грецию. Все 300 спартанцев, защищавших Фермопилы под предводительством царя Леонида, погибли в бою. Аттика была опустошена, Афины разграблены и сожжены. Переломным событием в ходе войны явилось морское сражение у о-ва Саламин (480), где бол. перс, флот был разбит греческим. Это поражение было тяжелым ударом для персов, к-рые боялись, что весть о разгроме перс, флота вызовет волнения в пределах самой Перс, державы. Поэтому Ксеркс, оставив в Греции часть армии, вернулся в Азию. В след., 479, эта армия была разбита объединенными силами гр. союзников при Платеях. Тогда же гр. флот одержал победу над персами в сражении при Микале (М.Азия). После этих побед инициатива ведения войны перешла к грекам, к-рые в 469/68 нанесли еще один удар по воен. силам Персии в М. Азии. Воен. действия продолжались до 449, когда в сражении на Кипре персы потерпели поражение от греков и были вынуждены заключить т. н. Каллиев мир. (по им. афинского посла). По условиям мира персы признавали независимость гр. городов М. Азии, прилегающих о-вов, а также Геллеспонта и Пропонтиды. Две причины определили победу греков: во-первых, они боролись за свою свободу и независимость, защищая родную землю, в то время как перс, разноплеменное войско не имело перед собой столь ясной цели; во-вторых, на рубеже VI - V вв. в Афинах произошли серьезные изменения в обществ.-полит, обстановке: укрепление класса ср. землевладельцев, составлявших гражд. ополчение гоплитов (тяжеловооруженных воинов), усилило афинское сухопутное войско, а развитие морского дела и торговли позволило укомплектовать воен. корабли опытными мореходами. Результатом Г.-п.в. стало возвышение Афин, возглавивших военно-полит. Морской союз (478), расцвет в них культуры: архит., изобр. иск-ва, поэзии, театра и драматургии, философии, худож. прозы.

Е.С.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV