Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАВЗОЛЕЙ

МАВЗОЛЕЙ - тип монумент, погребального сооружения, назван по гробнице Мавзола, правителя Карий (М.Азия). Построен в Галикарнасе в IV в. до н. э., одно из семи чудес света. По Витрувию, М. строили архитекторы Пифей и Сатир, скульптурный декор исполнили Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Сохран. лишь цокольная часть сооружения, служившая усыпальницей. От наземной постройки дошли архит. детали, блоки скульпт. фризов и-фр-ты колоссальных статуй Мавзола и его жены Артемисии на колеснице, львов, скачущих всадников. Варианты совр. реконструкции М. различаются композицией отд. частей, но сходятся в принципе; гробница имела неск. ярусов: высокий подий, открытую колоннаду со статуями и ступенчатую пирамиду-крышу. Ее венчала скульпт. группа - апофеоз Мавзола и Артемисии. Три ленты скульпт. фриза, изображающего битву амазонок и греков, опоясывали это грандиозное сооружение, в котором соединились традиции Греции и Востока: элементы всех трех ордеров и эллинских форм - с малоазийским высоким подием и классически восточной кровлей в виде ступенчатой пирамиды.

Е.А.С.

МАГНЕСИЯ НА МЕАНДРЕ

МАГНЕСИЯ НА МЕАНДРЕ - др.-гр. город на реке Меандр (совр. Мендерес) в М. Азии. Основан в VII в. до н. э. Сохран. храм Артемиды II в. до н. э. - псевдопериптер ионического ордера, перед ним алтарь - прототип пергамского.

Е.А.С.

МАКРОБИЙ, АМВРОСИЙ ФЕОДОСИЙ

МАКРОБИЙ, АМВРОСИЙ ФЕОДОСИЙ - рим. писатель. Сохран. 7 кн. его «Сатурналий» (в форме беседы на разл. темы, в т. ч. о твор-ве Вергилия); комментарий в неоплатоническом духе к «Сну Сципиона» из IV кн. соч. Цицерона «О государстве».

Е.О.

МАЛЬЧИК, ВЬШИМАЮЩИЙ ЗАНОЗУ

МАЛЬЧИК, ВЬШИМАЮЩИЙ ЗАНОЗУ - бронзовая эллин, статуэтка в Палаццо Консерваторов в Риме (ок. 50 до н. э.).

Д.М.

МАНУСКРИПТ

МАНУСКРИПТ (лат. manus - рука и scribo - писать)

рукоп. антич. и ср.-век. кн., в отличие от более поздних печатных.

Н.Ш.

МАРГИТ

МАРГИТ (VII - VI вв.)

др.-гр. поэма, к-рую в древности нередко приписывали Гомеру. Ее героем был дурачок, делавший все невпопад (в частн., он не знал, как ему обращаться с женой в первую брачную ночь). Написанная гексаметром в нерегулярном чередовании с ямбическим триметром, поэма являлась первым образцом пародийного эпоса. Сохран. небольшие фр-ты, в т. ч. папирусные.

В.Я.

МАРК АВРЕЛИЙ

МАРК АВРЕЛИЙ (121 - 180)

рим. император (161 - 180) и философ, представитель позднего рим. стоицизма. Получил блестящее домашнее образ. Занимался риторикой, затем изучал философию. Ум. в Виндобоне (Вене) во время похода на маркоманов. Осн. соч. М. А. «Размышления» («К самому себе») представляет собой рассуждения этич. и общефилос. характера. Для философии М. А. характерно прямое обращение к учению древних стоиков. Стоический бог - Логос у М. А. отождествляется с природой и судьбой и явл. разум, началом всего существующего. Задача человека заключается в постоянном взаимодействии с ним, стремлении строить свою внутр. жизнь в соответствии с разум, жизнью Логоса. Одн. совершенствование личности не предопределено, а зависит от самого человека. М. А. заимствовал учение Гераклита о всеобщей изменчивости и постоянном движении. Он также разделял его мысль о циклическом сгорании и возрождении миров из огня в огонь. Усвоив стоическую философию, М. А. значительно усовершенствовал этику стоиков. Гл. для него - справедливость. Человек рожден для общ-ва, целью жизни должно быть обществ, благо, к-рое совпадает с благом индивидуальным. Из 3 элементов челов. сущности (тело, душа, ум) только третье по-наст. принадлежит человеку. Ум явл. божеств, истечением Логоса в человеке. Во взглядах М. А. прослеживается влияние скептиков и эпикурейцев.

М.О.

МАРЦИАЛ, МАРК ВАЛЕРИЙ

МАРЦИАЛ, МАРК ВАЛЕРИЙ (ок. 40 - между 101 и 104)

рим. поэт-эпиграмматист. Род. в Бильбиле (Испания), где получил начальное грамматико-ритор. образ. В 64 переехал в Рим в надежде сделать карьеру. Был знаком со многими знаменитыми людьми, в т. ч. с Сенекой Младшим. Вслед, раскрытия заговора против Нерона в 65 лишился своих покровителей и стал клиентом богатых патронов.

После 34-летнего пребывания в Риме вернулся в Испанию, где провел посл. годы жизни. Лит. наследие М. включает в себя посвященный имп. Титу (79- 81) сб. «О зрелищах», состоящий из 32 стихотв., написанных по поводу освящения амфитеатра Флавиев в 80; сб. «Ксении» («Подарки») - надписи к подаркам, подносимым гостям за обедом; сб. «Анафореты» («Уносимое») - надписи к подаркам, уносимым гостями после обеда. Наибол. славу принесли М. эпиграммы, в к-рых высмеиваются пороки окружавшей его действительности. Осн. собрание составляет 12 кн. эпиграмм, написанных преим. элегическим дистихом. Одн. встречаются и др. стихотв. размеры: ямбы и холиямбы. Темы для эпиграмм автор брал из совр. ему жизни: это и унизительное положение клиентов, вынужденных жить подачками патронов, и бесправное существование рабов, жизнь философов, врачей, цирюльников и т. д. Мн. эпиграммы посвящены лит. темам. Желая укрепить свое положение, М. щедро расточал похвалы императору и власть имущим. Критикуя общественные пороки, он делает это недостаточно объективно, помня о своей зависимости. Сила эпиграмм М. заключается в метком, остроумном слове, в использовании гиперболы, неожиданных концовок.

Е.О.

МАСКА ТЕАТРАЛЬНАЯ

МАСКА ТЕАТРАЛЬНАЯ - принадлежность антич. театра, надеваемая на лицо актера. Употребление М. в классич. эпоху было вызвано неск. причинами: размеры театров делали неразличимой для зрителя мимику актера, а М. укрупняла черты персонажа и сразу же давала представление о его соц. статусе и душевном состоянии; один и тот же актер, меняя одежду и М., мог играть поочередно неск. ролей. Начиная с эпохи эллинизма сценические типы (особенно в комедии) стали все больше индивидуализироваться, что нашло отражение в засвидетельствованном числе М. Их было всего 44, в т.ч. 9 разновидностей для взрослых мужчин, 11 -для юношей, 17 - для женщин, 7 - для рабов. Вопрос об употреблении масок в рим. театре II в. до н. э. остается спорным. Исполнители мимов выступали без М.

В.Я.

МЕАНДР

МЕАНДР - орнамент в виде непрерывной, изломанной под прямыми углами линии; название связывают с именем реки М. в Малой Азии. Е.

А.С.

МЕГАЛОПОЛЬ

МЕГАЛОПОЛЬ - др.-гр. город в Аркадии (Пелопоннес). Основан в 371 до н. э. как центр Аркадского союза. Знаменит двойными стенами (5 км). Сохран. агора, театр, храм Зевса Сотера, форум рим. вр.

Е.А.С.

МЕГАРОН

МЕГАРОН - главный зал анатолийского, крит. или микен. дворца или дома. Прямоугольный в плане, с круглым очагом в центре и входом, оформленным колоннами и продолжением боковых стен.

Е.А.С.

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА - сократическое направление в др.-гр.. философии, основанное учеником Сократа Евклидом Мегарским ок. 400 до н. э. Гл. представители М. ш.: Евбулид, Фрасимах, Диодор Кронос (ум. 307) и Стильпон (ок. 330). Из соч. мегарцев ничего не сохранилось, изложение их философии есть у Диогена Лаэртского, Секста Эмпирика и др. антич. авторов. Философы М. ш., разделяя учение элеатов об абсолютном Едином бытии, к-рое Евклид отождествлял с Благом, отрицали чувственно-вещественное многообразие и всякое познание при помощи ощущения. Они усовершенствовали диалектический метод суждения Зенона Элейского, разрабатывали апории (Евбулид) и выявляли логич. парадоксы. Стильпон вообще отверг существование общих понятий, лишив т. о. философию М. ш. предмета рассуждения и сблизив ее позицию с позицией киников.

Лит.: Котарбиньский Т. Избр. произв. М., 1963. С. 545 - 548; Луканин Р. К. Мегарская школа // История античной диалектики. М., 1972.

М. О.

МЕЛА, ПОМПОНИЙ

МЕЛА, ПОМПОНИЙ (I в. н. э.)

рим. географ и ученый. Осн. соч. М. «О Положении Земли» или «О хорографии» было написано ок. 43. М. систематизировал геогр. труды Геродота, Эратосфена, Гиппарха и др. Работа М. носит описательный характер и не затрагивает теор. географию. М. разделил Землю на 5 зон (1 жаркую, 2 холодные и 2 умеренные) и поддерживал гипотезу о существовании южн. обитаемого пояса (земли антихтонов) во 2-й умеренной зоне. Наряду с науч. описанием ойкумены М. приводит фантаст, свид-ва о людях без головы и т. д.

Соч.: О положении Земли // Боднарский М. С. Античная география. М., 1953.

Лит.:Дитлар А. Б. Рубеж ойкумены. М., 1973.

М. О.

МЕЛЕАГР

МЕЛЕАГР - др.-гр. поэт. Род. в Гадаре (Сирия). В юности писал сатиры в подражание своему земляку Мениппу (до нас не дошли). Сохран. ок. 130 эпиграмм М. Осн. их содержание - любовь и все связанные с ней переживания, в описании к-рых он достигает высокого совершенства. Изысканность языка, патетичность изложения, утонченная игра любовными мотивами сближают М. с поэтами александрийской школы. В старости М. поселился на о-ве Кос, составил сб. гр. эпиграмм, содержавший произв. как самых древних, так и совр. ему поэтов, включая его собств. Во вступ. стихотв. он сравнивал стихи каждого поэта с каким-н. растением (напр., розы Сапфо, лилии Аниты), поэтому сб. назвал «Венок». Это была 1-я антология в истории гр. лит., вошедшая впосл. в Антологию палатинскую.

И.К

МЕЛИКА

МЕЛИКА (греч. melos - песнь)

в др.-гр. поэзии понятие, в к-рое входили произв., исполнявшиеся в сопровождении струнного инструмента - кифары или форминги. Различали сольную (монодийную) лирику, звучавшую в ср. узком кругу участников культового объединения или пиршества (Сапфо, Алкей, Анакреонт), и хоровую, предназначавшуюся для общенар. торжеств в честь к.-н. бога или победителя в спортивных играх (Алкман, Пиндар, Вакхилид). Особое место занимали в М. повеств. на мифолог, темы (Стесихор).

В.Я.

МЕЛИСС

МЕЛИСС (род. 484 до н. э.)

др.-гр. философ-элеат, ученик Парменида. Происх. с о-ва Самос. Во время Пелопоннесской войны командовал самосским флотом, одержал победу над афинянами, но затем был разбит Периклом. Фр-ты соч. М. «О природе, или О сущем» содержатся в трудах антич. авторов, изложение его концепции есть у Аристотеля.

Сущее (бытие) М. «вечно, беспредельно, едино и совершенно однородно», «Вселенная бесконечна, неподвижна, подобна себе и наполнена, движения нет, лишь кажется, будто оно есть». Единое М. не шарообразно, как у Парменида, а беспредельно ло величине; оно не может быть объектом к.-л. действия. Само единство бытия М. выводил из его бесконечности. М. впервые сформулировал закон сохранения бытия, сказав, что «из ничего никогда не может возникнуть нечто».

М.О.

МЕНАНДР

МЕНАНДР (342-291)

др.-гр. драматург, представитель «новой» аттич. комедии. Впервые выступил в состязании комич. авторов в 321, 1-го места удостоился в 316. Написал 105 или 108 пьес, 1-е место завоевал всего 8 раз. Судя по числу одержанных побед, твор-во М. было не вполне оценено современниками, но вскоре после его смерти приобрело огромную популярность в гр. и рим. мире. Тем не менее ни одной цельной пьесы М. до сер. XX в. не было известно. Только благодаря папирусным находкам нач. 50 - 60-х годов XX в. стали известны: комедия М. «Брюзга» («Угрюмец»), почти полн. «Самиянка», «Третейский суд», «Остриженная», более или менее значит, фр-ты из 10 - 12 др. комедий. Хронология произв. М. б. ч. не известна и определяется предположительно по стил. признакам. Внешне твор-во М. лежит в русле сюжетных традиций нов. аттич. комедии с ее постоянными масками. В организации действия существ, роль играет мотив насилия над девушкой со стороны молодого человека, к-рый вскоре или 15 - 20 лет спустя будет узнан как ее законный муж; соотв., подброшенные некогда дети (плоды насилия) окажутся вполне обеспеченными гражданами. Среди действующих лиц комедий М. - влюбленный юноша или молодой супруг, сомневающийся в добрачной добродетели своей жены, воины-наемники, гетеры, повара, параситы, скупые отцы и хитрые рабы. Одн. стереотипные сюжетные схемы и трафаретные маски получают у М. жизненное содержание, свидетельствующее о внимании автора к челов. горю, о сочувствии к естественным слабостям, желании развязать возникшие конфликты наиб, гуманным способом. Хотя самая ранняя из дошедших комедий М. («Брюзга») почти лишена обязательных для этого жанра признаков, она характерна для его мировоззрения: нелюдимый угрюмей. Кнемон, спасенный от беды его приемным сыном, меняет свое отношение к людям и соглашается на брак дочери с молодым человеком из др. сословия. В комедии «Самиянка» ложно понятая богатым старым холостяком Демеей ситуация заставляет его подозревать приемного Сына в оскорблении; одн. до посл. момента он старается не мешать женитьбе юноши на дочери соседа (кстати - бесприданнице). Насыщенная многочисл. недоразумениями и ложными умозаключениями, «Самиянка» явл. блестящей комедией ошибок с ярко очерченными характерами (включая и благородную гетеру, к-рую афинские комедиографы обычно изображали как коварную хищницу). Спасительную роль играет гетера и в «Третейском суде», помогая распутать конфликт между молодыми супругами, в к-ром каждая сторона проявляет взаимное уважение и терпимость. Необычно для афинской комич. сцены также прямое участие в пьесе самой жертвы насилия, готовой разделить с мужем его невзгоды. Нестандартны у М. (как и гетеры) образы воинов-наемников, обычно' представляемых нов. комедией глупыми хвастунами. У М. в комедиях «Остриженная», «Ненавистный», «Сикионец» воины изображаются как искренне любящие молодые люди, тяжело переживающие равнодушие любимой девушки или разлуку с ней. Яркость и жизненность персонажам М. придает их язык, не индивидуализированный в совр. смысле слова, но соответствующий характеру и образу мыслей действ, лица. Обычный размер комедий М. - ямбический триметр; одн. в наиб, оживленных сценах поэт мастерски использует трохеический тетраметр, передающий возбуждение говорящих и напряженность драм, ситуации.

Соч.: Комедии: Фрагменты. М., 1982; Менандр. Комедии; Герод. Мимиамбы. М., 1964 (тоже -М., 1984). Л и т.: 6, 198 - 204; Павленко: 27, 1975, № 4; 1982, № 4; Тройский: 27, I960, № 4; 1966, № 4; Ульянова-27,1993, № 1

В.Я.

МЕНИПП

МЕНИПП - др.-гр. философ-киник. Происх. из Радары (Палестина), раб по рождению. К кинизму М. приобщил Кратет Фиванский. Развивая созданную Бионом Борисфенитом киническую диатрибу, М. превратил ее в т. н. «мениппову сатиру», в к-рой свободно и естественно сочетались проза и стихи. Мениппова сатира имела серьезное филос. содержание, облеченное в насмешливую форму с фантаст, сюжетом. Написанные народным языком, полные юмора, сатиры М. проповедовали гл. принципы кинизма. Героями М. были мудрец-философ, раб, бедняк и т. п. От соч. М. ничего не сохран.; о его твор-ве известно из Лукиана, на к-рого М. оказал большое влияние. Отдавая дань уважения этому мастеру «кусать со смехом», Лукиан сделал его героем неск. своих произв. Влияние М. испытали также Варрон, Петроний, Дион Хрисостом.

Н.Ш.

МЕСОМЕД

МЕСОМЕД (II в. н. э.)

др.-гр. поэт, вольноотпущенник ими. Адриана (117 - 138). От М. сохран. 12 стихотв., нек-рые из них снабжены нотными знаками. В соч. М. отразился религ. синкретизм эпохи, по ним можно судить также об уровне естеств.-науч. знаний.

Р.3.

МЕТАМОРФОЗА

МЕТАМОРФОЗА (греч. μεταμόρφωσις)

изменение формы, превращение. Согласно верованиям др. греков, боги могут превращать людей в животных, растения, камни, созвездия. Рассказы о превращениях были излюбленным сюжетом в эллин., а затем и в рим. лит. («Метаморфозы» Овидия).

Н.Ш.

МЕТОПЫ

МЕТОПЫ - квадратное пространство между триглифами в дорическом фризе, часто со скульптурным декором.

Е.А.С.

МЕЦЕНАТ, ГАЙ ЦИЛЬНИЙ

МЕЦЕНАТ, ГАЙ ЦИЛЬНИЙ (род. между 74 и 64, ум. в 8)

богатый римлянин, выходец из знатного этрусского рода. Будучи приближенным Августа, оказывал ему многочисл. полит, услуги. Покровительствовал молодым поэтам, в частн. Вергилию и Горацию, сам писал посредственные стихи, не дошедшие до нас. Образовавшийся при М. кружок поэтов стал центром лит. жизни Рима, а само имя М. - нарицательным.

Е.О.

МИКЕНЫ

МИКЕНЫ - древнейший центр крито-микен. цивилизации в Арголиде (Пелопоннес). По мифу, основан Персеем, построившим «циклопические» стены цитадели. В нач. II тыс. до н. э. М. заселены ахейцами, вскоре вступившими в контакт с цивилизацией Крита. М. включает акрополь со стенами шириной 5 - 8 м., с Львиными воротами (над к-рыми изображены два льва по сторонам колонны), гробницами и мегароном; нижний город с домами XIII в. и гробницы за пределами акрополя. Внутри городских укреплений в двойном кольце низких стен найдены погребения царей с золотыми масками («Круг А»). За пределами стен еще одно кольцо («Круг Б») заключает гробницы знати. Рядом - купольные гробницы с длинными дромосами («Атрея», «Клитеместры») XIV - XIII вв. В геометр, эпоху на акрополе существовал греческий храм, в V в. город был разрушен аргивянами и до III в. до н. э. не восстанавливался.

Е.А.С.

МИМ

МИМ (гр. подражание)

в Др. Греции драм, сценка б. ч. бытового содержания, восходящая к фольклорному театру импровизации. Введение М. в лит. обиход приписывается Софрону (V в. до н. э.). Широкое распростр. М. получил в эпоху эллинизма, когда слово «М.» стало прилагаться и к его исполнителю. В понятие М. входили самые разнообразные формы представления: монодрама архемима (гл. мима), пародия на миф, танец, музыка, цирковой номер. В драм, мимах актеры играли без масок и принимали участие женщины. О содержании М. дают представление два папирусных отрывка II в. н. э., показывающие, что в М. пародия на трагедию сочеталась с тарабарщиной, побоями, непристойностью; развитие действия сопровождалось шутовскими мнимыми смертями и воскресениями. Ср. рано М. был заимствован в Риме, получил доступ на сцену в I в. до н. э. и продержался в исполнении бродячих трупп до ранн. средневековья. Лит. обработку М. получил в Греции у Феокрита и Герода, в Риме - у Либерия и Публилия Сира.

Лит.: Головня В. В. История античного театра. М., 1972

В.Я.

МИМНЕРМ

МИМНЕРМ (ок. 600 до н. э.)

др.-гр. поэт, происх. из Колофона (М. Азия). Согласно антич. свид-вам, книгу элегий М. назвал именем своей возлюбленной Нанно, а позднейшие поэты (Каллимах, Тибулл, Проперций) считали его родоначальником любовной элегии. Одн. немногочисл. дошедшие фр-ты не позволяют проверить это утверждение. В них содержатся размышления о радостях молодости и любви, о тяготах суровой старости, ист. воспоминания о предках поэта, мифолог, сказания. Представляется, что элегии М. носили скорее повествов. характер с элементами назидания, чем служили выражением его личного чувства.

В.Я.

МИРОН

МИРОН (2-я четв. V в. до н.э.)

др.-гр. скульптор, происх. из Элевфер (на границе Аттики и Беотии), ученик Агелада и соперник Пифагора Регийского. Копии двух его знаменитых произв. опознаны сейчас в дошедших статуях - «Дискобол» (по детальному описанию Лукиана), выдававший «новизну и сложность», и «Афина и Марсий» (по описаниям Плиния Старшего и Павсания). В Антологии палатинской имеется эпиграмма на статую Олимп, бегуна Лада, изваянную М. Др. его произв. известны только по их упоминаниям у древ, авторов. Кроме того, ряд произв., дошедших в копиях, связывают с М. совр. ученые. Величайшую славу в древности имела бронзовая телка М., стоявшая на афинском Акрополе. Дошло более 30 эпиграмм, восхвалявших ее жизнеподобие: люди и животные принимают ее за наст., готовую замычать. По оценке Плиния Ст., М. был первым, кто наделил искусство жизнеподобием (дословно: «умножил правду»).

Лит.: Акимова Л. И. Место Мирона в искусстве V в. до н. э. // Проблемы всеобщей истории. М., 1974; Соколов Г. И. Мирон и Поликлет. М., 1961

Д.М.

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ - в антич. мире обряды тайных религ. культов, к к-рым допускались посвященные. Восходят к древнейшим представлениям о божестве как силе, не постигаемой умом и не могущей быть изображенной ясно и пластично. На участников М. налагался обет молчания, поэтому о ритуале известно мало. М. совершались ночью при свете факелов, в сопровождении музыки. Ритуал включал очистительную жертву, процессию, пение, танцы, а также драм, представления - сцены из земной жизни божества.

Н.Ш.

МИФОЛОГИЯ АНТИЧНАЯ

МИФОЛОГИЯ АНТИЧНАЯ - совокупность представлений древ, греков и римлян о происхождении мира и обществ, устройства, а также воспоминаний о своем прошлом. Как одна из форм обществ, сознания, М. а. тесно связана с религией, ритуалом, фольклором, так что проведение между ними твердой разграничительной линии вызывает значит., подчас непреодолимые трудности. Кроме того, в худож. оформлении мифа существ, роль играют законы устного творчества, в т. ч. героич. сказания. Наконец, в М. а. объединились различные и разноврем. пласты, выделение к-рых тоже не всегда бесспорно. Поэтому в дальнейшем речь пойдет только об отражении М. а. в художественной литературе антич. мира, в к-рой миф сначала играет соц.-нормативную роль, а затем все больше становится арсеналом образов и сюжетных ситуаций.

В окружающем мире античный человек видел участие божеств, сил, причем характерной чертой М. а. явл. придание этим силам антропоморфного облика. Выделившиеся из первонач. хаоса Небо и Земля представляются в образах Урана и Геи, к-рые вступают между собой в брачные отношения и порождают след, поколение богов-титанов во гл. с Кроном и его супругой Реей. В свою очередь, титаны уступают место богам-олимпийцам, свергающим Крона и одолевающим предыдущее поколение богов с помощью физ. силы. С приходом к власти верховного олимпийца Зевса устанавливается тот мировой порядок, к-рый осуществляется целым рядом богов, находящихся с Зевсом в близких родственных отношениях, если даже раньше каждый из них был самостоят, местным (подчас догр. или внегр.) божеством. Во власти самого Зевса находятся небесные стихии - он вызывает гром и молнии, обрушивает на землю дождь и град, но вместе с тем явл. главой всего божеств, пантеона. Поделивший с Зевсом по жребию власть Посейдон распоряжается морской стихией, третий брат - Аид - владычествует над подземным царством и тенями умерших. Гера как супруга Зевса явл. покровительницей брака; их дети - Гефест и Арес. Первый - замечательный кузнец и ювелир, второй олицетворяет жестокую, губительную войну. Войной как одной из форм гос. политики ведает дочь Зевса Афина - полифункциональная богиня, в к-рой видят охранительницу обществ, строя («градодержица») и благополучия граждан, а также покровительницу ремесленников. Неск. сыновей Зевс имеет от др. жен; из них Аполлон - губящий и исцеляющий бог, прорицающий волю Зевса; Артемида - девственная богиня-охотница; Гермес - посланник богов, покровитель путешественников и мореходов; Дионис - бог виноградарства и виноделия. Дочерью Зевса в классич. эпоху делают и богиню любви Афродиту, в действит. очень древнее божество, вер., восточного происхождения. Др. древнейшим членом олимп. пантеона явл. Деметра <«мать-земля»), научившая людей хлебопашеству. Всем олимп. богам свойственны челов. страсти и слабости, они способны враждовать между собой, помогать смертным или карать их за непочтение.

Наряду с божеств, пантеоном существенную, если не большую часть мифов составляют сказания о героич. прошлом древ, греков. Эти предания группируются вокруг ист. центров Греции II тыс. до н. э., известных преим. в крито-микен. эпоху (XVI - XII вв.). При этом древ, греки отдавали себе отчет в хронолог, последовательности следующих друг за др. поколений героев и ставили их между собой в опред. синхронные отношения, если даже эти связи не всегда были вполне однозначны. Так, родоначальником микен. династии считался Пелоп, обосновавшийся в Элиде (сев.-зап. Пелопоннес) и изгнавший своих сыновей (Атрея и Фиеста), к-рые нашли убежище в Микенах и оспаривали друг у др. царский престол, пока власть не досталась Атрею. Сын Атрея Агамемнон возглавляет гр. войско в Троянском походе, в к-ром вместе с др. сражаются Аякс и Тевкр - сыновья Теламона, участвовавшего в захвате Трои в предыдущем поколении, вместе с Гераклом. Современниками Геракла явл. семеро против Фив, начавшие войну против этого города, в к-рой они почти все погибли. Сыновья двух из «семерых» - Диомед и Сфенел, участники нового похода против Фив, а затем - Троянской войны. Современником Геракла явл. Мелеагр из Этолии, возглавивший охоту на Калидонского вепря, о к-рой в «Илиаде» вспоминают как об имевшей место в предыдущем поколении. Родств. связи между героями и их синхронизация создавали в сознании греков представление о миф. героях как о реальных личностях, к-рые стояли перед лицом испытаний, должны были решать свои нравственные проблемы и т. п. Вместе с воспоминаниями о легендарном прошлом в героич. мифологию древ, греков вовлекались др. фольклорные образы и мотивы. Геракл и Тесей наделялись свойствами т. н. культурных героев, очищающих землю от чудовищ и великанов; встреча Эдипа с неведомым ему отцом Лаием воспроизводит сюжет поединка отца с сыном, восходящий к древнейшему периоду матрилокальных браков; неприятие брачных отношений между двоюродными братьями и сестрами получает отражение в мифе о Данаидах, убивающих своих женихов. Далекие странствия с опасным заданием, в к-рых на помощь герою приходят волшебные помощники, составляют часть мифа о Персее; завершающее их освобождение Андромеды и победа над соперником представляют собой трансформацию мотива богатырского сватовства. В итоге М. а., поступившая в распоряжение гр. и рим. поэтов, составляет сложный конгломерат; каждый автор выбирает из него нужные ему ситуации, правдоподобность к-рых миф подтверждает своим авторитетом. Нач. этап на этом пути - поэмы Гомера, в к-рых боги непосредственно соприкасаются со смертными, то вступая между собой в битву, то вмешиваясь в исход сражений (гибель Патрокла и Гектора), то помогая своим любимцам (как Афина Одиссею). Образы богов и миф. героев, разрабатываемые в последующей лит., восходят к фигурам, созданным Гомером (2-я пол. VIII - нач. VII в.). С др. ст., мн. ситуации, не охваченные его поэмами, получили освещение в киклическом эпосе и гомеровских гимнах, также служивших источником для позднейших произв. Первую систематизацию мифов о богах и их родословных осуществляет Гесиод (1-я пол. VII в.). Бол. место занимает М. а. в твор-ве авторов мелики. Сапфо, Алкей воспринимают участников троянского мифа как своих реальных предшественников, обращаясь к их образам как примеру челов. поведения. Новые краски в изобр. мифолог, событий вносит Стесихор. Обоснование нравственных норм и многочисл. примеры взаимоотношений богов со смертными находит в мифах Пиндар (V в. до н.э.). Для афинской трагедии V в. героич. мифология представляет огромный репертуар сюжетов и образов, к-рые Эсхил и Софокл трактуют как священную историю прошлого; в ней они ищут ответа на вопросы совр. им действительности, актуализируя старинный миф в духе новой обществ, проблематики или создавая грандиозные картины трагич. столкновения индивида с непознаваемостью божеств, разума. В твор-ве Еврипида мифолог, мировоззрение испытывает серьезный кризис: под сомнением оказывается справедливость миродержавной воли богов, а традиц. миф. сюжет разрушается без адекватной ему замены. У Аристофана боги и герои становятся объектом осмеяния, коренящегося в ритуале весенних праздников плодородия.

В поэзии эпохи эллинизма (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский) авторитет богов падает, и образы их снижаются до уровня обычных людей с их бытовыми повседневными заботами и неурядицами. В то же время представители александрийской поэзии вводят в лит. мн. периферийных мифов, к-рые впоследствии будут использованы в римской литературе. На рим. почве М. а. представлена первоначально сказаниями о полулегендарных царях и героях (Ромул, Сервий Туллий, Муций Сцевола), не получившими, одн., такой худож. разработки, как в Греции. С превращением Рима в крупнейшее гос-во Средиземноморья возникает вера в его божествен, ист. предназначение, охотно поддерживаемая официальной пропагандой. Одн. в худож. форму этот миф облекается благодаря проникновению в Рим гр. мифологии, преим. Троянского цикла. В сер. III в. до н. э. пленный грек Ливии Андроник переводит на лат. яз. «Одиссею» и ставит на рим. сцене переделанную гр. трагедию. Затем образы и сюжеты этого жанра обрабатываются на протяжении II - I вв. в трагедиях Энния, Пакувия, Акция, пока не возникает грандиозный историко-мифолог. эпос в виде «Энеиды» Вергилия. Старинный миф о переселении в Италию троянского героя Энея, сына Афродиты, и об основании его потомком Рима соединяется с повеств. о гибели Трои, последующих странствиях Энея и его войне за установление власти над Лацием. В I в. н. э. к мотивам гр. мифологии обращается Сенека Младший, перерабатывающий трагедии гр. авторов, и вслед за ,ним - Стаций («Фиваида» - о походе семерых против Фив, незакон. «Ахиллеида»). Одновр. с Вергилием миф получает в Риме совершенно иную обработку в духе «ученой» александрийской поэзии (Катулл, Тибулл, Проперций). Завершает эту линию Овидий в «Метаморфозах», в к-рых отчасти используется и рим. материал. Твор-во Вергилия, Овидия, Сенеки Мл. было хорошо известно в Зап. Европе в Новое вр. и стало одним из гл. источников ознакомления с М. а., чем объясняется усвоение имен богов в рим. форме (Сатурн, Юпитер, Юнона, Минерва, Марс и т. д.), хотя первонач. функции гр. и рим. богов не во всем совпадали. Что касается самой античности, то во времена Рим. империи образы М. а. становятся предметом всякого рода компендиумов и справочников (особ, часто - к Гомеру), а также поводом для ритор, декламаций («что сказал бы такой-то...»). Последний удар в лит. наносит персонажам М. а. Лукиан, подвергая саркастическому осмеянию и богов, и героев. Обращение к М. а. в посл. века антич. мира (Квинт Смирнский, IV в. н. э.) носит в достаточной степени эпигонский характер.

Лит.: Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990; Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992; Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990;Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976; Мифологический словарь. М., 1990; Мифы народов мира. М., 1991 - 1992. Т. 1 - 2; Мифологический словарь. 5-е изд., М., 1994. Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964; РадцигС. Я. Античная мифология. М.; Л., 1939; Тахо-ГодиА. Л. Греческая мифология. М., 1989; Тренчени-ВальдапфельМ. Мифология. М., 1959; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978; Штоль Г. Мифы классической древности. М., 1993. Т. 1 - 2.

В.Я.

МНЕСИКЛ

МНЕСИКЛ (V в. до н. э.)

др.-гр. архитектор. Участвовал в строительстве Парфенона, возвел Пропилеи в Афинах. По Плутарху, считался лучшим архитектором классики.

Е.А.С.

МОДУЛЬ

МОДУЛЬ (лат.)

единица измерения, с к-рой части здания связаны простыми соотношениями. В античной архит. это обычно диаметр или радиус нижней части ствола колонны.

Е.А.С.

МОЗАИКА

МОЗАИКА - изображение из мелких камешков (галька) или кубиков (тессеры), однотонных или цветных, уложенных на раствор; украшала полы, иногда - стены и своды жилых, обществ., культовых сооружений. М. из керамики известна в странах Др. Востока в IV - II тыс. В Др. Греции М. из гальки, орнаментальные, затем фигурные, распространяются с IV в. до н. э. (Олинф, Пелла, Ольвия). В III - I вв. гальку сменяют тессеры разноцветного мрамора и стекловидной массы (смальты). Тессеры очень малых размеров (до 400 шт. на 10 см ) и тончайших оттенков позволяли мастерам, часто копировавшим произв. живописи, передать светотеневую моделировку и колористическое богатство оригинала. Темы эллин. М. - мифолог., ист. (Александра мозаика), пейзаж, натюрморт (Сосий, «Невыметенная столовая»). Широко распространена М. в рим. время. Повторение одних и тех же композиций в разных районах Империи говорит о существовании спец. альбомов образцов. Характер, размеры, конфигурация помещения определяли выбор и компоновку узоров - орнаментальных для вестибюля, сюжетных для парадных комнат, перистилей, терм. Фигурная композиция - эмблема - окружалась рамкой из растительных или геометр, узоров. Кроме цветных были популярны черно-белые М., восходящие к цементным полам рим. домов III - I вв. Во II в. н. э. М. часто копируют эллин, образцы (Сосий, «Голуби на вазе»), в III - нач. IV в., наряду с мифолог., популярны сцены состязаний, охоты, рыбной ловли, сельских работ (термы Каракаллы, Пьяцца Армерина). Особое распространение М; получила в рим. провинциях Сирии и Сев. Африке (Антиохия, Апамея, У тика). Традиц. сцены дополняются изображениями мотивов и фигур, характерных для этих мест (т. н. нильский пейзаж). В поздних М. (IV в.), как и в живописи, постепенно начинают преобладать христ. мотивы и сюжеты.

Лит.: Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979. С. 165 - 216; ЧубоваА. Я. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985.

О.Т.

МОНОДИЯ

МОНОДИЯ (греч. песнь одного)

разновидность др.-гр. лирики в противоположность хоровой. В драме так называлась сольная песнь актера.

Я.Ш.

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ (греч. речь одного)

в драме речь одного персонажа. Часто строился по правилам ораторского иск-ва.

Я.Ш.

МОНОПТЕР

МОНОПТЕР (греч.)

круглое в плане здание, окруженное одним рядом колонн.

Е.А.С.

МОСХ

МОСХ (1-я пол. II в. до н.э.)

др.-гр. поэт, последователь Феокрита. Родом из Сиракуз. Под именем М. известны 4 небол. стихотв. и 2 эпиллия: «Эрот-беглец» и «Европа». В первом из них Афродита объявляет о розыске сбежавшего от нее Эрота, перечисляя в ритор, антитезах его опасные для смертных черты. В другом описывается похищение Зевсом Европы, причем характеристика действ, лиц не лишена юмора, а в изобр. морской стихии, окружающей Зевса и Европу, М. вкладывает непосредственное чувство. Типично для александрийской поэзии вплетенное в ткань поэмы описание1 предмета иск-ва - золотой корзины для цветов, на к-рой вычеканены странствия Ио. Приписываемый в нек-рых рукоп. М. «Плач о Бионе» не может принадлежать ему ни по хронологическим, ни по художественным соображениям и явл. тво'р-вом к.-н. позднего последователя Биона, использовавшего мотивы его «Плача об Адонисе».

В.Я.

МОСХОФОР

МОСХОФОР (греч. Тельценосец)

мраморная архаическая статуя с афинского Акрополя (ок. 570 до н. э.). Хранится в Акропольском музее.

Д.М.

МУЗЕЙ

МУЗЕЙ - учреждение, возникшее в Александрии как центр науч. жизни. Ученые занимались здесь исследованиями в самых разл. обл. знаний. В М. были залы для лекций и для общей трапезы, место для прогулок, обсерватория, коллекции растений, собр. животных для изучения и для опытов. В III в. н. э. М. был разрушен.

Я.Ш.

МУЗЫ

МУЗЫ - богини поэзии, искусств и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. В ранних источниках упоминаются 3 М., позднее их число увеличилось до 9. Функции М. разграничивались по мере дифференциации иск-в, и к периоду эллинизма они превратились в символические образы: Эрато - М. лирич. и любовной поэзии, Евтерпа - сопровождает лирич. песнь с флейтой в руке, Каллиопа - М. эпич. поэзии и знания, Полигимния - М. серьезной поэзии, гимнов, Мельпомена - М. трагедии, Талия - М. комедии, Терпсихора - М. танца, Клио - М. истории, Урания - М. астрономии. Предводительствует М. Аполлон, носящий поэтому прозвище Мусагет («предводитель муз»). М. называют также Пиеридами (по месту их рождения в Пиерии близ Олимпа) и аонидами (по названию местности в Беотии у горы Геликон, считавшейся их любимым местопребыванием). В Риме М. называли Каменами.

И.К.

МУЗЫКА АНТИЧНАЯ

МУЗЫКА АНТИЧНАЯ - вид иск-ва, уходящий в Др. Греции в глубокую древность. О развитой муз. жизни в условиях крито-микен. культуры (II тыс. до н. э.) дают представление материалы археолог, раскопок: найдены фрески и др. изображения людей, играющих на муз. инструментах. Употребляются духовые, лира, систры (трещотки). Опред. сведения о М. а. в I тыс. до н. э. дает гомеровский эпос. В «Илиаде» упоминаются трудовые, свадебные, похоронные песни, герои поэмы сами поют, играют на форминге, пляшут. В «Одиссее» действуют уже профессиональные певцы-оэды, один из к-рых - слепой Демодок, слагающий песни о Троянской войне. Характерным свойством муз. культуры Др. Греции был синкретизм, т. е. единство музыки с др. иск-вами: поэзией, танцем, театр, действием. Др. особенностью др.-гр. музыки была связь с мифологией. Ист. начала музыки, возводившейся к богам, переплетены с легендами о миф. певцах Орфее, Лине, Амфионе. Начиная с VII в. до н. э. появляются отд. направления в муз.-поэт. иск-ве Др. Греции. В Спарте Терпандр вводит пение под кифару. Там же под звуки авлоса (духового инструмента наподобие совр. гобоя) исполняются воинственные элегии Тиртея. Неск. позднее развивается сольная игра на кифаре и авлосе. Традиции хоровой лирики в VII - VI вв. до н. э. продолжают Алкман, Ивик, Стесихор. Осн. формами хоровой лирики были пеан, дифирамб, гипорхемы - песни в сопровождении танцев, пиррихи - военные пляски. Высш. подъема хоровая лирика достигла в эпиникиях Пиндара. Одновр? с хоровой лирикой получает развитие сольная мелика, представленная Архилохом и поэтами лесбийской школы Алкеем и Сапфо. Исполнение стихов они сопровождали игрой на флейте или лире. М. а. выполняла важную драматург, функцию в др.-гр. трагедии, где диалоги чередовались с напевной рецитацией и сольным или хоровым пением в сопровождении авлоса и кифары. Музыка к трагедиям Эсхила и Софокла не сохран., из трагедий Еврипида «Орест» и «Ифигения в Авлиде» дошли небольшие йотированные образцы. У Эсхила преобладала хоровая музыка. В выступлениях хора у Софокла ослабевают эпич. черты и крепнет лирико-драм. начало. Значение сольных партий возрастает у Еврипида. В IV в. до н. э. намечается перелом в муз. развитии. Нарушается единство музыки и поэзии, развивается профессионализм, растет виртуозность, усложняются муз. инструменты. В нач. IV в. до н. э. Тимофей Милетский расширяет звуковой диапазон кифары, увеличивая число струн до 11, и вводит новые приемы игры. Во II в. до н. э. александрийский механик Ктесибий конструирует первый водяной орган.

На протяжении мн. веков в Др. Греции разрабатывались вопросы муз. теории и эстетики. Муз.-теор. воззрения отразились в учениях об этосе, акустике и ладах. Воспитательное воздействие музыки на душу человека отмечал Платон. Шире судил об этич. значении музыки Аристотель: музыка может применяться для воспитания, очищения и отдохновения от напряженной деятельности. Споры вокруг проблемы этоса развернулись в I - II вв. н. э. Плутарх и Птолемей утверждали, что музыка обладает высокими этич. качествами, а последователи Демокрита и Эпикура признавали силу этич. воздействия лишь за поэзией. Учение об этосе было переосмыслено в религ.-моральном духе неоплатониками, прежде всего Плотинам (III в. н. э.). Еще Пифагор сформулировал ряд акустических законов музыки. Пифагорейцам, искавшим математич. выражение высотных отношений между ступенями звукоряда, противостояли последователи муз. теоретика Аристоксена (IV в. до н. э.), к-рые противопоставили теор. расчетам нормы благозвучия, основанные на реальных требованиях челов. слуха. Сведения об осн. др.-гр. ладах, известных уже Пифагору, содержатся в трудах Платона и Аристотеля. Учение о ладах подытожил Клавдий Птолемей (II в. н.э.). Основным мелодич. звеном в др.-гр. ладовой системе был тетрахорд - 4-сту пенный звукоряд в диапазоне кварты. Лады возникали из соединения двух тетрахордов. Различали лады: дорийский - мужественный и строгий, создающий равновесие в душе человека, фригийский - лад страсти и экстаза, лидийский - жалобный, скорбный, интимный. Др.-рим. муз. культура складывалась под разл. влияниями. Первыми музыкантами в Риме были, вер., этруски (нач. V в. до н. э.). Раннерим. культура была относительно самостоятельной. К V в. до н. э. сформировались бытовые муз.-поэт. жанры: свадебные, похоронные, триумфальные песни. Осн. инструментами были труба и рог, излюбленным же стала тибия, разновидность флейты, близкая авлосу. Одн. характер муз. жизни имп. Рима определяла не древ, самобытная культура, а др.-гр. музыка, а затем сирийская, вавилонская, египетско-александрийская. Как и в Греции, поэтич. строфы пелись в сопровождении кифары или тибии, но их исполняли профессиональные музыканты, а не сами поэты. Театральные представления имели уже не столько этико-воспит. значение, сколько зрелищно-развлекательное. Широкое распространение получила пантомима, исполнявшаяся под шумный аккомпанемент оркестра из инструментов греко-вост. проихождения. Устраивались концерты виртуозов. Увлечение музыкой в ее гедонистическом понимании привело к расцвету любительства у рим. знати. Имп. Нерон (54 - 68) сам выступал как певец и кифаред.

Лит.: Античная музыкальная эстетика. М., 1960; Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986; Грубер Р. Всеобщая история музыки. М., 1965; Ливанова Т. Н. История зап.-европейской музыки до 1789 г. М., 1986

Р.3.

МУСЕЙ

МУСЕЙ (V - VI вв.)

др.-гр. поэт неизвест. происх., автор эпиллия «Геро и Леандр». Первонач. поэму относили к эпохе эллинизма, поскольку любовный сюжет сближает ее с александрийской поэзией. Одн. языковые особенности и соблюдение выработанных Ионном метрических правил позволяют датировать поэму временем не ранее V в. Т. о., эпиллий явл. поздней поэтич. обработкой древ, легенды о Геро и Леандре, к-рая ранее, возможно, послужила основой для не сохран. эллинистической поэмы. Содержание поэмы составляет тайная связь между Геро, жрицей храма Афродиты на берегу Геллеспонта во Фракии, и юношей Леандром, живущим на противоп. берегу пролива. В теч. лета Леандр каждую ночь приплывает к Геро, но в первую осеннюю бурю он погибает. Геро, увидев его тело, выброшенное волнами на берег, в отчаянии кончает с собой. Поэма М. обладает стройной композицией, не лишена психологизма, характеры героев очерчены ясно, индивидуализированы. В послеантич. вр. пользовалась огромной известностью.

P.3.

Предыдущая страница Следующая страница