Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАБИЙ, ПИКТОР КВИНТ

ФАБИЙ, ПИКТОР КВИНТ (род. ок. 254 до н. э.)

рим. историк. Принадлежал к знатн. роду, принимал участие в войнах против галлов и лигуров. Написал по-гр. соч., к-рое поздн. авторы называют «Анналами». Оно охватывало события с момента прибытия Энея в Италию до 2-й Пунической войны. В кач-ве источника Ф. П. пользовался записями рим. жрецов и семейной хроникой рода Фабиев.

Е.О.

ФАВН БАРБЕРИНИ

ФАВН БАРБЕРИНИ - мраморная статуя спящего сатира в Мюнхенской глиптотеке (ок. 220 до н. э.).

Д.М.

ФАЛЕС

ФАЛЕС (640 - 546)

др.-гр. философ и ученый, основатель ионийской школы (т. н. милетская школа), родоначальник антич. философии и математики. Происх. из Милета. В зрелые годы занимался гос. деятельностью, затем посвятил себя «умозрению природы». По свид-ву Диогена Лаэртского, Ф. ездил в Египет и жил там у жрецов, изучая астрономию и геометрию. По преданию, Ф. был одним из т. н. семи гр. мудрецов. Содержание его соч. известно только в передаче более поздних авторов.

Ф. впервые сформулировал 2 осн. проблемы гр. натурфилософии: начала и всеобщего. Нач. всего Ф. считал воду; по его мнению, Земля плавает на воде, подобно куску дерева. Согласно Ф., все в мире одушевлено («полно богов»). По свид-ву Прокла, Ф. первый стал доказывать геометр, теоремы; ему принадлежат доказ-ва след, положений: 1)круг делится диаметром пополам; 2) в равнобедренном треугольнике углы при основании равны; 3) при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны; 4) два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого. Диоген Лаэртский сообщает, что Ф. открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней. По словам Геродота, Ф. в 585 предсказал полн. солнечное затмение.

М.О.

ФАЛЛИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ФАЛЛИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - в Др. Греции культовые песни, сопровождавшие процессию в честь бога плодородия Диониса. Участники шествия несли изобр. фалла - муж. органа оплодотворения и осыпали при этом зрителей достаточно вольными насмешками, т. к. считалось, что сквернословие стимулирует производит, силы природы. По свид-ву Аристотеля, Ф. п. послужили источником др.-гр. комедии.

В.Я.

ФАРНЕЗСКИЙ БЫК

ФАРНЕЗСКИЙ БЫК - скульптурная группа, представляющая наказание Дирки, в Нац. музее в Неаполе. Рим. версия произв. Аполлония и Тавриска (I в. до н.э.).

Д.М.

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ - произв. живописи (I - IV вв.), происходящие гл. обр. из оазиса Фаюм (Египет). Исполнены в технике энкаустики (I - нач. II в.), восковой или чистой темперы (II - IV вв.) на доске, реже - холсте. Болып-во Ф. п. найдено в погребениях, вставленными в бинты мумии (доски) или вклеенными в пелены (холст). Мн. из них писались при жизни изображенного, возможно, с натуры, украшали атриум дома, после смерти использовались для погребения (судя по следам обрезки досок). Ф. п. имели ритуал, характер, их прототип - др.-египет. погребальные маски, но, в отличие от посл., в них преобладает не типическое, а индивидуальное. В ранних Ф. п. (2-я пол. I - нач. II в.) великолепно переданы не только внеш. черты, но и характер портретируемого, широко используется светотень; во 2-й пол. II в. при сохран. остроты и живости характеристики появляется известная обобщенность и схематизм в трактовке деталей. В III в. усиливаются черты графичности, поза строго фронтальна, взгляд застыл, индивидуальное сходство постеп. уступает место типическому.

Лит.: Павлов В. В. Египетский портрет I - IV веков. М., 1967

О.Т.

ФЕДР

ФЕДР (ок. 15 - 2-я пол. I в. н. э.)

рим. баснописец. Род. в македон. обл. Пиерии. В Риме жил с детства, был рабом, затем вольноотпущенником Августа. Ф. ввел в рим. поэзию жанр басни: начав с перевода и переработки «Эсоповых басен», Ф. перешел к созданию собств. с ярко выраженным соц. подтекстом, за что подвергся преследованиям со стороны Сеяна, всесильного временщика имп. Тиберия (14 - 37). Сохран. 133 басни Ф. в 5 кн. Кажд. кн. начинается прологом: во II, III, V имеется также эпилог; в нек-рых кн. между баснями вставлены рассуждения от 1-го лица, очень важные как источник сведений о самом Ф. Особый интерес представляет пролог к III кн., где автор сообщает о месте своего рождения, о том, как Сеян обвинял его и «суд творил», а также называет причины возникновения «рода басенного»: для рабской угнетенности «защитой были смех и выдумка». Басни Ф. написаны простым, ясным языком, что способствовало их изучению в школах. Образованная рим. публика Ф. не читала. В ср. века были распространены прозами, переложения басен Ф., к-рые послужили источником для обработки его сюжетов Бабрием, а в Нов. вр. - Лафонтеном и Крыловым.

Я.К.

ФЕМИСТИЙ

ФЕМИСТИЙ (IV в. н. э.)

др.-гр. ритор и философ. Род. в Пафлагонии (М.Азия). В юности переселился в Константинополь, где начал карьеру как придворный оратор, достиг влиятельного положения и в теч. 40 лет занимал разл. гос. должности. Сохран. 35 речей и пересказы нек-рых соч. Аристотеля. Среди речей одни обращены к императорам, рассматривают вопросы о природе власти, способах правления, качествах идеального правителя, др. носят личный или лит.-полит. характер. Во всех речах Ф. подчеркивает свою любовь к философии, прежде всего Платона. Язык Ф. отвечает нормам классич. аттич. красноречия.

Р.З.

ФЕОГНИД

ФЕОГНИД (2-я пол. VI - нач. V в.)

др.-гр. поэт. Происх. из Мегары, принадлежал к аристократ, роду; потерпел поражение в борьбе с демократией и вынужден был уйти в изгнание. Скитался по Сицилии, побывал в Спарте и на о-ве Евбея. Под именем Ф. сохран. сб. элегий и элегич. двустиший, распадающийся на 2 части: большую, назидат. характера (1230 ст.) и меньшую, эрот. содержания (159 ст.). Сб. был составлен не позже V - IV вв. и, наряду с подлин. стихами Ф., включает столь же назидательные элегич. отрывки из Солона, Тиртея иМимнерма, а также более поздних аноним, поэтов. Выделение собств. стихов Ф. остается до сих пор неразрешимой задачей. Аристократ, происх. Ф. делает его непримиримым врагом «худых», т. е. демоса и его вождей; но и в собств. лагере он не видит прежней приверженности идеалам знати. Мировоззрение Ф. пессимистично; он плохо верит в справедливость богов, коль скоро они даруют лучшую долю «худым». В своих поучениях, адресованных юноше Кирну, Ф. призывает его хранить верность аристократ, идеалам, ценить дружбу с равными, избегать дурных связей. Ф. убежден, что своим твор-вом он увековечивает и себя самого, и Кирна.

В.Я.

ФЕОКРИТ

ФЕОКРИТ (1-я пол. IV в. до н. э.)

др.-гр. поэт. Род. в Сиракузах, был близок ко двору мест, правителя Гиерона И; затем жил на о-ве Кос и в Александрии. Под именем Ф. известно 30 небол. поэм (подлинность нек-рых из них сомнительна) и 26 эпиграмм, собр. воедино только в Риме во 2-й пол. I в. до н. э. В совр. литературовед, поэмы Ф. принято называть идиллиями, хотя в действительности его твор-во значительно шире, чем предполагает традиц. представление об этом жанре. В наследии Ф. м. б. выделены, не считая эпиграмм, буколики, мимы, эпиллии и энкомии. Идиллии Ф. в больш-ве своем написаны неск. модифицированным гексаметром на лит. дорийском диалекте, что явл. смелым худож. экспериментом, т. к. гексаметр издавна служил размером эпоса и соединялся с ионийским диалектом. Наибол. худож. интерес в твор-ве Ф. представляют его буколики и мимы. В осн. буколик лежит фольклорный жанр поэтич. состязаний сицилийских пастухов, имевший за собой длительную традицию (простейший образец такого обмена песенными двустишиями - идилл. V). Исполнителями чередующихся песен и у Ф. выступают пастухи, прошедшие, однако, более серьезную лит. подготовку, чем их реальные прототипы. Наряду с диалогическим построением в идиллиях Ф. представлены примеры вложенной в уста пастуха сольной песни - с трагич. содержанием (рассказ о смерти Дафниса в идилл. I), но чаще - с иронич. оттенком (жалобы отвергнутых влюбленных в идилл. III и XI). Масками пастухов Ф. пользуется в идилл. VII («Праздник жатвы»), где под видом селян выводит себя среди совр. поэтов и излагает свою лит. программу, отдавая предпочтение «малым жанрам» перед попытками возрождения героич. эпоса. Среди мимов Ф. наиб, яркими образцами явл. идилл. II («Колдуньи»), замечательная изображением любовного чувства, и XV («Сиракузянки, или Женщины на празднике Адониса»), живо рисующая обстановку празднества в Александрии и характеры двух его участниц - рядовых жительниц египет. столицы, происходящих из Сиракуз. Творч. манеру Ф. отличает умение неск. выразительными деталями создать как запоминающийся пейзаж, так и живые образы персонажей. Он хорошо знает мир деревьев и растений, животных и птиц, так что его картины спокойной природы, радующей глаз и слух, приобретают точность и конкретность. Также с помощью ярких штрихов и коротких реплик создает Ф. контрастные образы пастухов (старшего Комата и младшего Лакона - идилл. V), жнецов (грубоватого Милона и чувствительного Букая - идилл. X) или неудачливых воздыхателей (в т. ч. и миф. Киклопа - идилл. XI). Преим. языковыми средствами обрисованы обе горожанки в идилл. XV, причем и здесь заметна разница между экспансивной Праксиноей и более сдержанной Горго. Показательно описание брошенной Симефы (идилл. II), где Ф. примыкает к тем способам изображения любовного чувства, к-рые восходят к ранней лирике и трагедии V в. (внеш. симптоматика, уподобление любви неизлечимой болезни).

Бол. достижением Ф. (гл. обр. в буколиках и миме) явл. легкость стиха, отличающегося непринужденностью и живостью интонаций разг. речи.

В.Я.

ФЕОПОМП

ФЕОПОМП (377/76 - после 320)

др.-гр. историк и оратор. Род. на о-ве Хиос. Вел жизнь странствующего оратора, к-рая позволила ему познакомиться со мн. выдающимися деятелями и собрать материал для ист. трудов. Ф. был противником афинской демократии и сторонником аристократ. Спарты. Гл. соч. Ф. - «История Филиппа Македонского» (в 58 кн.), в к-ром он уделял бол. внимание человеческой личности, представив ист. деятелей преим. с высоты их нравственности, чем внес в историю элементы психологии. Значит, место он отводил описанию культуры и быта. Соч. Ф. дошло до нас в большом кол-ве фр-тов.

Е.С.

ФЕОФРАСТ (ТЕОФРАСТ)

ФЕОФРАСТ (ТЕОФРАСТ) - др.-гр. философ-перипатетик, ученик Аристотеля, руководитель Ликея (322 - 287). Происх. из Эреса (о-в Лесбос). Из соч. Ф., кроме многочисл. фр-тов, целиком сохран. 2 работы по ботанике, трактат «Характеры», ряд работ по естествознанию («О камнях», «О ветрах» и т. д.) и рассуждение о метафиз. апориях.

Как и Аристотель, Ф. считал Ум (Нус) высшей и божеств, способностью человека, а теорет. жизнь - его гл. назначением. Одн. Ф. усилил эмпирический элемент в философии Аристотеля, сделав осн. упор на чувственном восприятии окружающего мира, Ф. в отличие от своего учителя, считал, что только созерцательный ум отделяет челов. душу от животной. Чувств, восприятие, по мнению Ф., обусловлено нематериальным воздействием воспринимаемого предмета. Ф. различал 2 вида лит.: речи, относящиеся к предмету (философия), и речи, относящиеся к слушателю (риторика и поэтика). Музыка, по Ф., есть движение души, возникающее в связи с освобождением от зол, вызванных переживаниями. В музыке 3 начала: скорбь, наслаждение и вдохновение. Труды Ф. по ботанике и естествознанию оставались непревзойденными вплоть до поздн. средневековья. Этич. соч. Ф. «Характеры» - 30 очерков, в к-рых описывается поведение разл. типов людей (болтуна, льстеца, сплетника, скряги, наглеца и т.д.).

Соч.: Исследование о растениях. М.; Л., 1951; Характеры. Л., 1974; (тоже - 1990).

М.О.

ФЕРА

ФЕРА - самый южный из Кикладских о-вов (Эгейское море). Знамениты находки в городе (совр. Акротири), разрушенном в результате извержения подземного вулкана в сер. II тыс. до н. э. Раскопками выявлен уникальный комплекс святилищ, украшенных, как и в Кноссе, фресками мифология, содержания с изобр. пейзажей, животных, людей и божеств. Новое поселение - др.-гр. город Фера (Тира) основан на юго-вост. о-ва дорийцами (1000). В 630 Ф. выводит колонию Кирена (Сев. Африка), в 430 вступает в Афинский морской союз. В III - II вв. Ф. - база птолемеевского флота. От этого вр. сохран. обширная агора, героон, два гимнасия (один - для эфебов), храм Диониса, дворец правителей Птолемея (с перистильным двором), театр, священный участок Артемидора, адмирала Птолемея, со скальным рельефом, грот Гермеса и Геракла; в I в. возводится Царская стоя.

Е.А.С.

ФЕСПИД

ФЕСПИД (2-я пол. VI в. до н. э.)

др.-гр. драматург, уроженец Аттики, к-рому приписывается введение в первонач. хоровую трагедию актера, исполнявшего речевые партии, и 1-я постановка трагедии на Вел. Дионисиях в 534. Передают, что лица участников представления Ф. мазал винной гущей. Сохран. неск. назв. трагедий и малодостоверн. фр-ты.

В.Я.

ФЕСЦЕННИНЫ

ФЕСЦЕННИНЫ - шуточные песни, исполнявшиеся в Риме на праздниках урожая и плодородия, а также на свадьбах и во время триумфальных шествий. Им приписывалось магическое действие в борьбе против злых сил. Содержание Ф., как и лексика, зачастую бывали непристойными.

Е.О.

ФИВЫ

ФИВЫ - 1) древ, столица Египта, в Долине царей, известна и в гр.-рим. эпоху, особенно при Птолемеях;

2) др.-гр. город в Беотии (Центр. Греция), сохран. с дворцовым. комплексом II тыс. до н.э.

Е.А.С.

ФИДИЙ

ФИДИЙ - крупнейший др.-гр. скульптор, происх. из Афин, ученик Гегия и Агелада. Работал в мраморе, бронзе, хрисоэлефантинной технике, занимался также живописью. Уже во 2-й четв. V в. Ф. был признанным мастером: к этому вр. относится ряд его произв., в т. ч. бронзовая статуя Афины на Акрополе. Но особ, значит, были его произв. 447 - 432, времени строит-ва Парфенона. Ф. принадлежало общее руководство всеми работами (включая фронтонные скульптуры и фризы), а также храмовая статуя Афины Парфенос, дошедшая в ряде копий. Свед. о Ф. становятся путаными после работ на Парфеноне: по сообщению Плутарха, Ф., обвиненный в краже золота со статуи, а затем, когда улик в воровстве не оказалось, - в святотатстве (поскольку он изобразил Перикла и самого себя в сцене Амазономахии на щите Афины Парфенос), был заключен в тюрьму и там умер. По др. источникам, он бежал из-под суда в Элиду, где работал над хрисоэлефантинной статуей Зевса Олимпийского. Эта посл. версия подтверждена теперь раскопками немецких археологов, открывших мастерскую Ф. в Олимпии (ок. 430). Древ, авторы с величайшим восхищением описывают произв. Ф., называя гл. свойствами его стиля возвышенность и точность. Нек-рые из них (Афина Лемния, Амазонка, Анадумен) известны в копиях, еще ряд статуй сер. V в. связывают с Ф. совр. ученые.

Лит.: Сидорова Н. А. Жизнь и творчество Фидия // Искусство. 1970. № 9. С. 51 - 61; Чубова А. П. Фидий. М.; Л., 1962

Д.М.

ФИЛЕМОН

ФИЛЕМОН (ок. 361 - ок. 261)

др.-гр. драматург, представитель «новой» аттич. комедии. Род. в Сиракузах, б. ч. жизни провел в Афинах. Первую комедию поставил в 327, часто одерживал победы, в т. ч. над Менандром. 3 раза занимал первое место на Ленеях. Написал ок. 100 комедий, по названиям известны св. 60; сохран. св. 200 фр-тов. Персонажами комедий Ф. были воины, гетеры, врачи, повара, чужеземцы (этолиец, сицилиец, девушки из Коринфа). На типич. ситуации новой аттич. комедии указывают такие названия, как «Братья», «Подкидыш», «Кольцо» (средство узнавания). Ф. не чуждался и пародий на трагедию («Мирмидоняне», «Паламед»). Комедии Ф. послужили основой для пьес Плавта («Купец», «Три монеты», м. б., «Привидение»).

В.Я.

ФИЛИТ

ФИЛИТ (Филет; посл. четв. IV - 1-я четв. III в.)

др.-гр. поэт и филолог. Род. на о-ве Кос, был воспитателем буд. египетского царя Птолемея П. Мн. александрийские поэты, прежде всего - Гермесианакт и Феокрит, считали Ф. своим наставником. Как ученый Ф. известен работой о гомеровских глоссах. Как поэт Ф., следуя за Антимахом, развивал жанр повеств.-эрот. элегии (сб., посвящ. Биттиде). Любовная история (роман Одиссея с одной из дочерей бога ветров Эола) составляла также содержание одного эпизода в эпиллии «Гермес». В поэме «Деметра» речь шла, вер., о странствиях богини в поисках похищенной дочери. От соч. Ф. сохранились незначит. фр-ты.

В.Я.

ФИЛОДЕМ

ФИЛОДЕМ (ок. 110 -ок. 35 до н.э.)

др.-гр. поэт и философ. Род. в Гадаре (Палестина). Был главой эпикурейской школы в Афинах, затем в 70-е переехал в Италию, где основал лит.-филос. кружок, в к-рый входили Вергилий, Гораций и др. Ум. в поместье близ Неаполя. Сохран. фр-ты из соч. Ф. «Риторика», «О стихах», «Об экономике», из трактата «О музыке». До нас дошло более 30 эпиграмм Ф., почти исключ. на любовные темы. Ф. критиковал учение перипатетиков о поэтике, полемизировал со стоиками (гл. обр. с Кратетом из Малла), исходя в своих оценках поэзии из эстетич., а не из науч.-дидактич. принципов. Наиб, совершенным Ф. считал поэтич. мастерство Гомера и Еврипида. Ф. выдвигал требование безусловного подчинения частностей общим понятиям, сущность к-рых необходимо точно определять и объяснять. Он впервые последовательно и аргументированно провел мысль о равной важности формы и содержания худож. произв., доказав, что без сочетания этих двух компонентов не может идти речь о подлинном словесном иск-ве. По мнению Ф., в основе худож. произв. лежит мысль, в основе слов - понятие, а форма представляет собой сочетание слов, связанных с лежащими в их основе понятиями. Ф. считал, что поэзия явл. самостоятельной обл. .челов. деятельности, к-рую определяет не наука, не этика, не дидактика, а эстетика. Согласно Ф., лучшая поэзия та, к-рая ближе всего воспроизводит действительность, оказывая наибольшее эмоционально-эстетич. воздействие на слушателей. Идея эпикурейского наслаждения в полной мере воплощена в эпиграммах Ф., но, в отличие от Эпикура, у Ф. это наслаждение чувственное, чаще всего связанное с эротическими переживаниями. Следуя традициям александрийских поэтов, Ф. уделял много внимания внеш. отделке стиха, игре смысловыми и звуковыми фигурами. Цицерон хвалил его образованность и поэтич. вкус. Ф. явился живым посредником между александрийской поэзией и рим. лит. «золотого века».

М.О., И.К.

ФИЛОЛАЙ

ФИЛОЛАЙ (2-я пол. V в. - 1-я четв. IV в.)

др.-гр. философ-пифагореец и астроном. Происх. из Кротона. После разгрома пифагорейского союза бежал из Италии в Фивы (по др. свед., Ф. был убит в Кротоне по подозрению в покушении на тиран, власть). Гл. соч. Ф.: «О природе», «О душе», «О ритмах и мерах» - дошли до нас в ряде фр-тов. По мнению Ф., началами всех вещей явл. предел и беспредельное, противоположность к-рых организует единый космос. Природа (бытие) приобрела матем. величину в четверке, качество и цвет - в пятерке, одушевленность - в шестерке, сознание, здоровье и «свет» - в семерке, а в восьмерке вещам стали свойственны эрос, дружба, разум и мысль. Согласно Ф., благодаря декаде (10) челов. разум познает сущее путем матем. вычислений и геометр, толкований. Ф. разработал систему мира, в к-рой 5 планет, Солнце, Луна, Земля и т. н. Противоземля (Антихтон) вращаются вокруг «центрального огня», назв. им «очагом Вселенной» и «связью и мерой природы». Ф. разделял мудрость и добродетель, определяя первую как совершенную и причастную умопостигаемому, а вторую - как несовершенную и причастную чувственно-воспринимаемому.

М.О.

ФИЛОЛОГИЯ АНТИЧНАЯ

ФИЛОЛОГИЯ АНТИЧНАЯ - отрасль знания, исследующая на основе интерпретации текстов др.-гр., а затем и рим. авторов словесное твор-во (Ф. букв. - «любовь к слову») и формы существования языка. Начало филол. исследований восходит к софистам, Платону (диалог «Кратил») и Аристотелю («Поэтика», «Риторика» - особ. 3-я кн.), хотя само понятие Ф. как науки появляется позже. Систематический характер занятия текстами др. авторов получают в александрийской Ф., где в основе изд. деятельности неск. поколений ученых лежат собирание текстов, их классификация и интерпретация. В это время происходит разделение каждой из поэм Гомера на 24 кн., издание од Пиндара в 17 кн., Сапфо - в 9, Алкея - в 10. К нач. периоду Ф. а. восходит тот состав текста др.-гр. классиков, к-рыми располагает совр. наука. Потребность в понимании и всестор. толковании автора вызывает появление вспомог. исследований: словарей малопонят, слов, к-рые составляли Филит, Каллимах и Аристофан Византийский; библиогр. свода древ, авторов («Таблицы» Каллимаха в-120 кн., дополненные затем Аристофаном Византийским); спец. работ, посвящ. отдельным вопросам (о гетерах в аттич. комедии, о каталоге кораблей у Гомера и т.п.); наконец, систематич. коммент. к издаваемым текстам. Возникают в это вр. и языковедческие вопр.: о значении принципа аналогии в формообразовании, о кол-ве и назнач. частей речи. Одн. более полн. разработку в духе теории стоиков граммат. вопросы находят в деятельности Кратета из Малла, к-рый при царе Евмене II (197- 158) возглавляет б-ку в другом крупном центре Ф. а. - Пергаме. Гр. ветвь Ф. а. получает свое завершение в многочисл. работах Дидима, В Риме начало Ф. было положено Л. Элием Стилоном, учеником Дионисия Фракийца, и, в свою очередь, - учителем Варрона. Ф. а. получает в Риме дальнейш. развитие в деятельности грека Тираниона (в Риме - ок. 66 - 25), усиленно изучающего историю лат. яз. В I - V вв. в поле зрения Ф. а. включаются и рим. авторы. Ок. 54 - 57 Асконий Педиан выпускает ист. коммент. к Цицерону. Неск. позже крит. издания Теренция, Лукреция, Вергилия и Персия осуществляет М. Валерий Проб. Многочисл. наблюдения над языком ранних рим. авторов содержатся у Авла Геллия (ок. 160); Элий Донат выпускает коммент. к Теренцию (ок. 350), Нонний Марцелл (IV в.) - огромное собр. глосс из рим. писателей раннего и классич. периода. Наряду с этим как в Риме, так и в эллинизированном Египте продолжают заниматься вопр. лексикографии, стихосложения и грамматики в собств. смысле слова (см. Языкознание античное).

В.Я.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 20 до н. э. - ок. 40 н. э.)

рим. философ, иудей по происх. Жил и работал в Александрии, писал по-гречески. Сохран. ряд соч. Ф. («О провидении», «О творении мира», «О созерцательной жизни»), позволяющих судить о его филос. взглядах. Концепция Ф. строилась на соединении веры в Единого Бога (Иегова), имеющего личност. природу (иудаизм), и стоическо-платонического учения о Логосе, к-рый создает космос из огненной стихии. Логос у Ф. явл. организующим принципом мира и наиб, совершенным творением Бога, его «словом», а Бог (Иегова) архитектором, оформляющим мир из материи (а не из ничего) при помощи платоновских эйдосов (идей). Этика Ф. (аскетизм, самоограничение, очищение души для ее слияния с Богом) носила стоический характер. Ф. впервые выдвинул идею аллегор. толкования Библии в терминах антич. философии. Концепция Ф. оказала прямое влияние на формирование христ. теологии (идея Логоса у Оригена).

М.О.

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНАЯ

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНАЯ - форма обществ, сознания, получившая развитие в гр.-рим. мире с VII в. до н. э. до V в. н. э. Принята след, периодизация Ф. а.: 1)философия досократиков (натурфилософия и пифагореизм) - к. VII - к. V в.; 2) классич. др.-гр. философия (Платон и Аристотель) - IV в. до н. э.; 3) эллинистическо-рим. философия (стоики, скептики и эпикурейцы) - кон. IV в. до н. э. - сер. III в. н. э.; 4) философия неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Прокл) - сер. III - нач. VI в. Для Ф. а. характерны: 1) органич. взаимосвязь натурфилософии и космологии с этико-полит. учениями, отсутствие противопоставления человека и природы; 2) понимание добродетели как принципа космич. единства и жизни согласно этому принципу; 3) подчинение морально-этич. норм всеобщим космич. законам; нравственность состоит в правильном осуществлении добродетели; 4) отсутствие субъективного восприятия мира: любое филос. знание проникает в разум индивида извне (в кач-ве частицы Логоса, Единого-Бытия или потенции перводвигателя); 5) в Ф. а. антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т. к. сама Вселенная явл. символом единства зримого и умопостигаемого; противоборство материализма (линия Демокрита) и идеализма (линия Платона) в Ф. а выражает противостояние чувствен, восприятия и умозрит. знания; 6) инерционность любого движения, к-рое характеризуется непременным стремлением к покою; антич. философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физ. законов; 7) отсюда обязательная цикличность мирового ист. процесса: вечным может быть лишь бескон. повторение цикла «возникновение - гибель»; 8) тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии.

Ф. а. возникла как синтез ранних мифологизированных космогонии (Орфей, Лин, Гесиод и др.) и науч. представлений, займете, греками у персов, египтян и вавилонян. В деятельности Фалеса, с именем к-рого связывают начало Ф. а. и науки, отчетливо проявилась тенденция к теорет. обоснованию мат. тезисов (доказ. геометр, теорем). Ионийская натурфилософия решала проблемы организующего начала и всеобщего в рамках естественнонауч. воззрений (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен). Предметом иссл. ранних натурфилософов были природные элементы и их внутр. взаимосвязь. Натурфилос. системы строились как аналогии гос. и обществ, институтов, в к-рых первоначало отождествлялось с переходом от хаоса к упорядоченному управлению, а всеобщее - со справедливостью, при помощи к-рой регулируется жизнь как внутри полиса, так и в природе. Разделение умозрит. и чувственно-восприним. мира впервые предпринял Гераклит, одн. проникнуть в обл. умопостигаемого он считал неразрешимой задачей из-за постоянн. движения и изменения мира, в к-ром находится человек и его разум. Анаксагор выдвинул в кач-ве первоначала субстанциональный Ум Шуе), а Парменид установил приоритет умопостигаемого над чувственным, определив все как Единое-Бытие-Мысль, мыслящее самое себя. Его последователи, элеаты, пришли к понятийному содержанию филос. мысли, отказавшись от естественнонауч. наблюдений и полит, аналогий. Примером умозрит. концепции явл. и матем.-филос. доктрина пифагорейцев, к-рые доказывали числовую представлен-ность всеобщего. Одн. в концепциях Гераклита и Парменида человек мог приобщиться к истинному знанию лишь посредством божеств, вдохновения, а не в результате рассуждения или правильного образа жизни. Поэтому с V в. до н. э. осн. проблемой Ф. а. становится проблема знания, связанная с учениями о добродетели. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий) вырабатывали отношение к каждому конкретному предмету чувственно-веществ. многообразия, отождествляя знания и впечатление от ощущения единич. вещей. Сократ противопоставил софистам учение об универсальном знании-добродетели, к-рое, являясь умозрит. сущностью, причастно душе каждого мыслящего человека. Философия Демокрита утверждала наличие бескон. множества субстанций (атомов), к-рые образуют изменяемые предметы, соединяясь в пустоте. В филос. концепции Платона проблематика знания-добродетели связана с этико-полит. и на-турфилос. учениями. Разделение познаваемых вещей до их первонач. и неделимой сущности в ходе беседы (диалектика) и представляет собой постижение истины. Душа каждого человека, будучи частью Мировой Души Вселенной, постигает идеи (первообразы) вещей с помощью припоминания (анамнесиса) и разума. Осуществление знания-добродетели заключ. в создании идеального гос-ва, подобного рациональному миру идей. Аристотель дополнил филос. методологию силлогистикой (учением о логич. умозаключениях) и разработал осн. положения дедукт. логики. В отличие от Платона, идеи у Аристотеля явл. активной формой, осуществление к-рой в чувственно-вещест. мире (энтелехия) порождает конкрет. единич. вещь. Осуществление высшей формы - перводвигателя, управляющего миром в соотв. с учением о коаеч. причине, явл. целью челов. и природного бытия. Философия Аристотеля охватывала все области природы и всю сферу знания. Его последователи перипатетики (Феофраст, Ликон, Стратон) занимались разработкой науч. наследия Аристотеля и углублением его физ. исследований. Философы платоновской Академии под влиянием пифагореизма пришли к учению о понятиях-числах (Спевсипп, Ксенократ), а затем абсолютизация техники диалект, споров привела их к скептицизму (Аркесилай, Карнеад). Для философии эллинизма характерно преобладание учений стоиков, скептиков и эпикурейцев. Стоическое положение об огненном космосе-организме, управляемом Логосом-судьбой при помощи всеобщего закона, выражало идею равенства судеб людей и богов и их зависимость от заведомо непостижимых субстанций. Поэтому гл. этич. тезисом стоиков стало учение о бесстрастном и равнодушном философе-мудреце, приемлющем все мировые коллизии с одинаковым безразличием. Учение скептиков (Пиррон) исходило из противопоставления реал, чувствен, мира философии умозрительных понятий, отрицая всякую возможность догматических концепций. Философия Эпикура развивала атомистическую теорию Демокрита, перенося ее на человека. Сцепление атомов происх. в результате их самопроизвольного отклонения и отождествляется с проявлением свободы воли человека. Естеств. самопроизвольное устремление человека - это стремление к наиб, наслаждению, непрерывная цепь к-рых обеспечивает блаженство - гл. цель челов. жизни. В поздн. стоицизме (Сенека Младший, Эпиктет, Марк Аврелий) возрастает роль морально-дидакт. учений, провозглашавших самоценность добродетелей, что сближало их с ранним христианством. В нач. III в. н. э. усиливается кризис Ф. а., вызванный наступлением христ. теологии (Тертуллиан) и внутр. оскудением филос. проблематики осн. эллинистических учений. Систематизация идей Платона на основе аристотелевской логики привела к возникновению неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл), посл. крупного направления Ф. а. Мир чувственный и умопостигаемый трактовался неоплатониками как следствие эманации запредельного Единого-Бла-га, порождающего Мировой Ум и Мировую Душу, к-рые, в свою очередь, создают чувственно-обществ. многообразие и в самом конце - безвидную материю (мрак), символизирующую мировое угасание. Цель челов. души состоит в .возвращении к Единому-Благу и слиянии с ним. Ф. а. сыграла громадную роль в развитии христ. теологии: стоическим и платоническим влиянием проникнуто учение Оригена о Логосе, учение о троичности, об экстатическом приобщении души к благу, концепция Августина, изложенная в его соч. «О Граде Божьем»; обаяние антич. философии и антич. образа жизни оказалось непреодолимым для Климента Александрийского и Иеронима. Ф. а. послужила фундаментом всего послед, развития обществ, сознания Европы, определила направления религ. проблематики философии средневековья (номинализм и реализм) и Нового времени (эмпиризм и рационализм).

М.О.

ФИЛОСТРАТЫ

ФИЛОСТРАТЫ - неск. гр. писателей II - III вв. с о-ва Лемнос, связанных со 2-й софистикой. При этом не удается точно установить ни сколько их (3 или 4), ни кем из них что написано, в силу того, что писательская манера, вкусы, стиль и интонации соч., дошедших под именем Ф., обладают удивительным единством. Наиб, известен Флавий Ф. (ок. 170 - 244/249), к-рый в кач-ве софиста выступал во мн. городах Греции, в т. ч. в Афинах. В нач. III в. переехал в Рим, где он стал близок к имп. двору. Самым знаменитым соч. Ф. явл. «Жизнь Аполлония Тианского» в 8 кн., написанная по поручению жены имп. Септимия Севера (193 - 211) Юлии Домны. Жанровая принадлежность этого соч. не бесспорна. Иногда его характеризуют как аретологическое, т. е. «житие» полулегендарного мудреца-проповедника I в. н. э. Аполлония, извест. представителя неопифагорейского учения, снискавшего расположение современников своим неуклонным следованием заповедям древ, пифагорейцев. Чаще это соч. называют филос. романом, к-рый полон чудес и фантаст, приключений, но в то же время включает мн. интересных, в духе 2-й софистики, и ценных сведений. Ф. принадлежит диалог «О героях», выявляющий блестящую лит. и мифолог, эрудицию автора. По-вид., в кон. жизни Ф. написал «Жизнеописание софистов», где собрал биографии гл. софистов от V до II в., по к-рым достаточно полно воссоздается история софистики. Сб. написан в форме непринужденного рассказа, к-рый, одн., следует сложившейся схеме жанра. Под именем Флавия Ф. сохран. большое кол-во писем, в осн. любовного содержания, в к-рых прослеживаются мотивы, характерные для гр. романа и александрийско-рим. элегии. Флавию Ф. либо его племяннику, тоже Флавию (род. ок. 191), принадлежат «Картины» - описание 65 картин, хранившихся в доме одного неаполитанского собирателя живописи. Изложение достаточно подробное, отмечаются даже мелкие детали, но рассказ не скучен, а строится весьма разнообразно. Бол. внимание уделяется композиции и световым эффектам. Интерес автора сосредоточен не на произвел, классич. прошлого, а на работах эпохи эллинизма. Продолжение «Картин» создал Ф. Младший (2-я пол. III в.). Для него гл. в изображении явл. лицо как выражение духов, жизни человека.

Соч.: Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985

Я.Ш.

ФЛЕГОНТ

ФЛЕГОНТ - др.-гр. писатель, вольноотпущенник имп. Адриана (117 - 138). Дошли фр-ты его соч. «О невероятных явлениях» - сб. фантаст, историй и всяческих небылиц.

В. Я.

ФЛИАКИ

ФЛИАКИ (греч.)

разновидность импровизационной сценки, пользовавшейся бол. популярностью среди гр. населения Южн. Италии. Содержанием Ф. служила б. ч. комическая перелицовка мифа (напр., явление Зевса к Алкмене, буд. матери Геракла). Актеры носили костюм, уродливо подчеркивающий отдельные части тела.

В.Я.

ФЛОР, ЛУЦИЙ АННЕЙ

ФЛОР, ЛУЦИЙ АННЕЙ - рим. историк. Автор 2 кн., излагающих в сокращ. «Историю» Т. Ливия («Эпитома»). Описываются события от основания Рима до Августа, с сильным элементом прославления Рим. гос-ва. Неизвестно, явл. ли Ф. также поэтом и литератором из окружения имп. Адриана (117-138), написавшим трактат «Вергилий - поэт или оратор?».

В.В.

ФОКИЛИД

ФОКИЛИД (VI в. до н. э.)

др.-гр. поэт, родом из Милета (М.Азия). Составил сб. гном (б.ч. из 2 гексаметров или элегия, дистиха), от к-рого дошли незначит. отрывки. Почти каждое изречение Ф. начинал словами: «И это - Фокилидово», желая т. о. запечатлеть свое авторство. По содержанию гномы Ф. - назидательного характера. Сам он, no-вид., был сторонником сред, класса, т. е. самостоятельных трудолюбивых земельных собственников.

В.Я.

ФОРУМ

ФОРУМ - центр полит, и обществ, жизни рим. города, площадь, где проходили нар. собрания, суд, велась торговля. На Ф. находились храмы гл. богов, базилики, хранилась казна. В праздники Ф. превращались в площадку для зрелищ - боев гладиаторов. Ранняя стадия развития Ф. известна в Помпеях: сложившийся в III - II вв., с храмами Юпитера и Аполлона и портиками, он имел еще неупорядоченный характер. Наиб, известен Рим. Ф., располагавшийся с VI в. до н. э. между холмами Капитолий, Палатин и Эсквилин; здесь перед храмом Весты проходили религиозные церемонии. Затем на Ф. появились жилище царя (регия), здание сената (курия), новые храмы (Конкордии, Сатурна - хранилище казны), скульптуры, триумфальные арки. Ф. становился все роскошнее, с живописной нерегулярной застройкой. Композиционно он был организован только с постройкой на склоне Капитолия Табулария (70 до н. э.). Первонач. на Рим. Ф. велась всякого рода торговля, потом ее вывели в другие места - на Бычий, Овощной, Рыбный Ф. Начиная с Юлия Цезаря, многие императоры (Август, Траян) строили свои Ф. В Риме они обычно примыкали к Рим. Ф. с сев.-вост. Ф. Юлия отличался от городской площади своей организованностью, а также отсутствием базилики. Он был ориентирован на храм Венеры Родительницы, покровительницы рода Юлиев, туда же обращена конная статуя Юлия Цезаря, стоявшая в сер. площади.

Е.А.С.

ФОТИЙ

ФОТИЙ (ок. 820 - ок. 891)

константинопольский патриарх, один из образованнейших людей своего времени. Составил «Лексикон», содержащий ок. 800 статей с объяснением знач. слов, приложением редких синонимов и фразеолог. материала, и «Библиотеку» (или «Мириобиблион»), в к-рой излагаются содержание, отрывки и крит. замечания о 280 ныне б. ч. утерянных произв. др.-гр. прозы.

Соч.: Памятники византийской литературы IX - XII вв. М., 1969.

Лит.: Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета. IX - XI вв. М., 1978.

Ц.К.

ФРАСИМАХ

ФРАСИМАХ (к. V в. до н. э.)

др-гр. ритор, представитель «младших» софистов, автор тезиса, согласно которому «справедливо то, что полезно сильному»

В.Я.

ФРЕН

ФРЕН (греч. threnos - плач по умершему; печальная песнь)

разновидность хоровой мелики. В древности высоко ценились Ф. Симонида; дошли отрывки из Ф. Пиндара.

В.Я.

ФРЕСКА

ФРЕСКА - техника живописи красками на извести в кач-ве связующего материала, по сырой, свежеположенной штукатурке. В антич. эпоху, особенно в росписях внутр. помещений, была распространена т. н. фреска по сухому, исполнявшаяся по свежему, но подсохшему многослойному грунту (каждый слой тщательно утрамбовывался); в верх, слои добавляли мраморную пыль, позволявшую, при последующей полировке, добиться нежного блеска живописной поверхности.

Лит.: Шмид Г. Техника античной фрески и энкаустики. М.; Л., 1934.

О.Т.

ФРИЗ

ФРИЗ - 1) в антич. ордере среднее горизонтальное деление антаблемента; часто имеет скульптурный декор;

2) горизонтальный декоративный пояс стены. Наиб, известны Ф. сифнийской сокровищницы в Дельфах, изображающий битву богов и гигантов (ок. 525 до н. э.); ионический фриз Парфенона (447 - 432), представляющий панафинейское шествие с дарами, жертвенными животными, участвующими в процессии всадниками, интерьерный ф. храма Аполлона в Боссах со сценами битвы греков с амазонками и кентаврами (к. V в.); Ф. галикарнасского мавзолея с амазономахией (3-я четв. IV в.) и амазономахия храма Артемиды в Магнесии на Меандре (II в.). Замечательный пример Ф. - декоративного пояса стены - с гигантомахией алтаря Зевса в Пергаме (ок. 180 до н. э.). Кроме храмов и алтарей Ф. украшались и саркофаги. Знаменит саркофаг из Сидона (т. н. «саркофаг Александра») с изобр. битвы греков и варваров (к. IV в. до н. э.).

Е.А.С.

ФРИНИХ

ФРИНИХ (2-я пол. VI - 1-я четв. V в.)

афинский трагич. поэт. Ок. 511-508 одержал победу на Вел. Дионисиях, в 482 выступал в соревновании с Херилом. Первым ввел в трагедию жен. образы («Алкестида», «Данаиды»). Трагедией «Взятие Милета» (после разгрома города персами в 494) потряс зрителей до слез, так что был подвергнут штрафу. Трагедию «Финикиянки» Ф. посвятил победе афинян при Саламине, перенеся действие в Персию. Славился как мастер лирич. партий и постановщик танцев в своих трагедиях. Сохран. назв. 10 трагедий и незначит. фр-ты.

В.Я.

ФРОНТИН, СЕКСТ ЮЛИЙ

ФРОНТИН, СЕКСТ ЮЛИЙ (40 - 103)

рим. писатель. Занимал ряд гос. должностей, был наместником в Британии. Отвечая за состояние рим. водопроводов, написал труд «Об акведуках», характеризующий систему водоснабжения Рима. Соч. Ф. «Стратегемы» представляет собой свод воен. хитростей, применявшихся в разл. сражениях.

Е.О.

ФРОНТОН

ФРОНТОН - в Др. Греции и Риме треугольное пространство под двускатной крышей здания. В постройках дорического и ионического ордера во внутреннем поле Ф. - тимпане - обычно размещалась скульптурная композиция. Края Ф. украшались акро-териями. Мн. фр-ты Ф. композиций сохран., часть их реконструирована. В древнейш. храмах Ф. были расписаны, затем украшались скульптурой из терракоты (чаще у этрусков), известняка и мрамора. Наиб, ранние храмы имели во Ф. изображение головы Медузы Горгоны (Селинунт, VI в.) или ее целой фигуры с двумя львами по сторонам (Артемисион на Керкире, храм Афины на Акрополе Афин, VI в.). С VI в. популярными темами Ф. становятся битвы богов и гигантов (Афины), кентавров и лапифов (храм Зевса в Олимпии), греков и амазонок, сюжеты Троянской войны (храм Афины Афайи в Эгине). В Парфеноне темой его Ф. стал миф о рождении Афины и о споре ее с Посейдоном за обладание городом. В эпоху эллинизма и рим. вр. Ф. композиции утратили свое знач., большее распространение получил Ф. как элемент декора верх, края дверных и оконных проемов, эдикул и ниш.

Лит.: Савостина Е. А. Фронтон архаического храма: образ универсума - Медуза Горгона // Образ - смысл в античной культуре. М., 1990. С. 134 - 150.

Е.А.С.

ФРОНТОН, МАРК КОРНЕЛИЙ

ФРОНТОН, МАРК КОРНЕЛИЙ (ок. 100 - ок. 169)

рим. оратор, представитель архаизма. Род. в Цирте (Африка), возм., обучался в Александрии. Бол. часть жизни провел в Риме. Был учителем имп. Марка Аврелия (161 - 180) и Луция Вера (161 - 169). Сохран. письма Ф. к Марку Аврелию и Луцию Веру, отрывки из посланий к ним на ритор, темы, письма к имп. Антонину Пию (138 - 161), к друзьям, а также разл. декламации и ритор, упражнения. Соч. Ф. проникнуты стремлением к декоративности и картинности и представляют собой смешение стилей разл. эпох.

Е.О.

ФУКИДИД

ФУКИДИД (ок. 456 - ок. 396)

др.-гр. историк. Происх. из знатного рода, имел золотые прииски на фракийском побережье и пользовался там бол. влиянием. Будучи человеком состоятельным, Ф. получил прекрасное филос. образование. Он пережил всю Пелопоннесскую войну. Сразу осознав ее важность, начал собирать материалы для ее описания. На втором году войны (430) Ф. пострадал от эпидемии чумы. В кач-ве стратега он был направлен для защиты важного для Афин г. Амфиполя (424), после потери к-рого обвинен в бездействии и выслан из Афин. В изгнании Ф. собирает материал для своего труда, посещает места, служившие театром воен. действий: нек-рые части Эллады, Сицилии, Южн. Италии и Передней Азии. Получив право вернуться в Афины, Ф. прожил, no-вид., недолго, оставив незаверш. свою «Историю» - всестор. описание событий Пелопоннесской войны. Впосл. «История» была разделена на 8 кн. Соч. Ф. представляет собой в науч. отношении огромный шаг по ср. с трудом Геродота. Ф. совершенно отказывается от объяснения ист. событий божественным или к.-л. др. сверхъестественным вмешательством. Во введении (1-я кн.) Ф. различает непосредственные поводы Пелопоннесской войны и более глубокие причины, видя их в росте афин. могущества после Греко-персидских войн и постоянном соперничестве Афин со Спартой. Повеств. о ходе войны, начинающееся со 2-й кн., расположено в строго хронолог, порядке, по летним и зимним кампаниям: Архидамова война (431-421), Никиев мир (421), Сицилийский поход (415 -413) и события после него. Ф. намеревался довести рассказ до окончат, поражения Афин в 404, но успел описать войну только до летней кампании 411. Он ставил перед собой цель как можно более объективно излагать ход ист. и полит, развития общ-ва («отыскание истины») и считал, что историк, описывая то, что уже происходило, дает представление и о том, что может повториться в будущем. К ист. повествованию Ф. предъявлял требование максимальной точности и крит. проверки каждого сообщаемого факта. Поэтому Ф. с полным правом можно считать основоположником ист. критики: он не только подробно описывает и оценивает ход воен. действий, но характеризует также полит, события, раскрывая при этом их причинную связь. В своем труде он придает большое значение влиятельным личностям: именно ими, по мнению автора, определяется ход истории. Одной из важнейших особенностей «Истории» явл. речи, к-рые Ф. вкладывает в уста ист. персонажей. Помимо того что они служат психол. характеристикой говорящего, в них нередко излагается собственная концепция автора. Такова знаменитая речь Перикла во II кн., содержащая идеальную оценку афин. демократии, к-рой Ф. отдает должное, хотя по своим полит, симпатиям он приближался к умеренно-олигархическому крылу. Афин, демократия, по его мн., достигла таких высот именно потому, что фактически это была власть одного незаурядного человека - Перикла. Для осмысления взаимоотношений между властью и правом очень важны также воспроизведенные Ф. дебаты в народном собрании по вопр. об отношении к жителям о-ва Мелос, попытавшимся отделиться от Афин (V кн.). В целом для «Истории» Ф. характерна глубина полит, анализа описываемых событий, а также беспристрастная правдивость и острая наблюдательность. Уже древние отмечали, что ни один из 326 продолжателей Ф. не мог сравниться с ним ни по силе крит. мысли, ни по глубине полит, анализа. Вм. с тем Ф. - большой мастер слова; «История» отличается богатством лексики, образностью языка (таково, напр., описание чумы в Афинах и сопровождавшего ее вырождения нравов во II кн.). Ф. стремился к ясности построения предложения, сжатости стиля, что вызывало иногда затруднение в понимании, поэтому труд его был оценен не сразу. Только во II в. до н. э. он находит признание как историк, выдающийся мастер худож. прозы и на долгое вр. становится образцом для историков и риторов. В рим. время ему стремились подражать Саллюстий я Тацит, Иосиф Флавий и Дион Кассий.

Лит.: Древняя Греция. М., 1956; Юделевич А. И. К вопросу о социально-политических взглядах Фукидида // Социальная структура и политическая организация античного общества. Л., 1982.

Е.С.

Предыдущая страница Следующая страница