Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БААЛЬБЕК

БААЛЬБЕК (гр. Гелиополис)

финикийско-эллин. город в Ливане, достигший наивысш. расцвета в рим. период. Частично сохранившийся грандиозный ансамбль храмов - Юпитера (Большой храм, I в. н.э.), Вакха (Малый храм, II в.) и Венеры (Круглый храм, III в.) - отличается цельностью композиции, стил. единством архит. форм, пышным скульптурным декором.

Лит.: Чубова А. П. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985. 31 - 48; 32, 548 - 553.

О. Т.

БАБРИЙ

БАБРИЙ - др.-гр. поэт италийского происх. От первонач. собрания его басен в 10 кн. сохранились написанные холиямбами и расположенные в алфавит, порядке 123 басни, представлявшие пересказ басен Эсопа из утраченных источников. Не всегда удачными моралист, концовками басни обязаны позднейшим издателям. Для Б. характерно обычное в лит. поздней античности ироничное отношение к олимпийским богам. Язык Б. легок, изящен, рассказ отличается простотой, а удачно выбранный стихотв. размер приближает манеру повеств. к разговорной. Басни получили широкую известность в древности, использовались в школьной практике и служили материалом для многочисл. прозаич. и стихотв. переложений.

Р.3.

БАЗА

БАЗА (греч.)

подножие, нижняя часть колонны, столба или стены.

Е.А.С.

БАЗИЛИКА

БАЗИЛИКА - 1) в рим. архитектуре большой зал для собраний, часто продолговатый в плане, с высоким центр, пространством, освещенным вертикальными окнами. Древнейшая Б. сохран. в Помпеях - бол. прямоуг. здание, узким входом обращенное на форум. Имела пятипролетный портал - вход в вестибюль. Интерьер обходила двухъярусная колоннада. Перспективу колоннады в глубине Б. замыкал трибунал - двухъярус. возвышение на подии для выступлений судей. Среднее пространство Б. было перекрыто. Существовал и др. род базиликальных зданий, с поперечной ориентацией: Б. в италийском г. Коза была обращена к форуму открытой длинной стороной и имела апсиду напротив входа;

2) форма раннехрист. церкви, с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой, к-рый фланкирован двумя более низкими боковыми нефами и перекрыт деревянной крышей.

Е.А.С.

БАСНЯ

БАСНЯ - первонач. разновидность устн. твор-ва, небольшой рассказ с назидат. выводом. Лит. обработку в Др. Греции Б. получила уже в твор-ве Гесиода и Архилоха. Основоположником прозаич. Б. считается полулегендарный Эсоп, под чьим именем сохранилось неск. сотен коротких Б., послуживших впосл. основой для их стихотв. обработки у Федра (I в. н.э.), затем у Бабрия.

Лит.: Растров М. Л. Античная литературная басня. М., 1971

В.Я.

БАССЫ

БАССЫ - город в Элиде (Пелопоннес). Место храма Аполлона, построенного Иктином после Парфенона. Дорич. периптер (6 х 15 колонн) из известняка, на фризе изобр. Геракл, сражающийся с амазонками, и битва лапифов с кентаврами. Имеет необычную - северную -ориентировку.

Е. А.С.

БАТРАХОМИОМАХИЯ

БАТРАХОМИОМАХИЯ («Война мышей и лягушек»)

небольшая поэма, написанная гексаметром, единст. уцелевший образец др.-гр. пародийного эпоса. В Б. осн. конфликт «Илиады» - противоборство греков и троянцев - перенесен в обл. столкновения между мышами и лягушками, к-рое описывается в стил. традициях гомеровского эпоса, с привлечением божественного плана. В древности поэму без достаточных осн. приписывали самому Гомеру, в наст. вр. ее датировка колеблется между V и I вв. до н. э.

В.Я.

БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС

БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС - мраморная сидящая статуя в Ватикане, имеющая сигнатуру Аполлония из Афин, сер. I в. до н. э. Изображает, no-вид., сатира Марсия.

Д.М.

БИБЛИОТЕКА

БИБЛИОТЕКА (греч.)

собр. книг. В Греции личные Б. появл. с VI в. до н. э. Известны Б. афинского правителя Писистрата, Еврипида, Аристотеля. Первая публ. Б. была создана в IV в. до н. э. в Гераклее Понтийской. Самой крупной была Б. в Александрии, осн. Птолемеем I при содействии ученых того вр. Насчитывала ок. 700 000 свитков и была одним из крупных науч. центров эпохи эллинизма, просуществовала, no-вид., до завоевания арабами Египта в VII в. Значител. Б. была также в Пергаме, насчитывавшая ок. 200 000 экз. В Риме IV в. н. э. существовало ок. 28 публ. Б.

Н.Ш.

БИЛИНГВА

БИЛИНГВА (лат. bis - дважды, lingua - язык)

текст надписи или рукописи, выполненный параллельно на двух языках. Играет важную роль при расшифровке древ. яз.

Я.Ш.

БИОН

БИОН - др.-гр. поэт. Родом из Смирны. Ему достоверно принадлежат 11 небол. стихотв. и еще 6 отрывков эрот. содержания в духе александрийской поэзии. Со 2-й пол. XVI в. Б., с извест. долей вер., считают также автором эпиллия «Плач об Адонисе», в к-ром чувствуются отголоски I идиллии Феокрита (смерть Дафниса). Наибол. интерес в этой поэме представляет изображение Афродиты, в отчаянии оплакивающей гибель своего возлюбленного. Менее надежно авторство Б. в отн. отрывка «Эпиталамий Ахилла и Деидамии», в к-ром история юного Ахилла излагалась в духе буколической традиции от лица пастуха Ликида.

В.Я.

БИОН БОРИСФЕНИТ

БИОН БОРИСФЕНИТ (Борисфен - ныне Днепр; к. IV - 1-я пол. III в.)

др.-гр. странствующий философ. Сын торговца рыбой и гетеры. Проданный в рабство к ритору, после смерти господина получил его наследство и стал страстным проповедником кинизма, хотя и в более мягкой форме, чем Диоген. Б. Б. явл. ярким представителем жанра диатрибы, к-рую у него отличала простота и грубоватость, разг. язык, резкая полемика с противниками, использование фольклорных мотивов и модных приемов риторики, пародирование традиц. лит. форм. Темы его диатриб самые разнообразные: богатство и бедность, превратности судьбы, добродетель и корыстолюбие. Остроумие и убедительную силу диатриб Б. Б. признавали даже его противники. Хотя Б. Б. не только проповедовал устно, но и издавал свои соч., до нас практически ничего не дошло.

Я.Ш.

БРИГ

БРИГ (ок. 490 - 480 до н. э.)

др.-гр. гончар и вазописец, возм., фракиец; расписанные им в краснофигурном стиле вазы, преим. килики и ритоны, отличает тонкий изящный рисунок, смелые композ. построения, стремительное движение, особенно в любимых им сюжетах, связанных с культом Диониса.

О.Т.

БРОНЗЫ ИЗ РИАЧЕ

БРОНЗЫ ИЗ РИАЧЕ - две бронзовые статуи обнаженных воинов, неск. превышающие натуральную величину, поднятые из моря близ Риаче (Южн. Италия) в 1972. Реставрированы во Флоренции, хранятся в Нац. археолог, музее в Реджио Калабрия. Различают статую А и статую В. Судя по размерам, технике изготовления, мотиву постановки, ряду деталей (напр., аттическая длина ступни), обе статуи происходят из аттич. мастерской сер. V в. до н. э., в к-рой совр. ученые видят мастерскую Фидия. По-вид., Б. принадлежали к скульптурной группе, изготовленной Фидием и посвящ. афинянами после Марафонской победы в Дельфы; она изображала, по сообщению Павсания (X, 10, 1), Мильтиада (победителя при Марафоне), его родового героя Филая, Афину и Аполлона, а также героев-эпонимов новых аттич. фил и древних царей Аттики. Две статуи, одн., не могли в древности стоять рядом друг с др., не будучи ритмически соподчинены. Вер., статуя А несла на голове царскую повязку, поверх облегающей шапочки статуи В был надет шлем. В левой руке оба воина держали щит. Утраченное вооружение было, очевидно, серебряным.

Д.М.

БУКОЛИКА

БУКОЛИКА (греч. bukolikos - пастушеский)

разновидность антич. лирики, восходящая к фольклорному жанру состязаний в пастушеских песнях. Родиной Б. считают заселенную издавна греками Сицилию; отсюда, по представлениям древних, происходил полумиф. «изобретатель» пастушеских песен Дафнис (образ его был использован, возможно, уже Стесихором). Первой доступной нам лит. фиксацией Б. явл. стихотв. Феокрита (1-я пол. III в. до н.э.): среди дошедших от него 30 идиллий 12 принадлежат к жанру Б. (из них, вер., 4 явл. неподлинными). По-вид., из идиллии I Феокрита был заимствован и самый термин Б. Стихотв. размер Б. - дактилический гексаметр, к-рому цезура после 4-й стопы придает большую легкость по ср. с эпосом. Непременные составные части сюжета Б. - мирный пейзаж с пасущимися стадами и пастушеская песня любовного или мифолог, содержания. Последователями Феокрита были Мосх и Бион. На рим. почву Б. перенес Вергилий; начав с прямого перевода Феокрита, он впосл. выработал свою собств. тематику Б., причем живой для александрийской поэзии интерес к фольклору сменился у Вергилия достаточно условным фоном. Своеобразное преломление жанр Б. получил в позднеэллин. прозе - «пастушеском» романе Лонга «Дафнис и Хлоя».

В.Я.

Предыдущая страница Следующая страница