Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАБЕРИЙ, ДЕЦИМ

ЛАБЕРИЙ, ДЕЦИМ (ок. 106 - 43)

рим. автор мимов. Происх. из всаднического сословия. Сюжеты для своих произв. (сохран. фрагментарно) брал из совр. ему жизни. В 46 был принужден Цезарем выступить на сцене в миме собств. соч. (что считалось несовместимым со званием всадника) и получил за это в подарок золотое кольцо - символ восстановленного всаднического достоинства. Известен своими нападками на Цицерона, к-рому сказал: «Да, ведь ты всегда сидишь на двух стульях», намекая тем самым на непостоянство полит, взглядов оратора. В лексике Л. встречаются многочисл. вульгаризмы.

Е.О.

ЛАКИД

ЛАКИД (ум. 206 до н. э.)

др.-гр. философ-платоник, ученик и преемник Аркесилая (с 241), зачинатель Новой Академии. Происх. из Кирены. Как и Аркесилай, Л. ничего не писал. По свид-ву Диогена Лаэртского, Л. был первым учителем (схолархом) Академии, к-рый отказался от школы при жизни, передав ее ок. 216 Телеклу и Евандру. Философия Л. продолжала скептическую линию Аркесилая, уделяя бол. внимание изучению геометрии и арифметики.

М.О.

ЛАКТАНЦИЙ, ЦЕЛИЙ (ЦЕЦИЛИЙ?) ФИРМИАН

ЛАКТАНЦИЙ, ЦЕЛИЙ (ЦЕЦИЛИЙ?) ФИРМИАН (240 - 320)

христианский богослов. Род. в Сев. Африке, был учеником Арнобия. В 303 из-за гонений на христиан вынужден был оставить преподавание в ритор, школе в Никомедии (М. Азия). В 317 был определен воспитателем к старшему сыну ими. Константина (306 - 337). Гл. из многочисл. соч. Л. - «Божественные установления» (303 - 313), представляющие собой первую попытку изложить на лат. яз.христ. учение.

Е.О.

ЛАОКООН

ЛАОКООН - мраморная скульптурная группа, изображающая Лаокоона и его сыновей, борющихся со змеями (Ватикан, работы Агесандра, Полидора и Афанадбра - сер. I в. до н. э.).

Лит.: Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957; 33, илл. 248; 94, илл. 111 - 112; 700, илл. 152

Д. М.

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП (предпол. 500 - 440)

др.-гр. философ, родонач. атомизма. Происх. из Элей, из Милета или из Абдер (Фракия), слушал Зенона Элейского. Л. приписывается авторство соч. «Великий диакосмос» и «Об уме», но существует также предположение, что он ничего не писал. Многие фр-ты Л. были включены в корпус соч. Демокрита уже в IV в. до н. э., изложение его филос. концепции есть у Аристотеля и Ипполита. Учению элеатов о едином бытии Л. противопоставил свою теорию множественности бытия, предполагавшую наличие небытия, к-рое Л. отождествлял с пустотой. Пустота необходима для постоянного движения атомов, единых, неизменяемых сущностей, бесконечно малых по величине, сочетание к-рых образует изменяемые предметы. Их соединение и распадение создают видимость возникновения и уничтожения, в то время как движение и множественность действительно существуют. Миры (в т. ч. светила, Солнце и Луна) образуются и разрушаются в результате космич. вихрей и сплетения атомов. Учеником Л. был Демокрит.

М. О.

ЛЕНЕЙ

ЛЕНЕЙ - в древ. Афинах, наряду с Дионисиями, один из праздников в честь бога Диониса. В состав Л. с 442 до н. э. вошли состязания комедийных поэтов (на Л. были показаны, в частн., «Ахарняне» и «Всадники» Аристофана), а в 433 - авторов трагедий.

В.Я.

ЛЕОНИД ТАРЕНТСКИЙ

ЛЕОНИД ТАРЕНТСКИЙ (III в. до н. э.)

др.-гр. поэт-эпиграмматист. Род. в Южн. Италии, после завоевания ее римлянами покинул родину. Сохран. ок. 100 его эпиграмм; болып-во из них - эпитафии или посвятительные надписи, в к-рых он с уважением и сочувствием рисует полную трудов и лишений жизнь рыбаков, охотников, ремесленников, земледельцев и т. п. Л. Т. в опред. степени близок идеал философов-киников: умение спокойно переносить тяготы жизни и довольствоваться малым. Простота тематики сочетается в эпиграммах Л. Т. с изысканностью языка и множеством стил. новаций.

И. К.

ЛЕОХАР

ЛЕОХАР (сер. IV в. до н. э.)

др.-гр. скульптор. Ему приписывается зап. фриз Мавзолея в Галикарнасе (после 351). Создатель группы Ганимеда, похищаемого орлом (лучшая реплика в Ватикане). Л. приписываются также статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской.

Д. Л.

ЛЕПТИС МАГНА

ЛЕПТИС МАГНА - финикийский город в Ливии; с к. I в. до н.э., войдя в состав Рим. империи, отстраивается по правилам рим. градостроит-ва; переживает расцвет в период правления Септимия Севера (193 - 211), уроженца Л. М. Возведенные в I - Ш вв. «старый форум», рынок, театр (I в.), термы Адриана (II в.), арка Септимия Севера и комплекс «нового форума» с храмом и базиликой (нач. III в.), соединенные широкими улицами с колоннадами, образуют ансамбль, и сегодня поражающий размерами, мощью форм, пышностью архит. и скульпт. декора.

Лит.: Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Древний мир. М., 1980. С. 176 - 186; СидороваН. А., ЧубоваА. П. Искусство Римской Африки. М., 1979. С. 67 - 79.

О. Т.

ЛЕСБОС

ЛЕСБОС - о-в в Эгейском море близ М. Азии, связан с именами др.-гр. поэтов (Сапфо, Алкей) и философов (Аристотель, Феофраст, Эпикур). Столица Митилена с акрополем VI в. до н. э. Сохран. театр III в. до н. э., «дом Менандра» (рим. вр.) с мозаиками на темы его комедий, акведук рим. вр.

Е.А.С.

ЛИБАНИЙ

ЛИБАНИЙ - др.-гр. оратор. Происх. из Антиохии (Сирия), получил образование в Афинах, выступал с речами в городах М. Азии. Вернувшись в Антиохию, руководил здесь оратор, школой. Лит. наследство Л. сост. ок. 120 речей, свыше 1000 писем и автобиография. Из речей Л. ок. 70 связаны с окружающей жизнью, а остальные явл. декламациями, героями к-рых выступают либо ист. и мифолог, персонажи, либо обобщенные типы: скупец, парасит и т. п. Автобиогр. Л. и его письма дают множ-во сведений о жизни и умонастроениях людей той эпохи. Легкий и изящный классич. язык Л., умеренное использование ритор, приемов, хорошо поставленный голос вызывали восторг слушателей. Л. всю жизнь оставался верным язычеству, был близок имп. Юлиану (360 - 363), просил имп. Феодосия (379 - 395) защитить языч. храмы от разграбления фанатиками-христианами.

Я.Ш.

ЛИВИИ АНДРОНИК

ЛИВИИ АНДРОНИК (ок. 280 - 204)

рим. драматург. По происх. грек, взят в плен во вр. войны Рима с Тарентом (272); был рабом у рим. сенатора Ливия Салинатора и учил его детей; отпущенный на волю, стал носить полн. имя Луций Л. А. Первым познакомил римлян с гр. лит. Перевел сатурновым стихом на лат. яз. «Одиссею» Гомера, позднее читавшуюся в рим. школах. Цицерон ср. эту «Одиссею» с грубыми произв. миф. Дедала, но для своего вр. она имела большую ценность. В 240 Л. А. с успехом поставил переделанные им для рим. сцены гр. бытовую комедию и трагедию. От трагедий Л. А. осталось 32 стиха и неск. заглавий: «Ахилл», «Троянский конь», «Гермиона», «Андромеда» и др. Сюжеты брались из сказаний троянского цикла, заимствовалась и стихотв. форма гр. оригиналов - ямбический и трохеический размер. В 207 по поручению властей Л. А. составил гимн в честь богини Юноны для предотвращения дурных предзнаменований, исполненный хором из 27 девушек.

Т.К.

ЛИВИЙ, ТИТ

ЛИВИЙ, ТИТ - рим. историк. Род. в Патавии Цизальпийской Галлии (совр. Падуя), известном своими патриархальными традициями и приверженностью к республиканскому строю. Верность этим идеалам, усвоенным в юности, Л. пронес через всю жизнь. Биогр. свед. о нем не сохран., но совершенно очевидна принадлежность его семьи к состоятельным слоям общ-ва, поскольку он получил прекрасное ритор, и филос. образование и жил в Риме, не занимаясь ни полит, деятельностью, ни адвокатской практикой, а всецело посвятив себя лит. труду. Несмотря на «республиканизм» (носивший, впрочем, чисто умозрительный характер), Л. пользовался покровительством Августа, к-рый сам увлекался историей. Л. писал диалоги на ист.-филос. и на чисто филос. темы; он был прекрасным оратором и проявлял интерес к теории оратор, иск-ва, отдавая предпочтение стилю Цицерона. Ни диалоги, ни речи Л. не сохран. Всемирную славу принес ему монумент, труд «История Рима от основания города» в 142 кн., охватывавший период от миф. времен - прибытия Энея в Италию после падения Трои до поражения Вара в Тевтобургском лесу и смерти Друза (9 до н. э.), т. е. до совр. автору событий. От этого огромного соч. до нас дошли 35 кн.: I - X и XXI - XLV. Компактному сохранению части труда способствовало, возможно, то, что уже в древности «История» изд. по частям - декадам. В 1-й декаде события доведены до 3-й Самнитской войны (293); 3-я декада посвящена 2-й Пунической войне; 4-я и половина 5-й декад описывают послед, события - до победы над Македонией (167). О содержании ост. кн. известно из кратких переложений каждой из них в отд.; сохранился также ряд фр-тов в цитатах у разн. авторов и неск. извлечений из этого соч., к-рые начали делать очень рано, о чем свид-вует, в част.,Марциал, упоминающий о сокращенном изд. «Истории» Л.; кроме того, о содержании соч. Л. можно судить по произвед. др. авторов, написанным с использованием его «Истории». По жанру соч. Л. - летопись, анналы; за исключ. 1-й кн., в к-рой рассказывается о миф. и царском периодах, события излагаются последовательно - по годам и консулам. При этом история далекого прошлого дается почти конспективно;с приближением к современной автору жизни описание становится более подробным. Так, кн. I (от 8-й гл.) - XXX вмещали 550 лет; кн. XXXI - LXVIII - 100 лет; кн. LXIX - CVIII - 50 лет, CIX - CXIII - 42 года. Т. о., утрата кн., содержавших подробное изложение новейшей для автора и совр. ему истории - большая потеря для науки.

Соч. Л. - труд глубоко патриотический. Л. считал историю «наставницей жизни», знание к-рой учит как на положительных примерах, давая образцы для подражания, так и на отрицательных, показывая, чего следует избегать. При этом Л. не становится в позу стороннего наблюдателя, напротив - он отчетливо выражает свои полит, взгляды. Л. - приверженец свободы, враг насилия и тирании, независимо от того, исходит ли она от отд. лица или от группы людей, как это было, напр., в 302, когда к власти в Риме пришли децемвиры. Идеалом Л. была рим. аристократ, республика в эпоху ее расцвета. Именно тогда, по его мн., развились лучшие черты рим. характера: любовь к родине, благородство, смелость, а также уважение к законам и умение повиноваться им. Эти качества в сочетании с воен. выучкой дали силы молодому морально здоровому гос-ву покорить весь мир. Но господство над др. народами и странами оказалось столь же пагубным, как и тирания внутри гос-ва. Оно породило неумеренное честолюбие и корыстолюбие, привело к падению нравов и утрате прежних идеалов. В этом вопросе Л. стоит на тех же позициях, что и Саллюстий. Прославляя старую республику и героев прошлого, Л. ратует за возрождение во всех сферах жизни «обычаев предков», что полностью соотв. политике Августа. Т. о., полит, направление Л. - умеренный республиканизм и лояльность по отношению к Августу. Как историк Л. по совр. понятиям не безупречен. Он не пользовался архивными материалами, а перерабатывал труды своих предшественников, не всегда достаточно надежные. При наличии противоречий в источниках он либо принимал ту версию, к-рую предлагало больш-во, либо ту, к-рая ему самому казалась наиб, заслуживающей доверия. Как части, человек, далекий от полит, деятельности, Л. недостаточно сведущ в истории гос. права и переносит на древ, общ-во совр. ему юрид. нормы; он подчас ошибается в трактовке воен. вопросов, а батальные сцены, за редким исключ., изображает по опред.. стереотипу. В соч. Л. встречаются погрешности в хронол., неточности в геогр. описаниях, а также недостатки, свойственные всякому эклектическому произв.: повторы, противоречия, ссылки на то, чего в данном соч. нет. Одн. все эти недостатки не умаляют ценности соч. Л. как важнейшего источника по истории республиканского Рима. Несомненны также лит. достоинства этого труда, обеспечившие ему огромную популярность еще при жизни автора. В эпоху Империи соч. Л. приобретает непререкаемый авторитет и как ист., и как худож. произв. По изяществу и чистоте стиля Квинтилиан сравнивал Л. с Геродотом и отмечал особое свойство его речи, к-рое он назвал «молочным изобилием» и к-рое надо понимать как нечто среднее между «саллюстианской краткостью» и чрезмерным многословием. С похвалой отзывались о Л. Тацит и Сенека. После VI в. имя Л. покрывается забвением (последнее упоминание о нем имеется у грамматика Присциана), но начиная с XII в., когда были найдены сохран. кн. Л., и вплоть до нач. XIX в. Л. рассматривали как одного из крупнейших рим. историков. XIX в. прошел под знаком критики Л. как историка: тщательно изучались его ошибки, неточности и противоречия, одн. в наст. вр. крайние суждения отпали, и совр. исследователи восстановили лит.-худож. и ист. значимость соч. Л.

Соч.: Римская история от основания города. М., 1892 - 1899; Т. 1 - 4. История Рима от основания города. М., 1989. Т. 1; М., 1991. Т. 2; М., 1993. Т. 3; 49,141 - 253.

Лит.: Кузнецова Т. И.,Миллер Т. А. Античная эпическая историография. М., 1984; 6, 377 - 379; 52, \, 471 - 491; 117, 398 - 401; 123, 373 - 376.

Я. К.

ЛИКЕЙ

ЛИКЕЙ - предместье Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского и гимнасий, в к-ром Аристотель проводил занятия философией в 334 - 323. Ученики Аристотеля, получившие назв. перипатетиков, продолжили традицию обучения в Л. Во гл. Л. последовательно находились философы: Феофраст, Стратон, Ликон и Аристон Кеосский.

М.О.

ЛИКОФРОН

ЛИКОФРОН (1-я пол. III в. до н. э.)

др.-гр. поэт и филолог, представитель александрийской поэзии, Происх. из Халкиды на о-ве Евбея. В 80-е годы III в. получил приглашение в Александрию, где издал тексты комич. авторов и написал трактат «О комедии». Из 12 трагедий Л. ни одна не дошла. Л. - автор небол. поэмы «Александра», напис. в ямбических триметрах в форме рассказа сторожа, к-рый приставлен к дочери троянского царя Приама Александре (Кассандре), одержимой пророческим экстазом. В вычурной форме, используя описательные обороты и темные метафоры, Л. излагает прорицания Александры, в к-рые умещаются события не только грядущей Троянской войны, но и отдаленного будущего, вкл. Греко-персидские войны и походы Александра Македонского.

В.Я.

ЛИКУРГ

ЛИКУРГ (ум. 324 до н. э.)

др.-гр. полит, деятель и оратор. Происх. из знатного рода, был сторонником демократии и сподвижником Демосфена. С 338 по 324 руководил афинскими финансами. В результате его деятельности были обновлены гор. укрепления, достроен театр Диониса, воздвигнуты статуи великим трагикам, исправленные тексты их трагедий сданы на хран. в гос. архив. До нас дошла лишь одна речь Л. «Против Леократа», богатого афинянина, к-рый при первом известии о поражении при Херонее (338) бежал из Афин и распространял слухи о взятии города. В этой речи Л. дал картину настроений в городе, ожидавшем нападения со стороны Филиппа. Л. был последователем Исократа, но отличался большей силой и страстной искренностью.

Я. Ш.

ЛИРА

ЛИРА (греч.)

струнный муз. инструмент, похожий на кифару, но меньших размеров. Этим именем, no-вид., наз. близкие по характеру инструменты. Л. больших размеров наз. барбитон.

Я.Ш.

ЛИРИКА

ЛИРИКА - понятие, к-рым в совр. лит.-вед. объединяется ряд жанров антич. поэзии. В Др. Греции термин Л. появился только в александрийской филологии и служил синонимом понятия мелика. В наст. вр. к Л. относят также произв., написанные в декламационных размерах, - элегии, ямбы, эпиграммы. Развитие антич. Л. прошло неск. этапов. 1. Раннегр. период, в к-ром иногда выделяют архаич. (VII - VI вв.; Алкей, Сапфо, Архилох, Солон) и классич. (V в.: Пиндар, Вакхилид) Л. Важнейшей проблемой этого вр. явл. самоопределение личности в условиях формирования и укрепления др.-гр. городов-государств. 2. Период эллинизма (III - II вв.), когда Л. теряет свое широкое обществ, содержание и сосредоточивается на изобр. внутр. мира человека (Каллимах, Феокрит). Особого расцвета в III - I вв. достигает эпиграмма, преим. эротич. содержания. 3. Рим, Л-, возникающая в I в. до н. э. в твор-ве неотериков ( в т. ч. Катулла) и затем представленная поэтами «века Августа» (Гораций, Тибулл, Проперций, Овидий). Осваивая формальные достижения своей греко-эллин. предшественницы, рим. Л. ищет пути к установлению компромисса между человеком и обществ, окружением, к-рое все более воспринимается как нечто ему чуждое. В рим. Л. I в. н. э. господствует гл. обр. сатирическое направление (Персии, Марциал, Ювенал). 4. Поздняя лат. поэзия (IV в. н.э.), связанная, в частн., с именами Авсония и Клавдиана, стремящихся к синтезу требований Нового вр. с худож. традицией прошлого.

В. Я.

ЛИСИЙ

ЛИСИЙ - др.-гр. оратор. Жил в Афинах. Не будучи полноправным гражданином (отец Л. был выходцем из Сицилии), он не имел права выступать в суде и избрал профессию логографа, сочинителя речей для др. Первая и, no-вид., единств, лично произнесенная Л. речь в суде направлена против Эратосфена (XII), одного из 30 тиранов (404 - 403), виновного в смерти брата Л. Исход процесса не известен, но речь, несомненно, имела успех, т. к. после этого Л. становится признанным логографом и за оставшиеся 20 - 25 лет жизни пишет большое кол-во речей, из к-рых 23 дошли до нас полностью, all - в крупных фр-тах. Славу Л. создали речи, предназначенные для судебных процессов части, характера. Гл. их достоинства - психол. точность характеристики и передача реал, жизни современников. Язык Л. явл. образцом чистейшей аттич. речи, что достигается за счет отказа от употребления устаревших слов и неологизмов. Л. блестяще разрешил задачу, к-рую ни до него, ни после никто даже не ставил, - речь должна соответствовать умственным способностям и характеру выступающего в суде. Обрисовка нравов (этопея) дана в речах с удивительным мастерством. Самой сильной частью речи у Л. явл. т. н. «рассказ» - изложение обстоятельств дела, к-рый превращается у него в живые, удивительно точные картины жизни Афин. Простота, ясность и краткость стиля Л. нашли поклонников и подражателей в лице ораторов и критиков, т. н. аттикистоэ.

Я. Ш.

ЛИСИПП

ЛИСИПП - др.-гр. бронзолитейщик и скульптор из Сикиона (Пелопоннес). Имел славу самого плодовитого из гр. мастеров: число его произв., как сообщается, достигало 1500. Мн. из них известны либо по пространным описаниям древ, авторов, либо только по именам. Ни одно из них не сохран. в оригинале, но дошедшие копии позволяют реконструировать характер твор-ва Л. Прежде др. были опознаны Ватиканский Апоксиомен, выдающий новую, по ср. с «квадратными» фигурами Поликлета, систему пропорций; Геракл Фарнезе и ряд портретов Александра Македонского, из к-рых наиб, известен т. н. Бюст Азара и' изобр. на монетах. По сообщениям древ, авторов, только Л. дозволялось портретировать Александра в бронзе. Л. выполнил также бронзовую статую Сократа; он был и мастером многофигурных композиций, о к-рых отчасти мы можем судить по т. н. Саркофагу Александра. К кругу Л. принадлежит также мраморный оригинал ок. 338 - статуя Агия, найденная в Дельфах.

Д.М.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ - лит. народа, населявшего в I тыс. до н. э. Балканский п-ов, о-ва Эгейского моря, зап. побережье М. Азии (Ионию), а затем Сицилию, юго-зап. и южн. побережье Италии, Сев. Африку и Бл. Восток. Письменному периоду Л. д., к-рый начинается поэмами Гомера, предшествовал длительный этап ее фольклорного бытования. Свед. о нем и более поздн. свид-ва содержатся во мн. памятниках Л. д. У др. греков существовали рабочие песни, сопровождавшие процесс труда, и культовые гимны, посвященные разл. богам (дифирамбы, пеаны, парфении и др.); песни, предназначенные для свадебного обряда (гименей, эпита-ламий), и плачи над усопшими (френы). Из поколения в поколение передавались героич. предания о прошлом, носителями к-рых были аэды - профессиональные певцы-импровизаторы. Облик таких сказителей увековечен в образе слепого певца Демодока («Одиссея», кн. VIII). С переходом эпич. поэзии от аэдов к рапсодам в Ионии оформляются первые письменные памятники Л. д. - приписываемые Гомеру поэмы «Илиада» и «Одиссея» (2-я пол. VIII в.), в к-рых многовековые традиции устной героич. поэзии подчинены неоспоримому худож. и композ. единству. Др. образцы раннего гр. мифолог, эпоса не сохран. К рубежу VIII - VII вв. относятся и первые произв. дидактич. эпоса: беотийский поэт Гесиод систематизирует родословные богов («Теогония») и сводит воедино хоз. предписания, нрав, назидания и свои представления об идеальном обществ, устройстве («Труды и дни»).

Время бурного становления гр. городов-государств, отмеченное борьбой с пережитками родового строя и стремлением личности к высвобождению из устаревших этич. норм (VII - VI вв.) вызывает к жизни появл. ранней лирики в неск. ее разновидностях, к-рые (так же, как и в эпосе) уходили корнями в долит, жанры. Ритуал. поношение в культе богини плодородия Деметры дает нач. ямбо-графии с ее обличительной, часто персональной направленностью (Архилох, Гиппонакт). В Ионии возникает элегия ' используя гомеровские образы и эпич. ионийский диалект, поэты-элегики ставят перед собой нов. мировоззренческие задачи, призывая сограждан не только к мужественному отпору вражескому нашествию (Каллин), но и к сплочению всего гражд. коллектива и осознанию им нрав, норм, соблюдение к-рых обеспечивает гос-ву благополучие и процветание (Тиртей, Солон). Одновр. с Тиртеем, в последней трети VII в. творит в той же Спарте Алкман, оставивший первые образцы хоровой мелики. Первонач. толчок развитию этого вида лирики дал еще в 1-й пол. VII в. Терпандр, приглашенный спартанцами с о-ва Лесбос, где, судя по всему, существовала длительная и прочная поэтич. традиция. С Лесбоса происходил полулегендарный Арион, придавший лит. форму дифирамбу и тем подготовивший возникновение трагедии; на Лесбосе в 1-е десятилетие VI в. в твор-ве Сапфо и Алкея оформляется сольная мелика, унаследовавшая песенные традиции культовых содружеств. посл. выдающимся представителем сольной мелики был Анакреонт, уступавший, ода., Сапфо в глубине изображения внутр. мира человека. 2-я пол. VI в. - 1-я пол. V в. явл. временем расцвета хоровой мелики. На зап. (в Сицилии и Южн. Италии) она представлена твор-вом Стесихора, внесшего много нового в разработку традиц. эпич. материала, в материковой Греции - поэзией Симонида, Пиндара и Вакхшшда. Особое развитие получают дифирамбы и пеаны, призванные объединить граждан вокруг культа прославляемых богов и поднять знач. общин, к-рым они покровительствуют; видное место занимает эпиникий, поскольку слава победителя на общегр. играх распространяется на его родной город. С сер. V в. значение эпиникия падает вместе с сокращением той роли, к-рую играли в обществ, жизни полисов представители знатных родов. С подъемом в V в. демократических Афин на первый план выходит драма, к-рая в обеих своих разновидностях - в трагедии и в комедии - обращается в дни общенар. празднеств ко всему гражд. коллективу. Афинская трагедия в твор-ве своих лучших представителей ставит перед соотечественниками серьезнейшие нравственные проблемы: соотношение челов. деяния с вечным законом справедливого воздаяния (Эсхил) и личная ответственность человека перед лицом этого закона (Софокл). Кризисные явления в мировоззрении и практике афинской демократии находят отражение в твор-ве Еврипида. С др. ст., эти же явления становятся объектом беспощадного осмеяния в комедии Аристофана, совмещающей политическую злободневность с фантастическим сюжетом. Потребность в осознании обществ, процессов, приведших к возвышению Афин в годы Греко-персидских войн и их острейшему кризису в годы Пелопоннесской войны, порождает во 2-й пол. V в. ист. труды Геродота и Фукидида; если первый мыслит все еще такими архаич. категориями, как гнев и зависть богов, то второй, исключая всякое божественное вмешательство в ход событий, ищет объяснения им в эконом, и полит, интересах воюющих сторон, не оставляя без внимания и субъективные мотивы поведения полит, деятелей. В ист. прозе Ксенофонта роль личного фактора становится определяющей.

Обществ, практика афинской демократии с публ. обсуждением важнейших вопросов в народном собрании и столкновением сторон в судебных делах дает в V в. мощный толчок развитию публ. и судебного красноречия (Лисий) и формированию риторики как науки. Знач. роль в этом процессе играет софистика, затем Исократ; своей вершины оратор, иск-во достигает уже в IV в. в деятельности Демосфена. Особой отраслью худож. прозы становится филос. диалог (Ксенофонт, Платон). В трудах Платона и Аристотеля закладываются основы теории литературы. Новый этап Л. д. открывается с походами Александра Македонского и оформлением эллин, гос-в. Хотя в самих Афинах в посл. четверти IV в. наступает новый расцвет комедии (Менандр), центрами лит. активности становятся столицы нов. царств, прежде всего - Александрия в Египте. Здесь в III в. наряду с попытками возрождения мифолог, и ист. эпоса (Аполлоний Родосский, Риан) возникают нов. критерии худож. твор-ва, связанные в первую очередь с именами Каллимаха и Феокрита, и нов. поэтич. формы - эпиллий, идиллия, мимиямб. Широко распространяется экспериментирование в обл. жанров и стилей, к-рое приводит подчас к значительным худож. достижениям, но не ставит целью вывести лит. за пределы узкого слоя образован, греков, составляющих окружение царского двора. Вместе с тем вне крупных центров утверждаются в III в. «низовые» жанры: киническая диатриба (Бион Борисфенит), сатир, диалоги Мениппа; несколько позже - любовная новелла (Аристид Милетский). Любовная тематика явл. в эпоху эллинизма едва ли не гл. содержанием эпиграммы, к-рая остается чрезвычайно распространенным жанром вплоть до самого конца античности.

Проникновение гр. культуры на восток, вовлечение в круг ее влияния нов. стран и народов способствует возникновению псевдоист. описаний подвигов царей и героев; гл. роль в таких произв. играют приключения и чудеса (ядро романа о деяниях Александра; первые образцы ареталогии, в к-рой соединяются эллин, и вост., особенно египет., элементы).

Покорение Греции Римом (завершающий акт - взятие Коринфа в 146 до н. э.) и постепенное превращение эллин, гос-в в рим. провинции еще больше сужает мировоззренческий горизонт Л. д. В эпоху рим. владычества складывается довольно пестрая картина противоборствующих лит. направлений и стилей. С одн. ст., в I - II вв. в рамках второй софистики расцветает (преим. в М. Азии) лишенное серьезного содержания парадное красноречие с его декламационными эффектами, с др. - в эпистолографии появл. искусная имитация бесхитростной простоты. Все большее внимание привлекает прошлое. В стшь плане это выражается в распространении аттикизма, в содержательном - в собирании всякого рода свед. о царях и великих полководцах; в рамки этого процесса вписываются «Параллельные жизнеописания» Плутарха с их очевидной морализирующей установкой. Архаизирующие тенденции, как, впрочем, и современность с ее религ. увлечениями и шарлатанством всяких пророков подвергаются осмеянию в твор-ве Лукиана. Особое место в лит. продукции I - III вв. занимает Любовный роман. Истоки его уходят, no-вид., еще в позднеэллин. время, когда ист. или псевдоист. персонажи становятся героями запутанного повеств. с непременной разлукой влюбленных и многочисл. испытаниями их верности. В дошедших до нас образцах гр. романа (само назв. жанра принадлежит к более поздн. вр.) искусно развивается его традиц. схема, содержащая встречи и расставания влюбленных, морские бури и плен у разбойников, мнимую смерть и чудесное воскресение. В последние века античности возрождается интерес к двум жанрам. Появл. новые имена в обл. торжественного красноречия (IV в. н.э.: Либаний, Фемистий), с чем связано, в свою очередь, закрепление правил и норм школьной риторики. С др. ст., делаются попытки «возвращения» к эпосу в твор-ве Квинта Смирнского (с его «Продолжением» Гомера) и Нонна.

В. Я.

ЛИТЕРАТУРА РИМСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА РИМСКАЯ - лит, на лат. языке III в. до н. э. - VI в. н. э., носителями к-рой (по мере распространения лат. яз.) было население сперва Лация, потом всей Италии, еще позднее - всех обл. зап. и отчасти вост. Средиземноморья.

Долит, период рим. лит. (V - IV вв.) известен лишь по поздним свид-вам: памятники его не сохран. Лирика была представлена в это вр. обрядовыми песнями (молитв., свад., похоронными); эпос - «пиршественными песнями» о подвигах рим. героев; драма - ателланами и муз. представлениями, развившимися из фесценнин; проза - оратор, речами, текстами законов, анналами. Первый шаг к письм. лит. сделал Аппий Клавдий (цензор 312), записавший свои речи и составивший под своим им. сб. нрав, сентенций в стихах. В период расцвета и кризиса Республики (III - II вв.) Рим, расширяя владения, все больше попадает под влияние гр. культуры; традиц. идеология переосмысляется в духе гр. философии, индивидуализма, духовного самосовершенствования (кружок Сципиона Младшего); сопротивление эллинизации, напротив, борется за «нравы предков» (Катон Старший). Постепенно осваиваются все осн. жанры гр. поэзии с их метрикой и стилистикой. Является эпос - сперва переводной («Одиссея» Ливия Андроника), потом национальный (ист. поэмы Невия и Энния). Переработки гр. «новой» комедии делают Плавт (в духе шутовского народ, театра) и Теренций (ближе держась изящного психологизма подлинников), потом начинают сочиняться тогаты и лит. ателланы из рим. быта. Трагедию разрабатывают по гр. образцам Пакувий и Акций. Специф. римский жанр сатуры создает в подражание эллин, сб. Луцилий; к к. II в. появились первые произв. рим. лирики (кружок Лутация Катула). В период падения Республики (1-я пол. I в. до н. э., «золотой век прозы») гр. культура окончательно освоена Римом: она выходит за пределы аристократ, кружков и распространяется в ср. слоях населения через посредство ритор, школ и популярных филос. трактатов и диалогов (Цицерон, Варрон). Цицерон сформулировал новый культ, идеал человека, соединяющего образованность филос. (как средство индивидуального совершенствования) и риторич. (как средство обществ, воздействия). В обстановке соц. противоречий и гражд. войн теряют значение жанры, рассчитанные на широкую и однородную аудиторию (эпос, драма); получают развитие, с одн. ст., красноречие- как главное средство обществ, борьбы, с др. - поэзия как средство ухода из обществ, кризиса в личную жизнь. Центр, фигура в иск-ве красноречия - Цицерон: именно он, упорядочив выразительные средства лат. яз., больше всего сделал для выработки всех оттенков лат. прозаич. стиля - высокого (в речах), среднего (в трактатах), простого (в письмах). С красноречием смыкается историография, описывающая полит, события современности или недавнего прошлого (Цезарь, Саллюстий). Поэзия представлена дидактич. поэмой Лукреция (познание мира и примирение со смертью как спасение от жизненных бурь) и лирикой Катулла и неотериков (уход в мир любви, дружбы и ученого эстетства по александрийским образцам).

В период становления империи (2-я пол. I в. до н. э., «золотой век поэзии») Август, стремясь привлечь на свою сторону обществ, мнение, поддерживает «кружок Мецената», в к-рый входили Вергилий, Гораций и др. Они видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики с ее доблестями; поэтому, несмотря на хвалы Августу, их твор-во явл. скорее завершением эпохи Республики, чем началом эпохи Империи. Вергилий движется от ностальгии о безмятежном «золотом веке» («Буколики», первый образец идиллич. жанра) к эпосу об ист. миссии Рима, справедливой властью умиротворяющего весь мир («Энеида»); Гораций - от резких «Эподов» и «Сатир» к величавым «Одам» и успокоенным «Посланиям». Они вырабатывают нормы поэтич. языка, их эстет, идеал - монументальность, гармония, ясность; «Наука поэзии» Горация стала знаменита как программа уравновешенного классицизма. В след, поколении Тибулл и Проперций, давшие первые образцы элегич. жанра, хоть и продолжают традицию Катулла, но прославляют и мир, и рим. старину. Поэзия господствовала в лит. эпохи: если для Цицерона идеал соединения философии и словесного иск-ва воплощался в ораторе, то для Горация - в поэте. Проза отходит на второй план: красноречие в нов. условиях теряет значение, ист. жанр сближается с эпосом в огромной «Истории» Тита Ливия, 169

В период расцвета и кризиса Империи (I - III вв. н. э., «серебряный век») рим. культура развивалась параллельно с гр., но уже независимо, соперничая с ней и формируя основы, заложенные в I в. до н. э. Распространение культуры захватывает провинции (Испанию, потом Африку), давшие многих видных писателей. Однако в нов. обществ, условиях идеолог, содержание лит. или питалось оппозиц. настроениями (в лучших произв.), или сводилось к офиц. панегиричности. Последний великий поэт эпохи Августа, Овидий, принимавший новую действительность радостно, но без преклонения перед стариной и без подчеркутой гражданственности, попадает в ссылку за аполитизм своих любовных элегий и поэм («Наука любви»). Наступает эпоха стал, экспериментов. Первый ее этап (1-я пол. и сер. I в.) - господство «нового стиля», выработанного в ритор, школах, патетического, сентенциозного, эффектного и броского, взятого на вооружение сенатской стоической оппозицией. В прозе он находит самое полн. выражение в трактатах и письмах Сенеки Младшего; в драме - в его же декламационных трагедиях; в эпосе - в «Фарсалии» Лукана; в сатире - у Персия. Как оттеняющая часть он входит и в полистил. роман Петрония «Сатирикон» с его эпикурейским ироническим скепсисом. Чужды ему лишь стихотв. басни Федра, рассчитанные на более низкие круги читателей. Второй этагъ (к. I - нач. II в.) - это реакция на «новый стиль», неоклассицистическое возрождение стиля «золотого века», отвечающее компромиссу между имН. властью и сенатской оппозицией. Квинтилиан в «Воспитании оратора» перерабатывает гуманистический идеал Цицерона применительно к новой обстановке, его ученик Плиний Младший в речах и письмах стремится подражать Цицерону, поэты Стаций, Силий Италик и Валерий Флакк в своих эпопеях - Вергилию. Иначе - сохраняя, но монументализируя черты «нового стиля» - откликаются на запросы времени Ювенал в своих сатирах и Тацит в ист. соч.; наоборот, из большой формы в малую дробится петрониевская ирония у Марциала в его эпиграммах. Третий этап (II в.) - господство архаизма: бурное возрождение гр. лит. в Рим. империи оттесняет лат. лит. на второй план, многие рим. писатели (Элиан, Марк Аврелий) пишут свои соч. по-гр., а по аналогии с гр. аттикизмом и в Риме начинают предпочитать Вергилию Энния и Цицерону Катона Ст. (Фронтон). Крупнейший писатель этого вр. - Апулей, полистилистикой своего романа, речей и трактатов вновь напоминающий Петрония; но эстетская ирония уже оттенена у него патетическим мистицизмом.

В период падения Империи (III - VI вв.) на первый план постепенно выходит христианская лит.: ограниченная ранее догматическими и полемическими соч. (Тертуллиан, Киприан, Лак-танций), теперь она усваивает технику рим. риторики и поэзии (проповеди- и гимны Амвросия, письма «цицеронианца» Иеронима и особ. «Исповедь» Августина, открывающая для лит. психол. глубину, недоступную античности). По ср. с ними отступают на второй план авторы, продолж. антич. традиции: поэт малых жанров Авсоний, 170 эпик и панегирист Клавдиан, подражатель Тацита Аммиан Марцеллин и др. Растет культ, разобщенность между частями Империи, лит. замыкается в пределах провинций, а потом варварских королевств: Галлия дала Рутилия Намациана и Аполлинария Сидония (V в.), Италия - Боэтия (VI в.), Африка - поэтов т.н. латинской антологии (VI в.). К кон. VI в. традиции антич. лит. форм быстро слабеют и сходят на нет, начинаются «темные века» - переход к лат. средневековой лит. На протяжении послед, тысячи лет уцелевшие памятники лат. лит. были единств, источником знакомства Зап. Европы с античной культурой. В эпоху Возрождения открылся доступ к др.-гр. лит., выработался ист. взгляд на античность, но влияние рим. лит. на лит. Возрождения и классицизма все же было больше, чем греческой. Только предромантизм XVIII в. и нем. классика (Винкельман, Гете) сдвинули интерес с рим. культуры на греческую: филология XIX в. стала считать рим. лит., подражательной и худож. слабой. Лишь в XX в. европ. культура осознает свое сходство не с дробным полисным миром, а с миром больших держав эллинской и римской эпохи; происх. переоценка рим. лит., становится ясно, что рим. «отклонения» от гр. образцов складываются в связную систему и представляют самостоят, филолог, и общекульт. интерес.

М.Г.

ЛОГЕЙОН

ЛОГЕЙОН - в др.-гр. театре эпохи эллинизма и Рим. империи продолговатая площадка высотой ок. 3 м, возводившаяся перед скеной. Выступление актеров на Л. обозначало полный отрыв драм, действия от хора, находившегося по-прежнему на орхестре.

В.Я.

ЛОГОГРАФ

ЛОГОГРАФ - в Др. Греции: (1) авторы первых произв. ист. прозы. Впервые труды Л. появились в VI в. до н. э. в Ионии (М. Азия) и не сохран. до нашего вр.; остались только фр-ты у разных писателей. Л. пытались восстановить легендарную историю гр. городов, «варварских стран», генеалогию аристократ, родов. В их трудах излагались также гергр. и этногр. сведения, описывались нравы и обычаи чужеземных народов. Критика у логографов носила еще очень наивный характер, а их соч. в больш-ве своем представляли хроники-компиляции. Наиб, известными Л. были Гекатей из Милета и Гелланик из Митилены; (2) составители речей в суде, готовившие выступления для участвующих в тяжбе. Речи этих Л. интересны сведениями о соц. отношениях в общ-ве. Обычно Л. прекрасно владели приемами оратор, иск-ва. Самые известные из них - Лисий, Исократ, Динарх (IV в. до н.э.).

Е.С.

ЛОНГ

ЛОНГ (II - III вв.)

др.-гр. писатель, автор романа «Дафнис и Хлоя» в 4 кн. Действие в нем происходит на о-ве Лесбос. Юные Дафнис и Хлоя пасут коз и овец в прекрасных лугах и рощах.

Между тем пираты пытаются увезти Дафниса, но он благополучно избегает продажи в рабство. Во вр. вспыхнувшей войны между Митиленой и Метимной жители Метимны похищают Дафниса, потом Хлою, но героям удается спастись. Весной Дафнис просит у приемного отца Хлои ее руки, тот соглашается, одн. необходимо дождаться приезда хозяина поместья, чтобы получить разрешение на брак. По приезде господина выясняется, что Дафнис - его сын, а Хлоя - дочь также богатого человека. История заканчивается счастливым браком. Соч. Л. занимает особое место среди антич. романов. Гл. героями явл. не отпрыски знатных семейств, а представители обездоленных слоев населения. Хотя у Л. присутствуют нек-рые традиц. для гр. романа мотивы (пираты, похищения), одн. эти события происходят так быстро, что не явл. предметом длительных переживаний влюбленных. Гл., что интересует Л., - возникновение и развитие взаимного чувства любви, к-рое изменяет психологию героев. Дафнис и Хлоя, жизнь к-рых проходит на фоне мирного пейзажа, как бы слиты с природой, чисты, наивны и непосредственно соприкасаются с божеством (с Паном, нимфами). Все это позволяет называть роман Л. романом-идиллией, или буколическим. Идеализация сел. жизни проявляется также в том, что после обретения богатых родителей герои остаются жить в деревне, в привычной и милой для них среде. Стиль романа, выразительный и изысканный, адекватен содержанию. Написано произв. ритмизованной, а местами и рифмованной прозой.

Я. Ш.

ЛУКАН, МАРК АННЕЙ

ЛУКАН, МАРК АННЕЙ - рим. поэт. Род. в Кордубе (совр. Кордова). Племянник Сенеки Младшего. Получил прекрасное образ, снач. в Риме, затем в Афинах. Был возведен в зв. квестора, стал жрецом коллегии авгуров. Будучи талантливым декламатором, выступал с чтением поэтич. произв. и произносил речи в суде. Одно время Л. покровительствовал имп. Нерон (54 - 68), одн. между ними произошел разрыв вслед, полит, разногласий (Нерон подозрительно отнесся к начатой Л. поэме о гражд. войне, где обнаружилась приверженность автора к противникам тирании), а также из-за чрезмерного самолюбия императора и его зависти к лит. успехам Л. В 65 Л. принял участие в неудавшемся заговоре Писона против Нерона. Был осужден и покончил с собой, вскрыв вены. Гл. произв. Л., поэма «О гражданской войне», или «Фарсалия», осталась неокон. Сюжетом «Фарсалии» явл. война между Цезарем и Помпеем. Поэма начинается с описания перехода Цезаря через Рубикон и обрывается в 10-й кн. его пребыванием в Египте. В нач. поэмы Л. положительно отзывается о Нероне, выражая надежду, что во время его правления возвратится «золотой век». Затем отношение к Нерону резко меняется. Идеализируя Древ. Рим, погибающий в граждан, войне, Л. показывает зарождение в Риме деспотической власти. Родонач. рим. тиранов - Цезарь - нарисован самыми мрачными красками. С нек-рой долей симпатии изображен Помпеи, являющийся, одн., далеко не положительным лицом. Идеальным персонажем представлен Катон Младший - носитель принципов стоической филос., идеями к-рой пронизана вся поэма.

В своей поэме Л. выступает новатором, порывая с гомеровско-вергилиевской эпич. традицией. Действие происходит без участия олимпийских богов. Если автор и говорит о них, то исключ. как об абстрактной высшей силе, синониме рока, управляющего миром. Нововведением Л. явл. также обилие авторских коммент. к происходящим событиям. Бол. внимание уделяется разл. рода описаниям, нагромождению ужасов (напр., вызывание мертвеца), подробным картинам мучительной смерти, голода, жажды и др. Присутствуют любопытные этногр. детали, в част, геогр. описание разл. местностей, перечень вовлеченных в войну народов.

Поэма Л. явл. собой образец ритор.-патетического стиля в рим. поэзии. Встречающиеся порой ист. неточности сглаживаются благодаря яркости и живописности языка, смелой фантазии автора, его оратор, дарованию. Все это обеспечило успех поэмы у рим. читателей. 1993).

Е.О.

ЛУКИАН

ЛУКИАН - грекоязычный писатель сирийского происх. Род. в Самосате в семье бедного ремесленника. Получив общее и ритор, образование, начал лит. карьеру как странствующий декламатор. Впосл. Л. изучал философию, но не примкнул ни к одному из филос. направлений. В кон. жизни Л. получил должность имп. судейского чиновника в Египте. Под именем Л. сохранилось 84 соч., нек-рые из них считаются подложными. Ранние произв. Л.: «Лишенный наследства», «Тираноубийца», две речи в защиту тирана Фаларида - представляют собой ритор, упражнения. В 1-й период твор-ва были написаны также две пародийные речи: «Похвала мухе» и «Суд гласных». 1-я явл. пародией на энкомий, 2-я - на судебное красноречие. Хотя Л. еще не разочаровался в риторике, сатир, элементы в этих речах очевидны. Новый этап твор-ва Л. отмечен переходом от ритор, упражнений к форме диалога. Об этом говорит сам писатель в позднем автобиогр. соч. «Дважды обвиненный». В этот период создаются «Разговоры богов», «Прометей, или Кавказ», «Морские разговоры», «Разговоры гетер». В первых 3 соч. поведение олимпийцев изобр. предельно обыденным, чем дискредитируется утратившая свой авторитет старая религия. Зевс предстает мелочным, трусливым, жестоким, похотливым. В «Разговорах гетер» автор обращается к теме бедности и челов. достоинства. Честная бедность противопоставляется богатству в «Тимоне, или Мизантропе». Соч. «Учитель красноречия» и «Лексифан, или Краснобай» знаменуют окон, разрыв с риторикой. В период филос. исканий Л. пишет диалог «Гермотим, или О выборе философии». Эпикурейцы, перипатетики, стоики, платоники получают здесь самые нелестные характеристики, лишь киники избегают этой участи: учение киников в наиб, мере отвечало запросам рационалистически мыслящего Л. В диалогах «Менипп» и «Икаро-менип», или Заоблачный полет» насмешки в адрес филос. школ вложены в уста писателя-киника Мениппа. Философы-киники выступают как положительные герои в «Разговорах в царстве мертвых». Киническая «нравственная автономия» и отказ от желаний проповедуются в двух др. диалогах: «Переправа, или Тиран» и «Зевс уличаемый». Соединив филос. диалог и комедию, Л. подводит итог своему твор-ву в ответе «Человеку, назвавшему, автора Прометеем красноречия». В этом соч. отразились сомнения Л. в справедливости филос. положений киников. Тогда же было написано письмо «О кончине Перегрина» - о шарлатане Перегрине, добившемся поддержки и популярности у христиан, к к-рым Л. относится как к легковерным простакам. К этому соч. примыкает разоблачительное жизнеописание «Александр, или Лжепророк». В диалоге «Сновидение, или Петух» Л., в духе Эпикура, утверждает, что челов. блаженство заключается в безмятежности духа и удовлетворении естеств. потребностей. В трактате «Как следует писать историю» Л. выступает против подражательности истории, ложной красивости, искажения фактов ради восхваления начальников. «Правдивая история» - особый вид лит. критики, сатира на жанр фантаст, путешествий. Пародийное соч. «Л у кий, или Осел» направлено против совр. Л. бессодержательной лит. В диалоге «Парасит» и рассуждении «О философах, состоящих на жаловании» высмеивается психология прихлебательства. В старости Л. вновь принимается за декламации. Появляются 2 пародии на гр. трагедию: «Трагоподагра» и «Быстроног». Для последнего периода твор-ва Л. характерно увлечение лит. техникой. Язык Л. отличается ясностью и подвижностью. Л. приобрел известность прежде всего как критик религ:, филос. и худож. взглядов прошлого.

Р.3.

ЛУКРЕЦИЙ, КАР ТИТ

ЛУКРЕЦИЙ, КАР ТИТ (Тит Л. Кар, ок. 98 - 54)

рим. поэт-философ. Неизвестно ни место рождения, ни обст-ва его жизни. Соч. Л. «О природе вещей» в 6 кн. явл. поэтич. изложением материалистического учения Эпикура. При этом Л. создает атомную терминологию, ни разу не употребив слова «атом». В основе терминологии Л. лежат такие понятия, как «первые тела», «первоначала вещей», «первые элементы», «семена вещей», «родовые тела», «малые части», «частицы», «элементы», «мельчайшие тела». Эти «первые тела» явл. «невидимыми первоосновами», «скрытыми вещами». Они обладают необыкновенной прочностью и плотностью. Вслед за Эпикуром Л. предугадывает сложное строение атома, называя его предполаг. части «пределами», «наименьшими частями». Начало поэмы - обращение к богине Венере, к-рая представляется Л. животворящей силой, разлитой в природе. В первых 3 кн. излагается атомистика Эпикура. Л. исходит из представления о мире, существующем вне сознания человека, и доказ., что «никакая вещь никогда не может возникнуть из ничего по божественной воле и обращаться в ничто». Рассказывая о существовании пустоты и атомов, наполняющих ее, Л. вступает в спор с разл. гр. философами относительно первоосновы всех вещей. Согласно Л., число атомов бесконечно и Вселенная безгранична, материя находится в постоянном движении, все формы ее сводятся к разл. сочетаниям атомов. В кн. III доказ., что дух и душа смертны, дух состоит тоже из атомов, но из самых тонких и мелких. В кн. IV разъясняется теория познания мира и сущность челов. чувств, включая половое. В кн. V рассматриваются происхождение Земли, движение Солнца, Луны, звезд, причины затмений, возникновение жизни на Земле и происх. человека. Бол. часть кн. V посвящается истории человечества и развитию культ., значит, место уделено происх. религии. В кн. VI приводится материалистическое объяснение метеорологических и атмосферных явлений, выясняются причины болезней. Поэма завершается ярким описанием страшной эпидемии в Афинах, разразившейся в нач. Пелопоннесской войны. Как художник, Л. творчески переосмыслил аристотелевский принцип построения эпич. поэмы и применил его к филос. эпосу. Он отказался от последовательного изложения всех частей системы Эпикура, выбрав из нее материалистическую физику и разъясняя эпикуровскую этику, теологию и мн. др. в эпизодах, отд. замечаниях, сентенциях. В поэме Л. осуществлена триединая худож. задача: перевод гр. учений на лат. яз., истолкование сложных истин, трансформация филос. прозы в поэзию. Произв. Л. представляет собой своеобразное переплетение и слияние науч. и худож. принципов. Тема поэмы - раскрытие законов природы - подается в свете борьбы с невежеством и религией. Поэтич. мастерство Л. проявляется в том, что наряду с чисто прозаич. аргументацией поэт часто использует развернутые аналогии для наглядного представления описываемого явления. Так, напр., объясняя, как множ-во частиц летает в пустоте, он ср. их с пылинками, к-рые при солнечном свете кажутся нам летающими и сталкивающимися др. с другом (II, 114 - 124). Особенно ярко развернуто сравнение для показа того, что движение атомов незаметно: стадо издали кажется лишь «белым пятном на склоне зеленом», хотя животные находятся в постоянном движении (II, 317 - 322). Л. воспринял одно из осн. требований поэтики эпохи эллинизма - принцип разнообразия и как бы включил в состав огромной,филос. поэмы произв. др. жанров: гимна (вступ. к поэме), малого эпоса (напр., эпиллий о Фаэтоне - V, 397 - 404), шествия масок в картине смены времен года (V, 737 - 747), трагедии в сцене жертвоприношения Ифигении (I, 84- 101), бытовой комедии в блестящей сатире на женщин (V, 1160-1169). Особое место занимают в поэме вступ. и заключ. к отдельным кн. Во вступлениях, наряду с антирелиг. мотивами и разоблачением обществ, пороков, в нарастающем порядке прославляется Эпикур (в нач. кн. I - человек-победитель, кн. III - отец-наставник, кн. V - бог). Эта градация символизирует возрастающую победу разума над мраком суеверия с помощью просветительного учения. Столь же важными явл. завершающие части книг (в кн. I - все познается постепенно, в кн. II - все постепенно изнашивается и умирает, в кн. III - ничтожна длительность жизни по ср. с вечностью смерти, в кн. IV - привычка рождает любовь, в кн. V - человечество постепенно и неуклонно идет к совершенству). Язык поэмы столь же богат, как и ее жанровое разнообразие. В эпизодах, напис. в высоком стиле, Л. использует сложные слова, • разл. перифразы, украшающие эпитеты, архаич. формы слов. Фразы тщательно отделанные, включающие архаизмы, стоят часто или в нач., или в кон. определенных тем, разд. Архаизмы Л. либо явл. формами, давно утраченными лит. языком, либо представляют собой дублеты, которые еще употреблялись в разговорном яз. его дней. Поэма Л. оказала несомненное влияние на твор-во Вергилия, Горация, Овидия, к-рый считал, что «возвышенные стихи Л. умрут только с гибелью Земли».

Т.К.

ЛУЦИЛИЙ, ГАЙ

ЛУЦИЛИЙ, ГАЙ (ок. 180 - 102)

рим. поэт. Род. в Суэссе Аврунской (в Кампании) в богатой и знатной семье. Бол. часть жизни провел в Риме. Свои произв. Л. называл речами или беседами (sermones), более поздние авторы - сатурами. Общий объем стихов составлял, вер., 24 000, из к-рых сохран. ок. 1200 в разрозненных фр-тах; отд. отрывки встречаются у Цицерона, Геллия, Лактанция. Осн. стихотв. размером Л. был дактилический гексаметр. Сохран. фр-ты проникнуты духом кинико-стоической философии, обращены к бытовым сторонам жизни и осуждают такие пороки, как роскошь, скупость, тщеславие, суеверие. Нек-рые его произв. были посвящены филол. вопросам. Л. выступал за чистоту лат. лит. языка и подвергал осмеянию ненужные грецизмы. Язык Л. сочетал лит. и живую нар. речь.

Лит.: Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

Е.О.

Предыдущая страница Следующая страница