Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАБЕРНА

ТАБЕРНА (лат. дощатая хижина, лачуга)

в рим. архитектуре чаще всего лавка или мастерская в жилом доме, с отдельным выходом на улицу; одна-две Т. обычно фланкировали дверь, ведшую во внутр. часть дома.

О.Т.

ТАБЛИНУМ

ТАБЛИНУМ (лат.)

помещение в рим. доме, открытое к внутреннему дворику или атриуму.

Е.А.С.

ТАРЕНТ

ТАРЕНТ - др.-гр. город и порт в Южн. Италии; основан в микен. время, с к. VIII в. до н. э. - колония Спарты. В IV в. до н. э. возглавляет союз южноиталийских городов. Один из ведущих керамич. центров Южн. Италии. Сохран. отд. фрагменты дорич. храма VI в. до н. э., театра, форума.

О.Т.

ТАЦИТ, ПУБЛИЙ КОРНЕЛИЙ

ТАЦИТ, ПУБЛИЙ КОРНЕЛИЙ - рим. историк. Род. в Нарбоннской (по др. версии, в Бельгийской) Галлии. Ритор, иск-ву учился в Риме и уже в молодые годы стал известным оратором. Рано началась полит, карьера Т.; его быстрому продвижению по служебной лестнице способствовала, вер., женитьба в 78 на дочери Юлия Агриколы, полководца, покорителя Британии. В 78 - 79 (или 80 - 81) Т. был квестором, затем эдилом, а в 88 - претором, что определило его деятельное участие в организации «вековых игр», устроенных ими. Домицианом (81 - 96). Вскоре после претуры Т. по делам службы уехал из Рима и вернулся только в 93. В 97 Т. был консулом, в 110-111 (или 111 - 112) - наместником в провинции Азия. О дальнейш. жизни Т. нет никаких свидетельств. Речи Т. не сохран. 1-е произв. Т. «Агрикола» («О жизни и характере Юлия Агриколы») было опубликовано в 98 как бы взамен непроизнесенной надгробной речи. Хотя в целом это соч. принадлежит к биогр. жанру, большая его часть содержит описание войн, к-рые Агрикола вел в Британии с целью подчинения ее рим. владычеству. «Агрикола» был издан уже после убийства Домициана (96), в период правления имп. Нервы (96 - 98), к-рый, по словам Т., сумел «совокупить дотоле несовокупимое - принципат и свободу». Это дало возможность Т. резко осудить кровавый режим Домициана и использовать для восхваления Агриколы прием контраста: честность и строгое исполнение долга Агриколой, с од*, ст., произвол и злодейство Домициана - с др. В том же 98 Т. издал монографию «Германия» («О происхождении, положении и нравах народов Германии»). Общая часть этого соч. посвящена описанию геогр. положения Германии и ее жителей, их быта, нравов и обычаев, обществ, строя, судопроизводства, воен. дела и религии. В спец. части дается характеристика каждого племени в отдельности. Совершенно иной характер имеет 3-е соч. Т. - «Диалог об ораторах» (102 или позже), завершающее цикл т. н. «Малых произведений» и принадлежащее к очень распростр. в древности лит. жанру диалога. Соч. Т. воспроизводит, по его словам, реал, беседу, к-рую вели его учителя риторики - тогдашние светила в судебном мире Марк Апр и Юлий Секунд - с оратором и поэтом Куриацием Матерном, отказавшимся от судеб, красноречия ради поэзии. Защищая поэзию, он утверждал, что она приносит славу и влияние и доставляет истинное наслаждение, уводя поэта от треволнений суетливой жизни в уединение и тишину. Затем обсуждался вопрос о том, когда оратор, иск-во было более почетным: во вр. Республики или в эпоху Империи. При этом выяснялось, что причина упадка красноречия коренится, отчасти, в системе образования и воспитания в ритор, школах, но гл. обр. - в изменившейся полит, обстановке, требующей «беспрекословного повиновения» императору. Два самых знаменитых труда Т. - «История» и «Анналы» (полн. назв.: «От кончины божественного Августа»), составляющие единое целое: историю Рима от 14 до 96. «История» начала публиковаться примерно в 105 и была закончена в ПО или позже. Она посвящ. периоду правления Флавиев (69 - 96): от гражд. войны, приведшей к власти Веспасиана (69 - 79), до убийства Домициана. Т. был свидетелем и участником этих событий, одн. он обещает «неколебимо держаться истины» и писать историю, «не поддаваясь любви и не зная ненависти». Из 14 кн. «Истории» сохран. только I - IV и часть V, охватывающие неполн. 2 года (69 - 70). Т.о., осталось неизвестным отношение Т. к деятельности Веспасиана и Тита; утрачено описание 15-летнего правления Домициана, к-рое составляло осн. содержание «Истории». «Анналы», написанные позже, ретроспективно дополняют «Историю» описанием предшествующих событий. Они состояли из 16 кн; до нас дошли: I - IV, XII - XV полностью, V, VI, XI и XVI - не в полн. объеме. Во вступлении Т. сообщает о своем намерении рассказать об имп. Тиберии (14 -37) и его преемниках, о к-рых предшественники писали лживо: при их жизни из страха, а после смерти - из-за «еще свежей ненависти». Сам же Т. обещает писать «без гнева и пристрастия», для к-рых у него нет причин. Беспристрастность, одн., не означает для Т. безразличия к добру и злу; напротив, он считает «главнейшей обязанностью анналов сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве»; иначе говоря, обличение зла и восхваление добра для него неотъемлемое право историка, пользуясь к-рым он выносит суровый приговор бесчелов. правлению Тиберия. Во 2-й сохранившейся части «Анналов» описывается правление Клавдия (41 - 54) и Нерона (54 - 68). Придавая огромное значение роли личности в истории, Т. уделяет наибол. внимание личности и правлению Нерона, показывая, как неогран, власть, угодничество и раболепие окружающих усиливали дурные качества принцепса, развивали в нем самые низменные инстинкты. Из рассказа о наиб, значит, событиях этого периода выделяется красочное описание пожара Рима в 64 и последовавших за ним казней христиан; повествов. о заговоре Писона и гибели мн. выдающихся людей - подлинных или мнимых его участников: знаменитого философа Сенеки и его племянника поэта Лукана, писателя Петрония и др. Резко отрицательная позиция Т. по отношению к имп. режиму сочетается с пониманием того, что становление его явилось ист. необходимостью, т. к. возврат к республиканской форме правления был невозможен. Т. возлагал надежды на «хорошего» императора, при к-ром его главенствующая роль не отстраняла бы от власти сенат. В конце века, в «Агриколе»,он еще верил в возможность этого и обещал написать «о былом нашем рабстве и нынешнем благоденствии», но выполнил только первую часть обещания, рассказав о рабстве. Очевидно, он понял, что принципат и свобода несовместимы даже при «хороших» императорах. Отсюда пессимизм в мировоззрении Т., к-рый роднит его с Саллюстием, Т. - выдающийся историк и незаурядный писатель. Как историка его отличает стремление выявить и проанализировать причины описываемых событий, их внутреннюю логику. Как правило, он находит их в характере и настроении тех лиц, к-рые в данный момент оказались на авансцене истории. Это не только императоры, их приспешники и противники - эти целые обществ, группы: сенат, войско, простой народ Рима, жители провинций. Установка на анализ и осмысление, заложенная в антич. историографии Фукидидом, продолженная Полибием и Саллюстием, в трудах Т. завершилась. Как писатель Т. является выдающимся мастером захватывающего драматического повеств. С т. зр. стиля он прошел известную эволюцию. В «Малых произведениях» ощущается влияние Цицерона (особ, в «Диалоге») и Саллюстия (особ, в «Агриколе»); в больших ист., трудах, более всего в «Анналах», стиль уже чисто «тацитовский» - сжатый, спокойный, рассчитанный на вдумчивого читателя.

Т. опередил свое время, поэтому ближайшие потомки не оценили его. Только в XVI в. Т. был признан крупнейшим историком и писателем.

Н.К.

ТЕАТР

ТЕАТР - сооружение, предназначенное для исполнения драматич. произв., выступления хоров и музыкантов, а впосл. - странствующих ораторов. Антич. Т. были рассчитаны на то, чтобы в них могли собираться как члены всей гражд. общины, так и гости, съезжавшиеся на праздники; отсюда их необычные для Нов. вр. размеры (театр в Мегалополе, IV в. до н. э., вмещал 44 тыс. чел.). Первые Т. появились в Др. Греции, их осн. частями были орхестра с расположенной на ней скеной, а напротив них - места для зрителей (театрон), обычно располагавшиеся полукругом по склону холма. Размер гр. Т. не позволял снабжать их перекрытием. Первые; Т. имели временный характер и строились для каждого праздника заново. В V в. до н. э. появились постоянные театроны с каменными скамьями, причем форма их установилась не сразу. Т. в Форике (к. V в. до н. э.) имел вытянутый несимметричный театрон, но Т. в Сиракузах (также V в. до н. э.) имел уже правильную подковообразную форму. В первых рядах находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан. Орхестра отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами, на ней обычно воздвигался алтарь Диониса. Сценические постройки в классич. эпоху были деревянными, каменные сменили их только в III в. до н. э. Поэтому об устройстве скены в V - IV вв. во многом приходится судить по письмен, источникам, по гр. драме и изображениям на вазах. Скена. представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм - подпорных стенок, которыми завершался театрон. По бокам скены часто имелись высокие выступы - параскении, особ, характерные для Великой Греции. В эпоху эллинизма параскении исчезают. В IV - III вв. перед скеной появляется проскений - невысокая пристройка перед скеной: в 2 - 3 м от передней стены скены на низком стилобате возводится ряд столбов с деревянным горизонтальным перекрытием (логейон). В IV - III вв. функция проскения неясна. Есть мнение, что на орхестре выступал не только хор, но и актеры, проскений явл. для них фоном, а логейон служил сценой лишь в исключ. случаях. Разногласия вызывает и место пребывания актеров (проскений или орхестра), которое могло быть различным в разные эпохи: в классич. эпоху местом игры актеров могла быть орхестра, в эллин. - проскений, иногда именовавшийся поэтому логейон - т. е. место, где говорят. Характерным примером последовательного изменения театр, строения является театр в Эретрии (с к. IV в. до 292 н. э.): из рис. видно, как деревянная скена заменяется каменной, затем расширяется и приобретает более монумент, формы; орхестра отодвигается к театрону; благодаря этому образуется проскений. Театральное оборудование у греков было несложным. Представление совершалось днем, поэтому световых эффектов не было. Занавес, вер., отсутствовал. Были сценические машины, главные из них - «подъемная машина», позволявшая появляться в воздухе богам, и эккиклема, деревянная площадка на колесах, выдвигавшаяся через дверь, чтобы показать зрителю происходящее «за сценой», напр, внутри дома. Перед сценой театра в Эретрии обнаружены мраморные рельсы, видимо, для эккиклемы. При надобности устраивалось также возвышение, откуда могли говорить боги, - теологейон. Декорации выполнялись на съемных щитах, к-рыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. По бокам скены располагались периакты - треугольные вращающиеся призмы, на каждой из сторон к-рых изображалась особая декорация (пинака). Актеры носили маски, а в трагедии - особую обувь (котурны). Возможно, что в гр. Т. имелись приспособления для улучшения акустики, о к-рых упоминает Витрувий (резонаторы под скамьями для зрителей). Одним из лучших примеров гр. театральных сооружений считается Т. в Эпидавре, отличающийся гармонией и красотой. Заслуживает внимания и Т. Диониса в Афинах, располож. на южн. склоне Акрополя. Возникновение его относится еще к VI в. до н. э., в IV в. он был превращен в монумент, сооружение, к-рое могло вместить 17 тыс. чел., с каменными уступчатыми местами для зрителей. В центре первого ряда помещалось богато украшенное кресло жреца Диониса Элевтерия. Оно располагалось против алтаря, стоявшего на орхестре. В рим. эпоху Т. Диониса подвергался переделкам, после к-рых его скена сильно изменилась. Рим. Т. первонач. были близки гр. типу (Большой Т. в Помпеях III - II вв.), потом (с I в. до н. э.) по краям их сооружались сводчатые коридоры (крипты), служившие опорой для дополнительных рядов мест. Концы полукружия театрона и скена соединялись сводами, над к-рыми были устроены места для почетных зрителей - трибуналии. Тем самым разрозненные части Т. слились в единое целое - характерная черта рим. Т. Др. его особенностью стали субструкции, через к-рые Т. заполнялся зрителями (они могли проходить теперь не только через гл. вход, но -и через крипту с ее тремя выходами). В рим. Т. главным фасадом была наружная стена скены. Внутри Т. обычно состоял из трех ярусов мраморных ступеней, каждый из к-рых поднимался круче предыдущего. Театров старались располагать на северной стороне холма, что создавало естественную затененность мест для зрителей. Поверху проходила галерея, соединявшая Т. со сценой. Зрительный зал затенялся также веларием - огромным тентом на канатах, веером расходящихся от полукольца над орхестрой. В некот. Т. (Кассино, Лептис Магна, на вилле Адриана) на верхнем ярусе по центр, оси здания располагался маленький храмик. В др. на орхестре устраивался бассейн, предназначенный как для мимических представлении в воде, так и для разбрызгивания благовоний (Большой Т. в Помпеях, Т. во Вьенне). Бол. изменениям в рим. Т. подверглась скена - это узкое здание или стена, с квадратными пристройками по концам, внутри к-рых имелись комнаты актеров и кладовые для реквизита. Внутр. фасад ее, расчлененный рядами ниш и колонн, образовывал фон для действия, к-рое разыгрывалось на приподнятой площадке перед ней. Скену скрывал занавес, опускавшийся перед началом представления в спец. углубление перед рампой. Над сценической площадкой была деревянная крыша на консолях; отводившая осадки по специальным желобам, проходившим в стене и выходившим на фасад. Считается, что внач. скены имели прямоугольные в плане очертания (Т. в Остии, Большой Т. Помпеи). Затем плоскость внутр. стены скены стала члениться нишами, из к-рых все больше выделялась, расширяясь и выдвигаясь вперед, центральная, фланкируемая прямоугольными нишами меньших размеров. В глубине центр, ниши помещалась статуя императора (Т. Вероны). Постеп. сцены делались. все более нарядными, украшались росписями, статуями и вазами. Фронтоны одних ниш чередовались с др., создавая пластически насыщенный фон театр, действия. Организация театр, представлений в Др. Греции лучше всего известна в Афинах. Впервые в 534 до н. э. показ трагедий был включен в состав празднества Вел. Дионисий, а ок. 500 театр, постановки получили твердую организац. структуру в рамках этого праздника. В 486 к авторам трагедий присоединились комедиографы, а с 442 и 433 комедии и трагедии вошли соотв. также в состав Ленеев. Осн. требованием для показа драм была их новизна (в V в. только в порядке исключ. одна и та же пьеса могла быть представлена дважды), для драматургов - состязательность. Один из архонтов (ежегодно избираемых руководителей администрации) «давал хор» отобранным им авторам - 3 трагикам и от 3 до 5 комедиографов. Расходы по постановке и подготовке хора возлагались на хорега. Гл. роль снач. исполнял сам драматург, ок. сер. V в. появились профессиональные актеры. Назначенный на гл. роль исполнитель (протагонист) подбирал по своему усмотрению двух др. актеров. В день празднества избиралась судейская коллегия из чел. - по одному от каждой филы (административных округов, на к-рые делилась территория Аттики), к-рая и выносила решение о присуждении наград в состязании. 1-е место означало безусловную победу, 2-е считалось достаточно почетным, 3-е (и следующие за ним - у комедиографов) равнялось поражению. Результаты состязания заносились в гос. записи (дидаскалии), к-рые впосл. были собраны Аристотелем, а затем перенесены на каменные плиты, отчасти дошедшие до нашего вр. Содержание театр, здания отдавалось на откуп к.-л. из богатых граждан, к-рый назначал плату за вход; жетоны, игравшие роль входных билетов, также находят во время раскопок. Поскольку присутствие в театре приравнивалось к участию в общеграж. празднестве, гос-во выделяло малообеспеченным гражданам спец. средства для покупки билетов (теорикон). На Вел. Дионисиях 1-й день был посвящен процедуре открытия праздника. 2-й день - показу комедий. 3 - 5-й дни - тетралогий, к-рые обязан был представить каждый автор трагедий. Зрителями трагедий могли быть все взрослые граждане, на представление комедий, отличавшихся достаточной вольностью, допускались только мужчины. В IV в. и позднее представление начиналось показом сатировской драмы, за ней следовала к.-н. из старых трагедий, а затем уже - новые пьесы. К состязанию драматургов присоединилось в это время соревнование между протагонистами; имена актеров-победителей также заносились в дидаскалии. Начиная с IV в. как старые, так и специально написанные драмы ставились в многочисл. театрах в афинских демах (администр. единицах, на к-рые делились филы), о чем сообщают эпиграфич. источники. Во время эллинизма образовались актерские гильдии, члены к-рых предлагали услуги странствующей труппы для устройства театр, представлений в разл. городах, от Причерноморья до о-вов Эгейского моря и М. Азии.

В Др. Риме театр, представления состоялись впервые в 240 до н. э., когда Ливии Андроник сочинил для общегород. игр трагедию и комедию, написанные по гр. образцам. И в дальнейшем драмы ставились на к.-л. играх - официальных, устроителем к-рых было гос-во в лице эдилов (выборных лиц, следивших за обществ, зданиями и порядком в городе), либо частных, к-рые давали богатые граждане в честь одержанных ими воин, побед или в память о знатном предке. В обоих случаях выбор пьесы поручался руководителю актерской труппы; в случае успеха автор и актеры могли быть награждены гонораром в деньгах. В отличие от Др. Греции, где актерское мастерство ценилось очень высоко (известным актерам могли давать даже разные дипломат, поручения), в Риме вплоть до I в. до н.э., когда прославились наиб, знаменитые исполнители (напр., Росций), ремесло актера не считалось почетным. Во время Рим. империи показ цельных спектаклей все больше уступал место исполнению отд. монологов и вокальных сцен из классич. драм (в т. ч. и др.-греческих). Большое распространение получили также малые театр, жанры - мимы и пантомимы

Лит.: Головня В. В. История античного театра. М., 1972; Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970

В.Я.

ТЕГЕЯ

ТЕГЕЯ - др.-гр. город в Аркадии (Пелопоннес), на пересечении важнейших торговых путей. Сохран. храм Афины Алей, восстановленный Скопасом в 365 до н. э., - дорич. ордера с коринфскими полуколоннами в целле.

Е.А.С.

ТЕМПЕРА

ТЕМПЕРА - техника живописи красками, связующим веществом для к-рых в антич. эпоху были вода и яичный желток, с добавлением казеина, меда и др. веществ. Темперные краски нельзя смешивать, поэтому моделировка изображения достигается путем штриховки или наложением очень тонких слоев краски один на другой или рядом.

Лит.: Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 267 - 268.

О.Т.

ТЕОРИКОН

ТЕОРИКОН - в древ. Афинах «зрелищные деньги», гос. пособие неимущим гражданам на посещение театра. Т. был введен в V в. до н. э. Периклом; впосл. понятием Т. стали обозначать и др. виды материальной помощи малообеспеченной части населения.

Р.З.

ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ АФЕР

ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ АФЕР (Публий Т. Афр; 195 - 159)

рим. драматург. Попал в Рим в кач-ве раба, купленного в Африке, и вырос в доме сенатора Т. Лукана, к-рый отпустил его на волю. Написал 6 комедий: «Девушка с Андроса» (166), «Свекровь» (165; после двукрат. провала возобновлена в 160), «Самоистязатель» (163), «Формион» и «Евнух» (161), «Братья» (160). Погиб во время кораблекрушения на обратном пути из Греции, куда он отправился за соч. Менандра. Твор-во Т. относится к жанру комедии паллиаты (в 4 пьесах его образцом служил Менандр), в к-ром он гораздо ближе придерживался гр. прототипов, чем Плавт. Вм. с тем Т. мог соединять две однотипных гр. комедии в одну («Девушка с Андроса») или включать в одну комедию персонажи и эпизоды из другой (воин и парасит из «Льстеца» Менандра в «Евнухе», расправа со сводником из пьесы Дифила в «Братьях» по Менандру), видоизменять характер отд. сцен и образов оригинала. От своих гр. предшественников Т. унаследовал либерально-гуманные тенденции, к-рые находили в Риме поддержку в идеолог, программе «Кружка Сципиона», стремившегося соединить древнерим. нрав, ценности с гр. идеей «человечности». Сюжет, ситуации в комедиях Т. мало чем отличаются от стереотипов «новой» аттич. комедии; в их основе лежит обычно добрачная связь молодого человека с девушкой из бедной семьи или стремление выкупить ее у сводника; соперничество с хвастливым воином за любовь гетеры; спасительное узнавание. Одн. стандартные маски скупого отца, легкомысленного юноши, разлучницы-гетеры переосмысляются Т. в духе внимания к человеку, пробуждения в нем лучших нрав, свойств, взаимной терпимости и взаимного снисхождения. Наиб, показательна в этом смысле «Свекровь», где драмат. судьбы невинно страдающей женщины, взаимное непонимание и необоснованные упреки не содержат ничего смешного, хотя комедия и заканч. благополучно вследствие случайного узнавания. В результате «Свекровь» приближается к популярному в европ. лит. 2-й пол. XVIII в. жанру т. н. мещанской драмы. В композ.-худож. плане Т. часто использует соединение двух или трех мотивов, искусно скрепленных между собой (напр., в «Евнухе»: любовь Федрии к Фаиде; ее стремление разыскать родных подаренной ей девушки; насилие Хереи над девушкой), противопоставление характеров в пределах одной сценической маски (два старика-отца в «Братьях», два раба в «Девушке с Андроса»). Особое место занимают в комедиях Т. прологи, к-рые вместо обычной сюжет, экспозиции посвящены борьбе драматурга с соперниками в комедийн. иск-ве и явл., т. о., первыми примерами рим. лит. критики. Своеобразно использует Т. финалы, чтобы ввести развитие действия, иногда с нарушением драм, логики, в привычные для рим. публики рамки («Евнух», «Братья»). Благодаря чистоте и выразительности языка комедии Т. считались образцом лат. речи и уже в I в. до н. э. вошли в систему рим. образования; вслед, этого они сохран. до эпохи Ренессанса, когда Т. снова стал одним из любимых школьных авторов.

Лит.: Савельева Л. И. Художественный метод П. Теренция Афра. Казань, 1960

В.Я.

ТЕРМЫ

ТЕРМЫ - в Риме комплекс бань, со II в. до н. э. включающий неск. помещений с разной температурой: фригидарий, тепидарий, кальдарий (холодная, теплая, горячая бани) и лаконик (парильня). Постеп. Т. стали местом отдыха, клубом, и в их структуру вошли дворы для солнечных ванн, помещ. для массажа, гимнастики, бассейны. К нач. I в. н. э. в Риме было ок. 170 Т., в IV в. н.э.- ок. 1000. Сохран. Т. Траяна (II в.), возможно, построенные Аполлодором, по внутр. периметру к-рых располагались б-ки, залы для бесед, нимфеи, палестры. Наибол. размах имели Т. Каракаллы площадью 450 х 450 м (Ш в.), построенные на склоне холма, в к-ром были сделаны также зрительские места для наблюдения гимнастических игр, с огромным отстойником для воды, соединенным с акведуком, нимфеями, палестрами и т. п.

Е.А.С.

ТЕРПАНДР

ТЕРПАНДР - др.-гр. поэт и музыкант с о-ва Лесбос; считался изобретателем семиструнной лиры. Дошедшие под его именем фр-ты - неподлинные.

В.Я.

ТЕРРАКОТА

ТЕРРАКОТА - 1) грубая отформованная и обожженная глина, используемая для стенных орнаментальных покрытий, украшений крыши, плит пола и черепицы. Обычно имела красочное покрытие. Др.-гр. черепица известна двух типов: солены и калиптеры. Вся поверхность кровли выстилалась широкими плоскими соленами, узкими калиптерами накрывались продольные швы между ними. Ряды выкладывались от ниж. края к коньку крыши, где использовалась особая коньковая черепица. В ранних храмах облицовки из Т. применялись ко всем частям деревянных конструкций. Этот прием повторяется и в древнейших каменных постройках (сокровищница граждан Гелы в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта): облицовка из Т. применялась для карнизов и даже каменных блоков. Е. А. с.

2) Т. скульптурная (коропластика) - мелкая глиняная пластика, повсеместно распространенная в антич. Ее возникновение относится еще к первобытной эпохе (т. н. «глиняный период»), но наиб, совершенства иск-во Т. достигает в Греции IV - III вв. в мастерских Танагры (в Беотии). Изготовление фигурок из Т. состояло из следующих последовательных операций: 1) подготовка глиняного теста (отмучивание); 2) лепка от руки или формовка в форме-матрице (полые формы появляются в Греции во 2-й пол. VII в. до н. э., для изгот. одной статуэтки могло использоваться до 14 отдельных форм); 3) доработка перед обжигом (ретушь); 4) обжиг (после предварит, просушки); 5) раскраска.

Лит.: Бритова Н. Н. Греческая терракота. М., 1969; Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л., 1981; Кобылина М, М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961.

Д.М.

ТЕРТУЛЛИАН, КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС

ТЕРТУЛЛИАН, КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНС (ок. 160 - ок. 220)

рим. писатель-теолог, ритор и юрист. Происх. из Карфагена. Род. в языч. семье. Ок. 195 принял христианство, выступал против язычников и гностиков на стороне епископальной церкви, затем против епископов в защиту секты монтанистов. В кон. жизни отказался от монтанизма. Соч. Т. («О душе», «Против гностиков», «О свидетельствах души» и др.) направлены не на разум, объяснение веры, а на утверждение ее априорного превосходства над несовершенным челов. разумом. По мн. Т., поиск истины - гл. проблема антич. философии - явл. результатом глубокого духовного кризиса, свид-вом отсутствия или утраты веры. Христ. вера, присутствующая в душе каждого человека, согласуется с естеств. рассудком, здравым образом мыслей и отвергает сложные умозрит. построения. Взгляды Т. во многом основывались на учении киников о возвращении к естеств. природе и на стоических тезисах о самопознании и аскетизме. Не вдаваясь в подробное опровержение антич. философии, Т. прямо противопоставляет ей внешне абсурдные христ. догматы, образуя разрушительные, парадоксальные сентенции: «Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В учении о бытии Т. отождествлял чувственно-веществ. мир с миром духовным (Бог есть телесный дух), признавая лишь буквальное толкование Библии. Стоическим влиянием проникнуто учение Т. о Троице: Бог-отец, Бог-сын (Логос), Святой Дух (Благо Бога-отца), исходящий на людей через Бога-сына. Т. принадлежит идея непогрешимости церк. авторитета и доказательство прямой преемственности церкви по отношению к апостолам и Христу. Предвосхищая Августина, Т. разделял антич. общ-во на «лагерь дьявола» (языч. общность), к-рому суждена скорая гибель, и «лагерь Бога» (христ. общность), идеалы к-рого неизбежно восторжествуют. Источником зла в мире, по Т., явл. человек, т. к. его первый свободный выбор был связан со злом (первородный грех). Язык соч. Т. отличается своеобразием, изобилует неологизмами и фразами, нарушающими правила стиля.

Соч.: Творения. Киев, 1910. Ч. 1; Избр. соч. М., 1994.

М.О.

ТЕТРАЛОГИЯ

ТЕТРАЛОГИЯ - в др.-гр. театре комплекс из представляемых драматургом для состязания 3 трагедий (трилогия), завершавшихся сатировской драмой. У Эсхила 4 пьесы, как правило, были объединены общим сюжетом, его последователи такой практики обычно не придерживались.

В.Я.

ТЕТРАМЕТР

ТЕТРАМЕТР (греч.)

стих, состоящий из 4 пар стоп (диподий). Распространен был трохеический Т., включавший 8 Арохеич. стоп, последняя из к-рых - усеченная: -U - U / - U - U/ - U - U/ - U -. Употреблялся в диалогах, для передачи взволнованности действующего лица.

Я.Ш.

ТИБУЛЛ, АЛЬБИЙ

ТИБУЛЛ, АЛЬБИЙ (ок. 55 - ок. 19)

рим. элегич. поэт. Род. в богатой семье, принадлежал к всадническому сословию. Жил в Лации, в своем имении, частично конфискованном при наделении ветеранов землей. Сопровождал консула Валерия Мессалу Корвина во время его похода в Аквитанию (31 - 30) и на Восток. Заболев, вынужден был остаться на о-ве Коркира; после выздоровления вернулся в Италию и занялся лит. трудом, примкнув к кружку того же Мессалы. Был дружен с Горацием, и Овидием. Дошедший до нас под именем Т. сборник содержит стихотв. разл. поэтов. Т. в нем принадлежат 2 первых кн. элегий. Кн. 1-я (ок. 27), состоит из 10 стихотв., 5 из к-рых посвящены возлюбленной поэта Делим. Автор трогательно описывает свои чувства, мечтает о тихой, безмятеж. жизни с любимой на лоне природы, вдали от мирской суеты. Во вр. болезни на о. Коркира поэт скорбит о том, что Делии нет рядом с ним, рисует в своем воображении их встречу. Однако все это явл. мечтой: Делия уходит к богатому любовнику, а мир сотрясают войны - следствие стремления людей к наживе. Т. осуждает войну, любуется картинами деревен. жизни, воспевает сел. богов - Цереру и Приапа, помогающих крестьянам в их труде. Имя Августа, к-рого в это время превозносили очень многие, не упомянуто Т. ни разу. 2-я кн. (25 - 19) состоит из 6 элегий. Ее ядро сост. 3-я, 4-я и 6-я элегии, где говорится о любви поэта к некоей Немесиде. Т., решивший посвятить себя любви, не находит в ней счастья, т. к. его возлюбленная требует только денег, искренние чувства ей не нужны. Глубокое разочарование во всей жизни пронизывает стихотв. данной кн. Элегии, не посвященные любовной тематике, представляют собой попытку отразить события обществ, жизни. Т. описывает праздник освящения полей, упоминает о своем покровителе Мессале. На поэзию Т. оказали влияние александрийские поэты, что видно, в частн., в использовании общих мест. Язык Т. отличается изяществом, простотой, отсутствием к.-л. учености.

Е.О.

ТИВОЛИ

ТИВОЛИ (антич. Тибур)

город в Лации, знаменитый святилищем Геркулеса (1-я пол. I в. до н. э.) и виллой имп. Адриана (117 - 138). Святилище, расположенное на склоне холма, включало храм Геркулеса (верх, терраса) и театр (ниж. терраса), соединенные многочисл. портиками и ордерными аркадами, где размещались комнаты для молящихся, сокровищницы, лавки и др. хоз. службы. Площадка святилища частично опиралась на субструкции, под к-рыми прошла древ. Тибуртинская дорога. Комплекс виллы Адриана (построен по его проекту в 118 - 134), также лежащий на склоне холмов, объединял разнородные сооружения, к-рые воспроизводили постройки и отдельные памятники, поразившие воображение императора во вр. его многочисл. путешествий - афинский Ликей, «Расписной портик», фессалийская Темпейская долина, святилище Сераписа близ Александрии, статуи кариатид Эрехфейона и амазонок Фидия и Поликлета, а также Морской театр (место занятий императора), б-ки, жилые покои.

О.Т.

ТИМГАД

ТИМГАД - город в Нумидии (Сев. Африка); основан в 100 н. э. как поселение рим. ветеранов. Сохран. в руинах почти целиком, открыт раскопками, начатыми в 1880 г. Построен по единому замыслу, отличался строго геометр, планом, сухость к-рого смягчались разнообразными и величественными обществ, зданиями, храмами, многочисл. статуями. Доминантами до сих пор явл. т. н. арка Траяна (к. II - нач. III в.), колонны портика Капитолия (ок. 180), ансамбль форума (нач. III в.), театр, б-ка (IV в.). Во многих термах, обществ, зданиях, частных домах найдены прекрасно сохранившиеся мозаики.

Лит.: Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Древний мир. М., 1980. С. 153 - 161; СидороваН. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979.

О.Т.

ТИМЕЙ

ТИМЕЙ - 1) (ок. 356 - ок. 260)

др.-гр. историк. Род. в г. Тавромений (о-в Сицилия). После изгнания из Сицилии (между 317 - 310) прожил 50 лет в Афинах. Наиб, значит, из соч. Т. была «История» (в 38 или 43 кн.), от к-рой сохран. только отрывки в трудах поздн. антич. авторов. Т. изложил историю Сицилии с древнейших времен до 272, включив сведения по Италии и Сев. Африке. Источниками для Т. служили ист. соч., хроники, надписи, офиц. документы. Гл. его заслуга состояла в подробном этнографо-геогр. обзоре, точном соблюдении хронолог, последовательности событий и обширных знаниях. Т. впервые ввел счет времени по Олимпиадам. Соч. его пользовалось в античности бол. известностью и было широко использовано Диодором.

К.С.

ТИМОН

ТИМОН (320 - 230)

др.-гр. философ-скептик и поэт, родом из Флиунта (Пелопоннес). От Т. сохран. 140 написанных гексаметром сатирических стихов - силл, в к-рых высмеиваются гр. философы. Кроме силл Т. писал филос. трактаты, ямбы, эпич. поэмы, комедии.

Р.3.

ТИМОФЕЙ

ТИМОФЕЙ - 1) др.-гр. поэт (ок. 450 - 360), представитель поздней мелики. Происх. из Милета, много путешествовал, часто бывал в Афинах. Умер в Пелле (Македония). Вместо хоровых дифирамбов Т. стал писать т. н. номы, исполняемые солистом. Для усиления выразительности муз. сопровождения довел число струн на кифаре до И (против обычных 7). Из многочисл. произв. Т. благодаря папирусной находке дошла бол. часть от нома «Персы» (ок. 400), посвященного описанию битвы при Саламине. В «Персах» Т. пользуется свободными размерами, • йе соблюдая традиц. симметрии строф. Язык Т. отличается вычурностью и экстравагантными метафорами; натуралистически изображается ломаная речь пленного перса, придающая лирич. повествованию черты трагич. гротеска. Завершение нома интересно тем, что Т. дает оценку собствен, твор-ву.

В.Я.

2) Др.-гр. скульптор (1-я пол. IV в. до н. э.). Работал на двух крупнейших памятниках IV в., от к-рых сохран. остатки - на храме Асклепия в Эпидавре (1-я четв. IV в.), где его имя упоминается в платежных счетах как автора акротериев и рельефов; и на Мавзолее в Галикарнасе (ок. 350), где ему принадлежал южный фриз. Сообщается также об отдельных статуях Т. - Артемиде, Асклепии, атлетах и др.

Д.М.

ТИРАНИЯ

ТИРАНИЯ - форма единоличной власти в Др. Греции, установленной б. ч. насильственным путем. Различают Т. раннюю и позднюю. Ранняя Т. возникла в VII - VI вв. в ходе борьбы между родовой знатью и простым народом в гр. полисах (в Коринфе, Мегаре, Афинах, на о-ве Самос). При этом тираны обычно способствовали росту производства и подъему культуры (Писистрат в Афинах, Поликрат на о-ве Самос). Поздняя Т. (IV в. до н. э.) возникла в условиях начавшегося кризиса полисного строя и способствовала его крушению.

Лит.: Древняя Греция. М., 1956; История Древней Греции. М., 1986; Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.

Е.С.

ТИРАНОУБИЙЦЫ

ТИРАНОУБИЙЦЫ - бронзовая скульптурная группа работы Крития и Несиота (477/476), изображавшая атакующих Гармодия и Аристогитона. Сохран. в мраморной копии Адрианова времени (1-я пол. II в. н.э.) (Неаполь, Нац. музей).

Д.М.

ТИРИНФ

ТИРИНФ - крепость микен. времени в Арголиде (Пелопоннес). Укрепленный акрополь на холме, стены толщиной 7 м окружают пространство в 20 000 м2. На вершине холма -дворец правителя с мегароном.

Е.А.С.

ТИРТЕЙ

ТИРТЕЙ (2-я пол. VII в. до н. э.)

др.-гр. поэт. Жил и писал в Спарте во время войны с порабощенной спартанцами Мессенией. Александрийские филологи издали стихотв. Т. в 5 кн., дошли только фр-ты, несколько - ср. крупных. В своих элегиях Т. отстаивал основы спартанского гос. устройства, выступал против страсти к обогащению, а главное, призывал соотечественников стойко сражаться с врагами, не падать духом при неудачах. Эпич. идеалу доблести Т. противопоставлял служение гражд. долгу, верность родному городу.

В.Я.

ТОГАТА

ТОГАТА - комедия с рим. сюжетом, получившая название по рим. одежде тоге. Получила распространение в к. II - нач. I в. до н. э. Известностью пользовались такие авторы Т., как Афраний, Титиний, Атта, дошедшие до нас в незнач. фр-тах. В отличие от паллиаты, действие Т. происходило в Италии, но не в самом Риме, а в небол. городах. Ее участники - крестьяне, торговцы, ремесленники. Осн. темы Т. - семейные и бытовые конфликты - продолжали сюжеты комедий Теренция. В Т. порицалось нарушение морал. норм и прославлялось торжество добродетели и семейного мира. Бол. место уделялось женским персонажам, о чем говорят названия пьес «Падчерица», «Золовка» и т. п. Т. к. рим. нравы не позволяли изображать торжество раба над хозяином, в Т. отсутствовал основной персонаж паллиаты - раб-интриган. Т. написаны простым языком, богаты пословицами, поговорками, полны шуток.

И.У.

ТОРЕВТИКА

ТОРЕВТИКА (греч. toreuo - чеканить)

иск-во худож. обработки металла. Изделия из золота, серебра, бронзы (мелкая пластика, сосуды, зеркала, украшения) широко распространены в гос-вах Передней Азии, Египте уже в III тыс. до н. э. Освоенные мастерами Востока литье, чеканка, тиснение, гравировка, инкрустация, филигрань, зернь были восприняты и развиты мастерами Крита, Др. Греции, Этрурии, Др. Рима. Среди наиб, совершенных образцов Т. следует назвать кубки из Вафио (золото, ок. 1500 до н.э.), золотые маски, сосуды, предметы вооружения (бронза) из шахтовых могил Микен (XVI - XV вв.), бронзовый кратер из Викса (2-я пол. VI в. до н. э.), украшения, золотые и серебряные сосуды, найденные в Панапориште, Рогозене, скифских курганах Сев. Причерноморья (IV в.), этрусские бронзовые зеркала и цисты (III - II вв.), серебряные кубки, блюда, кратеры из Гильдесгейма и Боскореале (I в. до н. э. - I в. н. э.).

О.Т.

ТРАГЕДИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ

ТРАГЕДИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ - драмат. жанр, получивший развитие в Афинах в посл, трети VI - V вв. По свид-ву Аристотеля («Поэтика», гл. 4), Т. д. возникла от зачинателей дифирамбов, составлявших часть культового действа в честь бога Диониса, и первонач. ее состояние можно представить себе как обмен песнями между запевалой и хором. По преданию, лит. форму дифирамбу придал Арион, а 1-м трагич. поэтом был Феспид, вер., заменивший зачинателя дифирамбических песен 1-ми пока единств, актером, на к-рого были возложены монологи повест, характера. По ходу действия актер во время песен хора мог удаляться в скену, менять там одежду и маску и выходить в виде др. персонажа. Всего таких выходов актера могло быть, судя по дошедшим Т., 4 или 5: после парода, к-рым открывалась ранняя Т. д. (так еще в «Персах» и «Молящих» Эсхила), после каждого из 3 стасимов и в финале. Со временем пароду стал предшествовать пролог, к-рый, благодаря введению Эсхилом 2-го актера, превратился в более или менее обширную сцену. 3-го актера ввел Софокл, и на этом число исполнителей речевых сцен остановилось. Каждый из 3 исполнителей мог играть по 2 - 3 роли, изображая различных персонажей, число к-рых в Т. д. было невелико. Аристотель указывает также, что Т. д. была снач. шутливой, т. к. возникла их хора сатиров, и только позднее стала серьезной. Этому соответствует этимология слова Т. - от гр. tragos (козел) и ode (песнь): сатиры изображались козлоподобными существами. Вер., свой беззаботный характер Т. д. утратила тогда, когда ее сюжеты вышли за пределы мифов о Дионисе и она обратилась к героич. сказаниям, в к-рых стала искать проблематику, отвечавшую нрав, запросам граждан. Во вс. случае из дошедших до нас названий пьес ранних представителей Т. д. (Феспид, Херил, Фриних) ясно, что к 534 до н. э., когда Феспид впервые выступил в афин. театре, героико-мифолог. содержание Т. д. стало уже совершившимся фактом, а хоры сатиров были вытеснены в сатировскую драму. С 500 представление Т. д. - сост. часть празднества Вел. Дионисий, а с 433 - также Ленеев. Обычай этот сохран. на протяжении мн. веков, вплоть до вр. Рим. империи. Всего известно ок. 250 имен гр. трагич. поэтов, одн. расцвет Т. д. приходится на V в. до н. э., когда жили 3 самых знаменитых афинских трагика: Эсхил, Софокл и Еврипид, к-рых антич. трагедия стремилась увязать между собой и хронологически: к одному и тому же дню в 480, когда Эсхил сражался при Саламине, а Софокл возглавлял хор юношей, славивших победу, было отнесено рождение Еврипида. С ист. т. зр. эта последовательность справедлива в том отношении, что в твор-ве каждого из 3 поэтов нашли отражение 3 этапа, развития афин. демократии: ее становление в период Греко-персидских войн в борьбе с пережитками родового строя; ее расцвет, содержавший в себе зерно послед, кризиса; ее кризис, связанный с отказом от традиц. мировоззрения и особенно обострившийся во вр. Пелопоннесской войны. Соотв. для твор-ва Эсхила гл. явл. проблема нравственного выбора, возникающая перед человеком; включение его поведения в цепь деяний, к-рые не только явл. справедливой расплатой за совершенное некогда преступление, но и приводят к нарушению неких божеств, норм. Персонажи Софокла появляются перед зрителем с уже сложившимся решением, к-рое они отстаивают с героич. непреклонностью, даже если она стоит им жизни. Еврипид ставит своих героев перед проблемами, не допускающими однознач. решения и требующими концентрации сил, выходящей за пределы возможностей человека. Отсюда его повышенное внимание к безвинно страдающим и гонимым, чья судьба не может быть объяснена и тем более оправдана божеств, промыслом. В композ. отношений Т. д. представляет собой, с одн. ст., достаточно однотипный организм, в к-ром речевые партии (пролог, эписодии) чередуются с хоровыми (парод, стасимы); с др. ст., в более поздн. твор-ве Софокла, и особенно у Еврипид а, все бол. роль начинают играть сольные арии персонажей (монодии) и обмен репликами в трохеич. тетраметрах, призванных передать наибольшее эмоциональное напряжение. На протяжении V в. упрощается стиль трагедии: пышные речевые образы Эсхила сменяются сдержанным пафосом Софокла, а затем близким к разговорному языком Еврипида. Развитие трагедии после V в. прослеживается по сохран. фр-там недостаточно. Несомненно, что теряет свое значение хор, - его партии все больше отдаляются от содержания пьесы, представляя собой размышления на отвлеченные темы, переносимые из одной Т. в др., а затем вовсе опускаются при их исполнении. В культ, обиходе читающей публики Т. д. продолжает занимать одно из господствующих мест вплоть до VI - VII вв.

В.Я.

ТРАГЕДИЯ РИМСКАЯ

ТРАГЕДИЯ РИМСКАЯ - драмат. жанр, получивший развитие в Др. Риме с сер. III до сер. I в. Начало ему было положено Ливием Андроником, к-рый в 240 поставил 1-ю римскую Т., взяв за основу др.-гр. оригинал (какой именно - неизв.). По этому же пути приспособления для рим. сцены гр. прототипов пошли последователи Ливия: Невий, Энний, Пакувий и Акций; этими именами практически исчерпывается рим. Т., предназначенная для сцены. Твор-во рим. трагич. поэтов дошло только в фр-тах; известно ок. 90 названий их произв. и св. 1800 разроз. стихов (цельные монологи встречаются редко), к-рые, одн., позволяют сделать извест. выводы о том, какие сюжеты пользовались особым предпочтением у рим. драматургов и как они их обрабатывали. Ок. половины сохран. названий охватывают события Троянской войны и примыкающие к ним мифы микен. цикла. На 2-м по частоте месте стоят сказания из легендарной истории Фив. Рим. драматургов интересовали преим. сюжеты, в к-рых была возможность раскрыть величие героич. личности, происходящую в ее душе борьбу между долгом перед коллективом соратников и чувством собственного достоинства (отказу Ахилла от участия в боях и послед, перемене этого решения были посвящены трагедии Энния и Акция; спору между Одиссеем и Аяксом за доспехи убитого Ахилла - произв. Энния и Пакувия). Чаще других гр. трагиков за основу брали Еврипида, но Энний обработал также «Евмениды» Эсхила и соединил в одну трагедию его недошедшую трилогию об отказе Ахилла от гнева и гибели Гектора; у Акция была «Антигона» по Софоклу. Переделывая свои оригиналы, рим. поэты сохран. хор, но меняли размеры лирич. партий; гораздо чаще, чем в гр. трагедии, использовали трохеич. размеры и традиц. для рим. драмы аллитерации и ассонансы; не чуждались они и нек-рых рим. реалий. Особую отрасль Т. р. составляла т. н. претекстата. Из дошед. 7 названий видно, что рим. поэты избирали в кач-ве сюжетов как легендарное прошлое Рима («Ромул» Невия, «Брут» Акция), так и ист. события, свидетелями к-рых были они сами («Амбракия» Энния, «Павел» Пакувия - о победе над македон. царем Персеем в 168 до н.э.).

Наиб, высоко ценили в Риме трагедии Пакувия и Акция, к-рые ставили еще в I в. н. э.; текст их был известен рим. грамматикам почти до самого конца античности. О Т. р. посл, века Республики известно мало. Соч. Юлия Цезаря «Эдип» и дилетантские опусы Квинта Цицерона, брата знаменитого оратора, серьез. значения не имели. По-вид., много удачнее была трагедия Овидия «Медея», известная по положит, отзыву Квинтилиана. Единств, целиком дошедшим памятником Т. р. явл. соч. Сенеки Младшего, также использовавшего др.-гр. образцы. Одн. его трагедии скорее всего были предназначены не для сцены, а для декламации в домашнем кругу или для чтения. Написанные с применением самых выразит, ритор, средств, произв. Сенеки ставили целью облечь в худож. форму стоический тезис о губительности чрезмер. страстей. Впрочем, отдельные монологи из трагедий Сенеки, как и более ранних поэтов, могли в эпоху Рим. империи исполняться со сцены актерами в кач-ве сольных номеров.

В.Я.

ТРИАДА

ТРИАДА (греч. trias - троица)

метрическая система, использовавшаяся в гр. хоровой лирике и в трагедии. Т. состояла из симметричных строфыp и антистрофы и завершающего ее эпода.

Н.Ш.

ТРИБРАХ

ТРИБРАХ (греч.)

в антич. стихосложении стопа, состоящая из 3 кратких слогов (U U U); возникла из разложения долгого слога в ямбе или трохее на 2 кратких.

В.Я.

ТРИГЛИФ

ТРИГЛИФ (греч.)

элемент фриза дорического ордера в виде прямоугольного блока с тремя вертикальными желобками. Чередуется с метопами.

Е.А.С.

ТРИКЛИНИЙ

ТРИКЛИНИЙ - столовая комната в римском доме.

Е.А.С.

ТРИМЕТР

ТРИМЕТР (греч.)

стих, состоящий из трех пар стоп (диподий), каждая их к-рых объединяется одним сильным ударением. Очень распространен был ямбический Т.: U- U - /U- U -/U- U -. В Риме Т. соответствовал сенарий.

Н.Ш.

ТРИР

ТРИР - древ, центр герм, племени треверов на р. Мозель, с 70 до н. э. - рим. колония. Наивысш. расцвет Т. падает на III в. н. э. Знаменит прекрасно сохран. городскими воротами (т.н. Порта Нигра, к. III в.), частично уцелели императорские термы (к. II в.), базилика (нач. IV в.), входившая в состав имп. дворца.

Лит.: Чубова А. П. Искусство Европы I - IV вв. М., 1970.

О.Т.

ТРИФИОДОР

ТРИФИОДОР (III - IV вв.)

др.-гр. поэт. Род. в Египте. Из соч. сохран. небольшая эпич. поэма «Взятие Илиона», к-рую открывает перечень погибших после Гектора, а завершает описание отплытия греков на родину. Центр, эпизоды - сооружение деревян. коня, пророчество Кассандры, взятие Трои. Язык, стиль, метрика в осн. гомеровские. Заметно влияние Вергилия. Недавняя папирусная находка позволяет отнести поэму Т. к III в.

Р.З.

ТРОН ЛЮДОВИЗИ

ТРОН ЛЮДОВИЗИ - условное название мраморного трехстороннего алтаря (ок. 470 - 460), хранящегося в Нац. музее в Риме, украшенного рельефами с изобр. рождения Афродиты из моря.

Д.М.

ТРОХЕЙ

ТРОХЕЙ (греч. бегущий)

двухсложная стопа, состоящая из долгого (ударного) и краткого (безударного) слогов: - U. Самый употребляемый трохеич. стих - тетраметр.

Н.Ш.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА (греч. миф.)

одно из центр, событий гр. мифологии, участниками к-рого явл. младшее поколение героев. Причина Т. в. была заложена в событии, происшедшем на свадьбе морской богини Фетиды и фессалийского царя Пелея, куда были приглашены все боги, кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида подбросила пирующим яблоко с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора»), за обладание к-рым разгорелся спор между супругой Зевса Герой, богиней мудрости Афиной и Афродитой, богиней любви и красоты.

Рассудить спор Зевс поручил троянскому царевичу Парису, и тот, отвергнув дары, предложенные Герой и Афиной, отдал предпочтение Афродите, обещавшей дать ему в жены Елену, прекраснейшую из женщин, супругу спартанского царя Менелая. (Этим объясняется поддержка, к-рую в ходе Т. в. Афродита будет оказывать троянцам, а Гера и Афина - грекам.) С помощью Афродиты Парис похитил из Спарты Елену, что стало поводом к началу военных действий. Менелай вм. со своим братом Агамемноном, царем Микен, созвал для участия в войне знатнейших героев со всей Греции, среди к-рых были Ахилл, сын Пелея и Фетиды, цари и царевичи из разл. гр. гос-в: Одиссей, Нестор, Филоктет, Аякс Оилид и Аякс Теламонид, Диомед, Протесилай и др. Все они (кроме Ахилла) когда-то были претендентами на руку Елены и, еще будучи женихами, поклялись вступиться в случае необходимости за честь ее будущего мужа. Гр. флот, насчитывавший свыше тысячи кораблей, собрался в беотийской бухте Авлиде. Во гл. войска был поставлен Агамемнон как самый могущественный из царей. Пребывание в Авлиде затянулось, т. к. ветры, насланные богами в наказание за то, что Агамемнон убил на охоте свящ. лань Артемиды, не давали возможности кораблям выйти в море. Калхант, прорицатель в войске греков, возвестил, что для искупления вины Артемида требует принести ей в жертву Ифигению, старшую дочь Агамемнона.

Обманным путем Ифигения была доставлена в Авлиду и принесена в жертву (правда, во вр. совершения обряда Артемида подменила девушку ланью, а ее перенесла в Тавриду, где Ифигения стала жрицей в ее храме). К этому же времени относится знамение, из к-рого явствовало, что война оконч. только на 10-й год. По пути к Трое греки вынуждены были высадить на о-ве Лемнос Филоктета, к-рый на одной из стоянок был укушен змеей, и рана от этого укуса издавала страшное зловоние. Перед высадкой у Трои греки предприняли попытку решить дело миром, отправили к троянцам Одиссея и Менелая с предложением вернуть Елену и сокровища Менелая, увезенные Парисом, но получили отказ; война стала неотвратимой. Осн. события Т. в. развернулись на 10-м году. Ахилл, самый сильный и отважный из гр. героев, разгневанный на Агамемнона за то, что тот отнял у него пленницу, доставшуюся ему в числе военной добычи, отказался участвовать в сражениях, что дало возможность другим гр. вождям проявить свою доблесть. Отличился и гл. герой троянцев - Гектор, сын царя Приама. Неучастие же в боях Ахилла привело к тому, что успех явно склонился на сторону троянцев и они подступили к кораблям греков. Тогда Ахилл разрешил вступить в битву своему другу и побратиму Патроклу, к-рый погиб от руки Гектора. Одержимый жаждой мести Ахилл вышел на поле брани, сразил множ-во врагов, вступил в поединок с Гектором и убил его. Период Т. в. от ссоры Ахилла и Агамемнона до гибели Гектора и погребения Патрокла составляет содержание «Илиады» Гомера. Послед, события известны нам из «Одиссеи» и послегомеровских источников. Ахилл, совершив множ-во воинских подвигов, погиб от стрелы Париса, к-рую направил Аполлон. Между Одиссеем и Аяксом Теламонидом, вторым по силе и мужеству героем после Ахилла, разгорелся спор за его доспехи, завершившийся присуждением их Одиссею и самоубийством оскорбленного Аякса. Узнав о пророчестве, что Т. в. не завершится успешно без Филоктета, обладавшего луком и стрелами Геракла, и без сына Ахилла Неоптолема, греки привезли их в свой лагерь (от стрелы Филоктета погиб Парис). Однако окруженную мощными стенами Трою удалось взять только с помощью хитрости. Греки построили огромного деревянного коня, в пустое нутро к-рого спрятался отряд отборных воинов, сожгли свой лагерь и скрыли корабли за ближайшим островом. Троянцы, несмотря на предостережения прорицателей, ввели коня в город. Ночью воины, находившиеся в чреве коня, вышли из него, перебили охрану и открыли ворота Трои своим соратникам, вернувшимся к этому вр. под стены города. Застигнутые врасплох троянцы потерпели поражение: город был сожжен, мужское население перебито, женщины стали пленницами победителей. Возвращение из-под Трои для мн. героев оказалось драматическим. Аякс Оилид, осквернивший во время захвата Трои алтарь Афины, погиб в море. Менелая и Одиссея-бурей занесло в далекие страны, их возврат на родину растянулся на долгие годы. Агамемнон по возвращении домой стал жертвой своей жены Клитеместры и ее возлюбленного Эгисфа. Миф о Т. в. представляет собой сложный комплекс, в к-ром фольклорные мотивы и предания объединились с воспоминаниями об ист. событиях, имевших место в М. Азии в XIII в. до н. э., когда Троя была разрушена в ходе войны троянцев и их союзников с объединением ахейских государств. Но о полной ист. достоверности описания в эпосе Т. в. и ее участников говорить не приходится, т. к. окончательное его оформление произошло в VIII - VII вв., подчиняясь общим для героической поэзии всех народов законам концентрации действия вокруг единого центра и принципам типизации героев. События Т. в. были отражены не только в «Илиаде», но и в не дошедших до нас «киклических» поэмах, в др.-гр. лирике (Алкей, Стесихор, Пиндар), трагедиях Эсхила, Софокла («Аякс», «Филоктет», «Электра»), мн. произв. Еврипида; впосл. - в кн. II «Энеиды» Вергилия, в поэме Квинта Смирнского, а также в др.-гр. и рим. скульптуре, вазописи и живописи.

Лит.: Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990; Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры. М., 1963; Кравчук А. Троянская война: Мифиистория. М., 1991

И.К.

Предыдущая страница Следующая страница