Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АВГУСТИН, АВРЕЛИЙ

АВГУСТИН, АВРЕЛИЙ - рим. писатель и теолог, крупнейший представитель раннехрист. философии. Происх. из Сев. Африки. Учился в ритор, школах Мадавра и Карфагена. В Карфагене основал свою собств. школу, в к-рой преподавал ок. 10 лет. В 384 переехал в Рим, где изучал философию. В том же году А. возглавил придвор. школу риторики в Медиолане (Милан). В 387 принял крещение и через год возвратился в Тагаст (Сев. Африка). В 396 избирается епископом Гиппона. К этому периоду относятся наиболее знач. соч. А.: «Исповедь» и «О Граде Божием».

Для филос. взглядов А. характерна последовательная эволюция от антич. миросозерцания в сторону ортодокс, христианства. Критика эпикуреизма с позиций стоиков сменяется у А. критикой стоицизма с позиций неоплатоников и христ. критикой неоплатонизма. Концепция А. предполагает всестороннее оправдание веры разумом («Верю, чтобы понимать»). Бол. место у А. занимает объяснение разумного пути к вере в результате духовного развития личности. А. придает огромное знач. самопознанию: «Исповедь» (автобиогр.) А. раскрывает подсознательное бездны личностного становления, тонко рисует психол. свойства челов. разума. Божественная истина недоступна челов. уму, ограниченность к-рого делает веру необходимой. Только Бог обладает свойствами субстанционального и совершенного бытия и наивысшего блага. Изменяемые предметы 16 располагаются между небытием (зло) и бытием (добро). Время у А. имеет причинное начало, т. к. сотворено Богом вместе с миром. А. считал, что не существует прошлого и будущего, есть лишь настоящее, по-разному отражаемое в челов. разуме. А. разделял субъективное (протяжение) и объективное (соотношение вещей) понятие времени. Бог творит мир не произвольно, а сообразуясь с разумом и благом, но поскольку он создал его из ничего, совершенство мира наталкивается на ограниченность челов. восприятия. Признавая божественное предопределение, А. считал свободой возможность выбрать наилучшее. Особое вним. А. уделял проблеме ист. развития общ-ва. В соч. «О Граде Божием» он описывает 2 вида челов. общности: «град земной», в к-ром люди забывают о Боге, и «Град Божий», осн. на самозабвенной любви к Богу. А. первым ввел понятие ист. процесса, дал последовательное изложение духовной истории человечества. Канонизирован христ. церковью как А. Блаженный.

Соч.: Творения... Киев, 1901 - 1915. Ч. 1 - 7; Исповедь. М., 1991 (тоже - 1992).

Лит.: Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Уколова В. И. Философия истории Аврелия Августина М., 1986; 75, 230 - 405.

М.О.

АВГУСТ, ОКТАВИАН ГАЙ

АВГУСТ, ОКТАВИАН ГАЙ - рим. император (с 27), внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновлен им в 44. С этого вр. именовался Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 40 - имп. Цезарь, с 27 - имп. Цезарь Август. После смерти Цезаря назначен по завещанию последнего его наследником. Вступив на арену полит, борьбы в 19 лет, сумел одолеть гораздо более опытных и влият. в политике противников, постепенно добился прекращения гражданских войн и водворил спокойствие и мир в рим. общ-ве. Карьера А. началась с заключения в 43 тройственного союза с Антонием и Лепидом (2-й триумвират). Триумвиры одержали в 42 победу над убийцами Цезаря - Брутом и Кассием. Через нек-рое время Лепид был отстранен от власти, и А. вступил в открытую борьбу против Антония, к-рого победил в битве при Акции в 31, став после этого фактически неогран, диктатором. А. сумел найти такую форму единовластия, к-рая могла считаться возвратом к республике. Юрид. власть А. основывалась на совмещении ряда должностей, существовавших в республиканской конституции, но до этого не объединенных в одних руках. Гос. строй, созданный А., постепенно превратился в самодержавную монархию и просуществовал в Рим. гос-ве около трех столетий. Режим, установленный А., получил в науке название принципата. В обл. внеш. политики А. стремился к укреплению рим. могущества: при нем прочно вошли в число рим. провинций Пиренейский п-ов и Галлия, были определены границы между Рим. империей и германскими племенами, сев. границы Италии. На Востоке А. стремился усилить влияние Рима на независимые гос-ва Малой и Центр. Азии (Парфия, Армения, Сирия, Палестина). Успешное проведение внутр. и внеш. политики А. снискало ему авторитет и репутацию спасителя республики среди широких слоев землевладельцев, воинов-ветеранов, к-рых он наделил землей, и чиновничьего аппарата. Во внутр. жизни Рим. империи А. выступал в роли реставратора рим. религии. Он восстанавливал старые и возводил богам нов. храмы, особенно Венере, к-рая считалась 15 прародительницей рода Юлиев. Большую роль А. сыграл в рим. культуре, стараясь найти в ней обоснование новой формы правления. Деятельным сторонником его политики в обл. иск-ва и лит. был Меценат, объединивший вокруг себя лучших поэтов и писателей своего времени: Вергилия, Горация, Вария, позже поэта Проперция и др. Вергилий видел в А. человека, возродившего после тревожных десятилетий гражд. войны былое величие Рима. В извест. оппозиции к политике А. находились два др. рим. поэта - Тибулл и Проперций, к-рые были далеки от политики принцепса и порицали корыстолюбие, безнравственность, роскошь, тоскуя по древ, временам в истории Италии с ее простым укладом. Произв. рим. поэтов I в. до н. э. приобрели всемирно-ист, значение, что дает основание называть этот период «золотым веком» рим. лит. Восхвалению быта и нравов древ, римлян посвящена также «История» Тита Ливия, в к-рой автор, пытаясь возвеличить Рим эпохи А., идеализирует древ, республиканский строй и его героев. А. придавал бол. значение архитектуре и изобразительному иск-ву и был организатором нового строительства (алтарь Мира, термы Агриппы, форум Августа, театр Марцелла, многочисл. храмы, мосты). Эффективным средством пропаганды в руках А. было изобр. иск-во (статуи, кубки, геммы). Во всех произв. иск-ва и лит. этой эпохи господствует одна полит, тенденция - стремление создать идеологическую базу режима и прославить «римский мир», установленный А.

Лит.. Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Л., 1985; Мамкин. Н. А. Принципат Августа. М.;Л., 1949; Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990.

Е.С.

АВИАН

АВИАН - рим. баснописец. Сохран. написанные элегическими дистихами 42 басни, к-рые восходят к басням Бабрия. В языке встречаются вульгаризмы, а в метрике допускаются вольности.

Р.З.

АВРЕЛИЙ, ВИКТОР СЕКСТ

АВРЕЛИЙ, ВИКТОР СЕКСТ - рим. историк, родом из Африки. Был правителем Паннонии и префектом Рима. Ок. 360 составил краткую историю рим. императоров от Августа до Констанция II (337 - 361).

Р.З.

АВСОНИЙ, МАГН ДЕЦИМ

АВСОНИЙ, МАГН ДЕЦИМ (310 - ок. 395)

рим. поэт. Род. в Бурдигале (ныне Бордо). Получил филос. и ритор, образование у себя на родине и в Толозе (Тулуза), стал проф. грамматики и риторики. Был придвор. поэтом при имп. Валентиниане I (364 - 375), воспитателем наследника престола Грациана. Сделал блестящую карьеру, был префектом Галлии и консулом (379). Принял христианство, но в душе оставался язычником. Среди близких друзей А. - вождь языч. партии Симмах. Остаток жизни А. провел на покое в Аквитании.

A. - автор разнообр. стихотв. произв. в ритор, стиле. В их числе - «каталоги» учителей поэта («Воспоминание о бурдигальских профессорах»), его родственников («Паренталии»), крупнейших городов империи («Порядок славных городов»), небол. поэма «Распятый Купидон», стихи к юной германке Биссуле. Множество эпиграмм, центоны, стихи-упражнения в риторике. Дошло также неск. прозаич. писем. Наиб, извест. произв. А. - поэма «Мозелла» с описанием берегов реки Мозель (приток Рейна), по к-рой путешествовал А. В Новое время высоко ценилось именно это произв. А. (особ. нем. и фр. поэтами-романтиками) за яркие и живые картины природы, редкие в антич. лит. Подоплекой поэмы явл. восхваление стоявшей на Мозеле имп. резиденции Трира (Августа Треверов). Стихи А. насыщены мифолог, образами и антиквар, подробностями, хотя в его поэтич. наследии есть и «Пасхальные стихи».

B.В.

АВТОРЫ ИСТОРИИ АВГУСТОВ

АВТОРЫ ИСТОРИИ АВГУСТОВ (Писатели истории Августов, история Августов)

назв. сб. биографий рим. императоров. Один из самых спорных памятников рим. лит. Не установлено ни число авторов (6 или 1), ни время создания сб. (к. III - нач. IV в. или к. IV - нач. V, м. б. VI в.). В сб. входят 34 жизнеописания полит, деятелей за 117 - 285, составленные в осн. по схеме биографий Свепгония. Новшество автора - включение в сб. также биогр. лиц, претендовавших на имп. престол, но не получивших его. Соч. имеет компилятивный характер. Из использованных А. И. А. источников мн. нигде более не упоминаются. Гл. ценность этого сб. не в конкретных, далеко не всегда достоверных сведениях, а в том, что памятник отражает настроения знач. социальной группы в зап. части Империи, принимавшей участие в междоусобной борьбе в период кризиса в III в.

Соч.: Властелины Рима: Биографии рим. имп. от Адриана до Диоклетиана, М., 1992

Лит.: Шпюерман: 27, 1957, № 1; Доватур: 27, 1957, № 1; 52, II, 420 - 426.

Я.Ш.

АГАФАРХ

АГАФАРХ - др.-гр. художник с о-ва Самос; работал в Афинах. Автор декораций к трагедиям Эсхила. Первым начал разрабатывать принципы линейной перспективы в живописи.

О.Т.

АГАФОН

АГАФОН - др.-гр. поэт, автор трагедий. Род. в Афинах, вер. ок. 447, первую победу одержал в 416 на Ленеях. Умер в Македонии, куда переселился незадолго до 405 по приглашению царя Архелая. От трагедий его дошли незнач. отрывки и шесть заглавий. Судя по ним, 5 трагедий А. трактовали мифолог, темы, а в 6-й, под назв. «Цветок», А., по свид-ву Аристотеля («Поэтика», гл. 9), сам придумал действие и имена действ, лиц. А. находился под влиянием нов. течений в музыке, в результате чего песни хора приобретали самодовлеющее знач. и могли быть без труда перенесены из одной трагедии в другую. Стиль его музыки для флейты позд. источники характеризуют как «мягкий и распущенный».

В.Я.

АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ (греч. agios - святой, grapho - писать)

вид цер-ков. лит., включающий рассказы о жизни святых (жития), мучеников (мартирологи), монахов.

Я.Ш.

АГОН

АГОН (греч. состязание, борьба)

осн. вид публ. выступления в антич. общ-ве, вся жизнь к-рого была пронизана принципом состязательности. А. были спортивные, музыкальные, поэтические, драматические. В гр. драме А. - речевая сцена, в к-рой состязаются в доказ. своей правоты два антагониста. В трагедии А. лишь комментируется хором. В комедии хор поддерживает спорящих.

Я.Ш.

АГОРА

АГОРА - рыночная площадь, место для проведения народ, собраний, центр общ. городской жизни. По краям А. размещались торговые лавки, общ. и культовые здания. Наиб, известны А. в Афинах, Коринфе, Аргосе, Мегалополе. Коринфская А., как и в Аргосе, имела трапециевидные очертания, застроена портиками по продольным сторонам. Через сев. портик и широкую лестницу связывалась с террасой храма Аполлона, гл. зданием А. С той же стороны находились пропилеи - гл. вход на А., к ним от порта подходила улица. Афинская А. основана в VI в. до н. э. к сев.-зап. от Акрополя (древнейшая А. утратила свое знач.), имела прямоугольную форму. В 530 до н. э. здесь был сооружен алтарь Двенадцати богов, булевтерий (для заседания совета) и небол. Метроон (храм Матери богов). После разрушения Афин персами А. восстанавливается: сохранились толос (круглое в плане сооружение), храм Гефеста, зал Зевса, Южная Стоя. После 350 строятся святилище Аполлона,

Е.А.С.

АГРИГЕНТ

АГРИГЕНТ (греч. Акрагант)

город на юге Сицилии. Основан жителями Гелы и Родоса. В 405 завоеван Карфагеном, в 210 - Римом. Сохран. храмы Геракла (500), Зевса Олимпийского (480) - крупнейшее дорийское сооружение с фигурами атлантов, Конкордии (позд. 450), Юноны Лицинии (ок. 450).

Е.А.С.

АДИТОН

АДИТОН (греч.)

внутр. помещение храма, расположенное за наосом и сообщающееся с ним.

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ - афинская филос. школа, основанная в 387 до н. э. Платоном в роще местного героя Академа. В отличие от пифагорейских союзов, А. не носила религ. характера, будучи открытой для неформального объединения учеников вокруг учителя. Наряду с типом бесед, к-рый сложился у Сократа, в А. велись диспуты и читались доклады. Среди изуч. дисциплин (этика, поэтика, филос. теология, натурфилософия) особое место занимала математика. Аристотель читал в А. курсы логики и риторики. Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая до Антиоха из Аскалона, 78 до н. э.); позднее различали Древнюю, Среднюю (во гл. с Аркесилаем) и Новую А. (во гл. с Карнеадом); в период эллинизма существовали и др. разделения истории А. Древ. А. (Спевсипп, преемник Платона, Ксенократ, Полемон, Кратет Афинский) поддерживала пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию его «Тимея». Абсолютизация техники диалект, споров (в процессе к-рых доказывалась равная истинность противоположных суждений) и превращение ее в мировоззр. принцип, наряду с возрастающим противостоянием стоицизму, привели к возникновению т. н. акад. скептицизма, определившего позицию Ср. А. (Аркесилай, Лакид, Телеклет, Гегесин). Карнеад Киренский абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Нов. А. (Карнеад, сын Полемарха; Кратет Тарсийский, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (ПО - 88?), к-рого иногда называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от всеобщего скептицизма, он обратился к поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму происходит у Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древ. А. В 86 при осаде Афин Суллой было разрушено помещение А., вырублен академ. сад и погибла б-ка А. Однако в 78 Антиох продолжал еще учить в Афинах (его слушал Цицерон). Статус А. до 176 н. э., когда Марк Аврелий учредил в Афинах 4 филос. кафедры, неясен. С к. II в. до IV в. А. занята в осн. ритор.-лит. упражнениями и преподаванием общеобразов. дисциплин. При Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвлиховского толка, развиваемый затем в V - нач. VI в. при Сириане, Прокле и Дамаскии. В 529 эдиктом Юстиниана филос. школы в Афинах были закрыты.

Ю.Ш.

АКАНФ

АКАНФ (греч.

род травянистых или кустарниковых растений с большими перисторассеченными листьями и цветами на длинных колосьях. Широко распространенный мотив архит. декора (коринфская капитель, акротерий) и вазописи. В антич. иск-ве символ жизни.

Е.А.С.

АКРОПОЛЬ

АКРОПОЛЬ - укрепленная часть др.-гр. города, где находились гл. святыни. Наиб, известен А. в Афинах, расположенный на скале вые. 156 м. В VI в. до н. э. здесь были сооружены два храма: т. н. Старый Парфенон и к сев. от него - храм Афины-Полиады - Посейдона - первый опыт в создании архит. ансамбля. А., пострадавший во время Греко-персидских войн, во 2-й пол. V в. по инициативе Перикла и под рук. Фидия был восстановлен по единому плану. На зап. пологом склоне скалы находится гл. вход с Пропилеями, на самой высокой точке - Парфенон, перед к-рым стояла статуя Афины Промахос. Тогда же были замыслены построенные позже Эрехфейон и храм Ники Аптерос (справа от Пропилеев). К А. подходила Священная дорога, по к-рой от агоры двигалась процессия во время праздника Панафиней. На А. она шла мимо Эрехфейона к Парфенону, по правой ее стороне располагались святилища Артемиды Бравронской и Афины Эрганы («Ремесленной»), хранилище оружия и свящ. доспехов - Халкотека (450). Вся площадь А. была заполнена дарами богам - статуями, стелами. На сев.-зап. склоне находились одеон Перикла, храм и театр Диониса (с VI в. до н. э.)

Е.А.С.

АКРОТЕРИЙ

АКРОТЕРИЙ (греч.)

скульптурное украшение, венчающее фронтон или стелу.

Е.А.С.

АКЦИЙ, ЛУЦИЙ

АКЦИЙ, ЛУЦИЙ - рим. драматург. Род. в Пизавре (Умбрия) в семье вольноотпущенника. Получил прекрасное образ. Прославился как автор трагедий. Известно более 45 их назв., но сохранились лишь незначит. фр-ты объемом ок. 700 ст. А., в осн., использовал сюжеты гр. трагедий, самостоятельно их перерабатывая, но написал также две трагедии претекстаты: «Брут» (о низвержении Тарквиния Гордого) и «Энеады», или «Деций», где прославлялся герой, пожертвовавший собой в битве с галлами и самнитами (298 до н. э.). В трагедиях А. современники ощущали отклики на полит, жизнь Рима, благодаря чему его произв. долго держались на рим. сцене. А. писал также соч. по истории драмы и по вопросам ее сценического воплощения.

Е.О.

АЛЕКСАНДРА МОЗАИКА

АЛЕКСАНДРА МОЗАИКА - картина, изображающая битву Александра Македонского и Дария III при Иссе. Покрывала пол экседры дома Фавна в Помпеях (5 х 2,7 м; II в. до н. э.). Возм., была привезена из Александрии и явл. копией с картины др.-гр. художника Филоксена (к IV в. до н. э.). Находится в музее в Неаполе.

О.Т.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ - понятие, к-рым обозначается твор-во др.-гр. поэтов, объединившихся в 1-й пол. III в. до н.э. вокруг Александрийской б-ки (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский и др.). По ср. с ее предшественницей - классич. лирикой и трагедией VI - V вв. А. п. отличается знач. сужением обществ, кругозора: в центре ее внимания не нравственные запросы гражд. коллектива, а интересы избр. круга ученых знатоков, группирующихся вокруг двора Птолемеев в Египте. Характерной чертой А. п. явл. ее тесная связь с филол. наукой, центром к-рой также была Александрийская б-ка. Мн. поэты либо возглавляют в разное время б-ку (Аполлоний Родосский, Эратосфен), либо занимаются в ней изданием классич. авторов (Ликофрон), биобиблиогр. работой (Каллимах), составлением трактатов, связанных с интерпретацией текстов. Соответ. вырабатывается тип «ученого поэта», стремящегося использовать в своем твор-ве малоизв. мифы, сведения о редких обычаях, геогр. и этногр. познания, изыскания в обл. эпич. словоупотребления. Возникают нов. жанры: эпиллий, идиллия, повествовательно-мифолог. элегия, мимиамбы. Ведутся усиленные эксперименты с целью приспособления к новым задачам традиц. размеров и диалектов; напр., употребление элегич. дистиха и дорийского диалекта в гимне Каллимаха «На купание Паллады»; того же диалекта - в написанных гексаметром идиллиях Феокрита; архаич. ионийского диалекта и холиямба - в бытовых мимиамбах Герода. Внимание поэтов привлекают фольклорные жанры, напр, соревнования в пении пастухов, положенные в основу мн. буколик Феокрита. В III - I вв. достигает расцвета эпиграмма, к-рая из первонач. надписи на предмете превращается в бытовую сценку с экспрессивной фиксацией чувства.

В расширительном знач. понятие А. п. применяется к поэтам, не жившим в Александрии (напр., Арат, Евфорион, позднее - Парфений), но разделявшим ее твор. принципы.

В.Я.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ - в Др. Греции научная школа, возникшая в нач. III в. до н. э. на основе Александрийской б-ки и первонач. ставившая своей задачей крит. издание и коммент. авторов, признанных к этому времени классическими (т. е. от Гомера до писателей IV в. до н.э.). Впосл. объектом филол. критики стали и более поздние авторы (Менандр), в т. ч. представители самой 24 александрийской поэзии (Каллимах, Феокрит). Необходимость текстолог, работы вызывалась обилием разночтений в рукоп., собранных в б-ке; руководил этой работой, как правило, гл. библиотекарь. Первым (ок. 280 до н. э.) возглавил б-ку Зенодот из Эфеса (род ок. 325), подготовивший крит. изд. обеих поэм Гомера. За ним следовали Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристофан Византийский, Аристарх (ум. ок. 145). В нач. период А. ф. науч. работой активно занимались Каллимах («Таблицы» в 120 кн.) и поэты Ликофрон и Александр Этолийский, издавшие соответственно комич. и трагич. авторов. В более позднее время знач. вклад в А. ф. внесли Аполлодор из Афин и Дидим.

В.Я.

АЛЕКСАНДРИЯ

АЛЕКСАНДРИЯ - назв. неск. городов, основанных Александром Македонским. Наиб, известна А. египетская, заложенная в 332 - 331, впосл. столица династии Птолемеев (323 - 30); один из крупнейших центров эпохи эллинизма. Спроектирована архитектором Динократом по системе Гипподама. Город был разделен на кварталы (гр., египет., цар.), имел 2 гавани. Одним из семи чудес света считался Фаросский маяк (разрушен в 1326). Сохран. руины театра, храма бога Сераписа, Цезарейон (храм в честь Антиноя), т. н. колонна Помпея, гимнасий и некрополи, близкие по планировке к жилым домам, а также катакомбы Комб-эш-Шукаф (2-я пол. II в. н. э.), в оформлении к-рых слились египет. и рим. черты.

Лит.: Чубова А. П. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985.

О.Т.

АЛЕКСИД

АЛЕКСИД - др.-гр. драматург, автор «средней» аттич. комедии. Род. в Фуриях (Южн. Италия), жил в Афинах. По позднеантич. свид-вам, написал 245 пьес; сохран. св. 130 назв. и св. 300 фр-тов, нек-рые ср. крупные. Умер в глубокой старости ок. 270. Твор-во А. характерно для средней комедии. Он изображал в комич. свете персонажей мифа ( «Семеро против Фив», «Похищение Елены»), но чаще отдавал предпочтение традиц. маскам повара, воина, гетеры (сохранился большой отрывок с описанием их образа жизни). А. впервые вывел на афинской сцене фигуру парасита, унаследованную от комедии Эпихарма.

В.Я.

АЛКАМЕН

АЛКАМЕН - др.-гр. скульптор, происх. из Афин, ученик и соперник Фидия. Его герма Гермеса Пропился («Привратника») известна во мн. репликах, одна из к-рых (мраморная) хранится в Москве. Др. произв.: храмовые статуи Диониса, Гефеста, Геры, Ареса и др. Шедевром А. была «Афродита в садах». По-вид., сохран. оригинал работы А. - мраморная группа Прокны и Итиса в музее Акрополя.

Д. М.

АЛКЕЙ

АЛКЕЙ (ок. 626 - 622 - после 580)

др.-гр. поэт, представитель сольной лирики. Род. на о-ве Лесбос, принадлежал к мест, аристократии. В юности принял участие в войне против афинян за Сигей (обл. Троады). Вместе с членами своей гетерии (муж. содружества, объединенного общностью жизн. позиции) вел борьбу за власть в Митилене с выходцами из др. знатных родов, в т. ч. с Питтаком; по меньшей мере дважды должен был уйти в изгнание. Александрийские филологи собрали произв. А. в 10 кн.; до нас дошло (гл. обр. благодаря папирусным отрывкам) ок. 500 ст.

Стихотв. А. предназначались для исполнения в кругу членов гетерии, собравшихся на культовую пирушку. В рамках застольной песни А. размышляет о бренности челов. жизни, призывает к борьбе, нападает на Питтака, к-рый становится объектом фольклорной инвективы. Свою гетерию А. рисует в образе корабля, застигнутого бурей.. Писал также гимны богам, рассчитанные, вероятно, на более широкую аудиторию. Язык А. характеризуется конкретностью образов, создающих законченную картину с минимальным использованием изобр. средств. Особо выделяется т. н. «нанизывающий стиль», состоящий в накоплении коротких двусоставных предложений без всякой орнаментации. По имени Алкея названа часто им употребляемая алкеева строфа. Схема:

U-U-U-UU_U-

U-U-U-UU-U-

U-U-U-U--

-ии-ии-и-

В. Я.

АЛКЕЙ МЕССЕНСКИЙ

АЛКЕЙ МЕССЕНСКИЙ - др.-гр. поэт, автор эпиграмм (сохран. ок. 20). В твор-ве А. М. наряду с эпиграммами традиц. характера (любовные стихи, эпитафии и т. п.) появляются стихи обществ.-полит. звучания, направленные против македонского царя Филиппа V (221 - 179), а одна из эпиграмм восхваляет его победителя при Киноскефалах Тита Квинкция Фламинина как освободителя Эллады.

И.К

АЛКИДАМАНТ

АЛКИДАМАНТ - др.-гр. ритор, представитель мл. софистов. Считал, что люди рождаются свободными, а потому не должно быть перегородок между соц. классами.

Ораторскому иск-ву учился у Горгия, был противником стиля Исократа, придавая бол. значение импровизации. Вер., был автором «Состязания Гомера с Гесиодом».

Я.Ш.

АЛКИФРОН

АЛКИФРОН - др.-гр. писатель, автор сб. лит. писем, состоящего из 4 кн.: письма рыбаков, крестьян, параситов, гетер. Действие в письмах А. перенесено в IV в. до н. э. и происходит в Афинах или их окрестностях. Осн. темы писем рыбаков и крестьян - тягостный труд, город и деревня, любовь, природа, то благоприятствующая человеку, то враждебная ему. Письма параситов и гетер рассказывают о разл. эпизодах из их жизни, иногда это готовые новеллы. В твор-ве А. прослеживается влияние «новой» аттич. комедии - как в ситуациях и действ, лицах (крестьяне в городе, гротескно-комедийные образы рабов, параситы, гетеры), так и в том, что Менандр явл. одним из персонажей писем. Вместе с тем письма А. имеют точки соприкосновения и с эпиграммой, и с гр. романом, и с Лукианом, а также несут на себе явные черты риторики.

И.К.

АЛКМАН

АЛКМАН - др.-гр. поэт, представитель хоровой лирики. Род. в Сардах, жил в Спарте. Александрийские филологи издали соч. А. в 6 кн., дошли только отрывки. А. принадлежит введение в хор. лирику симметричных строф, составленных из разл. метрических единиц. А. писал гимны богам, эпиталамии, эрот. стихотв., интересовался космогоническими вопросами, но особенно прославился как автор парфениев, исполнявшихся на общенар. празднествах в честь жен. божеств (преим. Артемиды). Папирусные отрывки (один из них - ср. крупный), сохран. парфении А., показывают, что в них присутствовали 3 осн. элемента: миф, содержащий предостережение смертным от гордыни; закрепление этой мысли в соотв. сентенции; прославление предводительниц хора в форме, близкой к фольклорным сравнениям. Один из отрывков А., содержащий картину ночного покоя природы, послужил основой для стихотв. Гете («Uber alien Gipfeln ist Ruh») и Лермонтова («Горные вершины...»). А. высоко чтили в Спарте - памятник ему видел еще Павсаний (II в. н. э.).

В.Я.

АЛКМЕОН

АЛКМЕОН - др.-гр. врач, философ и ученый. Род. в Кротоне, был слушателем Пифагора. Бол. часть его соч. была посвящена медицине. А. первый написал прозаич. трактат «О природе», известный только в отрывках. Бол-во челов. вещей А. считал двоичными, имея в виду не определенные противоположности, а любые, напр.: белое - черное, сладкое - горькое, добро - зло. А. различал мышление и ощущение, а не отождествлял их, как Эмпедокл. Природу каждого ощущения А. описывал отдельно. Он впервые высказал мысль о том, что нервы и мозг явл. центром жизнедеятельности организма, и впервые предпринял анатомирование головы. Душу А. считал бессмертной и непрерывно движущейся субстанцией, подобно Луне, Солнцу и звездам. Очевидной истиной о вещах незримых и божественных, по А., обладают лишь боги. По мнению А., осн. причиной здоровья гос-ва явл. «демократическое равноправие» элементарных потенций (влажного, сухого, горячего, холодного и др.), а монархия среди них вызывает болезнь, поскольку преобладание одной из двух противоположностей пагубно для другой. Здоровье, согласно А., - соразмерная смесь потенций.

М.О.

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ (лат. место жертвоприношений)

место принесения жертвы богам, героям или умершим. Дары оставляли, возливали или сжигали. А. мог иметь разл. архит. оформление: от простых земляных насыпей и оград из камней до монумент, построек. А. устраивали на священном участке, в обществ, сооружении, доме, в храме, но часто - вне его. Такие А. ставились напротив храма (Афины, Дидима, Приена) или играли роль самостоятельного сооружения, как грандиозные А. Зевса в Пергаме и Мира в Риме. А. Зевса (180 - 157), посвящ. Зевсу и Афине в честь победы над галлами, - монументальное П-образное сооружение с круговым фризом по внеш, стороне (битва богов и гигантов), широкой лестницей на верхний ярус, обнесенный колоннадой, где находился меньший фриз, обрамляющий внутр. дворик (история Телефа, мифического основателя города). А. Мира Августа (13 - 9) был посвящен победе Рима и присоединению Испании и Галлии, ежегодно на нем приносили жертвы богу Янусу. А. Мира представлял собой четырехугольное сооружение с входами с вост. и зап. Внутри, где было место жертвоприношения, шел трехчастный фриз: растительный орнамент, персонификация моря, свящ. пейзаж по обеим сторонам от изобр. Аполлона. Снаружи был двухчастный фриз: раст. орнамент, мифолог, сцены с фигурами-персонификациями Италии и Рима, и торжественная процессия к алтарю - Август с сенаторами и жрецами, боги и герои: Арес, Эней.

Е.А.С.

АМАЗОНОМАХИЯ

АМАЗОНОМАХИЯ - битва гр. героев (Беллерофонта, Геракла, Тесея, Ахилла) и амазонок, один из излюбленных мифолог, сюжетов др.-гр. искусства. Представлен на амфоре Эксекия ок. 530 до н. э. (Ахилл и Пенфесилея), в скульптуре зап. фронтона храма Аполлона в Эретрии ок. 510 (Тесей и Антиопа), в скульптуре сокровищницы афинян в Дельфах нач. V в. («Афинская А.»), на метопе храма Геры в Селинунте 470 - 460 (Геракл и амазонка), на картинах живописца Микона (сер. V в.), упоминаемых Павсанием, - в храме Тесея и в Расписном портике в Афинах, в вазописи 2-й четв. V в. (наиб, извест. килик с Ахиллом и Пенфесилеей), на зап. метопах Парфенона, на внеш. стороне щита Афины Парфенос (композиция извест. по т. н. Щиту Странгфорда и Пирейским рельефам) и на пьедестале статуи Зевса Олимпийского, на фризе храма Аполлона в Бассах к. V в. (Геракл и амазонки), в скульптуре зап. фронтона храма Асклепия в Эпидавре (нач. IV в.), на фризе Мавзолея в Галикарнасе (3-я четв. IV в.), на фризе храма Артемиды в Магнесии (2-я пол. II в. до н.э.), на этрусских, кипрских и римских саркофагах. Особой известностью пользовались статуи амазонки для Артемисиона в Эфесе, выполненные по конкурсу ок. 440 до н. э. пятью скульпторами - Поликлетом, Фидием, Кресилаем, Кидоном и Фрадмоном, дошедшие во мн. копиях. Недавняя (1983) находка, обогатившая наше представление об А., - Таманский рельеф собр. ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве.

Д.М.

АМАСИС

АМАСИС (сер. - 3-я четв. VI в. до н. э.)

один из крупнейших др.-гр. вазописцев и гончаров чернофигурного стиля; судя по имени и отд. чертам росписей, был ионийцем. Его подпись «А. сделал» известна на 9 вазах; по стилю тонкого, виртуозного рисунка ему приписывается более 80 ваз.

О.Т.

АМБИВИЙ ТУРПИОН, ЛУЦИЙ

АМБИВИЙ ТУРПИОН, ЛУЦИЙ (II в. до н. э.)

рим. актер, антрепренер. Извест. как постановщик и исполнитель главных ролей в комедиях Теренция, много сделавший для утверждения их на сцене рим. театра.

Е.О.

АММИАН МАРЦЕЛЛИН

АММИАН МАРЦЕЛЛИН - рим. историк. По происх. грек., род. в Антиохии. Служил в рим. армии. Участник походов имп. Юлиана в Германию и Персию. После ухода с воен. службы жил в Антиохии, затем в Риме, где занимался ист. трудами. В это время А. М. создал свою «Историю», описывающую события от имп. Нервы (96) до битвы с готами при Адрианополе (378). Из 31 кн. «Истории» сохран. кн. 14 - 31 - о событиях, относящихся, в осн., ко времени воен. службы A.M. (353 - 378). Повеств. A.M. отличается беспристрастностью, точностью наблюдений и знанием воен. дела. Следуя Тациту, А. М. стремился сообщать только истинное и при этом важное и поучительное. Возможно, «История» А. М. задумана как продолжение «Истории» Тацита. «История» А. М. наиб, интересна изображением имп. Юлиана, приверженцем языческого реформаторства к-рого был А. М.

В.В.

АМФИБРАХИЙ

АМФИБРАХИЙ (греч. amphi - вокруг, brachys - короткий)

трехсложная стопа, в к-рой долгий (ударный) слог обрамлен двумя краткими (безударными): U-U.

Н.Ш.

АМФИПРОСТИЛЬ

АМФИПРОСТИЛЬ (греч.)

здание с колоннами по обоим торцовым фасадам.

Е.А.С.

АНАКРЕОНТ (АНАКРЕОН)

АНАКРЕОНТ (АНАКРЕОН) - др.-гр. поэт, представитель сольной лирики. Род. в Теосе в М. Азии; после захвата родины персами в 545 переселился в Абдеру во Фракии. Жил при дворе тирана Поликрата на Самосе, правителя Афин Гиппарха, фессалийского царя Эхекратида. Александрийские филологи издали соч. А. в 5 кн.; до нас дошли скудные отрывки. Снискавший в древности славу «певца любви», А. значит, уступает в раскрытии внутр. мира таким поэтам, как Сапфо или Ивик. Для него любовь - не душевное потрясение, а сладостное и приятное развлечение, в изобр. к-рого он не прочь посмеяться и над самим собой. Др. тема стихотв. А. - дружеская пирушка с непременным возлиянием богам, призываемым в союзники опять же в любви. В целом твор-во А. характеризуется простотой в восприятии мира, ясным и бесхитростным отношением к жизни как игре, к-рое переняли у него впосл. безымянные авторы т. н. анакреонтических стихотв., возникших в период эллинизма. Анакреонтические стихотв. послужили образцом для вариаций на темы А. у Парни во Франции, Ломоносова, Державина, Батюшкова в России, Глейма в Германии. Подлинного А. переводил в России Пушкин («Кобылица молодая...», «Поредели, побелели...»).

Б.Я.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР - др.-гр. философ и ученый. Происх. из Клазомен (М. Азия), отказался от наследства в пользу родственников и целиком посвятил себя науке. Переехал в Афины, где прожил ок. 30 лет, входил в близкое окружение Перикла. В к. жизни А. был обвинен в нечестивости за то, что утверждал, будто Солнце - раскаленный кусок железа. А. присудили к штрафу и изгнанию из Афин; он умер в Лампсаке (М. Азия). Из соч. А. ничего не сохран., сведения о нем дошли до нас во фр-тах и свид-вах антич. авторов. А. был слушателем Анаксимена и впервые ввел понятие Ума (Нус) в качестве первопричины мира (см. начало его соч. «О природе»: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и все упорядочил»). Представление о бесконечной природе как хаотическом начале заимствовано А. у Анаксимандра. Принципиально новый вклад в гр. натурфилософию А. сделал, назвав Ум единственной творящей причиной движения и возникновения миров из бесконечной материи. Вещества как таковые безначальны и неуничтожимы, а их видимое возникновение и уничтожение обусловлено соединением и разделением частиц. А. утверждал, что «во всем содержится доля всего» и «чего в каждой отдельной вещи 31 больше всего содержится, тем она... была и есть». Естественнонауч. взляды А. сводились к следующему: часть вещей (плотное, влажное.темное, холодное и все тяжелое) под действием кругового движения получила место на небе, а когда они сошлись в середину и затвердели, из них возникла Земля; Земля, по А., имеет плоскую форму и парит, не падая, благодаря своей величине. Море возникло из земных вод и от стока рек. Солнце, Луна и звезды - раскаленные предметы, охваченные круговращением эфира. Луна ниже Солнца и ближе к Земле, ее свет - отражение солнечного. Солнце по величине превосходит Пелопоннес. А. впервые определил условия затмений и лунных фаз. Ветры возникают от того, что Солнце расплавляет воздух, а громы и молнии - от того, что горячее вещество врывается в облака. Животные первонач. родились во влаге, а потом стали рождаться одно от др. А. предсказал падение метеорита у Эгоспотамов (М. Азия); по его словам, камень этот упал с Солнца.

М.О.

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (610 -ок. 540)

др.-гр. философ, ученый и географ. Происх. из Милета. К 547 относится его трактат «О природе», от к-рого до нас дошли немногочисл. фр-ты и свид-ва антич. авторов. А. считал началом всего существующего бескон. природу, из к-рой все возникает и в к-рой все уничтожается, причем возникновение и уничтожение миров представляют собой постоянно повторяющийся цикл, процесс. Возникновение А. объяснял не качественным превращением первоэлемента, а выделением противоположностей из Единого вслед, вечного движения. А. полагал началом природу, среднюю между воздухом и огнем и воздухом и водой. По его мнению, всякая вещь рождается не из одной вещи, а из своих собст. начал, к-рые суть бесконечны и порождают бесчисл. миры. Цицерон приписывает А. отрицание бессмертия богов: они рождены, возникают и погибают через долгие промежутки времени. Признавая временную природу каждого из 4 элементов (вода, земля, воздух, огонь) в отд., А. сообщал свойства бескон. начала некоему промежуточному веществу. А. принадлежит изобретение гномона; согл. Диогену Лазртскому, он первый составил геогр. карту и соорудил небесный глобус. А. открыл наклонение зодиака и выдвинул поразительную теорию животного происх. человека (из рыб), а также идею постепенной эволюции животного мира. Причиной всех метеоявлений А. считал пневму, объясняя гром прорывом пневмы через густой аэр (облачный туман). Филос. взгляды А. представляют собой след, (после Фалеса) этап развития гр. натурфилософии, явл. попыткой решить проблему начала и всеобщего при помощи естественнонауч. методов и наблюдений в рамках чувственно-веществ. многообразия.

АНАКСИМЕН

АНАКСИМЕН - др.-гр. философ. Ученик Анаксимандра, автор натурфилос. трактата «О природе». Из соч. А. ничего не сохран.; изложение его филос. концепции есть у Аристотеля, Августина и др. авторов. Как и Анаксимандр, А. полагал, что естественная субстанция, олицетворяющая начало, - одна и бесконечна, но считал ее вполне определимой, называя эту субстанцию воздухом. Сущностные разл. А. сводил к разреженности и плотности. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком, затем водой, землей и т. д. Движение А. считал вечным и полагал его причиной изменений. Земля, по А., первой возникла из воздуха, а Луна, Солнце и звезды произошли от Земли. Разл. метаморфозами воздушной массы А. объяснял и метеоявления. Природу начала и первопричины вещей А., как и его учитель Анаксимаидр, пытался объяснить, апеллируя к одному из элементов чувственно-веществ. многообразия - воздуху, наделив его свойствами бескон. субстанции.

М.О.

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ - понятие, выработанное Аристархом и др. александрийскими учеными II в. до н. э. и утверждавшее регулярность в языке и единообраз. изменение «сходных» слов. Принцип аналогии использовался в установлении типов склонения и спряжения. Формы, не отвечавшие требованиям аналогии, устранялись как неправильные. Принципу аналогии стоики (Кратет и др.) противопост. принцип аномалии, т. е. отсутствие регулярности в языке и неупорядоченность форм. Спор аналогистов и аномалистов известен гл. обр. из высказываний Варрона.

Б.Х.

АНАПЕСТ

АНАПЕСТ (греч.)

трехсложная стопа, в к-рой долгий (ударный) слог следует за двумя краткими (безударными): UU -. Употреблялся издревле в маршевых песнях.

Н. Ш.

АНИТА

АНИТА (IV или III в.)

др.-гр. поэтесса из Тегеи (Аркадия), славилась как сочинительница и исполнительница песен. Точное время жизни и биогр. А. неизвестны, ее мелические соч. не сохран.; до нас дошли только эпиграммы: эпитафии погибшим воинам, безвр. ушедшим из жизни девушкам, умершим животным, посвятительные надписи к статуям богов, небол. зарисовки с элементами буколического пейзажа. Твор-во А. высоко оценивалось в античности: Мелеагр, составляя свой «Венок», сравнивал ее стихи с лилиями.

И.К.

АННАЛЫ

АННАЛЫ (лат. annus - год)

погодная запись событий, летопись, хроника; позднее так стали называться произв. рим. историографов. С момента осн. Рима и до IV в. до н. э. перед резиденцией верховного жреца в Риме выставлялись деревянные доски, на к-рых отмечались важнейшие события религ., полит, и культ, жизни города. Эта летопись послужила материалом для рим. историографов, или анналистов. Обычно события излагались ими в хронолог, порядке, начиная от основания Рима; далее кратко освещался период ранней Рим. республики, а затем подробно - совр. события. В 130 до н. э. великий понтифик Публий Муций Сцевола переработал и свел воедино в 80 кн. материалы др.-рим. погодных записей. Его труд, получивший назв. «Великие А.», составил основу буд. рим. историографии. Произвел, ранних рим. анналистов почти полностью утрачены, т. к. не могли выдержать соревнования с трудом Тита Ливия, хотя он использовал еще материал А. См. также: Энний.

Е.О.

АНТИМАХ

АНТИМАХ (род. ок. 444 до н. э. в Колофоне)

др.-гр. поэт. Древние причисляли его к канону эпич. поэтов, высоко оценивали поэму «Фиваида» (в 24 кн.), повеств. о героич. прошлом Фив, начиная с похищения Европы. До нас дошли ничтожные отрывки; насколько ясно из позднейших свид-в, А., будучи издателем Гомера и первым составителем сб. глосс, предпочитал заимствовать в эпосе редкие слова и необычные словосочетания. Др. соч. А. - поэма «Лида», написанная в элегич. дистихах, но имевшая мало общего с назидательной элегией VI - V вв. По случаю смерти своей возлюбленной А. вспоминал примеры несчастной любви и др. бедствия, постигшие персонажей мифа (Деметру, Беллерофонта, Эдипа и др.). Т. о., элегич. поэма, рожденная переживаниями автора, превращалась в мифолог, повеств., для изложения к-рого до тех пор использовался эпич. гексаметр. Соединив деятельность поэта и ученого, расширив жанровые возможности элегии, А. оказался предшественником ученой поэзии эпохи эллинизма.

В.Я.

АНТИОХИЯ

АНТИОХИЯ - эллинистический город на р. Оронт (Сирия), заложенный царем Селевком I в 300 до н. э.; распланирован по системе Гипподама. Один из гл. эконом., культ., худож. центров Бл. Востока, с многочисл. храмами, термами, б-кой, ипподромом, от к-рых остались лишь нижние ряды кладок стен. Знаменита великолепными мозаиками, украшавшими полы жилых и обществ, сооружений.

Лит.: Чубова А. П. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985, 27 - 30; /24,138-142.

О.Т.

АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ

АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ (ок. 257- 180)

др.-гр. ученый, один из виднейших представителей александрийской филологии. Ок. 195 - глава библиотеки. Используя работы своих предшественников, А. выпустил крит. издания обеих поэм Гомера, «Теогонии» Гесиода, трех трагиков, комедий Аристофана и Менандра, лириков (Алкей, Анакреонт, Пиндар, чье наследие А. разделил на 17 кн.). А. ввел специальные знаки для указания на неподлинные или ошибочно переставленные в его оригиналах стихи, первым снабдил текст знаками придыхания и ударения. В лирич. партиях выделил составляющие их ритмические единства - строфу, антистрофу, эпод. Изд. драм А. снабдил «предисловиями» с кратким изложением содержания, сообщением о времени постановки, результатах состязания, иногда - с эстет, оценкой. Для объяснения комедий А. выполнил спец. исследование об изображаемых в них типах. К А. восходит установление для каждого жанра канонов, включавших имена наиб, выдающихся поэтов. А. - основатель лексикографии, он составил обширный толковый словарь редких и малопонятных слов и геогр. наименований.

В. Я.

АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ

АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ - рим. архитектурное сооружение, устанавливалось на дорогах и площадях в знак победы, в честь императора и по др. поводу. Имела один - три проезда, служила пьедесталом для статуи триумфатора. А. Т- сформировалась к сер. 1 в. до н. э. под влиянием городских ворот и арок эллин, вр. Первые однопролетные арки были поставлены на Римском и Бычьем форумах в честь победы над Испанией (II в. до н. э.) Помимо одно- и трехпролетных, существовали А. Т. в виде пропилеев - у входа в цирк, на мост. Интересен тип четырехстолпных А. Т. - тетрапилов, обычно равнофасадных, сооруженных на перекрестке улиц. Наиб, известны А. Т. в честь имп. Тита (пост, в знак победы в Иудейской войне (70), у входа на Римский форум, увенчана фигурой Фортуны. Внутри аттика, возм., была урна с прахом Тита), Септимия Севера (у подножия Капитолия (203), посвящ. победам в Месопотамии, с фигурами Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на шестерке лошадей) и Константина в Риме (пост, между Колизеем и Палатином (315), скомпонована из готовых фр-тов, снятых с сооружений I - II вв.

А.С.

АРКЕСИЛАЙ

АРКЕСИЛАЙ (ок. 315 -240)

др.-гр. философ, глава Ср. Академии, родоначальник акад. скептицизма. Род. в Питане (Эолида), учился у математика Автолика, потом у афинского музыканта Ксанфа, затем слушал Феофраста и, наконец, перешел в Академию, к-рую возглавлял в 270 - 241. Ум. А. в Афинах. По преданию, он ничего не писал.

А. первым стал воздерживаться от высказываний при противоречивости суждений и положил нач. критике догматизма. Цель философии, по А., не обладание истиной (т.к. это невозможно), а отсутствие заблуждений; руководствоваться стоит тем, что явл. наиб, убедительным.

М.О.

АРНОБИЙ

АРНОБИЙ (1-я пол. III в. н.э.)

лат. христ. писатель. Род. и жил в Сикке (Сев. Африка), где занимался преподавательской деятельностью. Был учителем Лактанция. Сохран. его произв. «Против язычников» в 7 кн., явл. важн. источником по антич. религии и философии.

Е.О.

АРРИАН, ФЛАВИЙ

АРРИАН, ФЛАВИЙ (ок. 95 - ок. 175)

др.-гр. историк. Род. в Никомедии (М.Азия). Получил блестящее образование. Возможно, учился у философа-стоика Эпиктета. В зрелые годы жил в Риме, где был сенатором и консулом. Ок. 131 - 137 - наместник в Каппадокии. Последние годы жизни провел в Афинах. А. принадлежали соч. на филос., ист., воен., геогр. и др. темы. Больш-во из них не сохран. Главным ист. трудом из дошедших до нас произв. А. является «Поход Александра» в 7 кн. Это лучшее изложение деятельности Александра Македонского, написанное в древности и представляющее собой достоверный источник.

Соч.: Поход Александра. М.;Л., 1962 (тоже - СПБ., 1993)

Е.С.

АРТЕМИДОР

АРТЕМИДОР (2-я пол. II в. н. э.)

др.-гр. писатель. Из соч. А. сохран. «Сонник», в к-ром А. обобщил опыт предшественников в толковании снов. «Сонник» явл. ценным источником сведений о быте и верованиях народных масс в Рим. империи II в.

Н.Ш.

АРХЕРМ

АРХЕРМ (сер. VI в. до н. э.)

др.-гр. скульптор с о-ва Хиос. Его сигнатура сохран. на базе архаической статуи Ники, найденной на о-ве Делос (Афины, Нац. музей).

Д.М.

АРХИЛОХ

АРХИЛОХ (до 680 - ок. 640)

др.-гр. поэт с о-ва Парос; сын знатного гражданина и фракиянки, возглавлял отряды соотечественников, искавших лучшей жизни на о-ве Фасос и фракийском побережье. Отсюда в его твор-ве описания битв и эпизодов воен. службы (своим сподвижникам А. помогает распознать ритм, скрытый под оболочкой явлений). А. отказывается от героич. идеала аристократической доблести (обращ. в прошлое), предпочитая ему активное участие в жизни. А. никому не прощал нанесенных ему обид. Так, согласно антич. традиции, оскорбленный отказом некоего Ликамба выдать за него свою дочь Необулу (после предварит. согласия), он осыпал отца и дочь язвительными ямбами, доведя их до петли. Вымышленный финал этой истории не дает основания сомневаться в реальности повода, послужившего его источником. С т. зр. худож. метода А. важно использование фольклорного приема «срамления»: он приписывает девушке из хорошей семьи развратное поведение. Этими же чертами наделена Необула в недавно открытом Кельнском эподе, к-рый в остальном производит впечатление любовной новеллы с вымышленными участниками. В этой связи интересны фр-ты А., изображающие человека, охваченного любовной страстью. А. проявил себя в различ. поэтических формах - писал ямбы, элегии, тетраметры, басни, гимны богам, эподы. Дошли только отрывки. В антич. А. ценили очень высоко, сравнивая с Гомером. На родине не позже нач. V в. до н. э. ему было воздвигнуто святилище, открытое в наше время археологами.

В.Я.

АРХИМЕД

АРХИМЕД (287 - 211)

др.-гр. математик, астроном, ученый-изобретатель, основатель теор. механики. Род. в Сиракузах (Сицилия), учился в Александрии, затем возвратился в Сиракузы и посвятил себя математ. исследованиям. Когда во время 2-й Пунической войны (218 - 201) Сиракузы были осаждены войском рим. полководца Марцелла, А. организовал оборону города, используя невиданные до того воен. машины. При взятии Сиракуз А. был убит рим. легионером. По преданию, на могиле А. (согл. его завещанию) был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Эпитафия гласила, что объемы фигур относятся, как 2:3. Этот закон составляет предмет трактата А. «О шаре и цилиндре». В трактате «Псаммит» А. указывает способ вычисления количества песчинок, находящихся во всем объеме земного шара. В др. трактате («Об измерении длины окружности») А. приводит доказ. равенства площадей круга и треугольника, если высота последнего равна радиусу, а основание - периферии. А. впервые вычислил отношение длины окружности к диаметру круга (число л), к-рое немного уступает его совр. значению. А. также вычислил площадь эллипса, параболического сегмента, поверхности конуса и шара, объем шара и сферического сегмента. А. принадлежит иссл. свойств спирали, одна из к-рых получила его имя (Архимедова спираль). А. ввел понятие центра тяжести и установил науч. принципы статики и гидростатики («Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю»). Из гидростатических законов А. важнейшим явл. принцип, согласно к-рому «всякое тело при погружении в жидкость теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им часть жидкости». А. был создателем т. н. аксиомы Архимеда: из неравных отрезков меньший, будучи повторен достаточное число раз, превзойдет больший. А. изобрел водоподъемный механизм (Архимедов винт), примененный им при осушении залитых Нилом полей. А.-астроном сконструировал прибор, позволявший определить видимый (угловой) диаметр Солнца, и нашел знач. этого угла. Наконец, им был изобретен и построен планетарий, откуда можно было вести наблюдение за движением небесных светил. В IX - XI вв. труды А. были переведены на араб, яз., но лишь в XIII в. они появились в Зап. Европе в лат. переводе.

Лит.: ВеселовскийИ. Н. Архимед. М., 1957; Лурье С. Я., Архимед. М. ;Л., 1945

М.О.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ - строительное иск-во др. греков, уходящее корнями во II тыс. до н. э. После падения крито-микен. центров новый этап А. д. связан с возникновением в XII в. городов, располагавшихся вокруг крепостигшфополя на холме (Афины, Коринф). Гл. типом здания в А. д. стал храм, восходящий к осн. монумент, сооружению микенской эпохи - мегарону. Др. постройки могли быть круглыми, овальными (Орхомен в Беотии) или с апсидой на торце. Уже в VIII в. храм отличался от мегарона наличием отдельного портика на фасаде (в Дреросе на Крите, глиняные модели из Аргоса). Ранее совмещенные кровля и потолочное перекрытие разделились, появилось чердачное перекрытие, породившее фронтон (Сев. Греция и Пелопоннес). Эллинская планировочная структура в VII в. известна на Крите: храм Б в Принии имел пронаос, наос и адитон. От мегарона остался алтарь-очаг, расположенный внутри сооружения; постепенно и он выводится из внутр. объема. След, шагом в развитии А. д. было обрамление здания колоннами и возведение ряда колонн, делящих внутр. пространство храма на два нефа (храм Артемиды Орфии в Спарте, IX - VIII вв., Герайон на Самосе). Осн. элементом жилого дома длительное вр. был двор (ауле) с хоз. постройками; гл. помещение дома, мегарон, соединявшийся с двором через сени (продомос) и портик, окружали гинекей (жен. половийа), разл. кладовые. Для фундаментов (храм, дом), цоколя, ниж. части стен (храм) использовался камень, для стен - необожженный кирпич (сырец) и дерево (каркас, перекрытия); отд. деревянные опоры устанавливались на каменных плитах (храм). Гр. город эпохи архаики (к. VII - нач. VI в.) был скромным поселением вокруг укрепленного акрополя. Не все города VI в. имели оборонительные стены. Они возникли, no-вид., снач. в М. Азии, более подверженной нападениям, и, как др. сооружения, возводились на каменном цоколе из сырцового кирпича. Появился ряд новых типов обществ, сооружений: стой (длинные портики, на агоре - для деловых встреч, при храмах - для хранения приношений), булевтерии, пританеи, в общегр. святилищах - сокровищницы, к-рые строил каждый полис по типу маленького храма. Планировка архаич. жилого дома сохраняла тот же состав помещений и их расположение вокруг двора, что и раньше. Формируется тип усадьбы с двором и крытой лоджией по трем его сторонам (простиль). В строит-ве появляется облицовка из терракоты, идет формирование разл. типов зданий, архит. ордеров, основных принципов полихромии. В VI в. в А. д. происходит перелом - переход к каменному строит-ву, обусловленный развитием полиса, ростом городов и обществ, значения сооружаемых в них зданий. В классич. период полное освоение широких возможностей ордера приводит к небывалому многообразию архит. образов, придающих яркую индивидуальность каждому обществ, сооружению. В А. д. отдельных построек прослеживается личный почерк мастера. Аттич. архитекторы V в., отражая стремление Афин к главенству в Греции, пытаются создать единый всеэллинский стиль на основе различных ордеров. В Афинах складывается теория градостроит-ва (Гипподам из Милета), включающая не только регулярную планировку улиц, но и планомерную застройку кварталов (сохран. в Пирее, Олинфе, Милете, Приенё). Появляются открытые каменные театры, одеоны, нов. формы зданий для бол. собраний. Создаются архит. ансамбли: Олимпия, афинский Акрополь, Элевсин, Делъфы. Оформляется развитый тип др.-гр. жилого дома, снач. пастадного типа (с внутр. двориком, Олинф), затем перистиль, где центр, двор окружен колоннадой, куда выходили двери комнат. Обычными становятся дома в два этажа. По-прежнему в строит-ве доминировала стоечно-балочная система конструкций. Стволы колонн (в отл. от монолитных архаич., принятых в гр. городах Южн. Италии) состояли из отдельных барабанов, архитрав - из каменных блоков, пост, на ребро. Помимо архитравных, появились перекрытия сводчатого типа: арка, известная в городских воротах Акарнании (V в.). Полуциркульные очертания имели гробницы IV в. (Филиппа II ок. Вергины, боспорских царей близ Пантикапея). В возведении стен применялись стандартные отесанные блоки (квадры), сложенные насухо и связанные железными скрепами, залитыми свинцом. В нек-рых случаях обтесывались только ребра блока («рустованная» кладка стен Приены, Мессены). Мрамор (лучшие породы - паросский и пен-телийский), ранее шедший на элементы декора, теперь стал осн. строит-ным материалом для наземных частей сооружений. Продолжал использоваться известняк (порос). В более скромных постройках стены клались из трапециевидных блоков, стены жилищ - из сырца на каменном цоколе. В той же технике часто сооружались оборонительные стены: сырец хорошо противостоял ударам стенобитных машин. В наружном декоре зданий был распространен архит. орнамент (особ, знамениты Эрехфейон, храм в Эпидавре). Внутр. отделка была разнообразной: в обществ, сооружениях полы выстилались каменными плитами, в жилищах чаще глинобитные или выложенные из цветной гальки. Стены обмазывались глиной, штукатурились и расписывались или окрашивались (выделялся цоколь и стена над ним, часто имитировавшая кладку). В IV в. ведущая роль в строит-ве переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и М. Азии. Развивается А. д. светских и жилых зданий. Дорич. ордер уступает гл. место ионическому и коринфскому. В эпоху эллинизма в М. Азии и Египте создается ряд новых крупных городов, культура к-рых приобретает гр.-вост. характер, в А. д. проникают декоративные элементы и формы Востока (Мавзолей). Архитек. ордера теряют былую лаконичность и монументальность, становятся декоративными. Храм утрачивает роль ведущего архит. типа, его место занимают монумент, алтари, обществ, здания, роскошные городские ансамбли (Пергам).

Е.А.

АРХИТЕКТУРА РИМСКАЯ

АРХИТЕКТУРА РИМСКАЯ - строительное иск-во, возникшее как продолжение традиций этрусской и др.-гр. монументальной А. Древнейший период развития А. р., этрусский (VIII - IV вв.), совпал с архаич. и классич. периодами истории Греции. А. этрусков отличалась самобытными формами. Храмы (с многоколонным портиком, двускатной кровлей и антефиксами по краям всех балок и углубленным полем фронтона) имели до трех целл, расположенных по фасаду и связанных с выделением в религии этрусков триад богов (храм Юпитера Капитолийского, VI - V вв., имел целлы Юноны и Минервы). Особенно известны этрусские курганы-тумулусы из камня и гробницы в виде жилища, высеченные в скале, с рельефами и росписями (некрополь в Цере VII - VI вв., купольная гробница в Казале Мариттимо, расписная гробница Авгуров в Тарквиниях, VI в.). Хорошо были развиты инженерные сооружения: сохран. дороги, каналы, мосты. Этрускам был известен т. н. ложный купол и свод, образуемый напусками рядов кладки. Осн. материалом было дерево и камень (известняк, травертин, туф), к-рый клался без раствора. Обществ, структура этрусского города была близка гр., принцип его организации и ритуал основания (обведение границ вспаханной бороздой, перпендикулярное расположение улиц, ориентированных по странам света, - раскопаны г. Миза, Вольсинии, Тарквинии, Вейи) отразились в планировке рим. воен. лагеря и города. Во времена Республики (IV в. - 30 до н. э.), когда Рим присоединил к себе всю Италию, а затем ряд стран Средиземноморья, новым стимулом развития А. р. стала гр. культура эпохи эллинизма. Развиваются как заимствованные типы (театры, палестры, рынки, новые архит. формы храмов, базилик, домов), так и собств. виды построек: амфитеатры, форумы, термы, триумфальные арки. Особое значение приобретают инженерные сооружения: акведуки и мосты с арочными пролетами, маяки. Огромные возможности в строит-ве открыло появление в к. III в. до н. э. нового строительного материала - бетона. Соединение его с арочной конструкцией, первое появление к-рой в Риме относится к IV в. до н. э., дало невиданные ранее возможности для развития рим. зодчества. Первое сооружение в этой технике - сохран. портик Эмилиев в Эмпории (174 до н. э.) - большое прямоуг. здание (487 х 60 м), разбитое на 50 поперечных нефов, каждый из к-рых перекрыт цилиндрическим сводом. Подобные огромные сооружения осуществлялись в искл. короткие сроки (Колизей - за 5 лет). Гл. город - Рим - формировался стихийно, но уже с V в. в Италии,помимо этрусских, существовали и гр. города-колонии с регулярной планировкой по системе Гипподама (Фурии, Посейдония, Неаполь). Одновр. формировалась система рим. лагеря, известная по Полибию: на ровной местности разбивался прямоугольник, ориентированный по странам света. По его контурам сооружался вал и глубокий ров. На пересечении гл. дорог (кардо, сев.-юг, и декуманус, зап.-вост.) устраивалась площадь для собр. воинов - административный и религиозный центр лагеря. Еще несколько перпендикулярных улиц делили лагерь на прямоуг. ячейки разных размеров. Со временем лагеря превращались в ядро новых городов, также прямоуг. в плане (Остия, 340 - 335, Минтурно, Пирга, III в.; Геркуланум и Помпеи, имеющие неск. декуманусов и кардо). К IV в. сформировалось жилище состоят, горожан - замкнутое прямоуг. здание с перекрытым дрором-атрием, вокруг к-рого группировались помещения, т. н. крылья. На противоположной входу стороне находился таблинум. Коридор вел на земельный участок за домом [дома Хирурга (IV в), Саллюстия, (III в.), в Помпеях]. С сер. II в. дом патрициев усложнился, появились элементы эллинизма: перистиль, жен. половина (гинекей), увеличилось кол-во триклиниев (по числу вр. года). Атрий превратился в приемный зал с еще одним парадным колонным залом внутри. Строит, материалом для жилых домов был снач. сырцовый, потом обожженный кирпич, также явившийся нововведением в А. р., и бетон, облицованный мелким камнем. Обществ, сооружения строили из камня (туф, травертин), с к. II в. - из обожженного кирпича разных форм (круглых -для стволов колонн). В к. I в. для облицовки стал применяться мрамор. Блестящий расцвет А. р. пришелся на I - II вв., нач. период Рим. ими. Созданные в Риме образцы строительного иск-ва широко распространялись по всей Империи, расширился набор материалов - мрамор белый (каррарский) и цветной, гранит, порфир использовались для отделки монумент, сооружений, дворцов, базилик. Дорогие материалы (золото, перламутр) употреблялись в отделке интерьеров имп. дворцов. В болып-ве сооружений бетон и кирпич составляли основу сводов и купольных перекрытий (Пантеон, II в. н. э.). Ко II в. кирпич как облицовочный материал (цветная узорчатая кладка) начал вытеснять камень. В к. Империи был найден новый способ возведения купола - т. н. веерная кладка (купол Мавзолея Диоклетиана в Солоне, 284 т-305). Увеличивается масштабность и сложность архит. сооружений. Гигантские дворцы и виллы императоров представляют собой целые города («Золотой дом» Нерона в Риме, с центр, вращающимся помещением, ради которого было снесено неск. кварталов). Растет число новых городов, строившихся по типу рим. лагеря (только Август основал их более 30: Августа Претория, Августа Тавринов - совр. Турин, Флоренция, Лукка, Тимгад). Широкое распространение получают колоннадные улицы, часто оканчивающиеся триумфальными арками (Эфес, Антиохия, Пальмира). С к. II в. возводятся лишь немногие постройки традиц. типов, но возникают новые: осн. видом жилища в крупных городах становится инсула, делящаяся на изолированные вертикальные блоки с собств. лестницей. В ниж. этаже помещаются таберны. А. р. поздней Империи (с к. III в.) отражает соц.-полит. изменения в гос-ве: вместо традиц. обществ, построек (терм,цирков) в строит-ве преобладают монумент, сооружения, связанные с культом императоров: дворцы, виллы, мавзолеи, храмы в их честь. В христианское вр. особое знач. приобретают базилики и монастыри.

Лит.: Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979; Чубова А. П., и др. Искусство Восточного Средиземноморья I - IV веков. М., 1985; Соколов Г. И. Искусство этрусков, М., 1990; 32, 391 - 672.

Е.А.С.

АРХИТРАВ

АРХИТРАВ - соединительная балка, лежащая непосредственно на капителях колонн, нижняя часть антаблемента.

См. Эпистиль.

Е.А.С.

АСИНИЙ ПОЛЛИОН, ГАЙ

АСИНИЙ ПОЛЛИОН, ГАЙ (76 до н. э. - 5 н. э.)

рим. политик, историк, оратор, поэт. В молодости был близок с Цицероном и Катуллом, позднее - с Горацием и Вергилием, посвятившим ему свою 4-ю эклогу. Писал трагедии, был известен как оратор. Как историк прославился не дошедшим до нас соч. о гражд. войне (его использовали Плутарх и Аппиан). Основал первую в Риме обществ, б-ку и положил нач. публичным декламациям лит. произв.

Е.О.

АТЕЛЛАНА

АТЕЛЛАНА (от назв. оскского г. Ателла)

небол. импровизационная пьеса, оказавшая значит, влияние на становление рим. комедии. Система образов А. нашла отчасти отражение в твор-ве Плавта. Содержание А. составляли эпизоды из повседн. быта. Простота сюжетов обусловливалась карикатурным характером четырех постоянных комед. масок: обжорливого дурака и неудачливого волокиты Макка, хвастуна и льстеца Буккона, скупого и глупого старика Паппа и ученого шарлатана, злого горбуна Доссена. Комич. эффект усиливался непритязательными и грубыми шутками, а также выпадами против отд. лиц и обществ, порядков. На рубеже II - I вв. А. получила лит. оформление в произв. Помпония и Новия и превратилась в комедийную пьесу, замыкавшую представления трагедий.

A. ставили вплоть до I в. н. э., когда она была запрещена, т. к. в ней иногда делались выпады даже против императоров. Представления А. и ее персонажи во мн. напоминали позднейшую итальянскую комедию дель арте и, возможно, были одним из ее источников.

И. У.

АТРИУМ (АТРИЙ)

АТРИУМ (АТРИЙ) - центр, помещение рим. дома, с открытой крышей (комплювий) и бассейном для сбора дождевой воды посередине (имплювий). В А. хранились изобр. богов и маски предков.

Е.А.С.

АТТИК

АТТИК - ярус (полоса) над главным карнизом в античном фасаде.

Е.А.С.

АТТИКИЗМ

АТТИКИЗМ - стилист, направление в риторике, ориентированное преим. на представителей аттич. (т. е. афинской) прозы, прежде всего Лисия. А. возник как реакция на распространенный в эллин, гос-вах Востока патетический стиль с его пристрастием к ритор, фигурам и ритмизованной речи (т. н. «азианизм»). Одним из гл. теоретиков А. был Дионисий Галикарнасский (2-я пол. I в. до н. э.). Характеристику А. и «азианизма» дает Цицерон («Брут». § 284 - 291)

B.Я.

АФИНА ПАРФЕНОС

АФИНА ПАРФЕНОС (Дева)

12-метровая хрисоэлефантинная храмовая статуя работы Фидия, стоявшая в Парфеноне (освящена в 438 до н.э.). Известна по детальному описанию Павсания (I, 24, 5 - 7), в соотв. с к-рым совр. ученые определили ряд копий А. Среди них наиб, известны т. н. А. Варвакион, А. Ленорман, гемма Аспасия, медальон из Куль-Обы и др. Оригинальная статуя А., no-вид., погибла в пожаре в V в. н. э.

Д. М.

АФИНЕЙ

АФИНЕЙ (III в. н. э.)

др.-гр. писатель представитель 2-й софистики. Уроженец Египта, был знаком с сокровищами Александрийской б-ки, что нашло отражение в его труде «Пирующие софисты» (дошли 15 кн. из 30). Подражая «Пиру» Платона, А. изобразил симпосий у богатого римлянина с участием 29 знаменитых мужей, в уста к-рым он вложил множ-во сведений о разных сторонах жизни: о происхождении гр. театра, об обрядах и поверьях, кулинарные рецепты, сообщения о музыке, риторике, медицине, технике. Гл. ценность соч. А. - громадное кол-во цитат иъ утраченных теперь произв., примерно 800 авторов.

Н. Ш.

АФРАНИЙ, ЛУЦКИЙ

АФРАНИЙ, ЛУЦКИЙ (род. ок. 150 до н. э.)

рим. комедиограф, представитель комедии тогаты. Биогр. данных об А. не сохранилось. По незнач. отрывкам его произв. (дошло ок. 400 ст.) видно, что круг тем А. ограничивался современным ему бытом и семейными отношениями. А. высоко ценил Теренция, старался подражать ему. Пьесы А. ставили еще во времена Рим. империи.

Е. О.

АФРОДИТА КНИДСКАЯ

АФРОДИТА КНИДСКАЯ - знаменитая статуя работы Праксителя ок. 340 до н. э. Известна в копиях, лучшая из которых хранится в Ватикане. Имеется реплика в Москве.

Д.М.

АХИЛЛ ТАТИЙ

АХИЛЛ ТАТИЙ (II-III вв.)

др.-гр. писатель, автор романа «Левкиппа и Клитофонт» в 8 кн. Фабула романа дост. сложная. Левкиппа и ее двоюродный брат Клитофонт полюбили друг друга и, боясь препятствий со стороны родителей, решили бежать. Потерпев кораблекрушение, они добираются до Александрии. Но здесь Левкиппу похищают разбойники, а в Клитофонта влюбляется молодая богатая вдова Мелита. Клитофонт, видевший, как ему показ., казнь Левкиппы, соглашается ехать к Мелите в Эфес. Там в одной из рабынь Мелиты он узнает Левкиппу. Неожиданно вернувшийся муж Мелиты Ферсандр заключает Клитофонта в темницу, затем похищает Левкиппу, а Мелиту обвиняет в ее убийстве. Потерпев поражение в суде, Ферсандр не успокоился: он потребовал наказать Мелиту за супружескую неверность, а Левкиппу вернуть ему как развратную рабыню. Судьи решили, что чистота Левкиппы и верность Мелиты мужу должны быть подтверждены или опровергнуты богами. Все заканчивается благополучно для влюбленных. В традиц. схему романа А. Т. вносит неск. новых моментов. Повеств. ведется от лица гл. героя, события не отнесены далеко в древность, а представлены как современные. Гл. же отлич. черта романа - сниженный тон повествования. В нем нет ни одного идеального героя, а нек-рые персонажи были бы уместны в комедии. Можно отметить извест. пародирование присущих гр. роману черт: гл. герой трижды подвергается избиению, дважды видит мнимую смерть Левкиппы, автор рисует подряд два судебных разбирательства, связанных с одними и теми же лицами. Наличие в романе фиктивных судебных речей, писем героев, многочисл. вставок с описанием картин, чудес природы и т. п. свид-вует о влиянии на А. Т. 2-й софистики. Роман, очевидно, предназнач. для образованной публики, способной оценить изысканность языка, отметить заимствования из др. жанров, а также большую эрудицию автора.

Я.Ш.

АЭД

АЭД - в Др. Греции профессиональный сочинитель эпич. песен. Пел в сопровождении кифары или форминги. К VII в. до н. э. иск-во А. затухает.

Н.Ш.

Следующая страница