Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗЕВКСИС (ЗЕВКСИД)

ЗЕВКСИС (ЗЕВКСИД) - др.-гр. художник из Гераклеи (Южн. Италия), работал в Афинах. Развил и широко использовал приемы светотени. Славился особой тонкостью письма, идеальной красотой женских образов.

О.Т.

ЗЕВС ОТРИКОЛИЙСКИЙ

ЗЕВС ОТРИКОЛИЙСКИЙ - мраморный бюст, хранящийся в Ватикане. Позднеэллин. реплика статуи работы Бриаксида ок. 330 до н. э.

Д.м.

ЗЕНОН

ЗЕНОН - др.-гр. философ, родоначальник стоицизма. Происх. из Китиона (Кипр). Учился у киника Кратета Фиванского, мегарского философа Стильпона и затем у Полемона в платоновской Академии. Ок. 300 основал свою филос. школу. Соч. 3. сохран. во фр-тах и свид-вах антич. авторов.

3. разработал и сформулировал осн. принципы стоической философии:

1) представление о космосе как об одушевленном организме, разумном и чувственно-воспринимаемом;

2) понятие о Зевсе-Логосе, к-рый управляет космосом и отождествляется с природой;

3) концепция огненного дыхания (пневмы), обеспечивающего неразрывное единство мира и придающего ему внутр. одухотворенность;

4) учение о циклическом возникновении и уничтожении миров (из огня в огонь), займств, у Гераклита.

Согласно 3., счастье состоит в следовании разумной природе (Логосу). Цель жизни мудреца - достижение абсолютного бесстрашия и безразличия перед лицом судьбы, полная отрешенность от внеш. обст-ств и подчинение души Логосу.

М.О.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок. 490 - 430)

др.-гр. философ-элеат, ученик Парменида. Из соч. 3. сохран. лишь 4 фр-та трактата «О природе»; свед. о его филос. взглядах есть у антич. авторов. 3. первый из философов начал брать деньги с учеников за обучение их диалектике, изобретателем к-рой он был (согл. Аристотелю). Диалектика 3. - это иск-во «опровергать противника и посредством возражений ставить его в затруднительное положение». Доказ. 3. (апории) основывались на чисто логич. методах. Известны 40 рассуждений 3. против множественности бытия и возможности движения, утверждающие тезис Парменида об абсолютно неподвижном и едином бытии. В отличие от Парменида, 3. исходил из недостоверности чувственно-восприним. мира, противоречивость к-рого доказывает существование умопостигаемого Единого и подтверждает правильность умозрительного познания.

М.О.

ЗЕРКАЛА

ЗЕРКАЛА - обиходные вещи, обладавшие в античности всеми достоинствами худож. изделий. Изготовлялись в осн. из бронзы, хотя известны и 3. золотые, серебряные, стеклянные (со свинцовой подкладкой). В Египте древнейшие бронзовые 3. сохран. от II династии (нач. III тыс. до н. э.), в Греции они использовались уже в Крита-микенскую эпоху. Особыми худож. достоинствами обладают т. н. 3. с кариатидами, рукоятки к-рых образуют обнаженные или задрапированные, как правило, женские фигуры. В к. V в. до н. э. появляются 3. с крышками, состоящие из двух дисков, соединенных шарниром, к-рые вместе образуют футляр. Этрусские 3. часто украшены гравированными композициями и служат богатейшим источником по мифологии. Др.-гр. 3. круглые, небол. размера, но есть свед. и о больших 3., в т. ч. храмовых. 3. - обычные находки в погребениях, и это свид-вует о том, что они не были в древности лишь частью туалетного набора, но наделялись сложной символикой, в которой сопряжены красота и смерть.

Лит.: Молок Д. Ю. Метаморфозы зеркала // Сообщения / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1991. Вып. 9. С. 83 - 94.

Д.М.

ЗОИЛ

ЗОИЛ (ок. 400 - ок. 330)

гр. учитель риторики. В соч. «Против Гомера» и «Порицание Гомера» высмеивал легковерие Гомера и его героев. Имя 3. стало синонимом злого и несправедливого критика.

Я.Ш.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV