Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАМНУНТ

РАМНУНТ - др.-гр. город в 57 км к сев.-вост. от Афин; знаменит святилищем Немесиды. Сохран. руины небольшого храма в антах, посвященного Фемиде (VI в. до н. э.) и храма Немесиды (ок. 430 до н.э.)-мраморного дорического периптера (6 х 12 колонн), антаблемент над антами был украшен сплошным ионическим фризом.

О.Т.

РАПСОДЫ

РАПСОДЫ (греч. rhapto - сшивать, ode - песнь)

в Др. Греции первонач. сказители, складывающие из унаследованных эпич. текстов связное целое. Таким Р., в частн., можно представить себе в к. VIII в. до н. э. Гомера. В классич. эпоху Р. -исполнители, выступающие с рецитацией (декламацией нараспев) эпич. произв. на поэтич. состязаниях в разл. городах Греции. Репертуар Р. составляли гл. обр. поэмы Гомера, в к-рые они могли вносить и куски собств. сочинения, но в Афинах V в. до н. э. на общенар. празднестве Панафиней Р. были обязаны исполнять Гомера подряд по каноническому тексту. Т. о. выступления Р. продолжались неск. дней, и один декламатор должен был сменять другого.

В.Я.

РЕЛЬЕФ

РЕЛЬЕФ - род скульптуры, для к-рого характерно сочетание поверхности фона и скульпт. формы, более выпуклой в горельефе (высоком Р.), более плоскостной в барельефе (низком Р.). Область архитектурного Р. составляют др.-гр. фронтоны архаич. эпохи (позднее Р. становится в них круглой скульптурой), фризы, метопы. Наряду с этим имеются надгробные и посвятительные Р. Крупнейшим памятником антич. Р. был фриз Пергамского алтаря.

Д.М.

РЕТОРИКА К ГЕРЕННИЮ

РЕТОРИКА К ГЕРЕННИЮ - лат. трактат неизвестного автора, представляющий собой подробное изложение гр.-рим. ритор, системы. Р. к Г. была написана после 89 до н. э.; ее авторство ошибочно приписывалось Цицерону.

Е.О.

РИАН

РИАН (III в. до н. э.)

др-гр. поэт, представитель александрийской поэзии. Происх. с о-ва Крит, жил в Александрии. Известен как автор эпич. поэм о подвигах Геракла и истории нек-рых обл. Эллады. Ни одна из них не сохран. В поэме о героич. прошлом Мессении (обл. в Пелопоннесе) изображение героич. подвигов полулегендарного вождя Аристомена соседствовало с любовными и авантюрными мотивами.

В.Я.

РИМ

РИМ - город в ниж. течении р. Тибр (Италия). По преданию, основан Ромулом. Древнейшие поселения (X - IX вв.) латинян и сабинян на холмах Палатине и Квиринале в VII в. объединились в город. На Палатине были сооружены вал и ров (т. н. Квадратный Рим). В к. VII в. Р. занимал площадь 285 га, разделенную на четыре района, крепость была перенесена на Капитолий, ставший акрополем города. В VII - VI вв. Р. управлялся этрусскими царями, потом (с 509) - двумя консулами, сенатом и народным собранием, проводимым на Марсовом поле. В VI в. вокруг Р. возводятся первые каменные стены длиной 7 км. Расположенный на 7 холмах (Палатин, Капитолий, Квиринал, Авентин, Целий, Эсквилин, Виминал), Р. VI в. представлял собой город с нерегулярной планировкой, узкими улицами, деревянными и сырцовыми домами. В 600 - 500 сооружается сеть канализации, образуется первый форум (Римский), возводится храм Юпитера на Капитолии (509), первый цирк (Циркус Максимус). В IV в. Р. был захвачен и разорен галлами, после чего особенное внимание уделялось город, укреплениям: сооруж. мощная оборонительная стена, т.н. Сервиева (378 - 352),, длиной 11 км, охватившая площадь 426 га. В ее конструкции сочетались италийские (земляной вал) и гр. (каменный пояс) приемы фортификации. В 380 был основан город Остия - гл. порт Р., постепенно расширялось его полит, и эконом, влияние, и с 338 Р. стал гл. городом латинян. В III - II вв. Р. вел войны с Тарентом и Карфагеном (Пунические), захватил Сицилию, Корсику, части Испании и Сев. Африки. Власть его простиралась на М. Азию и нек-рые города Греции. С тех пор в Р. распространяется гр. культ., образование; работают гр. мастера, эллин, элементы проникают в архитектуру и иск-во. Р. 'становится центром громадных территорий, где бол. роль играют провинции. С IV в. активно обустраиваются дороги, соедин. Р. с различными частями света (Аппиева, Латинская, Лабиканская, Пренестинская, Тибуртинская), возводятся мосты, в 258 самом Р. сооруж. новые форумы (Бычий, Рыбный, Овощной), храмы Юноны Монеты на Капитолии (344), Квиринала (293) и Венеры Эруцины (181) на Квиринале, Фортуны (100), базилики (Семпрония на Римском форуме, 170). В имп. период (31 до н. э. - 476 н.э.) Р. был центром Империи (до 330, когда столицей стал Византий-Константинополь). В 64 н. э., после пожара, уничтожившего 10 из 14 р-нов города, Р., насчитывавший ок. 1 млн. жителей, был восстановлен с особым размахом и роскошью. Грандиозное строит-во не затронуло общей планировки города - радиальной, благодаря дорогам, ведущим с разных сторон в Р. и сходящимся в его центре. Основные магистрали соединялись сетью узких улиц и переулков. Р. делился как бы на две части: город холмов (дворцы, дома знати) и низин, где жили бедняки и преобладали доходные дома (инсулы). Во вр. Империи Р. был городом с сильно развитой центр, частью» в к-рую входили: система форумов в долине, Капитолийский холм с храмом Юпитера и Табуларием (архив), Палатии с императорским дворцом Флавиев. Рядом с ним находился сохран. амфитеатр Флавиев (Колизей), являвшийся центром этого района и ориентиром для зданий, расположенных возле него: храмов Клавдия, Венеры и Ромы, терм Траяна. По свед. антич. писателей можно представить характер р-нов Р.: на Свящ. дороге (от Палатина к р-ну форумов) были лавки ювелиров, в Велабре (между Капитолием и Палатином) торговали продовольствием, на Аргилете (к юго-вост. от форумов) продавали книги. Обычный центр рим. города," форум, в громадном Р. превратился в сложную систему многих площадей.

Многочисл. храмы, статуи, триумфальные арки (в IV в. их было 36) украшали город. Грандиозные средства шли на сооружение уникальных зданий, принадлежавших императорам. «Золотой дом» Нерона представлял собой огромную виллу в черте города, с озером, рощами, дворцом, изнутри украшенным золотом и перламутром, с нимфеем, библиотекой. Монумент, вход вел в него от Свящ. дороги. Город расширился за пределы старых оборонит, стен, к-рые были разрушены и до 70-х III в. не существовали. Только при Аврелиане (III в.) были возведены стены из бетона, облицованные кирпичом, длиной ок. 19 км, вые. 6 и толщ. 3,6 м., с башнями, калитками и 11 гл. воротами (до сих пор в гл. своей части сохранились). Бол. роль в жизни и архит. облике Р. играли акведуки. Вода распределялась между императорским двором, обществ, местами и бол. фонтанами, нек-рые из них были монументально оформлены. Во времена Империи в черте города сооружаются гигантские гробницы и мавзолеи, дополнявшие необычайно сложную и пеструю картину Р. Сохран. мавзолеи Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге (30 до н. э.), Августа, Адриана на Марсовом поле и др. В самом Р. не было зелени, но сады и парки с виллами и дворцами императоров опоясывали город. С правления Константина (306 - 337) Р. теряет знач. столицы Империи, к-рая фактически делится на 2 половины (Зап. с центром в Милане и Равенне и Вост. - с центром в Византии). Соотв. прекращается городское строит-во в Риме.

Е.А.С.

РИТОРИКА

РИТОРИКА - в древ, мире наука о законах красноречия, теории и практике публ. речи. Своим возникновением Р. обязана широко развитой обществ, жизни в гр. демократ, городах-государствах (в перв. очередь в Сицилии и в Афинах), где вопросы гос. управления и правовые споры решались в нар. собрании и на судебных заседаниях с привлечением значит, числа граждан. В этих условиях первоочеред. задачей выступавшего явл. обоснование им своей т. зр., стремление убедить слушателей с применением всех средств воздействия на их разум и эмоции. О роли, к-рую играло публ. слово в Афинах в V - IV вв., дают представление речи, вложенные Фукидидом в уста полит, деятелей периода Пелопоннесской войны, а также сохран. речи Лисия, Исократа, Демосфена и др. афинских ораторов. Теор. обоснование Р. как науки традиция связывает с именами сицилийских учителей красноречия - Тисия и Корака (V в. до н. э.) и их соотечественника Георгия, к-рый в 427 покорил афинян своим оратор, мастерством. Бол. вклад в развитие Р. внесли также др. старшие софисты (Протагор, Гиппий), считавшие одной из своих гл. заслуг умение «делать слабое слово сильным», т. е. находить убедительные доказ. всякого тезиса. Первую школу Р. открыл в Афинах Исократ, стремившийся подкрепить практическую подготовку оратора его общим образованием. Ко 2-й пол. IV в. относится 1-е нормативное пособие по оратор, иск-ву - т. н. «Р. к Александру» Анаксимена (не смешивать с философом!), сохран. среди трудов Аристотеля. Его собственная «Р.», в основу к-рой были положены законы логики, этики и психологии восприятия, не оказала существ, влияния на профессиональную разработку вопросов Р., к-рые заняли гл. место в не дошедшем до нас трактате Феофраста «О стиле» (или «О слоге»), где, no-вид., впервые было разработано учение о 3 стилях речи (высокий, средний, простой) и сформулированы требования ее ясности, красоты и «уместности», т. е. соответствия задаче оратора. Кризис демократ, полисов и образование эллин, монархий (к IV - III вв. до н. э.) лишает смысла публ. выступления по вопросам государств, важности, в связи с чем и в Р. получает преобладание разработка формально-техн. стороны речи, детальнейшая классификация системы доказ., речевых фигур и т. д., что, впрочем, не мешает проявлению истинного вкуса к худож. слову в соч. Дионисия Галикарнасского и анонимном трактате «О возвышенном». Итогом развития др.-гр. Р. стали произв. Гермогена (II в. н. э.), ориентированные на потребности школьного образования.

На лат. яз. первым памятником Р. явл. небол. трактат «Р. к Гереннию», ошибочно приписанный Цицерону, к-рый сам достаточно сдержанно относился к наставлениям технического порядка, выдвигая на 1-й план идеал содержательности речи и всесторонней образованности оратора. Из 3 гл. трактатов Цицерона об оратор, иск-ве в наиб, степени «Оратор» (46 до н. э.) посвящен систематическому изложению стил. вопросов Р. Установление в Риме империи приводит, как и в гр. гос-вах, к падению содержательной стороны Р.: бол. распространение в ритор, школах получают всякого рода декламации, предназначенные для фиктивных процессов и вымышленных казусов. Рассмотрение технической стороны оратор, иск-ва преобладает и в труде, завершающем развитие теории Р. на рим. почве, - в «Воспитании оратора» Квинтшшана. Многочисл. памятники оратор, прозы сохран. от периода поздней антич. (речи Диона Хрисостома, Либания, Фемистия), но в теорию Р. ни сами писатели, ни авторы спец. трактатов и пособий ничего принципиально нового уже не внесли. Осн. ее положения вполне оформились к к. I в. н. э. и включали в себя деление речей на политические (совещательные), судебные и эпидиктические (торжественные); традиц. структуру речей, гл. обр. судебных (вступление, изложение, доказательство, опровержение, заключение), учение о подготовке речи (нахождение материала, его расположение, подбор выразит, средств, запоминание) и еа произнесении; теорию стилей; детальную классификацию речевых фигур; требование к оратору не только убедить и взволновать слушателя, но и усладить его красотой звучащего слова.

В.Я.

РОДОС

РОДОС - о-в в Эгейском море, по мифу - дом бога-солнца Гелиоса. В крито-микен. эпоху были заселены три города, с XII в. здесь поселились дорийцы. В VII - VI вв. Р. основывает колонии в Средиземноморье. Столица Р. - город с тремя гаванями на 100 000 жителей, построен по системе Гипподама. В V в. Р. входил в состав Афинского морского союза, затем это независимый эгейский порт. В 305, в честь избавления Р. от осады, в гавани возводится громадная бронзовая статуя Гелиоса, извест. как колосс Родосский - одно из семи чудес света. В III в. строятся храмы Афродиты, Диониса, на акрополе - храмы Зевса и Афины, к югу от акрополя - дорич. храм Аполлона или Гелиоса, рядом с ним - стадион и одеон на 800 мест. Во II в. до н. э. Р. попадает под власть Рима и с тех пор теряет эконом, значение, но славится как школа ораторов, философов и скульпторов. Среди тех, кто учился на Р., были Цицерон и Цезарь.

Е.А.С.

РОМАН

РОМАН - прозаич. жанр, возникший на исходе античности. Термин Р. появился в ср. века для обознач. бытовавшего в Европе повествования на «романском» (народном), яз., в отличие от ученой латыни, а затем был перенесен на близкие по содержанию произв. др.-гр. лит. Зарождение Р. относится, no-вид., еще ко II в. до н. э. или к более раннему вр., если первым его образцом считать беллетризованные «Деяния Александра». Для древ. Р., известных только в папирусных отрывках, число к-рых постоянно пополняется, характерна также прикрепленность авантюрного сюжета к ист. лицам - ассирийскому царевичу Нину, сыну афинского полководца Мильтиада Метиоху, египет. фараону Сесонхосису. Гр. Р., сохранившийся полностью, охватывает время с I до III в. н. э.: это произв. Харитона, Ксенофонта Эфесского, Ахилла Татия, Лонга, Гелиодора. Только в пересказе Фотия (IX в.) известны «Вавилоника» Ямвлиха и «Приключения по ту сторону Фулы» Антония Диогена, а «История Аполлония Тирского» дошла лишь. в переводе на лат. яз. В Греции подобные соч. носили разные назв.: «любовная повесть», «драма», «драматич. соч.» и т. д. Точных данных об авторах гр. Р. мы не имеем. Датировка сохран. Р. приблизительна. Самым ранним считается «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона (I в. н. э.). Как жанр Р. формировался в то время, когда Греция, утратив независимость, стала частью огромного гос-ва, в к-ром события развивались независимо от воли граждан того или иного полиса. Сознание этого привело к утрате идеала гражданственности, уходу в мир частной жизни и личных чувств. Предшественником гр. Р. можно считать ист. повествование, в к-рое нередко вкрапливались любовные мотивы. В Р. постепенно ист. события становятся лишь фоном для приключений пары влюбленных. В лит. плане Р. явл. неким синтетическим жанром, вобравшим в себя черты ист. повеств., интригу из последних пьес Еврипида, приключения любовной пары из новой комедии, занимательный сюжет эпоса, любовные переживания, игравшие значит, роль в александрийской поэзии, нек-рые черты науч. прозы, мн. приемы оратор, иск-ва. Появившись как жанр низовой лит. и со временем подвергшись влиянию 2-й софистики, Р. становится в нек-рых своих образцах полезным чтением и для искушенного читателя. Имеющиеся материалы позволяют говорить о двух распространенных типах Р. - авантюрно-любовном и авантюрно-бытовом. При этом гр. Р. представлен авантюрно-любовной, а рим. - авантюрно-бытовой разновидностью. Гр. любовный Р. характеризуется рядом общих черт. Сюжет развивается по стандартной схеме. Двое прекрасных молодых людей, встретившись и сразу полюбив друг др., разлучены гневом божества. На пути к воссоединению они претерпевают многочисл. приключения: плен у разбойников, продажу в рабство, заключение в тюрьму, кораблекрушение, посягательство на их честь, мнимую смерть и т. п. Во всех Р. необычайно велика роль случая. В кон. Р. всегда торжествуют любовь и верность. Герои, как и их чувство, не изменяются, оставаясь такими же прекрасными и юными, какими они были в нач. Р., т. е. время для них как бы останавливается. Неск. особняком стоит Р. Лонга «Дафнис и Хлоя», в к-ром авантюрные черты сведены к минимуму, а гл. явл. показ зарождения и развития любви юных героев. Р. Ямвлиха и Антония Диогена отличались значит, элементом фантастики и магии. Авантюрно-бытовой Р. представлен двумя сохран. соч. рим. писателей Петрония (I в. н.э.) и Апулея (II в. н.э.). Оба произв. столь оригинальны, что делать выводы об общих закономерностях этого вида Р. весьма затруднительно. Общим можно считать сатир, изображение совр. автору жизни, а отсюда и несравненно больший, чем в любом гр. Р., реализм. Близко также композ. строение Р. как серии эпизодов, единств, связующим звеном к-рых явл. присутствие гл. героя. Р. Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», рассказывающий о жизни реал, лица, мага и проповедника I в. н. э., можно отнести еще к одной, видимо, существовавшей ветви Р. - к филос. Р., единственным образцом к-рого это соч. явл.

Я.Ш.

РОСЦИЙ ГАЛЛ, КВИНТ

РОСЦИЙ ГАЛЛ, КВИНТ (ум. ок. 63)

рим. комич. актер. Р. род. в семье раба, позже стал вольноотпущенником. Содержал театр, школу. Явл. автором несохран. трактата по сравнению сценич. и оратор, иск-ва. Был другом Цицерона, к-рый учился у него иск-ву декламации. Пользовался бол. популярностью у рим. зрителей.

Е.О.

РУТИЛИЙ НАМАЦИАН, КЛАВДИЙ

РУТИЛИЙ НАМАЦИАН, КЛАВДИЙ (нач. V в. н. э.)

рим. поэт. Родом из Галлии. Жил в Риме, был префектом, покинул город в 416 после взятия его готами. Единств, дошедшее произв. - поэма о возвращении из Рима на родину в 2 кн. (2-я дошла не полн.), написан, элегич. дистихом. Р. Н. - типичный язычник, презирающий христиан и иудеев, преклоняющийся перед великим прошлым Рима. Поэма содержит панегирик «Вечному Городу» в форме молитвы к богине Рима, а также описания зап. побережья Италии.

В.В.

Предыдущая страница Следующая страница