Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САЛЛЮСТИЙ, ГАЙ КРИСП

САЛЛЮСТИЙ, ГАЙ КРИСП - рим. историк. Род. в Амитерне (обл. сабинян), в состоят, семье, имевшей собств. дом в Риме. Об образ. С. сведений нет, но из его соч. ясно, что он изучал оратор, иск-во, проявив при этом приверженность к аттич. стилю красноречия и любовь к архаич. формам. Полит, деятельность начал как сторонник популяров и Цезаря, противник сената и Цицерона. В 54 (55?) был квестором, в 52 - народным трибуном, в 51 - легатом с полномочиями претора в Сирийской провинции. В 50 по обвинению (скорее всего, ложному) в безнравственном поведении был исключен из списка сенаторов, но в 48 с помощью Цезаря восстановлен. В гражд. войне сражался на стороне Цезаря, в части, в 46, будучи претором, занимался переброской войск и доставкой продовольствия в Африку, где по окон, войны был оставлен Цезарем в кач-ве наместника вновь образованной провинции Новая Африка: управляя ею, приобрел огромные богатства. Вернувшись в Рим уже после смерти Цезаря, купил роскошные сады (известные под назв. «Сады Саллюстия»), а неск. позже - поместье Цезаря, где и жил, отойдя от полит, деятельности и полностью посвятив себя лит. труду, к к-рому всегда чувствовал природную склонность, но от , к-рого в молодые годы его отвлекало, по собств. признанию («Заговор Катилины», I, IV, 2), «пагубное честолюбие». Тем не менее первые лит. опыты С. связаны с полит, деятельностью. В 54 написал и, очевидно, распространил в списках инвективу против Цицерона, полную грубых и оскорбительных нападок на него. В период между 50 - 46 написал два письма Цезарю, в к-рых предлагал программу гос. реформ. Принадлежность С. этих трех т. н. «малых произведений» рядом ученых оспаривается, одн. болып-во не сомневаются в его авторстве, к-рое подтверждается анализом их стиля и лексики, полностью соответствующими др. произв. С. Кроме того, мн. мысли и рассуждения на морально-этич. темы, изложенные в письмах к Цезарю, получают дальнейшее развитие в ист. трудах С. Первое крупное произв. - монография «Заговор Катилины» - посвящено событиям, очевидцем к-рых был сам С. В этом соч. не только подробно описываются все узловые моменты заговора, даются яркие характеристики Катилины, его сторонников и противников, но и анализируются причины, породившие заговор. Такими причинами С. считает упадок нравов и разложение рим. общ-ва, начавшееся после разрушения Карфагена, когда исчез объединявший всех страх перед внешним врагом, и достигшее вершины в период диктатуры Суллы (82 - 79), когда беззаконие и произвол, убийства и грабежи стали обычным явлением. Две осн. страсти - жажда власти и жажда денег - стали, по С., господствующими в рим. общ-ве; они и привели к возникновению заговора. А т. к. особо подчеркивается знатность происхождения как самого Катилины,так и др. видных участников, к-рые перечисляются поименно, то ясно, что речь идет о рим. нобилитете, погрязшем в пороках и разврате. Еще более очевидно негативное отношение к знати выражено в след. ист. монографии - «Югуртинская война». В войне с нумидийским царем Югуртой (111 - 106) римляне долгое время терпели поражения из-за коррупции должностных лиц, к-рых Югурта подкупал, и из-за внутриполит. раздоров и интриг. Лишь приход к власти плебейского полководца Мария, избр. консулом, положил конец войне. Т. о., «тогда впервые был дан отпор высокомерию знати» (I, 1) - замечает С., называя именно это обстоятельство одной из причин, побудивших его описывать войну с Югуртой. Вм. с тем С. нельзя назвать безоговорочным сторонником народовластия. Его идеал - гос-во, в к-ром каждое сословие занималось бы своим делом, а функции управления были бы справедливо распределены между сенатом и народом. При этом С. придает решающее знач. роли личности в истории. Отсюда и избр. им жанр ист. монографии (до него не встречавшийся), к-рый, освобождая от необходимости последовательно излагать события, позволял сосредоточить внимание на характеристике отд. персонажей, центр, для каждой монографии. Одн. свое 3-е соч. «История», от к-рого сохран. только фр-ты (о событиях 78 - 67: от смерти Суллы до нач. 3-й войны с Митридатом и возвышении Помпея) С. написал в традиц. летописной манере. С. - один из крупнейших рим. историков и писателей. Его труды - не только ценный ист. источник, но и выдающиеся лит. произв. Сжатый выразительный стиль С. отмечали еще древние. Квинтилиан говорил об его «бессмертной быстроте», Авл Гелий называл его язык изящным и кратким. С. высоко ценил и знаменитый рим. историк Тацит, а Марциал сказал о нем: «В римской истории Крисп первым пребудет вовек».

Соч.: Письма к Цезарю-старцу: 27, 1950, № 1; Соч. М., 1981; 49, 35 - 138.

Лит.: Утченко С. Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952. С. 79-160; его же. Древний Рим. События, идеи, люди. М., 1969. С. 243 - 289; егоже. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. С. 158 - 181; б, 376 - 377; 52,1, 273 - 291; 117, 327 - 330; 123, 324 - 326.

Я.К.

САМОС

САМОС - о-в в Эгейском море близ М. Азии. С VIII в. до н. э. торговал с Египтом, Сев. Африкой и др.-гр. полисами. Наивысш. эконом, и культ, расцвета достиг в VI в., при тиране Поликрате, когда развивались торговля и ремесла, наука и искусство (при дворе Поликрата жили Ивик и Анакреонт). После 479 С. входит в Афинский морской союз. В III - II вв. принадлежит Египту, в 129 н. э. С. вошел в состав рим. провинции Азия. Город С. частично раскопан археологами. Особ, знаменито было святилище Геры, основанное в X в. Сохран. древнейший ионический храм Геры VIII в., с узкой и длинной целлой и рядом столбов, разделявших ее на два нефа. Др. храм, Герайон III, был построен ок. 550 как ионический диптер архитекторами Ройком, участвовавшим в возведении Артемисиона в Эфесе, и Феодором. Его считают образцом зрелого ионич. ордера в малоазийском варианте. От недостроенного огромного Герайона IV сохран. единств, вертикально стоящая колонна IV в. Перед храмом был алтарь (их сохран. несколько, самый большой, 530, был монументальным, со ступенями, ведущими к жертвенной площадке). Наряду с остатками строений, дающими картину истории святилища, обнаружены посвятительные дары и культовые статуи, в т. ч. Геры (VI в.).

Е.А.С.

САПФО (САФО)

САПФО (САФО) (род. ок. 620 до н. э.)

др.-гр. поэтесса. Происх. из Митилены (на о-ве Лесбос) из знатной семьи, вместе с к-рой одно время была в изгнании в Сицилии. Александрийские филологи издали произв. С. в 9 кн., до нас дошло целиком 1 стихотв., еще одно - без заключит, строфы. Все остальное - отрывки, в т. ч. найденные на папирусах. Содержание твор-ва С. определяется тем, что на родине она возглавляла т. н. фиас - культовое объединение, посвященное богине Афродите. В состав фиаса входили девушки, его задачей было приготовление их к замужеству. Отсюда - преобладание в стихотв. С. мотивов любви и разлуки; действие в них происходит на фоне светлой и радостной природы, журчания ручьев, курения благовоний в свящ. роще богини. Вм. с тем традиц. формы культового фольклора наполняются у С. сильными личными переживаниями (напр., жалоба на безответное чувство в гимне к Афродите). Любовь в восприятии С. - страшная стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от к-рого нет защиты». Изображая состояние влюбленного, С. стремится передать его через внутр. ощущения, хотя и в конкретно-чувств. форме (огонь под кожей, звон в ушах). Наряду со стихотв., предназнач. для исполнения в фиасе, от С. дошли также фр-ты эпиталамиев, рассчитанные на более широкий круг сограждан. Стихотв. С. написаны на эолийском диалекте, близком к разг. речи.

В. Я.

САРДЫ

САРДЫ - столица Лидии (М. Азия), основана в VII в. до н. э. В трех часах езды от С. на горе Бин-Тепе расположен грандиозный некрополь царей Лидии - построенные в микен. стиле «анатолийские пирамиды». Одна из них, гробница Алиата, имеет высоту 65 и диаметр 355 м.

Е.А.С.

САРКОФАГ

САРКОФАГ (гр. пожирающий плоть)

место упокоения, гроб, каменный, деревянный, золотой, украшенный рельефами или расписной. Др.-египет. С. имели антропоморфную форму, причем неск. С. могли вставляться один в другой. Др.-гр. С. нередко приобретали форму храма. Наиб, известные из них происх. из Сидона (в т. ч. - т. н. «Саркофаг Александра»). Особ, сложными по декорации были др.-рим. С., прямоугольные или овальные, заключавшие в рельефах своих стенок целую аллегорическую программу.

Лит.: Акимова Л. И. Саркофаг с дионисийскими сценами из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина//Музей-7. М., 1987. С. 112- 123.

Д.М.

САТИРА

САТИРА (лат. блюдо с разнообразными плодами, приносимое в храм Цереры)

жанр рим. лит., представляющий собой соединение в одном произв. смешного и серьезного, высокого и низкого, смешение стихов и прозы. С. возникла в Риме в сер. II в. до н. э. Впервые этот термин был использован Эннием, затем Луцилием и Горацием. Авторы С. широко привлекали разл. басни, притчи и анекдоты, что давало возможность более свободно говорить о совр. жизни и ее пороках. Значение обличительного жанра С. приобрела в твор-ве Персия и Ювенала.

Лит.: Дуров В. С, Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987; Стрельникова: 98, 136 - 156.

Е.О.

САТИРОВСКАЯ ДРАМА

САТИРОВСКАЯ ДРАМА - театр, жанр, получивший развитие в Афинах в V в. до н. э. Возник из культового хора граждан, ряженных сатирами (лесными демонами плодородия), к-рые составляли свиту бога Диониса. Первонач. содержанием С. д. были, по-вид., эпизоды из «биографии» Диониса, к к-рым вскоре присоединились приключения сатиров в связи с др. мифолог, героями. С оформлением (500 до н. э.) системы худож. соревнований драматургов на Вел. Дионисиях С. д. вошла в кач-ве послед, части в тетралогию и была призвана разрядить трагич. напряжение, достигнутое в трилогии. Структура С. д. воспроизводила композ. схему трагедии (ямена хоровых и речевых партий), сама же пьеса была значит, короче (до 700 - 800 ст.). Как видно из единств, целиком сохран. С. д.- «Киклопа» Еврипида - и из отрывков С. д. Эсхила и Софокла, их содержание составлял к.-н. эпизод из мифа, поданный с известной долей юмора. Сатиры обычно с бол. охотой брались за порученное им дело, но с возникновении первых же трудностей старались от него избавиться. Нередко они были не прочь позабавиться с к.-н. красавицей (здесь их жертву спасало вмешательство бога или героя) или выступали как няньки при божеств, младенце (Дионисе или Геракле). Язык С. д. отличался большей, по ср. с трагедией, прослойкой прозаической и бытовой лексики.

Соч.: Эсхил. Трагедии. М., 1989; Софокл. Драмы. М., 1990; Еврипид. Трагедии. М., 1969. Т. 1.

Лит.: Ярхо В. Лексика сатировских драм Эсхила // ИАН ОЛЯ. 1963. Т. XXII.

В.Я.

САТУРНАЛИИ

САТУРНАЛИИ - в Древ. Риме праздник, справлявшийся ежегодно в декабре в память о «золотом веке» при боге Сатурне. Во время С. уничтожалась разница между сословиями: рабы пировали за столом вм. со своими хозяевами, к-рые порой прислуживали им.

Е.О.

САТУРНОВ СТИХ

САТУРНОВ СТИХ - стихотворный размер, к-рый использовали ранн. рим. поэты (Ливии Андроник, Невий). Метрическая природа С. с. еще не установлена. С введением в рим. поэзию гр. стихотв. размеров (преим. гексаметра), С. с. исчез из употребления, продолжая использоваться только в культовых текстах и эпитафиях.

Е.О.

СВЕТОНИЙ, ГАЙ ТРАНКВИЛЛ

СВЕТОНИЙ, ГАЙ ТРАНКВИЛЛ - рим. писатель. Принадлежал к всадническому сословию. С. вырос в Риме, где получил грамматико-ритор. образование. Был членом кружка Плиния Младшего, ставшего впосл. его покровителем. Занимался адвокатской практикой, затем неск. лет был легатом в провинции Британия. С приходом к власти имп. Адриана (117- 138) поступил в канцелярию «по ученым делам», надзирал за публ. библиотеками, получил пост советника «по переписке». В 122 был уволен и полностью посвятил себя лит. деятельности. Сохран. большое кол-во названий трудов С., поражающих своим разнообразием. Из дошедших до нас работ известно Частично сохран. произв. «О знаменитых мужах», представляющее собой биографии извест. поэтов, ораторов, историков, философов, грамматиков и риторов, а также соч. «Жизнь двенадцати Цезарей» в 8 кн. (ок. 121), принесшее С. мировую известность. В этом произв. излагаются биографии рим. императоров от Юлия Цезаря до Домициана. Как биограф С. отличается от прочих представителей этого жанра тем, что концентрирует свое внимание не на ист. процессе, а на конкретном лице, причем его целью явл. показ жизни императора со всеми ее пороками и недостатками. В биографиях почти ничего не говорится об окружении императоров, чья жизнь описывается без учета хронологии по след, схеме: жизнь до прихода к власти, гос. деятельность, частная жизнь, смерть и погребение; гос. деятельности уделено гораздо меньше внимания, чем частной жизни. Язык С. ясен, прост, отличается однообразным построением фраз. Автор свободно употребляет различные разг. обороты, грецизмы. Стремление как можно яснее выразить свою мысль явл. иногда причиной нек-рой шероховатости языка. С., в осн., следует традициям классич. лат. яз,, однако иногда встречаются и отступления от него.

Е.О.

СЕГЕСТА

СЕГЕСТА - др.-гр. город в Зап. Сицилии. С 409 до н.э. находился в зависимости от Карфагена, затем Рима (241). Разрушен вандалами и арабами в поздн. антич. Сохран. театр Ш в. до н. э., дорич. храм за городом (420 до н.э.).

Е.А.С.

СЕКСТ ЭМПИРИК

СЕКСТ ЭМПИРИК (2-я пол. II в. - нач. Ш в.)

др.-гр. философ-скептик и врач. Сохран. 2 осн. соч. С. Э.: «Пирроновы основоположения» и трактат «Против ученых», включающий разд. «Против логиков», «Против этиков», «Против физиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», к-рые явл. важнейшим источником сведений об антич. философии и итогом развития антич. скептицизма.

Сохранив, гл. положения основателя школы скептиков Пиррона, С. Э. усовершенствовал и систематизировал их. С. Э. внес в скептическую филос. позитивный элемент, противопоставляя умозрит. сущность вещи, познать к-рую невозможно, ее видимому явлению, к-рое позволяет искать относит, истину в некоей средней сфере между бытием и небытием. Тезис «воздержания от суждения» в философии С. Э. приобретает в большей степени антидогматический, чем агностический, характер. С. Э. развил понятие «равнозначности» любого суждения (содержащего в себе и утверждение и отрицание одновременно), к-рую он объяснял всеобщей текучестью и непрерывным становлением чувственно-веществ. мира. С. Э. прибегал к ист. апологии скептицизма, возводя нач. скепсиса к Ксенофану, Зенону Элейскому и Демокриту. Философа-скептика С. Э. сравнивал с врачом, исцеляющим «гордыню и опрометчивость догматиков» в силу «любви к людям».

М.О.

СЕЛИНУНТ

СЕЛИНУНТ - город на юго-зап. побережье Сицилии. Основан в VII в. до н. э. На акрополе сохран. руины огромных храмов - диптеры дорич. ордера. Наиб, ранний, VI в., храм имеет изображение Медузы Горгоны на фронтоне; знаменит храм 480 - 460, с изобр. Зевса и Геры, Артемиды и Актеона.

Е.А.С.

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ - сказание о походе семерых вождей против Фив, одном из важнейших событий, предшествовавших Троянской войне. Мифолог, обоснованием похода было саморазоблачение царя Эдипа, в результате к-рого его сыновья Этеокл и Полиник, рожденные им в невольном браке с собств. матерью Иокастой, потеряли уважение к отцу,, и принудили его к изгнанию. Разгневанный Эдип дважды проклял сыновей, предсказав, что они будут с оружием в руках спорить о власти, т.е. сойдутся в братоубийств, поединке. Чтобы избежать этого, братья договорились править в Фивах по очереди, и первым получил престол Этеокл. Когда же наступило время передать трон брату, он не только не сделал этого, но и изгнал Полиника из города. Тот нашел пристанище в Аргосе у царя Адраста, женился на его дочери и сумел убедить тестя возглавить войско, объединившее 7 отрядов под командованием вождей (по числу ворот в Фивах), чтобы выступить против Этеокла. числе участников похода источники называют Тидея (второго зятя Адраста), Амфиарая (царя Аргоса, изгнавшего когда-то Адраста, но затем примирившегося с ним), Капанея, Парфенопея, Гиппомедонта и Этеокла-аргосца - все они, в той или иной мере, были связаны с Адрастом узами родства. Неблагоприятные предзнаменования предшествуют походу. Амфиарай, обладающий даром прорицания, предсказывает неудачу в войне, гибель всех вождей, кроме Адраста, и безуспешно пытается отговорить участников от выступления. Зевс шлет им предостерегающие знамения и т. п. Тем не менее вожди, все, кроме Амфиарая, отличающиеся надменностью, кичливостью и пренебрежением к воле богов, клянутся снести Фивы до основания и отправляются в поход. Проходя через Немею, они учреждают знаменитые впосл. Немейские игры в память о погибшем по их вине местном малолетнем царевиче. Во время осады Фив царевич Менекей, узнав из пророчества, что его смерть спасет родной город, приносит себя в жертву. Полиник вступает в единоборство с Этеоклом, и братья убивают друг др. Погибают и все остальные вожди, осаждавшие Фивы, в т. ч. Амфиарай, к-рого во время бегства поглощает разверзшаяся земля. Спасается только Адраст, вынесенный с поля боя божеств, конем Арейоном, подаренным ему некогда Гераклом. Победившие фиванцы отказываются выдать родным тела убитых вождей для погребения, и только вмешательство афинского царя Тесея, к к-рому обратились за помощью близкие погибших, помогает уладить конфликт. Без погребения остается тело одного Полиника: новый царь Фив под страхом смертной казни запрещает хоронить его и велит бросить тело на, растерзание хищным зверям и птицам за то, что он предпринял поход против родного города. Но сестра Полиника Антигона, вопреки воле царя, совершает символический обряд погребения брата, расплачиваясь за это своей жизнью. Через 10 лет Адраст возглавляет новый поход против Фив, в к-ром участвуют дети погибших вождей (эпигоны); им удается взять и разорить город. В основе сказания о походах С. п. Ф. и их потомков лежит воспоминание о воен. столкновениях между отд. царствами микен. времени. Упоминания о походе С. п. Ф. имеются уже в «Илиаде»; спец. ему была посвящена не дошедшая до нас эпич. поэма «Фиваида» (VII в. до н. э.); на этой мифолог, основе написаны трагедии «Семеро против Фив» Эсхила и «Финикиянки» Еврипида. На темы мифов т. н. фиванского цикла созданы также трагедии' «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона» Софокла, «Финикиянки» Сенеки Младшего и поэма Стация «Фиваида».

И.К.

СЕМОНИД

СЕМОНИД (к. VII в. до н. э.)

др.-гр. поэт. Происх. с о-ва Самос, руководил основанием колонии ни о-ве Аморгос, отчего получил прозвище Аморгского. Сохран. отрывок из ямбической поэмы на достаточно распростр. тему: люди живут, не ведая будущего, и тешат себя напрасными надеждами; всех подстерегают старость, болезни и смерть. Др. ямб. поэма выдержана в духе фольклорно-басенного «порицания женщин». С. производит женские характеры от животных (грязнуля происходит от свиньи, хитроумная - от лисы, злобная - от собаки и т. п.) или стихий (ветреная и непостоянная - от моря), считает женщин величайшим злом; только та, к-рая унаследовала от пчелы трудолюбие и бережливость, способна принести счастье мужу.

В.Я.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ - в Др. Греции группа философов и законодателей (VII - VI вв.), к-рых впосл. (вер., с V - IV вв.) признали выдающимися мыслителями и учителями жизни. Обычно к ним относили Фалеса, Солона, правителя из Коринфа Периандра и из Митилены (о-в Лесбос) - Питтака, спартанского законодателя Хилона, Бианта из Приены и Клеобула из Линда (о-в Родос). Взамен нек-рых из этих имен нередко называли другие, так что в общем число С. м. достигало двух десятков. Им приписывали нравоучительные сентенции, приводимые б. ч. у Диогена Лаэртского.

В.Я.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА - в древ. мире перечень знаменитых памятников архитектуры и скульптуры, в который обычно включали египет. пирамиды в Мемфисе, стены Вавилона и расположенные в нем же висячие сады Семирамиды, статую Зевса в Олимпии работы Фидия, колосс на о-ве Родос, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе. Иногда вместо того или др. памятника называли маяк на мысу Фарос, Капитолий или Колизей в Риме.

В.Я.

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ МЛАДШИЙ

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ МЛАДШИЙ (ок. 5 до н. э. - 65 в. э.)

рим. писатель и философ-стоик. Род. в Кордубе (Кордова). Сын Сенеки Старшего. Вырос в Риме; получив прекрасное ритор, образование, занимался там адвокатской деятельностью. Принимал участие в полит, интригах, за что был сослан имп. Клавдием (41 - 54) на Корсику в 41 и провел там 8 лет. По возвращении из изгнания стал воспитателем буд. имп. Нерона (54 - 68) и с его приходом к власти достиг вершины могущества. Одн. с 62 С. был отстранен от имп. двора, а в 65 обвинен в участии в неудавшемся заговоре Писона против императора и вынужден был покончить с собой, вскрыв вены. Лит. наследие С. состоит из 2 частей: произв. философские и поэтические, включающие в себя трагедии, эпиграммы и сатиру «Отыквление божественного Клавдия», или «Апоколокюнтасис». Среди филос. соч. С. 12 диалогов морально-этич. характера, «Нравственные письма к Луцилию», естественнонауч. трактат «Изыскание о природе», представляющий собой изящную компиляцию трудов Аристотеля и Посидония; трактаты «О благодеяниях», «О досуге», «О спокойствии», «Утешение к Марции». Стоицизм С. носил преим. этич. характер. Логику и диалектику древ, стоиков С. отвергал, а в стоическую метафизику не внес ничего нового. Принципиальным вкладом в стоическую этику явл. учение С. о добродетели, отождествляемой стоиками с разум, индивидуальным самосовершенствованием, знание к-рой обеспечивает мудрецу «евде-монию» (блаженную жизнь) в согласии со всем космич. организмом. Одн., в отличие от древ, стоиков, одно познание добродетели С. считал недостаточным для приобщения к ней. Необходима еще и воля к добру, к-рая заключается в возможности свободного нрав, выбора божеств, блага. Бол. значение С. придавал не только достижению индивидуального блага, но и исполнению блага «надлежащего», состоявшего в деятельном отношении к жизни, участии в управлении гос-вом и т. д. В этом смысле жизнь С. явл. попыткой практической реализации его филос. доктрины. Концепция вселенского гос-ва, основанная на милосердии и благодеянии, и учение С. о духовном равенстве всех людей перед божеством оказали сильное влияние на формирование основ христ. морали. С. написал 9 трагедий на сюжеты гр. мифологии, используя произв. своих предшественников - др.-гр. трагиков (чаще других - Еврипида): «Медея», «Эдип», «Финикиянки», «Фиест», «Агамемнон», «Федра», «Геркулес в безумье», «Геркулес на Эте» и «Троянки». Приписываемая С. трагедия «Октавия» (на тему совр. рим. истории) ему не принадлежит. Пьесы были рассчитаны не на театр, зрителя, а на слушателя, хотя по внеш. форме (присутствие хора) во мн. сходны с гр. трагедией. Герои С., являющиеся сильными и страстными личностями, с самого нач. предугадывают свою судьбу и гибнут, отдавшись душой неумеренной, всепоглощающей страсти. Имеющиеся в трагедиях многочисл. сцены ужасов, гаданий по внутренностям, убийств и самоубийств были введены для удовлетворения вкуса привыкших к подобным зрелищам жителей Империи. Особенности языка С. (декламац. патетика, отточенные сентенции, повторения, гиперболы, сравнения) явл. обязательными элементами «нового стиля», представителем к-рого был С. Сатира «Отыквление божественного Клавдия» написана в духе Мениппа. Произв. сохран. фрагментарно. В нем говорится о смерти имп. Клавдия и о его наказании в загробном мире (боги превратили Клавдия в тыкву). Сатира написана в язвительно-ирон. манере.

Соч.: Нравственные письма к Луцилию. М., 1977 (тоже - Кемерово, 1986; М., 1993); Трагедии, М., 1983; Нравственные письма. Трагедии. М., 1986; О гневе: 27, 1994, № 2 - 1995, №1; 70/, 117 - 128.

Е.О., М.О.

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ СТАРШИЙ

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ СТАРШИЙ (ок. 55 до н. э. - ок. 40 н. э.)

рим. оратор. Род. в Испании. Образование получил в Риме. Лит. наследие С. включает в себя два соч.: «Контроверсии» («Споры») в 10 кн. и «Свазории» («Убеждения»), состоящие из 7 речей (нач. первой утрачено). В произв., написанных С. для своих сыновей, дается характеристика рим. красноречия начала Империи.

Е.О.

СЕПТУАГИНТА

СЕПТУАГИНТА (лат. семьдесят)

перевод Ветхого Завета на др.-гр. язык, осуществленный в III - II вв. Во время правления в Египте Птолемея II Филадельфа (285 - 246) иудейской общиной в Александрии 70 (72) переводчикам был поручен перевод Пятикнижия Моисеева. По преданию, они работали поодиночке, но когда сличили их перевод, то он совпал слово в слово. Затем к переводу Пятикнижия были добавлены остальные кн. Ветхого Завета. Т. о., С. включает 50 кн., в т. ч. 11 отвергнутых иудейскими богословами при канонизации др.-евр. текста Библии в I - II вв. Католич. церковь признает эти книги каноническими, но 2-го порядка, протестанты их отвергают.

Я.Т.

СЕРВИЙ (СЕРБИЙ)

СЕРВИЙ (СЕРБИЙ) (лат. Servius)

(ок. 360 - V в.) рим. грамматик. Наиб, значит, соч. явл. комментарий к Вергилию. Предназначенный для школьного употребления коммент. касается гл. обр. вопросов стиля, объясняются значения трудных слов, необычные формы и конструкции. Позже был дополнен и расширен неизвестным автором.

Р.3.

СИДОНИЙ АПОЛЛИНАРИЙ

СИДОНИЙ АПОЛЛИНАРИЙ (ок. 432 - ок. 483)

рим. поэт. Род. в Лугдуне (совр. Лион). Был префектом Рима (468), епископом в Клермоне (469). Лит. наследие С. А. состоит из 3 панегириков, 16 мелких стихотв. на разл. темы и 9 кн. писем, дающих представление о жизни Галлии в V в. н. э. Слог С. А. отличается искусственностью, необычными оборотами и словосочетаниями.

Е.О.

СИЛИЙ ИТАЛИК, ТИБЕРИЙ КАТИЙ

СИЛИЙ ИТАЛИК, ТИБЕРИЙ КАТИЙ (26 - 101)

рим. поэт. Род. в богатой и знат. семье. Большую часть жизни провел в Риме, затем переехал в Кампанию. Занимал ряд высоких гос. должностей (в 68 - консул). По своим филос. взглядам примыкал к стоикам. Поэма С. И. «Пуническая война» в 17 кн., посвященная 2-й Пунической войне, повествует о событиях с момента высадки Ганнибала в Испании до битвы при Заме и триумфа Сципиона. В кач-ве ист. источника С. И. пользовался трудом Тита Ливия, а за поэтич. образец взял «Энеиду» Вергилия; в нек-рых местах поэмы чувствуется влияние Гомера и Аполлония Родосского. Худож. ценность поэмы невелика, автор часто механич. подражает Вергилию, его слог достаточно тяжел и не всегда ясен.

Е.О.

СИММАХ, КВИНТ АВРЕЛИЙ

СИММАХ, КВИНТ АВРЕЛИЙ (ок. 345 - после 400)

рим. оратор, глава языческой части сената; руководил кружком рим. аристократов, стремившихся отстоять традиции старой рим. культуры, противопоставляя ее христианской и варварской. Заслуга кружка С. состоит в сохран. выверенных текстов рим. писателей и коммент. к ним. Твор-во С. весьма бедно содержанием (сохран. 3 неполн. панегирика, фр-ты речей и 10 кн. писем), одн. стилистика его произв. почти безупречна, они написаны на достаточно чистом классич. языке. Современники высоко ценили С. как оратора. Даже христ. поэт Пруденций считал его украшением рим. красноречия.

Я. Ш.

СИМОНИД

СИМОНИД - др.-гр. поэт. Род. на о-ве Кеос, жил в Афинах, в Фессалии, в Сицилии, где и умер. Твор-во С. отмечалось разносторонностью; он писал эпиникии, парфении, энкомии, дифирамбы (одержал 56 раз победу в состязаниях дифирамбич. поэтов), эпитафии, эпиграммы. Дошли только фр-ты. С. особенно славился как автор френов, в к-рых отличался искренним чувством и простотой, внушая близким покойного мысль о быстротечности челов. жизни. Известен отрывок френа на мифолог, сюжет: Даная с младенцем Персеем, заключенная в ларец и брошенная в море, жалуется на свою судьбу Зевсу и просит его о помощи. Другой френ - в память о павших при Фермопилах - больше напоминает энкомии, прославляющий героев. Высоко оценивая доблесть, проявленную греками в сражениях при Марафоне, Фермопилах и Саламине, С. запечатлел память о павших в известных по всей Греции эпитафиях в их честь. Недавно стал известен большой папирусный отрывок о походе под Платеи и одержанной там победе (479). В энкомии, адресованном представителю знат. рода Скопадов, С. отвергает представление о врожденной аристократической доблести и считает достойным того гражданина, к-рый не делает сознательно ничего позорного, поступая в интересах «полезной для государства справедливости». Вслед, широкой популярности С. ему было приписано множ-во эпиграмм, сочиненных другими авторами.

В.Я.

СИНЕСИЙ

СИНЕСИЙ (ок. 370 -к 415)

др.-гр. философ. Род. в Кирене (Сев. Африка). Изучал неоплатоническую философию в Александрии. В 410 был назначен епископом Кирены. Наиб, значит, соч. - «Египетская история», представляющая борьбу Осириса и Тифона как выразителей добра и зла; трактат «Дион», в к-ром автор выступает равно против христианского и языческого фанатизма. Сохран. более 150 писем и 9 гимнов С., написанных в традициях мелики. Для всех соч. С. характерно соединение элементов неоплатонизма и христианства.

Р.3.

СИРАКУЗЫ

СИРАКУЗЫ - др.-гр. город в Сицилии. Основан Коринфом в VIII в. до н. э. Имел две гавани со святилищем Аполлона у входа в одну из них. При тиране Гелоне и его наследнике (V в.) стал одним из сильнейших городов Великой Греции, подчинил своей власти все южноиталийские области. Новый расцвет С. - при Гиероне II (III в.). Во 2-й Пунической войне С. выступили на стороне Карфагена, во время штурма города рим. войсками погиб Архимед (212). После войны С. становятся резиденцией наместника Рима в Сицилии. Сохран. храмы: Аполлона (570 - 560) - дорич. периптер (6x7 колонн), сильно вытянутый в длину, в к-ром триглифы располагались только над осями колонн; Зевса Олимпийского - такого же плана дорич. периптер с монолитными колоннами (VI в.); Афины (480); а также построенный в IV в. и неоднократно реконструированный театр.

Е.А.С.

СКЕНА

СКЕНА - в др.-гр. театре первонач. палатка для переодевания актеров, расположенная у края орхестры. Впосл. в кач-ве С. стали возводить постоян. постройки с тремя дверями. В рим. театре периода Империи фасад С. - богато украшенное 2- или 3-этажное здание с нишами и статуями.

В.Я.

СКЕПТИКИ

СКЕПТИКИ - направление др.-гр. философии, основанное Пирроном в к. IV в. до н. э. Видными представителями философии С. были также: ученик Пиррона Тимон Флиунтский, философы Средней (Аркесилай) и Новой (Карнеад) Академии. После краха академ. скептицизма пирронизм был возрожден как самостоятельное направление Энесидемом и Агриппой. Итогом скептич. философии стали соч. Секста Эмпирика.

С. исходили из невозможности достоверного умозрит. знания, т. к. человек, находящийся в мире мнения, не в состоянии судить о мире истины (противоречие элеатов), а также из невозможности постичь истину путем чувственного восприятия, т. к. ощущения скрывают подлинную структуру бытия (противоречие Демокрита). С др. ст., всеобщая текучесть препятствует любому утвердительному и отрицательному суждению (противоречие Гераклита). Лишь в Академии скептицизм превратился в некое подобие филос. доктрины. Предметами философии С. стали: извлечение практической пользы из суждения (Аркесилай), разл. степени вероятности челов. мнения (Карнеад), видимые явления (кажимость) вещей и аргументированная критика т. н. догматических наук (Агриппа, Энесидем и Секст Эмпирик). Гл. положениями скептицизма были: воздержание от суждений или молчание и достижение полной невозмутимости по отношению к миру. Отдельные элементы позитивизма появились лишь у Секста Эмпирика и не получили развития.

М.О.

СКОЛИЙ

СКОЛИЙ (греч. кривой)

застольная песня, разнообразная по содержанию. С VI в. до н. э: известен афинский обычай при исполнении во время пира песен передавать друг др. в «кривом порядке» миртовую ветвь.

Н.Ш.

СКОПАС

СКОПАС (1-я пол. IV в. до н. э.)

др.-гр. скульптор и архитектор, соперник Праксителя. Происх. с о-ва Парос. Из описания Павсанием храма Афины Алей в Тегее (Пелопоннес) следует, что С. был архитектором этого храма и сделал для него две статуи. Сохран. фрагменты фронтонных скульптур, выдающие особую экспрессию голов с глубоко посаженными глазами, совр. ученые связывают со С. По сообщению Плиния Старшего и Витрувия, С. работал также над скульптурами Мавзолея в Галикарнасе (где ему приписываются рельефы вост. фриза). Более проблематична связь С. с дошедшими скульптурами храма Артемиды в Эфесе. Кроме этих сохран. скульптур, о твор-ве С. можно судить по ряду упоминаемых древ, авторами произв.: он выполнил статую Афродиты Пандемос в Элиде, Аполлона Сминфея в Хрисе, «Аполлона Палатинского» и др. Совр. учеными делались попытки узнать среди дошедших статуй копии произв. С., из к-рых наиб, убедительно отождествление статуи в Дрездене с безумной Менадой С., упомянутой Каллистратом.

Д.М.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ - известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая пластика греков VIII - I вв. до н. э.

Первые памятники С. д. определяются геометр, стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаич. эпоха С. д. приходится на VII - VI вв. (ран. архаика ок. 650 - 580; высокая - 580 - 530; позд.- 530 -500/480). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к сер. VII в. и характеризуется ориентализирующими стилями, из к-рых наиб, значение имел дедаловский, связанный с именем полумиф. скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской и женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксерра»). Сер. VII в. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульпт. храмовая декорация - рельефы и статуи из Принии на о-ве Крит. В дальн. скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией - фронтоны и метопы в дорич. храме, непрерывный фриз (зофор) - в ионическом. Наиб, ранние фронтонные композиции в С. д. происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на о-ве Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаич. рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальн. на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаич. круглой скульптуры - голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афин. Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстрирует архаич. схему т. н. «коленопреклоненного бега», использовавшуюся для изобр. летящей или бегущей фигуры. В архаич. скульптуре принят еще целый ряд условностей - напр., т. н. «архаическая улыбка» на лицах архаич. скульптур. Классич. период С. д. приходится на V - IV вв. (ран. классика или «строгий стиль» - 500/490 - 460/450; высокая - 450 - 430/420; «богатый стиль» - 420 - 400/390; поздняя классика - 400/390 - ок. 320). На рубеже двух эпох - архаич. и классич. - стоит скульптурный декор храма Афины Афайи на о-ве Эгина. Скульптуры зап. фронтона относятся ко вр. основания храма (510 - 500), скульптуры второго вост., заменившие прежние, - к раннеклассич. вр. (490 - 480).

Центральный памятник С. д. ранней классики - фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (ок. 468 - 456). Др. значит, произв. ранней классики - т. н. «Трон Людовизи», украшенный рельефами. От этого вр. дошел также ряд бронзовых оригиналов - «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Крупнейшие скульпторы ранней классики - Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О твор-ве прославленных гр. скульпторов мы судим, гл. обр., по лит. свид-вам и поздним копиям их произв. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Бе кратковременный расцвет связан с работами на афин. Акрополе, т. е. со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 - 432). Вершиной С. д. были, no-вид., хрисоэле-фантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохран.). «Богатый стиль» свойственен произв. Каллимаха (1), Алкамена, Агоракрита и др. скульпторов к. V в. Его характерные памятники - рельефы баллюстрады храмика Ники Аптерос на афин. Акрополе (ок. 410) и ряд надгробных стел, среди к-рых наиб, известна стела Гегесо. Важнейшие предприятия С. д. позд. классики - декорация храма Асклепия в Эпидавре (ок. 400 - 375), храма Афины Алей в Тегее (ок. 370 - 350), храма Артемиды в Эфесе (ок. 355 - 330) и Мавзолея в Галикарнасе (ок. 350), над скульптурной декорацией к-рого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар. Последнему приписываются также статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. Имеется и ряд бронзовых оригиналов IV в. Крупнейш. скульпторы позд. классики - Пракситель, Скопас и Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма. В эпоху эллинизма С. д. значит, дифференцировалась по школам (ран. эллинизм -ок. 320 - 250; высокий -ок. 250/240-160/150; позд.-ок. 150 - 30). С александрийской школой связана деятельность последователей Праксителя. Пергамская школа представлена статуями галлов («Умирающий галл» и т. н. «Группа Людовизи» - мраморные рим. копии с пергамских бронзовых оригиналов ок. 220), а затем знаменитым фризом Пергамского алтаря'с изобр. Гиганто-махии (ок. 180- 160). С родосской школой связана, no-вид., статуя Ники Самофракийской (ок. 190), а позднее из нее вышли скульпторы Агесандр, Полидор и Афанадор (сер. I в. до н. э.) - создатели «Лаокоона» и мраморов, найденных в 1957 г. на вилле императора Тиберия (14 - 37) в Сперлонге. К этому же вр. относится деятельность скульптора Аполлония из Афин, создателя «Бельведер-ского торса» и, вероятно, статуи Кулачного бойца. Тогда же Аполлоний и Тавриск из Тралл создали группу «Фарнезского быка», описанную Плинием Старшим и дошедшую в поздней римской версии.

Лит.: Античная скульптура из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина / Ред. Л. И. Акимова, М., 19&1; БлаватскийВ. Д. Греческая скульптура. М.; Л., 1939; Вальдгауэр О. Ф. Античная скульптура. Пг., 1924

Д.М.

СКУЛЬПТУРА РИМСКАЯ

СКУЛЬПТУРА РИМСКАЯ - оригинальные произв. статуарной и рельефной пластики Др. Рима и копии др.-гр. скульптур III в. до н. э. - IV в. н. э. Плиний Старший сообщает о скульптуре II в. до н. э. и более ранней, включая почетные статуи в обществ, местах Рима. Их материалом была, по Плинию, бронза. От этого вр. имеется только бронзовая голова т. н. «Брута» (III - I вв.) и бронзовая статуя Авла Металла (т. н. «Оратор») с этрусской 'надписью (II в. до н. э.). Начиная со II в. до н. э. в Риме производится множ-во копий прославленных шедевров др.-гр. скульпторов; во 2-й пол. II в. до н. э. расцветает неоаттическая школа С. д., крупнейш. представителем к-рой был Паситель; как явствует из лит. свид-в, болып-во скульпторов, работавших в Риме, были греки. Специфически рим. скульптурным жанром, не имевшим предшественников в др.-гр. иск-ве, был исторический рельеф, увековечивавший отдельные события или доблести рим. гос. деятелей, составлявший украшение архитектурных памятников (триумфальных арок, колонн, алтарей). Самый ранний из дошедших рим. ист. рельефов - с памятника Эмилия Павла, поставленного в Дельфах в честь его победы над македон. царем Персеем в 168 до н. э., а в самом Риме - сцена ценза на рельефах «Алтаря Домиция Агенобар-ба» (ок. 100 до н.э.); затем рельефы алтаря Мира (13 - 9), воздвигнутого Августом в честь окончания гражд. войн; фриз Викомагистров (сер. I в. н. э.) с изобр. процессии магистратов; рельефы арки Тита на форуме (80 - 85), воздвигнутой в честь взятия Иерусалима, с изобр. триумфальной процессии (в этих рельефах видят кульминацию «пространственного иллюзионизма», наиб, характерной черты С. р.); спиралевидный рельефный фриз колонны Траяна в Риме (110-А113) с изобр. эпизодов двух Дакийских кампаний императора; рельефные медальоны Адриана (130- 138), перенесенные впосл. с утраченного памятника на арку Константина в Риме; ист. рельефы Антонина Пия, Луция Вера, Марка Аврелия, Септимия Севера, Диоклетиана, Галерия, Константина (II - IV вв.).

Др. специфически рим. скульптурным жанром был портрет. Генезис рим. портретной скульптуры не вполне ясен. Полибий и Плиний Ст. описывают древ, обычай несения портретных голов и масок в погребальных процессиях, но это могли быть воображаемые портреты отдаленных предков. С др. ст., существовали эллин, образцы портретной скульптуры. Наконец, была италийская традиция этрусского портрета. Скульпт. портреты Др. Рима, как официальные - императоров и членов их семей, так и портреты частных лиц, дошли в сотнях экз. Линия их эволюции идет от веризма («правдоподобия») республиканского периода к позднеантич. спиритуализму. Во множ-ве дошли также памятники погребальной С. р. - надгробия и саркофаги, нередко содержавшие сложную аллег. программу. Из бол. бронзовых статуй С. р. наиб, известна конная статуя Марка Аврелия (сейчас на Капитолии). Следует отметить и провинциальные течения в С. р. - галло-римское, азиатское (с его эллин, истоками), африканское (с преобладанием памятников официального рим. стиля).

Лит.: Античная скульптура из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина / Ред. Л. И. Акимова. М., 1987; Бритова Н. Н., ЛосеваН. М., СидороваН. А. Римский скульптурный портрет: Очерки. М., 1975; Вальдгауэр О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. Пг., 1923; его же. Античная скульптура. Пг., 1924; Кобылина М. М. Искусство Древнего Рима. М., 1939

Д.М.

СМИРНА

СМИРНА - 1) др.-гр. город в М.Азии (совр. Измир). Здесь найден самый ранний дом во всем эллинском мире и самый ранний храм в М. Азии (VII в., имел колонны с эолийскими капителями, посвящен Афине). Сохран. агора рим. вр. с обширными подвальными помещениями.

Е.А.С.

СОКРАТ

СОКРАТ - др.-гр. философ, ученик Архелая и Анаксагора. Род. и жил в Афинах, принимал участие в Пелопоннесской войне (431-404). Общался с софистами, Периклом, Еврипидом, Алкивиадом. Был приговорен к смерти и казнен по обвинению в развращении молодежи и поклонении ложным богам. Сам С. ничего не писал, его филос. взгляды содержатся в т. н. сократических диалогах Платона и Ксенофонта.

Отказавшись от натурфилос. догматизма Анаксагора и релятивизма софистов, С. сосредоточил гл. внимание на выявлении сути нрав, понятий (справедливость, мудрость, мужество и др.) и сведении их в единую добродетель, к-рую он отождествлял со знанием. С. впервые сделал беседу (диалог) осн. методом филос. познания. В отличие от софистических упражнений, к-рые доказывали всеобщую относительность, сократический диалог стал способом нахождения истины. В своих беседах С. широко использовал логич. доводы, аналогии, мифологич. аллегории; первым, по свид-ву Аристотеля, применил индуктивное обобщение. Основополаг. принципом философии С. было постоянное стремление к обладанию истиной и последоват. учение о недостаточности и неполноте собств. знания. Проблема самопознания вне чувственно-веществ. мира («познай самого себя») посредством разум, общения с др. людьми, сформулированная С., ознаменовала начало постепенной субъ-ективизации антич. философии и антич. мировосприятия. Деятельность С. оказала влияние на образование т. н. сократических школ по всей Элладе (мегарская, элидо-эретрийская и др.). Учениками С. были Ксенофонт, Платон, Антисфен и Аристипп.

Соч.: Платон. М., 1968 - 1972; Т. 1 - 3; Платон. Диалоги. М., 1986; Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М.; Л., 1935; (то же - СПб., 1993).

Лит.: Кессиди Ф.X. Сократ. М., 1988; РожанскийИ. Д. Загадка Сократа // Прометей. М., 1972. Вып. 9

М.О.

СОЛОН

СОЛОН (ок. 635 - ок. 560)

др.-гр. поэт и законодатель. Происх.-из древ, афинского рода; убедил афинян вступить в войну за о-в Саламин и присоединить его к себе. В 594 был избран посредником между знатью и угнетенным ею простым народом. Своими законами С. освободил бедноту от долгов, запретил долговое рабство и вернул проданных в чужие земли сограждан. Разделил афинян по имущественному признаку на 4 класса. В элегиях С. обосновывал свой взгляд на место человека в общ-ве. По его мн., каждому свойственно стремление к благополучию, но на пользу идет только честно нажитое богатство. Хотя Афины находятся под благодатным покровительством богов, корыстолюбие и неудержимая алчность местных богачей способны стать для них источником всяческих бедствий, т. к. боги не прощают высокомерия и нарушения справедливости, но карают либо самих виновных, либо их потомство. Т. о., в элегиях С. был отчетливо поставлен вопрос о личной ответственности человека, получивший дальнейш. разработку в афин. трагедии. Древние причисляли С. к семи мудрецам.

B.Я.

СОФИСТИКА ВТОРАЯ

СОФИСТИКА ВТОРАЯ - лит. течение, возникшее в Рим. империи во время правления Антонинов (96-192). Известная социальная стабильность этого периода привела к осознанию того факта, что закончился один этап жизни общ-ва и начался другой. Вм. с тем возникла ностальгия по невозвратному прошлому и стремление возродить его хотя бы в лит. Позже Флавий Филострат назовет это направление «философствующей риторикой» и провозгласит ее представителей продолжателями древ, софистов', впосл. появится термин С. в. Одн. между древ, софистами и риторами С. в. было существенное различие: ранним софистам присущ прежде всего пафос познания, для деятелей С. в. важнее всего скопировать, воспроизвести уже обретенные в классич. эпоху идеалы. Отсюда - весьма продуктивное собирательство в научной обл., в т. ч. в языке: именно в это время создаются мн. словари аттич. диалекта, включая лексикон Полидевка. Представители С. в. - люди самого разного нац. происхождения. Центрами С. в. были гр. города М. Азии, где сохран. сильная традиция азианизма. Ориент ция на прошлое сказалась и в том, что языком лит. этого периода был не койнэ (разг. яз. эпохи), а аттич. яз. классики, отстоящий на 6 столетий. Гл. вид красноречия во время С. в. - парадное. Излюбленные темы для речей - прославление ист. или мифолог, героев. Выступления риторов-софистов, воздействовавших на публику помимо искусной стилизации классиков еще и красотой голоса, мимикой и пением, превращались в вид концерта. В лит. на первое место вышла проза, испытавшая огромное влияние риторики. С. в. оказала влияние на гр. роман, эпистолярный жанр.

C.в. пережила 2 периода подъема. Во II в. - время возрождения классики (Дион Хрисостом, Элий Аристид, Герод Аттик). В IV в. - время борьбы язычества и христианства, в к-рой и те и др., воспитанники одной культуры, пользовались одним и тем же языком риторики.

Я.Ш.

СОФИСТЫ

СОФИСТЫ - направление др.-гр. философии, зародившееся в сер. V в. до н. э. Начало софистической философии обычно связывают с деятельностью Протагора и Горгия. Видными С. были также Гиппий, Продик, Антифонт, Фрасимах, Пол, Ликофрон и Алкида-мант. Из соч. С. почти ничего не сохран., изложение их взглядов есть во фр-тах и работах антич. авторов. Неизвестному С. принадлежит дошедшее до нас соч. «Двойные речи», в к-ром доказывается относительность понятий добра и зла.

Гл. принцип философии С. - всеобщая относительность, согласно к-рой мерой всего существующего, по словам Протагора, явл. человек. Релятивизм С. основывался на выдвинутой Горгием концепции всеобщей непознаваемости мира. Поэтому невозможность преодолеть чувственно-веществ. многообразие и приобщиться к умопостигаемому Единому вынуждает вырабатывать отношение к каждому конкрет. предмету этого многообразия. Отсюда стремление С. охватить все области челов. знания (Гиппий) и установить правила для словесного выражения предметов (Продик). Отсутствие безусловно истинных доводов сделало иск-во убеждения важнейшим средством повлиять на собеседника и способствовало зарождению риторики (Горгий). Гл. сферой деятельности С. было преподавание. За весьма бол. деньги они брались научить иск-ву управления гос-вом, умению выступать в суде, поэзии, астрономии, истории, мифологии и т. д. и даже добродетели, к-рая заключалась в правильном отношении к окружающему миру. Заслуга С. состояла в просвещении Эллады, небывалом распространении и популяризации филос. и науч. знаний.

Соч.: Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1940 - 1941. Ч. 1 - 2;

М. О.

СОФОКЛ

СОФОКЛ - др.-гр. драматург, автор трагедий. Происх. из семьи богатого владельца оружейной мастерской в афин. пригороде Колоне. Получил прекрасное общее и худож. образование. Был близок с Периклом и людьми из его круга, в т. ч. с Геродотом и Фидием. Избирался на важные должности - хранителя казны Афинского морского союза (ок. 444), одного из стратегов (442). Особым гос. талантом С. не отличался, но в силу своей честности и порядочности пользовался всю жизнь глубоким уважением у соотечественников. Впервые С. принял участие., в состязании трагич. поэтов в 470; написал св. 120 драм, т. е. выступил со своими тетралогиями более 30 раз, одержав в общей сложности 24 победы и ни разу не спускаясь ниже 2-го места. До нас дошло целиком 7 трагедий, около половины сатировской драмы «Следопыты» и значит, число фр-тов, в т. ч. папирусных. Уцелевшие трагедии располагаются примерно в след, хронолог, порядке: «Аякс» (сер. 450-х), «Антигона» (442), «Трахинянки» (2-я пол. 30-х), «Царь Эдип» (429 - 425), «Электра» (420 -410-е), «Филоктет» (409), «Эдип в Колоне» (пост, посмертно в 401).

Твор-во С. отражает период высшего подъема афин. демократии, в к-рой прямое участие граждан в гос. управлении привело к невиданной до тех пор свободе личности, расцвету всех ее творч. возможностей. Вм. с тем полное высвобождение индивидуальности породило скептическое отношение к традиц. религии и нрав, заветам предков. Отсюда в трагедиях С. конфликт между свободой в своих решениях и берущей на себя полную ответственность за них личностью и некими объект., непостижимыми для людей законами мироздания. Восстановление нарушенных человеком в неведении нрав, норм происходит не без помощи богов, одн. прямого участия в развитии событий они не принимают, давая понять свою волю в пророчествах, допускающих ложную трактовку. В наиб, раннем из дошедших произв. С. - трагедии «Аякс» - герой, оскорбленный несправедливым решением ахейских вождей присудить доспехи убитого Ахилла Одиссею, принимает решение отмстить обидчикам, но в ослеплении ума, насланном на него Афиной, избивает стадо скота. Придя в себя и видя несовместимость совершенного им с репутацией благородного героя, Аякс кончает жизнь самоубийством. Точно так же жена Геракла Деянира («Трахинянки»), желая вернуть себе любовь мужа, прибегает к приворотному зелью, к-рое оказывается смертельным ядом. Узнав о непоправимости совершенного, Деянира предпочитает расстаться с жизнью. Ограниченность челов. знания становится причиной трагич. саморазоблачения героя в «Царе Эдипе». За 20 лет до начала событий, происходящих в трагедии, Эдип в неведении убил своего отца, фиван. царя Лаия, и стал мужем овдовевшей царицы, своей матери. Завязку действию дает моровая язва, насланная богами на Фивы: чтобы избавиться от нее, надо изгнать живущего на фиван. земле убийцу Лаия. Настойчиво расследуя давнее происшествие, Эдип, несмотря на сопротивление окружающих, раскрывает свои невольные ужасные деяния. Т. о., трагедия С. посвящена не изобр. того, как осуществились некогда полученные Эдипом прорицания, а неустанному поиску героем истины. Убедившись в ходе «трагического анализа» в совершенных по неведению преступлениях, Эдип ослепляет себя, считая это большим наказанием, чем смерть. Другой характер носит конфликт в «Антигоне», где юная героиня, дочь Эдипа, пренебрегая указом нового царя Креонта, хоронит своего брата Полиника, погибшего в междоусобной схватке сыновей Эдипа. Свое неповиновение царской воле Антигона объясняет тем, что соблюдение нрав, долга перед покойным братом диктуется ей вечным божеств, законом., к-рого не может поколебать никакой людской произвол. Напротив, Креонт, наделенный у С. типич. чертами тирана, считает свою волю более авторитетной, чем божеств, заповеди, и терпит крушение, теряя единств, сына и жену. К этим последствиям приводит его героич. бескомпромиссность Антигоны, готовой скорее умереть, чем изменить родств. долгу. Оба участника конфликта представляют собой воплощение положения, выдвинутого Протаго-ром о человеке как «мере всех вещей». Одн. Креонт явно переоценивает свои возможности, навлекая на город негодование богов, в то время как Антигона отвечает истинному представлению о человеке, измеряющем свое поведение верностью нравственному долгу, даже если это ведет к его гибели. Образ Антигоны в наибол. мере отвечает высказыванию С. о том, что он изображал человека «каким тот должен быть».

Падение общественной морали в годы Пелопоннесской войны заставляет С. смягчить нрав, проблематику поздн. трагедий. Их герои по-прежнему верны однажды принятому решению, но его осуществление, как правило, лишено трагич. содержания. Электра (одноим. трагедия) лелеет мысль о мести убийцам своего отца Агамемнона и готова даже свершить кару одна, когда до нее доходит известие о смерти брата. Одн., как только сообщение оказывается ложным, Электра без малейших колебаний присоединяется к брату в осуществлении мести. Гл. в ее образе - не вопрос о справедливости отмщения, а глубина страдания в одиночестве, для показа к-рого С. находит яркие краски. Престарелый Эдип, герой трагедии «Эдип в Колоне», находит убедительные слова для самооправдания, в то время как Эдип-царь в ранней трагедии брал на себя ответственность за поступки, оказавшиеся преступными помимо его намерения. Более сложная проблема возникает в «Филоктете». Гл. герой, оставленный еще до начала Троянской войны ахейскими вождями из-за тяжелой болезни на безлюдном о-ве, теперь нужен грекам, чтобы одержать победу. По плану Одиссея юный Неоптолем должен привезти Филоктета под Трою, пустив в ход обман, тун. честный Неоптолем при виде приступа болезни у страдальца отказывается от коварного плана, и перед ним возникает дилемма: остаться верным своей благородной природе или исполнить приказ ахейских вождей, изменив своим нрав, принципам. Возникшее противоречие разрешает появившийся в кач-ве «деус экс махина» Геракл, к-рый передает Филоктету волю богов: герой должен поехать под Трою, получить там исцеление и внести свой вклад в победу греков. Так решение конфликта между долгом благородного человека и обществ, пользой изымается из сферы деятельности людей и переносится на божеств, уровень - верный признак того, что в реальной жизни С. не видел средств для преодоления противоречия. Яркой обрисовке трагич. ситуации, характеристике вовлеченных в нее персонажей послужило увеличение С. числа актеров до 3. Повысив значение речевых сцен, С. соотв. сократил роль хора, хотя и увеличил число хоревтов до 15. С. приписывают также введение декоративной живописи. Его трагедии пользовались успехом и после смерти поэта, неоднократно возобновлялись и усиленно читались вплоть до самого конца античности, о чем говорит бол. число папирусов с отрывками из его драм., в т. ч. и не дошедших.

В.Я.

СОФРОН

СОФРОН (1-я пол. V в. до н. э.)

др.-гр. драматург, автор мимов. Происх. из Сицилии. Наск. можно понять по дошедшим фр-там, в т. ч. по папирусному, мимы С. делились по участвующим лицам на «мужские» и «женские»; возможно, они представляли монолог одного актера, выражавшего свои эмоции и одновр. обрисовывавшего окружающую обстановку. С. писал на местном дорийском наречии живым и простым языком, близким к разговорному.

В.Я.

СПАЛАТО

СПАЛАТО (совр. Сплит)

город в Далмации, где сохран. дворец имп. Диоклетиана (284 - 305). Построен в 293 - 305 н. э., план его повторял схему рим. лагеря. В комплекс входили жилые и хоз. помещения, храм и мавзолей, где в 316 был погребен император.

Е.А.С.

СПАРТА (ЛАКЕДЕМОН)

СПАРТА (ЛАКЕДЕМОН) - столица Лаконики (Пелопоннес). Основана в X в. до н. э. Сохран. храм Афины Меднодомной (VI в.), упоминаемый Павсанием; святилище царя Леонида, героя Греко-персидской^ войны; Артемиды Орфии (VI в.). В 5 км от С. известно святилище Менелая и Елены (VIII в.), в 7 км находился др.-гр. город Амиклы с храмом Аполлона.

Е.А.С.

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП (ок. 407 - 339)

др.-гр. философ, племянник Платона и глава Академии после его смерти в 347. Род. и ум. в Афинах. Диоген Лаэртский перечисляет 28 соч. С., в т. ч. диалоги «Аристипп Киренский», «Философ», «Кефал», «Лисий»; трактаты «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «Похвала Платону», «О пифагорейских числах»; письмо Филиппу II Македонскому и др., от к-рых дошли немногочисл. фр-ты. С. приписывается также авторство «Определений», соч., вошедшего в платоновский корпус. С. разделил чувственные и умопостигаемые вещи, сказав, что для первых критерием явл. чувств, восприятие, а для вторых - науч. разум. В отличие от Платона, он отличал божеств. Разум от Единого и Блага, приписывая ему собств. природу. Идея (эйдос) вещи получила в философии С. числовую представленность и толковалась лишь как математическое число. Согласно С., Единое явл. началом всех чисел. Платоновского демиурга С. отождествлял с Богом и Умом (Нусом) и называл декадой. В целом, С. продолжал развивать пифагорейскую тенденцию платонизма, принятую в поздн. период академ. деятельности Платона.

М.О.

СПОНДЕЙ

СПОНДЕЙ (греч.)

двухсложная стопа, состоящая из долгих слогов:

_ _

Н.Ш.

СТАБИИ

СТАБИИ - самнитский город на побережье Неаполитанского залива в Южн. Кампании, погиб в 79 н. э. при извержении Везувия. Раскопками сер. XVIII и XX вв. открыты виллы с росписями, некрополь VIII - II вв.

О.Т.

СТАДИОН

СТАДИОН (греч.)

открытое сооружение для атлетических состязаний, овальное в плане.

Е.А.С.

СТАСИМ

СТАСИМ (греч. стоячий)

песнь, к-рую в трагедии исполнял хор между эписодиями, оставаясь на орхестре. С. состоял из неск. пар симметричных строф и антистроф. Иногда такая пара или весь С. заключался эподом.

Н.Ш.

СТАЦИЙ, ПУБЛИЙ ПАПИНИЙ

СТАЦИЙ, ПУБЛИЙ ПАПИНИЙ (ок. 40 - ок. 95)

рим. поэт. Род. в Неаполе. Благодаря связям отца был хорошо принят при дворе. От его произв. до нас дошли 5 кн. стихотв. «на случай» под назв. «Сильвы» («Сады»), поэма «Фиваида» в 12 кн., рассказывающая о походе 7 вождей против Фив; а также начало незаконч. поэмы «Ахиллеида» (детство и юность героя). «Сильвы» были написаны в очень короткий срок и представляют собой небол. произв. на разл. темы. С. широко использует готовые формулы, шаблонные фразы и повторения. Стихотв., посвящен, имп. Домициану (81- 96), проникнуты чрезмерными похвалами и лестью. Привлекая мифолог, материал, С. часто вкладывает похвалу императору в уста к.-л. божества. Поэма «Фиваида» ориентируется на гомеровско-вергилиевскую традицию. Предназнач. для публ. чтений, она насыщена патетикой, разл. риторическими приемами и штампами.

Соч.: Фиваида. М., 1991.

Е.О.

СТЕЛА

СТЕЛА - вертикальная плита, прямоугольная или коническая, обычно из камня. Нередко имела декоративно оформленное завершение (фронтон, акротерий в верх, части), иногда - архит. обрамление (эдикулу). На лицевой поверхности стелы высекались надписи (декреты, надгробные эпитафии), рельефы, наносились гравированные и живописные изображения. Высота и пропорциональные соотношения С. менялись в зависимости от ее назнач. и времени создания. С. могла служить постаментом, но обычно она сама была памятником. Ее ставили в ознаменование какого-то события (мемориальная С.), в знак посвящения - приношение божеству, городу, правителю (вотивная С.) и как монумент над местом погребения (надгробная С.). Особенно были распространены др.-гр. стелы-надгробия, среди к-рых наиб, знамениты аттич. С. - блестящие образцы работы скульпторов VI - IV вв. до н. э. (Гегесо с.).

Е.А.С.

СТЕСИХОР

СТЕСИХОР (к. VII - 1-я пол. VI в.)

др.-гр. поэт. Род. и творил в Сицилии. Подлинное его имя Тисий, а С. («устроитель хоров») - прозвище. Александрийские филологи издали произв. С. в 26 кн.; до нас дошли отрывки разл. величины из неск. мелических поэм, в к-рых обрабатывались эпич. сюжеты, в т.ч. «Елена», «Разрушение Илиона», «Орестея», «Фиваида» (распря сыновей Эдипа, послужившая причиной похода семерых против Фив), «Герионеида» (сражение Геракла с трехтелым великаном Герионом). В обработке мифолог, материала С. развивал мотивы, намеченные в эпосе и допускал смелые новшества, воспринятые затем др.-гр. трагедией (напр., выдвижение на первый план в заговоре против Агамемнона его супруги Клитеместры или ее сон, предвещающий появление мстителя за убитого царя). В композ. плане заслугой С. явл. введение триады, придавшее хоровой мелике законч. форму (м. б., отсюда и данное ему прозвище). Впрочем, новые папирусные находки допускают предположение, что в произв. С. повествовательные части исполнялись между хоровыми партиями солистом (возм., самим поэтом).

В.Я.

СТИЛОБАТ

СТИЛОБАТ - верхние ступени субструкции или платформы (стереобата), на котором стоит колоннада.

Е.А.С.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ АНТИЧНОЕ

СТИХОСЛОЖЕНИЕ АНТИЧНОЕ - система ритмической организации поэтич. текста, возникшая в Др. Греции и основанная на чередовании кратких (U) и долгих (-) слогов. Единицей измерения кол-ва слога служит мора (лат. тога- длительность). Соотв. краткие слоги явл. одномерными, долгие - двухмерными. Определенная последовательность кратких и долгих слогов создавала стопу. Простейшие виды стоп - трехмерные, т. е. состоящие из краткого и долгого слога (ямб) или долгого и краткого (трохей). Поскольку долгий слог мог заменяться двумя краткими, возникал трибрах. К четырехмерным стопам относились дактиль и анапест, в крых 2 кратких слога могли заменяться долгим; так получался спондей. К пятиморным стопам относились кретик (- U -) и бакхий (U - - ), к шестиморным - ионики ( U U или U U ).

Объединение неск. стоп составляло в С. а. осн. ритмич. единицу поэтич. речи - стих: дактилический гексаметр (осн. размер эпоса) и пентаметр, ямбический триметр и диметр, трохеический тетраметр, используемые ямбографами. Иногда в пределах одного двустишия могли объединяться гексаметр и пентаметр (элегич. дистих) или дактили и ямбы, как в эподах Архилоха. Вм. с тем ямбы, трохеи и дактили употреблялись в мелике и хоровых партиях драмы, но обычно в др. видах стиха; из дактилей могли составляться диметры, триметры и тетраметры, из трохея - диметры. Сочетание хорея с ямбом образовывало очень употребительный в мелике хориямб. Размером мелодекламационных частей драмы служил анапестический диметр, иногда в чередовании с монометром. Пятиморные и шестиморные стопы употреблялись только в мелике и в хоровых частях драмы. Особым типом стиха в трагедийных хорах явл. дохмии, состоявшие из ямба и кретика или бакхия и ямба; одн. с заменой долгого слога двумя краткими возникало множ-во разновидностей дохмиев, призванных передать взволнованное состояние хора.

Из повторяющихся в определ. сочетаниях стихов в мелике возникали строфы, особенно сложные по своему ритмич. строению в ее хоровой разновидности и в трагедии. Разнообразие ритмич. единиц и почти неогранич. возможности их сочетания придавали хоровым партиям в мелике и в трагедии необыкнов. богатство звучания и эмоциональные окраски.

Рим. поэзия широко использовала декламац. размеры древ, греков (дактилич. гексаметр, ямбич. триметр), а в твор-ве Катулла и особ. Горация представлены многочисл. виды лирич. строф, с тем, одн., отличием от гр. поэзии, что они исполнялись без музыкального сопровождения.

В.Я.

СТОИКИ

СТОИКИ - др.-гр. филос. школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э. Происх. от названия портика в Афинах, расписанного Полигнотом (Пёстрая Стоя). Обычно различают: Древнюю Стою -кон. IV - нач. II в. (Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.); Среднюю Стою - сер. II - сер. I в. (Панзтий, Посидоний) и Позднюю Стою -сер. I - кон. II в. (Сенека Младший, Мусоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий). Осн. положением стоической философии было учение о сферич. космосе, имеющем одушевленную природу, к-рый сотворен Зевсом из огненной стихии и управляется при помощи всеобщего закона - Логоса. Логос явл. воплощением Зевса, объединяющим все космич. начала и создающим разум, организм. Развитие мира представляет собой циклический процесс рождения из огня и сгорания. Понятие Логоса включает в себя судьбу и необходимость. Логос обеспечивает внутр. космич. связь при помощи огненной пневмы (дыхания). Все существующее, согласно С., имеет телесную природу, одн. значение сказанного (лектон) нематериально. По мнению С., цель челов. жизни (счастье) состоит в умении жить согласно природе-Логосу и следовании судьбе, к-рые возможны лишь в результате приобщения к добродетели (знание единств, блага) и достижения полного безразличия ко всему остальному. Из того, что достойно безразличия, Панэтий выделял «надлежащее» и «непредпочтительное». Логика С. была тесно связана с изучением значения сказанного (лектона) в слове, предложении, речи и т. д., учением о звуках речи (диалектика) и включала в себя риторику. В рамках диалектики С. разработали положения, к-рые легли в основу науч. языкознания: разд. о подлежащих и сказуемых, прямых и обратных высказываниях, родах и видах, звуках, частях речи, о словах и т. д, В свою очередь, риторика подразделялась на совещательную, судебную и хвалебную. Традиц. деление антич. философии на логику, этику и физику у С. впервые приобрело догматический характер.

М.О.

СТРАБОН

СТРАБОН (ок. 64 до н. э. - ок. 20 н. э.)

рим. географ и историк. Происх. из Амасии (М.Азия). Жил в Александрии, ездил в Рим, много путешествовал. Осн. соч. С. - «География» в 17 кн. (др. крупн. соч. С. - «История» - не сохран.). Труд С. - важнейший источник сведений об антич. географии. Кн. 1 - 2 содержат ист, обзор, достижений геогр. науки, в кн. 2 С. критикует Геродота и Эратосфена. Кн. 3 посвящена описанию Иберийского п-ва (Испании); кн. 4 - Галлии, Британии и Альпам; кн. 5, 6 - Италии, Сицилии, Сардинии и Корсике; кн. 7 содержит краткое описание Центр, и Вост. Европы; кн. 8 - 10 посвящены Греции; кн. 11 - Кавказу и Средней Азии; кн. 12 - Каппадокии и Понту; кн. 13, 14 - зап. части М. Азии; кн. 15 - Индии и Цейлону, Персии и Мидии; кн. 16 - Месопотамии, Сирии, Финикии, Палестине и Аравии; кн. 17 - Африке, гл. обр. )Египту. В целом «География» представляет собой соч. научно-популярного характера, рассчитанное на широкий круг читателей. В XV - XVI вв. труды С. были переведены на лат. яз.

М.О.

СТРОФА

СТРОФА (греч. поворот)

1) в гр. хоровой лирике и в драме основной компонент партии хора, к-рую он исполнял передвигаясь по орхестре в одну сторону (строфа), затем - в др. (антистрофа);

2) в сольной лирике - совокупность двух и более стихов, составляющих интонационное и ритмическое единство.

Я.Ш.

СУДА (СВИДА)

СУДА (СВИДА) - толковый словарь, составленный в сер. X в. н. э. в Византии с использованием более ранних источников. Значит, часть статей посвящена лексике и этимологии (иногда фантастической). Ист.-лит. справки содержат мн. сведений об антич. авторах и утраченных произв.

Я.К.

СХОЛИИ

СХОЛИИ (греч. объяснение)

пояснения к непонятным местам древ, текста, составленные в античности или в сред. века. Возникли в школьной практике V в. до н. э. как пояснения к Гомеру. Писались обычно на полях текста.

Н.Ш.

СЦИПИОНА КРУЖОК

СЦИПИОНА КРУЖОК - группа поклонников гр. культуры в Риме, объединившихся вокруг буд. покорителя Карфагена Публия Корнелия Сципиона Младшего (ок. 185-129). Верность патриархальным рим. обычаям они стремились сочетать с более мягкими методами управления завоеванными землями, облегчением участи крестьянства. Идейную опору члены С. к. находили в гр. культуре IV - III вв., используя опыт Менандра и филос. школ эпохи раннего эллинизма. К С. к. примыкали, в частн., Полибий, Панэтий, Луцилий и Теренций.

Е.О.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV