Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

ДАКТИЛЬ

ДАКТИЛЬ (греч. палец)

трехсложная стопа, в к-рой долгий (ударный) слог предшествует двум кратким (безударным): - U U. Д. особенно часто использовался в гексаметре я пентаметре.

П. Ш.

ДАРЕТ ФРИГИЙСКИЙ

ДАРЕТ ФРИГИЙСКИЙ - автор «Истории падения Трои», напис. от лица очевидца Троянской войны. В своем труде Д. излагает все события Троянской войны, стараясь создать у читателя впечатление ист. достоверности и совершенно отказываясь от «божественного плана». Симпатии автора - на стороне троянцев. По дошедшей до нас лат. редакции произв. Д., его происх. и время написания относят к V - нач. VI в. На долю этой мистификации выпал огромный успех в Средневековье: его подлинность не вызывала сомнений, а само соч. служило основой для произв. на темы Троянской войны.

Е.С.

ДВЕНАДЦАТЬ ТАБЛИЦ

ДВЕНАДЦАТЬ ТАБЛИЦ (сер. V в. до н. э.)

первая кодификация рим. законов. Послужили осн. источником рим. публ. и част, права. Текст Д. т., дошедший фрагментарно, сохран. неизменным в цитатах рим. грамматистов, в бол. же части представлен в модернизованной форме, поск. уже в III в. до н. э. мн. архаич. слова и формы стали непонятны. Д. т. интересны как ранний документ рим. обычного права (право собственности и ее приобретения, долговое право, система наказаний, отношения в семье и т. д.) и как памятник архаич. периода лат. яз.

Б.Х.

ДЕВУШКА ИЗ АНЦИО

ДЕВУШКА ИЗ АНЦИО - мраморная статуя жрицы в Нац. музее в Риме, ок. 240 до н. э.

Д.М.

ДЕДАЛ

ДЕДАЛ - полумиф. художник из Афин, строитель Лабиринта на о-ве Крит. Поскольку имя Д. - первое имя художника, сохран. в др.-гр. традиции, с ним условно связывается нач. монумент. скульптуры в Греции (VII в. До н. э.), а ее стиль называется «дедаловским». Предание о статуях Д. сохранено Диодором (IV, 76).

Д.М.

ДЕЛОС

ДЕЛОС - о-в в Эгейском море, знаменитое святилище Аполлона (по мифу, Д. - место рождения Аполлона и Артемиды). С XV в. на Д. известно микен. поселение, с X в. о-в заселен ионийцами. В VII в., когда Д. стал центром Ионийской лиги, Афины учредили здесь Делийские игры. С 479 по 425 - центр Афинского морского союза. После 425 Афины лишают о-в независимости, лишь после 314, с помощью Македонии, Д. становится эконом, свободным, с 168 - под протекторатом Рима. Раскопками вскрыта обширная площадь города (1 га) с многочисл. постройками и Священной гаванью, откуда через Фестивальные ворота можно было подняться на свящ. участок, основанный в IX - VIII вв., с храмами Аполлона. Наиб, ранний сохран. храм - VI в.; самый бол. дорич. периптер (6 х 13 колонн) был сооружен Афинами в 480, они же в 420 возвели небол. дорич. храм «Семи статуй», с семью колоннами по обоим торцам. С микен. вр. здесь существовал алтарь Артемиды, в VII в. на его месте строится первый храм богини, во II в. - новый. Вне святилища, вдоль Дороги Процессий, стояли статуи громадных львов (VI в.). Рядом с Дорогой, ведущей в храм Латоны, обнаружены агора Фемистокла, театр, храмы. Город, с двумя гаванями, агорой и храмами, располагался к югу, в рим. вр. он значительно разросся. Множество богатых домов, украшенных мозаиками (знаменита с Дионисом, сидящим на пантере), сохран. на высоту стен до 1,5 м.

Е.А.С.

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ВОЗНИЧИЙ

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ВОЗНИЧИЙ - бронзовая статуя в музее Дельф, посвящение Полизала из Гелы, 478 - 474.

Д.М.

ДЕЛЬФЫ

ДЕЛЬФЫ - общегр. святилище с оракулом Аполлона в Фокиде (Центр. Греция). Основано в микен. время как оракул Геи и Посейдона, называлось Пифон. По мифу, Гея передала святилище Фемиде, та - Аполлону. Календарь Д. критского происхождения. По нему Пифийские игры имели снач. девятилетний цикл, затем стали отмечаться в каждый третий год Олимпиады. Оракул в Д., первонач. раз в году, давал предсказания устами Пифии, текст их расшифровывался жрецом-пророком. Комплекс Д. делился на свящ. участки Аполлона и Афины и город: гимнасий с палестрой, Кастальский источник, стадион и некрополь, предместье. Участок Аполлона располагался на неск. террасах, соединенных Священной дорогой с памятниками и сокровищницами по сторонам. Древнейшая сокровищница-коринфян (VII в. до н. э.). Сохран. храм Аполлона (дорич. периптер) был построен в IV в., в известняке, перед входом были начертаны изречения семи мудрецов. Перед ним - алтарь Аполлона, где испрашивалось разрешение на обращение к оракулу. Адитон, видимо, имел подземную часть, где находились омфал - «пуп земли», статуя Аполлона и треножник Пифии.В сев.-зап. углу участка располагался театр на 5000 зрителей. Свящ. участок Афины Пронайи, также на террасах, основан в микен. вр. Он включал храм Афины - VI в., разрушенный землетрясением, и новый, IV в. дорич. периптер без опистодома, частично сохран. Свящ. дорога также соединяла храмы, сокровищницы и толос.

Лит.: Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977;

Е.А.С.

ДЕМАД

ДЕМАД (ок. 380-319)

др.-гр. оратор. Род. в Афинах. Выступал против Демосфена. После битвы при Херонее в 338, попав в плен, сумел убедить македон. царя Филиппа заключить мир с Афинами, известный под его именем. Д., выходец из бедных слоев, хотя и не получил образования, был блестящим оратором-импровизатором и нередко своими речами побеждал Демосфена. Приписываемая Д. рукоп. речь «О двенадцати годах» явл. поздней подделкой.

Я.Ш.

ДЕМЕТРИЙ

ДЕМЕТРИЙ - 1) др.-гр. философ, оратор и гос. деятель (ок. 350 - 283) Происх. из Фалера, портового предместья Афин. В 317 - 307 - правитель Афин. Один из представителей школы перипатетиков, ученик Феофраста. Д. отдавал предпочтение аристократ, гос. устройству, разделяя полит, установки Аристотеля. Когда в Афинах была восстановлена демократия, Д. бежал снач. в Фивы, а затем, в 297, в Египет, где находился при дворе Птолемея I Сотера. Д. был одним из основателей Александрийской б-ки и Мусейона. Многочисл. соч. Д. (45 работ этич., полит, и историко-лит. характера) утеряны, сохран. лишь отд. фр-ты, напр. собр. изречений «семи мудрецов». Самостоятельной филос. концепции не имел.

М.О.

2) Др.-гр. ритор (ок. I в. н. э.), автор трактата «О стиле». В отличие от предшественников выделяет не три, а четыре стиля: простой, или скудный, величественный, или торжественный, изящный, или гладкий, мощный, или сильный. Разрабатывает учение о соединении стилей: возможны разл. сочетания стилей, лишь величественный и простой исключают друг друга. Трактат отличается краткостью формулировок и обилием удачно подобранных примеров.

Р.З.

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ - др.-гр. философ, ученик Левкиппа, основоположник атомистики. Происх. из Абдер (Фракия). Совершил путешествия в Египет, Вавилонию, Персию, Аравию, Индию и Эфиопию; слушал Филолая, знал Анаксагора и Гиппократа. По названиям известно 70 соч. Д., от к-рых до нас дошли многочисл. фр-ты. В качестве первоначала Д. выдвинул не одну, а бесчисленное множ-во субстанций (атомов), совокупность к-рых обозначил понятием бытия. Др. начало - небытие (пустота) - бесконечное пространство, где происходит хаотическое движение атомов. Все чувственно-воспринимаемое возникает из соединения атомов, не существуя в действительности в своих качеств, характеристиках. Сами атомы представляют собой мельчайшие, неделимые (из-за твердости) частицы, не имеющие качеств. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадением. Атомы различаются по форме, положению и порядку (очертание, поворот и соприкасание); их беспорядочн. движение приводит к сцеплению друг с другом и образованию всех чувственно-восприним. вещей. Говоря о беспорядочном (беспричинном) движении атомов и о возникновении и гибели миров, Д. вместе с тем полагал, что все совершается по некоей необходимости (судьба), к-рая неясна и непостижима и для человека фактически отождествляется со случайностью. И все же, по Д., следует стремиться обнаружить причину каждого явления, на это и направлено подлинно филос. познание. Известно изречение Д., что он «предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели стать перс, царем». Утверждая, что атомы по природе неподвижны, Д. считал, что они движутся вслед, удара. Чувственное восприятие Д. объяснял истечением атомных потоков с восприним. тела. Т.о., все чувственно-восприним. существует в мнении людей, в зависимости от их ощущений, к-рые фиксируют изменения вещей, но не познают их в действительности. Истинны только умопостигаемые сущности (атомы), недоступные для чувственного восприятия. В основе космогонии Д. лежит концепция Левкиппа о космич. вихрях, порождающих бесчисл. миры. Эти миры существуют в бескон. Вселенной, они разл. величины, формы; возникают и разрушаются через определенные . промежутки вр. Время у Д. не имеет начала, т. к. обозначает изменение бытия, к-рое происходит вечно. Земля нашего мира возникла раньше светил; Луна расположена ниже Земли, затем Солнце и далее неподвижные звезды. Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии принимать в себя ч.-л. извне. По свид-ву Аристотеля, душу Д. отождествлял с умом, а мышление - с ощущением, но вряд ли следует понимать под мышлением филос. познание. Вер. всего, это мнение людей, основанное на опытном восприятии. Д. считал душу смертной, а челов. организм уподоблял космосу, называя его микрокосмом. Д. признавал существование богов в виде соединений огненных атомов, к-рые живут дольше людей, но не бессмертны. Д. различал критерии постижения чувственных явлений, науч. исследования и непосред. ощущения, а в качестве способа познания принимал только умозрит. рассуждение. В обл. эстетической деятельности человека Д., по-вид., первым провел водораздел между прикладными искусствами, требующими обучения, и собственно худож. твор-вом, невозможным без вдохновения, к-рое не поддается рациональному объяснению. Сохран. отрывки из соч. Д. по физике, математике, биологии, этике, астрономии. По нек-рым сведениям, Д. составил карту ойкумены, основываясь на данных своих путешествий. В области гос. управления Д. был сторонником демократического устройства. Атомизм Д. получил дальнейшее развитие в философии Эпикура и поэме Лукреция.

М.О.

ДЕМОСФЕН

ДЕМОСФЕН - др.-гр. оратор и полит, деятель. Род. в семье владельца оружейной и мебельной мастерских в Афинах. В 7 лет лишился отца, а недобросовестные опекуны растратили юз наследство Д. Самост. жизнь начал с судебного процесса против опекунов (364; речь Д. сохранилась). Процесс Д. выиграл, одн. взыскать имущество не удалось, и Д. начал зарабатывать на жизнь, составляя речи для выступающих в суде. Затем он обратился к полит, деятельности, но первое выступление перед согражданами было неудачным. Д. не пал духом, а упорными занятиями устранил свои физ. недостатки (слабость голоса и картавость) и в дальн. с блеском выступал на публике. Оратор, мастерству Д. учился у Исея, у к-рого заимствовал строгую логику доказ., сжатость рассказа, простоту слога, любовь к ритор, вопросам. Д. впитал также достижения своих предшеств. Лисия и Исократа. Время деятельности Д. падает на трагич. период в жизни Афин и всей Греции. Истощенная междоусобицами и соц. распрями Эллада не смогла оказать достойного сопротивления захватническим действиям снач. Филиппа Македонского, а затем его сына Александра. Внутри Афин существовала значит, группа богатых и влиятельных людей, во гл. с Эсхином, к-рые добивались мира с Филиппом любой ценой. Д. отчетливо разглядел стремление Филиппа подчинить себе Грецию и все силы направил на противодействие этим попыткам. В 351 он произнес свою первую речь против Филиппа, и это сразу выдвинуло его в ряды борцов за независимость Греции. Вскоре Д. сделался главой антимакедон. партии в Афинах. Причем участвовал в борьбе не только словом: в битве при Херонее в 338, в к-рой объединенные силы эллинов были разбиты Филиппом, Д. сражался как простой воин. Противники из промакедон. группировки не брезговали никакими средствами, чтобы дискредитировать Д. Они добились своего в 324, когда Д. принужден был отправиться в изгнание, не сумев доказать свою невиновность в запутанном вопросе о деньгах, привезенных в Афины бежавшим от Александра Македонского его казначеем Гарпалом. Изгнание было непродолжительным. Торжественно возвращенный в Афины после смерти Александра, Д. деятельно призывал к восстанию против македонян. Это восстание (т. н. Ламийская война) законч. поражением Афин. Д. был вынужден бежать на о-в Калабрию (у вост. побережья Пелопоннеса). Настигшим его воинам он сказал, что напишет письмо друзьям, закусил кончик тростникового пера, в к-ром был быстродействующий яд, и умер.

Под именем Д. сохран. 61 речь (20 из них совр. наука признает неподлинными), 56 вступлений к речам и 6 писем. Все речи Д. можно разделить на три группы: судебные по частным делам, судебно-полит., полит. В судебных речах по част, делам (364 - 345), произнесенных лично (XXVII) или написанных в качестве логографа для др. (LI, LV, LVII, LXI), Д., много заимствовавший у Лисия, дает яркие, живые картины совр. ему быта. Аргументация его точна и конкретна. Судебно-полит. речи, в силу их специфики, имеют общие черты как с судебно-част., так и с полит, речами Д. (XX, XXII, XXIII). Наиб, яркие из них - речи «О преступном посольстве» (XIX - 343) и «За Ктесифонта о венке» (XVIII - 330), направленные против Эсхина. Гл. в наследии Д. считаются полит, речи, среди к-рых выделяются 8 речей против Филиппа (т. н. «Филиппики»), произнесенных между 451-441: три «Олинфские» (I - III), три против Филиппа (IV, VI, IX), «О мире» (V), «О делах в Херсонесе» (VIII). Свои речи Д. тщательнейшим образом готовил, противники в насмешку говорили, что его речи пахнут маслом. Одн. Д. не следует жесткому плану речи, но сохран. непринужденность и живость, чему в немалой степени способствует приостановка речи ритор, вопросами: «Что же это на самом деле значит?», «В чем причина?» и т. п. Вступ. Д., в отл. от речей Исократа, краткие и энергичные. Он, как правило, заявляет некую сентенцию, к-рую в дальн. будет развивать. В судебных речах Д. напоминает судьям об их судебном и гражд. долге. В гл. части речи повеств. иногда сведено до минимума, а все усилия направлены на доказ., при этом не всегда их можно отделить от опровержения доводов противника. Д. - величайший мастер именно устного красноречия, когда оратор должен убедить слушателей здесь и сейчас. Отсюда проистекают особенности его иск-ва. Начиная новый структурный раздел речи, он наперед раскрывает его содержание, в процессе изложения нередко подводит итоги сказанному, т. е. неоднократно повторяет то, что считает нужным вложить в сознание слушателя. В заключ. обычно подводит итог, резюмируя доказ., а в полит, речах рекомендует народу выбрать из предложений ораторов наиб, полезное для гос-ва. Из этого стремления убедить происходит страстный пафос речей Д., выделяющий его среди всех ораторов Греции. Дионисий Галикар-насский писал о модуляциях голоса, жестикуляции, мимике Д., к-рыми тот необычайно увлекал слушателей. Одн. и при чтении речи Д. производят очень сильное впечатление благодаря блестящему владению всеми выработанными к тому времени приемами оратор, иск-ва. Подобно Исократу, Д. пользуется приемом период, деления речи, одн. демонстрирует удивительное богатство вариантов построения периодов и фразы, и речь его никогда не бывает монотонной. Уже древние отмечали, что Д. свободно соединял и варьировал ритор, стили в зависимости от требований содержания, что придавало его речам бол. силу убеждения. Даже Филипп будто бы говорил, что, если бы он слышал речи Д., то голосовал бы за войну против себя. Д. широко применял различные тропы, в част, метафоры, источником к-рых нередко был язык гимнастического стадиона; антитезы («век нынешний и век минувший»); соединение синонимов в пары («знайте и понимайте»); олицетворения, напр, природы Аттики; «фигуры умолчания», в результате к-рых слушатели сами делают дополнения к рассказу оратора. Нередко Д. приводил в речи воображаемый диалог с противником. Язык речей - чистейший аттич. С именем Д. связано развитие нового стиля красноречия, назв. «мощным». Послед, поколения называли Д. просто Оратором.

Соч.: Речи. М., 1954

Н.Ш.

ДЕУС ЭКС МАХИНА

ДЕУС ЭКС МАХИНА (лат. бог из машины)

в др.-гр. трагедии драмат. прием, состоящий, в появлении в конце пьесы к.-н. бога, к-рый своим присутствием развязывает неразрешимое противоречие.

В.Я.

ДЕЯНИЯ АЛЕКСАНДРА

ДЕЯНИЯ АЛЕКСАНДРА - памятник позднеантич. псевдоистории, сказочная повесть об ист. лице, основное содержание к-рой - вост. поход Александра Македонского. В центре внимания автора не столько воен. подвиги, сколько приключения Александра и его войска. Герой попадает в обл. великанов, карликов, людоедов, в местности со странной природой, с необычными животными и растениями. Ему зачаст. приходится играть только пассивную роль. Этот роман был написан на гр. яз. и приписывался историку Каллисфену (IV в. до н. э.), одн. ему не принадлежал. Д. А. пользовались широкой известностью в течение мн. веков и были переведены на разные языки (сирийский, армянский, эфиопский, славянские). Особ, ценной явл. лат. версия, носящая имя переводчика Юлия Валерия (к. III - нач. IV в.). До нас дошли многочисл. редакции на разных яз. Искл. велика была популярность романа в средневековье. К XVI в. насчитывалось свыше 90 обработок Д. А. Повести об Александре были хорошо известны также в Древней Руси начиная с XIII в.

Е.С.

ДИАДУМЕН

ДИАДУМЕН (греч. юноша, обвязывающий голову лентой)

утраченная бронзовая статуя работы Поликлета (ок. 430 - 420). Известна в копиях.

Д.М.

ДИАЛЕКТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ

ДИАЛЕКТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ - языковые группы, сложившиеся к VIII - VII вв. в Др. Греции. Различают 4 осн. группы: 1) ионийско-аттическая, охватывавшая Аттику и малоазийскую Ионию, восходила к материковому протоионийскому Д. Сыграла важнейшую роль в формировании др.-гр. яз.; 2) южно-ахейская, включающая Д. Аркадии, Кипра и Памфилии. Представляла собой остатки былого яз. единства племенных союзов т. н. «героического» века. К этой группе примыкает яз. крито-микенских надписей; 3) северо-ахейская (эолийская), охватывавшая о-в Лесбос, Фессалию и Беотию. Оказала влияние на формирование древнейшего поэт. яз. эпоса и лирики; 4) западная, включающая говоры сев.-зап. Греции (Этолия, Локрида, Элида) и дорийский Д. Оказала незнач. влияние на развитие лит. яз. Дорийский Д. был в употреблении на южн. Кикладах, о-ве Крит, южн. и сев.-вост. Пелопоннесе.

Лит.: Казанский Н. Н. Диалекты др.-греческого языка. Л., 1983

Н.Г.

ДИАНА ВЕРСАЛЬСКАЯ

ДИАНА ВЕРСАЛЬСКАЯ - мраморная статуя Артемиды в Лувре. Римская копия утраченного оригинала круга Леохара (3-я четв. IV в. до н. э.).

Д.М.

ДИАТРИБА

ДИАТРИБА (греч.)

лит. жанр, созданный философами-кмныколш. Имела форму живой, не лишенной театральности беседы на морально-филос. темы, пересыпаемой анекдотами, поговорками, цитатами из древ, и совр. поэтов, диалогами с воображаемым оппонентом. Д. отличалась простотой и нередко грубоватостью. Особенно прославился в этом жанре Бион Борисфенит, умело использовавший в своих Д. приемы риторики.

Н.Ш.

ДИДАСКАЛИЯ

ДИДАСКАЛИЯ - в др.-гр. театре запись, сделанная по результатам твор. состязания драматургов. В нее заносились вр. постановки, имена поэтов, назв. пьес и занятые ими места. Свод Д. за V - IV вв. сделал еще Аристотель, у к-рого черпали свед. позднейшие ученые, в т. ч. александрийские филологи, сопровождавшие Д. свои изд. классич. авторов. Сохран. отрывки Д. в виде надписей на мраморных плитах.

В.Я.

ДИДИМ

ДИДИМ - александрийский филолог (2-я пол. I в. н. э.), славившийся ученостью. Его труды, не являясь самост. исследованиями, подвели итог всей александрийской науке. За способность усвоения огромного материала современники назвали его «человеком с медными внутренностями». Число составленных им книг доходило до 3500; собр. в них свед. из всех обл. античной филологии широко использовались последующими поколениями ученых.

В.Я.

ДИДИМА

ДИДИМА - гр. культовый центр с оракулом Аполлона, в 20 км от Милета, откуда к храму шла Свящ. дорога с посвятительными статуями. С архаич. вр. имел мировое значение: известны дары храму фараона Нехо, перс, царя Креза. По Павсанию, свящ. участок Аполлона древнее первого ионийского поселения. По археолог, данным, первое святилище сооружено в VIII - VII вв., тогда же устроен алтарь. В VI в. строится новый храм - диптер с наосом без перекрытия. На открытой площадке его стоял отд. храм для культовой статуи, перед входом был круглый алтарь. В к. IV в. храм был реконструирован архитекторами Пеонием и Дафнием как диптер еще больших размеров, на высокой многоступенчатой платформе и со спец. помещением, где записывался и разъяснялся оракул. Храм для статуи, также находившийся внутри открытого наоса, был построен в аттич. стиле. Весь комплекс, включая алтарь перед храмом и стадион к югу от него, частично сохранился.

Е.А.С.

ДИКТИС

ДИКТИС - автор «Дневника Троянской войны», мнимый участник похода. Его труд представляет собой историзован-ную мифолог, хронику, в к-рой автор устраняет чудеса, божественное вмешательство и вносит многочисл. изменения в предание. Язык «Дневника» позволяет отнести его написание к IV в. н. э. Именно в это вр. в рим. гос-ве появляются прозаич. произв., построенные на ист. основе, но принадлежащие к занимательной литературе. В средневековье «Дневник» пользовался успехом и служил источником для мн. произв. о Троянской войне.

Е.С.

ДИМЕТР

ДИМЕТР - стих, состоящий из двух пар стоп (диподий), каждая из к-рых объединена одним сильным ударением. Был распространен ямбический и трохеический Д. Два Д. составляли тетраметр.

Н.Ш.

ДИНАРХ

ДИНАРХ (362/361-290)

др.-гр. оратор. Родом из Коринфа, юношей прибыл в Афины, получил образование у Феофраста. Стал логографом, что позволило ему разбогатеть и играть нек-рую роль в политике. Из мн. речей Д. сохран. три, предназначенные для процесса по поводу денег, привезенных в Афины сбежавшим от Александра Македонского его казначеем Гарпалом. В речи «Против Демосфена» Д. рисует Демосфена как взяточника, лжеца и интригана. Оратор, мастерство Д. невелико.

Н.Ш.

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ, ЛАЭРТИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ, ЛАЭРТИЙ - др.-гр. писатель-биограф, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Происх., вер., из карийского г. Лаэрты. Первое упоминание о Д. Л. принадлежит Стефану Византийскому (VI в. н.э.). Соч. Д. Л. состоит из 10 кн. и представляет собой биогр. историю гр. философии от Фалеса до Хрисиппа. Стиль Д. Л. характеризуется свободной манерой изложения: биогр. данные причудливо переплетаются с весьма вольной интерпретацией филос. взглядов. Д. Л. приводит бесчисл. множ-во мелких, подчас курьезных, подробностей, нередко искажая концепции антич. философов или вовсе забывая о них. Вместе с тем труд Д. Л. содержит важные свед. по гр. филос. и науке; дает яркое представление о гр. образе жизни. Ссылки на многие несохран. соч. и трактаты делают книгу Д. Л. незаменимым источником для любых иссл. в данной обл., а мастерство изложения и увлекательность - незаурядным лит. произв. О жизни и филос. воззрениях самого Д. Л. ничего не известно.

М.О.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 410 - 320)

др.-гр. философ-киник, последователь Антисфена. Род. в Синопе (М. Азия), в молодости был изгнан из города по обвинению в изготовлении фальшивых денег и ок. 385 прибыл в Афины. В зрелом возрасте Д. много путешествовал, нек-рое вр. жил в Коринфе. Из соч. Д. (7 трагедий и 14 диалогов этич. характера) ничего не сохранилось, о них можно судить лишь по пересказам антич. авторов. Известны многочисл. притчи и анекдоты, связанные с Д., к-рые рисуют образ философа-аскета (по преданию, Д. жил в бочке), ядовитого и остроумного собеседника, неутомимого проповедника кинической добродетели (разумного, осознанного возвращения к естественной природе) и ниспровергателя гос. и обществ, морали. По сравнению с Антисфеном, кинизм Д. носил более радикальный и бескомпромиссный характер, напр, он ввел понятие космополитизма, проповедовал общность жен и детей, отрицал необходимость семьи и брака, усилил аскетический элемент и индивидуализм. Учеником Д. был Кратет Фиванский.

М.О.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ - др.-гр. историк. Род. в Агирии (Сицилия). Долгое вр. жил в Риме, объездил бол. часть Европы и Азию, был в Египте. Д. С. - автор «Исторической библиотеки» в 40 кн., в к-рых представлены свед. по истории, философии, религии и мифологии Греции, Италии, Сицилии и народов Востока с мифолог, вр. до сер. I в. до н. э. Из трудов Д. С. полностью сохран. кн. I - V, и XI - XX, из остальных - только фр-ты. Несмотря на компилятивность и нек-рые хронолог, неточности, соч. Д. С. имеет бол. ценность, т. к. он использовал труды историков, не сохранившиеся до нашего вр., а о нек-рых из них известно только благодаря Д. С. «Библиотека» Д. С. особенно важна для истории Сицилии и Греции с к. V в. до н. э.

Е.С.

ДИОНИСИИ

ДИОНИСИИ - в Др. Греции празднества, справлявшиеся в честь бога плодородия Диониса. Для истории др.-гр. лит. особ, важны Великие (Городские) Д., учрежд. ок. 534 до н. э. афинским правителем Писистратом. Они были приурочены к весеннему равноденствию (к. марта - нач. апр.) и отмечались торжественно в теч. 5 дней. В состав Великих Д., наряду с культовой процессией, исполнением дифирамбов и хорами ряженых (1-й день) входило состязание авторов комедий (от 3 до 5 в теч. 2-го дня) и трагич. тетралогий (каждой отводилось по одному дню). Трагедии стали регулярно представлять на Вел. Д. ок. 500, комедии - в 486, и такой порядок сохран. на протяжении всего V в. до н. э. В IV в. 1-й день стали отводить для возобновляемых трагедий старых поэтов. В к. дек. - нач. янв. праздновали Сельские (или Малые) Дионисии, которые справлялись по демам (административн. единицам Аттики). Основу Сельских Д. составляли ритуальная процессия (она опис. Аристофаном в «Ахарнянах») и состязание хоров ряженых, послужившее одним из источников др.-гр. комедии. Устраивали также показ комедий и трагедий, вер., уже прошедших в Афинах.

В.Я.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ (ок. 55 - ок. 8)

др.-гр. ритор и историк. Род. в Галикарнассе (М. Азия), в 30 переехал в Рим, где прожил 22 года. Написал «Древнюю историю Рима» в 20 кн., от легендарных вр. до 1-й Пунической войны. Целиком сохран. кн. I - IX. Д. Г. стремился доказать родство римлян с греками, чтобы обосновать подчинение последних римлянам. К использованным материалам из рим. анналистов Д. Г. относился без достаточной критики. Д. Г. писал также лит.-крит. трактаты об ораторах и историках (Лисий, Исократе, Фукидиде, Демосфене и др.), а свои эстет, взгляды наиб, полно отразил в соч. «О соединении слов». С т. зр. Д. Г. обязательная в речи красота нужна для оформления фр-ты. Одержал 3 победы на Ленеях. Персонажи Д.: воин, парасит, сводник, гетера, повар (сохран. его бол. монолог с изложением теории кулинарного иск-ва). Названия «Данаиды», «Геракл», «Тесей» указывают на мифолог, пародию. В комедии «Сапфо» Д. изобразил возлюбленным поэтессы Архилоха. Две пьесы Д. послужили источником для комедий Плавта («Жребий» и «Канат»), сцену из комедии Д. «Вместе умирающие» использовал в «Братьях» Теренций.

В.Я.

ДИОН ХРИСОСТОМ, ЗЛАТОУСТ

ДИОН ХРИСОСТОМ, ЗЛАТОУСТ - др.-гр. оратор и философ, представитель 2-й софистики. Увлекался кинико-стоической филос. От Д. сохранилось 80 речей небол. объема на полит., моральные и этич. темы. Особенной известностью пользовались «Евбейская» и «Борисфенитская» речи, где Д. рисует идиллическую картину жизни простых людей на лоне природы. В кинических речах, нередко имеющих форму диалога, Д. устами Диогена критикует совр. ему действительность. За литературное мастерство потомки прозвали Д. Златоустом.

Н.Ш.

ДИФИРАМБ

ДИФИРАМБ - в др.-гр. хоровой мелике песнь, входившая в состав культа бога Диониса. Лит. форму придал Д. на рубеже VII-VI вв. Арион, после чего Д. стал строиться на чередовании хоровых партий, составленных из симметричных строф, с сольными песнями корифея (ср. более поздн. дифирамб «Тесей» у Вакхилида). Эта форма Д. послужила исходным пунктом для возникновения трагедии, при том что и содержание Д. достаточно рано вышло за пределы круга мифов, связанных с Дионисом. На протяжении V - IV вв. Д. сохран. в Афинах как самост. разновидность мелики в составе Вел. Дионисий; здесь его исполняли в порядке творческого соревнования хоры из 50 чел. Писали Д. такие знаменитые поэты, как Симонид, Пиндар, Вакхилид. .Во 2-й пол. V в. появл. тенденции, направленные на разрушение изнач. формы Д.: поэты начинают отказываться от симметрии строф, увеличивают сольную партию, усложняют муз. сопровождение, к-рому часто придается самодовлеющее значение, пока в твор-ве Тимофея хоровой Д. не уступает место сольной песне в свободных метрах. В Афинах интерес к Д. падает на рубеже IV-III вв., хотя в др. городах Греции (напр., на о-ве Делос) Д. исполнялся еще в 172 до н.э.

В.Я.

ДОДОНА

ДОДОНА - древнейшее святилище античности, в Эпире (Сев. Греция). До греков здесь существовал культ богини земли, Матери богов. С распространением культа Зевса Богиня отождествляется с его женой - Дионой, сам он получает прозвище Фегонайос (тот, кто живет в дубе). По ветвям дуба и полету голубей читался оракул. В V в. до н. э. был построен храм.

Е.А.С.

ДОНАТ ЭЛИЙ

ДОНАТ ЭЛИЙ - рим. грамматик, комментатор Теренция и Вергилия. Соч. Д. широко использовались в средневековье (а в переработанном виде - и до XVIII в.) для изучения лат. яз. Среди учеников Д. был св. Иероним. Из трудов Д. до нас дошли: его гл. творение, грамматика лат. яз., состоявшая из 2 ч.,- «Малая грамматика», для начинающих, и «Большая грамматика», для углубленного изучения лат. яз.; коммент. ко всем комедиям Теренция; частично - коммент. к Вергилию.

М.Т.

ДОРИФОР

ДОРИФОР (греч. копьеносец)

знаменитая статуя Поликлета. «Ее художники зовут Каноном и получают из нее, словно из какого-нибудь закона, основания своего искусства, и Поликлета считают единственным человеком, который из произведения искусства сделал его теорию» (Плиний Старший). В Д. принято видеть воплощение системы, разраб. Поликлетом в спец. трактате о пропорции - утраченном для нас «Каноне». Несохран. оригинал статуи идентифицирован теперь с типом, дошедшим в неск. репликах, лучшая из которых (мраморная) была найдена в Помпеях и хранится сейчас в Неаполе. Бронзовый оригинал датируется ок. 450 - 440.

Д.М.

ДРОМОС

ДРОМОС - длинный проход, ведущий в погребальную камеру, часто под курганом.

Е.А.С.

ДУГГА

ДУГГА - древ, поселение в Сев. Африке, центр пунической и нумидийской культ., о к-рой напоминает мавзолей II в. до н. э. Во II - III вв. - рим. город с многочисл. жилыми домами с великолепными мозаиками, храмами, термами, триумф, арками. Хорошо сохран. ансамбль форума (к. III в.), Капитолий (166), рыночная площадь с храмом Меркурия, театр (168 - 169, 3500 мест), расположенный на склоне холма.

Лит.: Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Древний мир. М., 1980. С. 166-168; Сидорова Я. А., Чубова А. Я. Искусство Римской Африки. М., 1979..

О.Т.

ДУРА-ЕВРОПОС

ДУРА-ЕВРОПОС - город в Сев. Месопотамии на р. Евфрат; осн. ок. 300 до н. э., с 165 подчинен Риму. Имел строго геометр, планировку; многие улицы из-за рельефа местности сделаны в виде лестниц. Раскопками (с 1922) открыты крепостные стены времени эллинизма (до 20 м вые.), а также росписи многочисл. храмов и синагоги (244 - 245), отличающиеся иератической неподвижностью и фронтальностью фигур.

Лит.: Сидорова Н. А., Стародуб Т. X. Города Сирии. М., 1979.

О.Т.

ДУРИС

ДУРИС (перв. треть V в. до н.э.)

др.-гр. вазописец, возм., с о-ва Самос; имя его сохран. на 31 вазе, всего Д. приписывают более 200 ваз, гл. обр. киликов. Его тонкие, изысканные по рисунку композиции, с широким применением разбавленного лака в деталях, разнообразны по сюжетам, охватывая как мифы, так и бытовые сцены.

О.Т.

Предыдущая страница Следующая страница