Народы и религии мира
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОР"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОР"-"ПЯТ")

ПОРРИДЖ

порридж, овсяная каша у народов Великобритании. Обычно готовится на завтрак.

ПОРСА

порса, рыбная мука, приготовляемая из юколы, у рыболовческих народов Сибири.

ПОРШНИ

поршни, постолы, примитивная обувь из одного или несколько кусков кожи, стянутая на щиколотке ремнём. Смотри также Мокасины, Опанки, Чарык.

ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТЕСТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

потеста́рная организа́ция (от лат. potestas — власть), система властно-управленческих институтов в доклассовом, или дополитическом (предполитическом, предгосударственном), обществе; догосударственная организация власти. Генезис потестарной организации связан со специализацией функции руководства хозяйственной и социальной сферами жизни первобытного общества. Первоначально потестарная организация была основана на авторитете и престиже предводителей (бигменов, старейшин, вождей) наряду с различными формами первобытного народовластия (собрания сородичей, общинников; советы старейшин). В позднепервобытных обществах появляются особые институты власти: мужские союзы, тайные союзы, племена, советы вождеств и союзов вождеств, дружины. В целом, для потестарной организации характерна нерасчленённость или неполная расчленённость управленческих, социально-экономических и идеологических (религиозных, ритуальных) функций. Отношения власти строились на базе родственных отношений и половозрастной стратификации (см. Возрастная организация, Системы родства) или их имитации (на поздних этапах). Пережиточные формы потестарной организации встречаются во многих архаических обществах (тайные общества, крестьянские братства) и в большинстве развивающихся стран (общинное самоуправление, харизматичность власти политических лидеров, институт традиционных вождей, палаты вождей в парламентах, земляческие союзы, тарикаты).

В. А. Попов

ПОТЛАЧ

по́тлач (на языке нутка — дар), обычай ряда индейских народов северо-западного побережья Северной Америки — демонстративное раздаривание и уничтожение человеком материальных ценностей в присутствии специально приглашённых гостей, сопровождаемое обильным пиром. Потлач устраивался формальными лидерами с целью поддержания и повышения своего социального статуса: чем чаще человек устраивал потлачи и чем больше раздаривал на них ценностей, тем большим он пользовался влиянием. Проведение потлачей было предметом соперничества среди лидеров. В подготовке к потлачу (накоплении пищи и материальных ценностей, подлежащих раздаче) хозяину помогали члены его группы, статус которой также повышался в результате потлача. Обычаи, подобные потлачу, широко распространены в традиционных обществах со стратифицированной структурой. В литературе потлач часто рассматривается как одна из форм первобытного обмена.

Ю. И. Семёнов

ПРАВОСЛАВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОСЛАВНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Правосла́вная католи́ческая це́рковь Се́верной и Ю́жной Аме́рики, одна из американских церквей, относящих себя к православию. Основателем Православной католической церкви Северной и Южной Америки является епископ Джозеф Алисаускас. Своё происхождение Православная католическая церковь Северной и Южной Америки ведёт от Старокатолической церкви Америки. В 1969 Дж. Алисаускас вышел из её юрисдикциии и основал Православную католическую епархию Коннектикута и Новой Англии, которая с 1976 стала называться Православная католическая церковь Северной и Южной Америки. В 1988 к Православной католической церкви Северной и Южной Америки присоединилась Католическая православная церковь Гватемалы и Латинской Америки, в которую входили приблизительно 200 тыс. членов.

В Православной католической церкви Северной и Южной Америки принята православная догматика. В культовой практике используются разные литургические обряды: византийский, латинский в его римской, галликанской и амброзианской, или миланской, формах (Смотри статью Католики латинского обряда), видоизменённый (депротестантизированный) англиканский.

Церковь уделяет значительное внимание различным социальным программам. Она располагает системой коллективных сельскохозяйственных ферм для бедных безземельных крестьян, интернатами для бездомных, занимается трудоустройством безработных. Православная католическая церковь Северной и Южной Америки возглавляется архиепископом. Численность последователей составляет 214 тыс. человек.

О. Е. Казьмина

ПРАВОСЛАВНАЯ СИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

Правосла́вная сири́йская це́рковь Восто́ка (маланкарская сирийская церковь Мар Тома), одна из групп малабарских христиан в Керале (Южная Индия), придерживающаяся монофиситства.

Согласно одному из преданий, группа возникла в результате проповеднической деятельности апостола Фомы, высадившегося на Малабарском побережье, в Кранганоре, в 52 н. э. и основавшего там 7 церквей. В 345 в Южную Индию из Иерусалима был послан епископ. В 1-й половине VI в. в Керале уже существовало большое число христианских общин. Они придерживались несторианства и получали своих епископов из багдадского патриархата. В 1599 малабарские христиане под давлением португальских колониальных властей отказались от доктрины Нестория и вступили в унию с Римом, приняв католическое исповедание, но сохранив свою обрядность (см. Сиро-малабарцы). В 1653 они разорвали с Римом, но через 9 лет 2/3 из них вновь восстановили унию.

Не восстановившие унию, однако, не вернулись к несторианству, а установили в 1665 связь с другой восточнохристианской группой - яковитами, приняв от них монофиситскую доктрину о природе Иисуса Христа - противоположную доктрине несторианской. В 1930 от Православной сирийской церкви Востока откололась небольшая группа, вступившая в унию с Римом, так называемые сиро-маланкарцы.

Культ Православной сирийской церкви Востока весьма сходен с культом яковитов. В частности, ими, как и яковитами, принята западносирийская литургия св. Якова. Богослужение совершается на сирийском языке, а также на языке малаялам.

Религиозным центром Православной сирийской церкви Востока является город Каттайян (Керала).

Общая численность сторонников Православной сирийской церкви Востока - 1,7 млн. человек. Подавляющее большинство их сосредоточено в Индии, в основном в штате Керала. Живут они также в США и Канаде (50 тыс.) и некоторых других странах. По этнической принадлежности последователи Православной сирийской церкви Востока малаяли, но многие из них подчёркивают своё сирийское происхождение.

В настоящее время сиро-малабарцы разделились на 2 группы: одна часть их признаёт верховную церковную власть патриарха Сирийской православной (яковитской) церкви, другие являются сторонниками независимого митрополита (католикоса).

П. И. Пучков

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ

Правосла́вная це́рковь в Аме́рике, самая молодая из автокефальных православных церквей. Православная церковь появилась в Америке в 1794, когда на остров Кадьяк (Аляска) прибыли 8 монахов и 2 послушника Русской православной церкви. Целью их прибытия было продолжение начатой здешними русскими переселенцами-мирянами работы по обращению в православие местного алеутского населения. Среди прибывших был иеромонах (позже архимандрит) Герман, тело которого при вскрытии гроба в 1960-х гг. оказалось нетленным и который был канонизирован, став первым святым Православной церкви в Америке. В 1824 к алеутам был прислан белый священник Иоанн Вениаминов. После смерти жены он был пострижен в монахи и затем назначен первым епископом миссионерской епархии (в 1868 он стал митрополитом Московским; в 1977 канонизирован). При нём был построен первый православный храм в Новоархангельске (с 1867 — Ситка). В 1840 в целях дальнейшего совершенствования миссионерской работы была образована Камчатская, Курильская и Алеутская епархия.

После продажи в 1867 Аляски Соединённым Штатам находившиеся там православные приходы остались в ведении Русской православной церкви. В 1872 в связи с увеличением числа православных приходов на западном побережье США резиденция епископа и администрация епархии были перенесены из Ситки в Сан-Франциско. Церковная организация получила название — Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки. С 1891 эта епархия распространила свою деятельность на Канаду и восточное побережье США. В 1905 администрация епархии переместилась из Сан-Франциско в Нью-Йорк, расширение границ епархии было отмечено присвоением её главе сана архиепископа. Им стал выдающийся церковный деятель России Тихон (избранный в 1917 патриархом Московским и всея Руси). В его подчинении находились епископ Аляски, а также епископ-араб, обслуживавший православных иммигрантов с Ближнего Востока. В ведении архиепископа оказались и некоторые другие православные группы нерусской национальности. Вскоре были поставлены епископы Кливлендский и Питтсбургский, которые также стали подчиняться архиепископу. В 1905 архиепископ Тихон предложил на рассмотрение Святейшему синоду Русской православной церкви план автономии, а возможно, и автокефалии американской церкви. Он также способствовал введению богослужения и изданию литургической литературы на английском языке.

После1917 американская церковь оказалась оторванной от Русской православной церкви. В этот период нерусские группы в составе церкви откололись от американской епархии, перейдя под юрисдикцию православных церквей стран своего происхождения. В частности, в 1922 была образована Греческая архиепархия в Америке, подчинённая Константинопольской православной церкви.

В 1924 Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки, провозгласила себя самоуправляющейся и фактически стала независимой, приняв новое название — Русская православная греко-католическая церковь Америки. Автокефалию церковь получила в 1970. Тогда же она приобрела своё нынешнее название — Православная церковь в Америке.

По догматике и культу Православная церковь в Америке близка другим православным церквам. Богослужения в Православной церкви в Америке ведутся в основном на английском, а также на русском языке. Православная церковь в Америке возглавляется архиепископом Нью-Йоркским, имеющим титул митрополита всей Америки и Канады. Его резиденция находится в Нью-Йорке. Высшим руководящим органом церкви является Священный синод, состоящий из правящих архиереев. Под юрисдикцией Православной церкви в Америке находятся 9 епархий в США, 1 — в Канаде, экзархат в Мексике и несколько церквей в Латинской Америке, а также Албанская православная архиепархия и Румынский православный епископат Америки. В Православную церковь в Америке влились многие бывшие греко-католики (в основном выходцы из Галиции и Подкарпатской Руси), вернувшиеся в Америке к православию.

Численность последователей Православной церкви в Америке составляет приблизительно 1 млн. человек, из них 880 тыс. находятся в США, 50 тыс. — в Канаде. По происхождению они русские, украинцы, греки, сербы, албанцы, румыны, болгары и сирийцы. Последователи Православной церкви в Америке имеются также в Бразилии (50 тыс.), Мексике (30 тыс.), Аргентине (15 тыс.), Венесуэле, Перу и Австралии.

О. Е. Казьмина

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ

Правосла́вная це́рковь Че́шских земе́ль и Слова́кии, одна из автокефальных православных церквей. На территории Чехии и Словакии византийское христианство появилось в IX в. в результате миссионерской деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия, однако после раскола христианства на восточную и западную ветви его в основном вытеснил католицизм.

Между двумя мировыми войнами православные верующие Чехословакии образовывали несколько сравнительно небольших обособленных групп. В 1923 одну из этих групп возглавил поставленный Вселенским патриархом епископ Саббатиос. В 1925 значительная группа духовенства и верующих Чехословацкой национальной церкви (ныне Чехословацкая гуситская церковь) примкнула к православию. Глава этой церкви — епископ Горазд — был рукоположен патриархом Сербии. В 1930 200 тыс. карпаторосских униатов вернулись в православие, и патриарх Сербии создал для них отдельную Мукачевскую епархию. Кроме того, на территории Чехословакии действовало несколько русских приходов, возглавлявшихся русским епископом, который подчинялся парижскому митрополиту Евлогию.

В 1947 эти четыре группы были объединены Московским патриархом в единую Чехословацкую православную церковь (причём два первых руководителя этой церкви были русскими). Сербская православная церковь признала это преобразование. В 1950 две греко-католические епархии — Прешовская и Михайловская (Михаловцевская) — были присоединены к Чехословацкой православной церкви. В 1951 автокефальный статус Чехословацкой православной церкви был подтверждён Московским патриархом. Вселенский патриархат признал Чехословацкую православную церковь лишь после смерти архиепископа Саббатиоса.

По догматике Православная церковь Чешских земель и Словакии не отличается от других православных церквей. Близка она к ним и по культу. Церковь возглавляется митрополитом и состоит из 4 епархий: Пражской, Оломоуцко-Брновской (в Чешской Республике), Прешовской и Михайловской (в Словакии).

Численность последователей Православной церкви Чешских земель и Словакии — 100 тыс. человек. Более чем двукратное уменьшение за последние годы численности обусловлено тем, что значительная часть священников и мирян, которые до 1950 принадлежали к греко-католической церкви, вернулись к католицизму византийского обряда.

О. Е. Казьмина

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАЗДНИЧНЫЕ РИТУАЛЫ И СИМВОЛИКА В ИНДУИЗМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАХОК

прахок, паста из квашеной рыбы у кхмеров.

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БРАЗИЛИИ

Пресвитериа́нская це́рковь Брази́лии, одна из бразильских протестантских церквей.

Истоки церкви восходят к 1859, когда в Бразилии в результате деятельности пресвитерианских миссионеров США появилась группа пресвитериан.

По вероучению, культу и церковному устройству Пресвитерианская церковь Бразилии близка к пресвитерианским церквам США.

Численность последователей Пресвитерианской церкви Бразилии около 360 тыс. человек, примерно 2/3 из них сосредоточены на юге страны.

П. И. Пучков

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ

Пресвитериа́нская це́рковь в Аме́рике, одна из пресвитерианских церковных организаций США.

Создана в конце 1973 в городе Бирмингеме в штате Алабама в результате объединения нескольких консервативно настроенных пресвитерий, вышедших в 1972—73 из действовавшей на юге страны Пресвитерианской церкви в Соединённых Штатах; Смотри в статье Пресвитерианская церковь (США). Раскол был вызван недовольством действиями либерального большинства в церкви, которое поддерживало Национальный совет церквей и Всемирный совет церквей, нередко придерживавшихся леворадикальной линии по социально-политическим вопросам. Неприятие у консерваторов вызывали также стремление руководства объединиться с придерживавшейся либеральных позиций Объединённой пресвитерианской церковью в Соединённых Штатах Америки, публикация так называемой Библии мирянина, в которой проводились идеи либеральной теологии, всё больший либерализм в толковании некоторых важнейших доктринальных вопросов (отрицание божественности Иисуса Христа, сомнения в непогрешимости Священного Писания), выдвижения на руководящие церковные посты либерально настроенных лиц, ординация (рукоположение в священнический сан) женщин, излишняя увлечённость социальными вопросами, оправдание абортов, сделанных по социально-экономическим причинам.

Новая церковь получила название Национальная пресвитерианская церковь, с 1974 — Пресвитерианская церковь в Америке.

В 1982 в состав Пресвитерианской церкви в Америке влилась Реформированная пресвитерианская церковь, Евангелический синод, возникшая в результате объединения в 1965 Евангелической пресвитерианской церкви (образовавшейся в результате происшедшего в 1956 раскола Библейской пресвитерианской церкви) и Реформированной пресвитерианской церкви в Северной Америке, Генерального синода.

Основой вероучения Пресвитерианской церкви в Америке являютсяВестминстерское исповедание, а также пресвитерианские катехизисы. Священное Писание в соответствии с этими доктринальными стандартами рассматривается как единственный авторитетный источник веры.

Низовой церковной ячейкой является местная церковь, управляемая собранием прихожан. Региональным объединением местных церквей является пресвитерия, руководимая пресвитерами или старейшинами. Высшим органом церкви в пределах всего государства является Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно. Руководство со стороны пресвитерий сочетаетсясо значительной самостоятельностью местных церквей. Среди старейшин выделяются 2 группы: «учащие» и «правящие». Штаб-квартира церкви находится в городе Атланта в штате Джорджия.

Численность приверженцев Пресвитерианской церкви в Америке — 221 тыс. человек. Существенные группы сторонников имеются во Флориде (36 тыс.), Южной Каролине (20 тыс.), Алабаме (19 тыс.), Миссисипи (19 тыс.), Теннесси (16 тыс.), Пенсильвании (16 тыс.), Джорджии (15 тыс.), Виргинии (13 тыс.), Северной Каролине (12 тыс.), Мэриленде (10 тыс.). По этнической принадлежности это преимущественно лица шотландского происхождения.

Пресвитерианская церковь в Америке ведёт миссионерскую работу в 56 странах мира.

П. И. Пучков

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИРЛАНДИИ

Пресвитериа́нская це́рковь в Ирла́ндии, одна из крупнейших протестантских церковных организаций, действующих на территории Ирландии.

Создана в 1840 в результате слияния так называемой Отколовшейся церкви и Синода Ольстера. В 1854 в церковь влился Синод Манстера.

Пресвитериане в Ольстере появились в значительном числе после того, как английский король Яков I стал, начиная с 1610, сгонять ирландцев со своих земельных участков и раздавать их шотландским и английским переселенцам. Вначале шотландские пресвитериане формально входили в состав англиканской Церкви Ирландии, имевшей статус государственной, но затем, когда им стали навязывать епископальные порядки, начали выходить из неё и создавать свои собственные церковные организации.

Возникшие в XVIII в. противоречия между пресвитерианами в Шотландии отразились и в пресвитерианской общине в Северной Ирландии. В 1741 появилась группа «раскольников», которая в 1750 образовала отдельную Отколовшуюся церковь. В 1752 из Шотландии прибыла группа так называемых реформированных пресвитериан, которая через 40 лет оформилась в отдельную церковную организацию. Главной пресвитерианской организацией Ирландии был Синод Ольстера, но пресвитериане Дублина, а также пресвитериане южной и западной Ирландии не входили в состав этой организации, образуя отдельный Синод Манстера. Когда в 1840 и 1854 произошло слияние пресвитерианских организаций Ирландии, реформированные пресвитериане сохранили самостоятельность.

По вероучению, культу и организации Пресвитерианская церковь в Ирландии близка другим церковным организациям пресвитерианства. Свойственный в первое время консерватизм в теологии позже несколько смягчился.

Численность сторонников Пресвитерианской церкви в Ирландии — 344 тыс. человек, из них 330 тыс. живут в Соединённом Королевстве (главным образом в Северной Ирландии) и 14 тыс. — в Ирландской Республике.

П. И. Пучков

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАНАДЕ

Пресвитериа́нская це́рковь в Кана́де, одна из протестантских церквей Канады.

Пресвитерианская церковь в Канаде была создана в 1875 в результате объединения 4 пресвитерианских церковных организаций страны: Пресвитерианской церкви Нижних провинций (основана в 1817), Синода пресвитерианской церкви приморских провинций (1868), Синода канадской пресвитерианской церкви (1861) и Синода пресвитерианской церкви Канады, находящейся в связи с Церковью Шотландии (1861).

В 1925 бо́льшая часть сторонников Пресвитерианской церкви в Канаде слилась с методистами и конгрегационалистами, образовав Объединённую церковь Канады. Однако около 30% приверженцев Пресвитерианской церкви в Канаде, представляющих более половины её конгрегаций, не пожелали вступить в новую церковь, опасаясь, что это приведёт к утрате некоторых специфических кальвинистских доктринальных положений и изменению привычной организационной структуры, а также к проникновению идей методизма и либерализма.

Пресвитерианская церковь в Канаде принимает Вестминстерское исповедание, а также полный («длинный») и краткий Вестминстерские катехизисы. В 1962 церковь также признала в качестве «параллельных» близкие пресвитерианам по духу европейские реформатские исповедания: Бельгийское (принятое в Нидерландах), Второе Гельветическое (принятое в Швейцарии, Австрии, Венгрии), Галликанское (принятое во Франции), а также Гейдельбергский катехизис (используемый в ряде стран континентальной Европы), — и разрешила своим старейшинам применять их.

По догматике и культу Пресвитерианская церковь в Канаде близка к «материнской» Церкви Шотландии.

В целом Пресвитерианская церковь в Канаде занимает по догматическим и культовым вопросам более консервативные позиции, чем Объединённая церковь Канады. В 1966 она, однако, допустила женщин к рукоположению в священники.

Пресвитерианская церковь в Канаде имеет обычное для пресвитерианских церквей устройство: несколько смежных общин объединяются в пресвитерии.

Церковь ведёт миссионерскую работу в некоторых странах Латинской Америки, Африки и Азии, поддерживает экуменическое движение.

Числ. сторонников Пресвитерианской церкви в Канаде составляет 0,4 млн. человек (1,5% населения). По этнической принадлежности это канадцы шотландского, шотландоирландского (ольстерского) и английского происхождения.

П. И. Пучков

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

Пресвитериа́нская це́рковь Восто́чной А́фрики, одна из крупных протестантских церквей Кении.

Является преемницей миссии Церкви Шотландии, начавшей в 1891 миссионерскую деятельность на территории cовременной Кении. В 1943 Пресвитерианская церковь Восточной Африки была учреждена как самостоятельная церковь. По вероучению, культу и церковному управлению Пресвитерианская церковь Восточной Африки близка Церкви Шотландии.

Численность последователей Пресвитерианской церкви Восточной Африки 1,2 млн. человек. По этнической принадлежности это главным образом кикуйю (60%) и меру (30%).

П. И. Пучков

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ КОРЕИ (ТОНГХАП)

Пресвитериа́нская це́рковь Коре́и (Тонгха́п), одна из пресвитерианских корейских церквей.

Между 1884 и 1898 в Корее начали работать 4 пресвитерианские миссии — 2 из США и по одной из Канады и Австралии. В 1907 этим миссиям удалось договориться об объединении, в результате чего была создана Пресвитерианская церковь Кореи (Тонгхап).

Прозелитическая работа церкви протекала весьма успешно и вскоре пресвитерианство превратилось в важнейшую христианскую конфессию Кореи. Пресвитериане Кореи пережили ряд расколов. Первый произошёл в 1938. В 1946 от Пресвитерианской церкви Кореи (Тонгхап) отделилась Пресвитерианская церковь Кореи (Косин), известная также как Пресвитерианская церковь Корё, которая была недовольна укрепившимися в Тонгхапе либеральными традициями. В 1951откололась крупная группа консервативно настроенных членов, создав Пресвитерианскую церковь в Корее (Хаптонг), в 1954 — группа либерального толка, принявшая название Пресвитерианская церковь в Республике Корея (Ханкук). В результате расколов в корейском пресвитерианском движении в Южной Корее насчитывается более 20 пресвитерианских церквей. Большинство из них малочисленно и объединяет лишь по нескольку тысяч человек.

Пресвитерианская церковь Кореи (Тонгхап) по своим доктринам и культовым традициям близка к основной массе американских пресвитериан. Организационное устройство аналогично другим пресвитерианским церквам.

Численность сторонников Пресвитерианской церкви Кореи (Тонгхап) в 1990 составляла 1660 тыс. человек (в 1970 — 534 тыс.).

П. И. Пучков

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Пресвитериа́нская це́рковь Но́вой Зела́ндии, вторая по численности последователей (после англиканской Церкви провинции Новой Зеландии) церковная организация страны.

Первый пресвитерианский священник прибыл на Северный остров Новой Зеландии в 1839 вместе с группой колонистов. В 1843 в Новую Зеландию был назначен священник Церкви Шотландии. В середине XIX в. численность переселенцев-пресвитериан из Шотландии сильно возросла. В Новую Зеландию мигрировало много шотландцев — сторонников «диссидентской» Свободной церкви Шотландии, и в 1850 сюда прибыл первый священник этой церкви. Большинство пресвитериан поселилось на Южном острове в районе, где сейчас находится построенный ими город Данидин. Этот район остаётся главным местом сосредоточения шотландцев-пресвитериан в Новой Зеландии. Более полувека в Новой Зеландии функционировали государственная Церковь Шотландии на Северном острове и Свободная церковь Шотландии — на Южном. Однако в 1901 соперничавшим церквам удалось объединиться.

По вероучению и культу Пресвитерианская церковь Новой Зеландии близка Церкви Шотландии. Сходно с «материнской» церковью и организационное устройство новозеландской церкви. В церкви имеются 23 пресвитерии и один отдельный маорийский синод.

Численность приверженцев Пресвитерианской церкви Новой Зеландии 541 тыс. человек (16% нас.). Процент пресвитериан в населении Южного острова значительно выше, чем в населении Северного. Подавляющее большинство сторонников Пресвитерианской церкви Новой Зеландии лица шотландского происхождения. Доля маори среди пресвитериан- всего 1%.

П. И. Пучков

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (США)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ УЭЛЬСА

Пресвитериа́нская це́рковь Уэ́льса, одна из значительных протестантских церквей Уэльса. Альтернативное её название, ранее считавшееся основным, — Кальвинистская методистская церковь Уэльса.

Возникновение церкви связано с методистским движением возрождения (так называемым ривайвелизмом), развернувшемся в Уэльсе в середине 30-х гг. XVIII в. Движение это возглавили англиканские священники Гриффит Джонс (1683—1761) и Даниэл Раулендс (1713—90), а также странствующий проповедник из числа мирян Хауэл Харрис (1714—73). Церковь была официально признана в 1811 под названием Кальвинистское методистское объединение (с 1933 стала называться Кальвинистской методистской церковью).

Идейным вдохновителем движения был Джордж Уайтфилд (1714—70), один из сподвижников основателя методизма Джона Уэсли (1703—91). В отличие от Дж. Уэсли, придерживавшегося арминианской доктрины о наличии у человека свободной воли, Дж. Уайтфилд был сторонником кальвинистской доктрины о предопределении.

Будучи самостоятельной конфессией, церковь уэльских кальвинистов вплоть до 1811 входила формально в состав Церкви Англии.

По вероучению Пресвитерианская церковь Уэльса близка к другим пресвитерианским церквам. Основной доктринальный документ — «Исповедание веры», состоящий из 44 статей и базирующийся на Вестминстерском исповедании, был принят в 1823. Он носит кальвинистский характер, хотя доктрина о предопределении в нём существенно смягчена.

В Пресвитерианской церкви Уэльса заметно духовное наследие Дж. Уайтфилда, подчёркивавшего важность эмоционального воздействия проповедника на верующих. Культ, как во всех пресвитерианских и методистских церквах, весьма упрощён. Бо́льшая часть богослужений ведётся на уэльском языке.

Устройство Пресвитерианской церкви Уэльса имеет смешанный пресвитерианско-конгрегациональный характер. Автономные в своих внутренних делах местные церковные общины подотчётны окружному собранию. Несколько окружных собраний объединено в пресвитерию. Пресвитерий — три: Северная, Южная (уэльскоговорящие) и Восточная (англоговорящая). В 1864 была создана Генеральная ассамблея, объединяющая все пресвитерии. Она созывается раз в год и координирует доктринальную, законодательную и финансовую политику церкви.

Численность последователей Пресвитерианской церкви Уэльса 83 тыс. человек. Они сосредоточены в основном на территории Уэльса и объединяют в подавляющем большинстве уэльсцев (причём 3/4 местных церквей — уэльскоязычные).

П. И. Пучков

ПРОГРЕССИВНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Прогресси́вная национа́льная бапти́стская конве́нция, одна из крупных афроамериканских баптистских церковных организаций США, зарегистрированная в качестве юридического лица.

Появление этой конвенциибыло связано со скандалом, разразившимся в крупнейшей афроамериканской баптистской церковной организации Соединённых Штатов — Национальной баптистской конвенции США. Конфликт был обусловлен тем, что избранный в 1953 президентом конвенции Дж. Х. Джэксон в 1957, когда окончился срок его полномочий, отказался уйти в отставку и продолжал управлять конвенцией следующий 4-годичный срок. На собрании конвенции в 1960 новая попытка заменить его новым человеком провалилась.

Противники тенденции к превращению должности президента в пожизненную в 1961 создали новую церковную организацию — Прогрессивную национальную баптистскую конвенцию, 1-м президентом которой был избран Л. В. Бутс.

Новая конвенция помимо введения жёсткого порядка ротации президентов оказала также по сравнению с «материнской» конвенцией гораздо более решительную поддержку развернувшемуся в США движению в защиту гражданских прав, которое возглавил Мартин Лютер Кинг. М. Л. Кинг оставил Национальную баптистскую конвенцию США и присоединился к Прогрессивной национальной баптистской конвенции.

По вероучению и культу Прогрессивная национальная баптистская конвенция не отличается от Национальной баптистской конвенции США.

В правила о церковном устройстве Прогрессивная национальная баптистская конвенция ввела положение о 2-годичном пребывании в должности всех избираемых ею руководителей, кроме исполнительного секретаря, срок полномочий которого — 8 лет. Штаб-квартира Прогрессивной национальной баптистской конвенции находится в Вашингтоне.

Прогрессивная национальная баптистская конвенция ведёт миссионерскую работу как в США, так и за рубежом. Численность сторонников Прогрессивной национальной баптистской конвенции (вместе с детьми) в США — свыше 3 млн. человек.

П. И. Пучков

ПРОРОЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ БОГА

Проро́ческая це́рковь Бо́га, одна из пятидесятнических конфессий. Относится к группе пятидесятников трёх благословений. Возникла в 1923 под названием Томлинсоновская церковь Бога (по имени А. Дж. Томлинсона, 1865—1943) в результате раскола в Церкви Бога (Кливленд, Теннесси). Существенных доктринальных изменений в вероучение новой церкви внесено не было. Основными причинами раскола были споры между церковными руководителями по церковно-организационным вопросам, предпринимательско-финансовой деятельности и социальным проблемам. В 1952 церковь приняла своё настоящее название.

С конца 1960-х гг. взаимная враждебность двух церквей заметно уменьшилась.

Пророческая церковь Бога, как и Церковь Бога (Кливленд, Теннесси), признаёт в качестве благословений («духовных кризисов») обращение (принятие человеком веры), освящение (предполагаемое достижение человеком святости) и крещение Духом Святым, внешне выражаемое глоссолалией — говорением на иноязыках. Как и другие.гие пятидесятники, сторонники Пророческой церкви Бога допускают возможность получения человеком 9 даров Святого Духа, уделяя особое внимание дару Божественного исцеления.

Последователи Пророческой церкви Бога придерживаются арминианской доктрины (верят в наличие у человека свободной воли). Ожидая близкое второе пришествие Иисуса Христа, они считают, что оно произойдёт до установления Царства Божьего на Земле (то есть являются премилленаристами).

Пророческая церковь Бога придаёт очень большое значение богослужениям. Многие члены четыре и более раз в неделю посещают церковные службы, которые порой длятся по нескольку часов и иногда продолжаются в ночное время. Во время служб верующие становятся на колени.

Обряд крещения совершается путём погружения. Причащаются приверженцы Пророческой церкви Бога виноградным соком. Распространён в церкви и обряд взаимного омовения ног.

Пророческая церковь Бога ратует за строгие семейные устои, соблюдение святости семейных уз. В церковь не принимаются люди, расторгнувшие брак. Повторное вступление в брак при живом первом супруге рассматривается как прелюбодеяние. Проповедуется также скромность в быту. Верующим рекомендуется полное воздержание от опьяняющих напитков и табака. Запрещается ношение ювелирных изделий, употребление губной помады. Считается предосудительным посещение кино, публичных плавательных бассейнов, ношение в общественных местах шортов.

Отрицательно относится Пророческая церковь Бога также к светскому обучению и даже лечению (боли и смерть считаются более предпочтительными, чем обращение к врачу). Не должен последователь этой церкви и страховать свою жизнь.

Высшим органом Пророческой церкви Бога является ежегодно созываемая Генеральная ассамблея. Для принятия решений, касающихся церковной жизни, требуется единогласие всех присутствующих на собрании мужчин. Женщины в принятии решений не участвуют. Ограничено участие женщин и в других сферах церковной жизни. Они могут выполнять обязанности евангелистов, но не могут быть диаконами и епископами (как во многих современных протестантских церквах), проводить брачные церемонии и совершать обряды.

Пророческая церковь Бога централизована. Во главе её стоит генеральный надзиратель, который назначает национальных надзирателей и надзирателей штатов. Национальные надзиратели и надзиратели штатов сами комплектуют свои кадры, ставят пасторов. Генеральному надзирателю помогают в работе генеральный секретарь, в штате которого состоят «белый секретарь», «чёрный секретарь», испаноязычный секретарь. Церковная администрация находится в городе Кливленд в штате Теннесси.

Общая численность сторонников Пророческой церкви Бога (вместе с детьми) — 0,5 млн. человек. Наибольшее число последователей этой церкви имеется в США (0,2 млн. человек, в частности, в штатах Теннесси — 9 тыс., Северная Каролина — 8 тыс., Джорджия — 7 тыс., Виргиния — 6 тыс., Южная Каролина — 6 тыс.). Немало их также на Ямайке (40 тыс.), в Доминиканской Республике (40 тыс.), Гаити (39 тыс.), Никарагуа (25 тыс.), Перу (21 тыс.), Мексике (20 тыс.), многих других странах Латинской Америки и Вест-Индии, ряде стран за пределами этого региона.

П. И. Пучков

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ В США

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУБЕРТАТНЫЕ ОБРЯДЫ

пуберта́тные обря́ды (от лат. pubertas — половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст), один из видов обрядов перехода. Пубертатные обряды относятся к категории обрядов жизненного цикла и знаменуют наступление половой зрелости индивида. Как правило, они чётко приурочены к проявлениям соответствующих биологических признаков (например, первая менструация у девушки, начало развития третичного волосяного покрова у юноши). Часто пубертатные обряды (особенно женские) неверно отождествляются с возрастными посвятительными обрядами (см. Инициации). В отличие от последних пубертатные обряды не ведут к вступлению в корпоративную возрастную структуру типа возрастных классов или иных группировок (см. Возрастная организация) и к приобщению к эзотерической информации. Пубертатные обряды обычно проводятся отдельно для каждого индивида, в то время как возрастные инициации часто совершаются над целыми группами посвящаемых и принимают характер крупного общественного события. Пубертатные обряды имели преимущественное распространение в доиндустриальных обществах. В индустриальных обществах сохранились как реликты.

О. Ю. Артёмова

ПУЛЬКЕ

пульке, слабый алкогольный напиток из сока агавы в Центр. Америке. У других ацтеков приготавливался в связи с религиозными обрядами. Из пульке выгоняется водка — текила.

ПУНЯ

пуня, сарай для сена у восточных славян.

ПУРИ

пури, квасной хлеб у грузин.

ПУРНЭ

пурнэ, наземная печь из кирпича для выпечки хлеба и сушки фруктов у грузин.

ПУТРА

путра, похлёбка из крупы, заправленная молоком или мясом, у латышей.

ПУШТИ-МАРГ

Пу́шти-марг (буквально «путь поддержки»), кришнаитская секта.

Основана в конце XV в. Основатель — кришнаитский проповедник и философ Валлабхачарья (1478—1531). Во Вриндаване — священной местности, где прошли детство и юность Кришны, он основал общину Пушти-марг и заложил храм, где проводил открытые для всех богослужения. Поэты общины («Союз восьми поэтов») исполняли гимны-киртаны, которые с тех пор стали обязательным элементом ритуала во многих кришнаитских храмах. Со времени создания секты ежедневные богослужения в храмах сохраняют установленный порядок и свои основные черты. Храм, основанный Валлабхачарьей, является одним из центров паломничества для современных кришнаитов. Паломники со всей Индии отмечают здесь ежегодно праздники, посвящённые Кришне. Отделения секты имеются во всех районах, связанных с мифической историей Кришны.

М. Ф. Альбедиль

ПУЭБЛО

пуэбло (исп. pueblo — посёлок), 1) посёлок в Испании и Латинской Америке, административный и культовый центр общины, окружён примыкающими к нему деревнями-альдеями и хуторами-ранчериями. 2) Поселение-крепость индейцев пуэбло.

ПЫШТАК

пыштак, быштак, пышлак, пресный жирный сыр у народов Средней Азии и Южной Сибири.

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Пятидеся́тническая методи́стская це́рковь, крупнейшая протестантская церковная организация Чили, одна из наиболее значительных пятидесятнических церквей мира.

Датой основания церкви обычно считают 1909, когда работавший в Чили методистский миссионер Уиллис Коллинс Гувер (1856—1936) получил, по его словам, крещение Святым Духом. Исключённый из Методистской церкви за увлечение пятидесятнической практикой, У. К. Гувер помог организовать Пятидесятническую методистскую церковь.

Несмотря на принятие ряда положений пятидесятничества, Пятидесятническая методистская церковь сохранила и многие методистские традиции, в частности крещение в детском возрасте, жёсткую, централизованную структуру церковного устройства, выборность епископов. Сторонники Пятидесятнической методистской церкви также не считают дар говорения на иноязыках обязательной чертой крещения Святым Духом. Ввиду таких особенностей Пятидесятническую методистскую церковь порой не относят к какой-нибудь определённой группе пятидесятников, а выделяют как независимую пятидесятническую церковь.

Пятидесятническая методистская церковь росла очень быстро, что в значительной мере было связано с импонировавшей местному населению независимостью от иностранных церковных миссий и умением приспособиться к окружающим условиям. Стабильному развитию церкви благоприятствовало ицентрализованное устройство. Отсутствие какой-либо поддержки извне (прежде всего со стороны богатых церковных организаций США) мало сказывается на росте рядов церкви.

Численность сторонников Пятидесятнической методистской церкви (вместе с детьми) составляет 720 тыс. человек (свыше 5% всего населения Чили). Церковь Хотабече в столице страны — Сантьяго насчитывает 80 тыс. прихожан и является самой крупной церковной общиной мира.

П. И. Пучков

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНДОНЕЗИИ

Пятидеся́тническая це́рковь Индоне́зии, 2-я по численности последователей протестантская церковная организация страны.

Основана в 1920. За свою историю пережила несколько расколов.

По вероучению Пятидесятническая церковь Индонезии относится к группе пятидесятников-унитарианцев, отрицающих тринитарианскую доктрину (то есть учение о Божественной Троице) и крестящих по формуле: «Во имя Иисуса Христа». Церковь является полностью независимой и не связана с какой-либо зарубежной церковью.

По культовой практике и церковному устройству Пятидесятническая церковь Индонезии близка другим пятидесятническим церквам.

Численность сторонников Пятидесятнической церкви Индонезии (вместе с детьми) — 1280 тыс. человек. 1/4 адептов этой церкви — проживающие в Индонезии китайцы.

П. И. Пучков

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV