Народы и религии мира
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАДЖРАЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛКАРАН

валкаран (чукот. дом из челюстей кита), жилище у народов Берингоморского побережья (эскимосов, алеутов, чукчей): полуземлянка с остовом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний — через отверстие в кровле, и нижний — через длинный полуподземный коридор.

ВАЛЬДЕНСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАНДАМЕН

ванда́мен, виндеси, народ в Индонезии, на острове Новая Гвинея [западный берег залива Чендравасих (Гелвинк) и побережье Берау]. Численность 15 тыс. человек. Говорят на языке вандамен восточно-австронезийской группы австронезийской семьи. Большинство вандамен — христиане (протестанты-реформаты).

Основные занятия — добыча саго и рыболовство, земледелие неизвестно.

Поселение рядовое, вытянуто вдоль берега. Дома каркасные, на высоких сваях, стоят на прибойной полосе. Стены и крыша покрыты дранкой из черенков листьев саговой пальмы.

Традиционная одежда — набедренная повязка из лубяной ткани, вытесняется европейской одеждой.

Основная пища — варёный саговый крахмал, свежая, сушёная рыба, кислые рыбные соусы.

По культуре близки биак и варопен.

М. А. Членов

Этнонимы: вандамен, виндеси

ВАРГАН

варган (от лат. organum, греч. organon — орудие, музыкальный инструмент), самозвучащий музыкальный инструмент — подкова или пластина с прикреплённым к ней язычком. При игре варган зажимают зубами, язычок приводят в состояние вибрации, рот служит естественным подвижным резонатором. Смотри также Кобуз.

ВАРЕНЕЦ

варенец, топлёное молоко у восточных славян. Ср. Каймак.

ВАХХАБИТЫ

ваххаби́ты, последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, зародившегося в конце XVIII в. Своё название оно получило от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племён в Неджде (Центральная Аравия). Абд аль-Ваххаб находился под влиянием идей школы Ибн Ханбаля (780-855) и сочинений Ибн Таймии (ум. 1328). Абд аль-Ваххабу покровительствовал Мухаммед ибн Сауд, ведший борьбу за объединение под своей властью всей Аравии, а также против владычества Османской империи, которую обвиняли в покорности европейским державам, то есть «неверным». В начале XIX в. ваххабиты, предводительствуемые Саудидами, образовали в Неджде самостоятельное государство, распространили свою власть на бо́льшую часть Аравийского полуострова и совершали набеги на Ирак и Сирию. Походы египетских войск в 1811-18 привели к ликвидации государства ваххабитов. После кратковременного восстановления их власти ваххабиты были покорены Рашидидами, вассалами Турции. В 1902 эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд, в 1924-1925 ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 образовали ваххабитское государство (современная Саудовская Аравия).

Ваххабиты проповедуют восстановление «чистоты» начального ислама, прежде всего строгого единобожия. Основываясь на Коране и Сунне, не допуская никаких толкований и разъяснений, ваххабиты усматривают многобожие (ширк) в различных обычаях, давно допускаемых правоведами. Ваххабиты отвергают культы пророков, святых, паломничества к святым местам и могилам, порицают суеверия (веру в счастливые и несчастливые дни, приметы, ворожбу), различные нововведения и требуют от мусульман соблюдения аскетического образа жизни.

Цитаделью ваххабизма продолжает оставаться Саудовская Аравия. Ваххабиты имеются также в других странах Аравийского полуострова, в Северной Африке, Индии, Индонезии, Средней Азии, на Кавказе и в других регионах.

Б. Р. Логашова

ВАЯНГ

ваянг, традиционный индонезийский театр.

ВАЯНГ-ГОЛЕК

ваянг-голек, вид кукольного театра в Индонезии (куклы объёмные, в отличие от плоских тростевых кукол театра ваянг-келитик).

ВАЯНГ-КУЛИТ

ваянг-кулит, театр теней в Индонезии.

ВЕЖА

вежа (древнерусский шатёр, кибитка, башня), 1) то же, что кибитка; 2) жилище на каркасе из жердей, крытое дёрном, у саамов.

ВЕНДЕТТА

вендетта (итал. — мщение), обычай кровной мести у корсиканцев и сардинцев.

ВЕНЕЦ

венец, венок, перевязка, коруна, девичий головной убор у народов Восточной Европы, с открытым верхом, на твёрдой основе, покрытой тканью.

ВЕРБУНКОШ

вербункош, вербунка (от нем. Werbung — вербовка), венгерский мужской танец в сопровождении струнного ансамбля; первоначально связан с вербовкой новобранцев. С середины XIX в. вытеснен чардашем.

ВЕРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕТАРЦЫ

вета́рцы, ве́тар, ве́ттер, один из амбоно-тиморских народов на востоке Индонезии (остров Ветар). Численность 3 тыс. человек. Говорят на ветарском языке. Основные диалекты: илваки, эраи и др. Бо́льшая часть ветарцев — протестанты-реформаты, сохраняются традиционные верования.

Ветарцы — один из наименее изученных народов Индонезии.

По культуре близки к летийцам, в горных районах сохраняются архаичные черты культуры (круглые в плане свайные жилища, дома на деревьях и др.).

Основные занятия — ручное тропическое земледелие (кукуруза, корнеплоды, овощи) и рыболовство.

М. А. Членов

Этнонимы: ветарцы, ветар, веттер

ВЕТРОВОЙ ЗАСЛОН

ветровой заслон, примитивное жилище — навес из веток, травы, коры на палочном каркасе.

ВЕЧНЫЙ СВЯЩЕННЫЙ ОРДЕН ХЕРУВИМОВ И СЕРАФИМОВ

Ве́чный свяще́нный о́рден херуви́мов и серафи́мов, афрохристианская синкретическая секта, близкая к апостольскому пятидесятничеству. Другое название — «Херувимы и серафимы». Возникла в 20-х гг. XX в. в западной части Нигерии среди народа йоруба. Основал секту бывший последователь англиканской церкви Мозес Орималде Тунолазе, якобы получивший свыше дар целительства.

Догматика Вечного священного ордена херувимов и серафимов основывается на Библии и в целом соответствует протестантским доктринальным положениям, хотя и включает некоторые элементы местных традиционных верований. Все основополагающие догматы христианства сектой признаются, из христианских таинств принимаются крещение и причащение. Считается, что спасение достигается самими верующими без помощи посредников и получение «божьей благодати» возможно лишь после усиленной личной молитвы.

Большую роль в вероучении Вечного священного ордена херувимов и серафимов играет его глава, носящий титул «баба-аладура» (отца молящихся) и почитающийся за пророка. Рангом ниже в иерархии секты стоят «аладура» (молящиеся) и «апостолы».

Культовая практика Вечного священного ордена херувимов и серафимов во многом сходна с пятидесятнической и призвана обеспечить схождение на человека «божьей благодати». Результатом схождения благодати считаются глоссолалия (говорение на иноязыках) и различные исцеления. Службы сопровождаются пением молитв и псалмов, читаются также стихи из Библии (только на языке йоруба). В конце службы проводится причащение. Практикуются всенощные бдения. Секта насчитывает около 700 тыс. приверженцев, сосредоточенных в основном в Нигерии, Кот-д’Ивуаре и Бенине.

Р. А. Силантьев

ВЗАИМОПОМОЩЬ

взаимопо́мощь, в широком смысле — система обмена услугами и материальными ценностями, составляющая основу социального существования и пронизывающая человеческое общежитие в любой культуре. Взаимопомощь универсально цементирует отношения в таких социальных институтах, как семья, община, родственные объединения типа линиджей, кланов, патронимий и др. Она может носить как неформализованный, так и формализованный характер, обычно и то и другие.гое сосуществуют. Первое выступает в виде общего морального принципа человеческого взаимодействия, второе — в виде традиционных норм или правовых предписаний, регламентирующих поведение. Например, в традиционных культурах охотников и собирателей существуют как общая моральная установка, требующая делиться пищей и другие.гими благами с сородичами и общинниками, а также защищать их в условиях опасности и мстить за их смерть, так и конкретные правила, подробно регламентирующие делёж охотничьей добычи, обязанности взаимозащиты и кровной мести, взаимные ритуальные услуги и т. п. В правовых культурах определённые виды взаимопомощи кодифицируются (особенно действующие в браке, семье, родственных отношениях), а также получают распространение всевозможные общественные ассоциации взаимопомощи — учреждения самообороны, институты взаимного страхования и кредитования, производственные и потребительские кооперативы и т. п. Вместе с тем продолжает широко функционировать неформальная взаимопомощь в форме добровольных услуг, оказываемых друг другу частными лицами или группами, находящимися приблизительно в одинаковых условиях жизни и деятельности.

В узком смысле взаимопомощь — это форма экономического обмена, характерная для первобытных и традиционных, в том числе крестьянских, обществ.

О. Ю. Артёмова

ВИГВАМ

вигвам, жилище индейцев Северной Америки — куполообразное, на каркасе из тонких стволов, покрытом ветками, циновками, корой.

ВИКИНГИ

викинги, скандинавские воины и купцы IX—XI вв.

ВИКУПА

викупа, викиуп, хижина из ветвей у апачей.

ВИЛЬЯНСИКО

вильянсико (исп. villancico, от villa — деревня), песенный жанр у испанцев, сложился к началу XV в. Распространён также в Латинской Америке. Вильянсико называются также испанские рождественские песни.

ВИРИАВУНКУЛОКАЛЬНОСТЬ

вириавункулока́льность (от лат. vir — муж, avunculus — брат матери и locus — место), поселение брачной пары вместе с братом матери мужа. См. также Авункулокальность.

ВИРИЛОКАЛЬНОСТЬ

вирилока́льность (от лат. vir — муж и locus — место), норма брачного поселения, при которой молодожёны поселяются там, где до брака жил жених. Вирилокальность противопоставляется уксорилокальности. Когда вирилокальность повторяется из поколения в поколение, то мужчины одной патрилинейной группы (см. Патрилинейность) оказываются живущими вместе, в этом случае можно говорить о патрилокальности.

ВИСКИ

виски (англ. whisky, whiskey, от гэльск. wisgebeatha — вода жизни), алкогольный напиток у шотландцев.

ВИСКОНСИНСКИЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ СИНОД

Виско́нсинский евангели́ческо-лютера́нский сино́д, одна из лютеранских церквей США. Её часто называют Висконсинским синодом. Современное название церковь получила в 1959.

История церкви восходит к 1840-м гг., когда жившие в Висконсине немецкие иммигранты обратились с просьбой прислать им лютеранских пасторов. В 1850 этой группой был образован Немецкий евангелическо-лютеранский висконсинский синод. В середине XIX в. лютеранские синоды были созданы также в Мичигане и Миннесоте. В 1892 они стали участниками Лютеранской синодальной конференции. В том же году они объединились, создав Евангелическо-лютеранский объединённый синод Висконсина, Миннесоты и Мичигана. Объединение с рядом прочих лютеранских организаций привело к появлению в 1917 Евангелическо-лютеранского объединённого синода Висконсина и другие.гих штатов.

По догматике Висконсинский евангелическо-лютеранский синод близок другим лютеранским церквам, однако выделяется среди них своей консервативностью. Висконсинский евангелическо-лютеранский синод выступает против любого объединения, если между входящими в него нет полного единства по всем доктринальным вопросам. В 1963 Висконсинский евангелическо-лютеранский синод по указанной причине вышел из Лютеранской синодальной конференции.

Заседания синода проводятся каждые два года.

Общая численность последователей Висконсинского евангелическо-лютеранского синода 450 тыс. человек, из них 420 тыс. живут в США, в основном в штатах Висконсин (222 тыс.), Миннесота (59 тыс.), Мичиган (47 тыс.), Аризона (12 тыс.), Иллинойс (11 тыс.) и Южная Дакота (10 тыс.). В штате Аризона Висконсинский евангелическо-лютеранский синод ведёт миссионерскую работу среди индейцев-апачей и выходцев из Латинской Америки. Висконсинский евангелическо-лютеранский синод имеет свои миссии в Пуэрто-Рико, Мексике, Колумбии, Бразилии, Нигерии, Камеруне, Малави, Замбии, Индии, Индонезии, Сянгане, на Тайване, в Японии, Германии. Висконсинский евангелическо-лютеранский синод начал действовать в некоторых странах СНГ.

О. Е. Казьмина

ВИШНУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЖДЕСТВО

во́ждество (англ. chiefdom), форма социально-политической организации общества. Понятие вождество разработано в 1960—70-е годы неоэволюционистами — антропологами и отчасти археологами. Вождество рассматривается как общество, организованное уже преимущественно по территориальному принципу. По наиболее распространённому определению, это автономная политическая единица, состоящая из некоторого числа общин под управлением верховного вождя. В вождестве уже есть централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати (как правило, имеющая теократич. характер), существует имущественное и социальное неравенство, но отсутствуют развитые институты государственной власти. Среди других признаков вождества наиболее часто фигурируют иерархия составляющих его общин (выделение главной общины вождя), распределительная система экономики, общие идеология и ритуалы, стратификация культуры на элитарную и "простонародную".

Наиболее плодотворно изучение вождеств ведётся на материалах Полинезии, Центральной и Южной Америки. Вождества известны также в разные эпохи в Северной Америке, Тропической Африке, многих регионах Европы и Азии. В процессе описания и изучения стало очевидно типологическое и таксономическое многообразие форм вождества. Наибольшее признание получила идея деления вождеств по уровню иерархич. сложности, что соответствует ключевой посылке о вождестве как первой форме иерархической организации общества. По этому признаку вождества разделяются на простые и сложные, то есть состоящие из нескольких простых вождеств; простые, сложные и суперсложные; верховные, ранжированные и неранжированные; минимальные, типичные и максимальные. Предлагаются также варианты не только таксономические, но и типологические классификации вождеств, например, по характеру расположения и взаимосвязи входящих в их состав общин — на компактные, дисперсные и прибрежные, то есть вытянутые вдоль речного или морского берега; по степени стратифицированности — на групповые (без значительной социальной классификации) и индивидуализирующие (с ярко выраженным общественным неравенством); на военные, теократические и тропико-лесные.

Д. М. Бондаренко, А. В. Коротаев

ВОЗРАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

возрастна́я организа́ция, система социальных институтов, одна из форм реализации в архаических обществах половозрастной стратификации, восходящей к естественному разделению/объединению труда и общественных функций по полу и возрасту.

Обычно различают возраст биологический (хронологический, абсолютный, реальный) и социальный (условный). У разных этносов существуют различные представления о числе социальных возрастов и о градациях жизненного цикла, но основными, как правило, признаются детство, юность, зрелость (взрослость) и старость. Существуют также следующие научные понятия: 1) стадия жизненного цикла — определённый хронологический отрезок жизненного пути человека; 2) возрастная степень (возрастная ступень, возрастная стадия) — культурно-нормативная стадия жизненного цикла; 3) возрастной класс — институализированная возрастная степень (или подразделение одной степени, или объединение нескольких возрастных степеней); 4) возрастная группа — корпоративная группа совместно инициированных индивидов, то есть социальных сверстников, обладающих одним социальным возрастом (возрастные группы часто неправильно отождествляют с возрастными классами или возрастными степенями, так же как и последние друг с другом); 5) возрастной сет — совокупность всех возрастных групп, которые одновременно переходят из одного возрастного класса в другой (продвижение возрастного сета может быть либо циклическим, либо линейным).

В идеальном варианте человек в течение своей жизни принадлежит к одной возрастной группе, но последовательно — к разным возрастным классам. В то же время для социального организма возрастные классы представляют собой статические (абсолютные) формы социальной организации в отличие от возрастных групп — динамических (относительных). Возрастные классы образуются не во всех обществах, то есть не везде возрастные степени институализируются в форме возрастных классов. Количество и качество мужских и женских возрастных степеней и классов могут не совпадать, что отражает разные уровни специализации общественно значимых функций.

Пол и возраст однозначно определяли социальный статус индивида. Возрастная организация позволяла регулировать все общественные функции и воспроизводство социального организма. Социальные роли, права и обязанности индивида регулярно менялись через определённые интервалы, символизируемые возрастными степенями. Последовательность прохождения по возрастным степеням и классам обеспечивала определённое равенство всем членам социума, хотя в каждый конкретный момент существовало и известное неравенство, обусловленное иерархией возрастов. Таким образом, возрастная организация обеспечивала каждому (в составе возрастной группы) участие в управлении обществом. Феномен очерёдности и временности права на власть, обусловленный периодической сменой возрастных групп, сохранился в пережитках, связанных с престолонаследием в раннеклассовых обществах. К возрастной организации восходят истоки разнообразных обществ взаимопомощи, мужских союзов, танцевальных обществ и т. п.

В. А. Попов

ВОЛАДОР

воладор (исп. volador — летун), танец Орла, ритуальный танец-игра у индейцев Мексики и Центральной Америки: пять участников в костюмах, имитирующих птичье оперение, находятся на круглой вращающейся площадке, установленной на вершине столба. Четверо, привязанные к площадке длинными ремнями, прыгают с неё, совершая полёт по кругу, в то время как пятый играет на флейте. Связан с культом солнца.

ВОЛОКУША

волокуша, примитивное приспособление для перевозки грузов — две жерди с привязанным грузом, в которые впрягается тягловое животное.

ВОЛЫНКА

волынка, духовой музыкальный инструмент - мех из кожи или пузыря животного с несколькими трубками (игровыми и для нагнетания воздуха). Смотри также Гайда, Смуйгас, Чимпой, Шапар.

ВОН-БУДДИЗМ

Вон-будди́зм (вонбульгё), одна из сект маргинального буддизма. Другое название — секта Круглого Будды. Основана в 1924 Шо-Та Саном, который после долгих лет медитаций стал утверждать, что достиг просветления.

Вероучение секты синкретично. Опираясь в первую очередь на некоторые переведённые на корейский язык сутры палийского канона, Вон-буддизм использует и доктрины других религий. Основным объектом поклонения в секте служит космическое тело Будды — дхармакая, изображаемое в виде чёрного кольца на белом фоне. Именно эта изображённая фигура и дала название секте (по-корейски вон — «круг»).

Само восприятие Будды в Вон-буддизм близко к дзэн-буддийскому — Будда считается растворённым в мире и видится в каждой вещи. Сектанты считают, что для человека наиболее важным является пробуждение в себе буддической натуры и некой мистической субстанции дзэн, не имеющей ни времени, ни места. Необходимо развить в себе умение видеть Будду во всём. Для этого предписывается ежедневная моральная практика, регламентированная многочисленными правилами. Конечной целью её считается достижение высшего из 6 рангов духовного прогресса — святого ранга великого просветлённого («татхагаты»). Почитается в секте и её основатель, считающийся великим просветлённым, достигшим высшего ранга. К корейскому буддизму махаяны последователи течения относятся неприязненно: в нём роль мирян принижена, а нирваны практически может достичь только монах.

Члены секты разделены на монахов (для них обязательно безбрачие) и мирян, практически не ограниченных запретами. В культовой практике Вон-буддизма большое внимание уделено медитациям, проводимым в специальных помещениях, где находится белое полотно с чёрным кольцом, на котором концентрируется внимание. Помещение обычно украшается цветами. В конце собрания читается проповедь.

Данные о численности последователей Вон-буддизма в Республике Корея сильно расходятся. По одним сведениям, их около 1,5 млн. человек, по другим — лишь 96 тыс. Общины сторонников Вон-буддизма есть также в Японии, США, странах Европы и в России (около 100 человек).

Р. А. Силантьев

ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВЬ БОГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСЕМИРНОЕ БАПТИСТСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Всеми́рное бапти́стское това́рищество, одна из баптистских церковных организаций США.

Создана баптистским пастором Джоном Франклином Норрисом (1877—1952) и его последователями после того, как Норрис был отстранён от руководящей работы в Библейском баптистском союзе. Отстранение было связано с убийством Дж. Ф. Норрисом католика в городе Форт-Уэрт в штате Техас (судом он был оправдан).

Ядром для формирования Всемирного баптистского товарищества послужила 1-я баптистская церковь, пастором которой Дж. Ф. Норрис служил многие годы, вплоть до своей смерти. Важную роль в сплочении сторонников Норриса сыграл основанный им в 1939 в Форт-Уэрте Библейский баптистский институт (позже он был переведён в городок Арлингтон в штате Техас и преобразован в Библейскую баптистскую семинарию, а затем в Арлингтонский баптистский колледж).

Вероучение и культ Всемирного баптистского товарищества типично баптистские. В интерпретации Священного Писания товарищество придерживается консервативно-фундаменталистских позиций.

Всемирное баптистское товарищество имеет конгрегациональное церковное устройство. Штаб-квартира организации находится в Арлингтоне в штате Техас.

Прозелитическая работа проводится созданной при Всемирном баптистском товариществе миссионерской организацией Миссии товарищества.

Численность приверженцев Всемирного баптистского товарищества (вместе с детьми) в США, по приблизительной оценке, — свыше 600 тыс. человек. Наибольшее число в штатах Техас и Огайо.

П. И. Пучков

ВУДУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV