Народы и религии мира
Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕС"-"МЬЯ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕС"-"МЬЯ")

МЕССИАНСКИЙ ИУДАИЗМ

мессиа́нский иудаи́зм, общее название для группы иудейских сект, принявших некоторые догматы христианства. Последователей мессианского иудаизма часто называют мессианскими евреями. Движение впервые возникло в 1809 в Лондоне, когда Мойша Розен основал наиболее крупную секту мессианского иудаизма — Движение «Хинени», или Евреи за Иисуса.

Вероучение мессианского иудаизма основывается на Библии, в том числе и на Новом Завете (понятие «Евангелие» в мессианском иудаизме обычно не употребляется, оно заменяется «Священным Писанием»). Догматика движения в целом близка к протестантской, и большинство догматов христианства принимается практически без изменения. Так, признаётся роль Иисуса Христа как Мессии, принимаются положения об искуплении Им грехов и Его воскресении. Мессианские евреи считают, что их народ и по сей день остаётся богоизбранным, и утверждают, что в первую очередь евреям христианство обязано своим существованием. Приверженцы мессианского иудаизма придерживаются многих типично иудаистских положений, например они соблюдают соответствующие пищевые запреты, отмечают иудейские праздники (в частности, Йом Киппур) и в своём быту стараются сохранять национальные черты. Многие христианские имена и понятия переведены мессианскими евреями на иврит, например, Иисус Христос именуется Иешуа Ха Машиах.

Культовая практика мессианского иудаизма сходна с баптистской или методистской, хотя и имеет некоторые особенности. В частности, службы проводят раввины, правда функции их близки к протестантским пресвитерам. Акцент во время службы неизменно делается на исключительной роли еврейского народа.

На данный момент мессианский иудаизм разделён на несколько сект, крупнейшей из которых является группа «Евреи за Иисуса», насчитывающая около 300 тыс. человек и представленная в большинстве стран мира. Наибольшее распространение движение получило в США и странах Юж. Америки. Секта ведёт агитацию и среди нееврейского населения, в том числе и в России, где в настоящее время насчитывается до 2 тыс. её последователей, по национальности преимущественно русских. Общины мессианских евреев есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и некоторых других крупных городах России.

Р. А. Силантьев

МЕТАТЛЬ

метатль (науатль), метате (исп.), каменная зернотёрка для маиса у индейцев Центральной Америки.

МЕТАЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

метаэтни́ческая о́бщность, встречающееся в российской этнологии обозначение народов, близких в языковом (славяне, германцы, тюрки, арабы и т. п.), культурном и политическом (например, британцы, индийцы, швейцарцы) отношении. Критерии этого понятия не разработаны, и оно употребляется достаточно произвольно.

В. А. Тишков

МЕТИСАЦИЯ

метиса́ция (от позднелат. mixticius — смешанный), в широком значении — физическое смешение различных популяций, принадлежащих как к одному, так и разным этносам или расам. Метисация происходит путём расширения круга брачных связей популяции (см. в статье Эндогамия). На её интенсивность влияют различные социальные и политические процессы, особенно миграции. Метисация, как правило, выступает одной из сторон объединительных этнических процессов.

Наиболее часто термин "метисация" употребляется в узком смысле в отношении представителей разных рас и антропологических типов. Потомков от межрасовых браков называют метисами. Антропологически они в одних случаях приближаются к одному из исходных антропологических типов, в других — сочетают признаки обоих. Метисацией называют также не только физическое, но и культурное смешение (аккультурацию). Для разграничения понятий были предложены различные термины: для физического смешения — мисцегенация, для культурного — этническая миксация, но многозначный термин "метисация" оказался более устойчивым.

Н. А. Дубова

МЕТОДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Методи́стская це́рковь, крупнейшая методистская церковная организация Великобритании.

Создана в 1933 в результате слияния Уэслианской (Веслеянской) методистской церкви, Объединённой методистской церкви и Примитивной методистской церкви. Две последние церкви образовались, в свою очередь, путём объединения различных диссидентских групп, в разное время отколовшихся от исходной методистской церковной организации — Уэслианской методистской церкви. Так, Объединённая методистская церковь, возникшая в 1907, включила в свой состав Методистское новое объединение (первую диссидентскую группу, отколовшуюся в 1797 от Уэслианской методистской церкви из-за невыполнения требования получать причастие от собственных проповедников, а не обращаться к англиканским священнослужителям), так называемых Библейских христиан [отделившихся от Уэслианской методистской церкви в результате возникшего между их вождём — проповедником Уильямом О’Брайеном (1778—1868) и руководителями церкви конфликта] и Объединённые методистские свободные церкви (союз небольших церковных групп, отколовшихся от Уэслианской методистской церкви из-за стремления установить в своих общинах более демократические порядки). Примитивная методистская церковь появилась в 1811 в результате союза так называемых Методистов лагерных собраний и сторонников проповедника Уильяма Клауэса (1780—1851), которые настаивали на необходимости ривайвелизма (возрождения) в рядах методистской церкви. Объединение трёх упомянутых выше церквей в единую церковную организацию было облегчено тем обстоятельством, что все они придерживались почти идентичных доктринальных позиций, а расходились главным образом по вопросам церковного управления, методов ведения проповеднической работы и некоторым другим, не особенно существенным, вопросам.

Основой вероучения Методистской церкви является прежде всего Священное Писание, как оно объяснено в символах веры, а также «25 статей религии», подготовленных Дж. Уэсли, его же «Объяснительные записки к Новому Завету» и «Типовые проповеди...».

Обрядность сходна с прочими методистскими церквами. Степеней священства, как и в других методистских церквах, 2 — диаконы и пресвитеры (старейшины).

Британская Методистская церковь, в отличие от основных американских методистских церквей, не имеет епископального устройства. Высшим органом является ежегодная Конференция, представляющая всю страну (региональных конференций, типичных для американских методистских церквей, нет). Конференция избирает председателя (суперинтендента) церкви.

Методистская церковь проявляет значительный интерес к социальным проблемам, выступает против любых войн, весьма активно поддерживает экуменическое движение. Для церкви характерно также весьма отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков.

Численность последователей Методистской церкви в Великобритании — 1,1 млн. человек. В последнее время наметилась довольно чёткая тенденция к уменьшению числа сторонников британской Методистской церкви.

Для Методистской церкви всегда было характерно стремление к евангелизации, ведению широкой проповеднической работы. Деятельность британских миссионеров привела к появлению «дочерних» методистских церквей во многих странах мира. Наиболее крупные из таких церквей имеются в ЮАР (2,5 млн. человек), Нигерии (1,9 млн.), Гане (331 тыс.), Кении (250 тыс.), Кот-д’Ивуаре (132 тыс.), Зимбабве (101 тыс.), Бенине (73 тыс.), Сьерра-Леоне (19 тыс.), Свазиленде (18 тыс.), Лесото (10 тыс.), Мьянме (72 тыс.), Шри-Ланке (26 тыс.), на Ямайке (44,5 тыс.), в Гаити (22,5 тыс.), на Барбадосе (15 тыс.), Сент-Винсенте (12 тыс.), Сент-Кристофере и Невисе (12 тыс.), Тринидаде и Тобаго (11 тыс.).

Методистская церковь в течение длительного времени вела переговоры с Церковью Англии о воссоединении, однако успеха в этих переговорах не было достигнуто.

П. И. Пучков

МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ, НИГЕРИЯ

Методи́стская це́рковь, Ниге́рия, 3-я по численности сторонников протестантская церковная организация Нигерии, одна из наиболее крупных методистских церквей мира.

Веслеянские проповедники из британского Методистского миссионерского общества впервые прибыли в Нигерию в 1842, обосновавшись в прибрежном городке Бадагри (нынешний штат Лагос) и в городе Абеокута (штат Огун), расположенном, так же как и Бадагри, на юго-западе страны. Полстолетия спустя (в 1893) в городе Калабар (современный штат Кросс-Ривер), расположенном на крайнем юго-востоке Нигерии, высадились миссионеры небольшой американской Примитивной методистской церкви (не связанной по своему происхождению с другими американскими методистскими церквами и отвергающей епископальный строй), работавшие до этого на острове Фернандо-По.

В 1976 сложившаяся в стране методистская церковь была реорганизована, получив самостоятельность.

По вероучению и культу Методистская церковь, Нигерия близка Методистской церкви (Великобритания).

Церковное устройство в Методистской церкви, Нигерия весьма специфично. С 1976 глава этой церкви стал называться патриархом (прежде именовался президентом), что для остальных методистских церквей совершенно не свойственно. Кроме него в церкви имеются 4 архиепископа (эта должность для методистских церквей также необычна) и 6 епископов.

Численность приверженцев Методистской церкви, Нигерия — около 1,8 млн. человек. По этнической принадлежности это йоруба (25%), ибибио (23%), иджебу (20%), игбо (20%) и др.

Помимо крупной Методистской церкви, Нигерия в стране имеется несколько небольших методистских церквей: Церковь Христа в Нигерии: Мури (основана в 1923), работающая в штате Гонгола среди джукун и связанная с американской Объединённой методистской церковью (60 тыс. последователей); Сионская методистская церковь в Нигерии, отколовшаяся в 1942 от основной церкви и действующая среди игбо в районе города Оверри в штате Имо (20 тыс.); Африканская методистская епископальная сионская церковь, созданная в 1930 с помощью миссии американской негритянской церкви того же названия (см. Африканская методистская епископальная сионская церковь) и работающая среди игбо (15 тыс.); Объединённая африканская методистская церковь, отколовшаяся ещё в 1917 от Методистского миссионерского общества (10 тыс.); Африканская методистская епископальная церковь, организованная американской негритянской церковью того же имени (см. Африканская методистская епископальная церковь) примерно в 1920 (5 тыс.); Христианская методистская епископальная церковь, создание которой связано с деятельностью миссионеров американской негритянской церкви, также называемой Христианской методистской епископальной церковью (0,5 тыс. приверженцев).

П. И. Пучков

МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЮЖНОЙ АФРИКИ

Методи́стская це́рковь Ю́жной А́фрики, наиболее значительная из протестантских церквей ЮАР. Истоки методизма в Южной Африке обычно относят к 1806, когда исповедовавшие эту конфессию британские солдаты, расквартированные в Капской колонии, построили небольшую часовню поблизости от Столовой горы, где стали проводить свои молитвенные собрания. Десятью годами позже из Великобритании прибыл первый методистский миссионер, начавший прозелитическую работу среди местного африканского населения юго-восточной части Южной Африки. После него прибыли и другие.гие методистские проповедники, и на восточном побережье Южной Африки появилось довольно большое число миссионерских станций. Была создана Методистская церковь Южной Африки, тесно связанная с британской Методистской церковью.

По вероучению и культу Методистская церковь Южной Африки практически идентична британской Методистской церкви. Сходна у этих церквей и организационная структура.

Численность Методистской церкви Южной Африки 2,5 млн. человек. Около 6/7 этого числа — африканцы (коса, зулу и др.), остальные — англичане, «цветные». Методисты составляют самую крупную церковную общину среди африканского населения Южной Африки.

П. И. Пучков

МИКСАЦИЯ

микса́ция (от лат. mixatio — смешение), вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов (или частей этносов). Образующаяся при этом новая этническая общность сочетает элементы культур вошедших в неё этносов, причём часть этих элементов является в ней преобладающей, другие же прослеживаются в качестве субстрата. Поэтому миксация близка к процессу ассимиляции.

МИЛЬПА

мильпа, кукурузное поле, обрабатываемое подсечно-огневым способом, у народов Центральной Америки.

МИСОГИ-КЁ

Мисоги-кё́ («учение очищения»), синтоистская секта. Её история начинается с того, что синтоистский жрец Иноуэ Масаканэ (1790—1849) в ходе своих духовных исканий получил, по его словам, откровение божества, изрекшего, что в основании всей божественной мудрости синтоизма лежит ритуал очищения «мисоги хараи», при котором жрец, манипулируя жезлом и полосками священной бумаги, изгоняет скверну. Иноуэ принялся активно проповедовать якобы открывшееся ему знание, и вокруг него стала формироваться группа учеников, состоявшая преимуществнно из молодых самураев. Это привело к конфликту с властями, в результате которого Иноуэ в 1843 было приказано удалиться в изгнание на небольшой остров Миякэ, где он и провёл остаток своей жизни.

Спустя 25 лет после смерти Иноуэ несколько его последователей образовали ассоциацию. Из неё затем выросла религиозная организация, возглавляемая Саката Масаясу и Саката Канэясу, которая была официально признана в качестве независимой синтоистской секты в октябре 1894.

В основе учения Мисоги-кё лежит культ 3 первых богов космогонии «Кодзики» и Аматэрасу, а также некоторых других божеств синтоистского пантеона. От общесинтоистской традиции Мисоги-кё отличается обрядовыми деталями, где делается особый акцент на различных формах ритуального очищения, идее которого подчинена также система контроля дыхания. Утверждается, что очищенного от скверны человека наполняет эманация Амэ-но минакануси — владыки священного центра небес. В мифологии это божество представляется как неперсонифицированная креативная сила.

Культовый характер имеют также и работы по уборке общественных помещений и территорий, проводимые членами секты.

Штаб-квартира Мисоги-кё расположена в городе Токио. Численность секты, по устаревшим данным, несколько превышает 100 тыс. человек.

К. Л. Банников

МИССИЯ АПОСТОЛЬСКОЙ ВЕРЫ ЮЖНОЙ АФРИКИ

Ми́ссия апо́стольской ве́ры Ю́жной А́фрики, одна из пятидесятнических церквей ЮАР.

Возникла в 1908, отколовшись от местной Голландской реформатской церкви.

По вероучению Миссия апостольской веры Южной Африки относится к группе пятидесятников 2 благословений (благословениями в этих пятидесятнических церквах считаются обращение, то есть принятие веры, и крещение Святым Духом, выражаемое глоссолалией — говорением на иноязыках). Обрядность церкви следует культовой практике, принятой в большинстве других пятидесятнических церквей.

Численность сторонников Миссии апостольской веры Южной Африки 615 тыс. человек. По этнической принадлежности южноафриканцы ЮАР (57%), а также белые (33%) и «цветные» (9%).

П. И. Пучков

МИССИЯ РАМАКРИШНЫ

Ми́ссия Рамакри́шны, индуистская просветительская религиозная организация традиционного типа. Основана любимым учеником Рамакришны (1836—1886) — Свами Вивеканандой (1869—1902) в 1897 для практического воплощения его религиозно-реформаторских идей. Руководящий центр находится в городе Белуре в Индии. Имеет около 120 отделений в Индии и за рубежом.

Идеологи Миссии Рамакришны подчёркивают свойственный ей «дух самопожертвования и отречения». Назначение миссии — «спасение отдельной личности и служение на благо всего мира» определило главное направление её деятельности: бескорыстную благотворительность. Миссия разворачивает сеть благотворительных медицинских и педагогических учреждений в Индии и за её пределами, участвует в международных движениях, старается развивать систему образования и способствовать обмену культурными ценностями. Идеологи Миссии Рамакришны стараются сочетать традиции разных времён и народов, этические предписания индуизма и нормы демократии, естественнонаучные знания и религиозную философию. Сферы деятельности миссии в Индии и за рубежом различны. В Индии она участвует в процессах социальных изменений, поддерживая правительственную политику национальной интеграции. Зарубежные отделения Миссии Рамакришны заняты преимущественно исследованиями в области гуманитарных наук и религиозно-пропагандистской деятельностью, принципиально нейтральной по отношению к социальным условиям. Деятельность миссии охватывает главным образом творческую и научную городскую интеллигенцию. Её членами были, в частности, английские писатели Олдос Хаксли (1894—1963), Уильям Сомерсет Моэм (1874—1965), американский драматург Теннесси Уильямс (1911—83). Учение Миссии Рамакришны вобрало в себя многие ценности западной культуры, сочетая их с главными тезисами индуизма Вивекананды: равенством и божественной природой каждого человека, единством всех религий, духовностью как основой индуизма и возможностью совмещения мирских занятий с духовным поиском. Помимо светской деятельности организация готовит послушников и монахов; имеет собственные храмы и монастыри, в том числе женские. С 1991 имеет представительство в Москве.

М. Ф. Альбедиль

МОГОЛЫ

мого́лы, народ на севере Афганистана. Численность около 20 тыс. человек. Близки к афганцам и белуджам, монголоидные черты в их облике сглажены. Моголы — мусульмане-сунниты. Говорят на архаичном диалекте монгольского языка, испытавшем сильное влияние иранских языков; большинство пользуется языком фарси.

Моголы — потомки монгольских завоевателей Афганистана XIII века, смешавшихся с местным населением и в значительной степени воспринявших его язык и культуру.

Моголы горных районов сохраняют кочевой образ жизни; моголы, живущие на равнинах, переняли технику обработки земли и ирригации у своих соседей-таджиков. В хозяйстве, материальной и духовной культуре (особенно в фольклоре) прослеживается архаичная монгольская специфика.

Н. Л. Жуковская

Этнонимы: моголы

МОКАСИНЫ

мокасины (алгонк.), мягкая замшевая обувь типа поршней у индейцев Северной Америки. Украшалась бисером и иглами дикобраза.

МОЛОКАНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛУККСКАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Молу́ккская протеста́нтская це́рковь, крупнейшая из многочисленных региональных реформатских церквей Индонезии.

Реформатство было внедрено на Молуккские острова голландскими миссионерами ещё в 1534 (по другим данным — в 1536), и поэтому Молуккскую протестантскую церковь называют старейшей протестантской церковью в Азии. С достаточным основанием её можно считать и одной из старейших реформатских церквей мира.

По вероучению, культу и церковной организации Молуккская протестантская церковь практически не отличается от Нидерландской реформированной церкви.

Численность сторонников Молуккской протестантской церкви 530 тыс. человек. По этнической принадлежности это в первую очередь амбонцы, а также представители ряда других народов (алуне, кисар, луанг, табару, галела, тобело и т. д.). На Молуккских островах протестанты лишь немногим уступают по численности мусульманам.

П. И. Пучков

МОНЕГАСКИ

монега́ски, монакцы, микроэтнос, коренное население Монако. Численность 7 тыс. человек (немного более 1/5 населения страны). Говорят на монегаскском диалекте (смесь французского и итальянского языков) и французском языке. Монегаски — католики.

Монегаски — народ смешанного окситано-генуэзского происхождения.

Заняты в основном в сфере обслуживания туристов.

По традиционной культуре близки южным французам. Характерны праздники факельщиков и барабанщиков по средневековым улицам города Монако.

С. И. Брук

Этнонимы: монегаски, микроэтнос, монакцы

МОНОГАМИЯ

монога́мия (от греч. monos — один и gámos — брак), брак одного мужчины с одной женщиной. Противопоставляется полигамии. В современном мире господствующая форма брака. В отечественной этнологии долгое время считалось, что моногамия характерна только для обществ с классовой дифференциацией и частной собственностью, брак одной женщины с одним мужчиной в доклассовых, или первобытных, обществах именовался парным или синдиасмическим (см. в статье Брак).

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ

мора́вские бра́тья, дореформационная протестантская деноминация. Другие названия — Моравская церковь, гернгутеры. Самоназвание — Unitas fratrum («Единение братьев»). Основана в 1457 последователями Яна Гуса, вдохновлёнными идеями другого церковного реформатора Петра Хельчицкого. На первых порах религиозное объединение называлось богемскими братьями, но после разгрома во время контрреформации значительная часть их перебралась в Моравию. Долгое время деноминация существовала в глубоком подполье. В 1722 Кристи Давид вывел представителей этой деноминации в Саксонию, где сочувствовавший им немецкий пиетист (сторонник мистического учения в протестантизме, придававшего первенствующее значение личному благочестию) граф Николаус Людвиг Цинцендорф (1700—1760) предоставил им для жительства свои земли. На этих землях мигрантами было основано поселение Гернгут («владение господне»). Под влиянием Цинцендорфа в церкви произошло духовное возрождение и появились сильные пиетистские элементы. Деноминация стала теперь называться моравскими братьями или гернгутерами, а Цинцендорф в 1737 посвящён в сан епископа.

Формально вероучением моравских братьев является лютеранское Аугсбургское исповедание. Следует, однако, помнить, что моравские братья всегда с недоверием относились к любым доктринам и приняли Аугсбургское исповедание с определёнными оговорками. С другой стороны, ортодоксальные лютеране весьма подозрительно относились к проповедуемой Цинцендорфом «религии сердца».

Священное Писание признаётся моравскими братьями единственным источником веры и руководством, обязательным для всех верующих. Они верят в Божественную Троицу, наличие двух естеств у Иисуса Христа, его второе пришествие, всеобщую греховность людей. Моравские братья практикуют детское крещение, хотя и допускают крещение взрослых, совершают также таинство евхаристии. Существует у них и конфирмация.

В богослужении упрощённый вариант литургии сочетается со свободной, импровизированной молитвой.

моравские братья не всегда создают самостоятельные церкви и кое-где предпочитают быть церковью внутри церкви (чаще всего в составе лютеранской церкви).

Среди духовенства выделяются 3 ступени: высшая — епископы, средняя — пресвитеры (священники), нижняя — диаконы (впрочем, все эти три священных сана не вполне идентичны соответствующим католическим). В отличие от лютеран, у моравских братьев священники не имеют священных облачений, и лишь при совершении таинства евхаристии надевают белый стихарь (длинную одежду с широкими рукавами).

Церковное устройство сочетает епископальные и пресвитерианские черты. Моравская церковь делится на 4 церковные провинции: Европейскую (Германия, Нидерланды, Швейцария, Дания), Британскую (Великобритания), Северо-Американскую и Южно-Американскую. Помимо этих «домашних», как их называют, провинций, существуют ещё миссионерские провинции, тоже со временем переходящие к автономии. Внутренние же церковные дела решаются каждой конкретной общиной, хотя она и должна следовать линии, проводимой провинциальной церковной организацией.

Миссионерская работа, проводимая моравскими братьями, привела к распространению деноминации далеко за пределы территории своего раннего бытования. При общей численности моравских братьев 0,6 млн. человек 230 тыс. из них сосредоточены в Танзании, 102 тыс. — в ЮАР, 58 тыс. — в США, 48 тыс. — в Суринаме, 37 тыс. — в Никарагуа (главным образом среди индейцев-мискито), 17 тыс. — в Доминиканской Республике, 11 тыс. — на Ямайке, 21 тыс. — в Германии и т. д. В Чехии, где была основана деноминация, в настоящее время насчитывается лишь 5 тыс. моравских братьев.

П. И. Пучков

МОРАН

моран, мужчина, прошедший инициацию, воин у народов Восточной Африки.

МОРМОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОХАРРАМ

мохаррам (араб.), первый месяц года в мусульманском лунном календаре, мусульманский Новый год.

МУГАМ

мугам, жанр азербайджанского фольклора, сольное лирическое вокальное многочастное произведение. Смотри также Макам.

МУЖСКИЕ СОЮЗЫ

мужски́е сою́зы (мужские общества), первобытный социальный институт, объединявший мужчин — членов разных общин. Тем самым мужские союзы создавали надобщинный уровень социальной организации. Генетически связаны с мужскими домами. Мужские союзы осуществляли от имени предков регулятивные и контрольные функции, организовывали общественные работы, готовили юношей к роли взрослых членов общества и проводили инициации. В мужских союзах существовала, как правило, иерархия рангов, восходящая к возрастной стратификации (см. Возрастная организация). Ранги соответствовали различным уровням посвящённости. Мужские союзы отличались корпоративностью, ритуальным единством, часто имели тайные (мужские) языки. Мужские союзы обычно трактуются как органы раннеполитической власти (см. Потестарная организация), защищавшие собственность, престиж и привилегии своих членов (нередко путём запугивания и прямого насилия над непосвящёнными). Членство в мужских союзах после уплаты вступительного взноса (как правило символического) обеспечивало дополнительные возможности для приобретения богатства и повышения социального статуса. Наибольшее распространение мужские союзы получили в Западной Африке и Меланезии, известны также в Микронезии и у индейцев Северной Америки, в пережитках — у многих народов древности (спартанцы, кельты, китайцы) и современности (горные таджики, грузины-хевсуры, нуристанцы). См. также Тайные союзы.

В. А. Попов

МУЖСКОЙ ДОМ

мужско́й дом, общественное строение, служащее местом собраний для взрослых мужчин общины или деревни. Иногда также является жилищем для неженатых мужчин. Обычно мужской дом — средоточие деятельности членов мужских союзов.

МУЛАТЫ

мула́ты (араб., нечистокровный араб), представители смешанного расового типа, потомки от браков между европеоидным и негроидным населением. Термин "мулаты" распространился в странах Америки с началом массового ввоза африканских рабов. Как правило, мулаты происходили от браков между рабовладельцами и рабынями. Часто собственно мулатами называли только лиц с половинной долей негритянской крови. Особо выделялись квартероны (1/4 негритянской крови), октороны (1/8 негритянской крови) и т. д. Существовали и местные названия для различных групп мулатов: на Ямайке — мусти и мустафино (соответственно 1/8 и 1/16 негритянской крови), на Гаити — марабу (7/8 негритянской крови), грифф (3/4 негритянской крови), мюлатр (1/2 негритянской крови), мюстиф (1/8 негритянской крови) и т. д. Эти термины постепенно утрачивают своё социальное (прежде всего правовое) значение.

Значительные группы мулатов имеются во всех странах Америки, в формировании населения которых существенную роль играл негритянский компонент (США, Бразилия, Колумбия, Венесуэла, государства Вест-Индии, Гайана, Суринам, Гвиана, Белиз и некоторые другие). Мулаты составляют основную часть ряда этносов Латинской Америки (доминиканцев, пуэрториканцев), много их в составе бразильцев. В тех странах, где статистика населения учитывает мулатов в качестве отдельной категории, их численность часто занижается.

Н. Е. Руденский

МУНЕЙРА

мунейра (мельница), галисийский парный танец, сопровождающийся пением.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЬЯНМАСКАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Мья́нмаская бапти́стская конве́нция, одна из крупных баптистских церковных организаций Азии.

Баптисты, возглавляемые известным американским миссионером Адонирамом Джадсоном (1788—1850), начали работу в Бирме (теперешней Мьянме) в 1813. Основной целью их проповеднической деятельности было обращение в христианство придерживавшихся анимистических верований национальных меньшинств этой страны. Наиболее интенсивно миссионерская работа проводилась среди каренов (с 1827), чинов (с 1845) и качинов (с 1876).

В 1865 созданные баптистские общины были объединены в Мьянмаскую баптистскую конвенцию. В 1945 американские миссионеры передали свои полномочия местным церковным руководителям.

В настоящее время Мьянмаская баптистская конвенция включает 16 баптистских организаций страны, действующих в разных районах Мьянмы. Из них наиболее многочисленны: Каренская баптистская конвенция (основана в 1828), объединяющая разные каренские этнические группы — сго, паку, бве, падаунг, красных каренов; Баптистская конвенция зоми (1899), в которую входят чин-зоми; Качинская баптистская конвенция (1876), к которой относятся качин (джингпо), живущие на севере и северо-востоке страны. На 3 перечисленные организации приходится 3/4 всех сторонников Мьянмаской баптистской конвенци.

Другие организации, входящие в Мьянмаскую баптистскую конвенцию, во много раз меньше 3 отмеченных конвенций. Это Каренская баптистская конференция пво (1936), охватывающая примерно 15% каренов-пво; Баптистская конференция Пангваи (1925), включающая представителей разных этносов, расселённых на востоке и северо-востоке страны, — лаху, акха, ва, качин; Миссия северных лаху и ва (1935); Союз бирманских баптистских церквей (1819), к которому принадлежит маленькая группа принявших баптизм бама (бирманцев); Баптистская ассоциация лаху Кентунга (1901), то есть так называемых чёрных и золотых лаху; Баптистская конференция чин-ашо (1856), живущих на юге страны; «Домашнее» миссионерское общество Шанских государств (1938), к которому относятся небольшая часть шан (основная их масса — буддисты), карены-пао, лису и кая; Баптистская ассоциация шан Кентунга (1904), включающая восточных шан, живущих на границе Мьянмы с Китаем, Лаосом и Таиландом; Союз монских баптистских церквей (1827), к которому принадлежит маленькая группа монов (подавляющее большинство их — буддисты); Баптистская ассоциация долины Швели (1902), в которую входит группа шан, палаунг и китайцев; Бирманская баптистская индийская конвенция (1829), к которой относится небольшая группа переселившихся в Мьянму тамилов и телугу; Баптистская церковь Иммануэль (1855), объединяющая группу баптистов — американцев, англичан и китайцев, проживающих в Янгоне (Рангуне); совсем малочисленная Джадсоновская баптистская церковь (1932) — англоязычная конгрегация в Янгонском университете.

По вероучению, культу и церковному устройству Мьянмаская баптистская конвенция близка к американским баптистским церквам.

Численность сторонников Мьянмаской баптистской конвенции (вместе с детьми) — свыше 1,5 млн. человек. 1/2 этого числа составляют карены, 1/5 — чин и 1/6 — качин. Имеются также лаху, бама, ва, шан, акха, моны, лису, кая, палаунг, китайцы, тамилы, телугу и др.

В Мьянме есть также несколько баптистских организаций, не присоединившихся к Мьянмаской баптистской конвенци. Это отколовшиеся в 1912 от Каренской баптистской конвенции и Каренской баптистской конференции пво Независимые каренские баптисты — небольшая группа (21 тыс.) каренов — сго и пво; отделившееся от Баптистской конвенции зоми Народное церковное движение, заимствовавшее некоторые элементы католицизма (2 тыс. чин-зоми в горах Чин), и Церковь баптистов 7-го дня, объединяющая 2 тыс. чин, установивших в 1965 контакты с немногочисленной баптистской деноминацией США — Церковью баптистов 7-го дня.

П. И. Пучков

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV