Народы и религии мира
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНИ"-"ИЧИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНИ"-"ИЧИ")

ИНИЦИАЦИИ

инициа́ции (от лат. initiatio — посвящение, совершение таинства), обряды посвящения, один из видов обрядов перехода. Термин "инициации" употребляется в широком и в узком значениях. Инициации в широком значении — любые обрядовые действия, сопровождающие и формально закрепляющие изменения социального статуса и социальной роли индивида или группы людей в связи с вступлением в какое-либо корпоративное объединение или возведением в какую-либо социальную должность, сопряжённую с выполнением особых функций (служителей культа, носителей общественной власти и т. п.). Инициации в широком значении — явление универсального географического распространения, встречающееся в любые исторические эпохи и на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приёма в пионерскую организацию, от посвящения в жрецы или в вожди до инаугурации президента индустриальной державы. Сюда же относятся обряды включения в касту или профессиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купеческую гильдию), в религиозную общину (например, христианское крещение или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т. д.

Инициации в узком значении — так называемые первобытные возрастные инициации, характерные преимущественно для доклассовых и раннеклассовых обществ обряды возведения юношей в ранг взрослых мужчин и включения их в определённый возрастной класс или какую-то иную возрастную группировку (см. Возрастная организация). Менее распространены женские инициации, как правило, связанные со вступлением в женские союзы. Их не следует смешивать с пубертатными обрядами. В отличие от последних, первобытные возрастные инициации представляют собой институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путём включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к её нормам и ценностям.

Инициации во многих случаях вводят посвящаемого в круг лиц, обладающих комплексом эзотерической, тайной, недоступной для непосвящённых информации, и имеющих, в частности, в силу этого, более высокий социальный статус.

В традиционных и традиционно-ориентированных культурах инициации, как и остальные обряды перехода, имеют трёхэтапную, или трёхстадиальную, структуру: сегрегация — разрыв неофита с его окружением, изоляция (уход, увод, смена образа жизни); транзиция — промежуточное, лиминальное, бесстатусное состояние посвящаемого; инкорпорация — возвращение к общественной жизни в новом статусе. Распространённый сценарий инициации — символическая смерть посвящаемого и его последующее возрождение в новом качестве, что, в частности, находит отражение в присвоении ему нового или дополнительного имени. Во многих случаях инициации сопровождаются сложными психологическими и физическими, подчас весьма мучительными, испытаниями (пост, испытание бессонницей, хирургические операции, например обрезание или подрезание, и т. п.). По окончании инициаций проводятся очистительные обряды (омовение, окропление водой, иногда кровью, окуривание дымом). Как правило, вновь посвящённый получает определённые знаки отличия (в традиционных культурах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчёркивающие социальную грань между инициированными и неинициированными. Все инициационные ритуалы выполняют функцию психологических механизмов, способствующих овладению неофитом новой социальной ролью.

О. Ю. Артёмова, М. В. Тендрякова

ИНКИЛИНО

инкилино, крестьянин-батрак в Чили.

ИННОКЕНТЬЕВЦЫ

инноке́нтьевцы, православная секта хлыстовского типа. Основана в 1908 иеромонахом Балтского монастыря Иннокентием, объявившим себя живым воплощением Святого Духа. В вероучении секты наибольшую роль играли эсхатологические мотивы, особенно усилившиеся после Октябрьского переворота. Смысл жизни, по мнению сектантов, состоит в подготовке к Страшному суду, поэтому имущество следует ликвидировать и убегать от мира. Иннокентьевцы постоянно постятся и отвергают любой брак. Среди сектантов их покойный руководитель почитается как святой, вознёсшийся после смерти на небо. После насильственной смерти Иннокентия руководство сектой перешло к братьям Ивану и Александру Кулякам, хотя часть сектантов их не признала. Иван объявил себя «татуней» Иоанном, Александр — Михаилом Архангелом. Третий их брат был впоследствии объявлен Георгием Победоносцем, а сожительница Александра — Девой Марией.

Культовая практика иннокентьевцев состоит из радений в тайных церквах, чтения своих молитв. По мнению некоторых авторов, иногда практикуется самоубийство как высшая форма поклонения «татуне» Иоанну, который якобы, уходя на небо, призвал за собой и остальных. Секта активно выступала против советской власти и жестоко преследовалась.Число последователей секты очень мало и они встречаются в основном в областях Центрально-Чернозёмного района.

Р. А. Силантьев

ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ

интегра́ция межэтни́ческая·(от лат. integratio — восстановление, возобновление), форма тесных взаимодействий контактирующих этнических общностей на основе совместного или раздельного использования ресурсов, экономической и политической кооперации и культурного диалога. Происходит в рамках многоэтнических государственных образований и ведёт к возникновению многокультурной общности национального или регионального типа (например, россияне, якутяне, татарстанцы и дагестанцы в России, крымчане на Украине, приднестровцы в Молдавии). Ключевую роль в интеграции межэтнической играют государство и политика, но возникает она на основе длительных исторических контактов.

В. А. Тишков

ИНЦЕСТ

инце́ст (от лат. incestum — преступная связь, кровосмешение), 1) в римском религиозном праве — ритуальная нечистота вообще, позднее — в более узком смысле — преступление, нарушающее религиозный устав (прежде всего — о целомудрии весталок). Со временем понятие инцеста было воспринято светским правом для обозначения кровосмесительных половых связей. По римскому праву инцест карался смертью. Родство считалось кровным до шестого, позднее — до четвёртого колена; 2) брачно-половые отношения между родственниками первой степени (см. Родство): матерью и сыном, отцом и дочерью, родными братом и сестрой. В первобытных обществах инцест был практически исключён нормами экзогамии, нарушение которых наказывалось смертью или изгнанием. В некоторых раннеклассовых обществах допускались инцестуальные браки правителей: например, у древних инков и египетских фараонов предпочтительным считался брак с родной сестрой (как вариант соправления). У ряда африканских народов инцестуальный половой акт являлся обязательным компонентом ритуала интронизации правителя как свидетельство его сверхъестественных качеств. Инцестуальные браки иногда сохраняются в небольших изолированных популяциях. Инцестуальные браки неблагоприятны в генетическом отношении, так как способствуют распространению наследственных болезней. В большинстве современных обществ инцест считается аморальным и запрещён законодательно.

В. А. Попов

ИОАННИТЫ

иоанни́ты, группа, ответвившаяся от Русской православной церкви. Возникла около 1883. Названа по имени православного священника Иоанна Кронштадтского (Сергиева Иоанна Ильича, 1829—1908), с молитвами которого связывается несколько сот чудотворений. Иоанниты объявили Иоанна Кронштадтского чудотворцем (в 1990 он был канонизирован и Русской православной церковью), некоторые же члены секты даже считали его самим Иисусом Христом. Для иоаннитов также характерны эсхатологические представления (вера в скорый конец света). Других существенных догматических различий между иоаннитами и православием нет. Обрядность иоаннитов также не отличается от православной.

Поскольку Иоанн Кронштадтский предсказывал падение монархии и воцарение в России Антихриста, иоанниты категорически отвергли советскую власть, став одной из ветвей Катакомбной церкви. Со временем они сблизились с Истинно православной церковью, для которой также характерно почитание Иоанна Кронштадтского. Русская православная церковь, хотя и порицала иоаннитов за превышение принятого в православии почитания святых, однако никогда не ставила вопрос о том, являются ли они сектой или движением внутри церкви.

Небольшое число иоаннитов имеется в Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России.

О. Е. Казьмина

ИСЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСМАИЛИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТАБА

истаба, жилое помещение у латышей.

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

И́стинно правосла́вная це́рковь, течение, отколовшееся от Русской православной церкви. Возникла в 1921, окончательно сформировалась в 1927, когда митрополит Сергий выступил с декларацией, призывающей духовенство и верующих к лояльному отношению к советской власти. Истинно православная церковь отказалась принять эту декларацию и, порвав отношения с Русской православной церковью, ушла в «катакомбы». Последователи Истинно православной церкви признавали только тех священников Русской православной церкви, которые были рукоположены при патриархе Тихоне или ранее.

По догматике и культу Истинно православная церковь практически не отличается от Русской православной церкви, если не считать характерных для Истинно православной церкви эсхатологических представлений (веры в скорый конец света). Деятельность церкви вплоть до недавнего времени была строго законспирирована. Конспирация, в частности, заключалась в том, что члены общины знали только своего священника, а священник — только своего епископа. Новые члены подвергались тщательной проверке и обязаны были давать перед крестом клятву о неразглашении тайн церкви. Богослужения совершаются в домашних церквах.

Истинно православная церковь не представляет собой единого целого: её образуют объединения, относящиеся к разным юрисдикциям, а также самостоятельные группы.

Самой крупной ветвью Истинно православной церкви является геннадиевская — по имени митрополита Истинно православной церкви Геннадия (Секача, ум. в 1986). Она была основана епископом Серафимом (Поздеевым), рукоположенным, как утверждают его приверженцы, патриархом Тихоном (отсюда другое её название — поздеевская). Однако поскольку документов об этом рукоположении не сохранилось, Русская православная церковь за границей не признаёт эту ветвь Истинно православной церкви. С геннадиевской ветвью не поддерживают молитвенно-каноническое общение и другие.гие ответвления Истинно православной церкви, ставя ей в упрёк то, что митрополит Геннадий был ранее священником Русской православной церкви. Геннадиевская ветвь возглавляется схимитрополитом Феодосием (Гуменниковым), живущим преимущественно на Кубани, и митрополитом Епифанием, служащим в Белоруссии. У геннадиевцев имеется также более 20 епископов, каждому из которых подчиняется приблизительно 10 священников. От геннадиевской ветви откололась группа, придерживающаяся более жёсткой позиции по отношению к Русской православной церкви. Она возглавляется епископом Исаакием (её иногда называют исаакианской группой) и ведёт свою деятельность главным образом в Москве.

Часть последователей Истинно православной церкви, не признавших геннадиевскую ветвь, вступили в контакт с Русской православной церковью за границей; они подчиняются архиепископу Лазарю (Журбенко), рукоположенному в 1981 на архиерейском соборе Русской православной церкви за границей. Эту группу называют лазаревской. Большинство её приходов находится на Кубани, Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине. У сторонников Истинно православной церкви вызвало недовольство то обстоятельство, что с 1989 Русская православная церковь за границей стала принимать в свою юрисдикцию священнослужителей из Русской православной церкви. После того как бывший архимандрит Русской православной церкви Валентин (Русанцов) был зарубежной церковью возведён в епископы, многие сторонники Истинно православной церкви вышли из её юрисдикции.

Две группы приверженцев Истинно православной церкви подчиняются в каноническом отношении двум православным группам Греции, не принявшим введённый в Элладской православной церкви григорианский календарь. Одна из них возглавляется епископом Казанским Гурием и находится в юрисдикции архиепископа Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля. Помимо русских в неё входят немцы, крещёные татары, чуваши, якуты, ханты, манси и др.; членами этого течения Истинно православной церкви становились также англичане, американцы и др. Другая группа Истинно православной церкви подчиняется так называемой Истинно православной церкви Греции.

На территории Сибири создана Сибирская митрополия Истинно православной церкви, которая автономна в решении внутренних вопросов, но её глава назначается Украинской православной церковью Киевского патриархата. Имеются и другие.гие группы сторонников Истинно православной церкви.

По очень приблизительной оценке, численность приверженцев Истинно православной церкви составляет около 20 тыс. человек. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Барнауле, Иркутске и другие.гих местностях России.

О. Е. Казьмина

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ГРЕЦИИ, ПРИДЕРЖИВАЮЩАЯСЯ СТАРОГО СТИЛЯ

И́стинно правосла́вная це́рковь Гре́ции, приде́рживающаяся ста́рого сти́ля, церковная организация, отколовшаяся от Элладской православной церкви. Другое её название — Истинно православная церковь старого календаря. Последователей Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, часто называют палеомерологитами.

История Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, восходит к 1924, когда Элладская православная церковь перешла с юлианского (старого) календаря на григорианский (новый). Часть духовенства и верующих Греции не признали этого перехода и стали организовывать группы сторонников старого календаря. Канонически оформиться они смогли в 1935, когда к ним присоединились 3 епископа Элладской православной церкви. Эти 3 епископа сразу же рукоположили 4 новых, среди которых был и епископ Матвей. Спустя несколько лет среди епископата Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, возникли разногласия по поводу статуса государственной церкви Греции. Митрополит Хризостом, возглавлявший в то время Синод Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, выступил с заявлением, в котором высказал мнение, что, перейдя на новый календарь, Элладская православная церковь встала на позицию потенциального раскола, однако благодать в ней всё же сохранилась и, соответственно, совершаемые в ней таинства являются действительными. Среди выступивших против Хризостома был епископ Матвей, считавший, что государственная церковь Греции благодать утратила. В знак своего несогласия с Синодом он и его сторонники отделились от Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля. В 1948 епископ Матвей единолично рукоположил 4 епископов, однако многие из числа сторонников старого календаря их не признали, так как по канонам церкви в хиротонии епископа должны участвовать не менее 2 архиереев. В 1971 с помощью Русской православной церкви за границей, стремившейся объединить все группы сторонников старого календаря, неканоничность рукоположения этих 4 епископов была исправлена. Однако примирения между разными группами греческих приверженцев старого календаря всё же не произошло из-за различия их позиций по отношению к Элладской православной церкви. Последователи епископа Матвея образовали Истинно православную церковь Греции. В настоящее время она возглавляется архиепископом Андреем.

Истинно православной церковью Греции, придерживающейся старого стиля, руководит архиепископ Авксентий, возглавляющий Синод. Истинно православная церковь Греции, придерживающаяся старого стиля, по-прежнему занимает более умеренные позиции, чем церковь, руководимая архиепископом Андреем, однако стремясь к сближению с ней, опубликовала в 1974 заявление, в котором по отношению к государственной церкви Греции занята более жёсткая позиция.

Численность последователей Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, составляет 212 тыс. человек. Большинство их живёт в Греции. Приходы этой церкви (как и приходы другой церкви старого календаря) имеются также в США и Канаде. По этнической принадлежности члены этих церквей — греки.

О. Е. Казьмина

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

и́стинно правосла́вные христиа́не, собирательное название для тех общин Истинно православной церкви, которые не имеют священников. (Согласно другой точке зрения, Истинно православная церковь и истинно православные христиане являются двумя самостоятельными течениями Катакомбной церкви.) Поскольку в годы массовых гонений на церковь общинам Истинно православной церкви редко удавалось заменить арестованного или расстрелянного священника, они часто превращались в общины истинно православных христиан.

Из-за отсутствия священников истинно православные христиане отказались от большинства таинств, а сохранённые ими таинства крещения, причащения и покаяния совершаются в упрощённом виде. Часто их выполняют пожилые женщины, которых называют монахинями или черничками. Истинно православные христиане проповедуют безбрачие и аскетизм. Для них в ещё большей степени, чем для других групп Истинно православной церкви, характерны эсхатологические настроения.

Истинно православные христиане отмечают те же праздники, что и Русская православная церковь.

По очень приблизительной оценке, численность истинно православных христиан составляет около 200 тыс. человек. Они расселены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Пензенской, Орловской, Курской, Белгородской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Брянской, Рязанской, Ивановской, Тульской, Вологодской, Кировской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Владимирской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Помимо России истинно православные христиане живут на Украине (в Луганской, Харьковской и Сумской областях), Казахстане (в Караганде и Чимкенте) и Узбекистане (в Ташкенте). По этнической принадлежности большинство истинно православных христиан — русские.

Истинно православные христиане никогда не представляли собой единого целого и подразделялись на большое число самостоятельных групп: «Правильный путь ко спасению», Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, «ревнители церкви», «козловское подполье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, истинно православные христиане-молчальники, седминцы и другие. Многие из этих групп в настоящее время распались.

О. Е. Казьмина

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ-МОЛЧАЛЬНИКИ

и́стинно правосла́вные христиа́не-молча́льники, одна из групп истинно православных христиан. Эта группа зародилась в 1920-е гг., но окончательно сформировалась лишь к середине 1950-х гг. Её основательницей была Л. Кислякова. Истинно православные христиане-молчальники считают смерть благом, придерживаются безбрачия. Приняв обет молчания, они полностью порвали все связи с внешним миром. Не общаются истинно православные христиане-молчальники и с истинно православными христианами, у которых нет обета молчания. Малочисленные последователи этой секты живут в Тамбовской области. По этнической принадлежности они — русские.

О. Е. Казьмина

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ

и́стинно правосла́вные христиа́не стра́нствующие, катакомбная ветвь старообрядчества, то есть те группы старообрядцев, которые порвали в 1920-е гг. с легально действующими старообрядческими организациями. Не считая особенностей культа (носящих старообрядческий характер), истинно православные христиане странствующие близки истинно православным христианам. По приблизительной оценке, численность последователей истинно православных христиан странствующих 30 тыс. человек. Живут они преимущественно в Сибири и на Крайнем Севере Европейской части России. По этнической принадлежности подавляющее большинство их - русские.

О. Е. Казьмина

ИСТОПКА

истопка, отапливаемый амбар у белорусов.

ИСТРОРУМЫНЫ

и́строрумы́ны, народ на северо-востоке полуострова Истрия (главным образом в Хорватии), ок. Монте-Маджоре. Численность 1 тыс. человек. Язык истрорумынский. К концу XX века практически перешли на штокавский диалект сербскохорватского языка Верующие — в основном православные.

Традиционное занятие — земледелие.

Ю. В. Иванова

Этнонимы: истрорумыны

ИУДАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЧИГИ

ичиги, ичеги, сапоги из цветного сафьяна у народов Средней Азии, Сибири и Восточной Европы.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV