Народы и религии мира
ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО

пятидеся́тничество, течение в протестантизме. Хотя черты, свойственные пятидесятничеству, появились у некоторых конфессий ещё в XVIII в., официальным «днём рождения» этого течения считается 1 января 1901, когда на занятии в библейской школе в городе Топика в штате Канзас (США) одна из учениц внезапно заговорила на якобы не знакомом ей китайском языке. Основателем пятидесятничества обычно называют бывшего методистского священника Чарлза Фокса (1873-1929). Новое течение вышло из недр возникшего в американском протестантизме движения святости, другим ответвлением которого стал перфекционизм. К пятидесятничеству примкнул ряд религиозных деятелей США, в том числе отдельные представители таких течений, как перфекционизм, методизм, баптизм, квакерство.

Бо́льшая часть пятидесятнических организаций придерживается доктрин, близких к перфекционизму. Они признают богодухновенность Библии, верят в спасение путём обращения (принятия веры) и духовного возрождения, допускают возможность мгновенного освящения человека (освобождения от грехов) и его Божественного исцеления, настаивают на возврате к раннему христианству. Однако в пятидесятничестве есть специфическая черта - вера в возможность крещения верующих Духом Святым, в результате чего люди якобы получают дары Святого Духа, и прежде всего дар говорения на иных языках. Пятидесятники как бы переносят в наше время описанное в Деяниях святых Апостолов чудо, когда ученики Христа в день Пятидесятницы (откуда и само название течения) исполнились даром говорения на иных языках.

Это говорение на иноязыках (называемое обычно глоссолалией) представляет собой экстатичные звуки возбуждённого молитвой верующего, которые чаще всего не могут быть идентифицированы с каким-либо известным человеческим языком, хотя пятидесятники и считают, что при наличии также дара истолкования языков у самого говорящего или у других членов общины произносимое им может быть переведено. Глоссолалия, по мнению пятидесятников, возникает как на собрании церковной общины, так и в частной обстановке. Наблюдается она обычно во время молитвы или созерцания.

Подавляющее число христианских конфессий (в том числе и протестантских) не признаёт говорения на иных языках и относится к нему отрицательно. В 1928 в специальном постановлении Мировой фундаменталистской ассоциации пятидесятничество было официально отвергнуто как фанатичное и расходящееся со Священным Писанием течение. В 1944 Американский совет христианских церквей назвал глоссолалию отступничеством от христианской веры.

Тем не менее пятидесятничество чрезвычайно быстро расширяло свои ряды (число пятидесятников за последние 20-30 лет увеличилось в несколько раз). Сейчас пятидесятничество превратилось в одно из главных течений протестантизма, сравнимое по численности с лютеранством, англиканством, баптизмом. Более того, феномен глоссолалии затронул и некоторые другие церкви, в частности баптистские, меннонитские, пресвитерианские, реформатские, лютеранские, методистские, англиканские, католические и даже православные (лиц, практикующих глоссолалию, в этих церквах называют харизматами).

По особенностям культа разные пятидесятнические церкви заметно различаются между собой, хотя в целом преобладают черты, близкие к культу баптистских и методистских церквей.

Пятидесятничество не представляет собой единого целого, а делится на большое число отдельных конфессий, которые могут быть сведены в пять основных групп: 1) пятидесятники двух благословений (или двух духовных кризисов), 2) пятидесятники трёх благословений (или трёх духовных кризисов), 3) радикальные пятидесятники, 4) апостольские пятидесятники, 5) пятидесятники-унитарии.

Пятидесятники двух благословений признают в качестве Божьих благословений только обращение (принятие веры) и крещение Духом Святым. В значительной своей части принадлежащие к этой группе пятидесятников лица являлись прежде членами баптистских церквей и их называют также баптистствующими пятидесятниками. К группе пятидесятников двух благословений принадлежит большое число церквей, среди которых наиболее многочисленные и известные: Ассамблеи Бога (Собрание Божье), Международная церковь четырёхугольного Евангелия, Американская пятидесятническая церковь Бога (афроамериканская), Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской (филиал Собрания Божьего в странах бывшего СССР).

Пятидесятники трёх благословений добавляют к двум указанным выше благословениям третье, стоящее между ними - освящение, или рождение свыше (полное очищение от всех грехов - как от приобретённого в личной жизни, так и первородного). В своём большинстве пятидесятники трёх благословений вышли из перфекционистской среды и их иногда называют пятидесятниками святости. Крупнейшими церквами пятидесятников трёх благословений являются афроамериканская Церковь Бога во Христе, афроамериканская же Церковь Бога во Христе, международная; Церковь Бога (Кливленд, Теннесси), Пророческая церковь Бога.

Радикальные пятидесятники признают помимо обращения, освящения и крещения Духом Святым также Божественное исцеление, пророчество, вознесение и т. д. Эта группа сравнительно малочисленна и относимые к ней церкви невелики (Независимые ассамблеи Бога и др.).

Не имеют большого числа последователей и апостольские пятидесятники, руководимые живыми «апостолами» и «пророками». К ним относится Апостольская церковь Великобритании и др.

Все четыре перечисленные группы пятидесятников, заметно отличаясь друг от друга по своим догматическим положениям, тем не менее придерживаются важнейшей для подавляющего большинства христиан тринитарианской доктрины, то есть учения о существовании единого Бога в трёх лицах (ипостасях): Отца, Сына и Духа Святого. Что же касается пятой группы - пятидесятников-унитариев, то они считают, что существует только одно, а не три лица Бога. Наиболее крупной конфессией пятидесятников-унитариев является Объединённая пятидесятническая церковь, международная (её филиал в странах бывшего СССР - евангельские христиане в духе апостолов).

Общая численность пятидесятников (не считая харизматов) - 84 млн., в том числе баптиствующих пятидесятников - 48 млн., пятидесятников святости - 8 млн., радикальных пятидесятников - 0,6 млн., апостольских пятидесятников - 5 млн., пятидесятников-унитариев - 5 млн., пятидесятников, которых трудно отнести к какой-либо из этих групп, - свыше 17 млн. Если же учитывать и харизматов, то численность пятидесятников в расширенном смысле, по подсчётам специалиста по конфессиональной статистике Д. Б. Барретта, достигнет 373 млн. В это число войдут харизматы-католики (12 млн.), харизматы-протестанты, включая англикан (10 млн.), харизматы-православные (0,5 млн.), китайские пятидесятники домашних церквей (50 млн.), так называемые небелые туземные квазипятидесятники (50 млн.), так называемые апостольские католики и некоторые другие категории верующих.

Пятидесятничество представлено в подавляющем большинстве стран. Особенно велика численность пятидесятников в Бразилии (свыше 21 млн. собственно пятидесятников, а включая и харизматов - 23,5 млн.), США (соответственно свыше 10 млн. и более 33 млн.), Чили (свыше 2 млн. и 3,3 млн.), Мексике (около 2 млн. и 2,3 млн.), Аргентине (около 1 млн. и 1,8 млн.), Гватемале (0,8 млн. и 1,5 млн.), Сальвадоре (0,5 млн. и 0,9 млн.), Пуэрто-Рико (0,6 млн. и 0,7 млн.), Канаде (0,4 млн. и 1,2 млн.), Колумбии (0,4 млн. и 0,7 млн.), Перу (0,4 млн. и 0,6 млн.), Гаити (0,3 млн. и 0,4 млн.), Никарагуа (250 тыс. и свыше 400 тыс.), Панаме (около 200 тыс. и свыше 250 тыс.), на Ямайке (около 200 тыс. и около 300 тыс.), в Венесуэле (около 150 тыс. и около 700 тыс.), на Кубе (150 тыс.), в Доминиканской Республике (150 тыс. и свыше 200 тыс.), Коста-Рике (свыше 100 тыс. и более 200 тыс.), Эквадоре (свыше 100 тыс. и более 150 тыс.), Гондурасе (около 100 тыс. и 300 тыс.), Боливии (около 100 тыс. и св. 250 тыс.), Демократической Республике Конго (4,5 млн.), Нигерии (4,2 млн. и 8,2 млн.), ЮАР (3 млн.), Кении (1,6 млн. и 2,9 млн.), Зимбабве (0,9 млн.), Гане (0,7 млн.), Мозамбике (0,7 млн.), Эфиопии (0,6 млн. и 1,1 млн.), Бурунди (0,4 млн. и 0,5 млн.), Танзании (0,4 млн. и 0,6 млн.), Уганде (0,3 млн. и 1,1 млн.), Буркина-Фасо (0,3 млн.), Руанде (0,3 млн.), Замбии (240 тыс.), Анголе (155 тыс.), Судане (110 тыс.), Кот-д’Ивуаре (около 100 тыс. и свыше 200 тыс.), на Мадагаскаре (около 100 тыс. и около 200 тыс.), в Малави (около 100 тыс. и около 200 тыс.), Индонезии (3,3 млн. и 5,8 млн.), Южной Корее (1,4 млн. и 1,9 млн.), Индии (1,3 млн. и 3,2 млн.), на Филиппинах (0,6 млн. и 1,8 млн.), в Мьянме (свыше 100 тыс.), на Тайване (около 100 тыс.), в Малайзии (свыше 30 тыс. и 280 тыс.), Пакистане (около 30 тыс. и свыше 100 тыс.), Вьетнаме (3 тыс. и 115 тыс.), на Украине (0,8 млн.), Италии (свыше 450 тыс.), в Великобритании (свыше 310 тыс. и около 2 млн.), Румынии (свыше 320 тыс. и 355 тыс.), России (около 300 тыс. и свыше 340 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Испании (около 220 тыс. и около 240 тыс.), Швеции (около 200 тыс.), Германии (свыше 140 тыс. и свыше 260 тыс.), Нидерландах (около 90 тыс. и около 340 тыс.), Финляндии (около 90 тыс. и около 330 тыс.), Норвегии (свыше 60 тыс. и 140 тыс.), Папуа-Новой Гвинее (свыше 250 тыс. и около 420 тыс.), Австралии (свыше 100 тыс. и свыше 470 тыс.), Новой Зеландии (свыше 30 тыс. и около 260 тыс.).

П. И. Пучков

В начало словаря