Народы и религии мира
ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВИИ

Посты или ограничения в повседневном пищевом рационе, частичное или полное голодание в определенное время года, сопровождающиеся духовно-нравственными задачами, были издавна характерны для христианской церкви. Практика соблюдения постов уходит в далекое прошлое, упоминания о них можно обнаружить в Священном Писании - в Ветхом и Новом Завете. По мере того как распространялось Христианство, уточнялись мера и строгость многодневных и однодневных постов, особенно в среду и пятницу, что нашло отражение в церковном уставе или Типиконе. Устав получил развитие еще на Востоке с апостольских времен, когда духовная жизнь подвижников была особенно высока, но окончательно Типикон оформился лишь к XVI веку. В России он был напечатан в 1610 г. под названием «Око церковное» и переиздавался вплоть до настоящего времени.

О том, как постились первые христиане, можно составить представление по аскетической практике основателей монашества и святых отцов Древней Церкви. Уже в те времена многие из них, проживавшие, например, в Египте, Палестине, Антиохии, Абиссинии, Синае, изумляли своими подвигами. «Это были живые уставы поста и молитвы», именно им более всего обязан церковный устав. Замечательные образцы постничества оставили преподобные Антоний Великий (+ ок. 365), Макарий Египетский (+ 391), Ефрем Сирин (+ 373) и другие подвижники, одним из главных духовных деланий, которым они отличались, было соблюдение постов. После принятия в 988 г. христианства правила и уставы восточного иночества распространились и на Руси. Уже в первые десятилетия пост, как и другие.гие церковные установления, стал неотъемлемой частью образа жизни русских.

В Православной Церкви число постных дней по церковному календарю в отдельные годы доходит до двухсот. В числе этих дней - четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты. В соответствии с церковным уставом, во время поста прекращается употребление «скоромных» или мясных, молочных и другие.гих продуктов животного происхождения, яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу; с прекращением поста или в «мясоед» употребление пищи не ограничивается. При этом Церковь напоминает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление в строгости поста.

Cроки проведения четырех многодневных постов приурочены к христианским праздникам: Великий пост - к Пасхе; Петров пост - ко дню памяти святых первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла; Успенский пост - ко дню Успения Божией Матери; Рождественский пост - ко дню Рождества Христова. Сведения о постах можно легко обнаружить в любом церковном календаре, где даты указаны как по старому стилю - по юлианскому календарю, которому до сих пор следует Русская Православная Церковь, так и по новому стилю - по гражданскому или григорианскому календарю.

Дни Рождества Христова и Успения Божией Матери празднуются «в числе», то есть всегда в одни и те же дни. Рождественский пост начинается 15/28 ноября и кончается 24 декабря / 6 января накануне Рождества Христова, Успенский пост продолжается с 1/14 по 14/27 августа и заканчивается накануне Успения Пресвятой Богородицы.

День Пасхи - переходящий праздник, следовательно и Великий пост каждый год начинается в разные дни. От дня празднования Пасхи зависит и продолжительность Петровского поста, точнее, его начало, ибо конец его всегда приходится на день памяти святых апостолов Петра и Павла - 29 июня / 12 июля.

1. Из многодневных постов Великий пост - самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, и когда «приступил к Нему искуситель... сказал ему... «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,3-4). За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником - Пасхой или Христовым Воскресением. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти - прообраз Всеобщего Воскресения из мертвых всех людей также во плоти в день Страшного суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом для всех праведников. Для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни «сораспинается» со Христом, ведя духовную брань со своими человеческими страстями и греховными похотениями, а затем «совоскресает» со Христом после телесной своей смерти, этот же смысл сораспятия и совоскресения со Христом несет в себе Великий пост.

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день двунадесятого праздника - Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения - в Лазареву субботу - можно есть рыбную икру.

Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу - в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно - до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Подготовка к длительному посту начинается за пять воскресений до его начала, то есть за четыре седмицы. Подготовка начинается с «недели» (Воскресения) (неделя - от слова «не делать», то есть не работать в праздничные дни), в которую вспоминают об евангельском мытаре Закхее (Лк. 19, 1-10), который в отличие от иудейских книжников и фарисеев уверовал в Сына Божия и искренне покаялся во своих грехах не на словах, а и на деле.

В воскресение - в начале следующей седмицы воспоминают евангельскую притчу о мытаре и фарисее - иначе, притчу о покаянии истинном и о покаянии показном: о возвышении смиренных и низвержении гордых (Лк.18,9-14). На этой неделе Церковь отменяет два постных дня в знак последования своих чад примеру мытарева смирения, указывая таким образом верующим на опасность заразиться фарисейской гордыней. Поэтому эта неделя названа «сплошной». Другое название - «всеядная» - связано с тем, что во все дни этой недели (включая среду и пятницу) Церковь позволяет «всеястие», то есть употребление любой пищи.

Третья подготовительная седмица следует после воскресения, названного «Неделей о блудном сыне». Из притчи о блудном сыне следует, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние, которое омывает человеческие грехи. О покаянии возвращающегося к Нему грешника Бог радуется более, чем о жизни праведников, ибо это радость о тех, кто «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32). В субботу этой седмицы празднуется Вселенская родительская (мясопустная) суббота, входящая в число дней, когда поминают умерших. Воскресение в конце этой седмицы известно как «Неделя мясопустная». Оно посвящается Суду Христову над миром и Всеобщему Воскресению из мертвых всех от века усопших, поэтому получило название «Неделя о Страшном суде». В этот день последний раз можно есть мясо, далее наступает заговение на мясо.

С началом следующей седмицы «сырной», или «сыропустной», более известной как масленица, церковный устав предписывает воздержание от мяса. Это последняя перед Великим постом неделя. На седмице, расположенной между «сплошной» и масляной, мясопуст сочетается с постными днями - средой и пятницей, поэтому в народе эту неделю называют «Пестрой». Среда и пятница этой «пестрой» седмицы абсолютно «великопостные»; в эти дни не полагается совершать даже Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к посту. На масленице разрешается во все дни есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие.гие молочные продукты. Народный обычай и в городе и в деревне отмечать масленицу веселыми играми и гуляниями, а также поминать предков блинами сохранился до наших дней. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте.

Последнее воскресение перед Великим постом - «Неделя сыропустная» - имеет особое название «Прощеное воскресение», или «Прощеный день». Церковь вспоминает о первородном грехе» человечества, поэтому второе, литургическое название этого воскресения - «Воспоминание Адамова изгнания» («Изгнание Адама из рая»). Прощеное воскресение - кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.

В первые пять дней Великого поста соблюдается «сухоядение»: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый - варили коливо (кутью) - кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод (коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу). В первые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.п. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом.

Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста также как и пища имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий канон (покаянный) преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону (оттого первая седмица и названа «Федоровой неделей») и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным «Торжество православия».

На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты.

На Великий пост приходятся «сороки» - день сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник пост ослабляется и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом.

В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось «Андреево стояние», «Андреево достояние», или просто «поклоны». Получило распространение еще одно название этой недели - «Похвальная», поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).

На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления Божией Матери архангела Гавриила с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта /7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется - разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу - разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.

Шестую седмицу Великого поста, или «седмицу ваий», в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой, по той причине, что в конце ее - в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, - в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением - в день воскрешения праведного Лазаря или Лазареву субботу - можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.

После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых, то есть Страданий Христовых, как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме.

Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной, или Чистый, Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26-28). Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.

В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери подавали в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином или луковой шелухой). Особо строгий пост соблюдается в пятницу - Великий Пяток.

Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи - Светлым Христовым Воскресением («Великодень»). На Пасху христосуются - целуются со словами: «Христос воскресе!» В ответ говорят: «Воистину воскресе!» С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви «пасха» - небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца - ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях «пасхой» называли кулич. Судя по тексту Евангелия та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.

Первое, что съедали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца, их ели натощак. После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица - «Святая неделя («Великоденская», «Радостная»). Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся».

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу. Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

2. Петров, или Апостольский, пост («Петровки», «Петрово говейно») установлен в память святых апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для Евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Он начинается через неделю после дня Святой Троицы, в девятое воскресение по Пасхе. В зависимости от даты празднования Пасхи длительность поста различна: от восьми дней до шести недель, но он всегда оканчивается в день святых апостолов Петра и Павла - 29 июня / 12 июля, когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум».

По церковному уставу, рыбу разрешается есть в субботу и Воскресение. В понедельник, вторник и четверг ее можно есть только в том случае, если на них приходится праздник с великим славословием; в среду и пятницу - только в праздник с бдением и храмовые праздники. Если же день Петра и Павла попадает на среду и пятницу, то пост сохраняется, то есть мясное, яйца и молочное есть не следует, но можно есть рыбу и растительное масло. Петрову посту, как и всем другим, предшествует заговенье.

3. Третий, Успенский, пост («Госпожинки», «Оспожинки», «Спожинки») установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве. Он четко определен по церковному календарю: 1-14 августа (14-28 августа). 15 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост. Если он приходится на среду или пятницу, то можно есть рыбу (скоромное есть нельзя).

Успенский пост - краткий, но соблюдается так же строго, как и Великий пост. Церковь предписывает воздержание от употребления рыбы. Послабления в рационе допускаются по субботам и воскресениям (растительное масло для тех, кто постится без него, и вино), а также в праздник Преображения Господня (6/19 августа), когда можно есть рыбу, растительное масло и пить вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу - сухоядение. Успенскому посту предшествует заговенье. Но - главное, как и в Великий пост, духовная сосредоточенность: нельзя предаваться шумным развлечениям, петь, нельзя ссориться: это считается безнравственным.

Начало поста - 1/14 августа - отмечают как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Это первый осенний праздник, в народе его называют «Первый Спас», или «Медовый Спас», потому что он считается медовым разговеньем. В тех губерниях, где местные условия позволяли разводить пчел, к этому дню пекли пироги с медом, повсеместно освящали медовые соты, пчеловоды святили собранный мед в храмах. День Преображения Господня (6/19 августа), приходится на пост и называется «Вторым», или «Яблочным, Спасом», потому что в храме освящают яблоки. В народе его еще называли «Спас на горе». Считалось грехом есть до этого дня яблоки нового урожая.

4. Рождественский пост длится сорок дней и, как Великий пост, называется Святой Четыредесятницей. Он начинается после дня святого апостола Филиппа (14/27 ноября), поэтому имеет названия - «Филипповский», «Филиппов» пост, или «Филипповки»; 14 ноября - заговенье на пост, но если этот день попадает на среду или пятницу, то заговенье должно быть 13 ноября, поскольку среда и пятница - дни постные.

Рождественский пост по строгости приближается к Петровскому. По церковному уставу во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу можно есть только по большим праздникам, например, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря), во все субботы и воскресения до дней Рождества Христова - до 20 декабря / 2 января, когда пост устрожается, а также в дни памяти великих святых, если они попадают на вторник и четверг; если же эти дни приходятся на понедельник, среду или пятницу, то благословение дается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, то назначается сухоядение, во вторник и четверг разрешается вино и растительное масло.

Накануне Рождества (24 декабря / 6 января) - день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник («сочевник»). Для более достойного приготовления к празднику Церковь усиливает предшествующий сорокадневный пост и предписывает в сочельник строгий пост, т.е. запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, «до звезды», после чего впервые принимают пищу - едят сочиво. «Сочивом» называлась каша из обваренных зерен гороха, бобов или чечевицы («сочевицы»), смешанных с семенным соком или «молоком» - «сочивом» (миндальным, ореховым, маковым, конопляным). От слов «сочиво», «сочевица» произошло и само название сочельника. В более древние времена сочиво называли «коливом» - это та же пшеница с медом и сладкими овощами. Готовили также «узвар» (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья и взвар - основные традиционные блюда Рождественского сочельника. Кутью с медом в древности готовили для оглашенных, которые намеревались креститься в праздник Рождества Христова и готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мед - символ сладости духовных даров.

На следующий день, в праздник Рождества Христова (25 декабря / 7 января), полагается разрешение поста независимо от того, на какой день недели этот праздник приходится: можно есть скоромное. Священники раньше в этот день ходили «со славою» по домам прихожан с молитвою подобно ангелам, возвестившим великую радость о рождении Спасителя Вифлеемским пастырям. За Рождеством наступают святки - дни радости о воплотившемся Спасителе, поэтому с 25 декабря до 4 января в среду и пятницу поста нет. Оканчиваются Святые дни Крещенским сочельником 5 января.

Однодневные посты соблюдаются по средам и пятницам (седмичные посты) в течение всего года: в среду - в воспоминание предания Спасителя на Страдание, а в пятницу - в память самого Страдания и Смерти Его. В эти дни разрешается только растительная пища без растительного масла, если они не приходятся на праздники. Исключение составляют сплошные седмицы, к которым относятся седмица о Мытаре и фарисее, святки (время от Рождества Христова до Крещенского сочельника), Сырная (масленица), Пасхальная (Светлая седмица) и Троицкая недели, когда можно есть все. После Пасхи до дня Святой Троицы по средам и пятницам разрешается рыба.

Некоторые благочестивые христиане по благословению своих духовников в течение всего года по средам и пятницам ничего не ели до трех часов дня (по Евангелию - часа девятого), то есть до того, когда Иисус Христос, будучи распят на Кресте, предал Дух Свой в руки Бога Отца.

Помимо постов в среду и пятницу соблюдаются три однодневных поста, связанные с определенными церковными праздниками.

1. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Однодневный строгий пост полагается 5/18 января, накануне одного из двунадесятых непереходящих праздников - Крещения Господня, то есть в Навечерие Богоявления. Как сказано в Евангелии, во время Крещения Христова в Иордане явился Бог: Отец свидетельствовал гласом с небес; Сын, крестившись, выходил из воды; и Дух Святой явился в виде голубя (Лк. 3, 21-22). На богослужении в эти дни совершается великое освящение воды, то есть по великому чину. Богоявленская вода (иначе Великая Агиасма), имеет большую целебную силу чем та, которая освящается по чину малого освящения воды. К освященной воде христиане относятся с особым благоговением. Ею освящают дома и как святыню хранят при иконах для особенных случаев, прежде всего в случае болезни.

В Крещенский сочельник не едят «до святой воды» (ср.: в Рождественский сочельник - «до звезды»). После богослужения, на котором совершается чин великого освящения воды, разговляются постной пищей. В старину ею служили кутья и «сочни» - небольшие пироги из пресного теста круглой формы. В народе праздник получил множество названий: Крещенский сочельник, Крещенский вечер, Голодная кутья или Голодный святой вечер. 6/19 января - день Святого Богоявления или Крещения Иисуса Христа. После литургии совершается великое освящение воды на источниках, реках и озерах или прудах и колодцах в воспоминание Крещения Господня - то же, что и в навечерие праздника. Освящение всегда совершалось торжественно с крестным ходом при колокольном звоне и пении тропаря. Поста в этот двунадесятый праздник нет, даже если он приходится на среду или пятницу. Далее снова соблюдается пост в среду и пятницу вплоть до Недели о мытаре и фарисее.

2. Однодневный строгий пост соблюдается 29 августа / 11 сентября - в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, Пророка и Крестителя Господня: разрешается есть постное масло, но нельзя есть рыбу. Этот праздник в народе известен под именем Ивана Постного, или Головосека.

3. Пост соблюдается в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября). Праздник получил название в воспоминание события в IV веке, когда святая Елена (супруга византийского императора святого Константина) после 300-летних гонений нашла подлинный Крест Христов и воздвигла его для всеобщего чествования и поклонения. Позднее Крест был похищен, но возвращен вновь, потому в празднике соединились два избавления Креста Господня из плена. В день Воздвижения разрешается употреблять пищу с растительным маслом (молочное, яйца и рыбу есть нельзя).

По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники, в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В такие праздники, как Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение (15/28 августа), Рождество Богоматери (8/21 сентября) и Покров (1/14 октября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря), Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня / 7 июля), святых апостолов Петра и Павла (29 июня / 2 июля), апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период после Пасхальной седмицы до дня Святой Троицы в среду и пятницу можно есть рыбу.

Пост следует соблюдать тем, кто намеревается вступить в брак: перед венчанием они должны исповедаться и причаститься Святых Таин. Венчание не совершается накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), поскольку предстоящая ночь постная; накануне воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов; в продолжение Святок с 25 декабря по 7 января (с 7 по 18 января); в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с субботы мясопустной недели, и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября).

Помимо постов по церковному уставу многие миряне по благословению священника добровольно налагали на себя посты. Так, в подражание иноческому уставу, они соблюдали пост по понедельникам, он называется «ангельским постом», потому что каждый понедельник в воспоминание дней творения посвящен ангелам, силам бесплотным.

В источниках зафиксированы случаи неоднократных соблюдений общественных или «нарочитых» постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. Например, в 1395 г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах совершались молебны и соблюдался пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до ХХ в.: в разгар первой мировой войны в августе 1915 г. и в 1918 г. во время новой «смуты» по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Пост соблюдали дополнительно, если на верующего налагалась тайная или публичная епитимия. В первом случае предполагалось воздержание от скоромной пищи в течение определенного срока, во втором - иногда длительное время, например, когда епитимия налагалась на лиц, занимавшихся колдовством, или лиц инославного вероисповедания, недавно перешедших в православие, и бывших сектантов.

Т. А. Воронина, ИЭА РАН

В начало словаря