Народы и религии мира
ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (США)

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (США)

Пресвитериа́нская це́рковь (США), крупнейшая пресвитерианская церковная организация США. Возникла в результате ряда слияний менее крупных пресвитерианских церквей.

Истоки пресвитерианства в США могут быть прослежены со времён появления ранних пресвитерианских общин в британских колониях в Северной Америке. Эти общины были созданы ещё в XVII в. английскими, шотландоирландскими, шотландскими и уэльскими пресвитерианами, переселившимися в Америку.

Ранние пресвитерианские общины Северной Америки включали пуритан Новой Англии, в основном лиц английского происхождения, придерживавшихся либеральных взглядов, и пресвитериан Делавэра, Мэриленда, Пенсильвании и Виргинии, которые имели преимущественно шотландские и шотландоирландские корни и выделялись своей консервативностью и приверженностью к авторитарным методам управления.

Несмотря на существенные различия между 2 отмеченными группами пресвитериан, первая пресвитерия, созданная в 1706, объединила обе эти группы; в связи с этим датой основания Пресвитерианской церкви (США) считают 1706. В 1716, вследствие роста пресвитерианских общин, был образован синод, объединивший несколько пресвитерий.

Пресвитериане уделяли большое внимание образованию, так как считали, что все люди должны уметь читать Библию, а священники — и толковать её. В 1746 ими был создан Нью-Джерсийский колледж, развившийся позже в Принстонский университет.

В 1741 пресвитериане разделились на «старую сторону» («старую школу»), противившуюся «ривайвелизму» (пиетистскому возрождению), занимавшую ортодоксальные кальвинистские позиции и объединявшую в основном шотландцев и шотландоирландцев, и «новую сторону» («новую школу»), более либеральную, подвергшуюся влиянию методистского проповедника Джорджа Уайтфилда (1714—70), поддерживавшую движение за возрождение церкви в методистском духе и охватившую пресвитериан Новой Англии; в 1758 этот раскол был преодолён. В 1837 внутри пресвитерианской церкви вновь возникли разногласия: на этот раз по вопросу объединения с конгрегационалистами, теологическим проблемам и отношению к рабству. Споры по последнему вопросу привели к тому, что в 1857 сторонники рабства — пресвитериане-южане порвали с «новой школой», а в 1861 — и со «старой школой» и объединились, создав в конце 1861 Пресвитерианскую церковь в Конфедеративных Штатах, которая после окончания Гражданской войны была переименована в Пресвитерианскую церковь в Соединённых Штатах. Оставшиеся в обеих школах противники рабства также консолидировались и после начала Гражданской войны заявили о своей лояльности правительству США. Таким образом, в США появились 2 основные пресвитерианские церковные организации: Пресвитерианская церковь в Соединённых Штатах Америки — на севере страны и Пресвитерианская церковь в Соединённых Штатах — на юге. Хотя раскол носил в основном политический, а не религиозный характер (во время Гражданской войны подобным же образом раскололись и многие другие конфессии) и расхождения в доктринальных вопросах и взглядах на церковное устройство были минимальными, отколовшаяся южная церковь всё же была несколько более консервативной. Кроме того, она стояла за бо́льшую самостоятельность местных церковных организаций.

Помимо этих двух основных церквей в США имелись и другие.гие, меньшие по численности пресвитерианские церкви, длительное время развивавшиеся отдельно. Это были, в частности, церкви, генетически связанные с разными группами шотландских и шотландоирландских иммигрантов, переселившихся в Америку в XVIII в. Эти группы как бы представляли расколы, происходившие в разное время в государственной Церкви Шотландии. Одни диссиденты были недовольны тем, что устройство этой церкви приблизилось, как им казалось, к епископальному, другие обвиняли государственную церковь в установлении патронажной системы и недостатке духовности, третьи выступали против требования давать клятву при занятии общественной должности. Противники приближения к епископальному устройству образовали Реформированную пресвитерианскую церковь, другие диссиденты — Ассоциированную пресвитерианскую церковь, а в 1782 основная часть членов Реформированной пресвитерианской церкви и Ассоциированной пресвитерианской церкви объединились, образовав Ассоциированную реформированную пресвитерианскую церковь. В 1822 противоречия между северной и южной ветвями этой церкви привели к выделению южан в небольшую самостоятельную церковную организацию — Ассоциированную реформированную пресвитерианскую церковь (Генеральный синод), которая существует до настоящего времени. Северная ветвь, сохранившая прежнее название, слилась в 1858 с Ассоциированной пресвитерианской церковью (той её частью, которая в 1782 отказалась вступить в Ассоциированную реформированную пресвитерианскую церковь), в результате чего появилась Объединённая пресвитерианская церковь Северной Америки.

В начале XX в. процесс консолидации пресвитериан продолжался, хотя одновременно велась и острая дискуссия о фундаментализме. В 1906 к Пресвитерианской церкви в Соединённых Штатах Америки присоединилась бо́льшая часть Кемберлендской пресвитерианской церкви, возникшей в 1810 в штате Кентукки и занявшей промежуточную позицию между кальвинизмом и арминианством, а в 1920 — действовавший в США филиал Кальвинистской методистской церкви Уэльса (см. Пресвитерианская церковь Уэльса). В 1958 Пресвитерианская церковь в Соединённых Штатах Америки слилась с Объединённой пресвитерианской церковью Северной Америки, в результате чего была создана Объединённая пресвитерианская церковь в Соединённых Штатах Америки.

Последним из процессов церковной консолидации, приведшим к созданию Пресвитерианской церкви (США), было слияниев 1983 Объединённой пресвитерианской церкви в Соединённых Штатах Америки и Пресвитерианской церкви в Соединённых Штатах.

Вероучительной основой Пресвитерианской церкви (США) является принятое в 1967 Объединённой пресвитерианской церковью в Соединённых Штатах Америки новое исповедание веры. Выработанный документ,утверждая преемственность реформационной исповедальной традиции, приспособлен, однако, к современности. В нём подчёркивается положение о примиряющих действиях Христа посредством Божьей воли. Эсхатологические прогнозы даны в неопределённой форме. Значительное место занимает вопрос о миссии церкви в обществе. К исповеданию приложен материал, в котором приводятся Апостольский и Никео-Константинопольский символы веры, 5 реформатских (включая пресвитерианское) исповеданий, Краткий катехизис. В Книге общественного богослужения приводится литургический материал.

В 1950—60-х гг. в церквах, ныне объединённых в Пресвитерианскую церковь (США), была разрешена ординация женщин.

Ступенями церковной структуры Пресвитерианской церкви (США) являются местная церковь, пресвитерия, синод, Генеральная ассамблея. Центр церковной организации находится в городе Луисвилле в штате Кентукки.

Пресвитерианская церковь (США) является самой крупной пресвитерианской церковью мира и насчитывает 3,6 млн. человек. Наиболее многочисленны её сторонники в штатах Пенсильвания (389 тыс.), Калифорния (259 тыс.), Огайо (206 тыс.), Северная Каролина (206 тыс.), Техас (201 тыс.), Нью-Йорк (200 тыс.), Флорида (165 тыс.), Иллинойс (158 тыс.), Нью-Джерси (139 тыс.), Виргиния (139 тыс.), Мичиган (126 тыс.). Она ведёт широкую миссионерскую работу и поддерживает контакты с церквами в 63 странах мира. Многие пресвитерианские церкви в Центральной и Южной Америке, а также в других частях света были созданы при содействии пресвитерианских церквей США.

П. И. Пучков

В начало словаря