Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "С" (часть 2, "САО"-"СЕК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САО"-"СЕК")

САОЦИН-НЯН

САОЦИН-НЯН - в поздней кит. нар. миф. богиня хорошей погоды.

САОШЬЯНТ

САОШЬЯНТ - в иран. миф. мессия, эсхатологич. спаситель человечества.

САПОР

САПОР - Шапур -

1. С. I, царь из династии Сасанидов, царствов. с 241 по 272. Принял титул «царь царей». Нанес римлянам тяжелый урон, захватив Месопотамию. Рим. имп. Валериана С. взял в плен. Оденат Пальмирский также с большим трудом выстоял в борьбе с С. I. К основателю религ. учения Мани, широко распростр. в Иране, С. относился отрицат.

2. С. II, царь, в частн., по отношению к иудеям и христианам. За 71 год своего правл. С. доставил Рим. империи множ. хлопот. Сражаясь против него, погиб Юлиан Отступник. В период правл. этих двух государей империя Сасанидов достигла наивысш. расцвета.

САПФО

САПФО - Сафо (кон. 7 - 6 вв. до н.э.) - др.-греч. поэтесса. Жила на о-ве Лесбос, где женщины эолийского племени были относит. свободнее, чем в др. обл. Эллады. С. обуч. пению и музыке девушек, возгл. содружество, связанное с культом жен. божеств.

САРАМА

САРАМА - в др.-инд. миф.:

1. Собака Индры; позже С. - мать двух чудовищ. псов Шарбаров, охраняющих царство Ямы. С. открыв. следы Дасью и участв. в мифе о Вале: Индра посылает С. на поиски коров, украд. Пани, она переходит р. Раса и находит их в пещере, но Пани прогоняют ее прочь.

2. Дочь Дакши и прародит. диких животных («Бхагавата-пурана»).

3. Жена Вибхишаны, заботивш. о Сите, когда она была в плену у Раваны («Рамаяна»).

САРАНЬЮ

САРАНЬЮ - в др.-инд. миф. дочь Тваштара, мать Ашвинов и близнецов Ямы и Ями.

САРАСВАТИ

САРАСВАТИ - в др.-инд. миф. река (гл. для вед. ариев) и ее богиня. В основе этого образа - река С. в Сев.-Зап. Индии.

САРАЦИНЫ

САРАЦИНЫ - в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев.-Зап. Аравии и Синайского п-ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест-никами пров. Аравия. Византийцы и христ. авторы средневековья назыв. С. всех арабов или же всех мусульман, а иногда даже всех нехристиан.

САРГОН

САРГОН - Шаррукен, Шаррукин - царь (24 в. до н.э.), основат. обшир. державы в Двуречье с центром в Аккаде, явл. героем аккад. легенды (известна в новоассир. и нововавилон. версиях). Согл. легенде, мать С. (предпол., что она была жрицей, к-рой не разреш. иметь детей) тайно родила его и, положив новорожд. в промасл. тросниковую корзину, пустила ее по р. Евфрат. Водонос Акки выловил корзину и воспитал ребенка. С., ставшего садовником, полюбила богиня Иштар, к-рая помогла ему сделаться царем.

САРГОН II

САРГОН II - царь Ассирии (722 - 705 до н.э.). Пришел к власти, свергнув царя Салманасара V; в своей политике пытался примир. интересы жречества и привилегир. городов Ассирии и Вавилонии с интересами воен. партии. Завершил завоев. Израиля (721) и Сирии (взятие Кархемиша, 717); в 714 нанес серьезн. пораж. Русе I, царю Урарту, захватил г. Мусасир с урартскими сокровищами, завоевал также ряд обл. вост. М. Азии (стремясь воспрепятст. союзу Урарту с Фригией), а также Мидии; в 710 - 709, разбив союз Элама и халдеев, овладел Вавилонией. Погиб при неясных обстоят.

САРДИНИЯ

САРДИНИЯ - крупнейший после Сицилии о-в Средиземного м., неиндоевроп. древнейшее насел. к-рого было родственно иберам. Для его культуры хар-рны нураги, 12 - 20-метровые башни, грубо слож. из камен. блоков без примен. раствора. Примерно с 500 до н.э. о-в колонизир. карфагеняне, изгнавшие греч. колонистов. В 238 до н.э. римляне, нарушив мир, заключ. после 1-й Пунической войны, захватили С. и объяв. ее рим. пров. Тем не менее воинств. племена внутр. С. не были покорены Римом. Римляне вели с ними жест. войны. Так, Тиберий Семпроний Гракх, отец будущих трибунов, истребил и обратил в рабство 80 тыс. сардинцев. Гл. городом С. был Каралес (ныне Кальяри). Ок. 450 н.э. С. была захвач. вандалами. В результате последних раскопок на С. был открыт храм гл. бога С. «отца Сарда».

САРДУРИ I

САРДУРИ I - царь Урарту 2-й пол. 9 в. до н.э., сын Лутипри. Современник ассир. царя Салманасара III, в надписях к-рого о событиях 833 до н.э. упомин. под им. Седури. До нас дошли также строит. надписи С. на воздвиг. им крепост. стене г. Тушпа (совр. Ван), составл. на ассир. языке. По мнению нек-рых исследоват., при С. произошло перенесение центра Урарту и Тушпа сделалась столицей Урартского госуд. С. вел войны с Ассирией и, видимо, сильно укрепил Урартское царство.

САРДЫ

САРДЫ - древ. город в М. Азии, на правом берегу р. Пактол (совр. Сарт-Чай), на сев. склоне горы Тмол (совр. Боз-Даг), в плодородной долине р. Гермос (совр. Гедиз-Чайи); возник, вероятно, в нач. 1-го тыс. до н.э. В 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. С. явл. столицей раннерабовлад. госуд. Лидии и крупным торг.-ремесл. центром, вывозившим гл. обр. шерстяные ткани. В 7 в. до н.э. здесь стали чекан. древнейшие в мире монеты. В 654 до н.э. С. были разруш. киммерийцами, причем уцелел только укрепл. акрополь. Вскоре С. были отстроены заново. В 546 до н.э. при С. на Тимбрийской равнине произошла извест. в истории воен. иск-ва битва войск царя Лидии Креза и его союзников египтян с перс. армией царя Кира. После этой битвы С. стали столицей сатрапии Персии того же назв. В 500 (или в 499) до н.э. С. (кроме акрополя) были сожжены восставш. против Персии ионийцами, в 334 до н.э. захвач. Александром Македонским. В 3 - нач. 2 вв. до н.э. С. входили в состав царства Селевкидов, в 189 - 133 до н.э. принадл. Пергамскому царству, а в 133 до н.э. были присоед. к владениям Рима. В 1 в. н.э. здесь образов. одна из древнейших христ. общин.

САРЕПТА

САРЕПТА - Царепат - в древности финикийский город на вост. берегу Средиземного м., входил во владения Сидона, а с сер. 1-го тыс. до н.э. - Тира; был известен произ-вом пурпура. Как укрепл. пункт С. существ. до кон. 13 в. н.э.

САРИСА

САРИСА - основное вооруж. тяжелой пехоты в Др. Греции, Македонии и др. рабовлад. госуд. Первонач. С. была длиной 3 м и примен. как метател. и рукопаш. оружие; позднее максим. длина С. увелич. до 6 - 7 м. Воины передних шести шеренг фаланги брали С. на руку так, что она выдавалась вперед на расст. до 6 м.; т. о. неприятелю противост. впереди фаланги 6 рядов копий. Для наступл. такая фаланга была непригодна.

САРИСОФОРЫ

САРИСОФОРЫ - тяжелая макед. пехота, вооруж. длинными (до 6 м) копьями (сарисами). Шесть первых рядов макед. фаланги (общее кол-во к-рых доходило до 24) были вооруж. сарисами. Фаланга С. и тяжелая конница составл. основу армии Александра Македонского.

САРКИС

САРКИС - в армян. миф. персонаж, идентиф. (после принятия армянами христианства) с одноим. христ. святым. Большинство связанных с ним сюжетов и мотивов имеют дохрист. происхожд. С. перенял функции древ. божества ветра и бури; он также - повелитель зооморфных духов тумана, хозяин волков (когда возникает угроза нападения волков, люди обращ. с молитвами к С.). По миф. представл., С. - красавец, вооруж. всадник, выступающий на быстроходном белом коне; поднимает ветер, бурю, метель. Душит тех, кто его не почитает, помогает взывающим к нему о помощи. С. питается мукой. По поверьям, в последнюю ночь посвящ. ему поста (в феврале) со своей возлюбл. посещает дома всех армян; для него выставл. на крышах или за дверями муку из жареной пшеницы (похинд) или кашу, приготовл. из этой муки. Считается доброй приметой обнаруж. на муке или каше след копыта коня.

САРКОФАГ

САРКОФАГ - продолгов. ящик из дерева, камня, глины и т.п. для погребения мертвых. С. использ. египтянами, на Крите (С. в Агиа Триада), на греч. востоке (клазоменские С., ликийские С., С. сатрапов), в Финикии (С. Александра), в Этрурии с 6 по 1 в. до н.э. У римлян С. были распростр. со 2 в. н.э. (ранее - в виде исключения). Рим. С. нередко были украшены изображ. на миф. темы, сценами охоты, сражений, дионисийскими сюжетами и т.д. или же просто орнаментами (гирлянды, узоры). В раннехрист. иск-ве убранство С. непосредств. ориентир. на рим. образцы.

САРМАТЫ

САРМАТЫ - общее назв. ираноязыч. племен, расселивш. с 3 в. до н.э. по 4 в. н.э. в степях от Тобола до Дуная. Ранняя история С. связана с савроматами, в среде к-рых, вероятно, и вызрели наиболее крупные союзы сарматских племен во главе с языгами, роксоланами, сираками, аорсами и аланами. Расселение С. в степях Поволжья, Юж. Урала и Казахстана привело к утвержд. гегемонии С. в степях Вост. Европы со 2 в. до н.э., когда одни С. (сираки и аорсы) прочно освоили Предкавказ. равнины, а др. (языги и роксоланы), перейдя Дон, установ. свое господство в степях Сев. Причерноморья. С. стали активной политич. силой в междунар. делах древ. мира. В кон. 2 в. до н.э. С. выступают союзниками скифов против войск Диофанта. Участв. в междоусоб. династич. войнах Боспора. Постепенно заселяя города Боспора, С. все более придавали им греко-варварский хар-р, воздействуя на быт, обществ. жизнь и воен. дело Боспора. В 179 до н.э. сарматский царь Гатал примкнул к союзу малоазийских госуд. В 1 в до н.э. С. были союзниками понтийского царя Митридата VI в его борьбе против Рима. С этого времени бывшая терр. Скифии на антич. карте, составл. М. Випсанием Агриппой, стала наз. Сарматией. Вост. группа С. экономич. и политич. была тесно связана с госуд. Ср. Азии, особенно с Хорезмом. Начиная с 1 в. н.э. С. неоднократно совершали воен. походы в Закавказье и выступ. там союзниками отд. госуд. С. появились и на Дунае, где часть С. (в основном языги и роксоланы) осела близ границ Рим. империи. Здесь происх. воен. столкн. римлян с С. В первые века н.э. среди С. особенно усилив. аланы. Политич. гегемония С. в Сев. Причерноморье была подорвана в 3 в. нашеств. готов, а в 4 в. сармато-аланские племена были разгромл. гуннами.

САРМИЗЕГЕТУЗА

САРМИЗЕГЕТУЗА - дакийская С., твердыня даков, располож. на вершине Деалул-Грэдиштя в горах Орэштие (Юж. Карпаты) на высоте ок. 1200 м. Укрепления, святилища и гражд. постройки располож. на террасах. В 1 в. царь Децебал превратил С. в военно-политич., религ. и экономич. центр дакийск. госуд. В ходе 2-й Дакийской войны 105 - 106 римляне захват. город и разрушили его. Рим. С. лежит в 40 км западнее дакийской. Она была основана имп. Траяном ок. 108 - 110 после успеш. заверш. дакийских войн и стала столицей новой пров. Дакия. В последующие годы С. быстро расширялась. Город представ. собой четырехугольник площадью ок. 32 га, внутри к-рого к наст. времени удалось раскопать форум, дворец августалов, термы и храм, а снаружи - амфитеатр, др. культовые сооруж., а также обществ. и частные постройки. Надписи и произв. провинц. рим. иск-ва позволяют судить о короткой, но полной событий истории этого центра рим. культуры на дакийской земле, насчитыв. до 15 - 20 тыс. жителей.

САРПЕДОН

САРПЕДОН - в греч. миф.:

1. Гигант, сын Посейдона, убитый Гераклом.

2. Один из трех братьев, рожд. Европой от Зевса на о-ве Крит. Изгн. братом Миносом с Крита, он переселился в Ликию.

3. Предвод. ликийцев во время Троянской войны, один из наиболее могуществ. союзников Приама. «Илиада» назыв. его сыном Зевса и Лаодамии.

САРРА

САРРА - в ветхозавет. преданиях:

1. Жена Авраама, мать Исаака. Оставаясь бесплод. в теч. мн. лет супружества, С. сама предлаг. Аврааму в наложницы свою служанку Агарь. Бог обещает, что от С. произойдут «народы и цари народов». Через трех ангелов, посетивших Авраама и С. в дубраве Мамре, бог предрекает, что у С. родится сын. В том же году у С., к-рой к этому времени было около 90 лет, рожд. сын Исаак. Конфликты С. с Агарью приводят к изгнанию Агари и ее сына Измаила из дома Авраама. С. умирает в Хевроне, прожив 127 лет. Для ее погребения Авраам покупает у «сынов хеттовых» пещеру Махпела.

2. Иуд. девица из Экбатаны, спасенная с помощью ангела Рафаила от посягат. Асмодея благочест. Товией и ставшая его женой.

САСАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

САСАНИДОВ ГОСУДАРСТВО - госуд. на Бл. и Ср. Востоке в 3 - 7 вв., возгл. династией Сасанидов; образов. на месте Парфянского царства. В 224 Сасанид Ардашир I, овладевший к этому времени Парсом и нек-рыми сосед. обл., разбил парфянского царя Артабана V и в 226/227 коронов. в Ктесифоне. При Ардашире I и Шапуре I был объед. Иран и присоед. обширные терр. к З. и В. от него. Успехи во внеш. политике (в частн., победы над Римом) отражали упрочение иран. госуд. и усиление власти царя (шаханшаха - «царя царей»). На терр. Парфянского царства существ. большое число полузависимых мелких царств и княжеств; по традиции в ср.-перс. лит-ре, из 240 их владетелей 90 было уничтож. Ардаширом I; борьба с выступавшей против Сасанидов местной знатью продолж. и при Шапуре I. Последняя четв. 3 - нач. 4 вв. - период врем. ослабления С. г., междоусобных войн и переворотов. С. г. терпит неудачи в борьбе с Римом (поход имп. Кара в С. г. в 282; выгодные Риму договоры 283 и 298 и пр.); от С. г. отпадает ряд обл. на В. Шапур II восстан. и упрочил власть С. г. в ряде утрач. обл.; в войнах с Рим. империей спорные р-ны Месопотамии и ок. 4/5 Армян. царства отошли к С. г. (присоединения, закрепл. договором 387; до нач. 6 в. С. г. и Византия в основном поддерж. мирные отнош.); в 5 в. цари местных династий Армении, Албании, Иберии были заменены наместниками С. г.

САСАНИДСКАЯ МОНЕТА

САСАНИДСКАЯ МОНЕТА - монетный тип династии Сасанидов в Персии (223 - 642), в монетной системе к-рых гл. денежной ед. была аттич. драхма с общ. вес. 4,24 г, позже 3,90 г. Не считая мелких изменений, тип С. м. просуществовал на протяжении всего периода царствования Сасанидов. Лиц. стор. - погрудный портрет царя, повернутый вправо, обр. стор. - алтарь огнепоклонников между двумя стражами. При датировке С. м. ориентиром может служить царская корона, так как ее форма менялась со сменой правителя.

САСАНИДЫ

САСАНИДЫ - иран. династия в 3 - 7 вв. В нач. 3 в. один из царьков Парса Папак и его сыновья Шапур и Ардашир из рода С. (по имени Сасана, по-видимому, отца Папака) объед. Парс, а затем Ардашир основал Сасанидов госуд.

САСАНИДЫ (ПРАВИТЕЛИ)

САСАНИДЫ (ПРАВИТЕЛИ) - Сасаниды (224 - 459 н.э.)

Ардашир I 224 - 240 н.э.

Шапур 240 - ок. 272

Хормизд Ардашир 272 - 273

Варахран I 273 - 276

Варахран II 276 - 293

Варахран III 293

Нарсе 299 - 302

Хормизд II 302 - 309

Шапур II 309 - 379

Ардашир II 379 - 383

Шапур III 383 - 388

Варахран IV 388 - 399

Иездигерд I 399 - 421

Варахран V 421 - 439

Иездигерд II 439 - 457

Хормизд III 457 - 459

Династия продолжалась вплоть до арабского завоевания (651 г.н.э.).

САСПЕЙРЫ

САСПЕЙРЫ - встреч. у Геродота наимен. населения, жившего между Мидией и Колхидой. В широком значении под С. понимали, видимо, также алародиев и матиенов, входивших вместе с собств. С. в ХVIII сатрапию Ахеменидской державы. Судя по происхожд. этих наимен., под С., алародиями и матиенами подразум. родств. между собой хурри-урартские племена (С. - субарийцы, алародии - урарты, матиены - митаннийцы).

САСУНЦИ ДАВИД

САСУНЦИ ДАВИД («Давид Сасунский») - армян. героич. нар. эпос. Складывался в 7 - 10 вв. под влиянием вспыхнувших против жест. владыч. араб. халифата. Борьба армян. народа с чужезем. захватч. отображена в четырех ветвях эпоса «С. Д.», изображ. четыре поколения богатырей. Героями первой ветви явл. Санасар и Багдасар, второй ветви - сын Санасара, Мгер Старший, третьей - сын Мгера Старшего Давид Сасунский, племенем к-рого назван эпос, и, наконец, четвертой ветви - Мгер Младший.

САТАНА

САТАНА - в религ. представл. иудаизма и христианства гл. антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеч. рода, царь ада и повелитель бесов.

САТАРАН

САТАРАН - Иштаран - бог неизвест. (возможно, эламского) происхожд., культ к-рого распростр. и в Вавилонии; покровитель г. Дер (совр. Аль-Бадр). В надписи Меслима (27 в. до н.э.) Иштаран - божество-свидетель и судья в споре о погранич. обл. между Уммой и Лагашем. В роли бога-судьи выступает и в текстах Гудеи. В старовавилон. время встреч. определ. «Иштаран врач», что позволяет предполагать в нем бога-целителя (это подтвержд. и тем, что посол его - змееподобный бог Нирах; змея же часто символ врачевания).

САТЕЛЛИТ

САТЕЛЛИТ - в Др. Риме вооруж. наемник, сопровожд. своего хозяина.

САТИ

САТИ - в др.-инд. миф. дочь Дакши и жена Шивы (Рудры).

САТИР I

САТИР I - боспорский царь 433 /432 - 389/388 до н.э., сын и преемник Спартока I. Поддерж. тесные экономич. связи с Афинами. С. I и рабовлад. знать Боспора были гл. поставщиками хлеба на афинский рынок. При С. I был заключен с Афинами договор о взаимных торг. льготах и привилегиях. С. I начал войну за присоед. Феодосии к своему царству, но погиб во время ее осады.

САТИРИКОН

САТИРИКОН - установивш. назв. произв. «Сатуры», приписыв. др.-рим. писателю Петронию (1 в. н.э.). «С.» - роман, содерж. яркие картины быта и нравов рабовлад. рим. госуд. От этого романа до нас дошла незначит. часть, в основном описание пира у богача-вольноотпущенника Тримальхиона, ведущ. от лица некоего Энколпия.

САТИРОВА ДРАМА

САТИРОВА ДРАМА (сатировская драма) первонач. местные веселые сценич. представ. на Пелопоннесе. Их основн. персонаж. были сатиры из свиты Диониса. Им прицепл. толстые животы, либо (в Афинах) конские хвосты и фаллосы. Этим персонажам было присуще неумерен. обжорство, пьянство и чувственность. Когда возникла опасность того, что с расцв. трагедии и комедии С. д. будут вытеснены, Пратин из Флиунта контрастно соотнес действие своих С. д. со своими же трагедиями. При этом герои трагедии (особенно Геракл) попадали в комич. положения. Этим Пратину удалось достичь того, что С. д. прочно вошли в состав театрал. представл. в кач-ве четвертой драмы после трилогии. Единств. полностью дошедшая до нас С. д. - «Киклоп» Еврипида; сохран. большие отрывки из «Рыбаков» Эсхила и «Следопытов» Софокла. Сцены из С. д. были излюбл. сюжетами рисунков на вазах.

САТИРЫ

САТИРЫ - в греч. миф. демоны плодородия, составл. вместе с силенами свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлин. или лошадиными), лошадин. хвостами, с рожками или лошадин. ушами, однако торс и голова у них человеч.; символом их неиссяк. плодородия явл. фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Они забияки, любят вино. Часто отожд. с силенами.

САТИС

САТИС - в егип. миф. богиня прохладной воды. Дочь Ра, жена Хнума, мать Анукет. Культ С. был распростр. в р-не 1-го порога Нила, на о-ве Элефантина и в Нубии. В эпоху Ср. царст-ва имела эпитет «владычица Элефантины». Изображ. женщиной с рогами антилопы, в короне Верх. Египта. С. защитница Ра и фараонов; согл. «Текстам пирамид» она очищает умерших. В период Нового царства С. приписыв. функции богини юж. границы и Нубии. Отожд. с Сопдет.

САТРАДЖИТ

САТРАДЖИТ - персонаж индуист. миф. («Махабхарата», «Хариванша», пураны).

САТРАП

САТРАП - правитель провинции (сатрапии) в Мидии, а также в Др. Персии (при династии Ахеменидов 558 - 330 до н.э.), а позднее в державе Александра Македонского, царстве Селевкидов (4 - 1 вв. до н.э.), Парфянском царстве (250 до н.э. - 226 н.э.) и сасанидской Персии (226 - 651). С., формально подчин. верховн. правителю госуд. и счи-таясь его наместником, обладал всей полнотой адм. и суд. власти. Он имел право чеканить серебр. монету. Однако воен. силы большей части сатрапии (за исключ. пограничных) находились под властью особого военач., к-рый был независим от С. и подчинялся непосредст. воен. округу, объед. неск. сатрапий.

САТРАПИИ

САТРАПИИ - воен.-адм. округа (провинции), возгл. сатрапами, в госуд. Ахеменидов. Впервые деление на С. ввел Кир. II. Ок. 518 до н.э. Дарий I разделил госуд. на 20 С., границы к-рых в большинстве случаев соотв. границам отд. стран (Вавилония, Египет, Мидия и т.д.). Число С. и их границы часто менялись, но каждая платила установл. подать, сохран. свои законы, традиций, язык. Деление на С. сохран. и после завоев. терр. Ахеменидов Александром Македонским (330 до н.э.), в госуд. Селевкидов, Парфянском царстве, госуд. Сасанидов.

САТРЕ

САТРЕ - в этрусской миф. божество, с именем к-рого связано представл. о золотом веке - эпохе изобилия и всеобщ. равенства. На этрусской модели бронз. овечьей печени из Пьяченцы его имя помещено в самом центре. Отожд. с рим. Сатурном.

САТУРН

САТУРН - один из древнейших рим. богов (уже в 497 до н.э. ему был посвящен храм на Форуме на месте бывшего там алтаря). Не позже нач. 3 в. до н.э. стал отожд. с Кроносом (пожирающим своих детей) - временем, по-глощ. то, что породило. Под влиянием представл. о Кроносе С., каковы бы ни были его первонач. функции, стал почитаться как бог золотого века, один из первых царей Лация, куда, согл. версии мифа, он бежал, низлож. своим сыном Юпитером, и где был принят правивш. там Янусом, разделившим с ним власть. С. научил своих поданных земледелию, виноградарству и цивилиз. жизни, поэтому вся страна стала назыв. «землей С.». Посвящ. С. праздник сатурналии (17 декабря), первонач. хар-р к-рого неизвестен, был в 217 до н.э. преобраз. по образцу греч. кроний. Во время праздника господа и слуги менялись своими обязан., воцарялось безудерж. веселье карнавал. типа, люди обменив. подарками - светильниками и глин. фигурками, избирался шуточ. царь сатурналий; эти праздники рассматр. как воспомин. о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользов. большой популярн. и постепенно растягив. до 5 - 7 дней. В храме С. хранилась гос. казна. Его паредре (женск. соотв.) посвящ. оружие убитых врагов, возможно, для искупл. пролитой крови и для отвращ. ее вредн. влияния на посевы. Впослед. женой С. считалась отожд. с Реей Опс. Культ С. был мало распростр., в основном в Африке, где С. слился с местными ваалами и имел многочисл. жрецов и коллегии почитателей, гл. обр. из простого народа.

САТУРНАЛИИ

САТУРНАЛИИ - в Др. Риме ежегод. празднества в честь Сатурна. Справл. после уборки урожая во время зимнего солнцестояния. Сопровожд. безудерж. весельем (в к-ром принимали участие все граждане и рабы), отменой обыч-ной работы. Под назв. брумалий С. продолж. существ. в Византии.

САТУРНИЙ

САТУРНИЙ - древнейшим рим. стихотвор. размер (по имени др.-итал. бога Сатурна). Встреч. в древ. надписях и у поэтов (Ливий Андроник, Невий). Когда Энний ввел в рим. поэзию гекзаметр, С. был постепенно вытеснен.

САТУРНИН

САТУРНИН - 1. Эллинистич. философ, представитель гностицизма (ок. 100 в Антиохии - 150). С. противопост. божеств. царство света материи, как обл., где властвует сатана. При этом Землю он считал, в соотв. с манихейски-ми представл., тем местом, где бог и сатана борются за душу человека.

2. Л. Аппулей, нар. трибун и оратор. При поддержке претора Главция и консула Мария (100 до н.э.) С. стремился провести новые аграр. законы, по к-рым ветераны Мария получ. бы землю, хотел организ. колонии при участии союзников и снизить цены на зерно. Вокруг этих законов разгорелась жестокая борьба между оптиматами и популярами, городским и деревен. плебсом. По приказу сената Марий, не увер. в своей позиции, захватил в Капитолии С. и его сторонников. Они были побиты камнями.

САУЛ

САУЛ - основатель Израильско-Иудейского царства (кон. 11 в. до н.э.). Выдвинулся впервые как полководец во время битвы с аммонитянами за г. Ябеш (в Заиорданье) и был избран царем на собрании израильск. племен. союза. В дальнейшем считался с волей этого собрания. Под рук. С. израильские племена освобод. от господства филистимлян, но в одной из битв С. был разбит филистимлянами и погиб.

САХ

САХ - Орион - в егип. миф. персониф. созвездия Орион. Считался царем звезд и изображ. человеком в короне Верх. Египта.

САХАР

САХАР - первонач. обл. возделыв. сахарн. тростника были Китай и Индия. Греки использ. для подслащив. блюд мед. Видимо, первыми греками, познакомивш. с употребл. С., были воины Александра Македонского, участвов. в его инд. походе. Теофраст и Диоскурид упомин. С. как лекарств. средство. Медик 4 в. до н.э. Дифил Сифнийский сообщ., что вместо меда иногда употребл. свеклович. сок. Культура сахарного тростника была ввезена в Рим в императ. эпоху из Индии. Плиний Старший и Катулл говорят о высоком содерж. С. в сицилийской свекле. Сахарный тростник из Юж. Персии попал вначале в Аравию, а затем через Египет в Сицилию и Юж. Испанию. Более близкому знакомству с С. европейцы обязаны арабам, к-рые в 9 в. построили на терр. бывшей Сузианы сахарорафинадный завод.

САХЛИС АНГЕЛОЗИ

САХЛИС АНГЕЛОЗИ - в груз. миф. божество, покровительст. семье, в частн. охраняющее супруж. отношения. Ссора между членами семьи приписыв. гневу С. А. В этом случае ему приносили в жертву овцу или поросенка, окропляя кровью жертв. животного двери и стены дома.

СВАДЬБА

СВАДЬБА - в Греции заключ. брака сопровожд. празднич. торжествами, связанными с рядом религ. обычаев. Для С. выбирался благоприят. день, большей частью зимой. Новобрач. готовились к С., принося очистит. жертву. Невеста должна была принять свадеб. ванну. Подготовка к С. начин. со встречи в доме родителей невесты со свадеб. трапезой, где невеста снимала вуаль и получ. подарки. Вечером молодую торжеств. вводили в дом мужа, происх. встреча в доме мужа, вступл. в брач. покои, перед к-рыми в честь молодых пели эпиталамии - свадебные песни. С. предшеств. заключ. брач. договора (помолвка). К знаменитейшим картинам античности на свадебные сюжеты относят «Свадьбу» Альдобрандини. Наряду с ней сущест. множ. росписей на вазах, изображ. отдельные моменты свадеб. церемоний (в т.ч. подготовку свадеб. ванны, украшений, подарков невесте в день С.). Свадеб. обычаи в Риме неск. отлич. от греч. Здесь точнее выбирался счастливый и благоприятный день для С. Более благоприят. для С. здесь считалась 2-я пол. июня. Для всех форм рим. брака непременным было торжеств. шествие в дом мужа. Для патрициев существ. также дополнит. церемонии и символич. обычаи. Обмен кольцами при обруч. появл. лишь в позднерим. время. Невеста снимала свое девич., особого покроя платье и надевала тунику с поясом, завязыв. определ. образом. Лицо и волосы покрывал. оранжевым шлейфом. Ранним утром проводились ауспиции (гадания по полету птиц). Призывая брачных божеств, дружка невесты (женщина к-рая один раз могла быть замужем и выполн. функ-ции посланца Юноны), соед. правые руки новобрачных. Далее следовало принош. объед. жертвы обрученных. Невесту в ее новое жилище обычно сопровожд. вечером при факельном шествии и звуках флейт. При этом также распевались шуточ. и отчасти неприст. стихи (фесценнины). Через порог празднично украш. дома жених переносил на руках невесту, чтобы не обеспок. демонов. Затем следовало свадеб. пиршество с музыкой и пением свадеб. песен (эпиталамии, гименеи). После свадеб. ванны дружка невесты вводила молодую жену первой в спальные покои. Наутро молодой супруг давал трапезу, к к-рой родственники и гости приносили подарки.

СВАРГА

СВАРГА - в индуист. миф. рай Индры (индралока), располож. на вершине горы Меру, в антарикше. Столица С. - Амаравати, где наход. дворец Индры Пушкарамалини. В нем Индре прислуж. маруты, риши и сонмы богов, а апсары и гандхарвы услаждают его музыкой и танцами. Дворец окружен парком Нанданой, где живет корова Сурабхи, растут кальпаврикши - деревья, исполняющие желания, а рядом с ними легенд. дерево с золотой ко-рой - париджата, добытое при пахтаньи океана богами и асурами.

СВАРОГ

СВАРОГ - гл. бог рус.-слав. мифологии, бог неба, огня небесного. С. - отец бога солнца Дажбога и бога земного огня - Сварожича. Этимологию имени С. связывают с санскритскими svargas, что означало «небо».

СВАСТИКА

СВАСТИКА - один из наиболее архаич. символов, встречающ. уже в изображ. верх. палеолита, в орнаменте мн. народов в разных частях света. С. - обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображ. в виде креста с загнутыми (под углом или овально; чаще - в направл. часовой стрелки) концами. С. с древнейших времен весьма распростр. в инд. культуре, где традиц. толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. Засвидет. в традиц. символике Китая, Др. Египта, в раннем христианстве (т.н. «гаммированный крест») и т.д. В новейшее время С. использовалась немец. фашистами в кач-ве эмблемы «арийского» начала, что придало С. одиозный хар-р в совр. восприятии.

СВАХА

СВАХА - в др.-инд. миф. слово, употребл. как восклиц. при жертвоприн. богам (типа: «Да будет благо!», «Во здравие!», «Благослови» и т.п.); слово обознач. то, что приносится в жертву Агнис, Индре и др. богам; персониф. образ жертвоприношения.

СВЕВЫ

СВЕВЫ - свебы - у антич. авторов (Страбон, Тацит) - собират. назв. ряда родств. герм. племен (семноны, гермундуры, квады и др.), занимавших в 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. обширную терр. в басс. рр. Эльбы, Майна, Неккара, Верх. Рейна; иногда это назв. прилагается и к к.-л. одному из свевских племен. Впервые описаны Цезарем, к-рый в 58 до н.э. нанес пораж. С. во главе с Ариовистом, перешедшим ок. 71 до н.э. Рейн и пытавш. обосноваться в Галлии.

СВЕТИЛЬНИК

СВЕТИЛЬНИК - наиболее распростр. были заправл. маслом глиняные или металлич. С. в виде чаши с изготовл. из кудели, камыша, стеблей фитилями. Примерно в 610 до н.э. появились С. с закрытым резервуаром. По-скольку С. относились к товарам массового спроса, то уже в 5 в. до н.э. появились профессии мастера-изготов. С. и продавца С. В кач-ве горюч. материала использ. касторовое и оливковое масло. Более яркий свет давали С. с неск. гнездами для плошек. Они вставл. в стержень-подставку, к-рый иногда имел фигурную форму. В 280 до н.э. начали широко применять пресс-форму для изготовл. глиняных С.; ок. 50 до н.э. широко разверн. произ-во ритуал. С. У мастеров-изготов. С. появился свой «фирменный знак». В период поздней Империи рост произ-ва греч. С. в Коринфе вновь обеспечил их преоблад. на рынках вост. пров. Были созданы легкие переносные С. с закрытым резервуаром и спец. дорожные С. (в форме фонаря). В ремеслен. мастерских рабочие места, как правило, не освещались. Только в рудниках и на работавших в Риме ночью мельницах в нишах или на подставках были установл. стационар. С. При археологич. раскопках в гробницах и храмах часто находили С.

СВЕТОНИЙ

СВЕТОНИЙ - Пулин - извест. рим. полководец сер. 1 в. н.э. Будучи направлен в экспедицию для подавл. восстания в Мавретании (ныне Марокко и Зап. Алжир), он в 41 - 42 стал первым римлянином, пересекшим горы Атласа. Об этом он сообщает в своих мемуарах, к-рые были утеряны, но использ. Плинием Старшим. В кач-ве наместника Британии (59 - 61) С. подавил восстание Боудикки и пытался покорить о. Мона (ныне Англси). Во время гражд. войны 69 сенатор С. был полководцем имп. Отона.

СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ

СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ - Гай (ок. 70 - после 122) - рим. историк и писатель. Занимался адвокатурой, лит-рой и науч. деятельностью. Ок. 119 - 122 занимал пост императ. секретаря и имел доступ к императ. архивам. Из многочисл. соч. С. Т. (ист., ист.-бытовых и филологич.) целиком дошли до нас только «Жизнь двенадцати Цезарей» (в 8 кн.) и часть «О грамматиках и риторах» из большого труда, посвящ. знаменитым людям рим. лит-ры.

СВИДА

СВИДА (вероятно, 10 в.) - составитель большого ср.-век. толк. словаря греч. языка (родом из Византии); по его имени принято называть и сам словарь. В словаре приводятся имена собств. и выражения из антич. и ранневизант. письменности. Разъясн. слов дается путем обшир. цитирования авторов (особенно ценны отрывки из недошедших до нас соч., биографич. и библиографич. сведения). Преобладают данные по истории, лит-ре, грамматике, философии. О жизни самого лексикографа сведений нет. «Лексикон» С. - крупный памятник визант. схоластич. учености.

СВИНЕЦ

СВИНЕЦ - греки широко применяли С. для приготовл. скреп. шипов и скоб в стр-ве монументал. сооруж. С. по-луч. путем выделения свинц. блеска (галенита) из свинцовой руды; его произ-во было разверн. в Лаврионе с кон. 6 в. до н.э. Согл. строит. сметам, 36 кг С. стоили всего 5 драхм. Большой спрос на свинцовые водопров. трубы, а также шарообраз. куски С. для метател. пращей удов-летвор. с трудом. В 318 до н.э. Пифоклом было внесено предлож. о введении монополии на продажу С., к-рое было отвергнуто афинянами. Пифокл предусматр. при оставл. прежней закупоч. цены на С. повысить его продаж. стоимость в 3 раза, причем прибыль от продажи должна была поступать в гос. казну. В это же время резко возрос спрос на С. в связи с распростр. в Сирии обычаем изготав. из него саркофаги. Как и в более ранние времена, С. примен. для отливки грузов, изготовл. амулетов, таблиц для написания различ. заклинаний, обращений к оракулу и получ. от него ответа. Наследованные от прежних поколений магич. представл., а также легкость изготовл. из С. изделий различ. форм с помощью самого примитив. литья объясняют частое использ. этого металла для культовых даров (напр., фигурок животных) сначала в греч., а затем и в рим. нар. иск-ве. Побоч. продукты произ-ва С. находили примен. в медицине и косметике (для изготовл. небезопасных с гигиенич. точки зрения свинц. белил).

Огромное кол-во С. привозилось в Рим с Сардинии, позднее из Испании, Галлии (где из С. изготавл. части крыш храмов), Далмации, Британии и Германии. Достаточно высокое остаточ. содерж. серебра и С. в свинц. шлаках порядка 0,02 - 0,37% Ag и 4 - 8% Pb, а в Британии даже 15 - 25% Pb свидет. о невысоком уровне плавильной технологии. В небольших кол-вах С. шел для легиров. монет, в кач-ве присадки к цинку - для паяльных флюсов, изготовл. счетных марок, входных «билетов», жетонов на выплату жалованья и личных знаков военно-служащих. Известно было отравл. С. как профессион. заболев. с тяжелыми последст.

СВИНЬЯ

СВИНЬЯ - древнейшие изображ. домашней С. найдены в Месопотамии. У иудеев еда, приготовл. из свинины, считалась нечистой. С., пасшиеся на пастбищах, играли важную роль в х-ве Др. Греции. Домашних С. скрещ. с дикими. Родивш. в результате поросята назыв. гибридами. Кровь поросенка считалась средством очищения. Римляне особенно ценили печень С., откормл. смоквами. Для увелич. жирности кабанов и С. кастрировали. При заключ. ряда договоров С. служила жертв. залогом.

СВИОНЫ

СВИОНЫ - свеи - сев.-герм. племя, жившее на терр. Ср. Швеции в р-не оз. Меларен. По свидет. Тацита, были сильным народом, имели свой флот. В сер. 1-го тыс. образов. королевство (с центром в Упсале), объед. к-рого с королевством етов под властью королей С. положило начало единому госуд. в Швеции (к нач. 11 в.).

СВЯТАЯ ВОДА

СВЯТАЯ ВОДА - в Греции воду, использов. для тушения жертв. огня и собранную после этого в таз, считали свящ. С. в. употребл. при омовении рук перед культовыми церемон. Между людьми, берущими С. в. из одной и той же чаши, возникает обязанность взаимной помощи. На Др. Востоке представл. о том, что перед вступл. в храм необход. посредством омовения приобр. культовую чистоту, было еще более древ., чем в Греции и Италии. Вост. ритуалы, прежде всего вавилонский, еврейский и егип., предусматр. омовение, однако недостаток воды приводил к замене реальн. омовения символич. в виде кропления. В эллинистич. Египте раздача С. в. производ. жрецами за плату и была механизир. Человек, входивший в храм и желавший омыть руки, должен был опустить монету в щель автомата для подачи С. в. В кодексе имеется чертеж, сконструир. Героном Александрийским, автомата для подачи С. в. В этом автомате запорное устройство открыв. под действием тяжести брош. сверху монеты, позволяя вылиться неск. каплям воды.

СВЯТОПОЛК

СВЯТОПОЛК (ум. 894) - моравский князь в 870 - 894. Занял престол в результате заговора феодализир. знати против князя Ростислава и при помощи нем. феодалов. С. признал верхов. власть Людовика Немецкого. Не довольств. покорностью С., нем. феодалы отстр. его от власти и увезли в Германию. Против засилья нем. феодалов в Моравии в 871 поднялось нар. восстание. С., посланный во главе нем. войска для подавл. восстания, перешел на сторону восставших, к-рые одержали затем ряд крупных побед над нем. феодалами. С. вновь занял моравский престол. Во время своего правл. С. продолжал борьбу с нем. феодалами. При нем произошло значит. укрепл. Моравского княжества и расшир. его границ (включ. терр. Чехии, Паннонии, части лужицких и галицийских земель и др.).

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (ум. 972/973) - великий князь киевский (ок. 945 - 972), выдающ. полководец. В борьбе за обеспеч. вост. границ Др. Руси в 964 - 966 освободил вятичей от власти хазар и подчинил их власти Киева. В 60-х гг. 10 в. разгромил Хазарский каганат, разрушил хазарские города-крепости Саркел (Белая Вежа) на Дону и в низовьях Волги - Итиль (столицу каганата), открыв путь с Дона на Волгу. Воевал с волжско-камскими болгарами и взял их столицу на Волге. На Сев. Кавказе захватил хазарскую крепость Семендер (ныне г. Тарки в Сев. Дагестане), разбил ясов и касогов. В 967/968, используя предлож. Византии, стремивш. ослабить своих опасных соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, С. И. вторгся в Болгарию и обоснов. в устье Дуная в Переяславце, надеясь укрепиться в Добрудже на торг.-стратегич. путях. С целью воспрепятств. утвержд. С. И. в Болгарии, Византия направила к Киеву печенегов, что заставило С. И. поспешить на защиту столицы. Отбив печенегов, С. И. возврат. в Болгарию с 60 тыс. воинов и в 971 в союзе с болгарами и венграми начал ожесточ. борьбу с Византией. После тяжелых боев с превосходившей по числ. визант. армией у Большого Преславла и Доростола С. И. вынужден был согласиться на мир с имп. Цимисхием. После второго неудач. похода в Болгарию на обратном пути в Киев С. И. у днестровских порогов пал в бою с печенегами, преду-прежд. о его возвращ. визант. правительством.

СВЯЩЕНИЕ ВОЙНЫ

СВЯЩЕНИЕ ВОЙНЫ - войны 6 - 3 вв. до н.э. в Др. Греции между членами амфиктионии за гегемонию внутри ее и влияние в Греции. Поводом к «С. в.» обычно явл. наруш. кем-либо из членов амфиктионии общих постановл. и правил, а также неприкоснов. святилищ и их казны (отсюда назв. «С. в.»). Наиболее известны «С. в.» членов Дельфийской амфиктионии. Из них самой значит. была «С. в.» 355 - 346 до н.э. Велась Фивами, Локридой и Фессалией против Фокид и поддерж. ее Спарты и Афин. С помощью макед. царя Филиппа II города Фокиды были разгромлены. Македония вместо Фокиды была принята в амфиктионию и тем самым укрепилась в Сев. Греции. В 340 - 339 до н.д. велась «С. в.» Македонией и Афинами против локридского г. Амфиссы; в ходе ее Филипп II взял гг. Амфиссу, Элатею и закреп. в Ср. Греции.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ - в христианстве религ. установл. и предписания, рассматрив. наряду со Священным писанием как божеств. откровение, первоисточ. вероучения.

СЕ

СЕ - в др.-кит. миф. и легенд. истории культурный герой, основатель династии Шан. По одному варианту мифа, С. родился из яйца ласточки (тотемной птицы), к-рое подобрала его мать Цзянь-ди и положила в нефритовую шкатулку.

СЕБЕК

СЕБЕК - Сухос - в егип. миф. бог воды и разлива Нила. Согл. «Текстам пирамид», С. - сын Нейт. Его свящ. животное - крокодил. Он изображ. в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Центр культа С. относится к периоду правл. ХII династии (19 - 18 вв. до н.э.), столица к-рой находилась вблизи Файюма. Имя С. входило в кач-ве компонента в теофорные имена фараонов ХIII династии. Считалось, что С. дает изобилие и плодородие. В ряде текстов С. рассматр. как защитник богов и людей (существовало представл., что его свирепость отпугивает силы тьмы), однако нередко выступает как бог, враждеб. Ра и Осирису. С развит. религ. синкретизма С. отожд. с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В поздний период появилась сопутств. С. богиня - «великая владычица Себектет».

СЕБЕОС

СЕБЕОС - армян. историк 7 в., автор ист. труда, состоящ. из 50 глав, раздел. на три части:

1. Легенд. период истории Армении.

2. История Армении первых веков до н.э. - 6 в. н.э.

3. Совр. автору период жизни и деятельн. пяти визант. императоров (Маврикия (582 - 602), Фоки, Иракла, Константина и Константа II (641 - 668).

СЕБУИМЕКЕР

СЕБУИМЕКЕР - в миф. Куша (Др. Нубии) бог-демиург. Известен по надписи в храме Мусавварат-эс-Суфры (3 в. до н.э.), рядом с его антропоморфным изображ. высечен известный по егип. источ. гимн Осирису. В егип. триаде Исида - Осирис - Гор, очевидно, замещал Осириса.

СЕВЕРИН

СЕВЕРИН (ум. 482) - причислен к лику святых. В 454, уже в зрелом возрасте, пришел из Паннонии в Норик. Возгл. его оборону против германцев. Прошлое С. неизвестно даже его биографу Эвгиппию. Однако знакомство С. с полководцами Орестом, Одоакром и герм. королями указывает на его близость ко двору Аттилы.

СЕВЕРНАЯ ВЭЙ

СЕВЕРНАЯ ВЭЙ - Тоба Вэй, Юань Вэй - династия, царствов. в 386 - 534 на терр. Сев. Китая. Основана Тоба Гуем, вождем племен тоба, выделив. из племен. союза сяньби и завоев. в 4 в. Сев. Китай. В период наибол. могущества распростр. свое политич. влияние на племена Вост. Туркестана.

СЕВЕРНАЯ ЦИ

СЕВЕРНАЯ ЦИ - династия, господствов. в 550 - 577 на терр. Сев. Китая (совр. провинции Шаньси (частично), Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и терр. к сев.-вост. от провинции Хэбэй до р. Ляохэ). Пришла к власти в результате сверж. династии Вост. Вэй (535 - 549). Царство С. Ц. вело частые войны с госуд. Сев. Чжоу и южнокит. царствами. В 577 оно было завоевано госуд. Сев. Чжоу.

СЕВЕРНАЯ ЧЖОУ

СЕВЕРНАЯ ЧЖОУ - династия, царствов. в 557 - 581 в Сев.-Зап. и частично Юго-Зап. Китае (совр. провинции Шэньси, Ганьсу, часть Шаньси и Сычуани). Пришла к власти в результате сверж. династии Зап. Вэй (535 - 556) окитаивш. сяньбийцем Юйвэнь Цзюэ, сыном Юйвэнь Тая, воен. губернатора, фактич. правителя - диктатора в госуд. Зап. Вэй. В царствов. Юйвэнь Юна (561 - 578), после длител. борьбы, было завоев. в 577 царство Сев. Ци, в результате чего С. Ч. объед. весь Сев. Китай и расширила подвласт. ей терр. Династия С. Ч. была свергнута кит. полководцем Ян Цзяном, ранее находивш. у нее на службе, к-рый основал династию Суй.

СЕВЕРЫ

СЕВЕРЫ - династия рим. императоров (193 - 235). Ее представители: Септимий Север (апр. 193 - 4 февр. 211); Каракалла (сын Септимия Севера) (198 - 211 - соправитель Септимия Севера, 4 февр. 211 - 26 февр. 212 - правил с братом Гетой, 26 февр. 212 - 8 апр. 217 - единолич. правитель); Гета (209 - 4 февр. 211 - соправитель Септимия Севера, 4 февр. 211 - 26 февр. 212 - соправитель Каракаллы); Элагабал (Гелиогабал) (8 июня 218 - 11 марта 222); Александр Север (11 марта 222 - 18 марта 235).

СЕВЕРЯНЕ

СЕВЕРЯНЕ - одно из вост.-славян. племен. В период 8 - 9 вв. племенной союз С. развивался в племенное княжество. С. жили на Десне, Сейме и Суле, на границе с кочевниками южно-русских степей.

СЕВСАМОРЫ

СЕВСАМОРЫ - город Др. Иберии, упомин. греч. географом Страбоном (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) как город-крепость, располож. у р. Арагвы выше впадения ее в Куру.

СЕВТОПОЛЬ

СЕВТОПОЛЬ - древ. фракийский город. Развалины у с. Копринка, в 8 км к 3. от г. Казанлыка. С. был основан (по-видимому, Севтом III) в кон. 4 в. до н.э., разрушен в кон. 3 в. до н.э.

СЕГЕСТ

СЕГЕСТ - знатный херуск, убежд. сторонник Рима в период завоеват. походов Августа. Будучи врагом Арминия, он в 9 н.э. открыл его заговор Варру. Это, однако, не спасло римлян от пораж. В 15 н.э. С. призвал для борьбы с Арминием Германика, к-рый освободил С. из осады, предоставив ему и его сторонникам убежище в Рим. империи. Его дочь Туснельда, к-рую Арминий взял в жены, попала к римлянам в плен.

СЕГЕСТА

СЕГЕСТА - греч. город на З. Сицилии в обл. элимов. Находился в постоянной вражде с дорийским Селинунтом. Просьба С. о вводе контингента афинских войск (416 до н.э.) послужила поводом для неудач. сицилийской экспедиции Афин. С 409 до н.э. С. находится в зависимости от карфагенского Панорма. В 241 до н.э. С. стал рим. городом, в период поздней античности подвергся разрушению вандалами и арабами. Хорошо сохран. эллинистич. театр. Вне города находятся руины дорич. храма, стр-во к-рого началось в 420 до н.э., но вслед. пораж. Афин не было закончено.

СЕКВАНА

СЕКВАНА - река С. (ныне Сена) и ее приток Матрона (ныне Марна) явл. границей между галлами и белгами. На одном из о-вов С. располагалось поселение местного племени паризиев Лютеция Паризиорум, сегодняшний ист. центр Парижа - Сите с собором Парижской богоматери. На С., как и на др. галльских реках, во времена Рима было развито судоходство. С. почиталась и как богиня.

СЕКВАНЫ

СЕКВАНЫ - кельт. (галльское) племя, жившее между Сеной, Роной и швейцар. Юрой. Их центром был Везонтион (ныне Безансон). С. считались друзьями Рима и были противн. эдуев, к-рых в 60 до н.э. они победили с помощью германцев Ариовиста. Но Цезарю пришлось покорить С. В 52 до н.э. С. примкнули к восстанию Верцингеторига. Во времена Империи они были постеп. романизир.

Предыдущая страница Следующая страница