Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯЗЫК ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ

ЯЗЫК ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ - язык населения материковой Греции, о-вов Эгейского моря и побережья М. Азии с II тыс. до н. э. до сер. I тыс. н. э. Занесен на Балк. п-ов в результате миграции греков. Первая ее волна, возглавляемая ахейцами, способствовала образованию т. н. микенской (Микены - город в Южн. Греции) культуры (XVI - XII вв.). Вторая волна во гл. с дорийцами (XII - XI вв.) разрушила осн. микенские центры и резко изменила яз. ситуацию. В наследие от микен. культуры древ, греки получили слоговое письмо (дешифров. в 1952 г. англ. иссл. М. Вентрисом), забытое впосл. и вытесненное в IX - VIII вв. алфавитным. Я. д. характеризовался в фонет. плане наличием долгих и кратких гласных, глухих придыхат. согласных. Ударение - музыкальное. Существительные сопровождались опред. артиклем. В склонении употреблялись три числа: ед., мн. и двойств., четыре падежа: им., род., дат. и вин. Часто использовались предлоги. Глагол, система отличалась обилием времен и наклонений. Формам прошед. времени предшествовала различит, частица (т. н. аугмент). Широкое распространение получили сочинит, и подчинит, союзы, обороты вин. п. с инфин. и род. самостоятельного. Порядок слов был свободным. Др.-гр. отличался большими синтакс. возможностями и значит, лексич. богатством. Я. д. - первый лит. яз. Европы.

В истории его развития различают неск. периодов: 1) Микенский и послемикен. (XIV - IX вв.). В это время на базе территориальных диалектов сев. и южн. Греции формируются нек-рые элементы буд. лит. яз. Возникают деловой, уст. и письм. документальный, уст. поэтич. наддиалекты. Разрушение микен. культуры приводит сначала к их временному затуханию, а затем к восстановлению традиций поэтич. и, частично, делового наддиалекта. К кон. периода происходит возрождение письменности на основе финикийского алфавита. 2) Ионийский (VIII - V вв.). Связан с расцветом гр. городов М.Азии (Иония). Зарождается др.-гр. лит., возникают поэтич. яз. гомеровского эпоса и элегич. лирики, повеств. и деловой прозы. Образуется первая разновидность лит. яз. на базе ионийского наддиалекта. 3) Аттический (VI - IV вв.). Центр тяжести-эконом., полит, и культ. жизни переносится из Ионии в Аттику. Появл. языки худож. лит. - трагедии и комедии, развивается худож. проза. Совершенствуется язык деловой прозы. Образуется вторая разновидность лит. яз. на наднаречной основе аттич. диалекта. 4) Эллинистический (IV в. до н.э. - V в. н. э.). Вслед за завоеваниями Александра Македонского происходит распространение др.-гр. яз. на страны Средиземномор. бассейна. Складывается общегр. яз. - койнэ. Усиление архаистических тенденций (т. н. аттикизм) приводит (II - I вв.) к разрыву между лит. и разг. яз. Возникает третья и посл. разновидность др.-гр.. лит. яз. на основе аттич. диалекта и койнэ. Я. др.-гр. худож. лит. охватывал две осн. разновидности: поэтическую и прозаическую.

а) Поэтический Я. Самый ранний (VIII - VII вв.) - эпический. Восходит к поэтич. Я. микен. эпохи. Сложился на ахейско-эолийско-протоионийской основе, продолжал развиваться на ионийском наддиалекте. Представлен в поэмах Гомера. Близким к героическому был Я. дидакт. эпоса (Гесиод). Я. эпоса с известными модификациями сохран. в кач-ве единого типа в эпоху эллинизма (Аполлоний Родосский, Каллимах, Арат), в период поздней античности (Квинт Смирнский, Нонн) и дожил до визант. вр. Второй поэтич. Я. др.-гр. лит. (VII - V вв.) - лирический. Охватывал хоровую и сольную лирику. В основе Я. хоровой лирики лежит эолийско-протоионийский наддиалект, восходящий, как и эпич., к микен. или домикен. эпохе. Несмотря на нек-рые различия, он един по своим фонетико-морфол. моделям. Я. сольной лирики соответствовал ее разновидностям: элегии, ямбам и мелике. Я. элегии базировался на ионийском диалекте, культивировался в Ионии (Каллин, Мимнерм, Ксенофан) и в материк. Греции (Солон, Тиртей, Феогнид). Я. ямбов был связан с Кикладскими о-вами и М. Азией (Архилох, Гиппонакт), ввел в поэтич. оборот бытовую лексику. Я. мелики (Сапфо, Алкей) основывался на эолийском диалекте о-ва Лесбос. Третий поэтич. Я. др.-гр. лит. (VI - V вв.) - драматический. Включает две разновидности: трагедийную и комедийную. Я. трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) был связан с Аттикой. В его основе лежал др.-аттич. наднаречный диалект; хоровые партии исполнялись на эолийско-протоионийском наддиалекте. Я. комедии имел два ответвления: сицилийское и аттическое. Первое представлено произв. Эпихарма, чьи герои говорят на дорийском диалекте Сицилии. Второе - связано с комедиями Аристофана, чьи герои пользуются Я. просвещенной публики Афин V в. до н. э. Я. Менандра воспринимался как образец аттич. речи его времени. Посл. поэтич. Я. худож. лит. - буколический (IV - III вв. до н. э.) сложился в эпоху эллинизма. Феокрит пользовался в своих идиллиях дорийским диалектом г. Сиракузы.

б) Прозаический Я. С Ионией были связаны Я. новеллы и басни (VI в. до н. э.), с Сицилией и дорийским - Я. мима (V в. до н. э.). Философский Я. на первом этапе (VII - V вв.) пользовался ионийским наддиалектом (Фалес, Гераклит). Второй этап (V - IV вв.) был связан с аттич. (Платон) и отд. элементами койнэ (Аристотель). Я. ист. прозы сформировался в Ионии: Геродот писал на ионийском лит. наддиалекте. Получил продолж. в Аттике V - IV вв.: Фукидид пользовался аттич. диалектом, Ксенофонт более близок к эллин, койнэ. Я. ораторов V - IV вв. считался образцом лит. аттич. речи. Из представителей науч. и спец. лит. Гиппократ писал на ионийском диалекте; Евклид, Страбон и Павсаний пользовались лит. койнэ. В V - VI вв. Я. д. постепенно переходит в свое новое состояние - среднегр. лит. яз. (VI - XV вв.) на территории Византии.

Гринбаум Я. С. Ранние формы литературного языка. Л., 1984; Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей письменности: Введение в микенологию. М., 1988; Широкова. С. История греческого языка. М., 1983; Лосев: 114, 38 - 130.

Я.Г.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ АНТИЧНОЕ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ АНТИЧНОЕ - наука о закономерностях языка, сформировавшаяся в Др. Греции в эпоху эллинизма. В предшествующий период отд. явления языка рассматриваются вм. с филос. понятиями. Так как наименование предмета и сам предмет представлялись тесно связанными, то считалось, что посредством анализа слов можно прийти к познанию реальных предметов. Отсюда интерес к толкованию слов, к этимологии и собиранию редких и архаичных слов - глосс. Фонет. сторона языка изучается в связи с теорией музыки (школа пифагорейцев). В V - IV вв. возникает новый взгляд на связь между наименованием и предметом - как возникшую на договорной основе (Аристотель). Наиб, послед, занимались теорией языка стоики, к-рые дихотомию «слово - предмет» дополнили третьим членом: «мышление». Они различали: звучание слова, представление о предмете, сам предмет и смысловую сторону речи. Хрисипп (III в. до н. э.) первым создал учение о частях речи, выделив на основании гл. обр. семантич. и синтаксич. признаков имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз и артикль (вм. с местоимением). Изучая словоизменение имени, стоики построили учение о падежах, противопоставив прямой падеж (им. п. ед. ч.) и отклонения от него (косвенные падежи). Выделив наиб, существ, семантич. характеристики каждого отдельного падежа, они положили их в основу терминологии, к-рая позже была скалькирована рим. учеными и дошла в этом виде до нас. Не менее ценным для развития лингвист, науки было созданное стоиками учение о временах глагола, построенное на противопоставлении вида действия (законченное - незаконченное) и времени. Значит, достижением Я. а. стало принятое стоиками разграничение глагола как морфолог. единицы и сказуемого, отождествляемого с предикатом суждения. На основе разл. типов предиката они дали классификацию предложений-суждений.

Следующий шаг в Я. а. был сделан представителями александрийской филологии. Они подчинили изучение языка практическим потребностям критики текста: изучаются язык, явления, сопоставляются вариантные формы, встает вопрос о нормализации языка, в основу к-рой был положен принцип аналогии, разработ. Аристархом, Дионисием Фракийцем и др. Александрийские филологи обогатили науку о языке разработкой формальных аспектов морфологии. Впервые были определены парадигмы склонения и спряжения. Изучались разл. признаки слова, к-рые позволяли установить, к какому типу склонения или спряжения относится данное слово. Значит, позже Аполлоний Дискол (II в. н. э.) разработал «Синтаксис частей речи» гр. яз. как учение о сочетаемости в предложении слов, принадлежащих к разным частям речи. Он признавал закономерности в сочетаниях слов, основанные на специф. свойствах частей речи, их семантике. Становлению Я. а. в Риме содействовали практич. задачи нормализации языка, с од. ст., и знакомство с гр. наукой - с др. От огром. лингвистич. лит. I в. до н. э. частично дошел до нас трактат Варрона «О латинском языке». Впервые в Я. а. Варрон противопоставил естественное склонение (-словоизменение), регулярность к-рого основана на принципе аналогии, и произвольное склонение (-словообразование), в к-ром преобладает аномалия. Дошедшие до нас грамматические описания лат. яз. относятся ко II в. н. э. (трактаты по орфографии Теренция Скавра и Велия Лонга) и к IV в. (полные руководства по грамматике Доната, Харисия, Диомеда). В нач. VI в. Присциан написал самую значит, в древности лат. грамматику, в к-рой был выделен синтаксис как самостоятельный раздел. Его труд ценен также бол. числом цитат из утраченных ныне произв. рим. писателей. Из лексикограф, работ особенно был известен бол. словарь Веррия Флакка (к. I в. до н. э.), от к-рого сохранились извлечения, сделанные Фестом (II в. н. э.) и вторично - Павлом Диаконом (VIII в.). Бол. ценность представляют преим. лингвистические комментарии Сереия (IV в.) к «Энеиде» Вергилия.

Б.X.

ЯМБ

ЯМБ (греч.)

двусложная стопа, состоящая из краткого (безударного) и долгого (ударного) слогов:

U -

Самым распростр. ямбич. размером был триметр.

Н.Ш.

ЯМБУЛ

ЯМБУЛ - др.-гр. писатель эпохи эллинизма, автор не сохранившегося романа-утопии, отрывок из к-рого приводит Диодор Сицилийский в своей «Истории». Соч. Я. повествовало о путешествии автора на «острова солнца», где нет сословий, семьи, гос-ва, и все трудятся, попеременно выполняя общественно полезные работы. В описаниях Я. сказочность сочеталась со смутными сведениями об экваториальных странах.

Лит. Эллинизм: Восток и запад. М., 1992. С. 248 - 262.

Р.3.

ЯМБЫ

ЯМБЫ - в антич. поэзии понятие, в к-рое входили произв, написанные ямбич. триметром или диметром. Происхождение жанра Я. связывают с традицией фольклорных поношений, и, действ., Я. Архилоха носят откровенно обличительный характер. Продолжателем А. в этой обл. явл. Гиппонакт, введший холиямб, в то время как Я. Семонида по адресу женщин ближе к басенным образам. В III в. до н. э. Я. возрождаются в твор-ве Каллимаха, одн. без резкой крит. направленности, свойственной Гиппонакту. Достаточно острый характер носили, no-вид., Я. в диатрибах Мениппа, перенесенных на рим. почву Варроном. В остальном, за исключ. неск. стихотв. Катулла, Я. в Риме не использовались достаточно широко в обличительных целях.

В.Я.

ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ - 1) др.-гр. писатель (1-я пол. II в. н.э.). Родом из Сирии. Автор «Вавилонской повести», известной в пересказе патриарха Фотия (IX в.) и по неск. сохран. фр-там. Соч. Я. часто квалифицируется как любовно-фантаст. роман. Гл. героями явл. прекрасная супружеская чета Родан и Синонида и их гонитель вавилонский царь Гарм. Супруги претерпевают совместно и порознь самые невероят. приключения, но в к. концов благополучно воссоединяются. Фабула романа необычайно запутана, и сложность ее постепенно нарастает. Последовательное изложение событий осложняется вставными рассказами с новыми персонажами; дальнейшие события - сеть переплетающихся судеб и персонажей. Соч. Я. выделяется среди гр. любовных романов обилием фантастич. элементов и мистики, в нем действуют призраки, ожившие мертвецы, говорящие животные и птицы, что сближает его с романом Антония Диогена. Но в соч. Я. значительнее роль эротики, и написан он с большей ритор, изощренностью. Необычен образ гл. героини Синониды, женщины страстной, порывистой, ревнивой, деятельной и решительной, не в пример своему довольно безликому супругу.

Н.Ш.

2) Рим. философ-неоплатоник (ок. 245 - ок. 330), ученик Порфирия. Происх. из Халкиды (Сирия). Соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифагорейские (компилятивный «Свод пифагорейских учений» в 10 кн., из к-рых до нас дошли 5), порфириево-пла-тонический (коммент. к Платону и Аристотелю) и соч., составившие оригинальный вклад Я. в неоплатоническую философию и написанные после смерти Порфирия («О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др.). Вер., Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях». Я. осуществил школ, разработку неоплатонизма. В Едином Плотина Я. различает полностью неизреченное и просто единое, или «Благо», к-рое через противоположности предела и беспредельного соединено с Единым-Сущим. В сфере Ума(Нуса) Я. различал намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие - жизнь - ум, введя понятие «мыслящего космоса» наряду с космосом умопостигаемым. Душа причастна Уму в меру своей разумности. Я. отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмические, относя их к сферам сущего, ума и души,. и внутрикосм., деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. считал вечность мерой умопостигаемого мира, а время - реал, сущностью, истекающей от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Я. провел реформу неоплатонич. коммент., состоявшую в нахождении единств, «цели» диалога, с к-рой согласуется все толкование. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма.

Ю.Ш.

Предыдущая страница