Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАВКРАТИС

НАВКРАТИС - др.-гр. торговая колония в дельте Нила. Основана Милетом в VII в. до н. э. До VI в. - осн. перевалочный пункт в греко-египет. торговле, импортировал и производил керамику. Сохран. неск. храмов ионич. ордера.

Е.А.С.

НАВМАХИЯ

НАВМАХИЯ (греч. морск. сражение)

гладиаторское представление, имитирующее морскую битву. Устраивалось в спец. сооруженных для этой цели бассейнах, на затопленных цирковых аренах или в естеств. водоемах. Впервые такой спектакль был разыгран по приказу Цезаря в 46 до н. э. на искусственном озере, выкопанном на левом берегу Тибра. Во 2 до н. э. состоялось наиб, известное из "подоб. представлений, данное Августом на правом берегу Тибра. В сражениях обычно принимали участие пленные и гладиаторы.

Е.О.

НАИСК

НАИСК (греч.)

храм, то же, что наос.

Е.А.С.

НАКСОС

НАКСОС - о-в в Эгейском море (Киклады). Заселен с III тыс. до н. э. - находки «кикладских идолов». Знаменит расцветом скульпт. школы и ремесел в VII - VI вв. при тиране Лигдаме.

Е.А.С.

НАОС

НАОС - центр, часть др.-гр. храма, где стояла культовая статуя. Соответствовал гл. помещ. мегарона, где был очаг. То же, что поиск, и лат. целла.

Е.А.С.

НАРОДНАЯ ЛАТЫНЬ

НАРОДНАЯ ЛАТЫНЬ - общеразговор. лат. язык населения Др. Рима и провинций; по всей вер., была неоднородной, варьировавшейся в разных соц. слоях рим. общ-ва, а также в различных частях Рим. гос-ва. В.период кризиса и падения Рим. империи нарастающее развитие новых черт в грамматике и лексике все более отдаляет разг. лат. язык от постепенно теряющей свой престиж письменной лит. нормы. Поскольку наше знакомство с лат. яз. ограничивается письм. источниками, мы располагаем лишь разрозненными сведениями о Н. л. Элементы разг. речи обнаруживаются преим. в текстах, в той или иной мере отступающих от лит. канонов. Это - надписи; соч. по разл. отраслям знаний (строит-ву, сел. хоз-ву, медицине, кулинарии и др.); эпистолярное наследие (письма Цицерона, Плиния Мл.); лит. соч., в которых спонтанно или сознательно воспроизводится разг. речь, - пьесы Плавта и Теренция, писавших в то время, когда еще не сложилась лит. языковая норма; поэзия, особенно лирическая; роман Петрония «Сатирикон»; юрид., ист., церковные соч. позд. Империи и ран. средневековья, периода утраты письм. языковой нормы; соч. грамматиков того же времени, направленные на сохранение языковых традиций: авторы избирают объектом критики совр. им разг. языковые формы и тем самым фиксируют их. После падения Рим. империи Н. л., продолжавшая оставаться разговорным языком населения, явилась основой формирующихся романских яз., воспринявших также многочисл. элементы из говоров германцев-завоевателей.

Лит.: Алисова Т. Б., Репина Т. А., Таривердиева М. А. Введение в романскую филологию. 2-е изд. М., 1987. С. 69 - 124. (Практикум. М., 1987. С. 10 - 54);ГурычеваМ. С. Народная латынь. М., 1959; Дынников А. Н., ЛопатинаМ. Г. Народная латынь. М., 1975; Сергиевский М. В. Введение в романское языкознание. М., 1954. С. 70 - 150.

Д.М.

НЕВИЙ, ГНЕЙ

НЕВИЙ, ГНЕЙ (ок. 270-ок. 210)

рим. поэт. Участвовал в 1-й Пунической войне. Лит. деятельность Н. началась ок. 235. За резкое осуждение в своих произв. аристократии был посажен в тюрьму, откуда его освободили народные трибуны. Одн. продолжавшиеся выпады против мн. влиятельных лиц послужили причиной высылки Н. из Рима в У тику (Сев. Африка), где он и умер. 195

За свою жизнь Н. написал более 30 комедий, 6 трагедий на сюжеты гр. мифологии (широко используя контаминацию), а также ввел новый жанр - претекстату («Ромул» - об основателе Рима; «Кластидий» - на совр. тему: о подвиге консула Клавдия Марцелла в 222 до н. э.). Гл. трудом Н. стала эпич. поэма «Пуническая война» (впосл. разделенная на 7 кн.), положившая начало рим. ист. эпосу. Поэма была написана сатурновым стихом. Изложение событий 1-й Пунической войны сочеталось с мифологич. повеств.: рассказом о бегстве Энея и его спутников из Трои, о прибытии их в Италию и об основании Рима Ромулом. От произв. Н. сохранились только фр-ты.

Е.О.

НЕКРОПОЛЬ

НЕКРОПОЛЬ (гр. город мертвых)

в Др. Греции участок для захоронений. Обычно располагался за пределами города и вдоль дорог. В нек-рых случаях (у этрусков) структура Н. напоминала поселение с улицами, переулками, могильными домами-курганами. Различают неск. видов некрополей: грунтовые, скальные (гробницы вырублены в скале), курганные. Н. правителей и царей обычно были выделены на особой территории (М. Азия, Македония, Боспор - Пантикапей). Устраивались и гос. Н. для воинов, павших в боях (Керамик в Афинах). В память о погибших без вести или погребенных за пределами родины возводились кенотафы. Материалы раскопок Н. имеют важное знач. для исследования др.-гр. культуры, в т. ч. керамики, скульптуры, настенной живописи.

Е.А.С.

НЕМЕСИАН, МАРК АВРЕЛИЙ ОЛИМПИЙ

НЕМЕСИАН, МАРК АВРЕЛИЙ ОЛИМПИЙ (III - IV вв. н. э.)

рим. поэт. По нек-рым свед., происходил из Карфагена. Из произв. Н. сохран. 325 ст. поэмы «О псовой охоте» и 4 эклоги. Дошедший до нас отрывок поэмы начинается пышным вступлением, затем автор ведет полемику с эпич. поэтами. После краткого обращения к двум императорам и призыва к Диане Н. переходит к рассказу о воспитании щенков и о породах лошадей, пригодных для охоты, с помощью к-рой можно отвлечься от безрадостной действительности. Это же настроение прослеживается и в эклогах, 1-я из к-рых явл. панегириком некоего поэта, 2-я и 4-я представляют состязание двух певцов между собой, а 3-я напоминает 8-ю эклогу Вергилия. В своих эклогах Н. широко использует мотивы Феокрита.

Е.О.

НЕОПЛАТОНИЗМ

НЕОПЛАТОНИЗМ - последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина. Антич. Н. существовал в виде ряда школ, ориентированных преим. на толкования диалогов Платона и систематизацию его учения. Плотин и Порфирий разработали систему осн. понятий Н.: во гл. бытия стоит сверхсущее Единое-Благо; далее в порядке нисхождения из Единого следовали Ум (Нус) с идеями в нем, Душа (Псюхе), обращенная к Уму и к чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Ямвлих, основатель сирийской школы Н., ввел в Н. теургию (иск-во входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, чтобы добиться от них совершения ч.-л. сверхъестественного) и предпринял реформу комментария. Пергам-ская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием, продолжала линию сирийской, уделяя преим. внимание мифологии и теургии. Плутарх Афинский (ум. 432) - первый руководитель Академии, введший в нее Н., написал коммент. к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемник Сириан оконч. определил круг авторитетных для Н. текстов (помимо Платона и пифагорейцев Гомер, орфическая лит. и «Халдейские оракулы») и утвердил за аристотелевской философией статус введения к филос. Платона. В 437 главой Академии стал ученик Сириана Прокл, к-рый подвел итог развитию платонизма в рамках языч. политеизма и дал детально разработанную сводку осн. понятий и методов Н. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин, Исидор, Гегий, Зенодот и Дамаский. Александрийская школа Н. стремилась в дидакт. целях согласовать учение Аристотеля и Платона. Одн. осн. предметом изучения постепенно становился Аристотель. Комментаторами его были: Иоанн Филопон, ученики Олимпиодора Илия и Давид и Стефан Византийский - посл. представитель александрийской школы [преподавал в Константинополе в пер. пол. VII в. при имп. Ираклии (610 - 641).]

Ю. Ш.

НЕОТЕРИКИ

НЕОТЕРИКИ (греч. новые)

название, присвоенное группе рим. поэтов I в. до н. э., явл. поклонниками «ученой» александрийской поэзии. Н. культивировали в осн. малые лит. формы. В их число входили такие поэты, как Катулл, Гельвий Цинна, Лициний Кальв и Валерий Катон.

Соч.; Отрывки из поэтов-лириков... // Валерий Катулл. М., 1986. С. 142 - 152.

Е.О.

НЕПОТ, КОРНЕЛИЙ

НЕПОТ, КОРНЕЛИЙ (к. II в. - после 29)

рим. писатель, автор соч. на ист. темы. Род. в Цисальпийской Галлии. Н. принадлежали след, произв.: «Хроника» (краткий очерк рим. истории с миф. времен до вр. автора), «Примеры» в 5 кн. (сб. рассказов о достопримеч. из истории, географии и пр. обл.), «О знаменитых людях» в 16 кн. (о царях, полководцах, гос. деятелях, поэтах, ораторах, историках, грамматиках и риторах). Это соч. положило начало жанру биографий в рим. лит. Из перечисленных произв. сохранились лишь отрывки из посл. соч.: 23 биографии иноземных полководцев, а также биографии Катана Старшего и Аттика. В кач-ве источника для своих соч. Н. использовал произв. гр. авторов, в частн. Фукидида, Ксенофонта, Феопомпа и Тимея. Стиль его произв. отличается легкостью, но не отвечает высоким худож. требованиям; кроме того, встречаются ист. и хронолог, ошибки. Заслугой Н. явл. то, что он первым познакомил римлян с историей других народов на лат. яз.

Соч.: О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. М., 1992.

Е. О.

НЕФ

НЕФ - часть помещения в храме, разделенного рядами колонн. Обычно прямоугольный в плане, вытянутый в длину.

Е.А.С.

НИКАНДР

НИКАНДР (II в. до н. э.)

др.-гр. поэт. Происх. из Колофона (М. Азия). Из его многочисл. произв. сохран. две небольшие дидактические поэмы: «Средства против ядовитых животных» (как исцеляться от укусов змей, скорпионов и т. п.) и «Противоядия» (как исцеляться от отравлений пищей). Написанные гексаметром на гомеровском яз., соч. Н. страдают очевидным противоречием между стилем эпоса и сугубо практической задачей изложения. Из двух несохран. поэм Н. одна послужила несовершенным прообразом «Георгик» Вергилия, другая - «Метаморфоз» Овидия.

В.Я.

НИКА ПЭОНИЯ

НИКА ПЭОНИЯ - мраморная статуя летящей Ники (Победы), найденная в Олимпии в 1875 (Олимпия, Музей). Посвятительная надпись на высокой треугольной базе называет имя скульптора - Пэоний из Менды. Статуя датируется ок. 421 до н. э.

Д.М.

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ - мраморная эллинистическая статуя в Лувре (ок. 190 до н. э.). По-вид., трофей морской победы родосцев над сирийским царем Антиохом III (см. на переплете Справочника).

Д.М.

НИКИЙ

НИКИЙ - др.-гр. художник, афинянин. По Плинию Старшему, «соблюдал свет и тени и особенно заботился о том, чтобы написанные изобр. казались выступающими на картине». Писал на мифолог, сюжеты, особенно славились его женские образы, полные грации. Тонировал статуи Праксителя.

О.Т.

НИКОМАХ

НИКОМАХ (сер. - 2-я пол. IV в. до н. э.)

др.-гр. художник, представитель фиванской школы. Стиль его отличался экспрессией, а исполнение - быстротой и легкостью. Знамениты были его работы «Похищение Коры» и «Ника на колеснице».

О.Т.

НИКОСФЕН

НИКОСФЕН (2-я пол. VI в. до н. э.)

др.-гр. гончар и, возм., вазописец. В его мастерской изготовляли особый вид амфоры, назв. «амфора Н.»; ее особенности - сухие жесткие контуры, ручки в виде широких тонких пластин, валики на тулове - подражают металлическим сосудам.

О.Т.

НИМ

НИМ - рим. город в Галлии, знаменитый своим амфитеатром, храмом коринфского ордера (т. н. Мэзон карре - Квадратный дом; 20- 12), типичным для рим. провинции к. I в. до н. э., и Гардским мостом (II в. н. э.) - акведуком, опиравшимся на трехъярусный мост в долине р. Гар, в к-ром органично слились функциональное и художественное начала. Сохран. также руины храма Дианы, терм, нимфея, рыночной площади.

Лит.: Чубова А. П. Искусство Европы I - IV веков. М., 1970.

О.Т.

НИМФЕЙ

НИМФЕЙ (греч.)

архитектурно оформленный источник воды; нимфейон - здание или комната для отдыха с фонтанами, статуями и растениями.

Е.А.С.

НИОБИДА

НИОБИДА - мраморная статуя раненой Ниобиды в Нац. музее в Риме (ок. 430 до н.э.).

Д.М.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ - сб. священных кн. христ. религии. В сочетании с Ветхим Заветом составляет Библию. Название обусловлено верой христиан в то, что через крестную смерть Христа Бог заключает с человеком новый договор (завет). Н. 3. состоит из 27 кн., написанных во 2-й пол. I в.- нач. II в. на койнэ. В 4 Евангелиях («Благовестив») рассказывается о земной жизни Христа, его проповедях и мученической смерти. В Деяниях апостолов речь идет о распространении апостолами учения Христа. Послания апостолов явл. поучениями, к-рые обращались к рассеянным по всей Рим. империи христ. общинам. Завершает Н. 3. Апокалипсис, или «Откровение Иоанна Богослова», содержащее пророчество о втором пришествии Христа, о конце мира и Страшном суде.

Лит.: Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.

Я. Ш.

НОНН

НОНН - др.-гр. поэт, автор эпич. поэмы «О Дионисе» и стихотв. переложения «Евангелия от Иоанна». Род. в Панополе (Египет), где в кон. жизни стал христ. епископом. Состоящая из 48 кн. поэма «О Дионисе» - самый обширный др.-гр. эпос. Источниками Н. служили более ранние, но не сохран. поэмы о Дионисе. Глубокое знание Н. мистического учения о Дионисе проявилось в создании сложной системы мифолог, образов, подчиненной раскрытию явления Диониса как бога в трех ипостасях: Загрея, Вакха и Иакха. Композиционно поэма стремится к симметрии. Она делится на 2 равные части: первые 24 кн. охватывают события от рождения Диониса до его прибытия в Индию, ост. 24 кн. содержат описание воен. действий и похода Диониса в Европу. Каждая их этих ч., в свою очередь, двусоставна. В первой четверти поэмы повествуется о юности Диониса, в след. 12 кн. - о его походе в Индию. Рассказ о войне в Индии завершается к 40-й кн. В заключ. части Дионис держит путь в Европу. Поэма вобрала в себя множ-во редких и нигде больше не встречающихся мифов. Перенасыщенность мифолог, подробностями, значит, отступления по ходу повеств. вызывали в адрес автора упреки в аморфном построении поэмы. В описаниях воен. действий очевидна ориентация на гомеровский эпос, значит, также влияние эллин, поэзии. Язык Н. изобилует ритор, фигурами. Своеобразна созданная Н. метрическая система: число спондеев в гексаметре резко ограничивается, что делает стих благозвучным, но однообразным. Стихотв. переложение «Евангелия от Иоанна» - чисто версификаторское соч.

Р.3.

НОССИДА

НОССИДА (к. IV - нач. III в.)

др.-гр. поэтесса из Локр (Южн. Италия). Сохран. 12 ее эпиграмм, в оси. посвятительного характера. Включалась древними в канон 9 поэтесс (9 муз.).

И.К.

Предыдущая страница Следующая страница