Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБРАЗОВАНИЕ АНТИЧНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ АНТИЧНОЕ - система обучения и воспитания, сложившаяся в древ. мире. Состояла из трех ступеней: 1) нач. школа; 2) сред, (граммат.) школа - гимнасий; 3) вые. ступень обучения, к-рая лишь условно может быть названа школой. Целью высшего О. было изучение риторики, к-рое начиналось еще на сред, ступени, «у грамматика», а затем продолжалось «у ритора», и философии, понимаемой как совокупность челов. знаний. При этом в Греции на первое место выдвигались занятия философией, в Риме - риторикой. Были и др. различия, объясняемые, в частн., тем, что в Греции высш. О. складывалось стихийно, в зависимости от личности преподающего; Рим же заимствовал систему О. у греков и, произведя отбор, приспособил его к своим условиям.

В Греции в архаич. и классич. период афинские юноши, окончив гимнасий, поступали в эфебию (гр. эфеб - юноша), где в теч. 2 лет, от 18 до 20, проходили воен. подготовку. На этом заканчивалось их образ. Высш. О., понимаемое как дальнейшее приобретение и углубление знаний и развитие интеллекта, возникло на рубеже V- IV вв. и связано с движением софистов, к-рые за плату обучали иск-ву красноречия и иск-ву спора (эристике). Софисты старшего поколения: Протагор, Горгий, Продик и др. - больше внимания уделяли ораторскому иск-ву, т. к. сами были первокласс. ораторами. При этом каждый из них учил «по своему образу и подобию»; единого канона оратор, иск-ва не было. Софисты мл. поколения: Фрасимах (2-я пол. V в.), Калликл (1-я пол. IV в.) и др. - больше внимания уделяли эристике, поскольку учили практическому умению вести прения в нар. собрании и в судах. У софистов не было ни постоянных помещений, ни пост, учеников. Их осн. методом обучения были беседы с учениками. В это же время педагог, деятельностью занимался Сократ; постоянно окруженный учениками, он беседовал с ними на площадях и на улицах. Сократ был непревзойденным учителем эристики, одн. его методика лишь внешне напоминала приемы обучения софистов. Расхождение коренилось в целях обучения: софисты готовили учеников к практической деятельности; для Сократа целью О. было моральное усовершенствование. С т. зр. Сократа, практ., в части, государственная, деятельность могла быть следствием морального усовершенствования. Т. о., Сократ решал лишь этич. проблемы. Особое место в др.-rp. просвещении занимал Исократ, к-рый открыл в Афинах (ок. 390) оратор, школу. В центре обучения в ней стояла философия, понимаемая в шир. смысле. Фактически преподавались: риторика, грамматика, мифология, история, юриспруденция, этика, логика и собст. философия. Обучал Исократ и прак. красноречию. Школа Исократа, несмотря на высокую плату, была очень популярна.

Наряду с ритор, школой Исократа в Афинах в IV в. действовали еще 4 филос. школы: Академия Платона (осн. в 388); Ликей Аристотеля (335); «Сад Эпикура» (306); школа стоиков («Стоя»), основанная Зеноном ок. 300. Эти филос. школы существовали в теч. всего антич. периода, породив многочисл. направления и ответвления.

В Риме гр. образоват. система начала распространяться со II в. до н. э. и оконч. утвердилась в I в. до н. э. Заключ., высшим этапом было обучение у ритора. Первонач. риторику преподавали гр. учителя. Лат. ритор, школы утвердились только при Цезаре. Огромную роль в формировании лат. риторики сыграл Цицерон, к-рый изложил ее теор. основы и перевел на лат. язык гр. термины. В I в. н. э. Квинтилиан разработал подробную программу преподавания в ритор, школе. Учеба у ритора была продолжением учебы у грамматика, но на более высоком уровне. Одновр. с изучением теории оратор, иск-ва и упражнений в нем шло изучение юриспруденции, а также чтение и подробный анализ произв. рим. историков (при этом гл. внимание уделялось примерам из героич. прошлого) и ораторов, особенно Цицерона. Вершиной учебного процесса являлись публичные декламации в присутствии всего класса, родителей и др. приглашенных. Декламации делились на свасории (монологи-убеждения на к.-н. мифолог, или ист. сюжет) и контро-версии - выступления с речами в вымышленном судебном процессе с участием двух учеников, игравших роли обвинителя и защитника.

Ни философия, ни математика в Риме не изучались. Для завершения О. богатые и знатные римляне на 2 - 3 года отправлялись в Грецию.

Лит.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940; Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М., 1964.

Н. К.

ОВИДИЙ, НАЗОН ПУБЛИЙ

ОВИДИЙ, НАЗОН ПУБЛИЙ - рим. поэт. Род. в Сульмоне (Ср. Италия) в состоятельной семье. Учился в Риме. Завершил образование традиц. поездкой в Грецию и М. Азию, возвратился в Рим; начал служебную карьеру, но скоро отказался от нее и полн. посвятил себя поэзии. В 8 н. э. в расцвете славы О. указом Августа был сослан в г. Томы (совр. Констанца в Румынии), где и умер. Непосредств. причина ссылки осталась неизвестной, но вся поэзия О. шла вразрез со стремлением Августа возродить строгие «нравы предков» и его законодательством, направл. на укрепление семьи и брака. В наибол. степени это относится к первому периоду твор-ва О. Изданные ок. 18 до н.э. «Любовные элегии» в 5 кн. (сохран. 2-я ред. в 3 кн.) сразу же сделали О. знаменитым. О. считал себя в этом жанре последователем Корнелия Галла, Тибулла и Проперция; несомненно также влияние на него Катулла. Одн., в отличие от этих поэтов, в стихах О. отсутствует подлинное чувство, его заменяет блестящая разработка (по всем правилам оратор, иск-ва) традиц. для любовной поэзии сюжетов, мотивов и типов. Героиня элегий, назв. Коринной по имени беотийской поэтессы, лишена индивидуальных черт и изображена как обобщ. тип возлюбленной. То же относится к содержанию элегий, в к-рых с исчерпывающей полнотой представлены всевозможные любовные ситуации и переживания, описанные с разных т. зр. и с нескончаемыми вариациями в блестящих по форме, остроумных и подчас ироничных стихах. Лишь две элегии выпадают из этой тематики: отличающаяся особым лиризмом и искренним чувством элегия на смерть Тибулла (III, 9) и описание праздника в честь Юноны (III, 13).

Декламационно-ритор. стиль, к-рый внес О. в трактовку любовной темы, особенно ярко проявился в след, его сб. - «Героини» («Героиды»), сост. из 2 ч. В 1-й- 15 писем-посланий, из к-рых 14 написаны миф. героинями и адресованы покинувшим их мужьям или возлюбленным; здесь представлены почти все известные из мифологии женские персонажи, оказавшиеся в подобной , ситуации. Одно послание (15-е) написано от лица реального персонажа - поэтессы Сапфо и основано на легенде, согласно к-рой она покончила с собой, бросившись со скалы в море из-за безответной любви к юному Фаону. Жанр любовного письма-послания был известен и раньше, но О. создал новую разновидность такого послания, сделав его содержанием миф, излагаемый в форме исповеди с глубоким проникновением в психологию персонажа. Материалом служил гомеровский эпос (Пенелопа, Брисеида), «Энеида» Вергилия (Дидо-на), гр. трагедия (Федра, Медея), Катулл (Ариадна). Но героини О. больше похожи не на лит. прототипы, а на его образов, современниц, владевших секретами ритор, иск-ва и щеголявших своей ученостью. Риторика здесь не составной элемент, а основа произв. Величайшее мастерство О. проявилось в том, что, разрабатывая одну и ту же тему, он ни разу не повторился и представил каждую из своих героинь как яркую индивидуальность. 2-я ч. сб. состоит из 3 парных посланий: письмо героя - ответ героини. Одна пара (Парис - Елена) имеет источником гомеровский эпос, две др. (Аконтий - Кидиппа, Леандр - Геро) базируются на эллин, поэзии. посл. пара посланий, проникнутая ощущением трагич. конца, по настроению близка к посланиям 1-й ч.; в двух др. парах появляется нов. мотив: изменения в психологии и намерениях героини под влиянием письма героя. Период любовной лирики в твор-ве О. завершается к 2 н. э. выходом в свет пародийно-дидакт. поэм «Наука любви» и «Лекарство от любви». Пародийность достигается соединением фривольного содержания с жанром и стилем дидакт. поэм, построенных по типу руководств по риторике. «Наука любви» состоит из 3 кн. В I и II даются наставления мужчинам: как и где найти предмет любви (ср. «нахождение» темы и материала для речи в ритор, трактатах), как завоевать любовь, как ее сохранить. В III кн. поэт дает аналог, советы женщинам, показывая при этом, что он прекрасно разбирается не только в тонкостях женской психологии, но и в тайнах жен. туалета, косметики, прически, походки и т. д. Поэма «Лекарство от любви» появилась, возм., как ответ тем, кто обвинял поэта в безнравственности. Обе поэмы - веселые, остроумные и ироничные, изобилующие бытовыми зарисовками и меткими наблюдениями, дают богатую деталями картину тогдашней рим. жизни. 2-й период твор-ва О. ознаменовался обращением к серьезной тематике. Он начал писать сразу два произв.: «Фасты» («Календарь», «Месяцеслов») и «Метаморфозы» («Превращения»). Поэма «Фасты» была задумана в 12 кн., написано - 6. В каждой кн. рассказывается о рим. праздниках и обрядах одного месяца: от января до июня. В них прославляется рим. старина с ее культами и обычаями, богами и героями, мифами и ист. событиями; неумеренно восхваляется Август и весь род Юлиев. Одн. и здесь О. остался верен себе: в поэме множ-во любовных приключений, связанных с различными датами рим. календаря. «Метаморфозы» - самое знаменитое произв. О. Это большая поэма в 15 кн., написанная гексаметром (все др. произв. написаны элегич. дистихом). Содержанием поэмы являются мифы о превращениях, изложенные как связное целое и даже с попыткой соблюдения хронолог, последовательности; в ней выделяются 2ч. - мифолог.: от превращения первонач. хаоса в упорядоченную Вселенную до Троянской войны; и ист.: от Троянской войны до эпохи Августа. Но т. к. болын-во мифов не имеют четкой временной соотнесенности, для их соединения в «непрерывную песнь» О. пользуется разл. композ. приемами: объединяет сказания по циклам (аргосский, фиванский, троянский), группирует вокруг одного события (поход Аргонавтов) или героя (Геракл, Эней), использует рамочную композицию, вплетая в осн. рассказ встав, эпизоды и т. п. Как и др. произв. О., в «Метаморфозах» господствуют любовные сюжеты самого разнообразного характера: от высокой трагедии до преступной любви. Мн. мифов о любви богов к смертным женщинам, ставшей причиной их страданий и горестных превращений. В заключ. излагается филос. обоснование превращений - учение Пифагора о метемпсихозе - переселении душ. Завершается поэма апофеозом Юлия Цезаря, превращенного в звезду, и похвалой Августу, после чего поэт оценивает свой труд почти буквальным повторением строк из горациевского «Памятника» (Мет., XV, 871-872).

Гл. произв. 3-го периода твор-ва О. - сб.: «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Их отличает искренность тона и глубокие душевные переживания. Болып-во элегий обоих сб. полны жалоб на судьбу, их пронизывает чувство тоски и одиночества. О. умоляет жену и друзей о заступничестве перед Августом, к-рому расточает лесть и неумеренные похвалы; обращается и к самому Августу, прося его о помиловании или хотя бы о смягчении наказания. Неподдельным страданием, горечью разлуки с любимой женой и со всем, что ему дорого, проникнута самая поэтичная элегия этого сб. (I, 8) - о последней ночи в Риме. Особый интерес представляет автобиогр. элегия (IV, 10). В отличие от «Скорбных элегий», в к-рых О. не называет адресатов, боясь повредить им, «Письма с Понта» обращены к конкретным лицам и носят поэтому более личный характер. Они написаны позже, в них заметно некоторое примирение поэта с судьбой, пробуждение интереса и симпатий к местным жителям; он даже написал поэму на гетском яз. К сожалению, она не сохран. Из др. несохран. произв. О. древние очень высоко оценивали трагедию «Медея». О. - последний крупный поэт «золотого века» рим. лит. Он был очень популярен в Риме даже в период ссылки; в средневековье ему подражали трубадуры и миннезингеры; в Новое вр. по «Метаморфозам» изучали греко-рим. мифологию, их сюжеты широко использовались и используются в живописи, лит., скульптуре, музыке.

Н. К.

О ВОЗВЫШЕННОМ

О ВОЗВЫШЕННОМ (сер. I в. н. э.)

анонимное соч., ошибочно приписанное философу и ритору Кассию Лонгину (III в. н. э.). Адресованное некоему Постумию Терентиану, оно, вер., хранилось в семье последнего и осталось неизвестным в античности. Впервые обнаружено в сер. XVI в. Автор соч., написанного по-гр., скорее всего был учителем риторики, но обладал при этом обширными знаниями в обл. гр. и рим. литературы: он цитирует св. 50 писателей. Трактат О В. направлен против не сохран. одноимен. соч. ритора Цецилия, ярого защитника аттикизма, к-рый рассматривал возвышенное лишь как стал, категорию. Автор соч. О В. применяет термин «возвышенное» для обозначения не только «величественного» стиля, но и эстетич. категории: так названо все лучшее, что создано в поэзии и прозе. Осн. содержание соч. составляет анализ источников возвышенного. Из них первые два (величие мысли и сила чувств как заложенные природой потенции автора) явл. средством постижения величия мира. Три след, источника (умение пользоваться фигурами речи, благородство фразеологии и лексики, величественная композиция) относятся к мастерству и составляют средство передачи знаний другим. Автор разбирает также разл. стилистические излишества и злоупотребления писателей, рассуждает о развращенности совр. ему общ-ва, в к-ром невозможны подлинные величие мысли и сила чувств. Хотя соч. О В. дошло в поврежд. виде, оно оказало огромное влияние на формирование лит.-крит. и эстет, мысли Нового вр.

Соч.: О возвышенном. М.; Л., 1966. (то же - 1994).

Р.3.

ОДА

ОДА - первонач. всякая песня. Затем так стали называть разного рода лирические стихотв. О. писались на самые разные темы, касающиеся жизни человека, и не требовали обязательного присутствия торжественной интонации. О. называли произв. Алкея, Сапфо, Пиндара, Горация.

Н.Ш.

ОДЕОН

ОДЕОН - небольшой др.-гр. или рим. театр, часто перекрытый, использовался для муз. представлений. В Афинах О. был построен в V в. до н.э. на склоне Акрополя (О. Перикла), еще один - на агоре в I в. до н. э. Во II в. к нему был пристроен портик, перекрытие к-рого поддерживали фигуры змееногих гигантов.

Е.А.С.

ОДИССЕЯ

ОДИССЕЯ - др.-гр. эпич. поэма, известная под именем Гомера. Ее оформление больш-во исследователей относит к рубежу VIII - VII вв. до н. э. В осн. сюжета О. лежат 3 фольклорных мотива: рассказ потерпевшего кораблекрушение; возвращение мужа к жене, к-рой в его отсутствие домогаются другие претенденты; встреча не знающих друг др. отца и сына (этот мотив, приводящий обычно к трагической развязке, в О. значит, ослаблен). В результате объединения трех названных линий 1-я четверть О. (кн. I - IV) посвящена розыскам Одиссея, к-рые без особого успеха предпринимает его сын Телемах. В след, большом разд. (кн. VI - XII) рассказ возвращается к судьбе Одиссея, повествующего в гостях у феаков о своих скитаниях: о встрече с одноглазым киклопом Полифемом и великанами-людоедами лестригонами, • о пребывании у волшебницы Кирки и посещении подземного царства, о кораблекрушении, постигшем его корабль после отплытия с о-ва Тринакия. К этим странствиям присоединяется 7-летний плен у нимфы Калипсо. Во 2-й пол. поэмы (кн. XIII - XXIV) осуществляется решение богов: Одиссей возвращается на свою родину Итаку, где он расправляется с многочисл. женихами Пенелопы и восстанавливает свои царские права. Свыше 12 тыс. гексаметров, к-рыми написана О., были разделены александрийскими филологами на 24 кн.

Соч.: Пер. В. А. Жуковского (множ-во изд.) (То же - Пер. В. В. Вересаева. М., 1953).

В.Я.

ОЛИМПИЯ

ОЛИМПИЯ - др.-гр. культовый центр с оракулом Зевса в Элиде (Пелопоннес). Знаменит общегр. спортивными играми. По преданию, основана в микен. время как святилище царя Пелопа. Элида ввела в О. культ Зевса. Первонач. О. - роща с местами для жертвоприношений: курган Пелопа, алтарь-зольник Зевса, жертвенник Геи. На горе над О. почитался Кронос, у подножия - Афродита Урания. Культовые постройки известны с VII в. до н. э. В VI в. формируется архитектурный ансамбль: возводятся сокровищницы вдоль свящ. пути, храм Геры (дорич. периптер с тремя нефами и статуей Геры на троне). К югу от рощи строится стадион (по мифу, его длину определил Геракл). Расцвет О. наступает после Греко-персидских войн: строится храм Зевса (периптер с тремя нефами, боковыми галереями на двухъярусных колоннадах и с наосом, перекрытым над статуей Зевса, работы Фидия) - шедевр иск-ва ранней классики, предшественник Парфенона. На его фронтонах - скульпт. композиции (миф об Эномае и Пелопе и битва лапифов с кентаврами), над входами - метопы с подвигами Геракла, перед вост. фасадом - статуя Ники работы Пэония. В IV в. достраивается ипподром, святилище Деметры и храм Матери всех богов - Метроон. Возводится сокровищница македон. царей Филиппейон и портик Эхо, семь раз отражающий звук. В рим. вр. значение О. как культового центра сохран., но Метроон превращен в храм Августа, построен дворец Нерона. Последний расцвет О. пережила во II в. н. э.

Е.А.С.

ОЛИНФ

ОЛИНФ - др.-гр. город в Халкидике (Сев. Греция). В 348 О. был разрушен Филиппом II (Македонским) и больше не восстанавливался. В О. ведутся планомерные археолог, раскопки, давшие представление о жилищном строит-ве в Др. Греции в V - IV вв. Город был спланирован по системе Гипподама. Единый градостроит. замысел охватывал не только сеть улиц и расположение площадей, но также внутриквартальную планировку и блочную застройку жилых кварталов. Кварталы были одинакового размера (100 х 40 м), каждый состоял из двух рядов строит, участков (19 х 20 м), дома на смежных участках имели общие боковые стены, и застройка каждого квартала представляла собой два жилых блока по пять домов в каждом. Стены жилых домов возводились в осн. из сырцового кирпича, оштукатуренного снаружи и внутри сооружения. В интерьере здания имелись росписи, частично сохран. В О. был найден первый дом с крытым проходом по сев. стороне двора - неизвест. ранее звено в развитии жилой архитектуры, представляющее переход к перистилю.

Е.А.С.

ОЛТОС

ОЛТОС (ок. 525 - 500 до н. э.)

др.-гр. вазописец, один из крупнейших мастеров раннего краснофигурного стиля; расписывал преим. килики, на двух сохран. его подпись. Росписи, часто на мифолог, сюжеты, отличает разнообразие композиций, поз, характеров, ситуаций.

О.Т.

ОЛЬВИЯ

ОЛЬВИЯ - др.-гр. город в Сев. Причерноморье, при слиянии рек Борисфена и Гипаниса (совр. Днепровско-Бугский лиман). ОснованМилетом в VI в. до н. э. О. занимала обширное плато и делилась соотв. на три части: Верхний город, Нижний и Средний, на склонах. В VI в. в Верхнем городе возникают частично сохран. Главная улица, агора и свящ. участок Аполлона с алтарем. К зап. от улицы раскопаны жилые дома, землянки и металлообрабатывающие мастерские VI в. В сев. ч. верхнего плато располагался некрополь. В V в., по свид-ву Геродота, сооружены оборонительные стены, город приобрел регулярную планировку. Свящ. участок был обнесен оградой, построен храм Аполлона Дельфиния - ионического ордера, в антах. В IV в. город расширился, заняв территорию некрополя и часть свящ. участка, был возведен новый храм Аполлона - периптер и храм Зевса в антах. В Нижнем городе сохранились остатки жилых домов с дворами и колодцами. После гетского разгрома I в. площадь О. сократилась, на месте свящ. участка построены производств, сооружения: гончарные печи, винодельни, бол. зернохранилище. Разрушенный мраморный алтарь замевен деревянным, который, оказавшись за городскими стенами, вскоре пришел в запустение. Новый подъем О. пережила во II в. н. э. Памятники антич. иск-ва, найденные при раскопках О., - расписная керамика, мраморная и известняковая скульптура (наиб, извест. надгробие с изобр. воина и амазонки, V в.; курос, голова бородатого бога) - хранятся в музеях России и Украины.

Лит.: Античные государства Сев. Причерноморья. М., 1984.

Е.А.С.

ОПИСТОДОМ

ОПИСТОДОМ - задняя часть др.-гр. храма со своим входом, отделенная от наоса; в О. хран. гос. казна.

Е.А.С.

ОППИАН

ОППИАН (2-я пол. II в. н. э.)

др.-гр. поэт, род. в Киликии (М.Азия). Сохранились две дидакт. поэмы: «О рыбной ловле» и «О псовой охоте»; дошло прозаич. переложение поэмы «О ловле птиц». Возм., соч. О. принадлежат разным авторам. Поэмы утверждают незыблемость мирового порядка и носят ярко выраж. ритор, характер: речи произносят даже животные.

Р.3.

ОРАНЖ

ОРАНЖ - рим. город Араузион в Галлии, где сохран. древнейшая трехпролетная триумфальная арка (эпоха Августа), обильно украшенная скульптурой, а также лучший из рим. театров, врезанных в холм (I в. н. э., 7 000 мест).

Лит.: Чубова А. П. Искусство Европы I - IV веков. М., 1970.

О.Т.

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ - система организации архитектурных форм, состоящая из колонны и антаблемента, пропорционированных по опред. принципу. Известно неск. О. Др. греки развивали дорич., ионич. и коринф. О., римляне - тосканский и композитный. Дорич. О., самый массивный из пяти, имеет простую капитель, колонну с каннелюрами, без базы. Ионич. О. - более легкий, колонна его покоится на базе, капитель имеет выступающие волюты. Наиб, пышным декором отличается коринф. О., капитель к-рого составлена из листьев аканфа, закручивающихся наверху в небольшие волюты. Тоскан. О. сходен с дорич., но его колонна имеет базу и гладкий ствол. В капители композитного О. соединены листья аканфа коринф. О. с двусторонними ионич. волютами. Два основных О. - дорич. и ионич. представляют две разл. композиционные и конструктивные системы, начиная от антаблементов и профилей (обломов) гл. частей О. и кончая планом здания. Дорич. антаблемент состоит из архитрава в виде гладкой балки, фриза над ним из триглифов и метоп, с небольшой полочкой (регулой) под каждым триглифом, нижняя поверхность к-рой обработана шестью каплями (гуттами). Ионич. О. имеет два варианта: малоазийский (основной) и аттический. Антаблемент осн. варианта состоит из двух частей - архитрава из трех уступчатых полос (фасций) и карниза, между ними - пояс зубчиков (сухариков). Антаблемент аттич. варианта делится на три части: над архитравом (иногда без фасций) проходит фриз, часто украшенный лентой барельефа (зофор). До IV в. пояс сухариков и фриз в одном антаблементе не применялись. Кровля дорич. и ионич. О. также различалась: фронтоны и украшение их первонач. были характерны для дорич. О., в ионич. О. фронтоны появились лишь в постройках аттич. варианта О., декор их повторял элементы карниза на продольных сторонах. Законы О. прослеживаются и в структуре храма. В дорич. О. был обязателен опистодом, в ионич. храме первый опистодом появился в храме Афины в Приене (IV в. до н. э.). Тогда же в Дельфах был построен первый дорич. храм без опистодома (Афины Пронайи). Задача создания всеэллинского О., совмещающего дорич. и ионич. архитектурные традиции, была решена в композиции Парфенона.

Е. А. С.

ОРИГЕН

ОРИГЕН (185 - 254)

рим. философ и теолог. Род. в Египте в христ. семье, жил в Александрии. Учился вместе с Плотинам у Аммония, затем у Климента Александрийского. Преподавал в филос. школах Палестины и в Кесарии, где получил сан епископа. Упражняясь в аскезе, оскопил сам себя. В конце жизни подвергался религ. гонениям, при имп. Деции был арестован. О. написал огромное кол-во соч., среди к-рых выделяются: «О началах», «Против Цельса» и многочисл. гомилии (лит. проповеди назидат. характера). О. также составил обширные коммент. к Библии. Теология О. направлена на разумное объяснение христ. догматов при помощи рационального толкования Библии и Евангелия в терминах антич. философии. Признавая веру и религию выше разума, О. тем не менее считал, что правильно понятая Библия не мешает здравой философии, а правильно примененная философия не вредит Библии. О. впервые использовал т. н. метод провиденциального толкования, открывающий в Ветхом Завете зашифрованные указания на Евангелие. Бог у О. явл. единственным самодостаточным бытием и как причина всякого др. бытия он нематериален и непостижим (чистая мысль, мыслящая самое себя). Стоическое учение о Логосе у О. приобретает христ.-неоплатонический характер. Логос явл. образом и порождением Бога-отца и отождествляется с Богом-сыном и плотиновским Умом (Нусом). Это образец, по к-рому сотворен мир, субстанция, содержащая в себе идеи всего тварного многообразия. О. выдвинул концепцию вечного творения мира, к-рая выражалась в циклическом возникновении и гибели миров в виде бескон. последовательности. Миры не повторяли друг друга, как у стоиков, а могли совершенствоваться. В отличие от вещественных миров, души, по О., не гибнут никогда; заключенные в материю, они стремятся воссоединиться с Богом.

Соч.: О началах. Новосибирск, 1993; Против Цельса. Казань, 1912. Ч. 1.

М.О.

ОРФИЧЕСКАЯ АРГОНАВТИКА

ОРФИЧЕСКАЯ АРГОНАВТИКА (IV - V вв.)

др.-гр. анонимная эпич. поэма в 1400 гексаметрах, в основу к-рой положен миф о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном. О. А. заметно отличается трактовкой мифа от построенных на том же материале поэм Аполлония Родосского и Валерия Флакка. Это связано прежде всего с культовым характером поэмы, отразившей черты мистич. орфического учения, к-рое со II в. н. э. имело широкое распространение наряду с христианством. В отл. от всех эпич. поэм О. А. написана от 1-го лица, в виде воспоминаний Орфея о походе, к-рые он адресует миф. певцу Мусею. Темой введения явл. космогония: перечисляются разнообразные мифы, причем первым божеством, согласно учению орфиков, явл. Эрот. Характерный для эпохи синкретизм религиозных воззрений проявляется в обращении к Солнцу, к-рым открывается поэма. Ночному культу орфизма придаются т. о. черты солнцепоклонения. Орфей оказывается в поэме гл. участником похода. Именно он, а не Ясон, руководит похищением руна, он, а не Медея, заклинает Змея, сторожащего руно. В конце похода Орфей, очищая аргонавтов, открывает им путь на родину. Он же заглушает пение сирен. Мифолог, сюжет изложен в О. А. неоригинально и сухо. Поэму отличает мистический и мрачный колорит. Участники похода постоянно ощущают гнет судьбы: даже Орфей отправляется в поход не по доброй воле, а по велению рока. Сказочно-туманно описаны роща Змея, жертвоприношения Гекате. О. А. имеет особое знач. как источник для изучения тайного культа орфиков, сведения о к-ром крайне скудны.

Р.3.

ОРХЕСТРА

ОРХЕСТРА (гр. orcheomai - плясать)

в др.-гр. театре круглая площадка перед скеной, предназначенная первонач. для плясок хора. С введением актеров они также выступали на О. В эпоху эллинизма, с падением роли хора, О. стали перегораживаться зданием скены пополам; в рим. театре оставшаяся половина могла заниматься местами для зрителей.

В.Я.

ОСТИЯ

ОСТИЯ - крепость на лев. берегу Тибра, основана ок. 340 до н. э., затем - порт Рима. Раскопками, начатыми в XIX в., открыты регулярно распланированные жилые кварталы, термы с мозаичными полами, храмы, форум, театр, ворота, а также некрополь.

О.Т.

Предыдущая страница Следующая страница