Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖИВОПИСЬ АНТИЧНАЯ

ЖИВОПИСЬ АНТИЧНАЯ - росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып-во памятников др.-гр. живописи утрачено; общее представление о ней дают лит. источники, немногие уцелевшие фр-ты, одновременные образцы вазописи, росписи этрусских (VII - IV вв.) и пестумских (IV в.) гробниц, а также копии рим. времени. Данные о первых гр. мастерах относятся к VII в. до н. э. (Коринф, Сикион). В росписях VII - VI вв. гл. роль играет контур, внутри к-рого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов - желтый, синий, белый, черный, розовый, пурпур. Трактовка фигур, одежд, движений условна, но всегда выразительна (метопы храма в Фермосе, стела Лисия). Преобладают мифолог, сюжеты. Наряду с монумент, известны росписи на пинаках. В течение V в. осваивается реал, изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций. Рисунок, оставаясь контурным, приобретает большую пластичность. Свободное размещение фигур по всей поверхности вместо прежнего фризового, введение элементов пейзажа говорит о стремлении передать глубину пространства (Полигнот). Агафарх впервые изображает предметы в перспективном сокращении, Аполлодор - тень, ими отбрасываемую. Наряду с мифолог, сюжетами появляются росписи, отражающие ист. события (Микон, «Битва при Марафоне»), героев наделяют портретными чертами современников, а мифы иногда приобретают идиллически-жанровую окраску (Зевксид, «Семья кентавров»). В IV в. складываются три самостоятельные школы живописи - в Фивах (Аристид Старший; драматизм сюжетов, патетика образов), в Афинах (Евфранор; традиции классич. иск-ва V в.) и в Сикионе, где впервые разрабатывается теория живописи (Памфил). Художники чаще обращаются к реал, событиям, популярен портрет, появляются пейзаж, натюрморт. Наряду с патетико-патриот. темой (Евфранор, «Подвиги афинян при Мантинее») разрабатывается «романтическое» направление (Никий, «Ио и Аргус»). Отд. уцелевшие росписи 2-й пол. IV - III вв. (Казанлык; гробница Филиппа II в Вергине) показывают, что крупнейшие мастера этого вр. свободно владеют светотенью, основами перспективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма (III - I вв.) разнообразна по стилям и тематике - мифолог, и ист. сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пейзаж. Росписи крупнейшей школы - Пергамской - отличает свободная широкая манера письма, пластичность форм, яркость красок. Бол. ценность представляют собой сохранившиеся росписи склепов Сев. Причерноморья.

Ранний период рим. живописи (IV - II вв.) известен гл. обр. по письменным источникам. Плиний Старший называет художников, расписывавших храмы, упоминает живописные портреты, к-рые «размещали на нарисованном родословном древе». Известно о картинах с изобр. битв, полководцев-победителей, аллег. фигур побежденных городов, к-рые несли во время триумф, процессий в Риме. Представление о последних дают фр-ты росписей (гробница III в. до н.э. на Эсквилине, Рим). Живопись II в. до н.э. - I в. н. э. хорошо известна благодаря многочисл. сохран. росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стадиях, Риме. Выделяют 4 стиля, именуемых помпеянскими. Росписи I стиля (II в. - 80-е до н. э.), имитирующие кладку стен и архит. детали, выполненные рельефно в штукатурке, почти не нарушают плоскость стены, центр к-рой занимает композиция на мифолог, сюжет, часто восходящая к гр. оригиналам классич. и эллин, времени (дом Саллюстия, Помпеи). В росписях II стиля (80-е- 13) мастера добиваются иллюзии объема архит. деталей только живописными средствами. Стены помещения «раздвигаются», «открывая» взору сады, фантаст, пейзажи (дом на Эсквилине, Рим), картины мифолог, содержания (дом Ливии на Палатине, Рим) или бол. многофигурные композиции (вилла Мистерий, Помпеи). Декоративные композиции III стиля (13 до н.э. - 50 н. э.) подчеркнуто плоскостны; однотонно окрашенная стена расчленена легкими изящными колонками (т. н. канделябры), орнаментальными полосами, гирляндами цветов и листьев; центр ее занимает небол. картина - пейзаж, натюрморт, бытовая или мифолог, сцена. Росписи отличаются тонким рисунком и ювелирной отделкой деталей (дома Лукрецио Фронто и Цецилия Юкунда, Помпеи). IV стиль (50 - 79 н.э.), продолжая традиции II стиля, отличается необычайной пышностью, фантастичностью живописных архит. построений. Кроме мифолог, композиций (дом Веттйев, Помпеи) часто изображаются сцены из жизни торговцев, ремесленников. Фасады домов украшают фрески-«вывески», повествующие о занятиях их владельцев (дома на улице Изобилия, Помпеи). Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монумент., продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный гл. обр. по находкам в Египте (Фаюмские портреты).

Живопись II - III вв. сохранилась преим. в гробницах (некрополь Священного о-ва, Рим; некрополь Пальмиры), отд. фр.-ты происходят из вилл (Рим; Тиволи). Картину дополняют мозаики, в перв. оч. рим. провинций в Сев. Африке и Сирии. Для 1-й трети II в. характерна суховатая графическая манера письма. Росписи сер. и 2-й пол. II в. отличает большая обобщенность форм, композиции строго уравновешены, позы фигур статичны (гробницы Назониев, Панкратиев, Рим). Очевидна ориентация на иск-во гр. классики. Живопись III в. отказывается от классицистических традиций, динамична, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, но без проработки деталей, обобщенно, эскизно; бол. роль играет светотень. Часты сцены охоты, город, жизни, традиц. мифолог, сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соотв. с новыми, христианскими представлениями, распространяющимися в это время. Первые росписи христ. катакомб (катакомбы Люцины, ок. 220; гипогей Аврелиев, ок. 240) исполнены в той же живописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто антич. Со 2-й пол. III в. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схематизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условно-ритуал. характер (катакомбы Присциллы, Рим). Самые поздние памятники собственно антич. живописи - росписи гипогея на склоне Капитолия (Диана-охотница, Персей и Андромеда) имеют прототипом гр. образцы, но трактовка непропорционально вытянутых застывших фигур, жесткая и уплощенная, говорит о постепенном угасании антич. худож. традиций.

О.Т

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV