Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАЗА ФРАНСУА

ВАЗА ФРАНСУА (ок. 560 до н. э.)

аттич. кратер с волютами, подписанный гончаром Эрготимом и вазописцем Клитием; найден в 1844 близ Кьюзи (Италия) археологом А. Франсуа, по имени к-рого назван; хранится во Флоренции. Росписи, исполненные в чернофигур-ном стиле, расположены шестью горизонтальными фризами, покрывая всю вазу: «Калидонская охота», «Возвращение Тесея с Крита» (венлик), «Похороны Патрокла», «Кентавромахия» (плечики), «Свадьба Пелея и Фетиды» (тулово, центр, фриз), «Ахилл и Троил», «Возвращение Гефеста на Олимп» (тулово), «Битва пигмеев с журавлями» (ножка). Имена больш-ва героев, названия мн. предметов подписаны рядом с ними. Выбор сюжетов, отд. фигур, деталей, орнаментов, их взаимное расположение, соотношение росписи с формой вазы строго определены, взаимосвязаны и подчинены одной идее - воплощению образа мира-космоса.

Лит.: Акимова Л. И. Анализ вазы Франсуа // Образ - смысл в античной культуре. М., 1990.

О.Т.

ВАЗОПИСЬ

ВАЗОПИСЬ - разновидность изобр. иск-ва, самые ранние образцы к-рого в Др. Греции относятся к IV тыс. до н. э. (лепные сосуды примитивных форм с линейно-геометр. росписью темной краской по светлому фону из Фессалии). В росписях к IV - нач. III тыс. преобладают мотивы спирали и меандра (идея бескон. движения); формы сосудов подчеркнуто четкие, жесткие (материковая Греция) или округлые, мягкие (Крит), В к. III - 1-й пол. II тыс. ведущая роль принадлежит В. Крита: вазы стиля Камарес (период Старых дворцов, к. III - нач. II тыс.), исполненные на гончарном круге, разнообразных форм и размеров (от чашечек «яичная скорлупка» до бол. пифосов), со светлой полихромией росписью по темному фону, отличает изысканный декор стилизованных раст. мотивов и спиралей; в период Новых дворцов (к. XVIII - XV вв.) роспись темными красками по светлому фону с изображением трав, цветов, морских животных, раковин органично сочетается с «дышащими» формами ваз. В материковой Греции распространены сосуды с геометр, орнаментами, нанесенными матовой темной краской (XV в.), упрощенными раст. и морскими мотивами (влияние Крита), специф. микенскими сюжетами - воины, колесницы, исполненные контурным рисунком (XIV - XIII вв.). В В. XIII - XII вв. нарастают схематизм и геометризация. В. геометр, стиля (XI - VIII вв.) проходит неск. этапов - субмикенская (1-я пол. XI в.: сосуды округлых форм, декор из линий, полукружий, треугольников), протогеометр. (2-я пол. XI - X вв.; четкие формы, круги исполнены циркулем), геометр. (X - VIII вв.). Геометр, керамику (гл. центр - Аттика, местные варианты - Аргос, Мелос, Крит) отличает строгая архитектоника форм, подчеркнутая полосами меандра, крестов, треугольников и т. д., покрывающими сосуд от ножки до венчика. Орнаменты - знаки-символы, заключающие в себе весь мир. Высшая точка развития геометр, стиля - «дипилонские» вазы (по некрополю в Афинах, VIII в.), в декор к-рых впервые вводятся изображения животных и человека, сильно геометризированные, выделенные в центр, клейме или фризе. К VII в. В. геометр, стиля сменяется ориентализирующей (подражающей Востоку) или В. коврового стиля (гл. центры - Коринф, Аттика, ионийские школы, VII - VI вв.), для к-рой характерны небол. сосуды округлых форм (арибаллы, алабастры, пиксиды) с богатой полихромной росписью (светлая обмазка, коричневатый «лак», пурпур, процарапывание), мягкими контурами силуэтных фигур и густым заполнительным орнаментом. Фризы с изобр. животных, птиц, миф. существ, типичные для VII в., в нач. VI в. уступают место фигурам людей, сюжетным мифолог, сценам. В к. VII в. в Коринфе зарождается чернофигурная техника росписей, окончательно складывающаяся в Афинах в нач. VI в.: сплошной силуэт черным лаком наносится на оранжево-красный фон глины, детали даются процарапанными линиями, пурпуром, белой краской. В 1-й трети VI в. сохран. фризовая роспись (ваза Франсуа), позже изображение, обычно на мифолог, сюжет, заключается в клеймо - прямоуг. на тулове амфоры, кратера, круглое - на дне килика. Лучшие образцы чернофигурного стиля - работы Клития (сер. VI в.), Эксекия, мастера Амасиса - отличает строгий и точный рисунок, выразительность поз и жестов, гармоничная связь с формой вазы. Огран. возможности силуэтного рисунка в передаче движений, ракурсов, вызвали появл. ок. 530 до н. э. [мастерская Андокида (1)] краснофигурной техники: светлые фигуры выделяются на покрытом черным лаком фоне; чернофигурная техника используется еще в 1-й трети V в., а в декоре панафинейских амфор - до к. IV в. Росписи краснофигурных ваз «строгого» стиля (посл. четв. VI - нач. V в.) сохраняют плоскостность, графичность, декоративность чернофигурного рисунка, угловатость контуров [мастер Андокида (2), Евфроний, Бриг, Дурис]. Рис. мастеров «свободного стиля» (2-3-я четв. V в.) лаконичен и выразителен, смело и точно переданы движение, эмоциональное состояние героев - от сдержанного драматизма до буйного веселья. Монумент, иск-во высокой и зрелой классики (450 - 420 до н. э.) нашло отражение в гармоничных, обобщенно-идеализированных и возвышенных образах [Полигнот 1(2)], в попытках передать фигуру в пространстве (мастер Ниобид). Особое место в В. V в. занимают белофонные росписи (легкий контурный рис. светлыми - зеленой, голубой, розовой, коричневато-желтой - красками по белому фону), печально-элегич. (лекифы со сценами у надгробия) или утонченно-лирические (килики с мифолог, персонажами). В росписях «роскошного» стиля (420 - 390 до н.э.) грация, непринужденность жанрово-мифолог. сцен (мастер Мидия) сочетаются с общей тенденцией к пышности, усложненности, роскоши декора, нарастающими в В. поздней классики (390 - 320 до н. э.) и разрушающими былое единство формы сосуда и изображения. В IV в. ведущую роль в антич. В. играют школы Южн. Италии (Апулия, Кампания, Лукания, Пестум) и Сицилии. На рубеже IV - III вв. В. уступает место керамике, покрытой лаком, рельефной («мегарские» чаши) и сосудам со скромным орнаментальным декором (т. н. керамика зап. склона), типичным для эпохи эллинизма (Керамика).

Лит.: Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.

О.Т.

ВАКХИЛИД

ВАКХИЛИД - др.-гр. поэт, представитель хоровой мелики. Род.на о-ве Кеос, племянник Симонида, вместе с к-рым бывал в Сицилии. В. признавался одним из выдающихся лириков, и соч. его были изданы александрийскими филологами в 9 кн. - no-вид., по видам мелики, т. к. В. писал гимны, дифирамбы, пеаны, эпиникии, энкомии. Одн. из всего его твор-ва до к. XIX в. были известны только незнач. отрывки; папирусная находка 1896 принесла в разной степени сохран. 14 эпиникиев, 6 дифирамбов В. и фр-ты др. его стихотв. В своих эпиникиях В. следовал уже сложившимся традиц.: прославляя победителя, не забывал напомнить ему об ограниченности челов. возможностей; при этом доблесть он считал не врожденным свойством, а способностью человека соответствовать стоящей перед ним жизненной задаче. Знач. место занимал у В. миф (напр., о судьбе Мелеагра в эпин. 5), не чужды были ему высказывания о собств. поэтич. призвании. Из дифирамбов В. особенно интересны «Юноши или Тесей» и «Тесей». Написанные под впечатлением побед афинян в Греко-персидских войнах, они прославляли подвиги легендарного героя Тесея, считавшегося основателем афинского гос. устройства. Язык В. отличается простотой и ясностью, мысль развивается без отступлений, столь характерных для Пиндара.

В.Я.

ВАЛЕРИЙ, МАКСИМ

ВАЛЕРИЙ, МАКСИМ - рим. историк и ритор. Из соч. В. М. сохранился посвящ. имп. Тиберию (14 - 37) сб. коротких рассказов в 9 кн. на нравоуч. темы под назв. «Замечательные дела и слова», представляющий собой учебное пособие для школьной и ораторской практики.

Е.О.

ВАЛЕРИЙ ФЛАКК, ГАЙ СЕТИН БАЛЬБ

ВАЛЕРИЙ ФЛАКК, ГАЙ СЕТИН БАЛЬБ (ум. до 92 или 93 н. э.)

рим. эпич. поэт. Вер., принадлежал к жреч. коллегии. Из соч. В. Ф. до нас дошла неокон, поэма «Аргонавтика» (70), представляющая собой переложение одноим. поэмы Аполлония Родосского. Соч. В. Ф. было посвящ. имп. Веспасиану (69 - 79) и призвано прославить завоевательную политику рим. императоров на Востоке.

Е.О.

ВАРРОН, МАРК ТЕРЕНЦИЙ

ВАРРОН, МАРК ТЕРЕНЦИЙ - крупнейший рим. ученый-энциклопедист, автор бол. числа науч. трактатов; по нек-рым свед. написал их 70 (в 620 кн.). Произв. В. были для поздней античн. средневековья и Нового вр. важнейшим источником сведений о лат. языке, рим. древностях, лит., иск-ве, юриспруденции, сел. хоз-ве. В. мы обязаны определением точного числа комедий Плавпга. Наиболее знач. место в твор-ве В. занимало языкознание. Им был написан ряд лингвистических работ. Бол. внимание уделял В. этимологическим разысканиям. Он сделал подробный разбор теор. взглядов на аналогию и аномалию (по мнению В., развитие языка обусловлено сочетанием этих закономерностей: в словообразовании господствует аномалия, а во флексии - аналогия). В. принадлежит первое детальное изложение учения о Latinitas, «хорошей латыни»; велики его заслуги в создании нормативно-описательной лат. грамматики. Вопр. языка затрагивались В. и в соч. по лит., истории, философии, в поэтич. произв. и даже в трактате «Сельское хозяйство». Это произв. В. - единственное сохран. целиком. От соч. «О латинском языке», состоявшего из 25 кн., дошли кн. 5 - 10; только фр-тами представлены написанные в прозе и стихах в защиту старорим. нравов «Менипповы сатиры». Из несохран. трудов дошли сведения о соч. «Образы» в 15 кн. (лит. портреты 700 извест. греков и римлян); «Науки» в 9 кн. (опиС. «свободных искусств»); «Исторические высказывания» в 76 кн. (сб. трактатов-диалогов на социально-филос. темы) и др.

Соч.: Сельское хозяйство, М.;Л., 1963; О латинском языке // Вопросы теории языкознания. Калинин, 1975

Лит.: Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литература. Л., 1987

М.Т.

ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ

ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ (род. ок. 20 до н. э.)

рим. историк. Первую часть жизни посвятил воен. службе, впосл. занялся лит. До нас дошло соч. «Римская история», поднесенное в кач-ве подарка консулу Марку Виницию и восхваляющее рим. императоров, особенно Тиберия. Начав с краткого очерка гр. истории, В. П. заканчивает современными ему событиями.

Е.О.

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ - мраморная статуя Афродиты в Лувре, сер. II в. до н. э. Найдена на о. Мелос.

Лит.: Борисова З. Г. Лувр.Скульптура. М., 1984.

Д.М.

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ МАРОН

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ МАРОН - рим. поэт. Род. в дер. Анды ок. Мантуи (по одним свед. - в семье ремесленника, по др. - поденного рабочего). Образ, получил в Кремоне, Медиолануме (совр. Милан) и Риме, где обучался у извест. ритора Эпидия. Не проявив оратор, способностей, в 40 переехал в небол. поместье в окрестностях Неаполя для занятий лит. работой. После того как в 44 Октавиан и Марк Антоний стали конфисковывать землю у землевладельцев для раздачи ее ветеранам, В. чуть было не лишился родового имения, но с помощью Мецената вернул его себе. При поддержке Мецената получил имение в Капании и дом в Риме. Умер В. в 19 в Брундизии (совр. Бриндизи), возвращаясь из поездки по Греции, в к-рую отправился, чтобы увидеть места, где происходили события, описываемые в поэме «Энеида». Прах В. был перенесен в Неаполь и захоронен там. В молодости В. находился под идейным влиянием неотериков, составлял стихотв. в «новом стиле», подражал Катуллу. При этом испытал на себе влияние Лукреция, был близок к эпикурейцам (Сирону и Филодему), к-рые проповедовали преимущества ухода в част, жизнь, довольство малым. Такое мировоззрение В. устраивало Августа, стремившегося возродить старорим. нравы и не терпевшего опасных для себя полит, партий и группировок. Из принадлежавших В. произ. известны «Буколики», или «Эклоги» (42 - 39), «Георгики» (37 - 30) и «Энеида» (29 - 19). Авторство ряда разнообразных по тематике небол. стихотв., составивших сб. «Catalepta» («Безделушки»), не бесспорно. Поэма «Этна», ряд стихотв. («Деревенское кушанье», «Трактирщица», «Скопа», «Проклятия», «Лидия», элегии к Меценату) и пародийный эпиллий «Комар» могут быть приписаны В. условно. «Буколики», или «Эклоги» состоят из 10 стихотв., написанных в жанре пастушеских идиллий Феокрита. Влияние неотериков сказалось в поэтич. форме, до этого времени в рим. лит. практ. неизвестной. На примере размеренной и спокойной жизни деревенских пастухов В. проповедует идеал частной жизни, находящейся вне политики. Однако «Буколики» не совсем лишены актуальных для В. проблем. Так, описываемое в I эклоге возвращение пастуху Титиру конфискованного у него имения напоминает случившееся с самим В. и помощь, оказанную Августом. Особого внимания заслуживает эклога IV, посвящ. Асинию Поллиону, в к-рой автор возвещает скорое наступление века всеобщ, благоденствия и говорит о предстоящем рождении божеств, младенца, под к-рым с развитием христианства стали подразумевать Иисуса Христа. После буколик В. обратился к теме сельск. хоз-ва. В написанной по негласной воле Августа и адресованной ему и Меценату поэме «Георгики» («О земледелии») ставится вопрос о возрождении мелкого землевладения с целью наделения землей части горожан и отвлечения их от политики. Поэма состоит из 4 кн. (о хлебопашестве, виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве). Несмотря на профессиональные советы по сельск. хоз-ву, поэма не была предназначена простым деревенским жителям, а писалась с расчетом на широкий круг образованных читателей. Ее идейный смысл в проповеди нрав, ценностей сельск. жизни и земледелия. Худож. достоинство «Георгик» увеличивают лирич. отступления с описанием явлений природы, жизни пастухов и разл. народов, в т. ч. скифов.

Мифическо-ист. поэма «Энеида», рассказывающая об основании троянским героем Энеем рим. гос-ва, была написана В. по желанию Августа, к-рый хотел видеть изобр. своих подвигов на фоне возрастающего могущества Рима. В. вполне удалось прославить Империю и Августа (будучи усыновлен Юлием Цезарем, он смог возвести свое происхож. к самой Венере). Поэма делится на 2 ч.: странствия Энея до его прибытия в Италию (I - VI кн.) и его войны с италийскими племенами (VII - XII кн.). Древние сравнивали 1-ю ч. «Энеиды» с «Одиссеей», а 2-ю - с «Илиадой». Между тем поэма очень далека от гомеровского эпоса хотя бы потому, что у В. мифолог, события тесно переплетены с современностью. Используя различные гр. образцы (Гомера, киклический эпос, «Аргонавтику» Аполлония Родосского), В. многочисл. деталями придает поэме рим. колорит. Из 1-й ч. читатель узнает о бегстве Энея с отцом Анхисом и сыном Асканием из горящей Трои, об их многочисл. злоключениях. Наиб, интересны II кн., повествующая о гибели Трои, IV кн., рассказывающая о любви Энея и карфагенской царицы Дидоны, а также VI кн., где описывается посещение гл. героем царства Аида для свидания с отцом, к-рый открывает Энею его судьбу, предрекает буд. величие рим. гос-ва и его правителей, в т. ч. Августа. После посещения Аида, приобщенный к тайнам мироздания, Эней возвращается для свершения того, что ему предначертано богами. 2-я ч. «Энеиды» посвящ. воен. действиям троянцев на италийской земле и кажется неск. затянутой из-за подробного описания сражений с многочисл. натуралистическими подробностями и перечислением имен погибших героев. Заканчивается поэма победой троянцев и заключ. мира с мест, племенами. Образ Энея достаточно противоречив, т. к. подвиги его определяются не внутр. потребностями героя, а продиктованы искл. волей богов, к-рой Эней безропотно подчиняется. Напротив, яркими красками обрисована Дидона, руководствующаяся в своих поступках собств. желаниями и страстями. В. с бол. мастерством изобразил внутр. мир героини. Поэма отличается образностью, яркостью языка, многочисл. сравнениями, часто в гомеровском стиле. В. писал поэму в теч. 10 лет, но она осталась незаконченной из-за его смерти. Автор первонач. составил план «Энеиды» в прозе и работал над разл. кусками, соединяя их впосл. между собой. Т. о. поэма складывалась из ряда вполне закон, эпизодов, к-рые, однако, составляют непрерывное развитие действия.

Е.О.

ВЕРГИНА

ВЕРГИНА - совр. поселение на месте погребения царей Македонии близ древних Эг, первой столицы царства. Одна из гробниц IV в. до н. э., где найдены изобр. царя и его семьи, оружие, доспехи с поножами, одна из к-рых короче другой, Авозм., пРи/чжала Филиппу II, хромому от рождения. Рядом найдены две гробницы с прекрасными росписями.

Лит.: Манцевич: 27, 1980, № 3; Андроникос: 27, 1990, № 1.

А.С.

ВЕСТИБУЛ

ВЕСТИБУЛ (лат.)

небольшое помещение перед входом.

Е.А.С.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - сост. часть Библии, признанная священной кн. двух религий - иудаизма и христианства. Представляет собой сб. избранных произв. др.-евр. лит., созданных между XII и 11 вв. Масоретский, т. е. «традиц.», канонизированный в I - Пвв. текст и. 3 включает 39 кн., Септуагинта (др.-гр. пер. 111/11 вв.) насчитывает 50 кн Вошедшие в В. 3. памятники объединяются в 6 разд.: Пятикнижие (др.-евр. Тора - «учение»), Пророки, Писание. В значительной ч. это рассказ о том, как возник и осуществлялся договор (завет) между богом Яхве и избранным им народом - израильтянами и иудеями.

Лит.: Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

Н.Ш.

ВИЗАНТИЙ

ВИЗАНТИЙ - др.-гр. город, основанный в сер. VII в. до н. э. Сохран. стадион эллинистическо-рим. вр. В 330 перестроен Константином Великим, переим. в Константинополь. С 395 столица Вост. Рим. империи; совр. Стамбул.

Е.А.С.

ВИЛЛА МИСТЕРИЙ

ВИЛЛА МИСТЕРИЙ - загородная вилла на окраине Помпеи; сооружена в III в. до н.э., перестроена во II - сер. I в. В окон, виде включала более 60 помещений, часть к-рых украшена росписями во II помпеянском стиле. Названа по сюжету фрески небол. зала (7 х 5 м), где на ярко-красном фоне изображены 29 фигур - Диониса Ариадны, сатиров, девушек. Сцена интерпретируется как РитуаГпосвящения в таинства дионисийских мистерии.

О.Т.

ВИТРУВИЙ, МАРК ПОЛЛИОН

ВИТРУВИЙ, МАРК ПОЛЛИОН - рим. архитектор и инженер, автор трактат" Девять книг об архитектуре». Отождествляется с всадником Люцием В. Мамуррой, служившим у Помпея. Построил базилику, водопровод в Риме, мосты через р. Рейн в Галлии.

Е.А.С.

ВУЛЬГАТА

ВУЛЬГАТА (лат. простонародная)

пер. Библии на лат. яз., выполненный в 381 Иеронимом. Объявленная в 1546 каноническим текстом В с нек-рыми изменениями используется католической церковью до наст. вр.

Предыдущая страница Следующая страница