Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВБЕЯ

ЕВБЕЯ - о-в в Эгейском море у вост. побережья Центр. Греции, ок. 800 заселен ионийцами из Аттики. Гл. города Халкида (столица) и Эретрия достигли наивысшего расцвета в VIII - VI вв., основали многие колонии. В 506 Халкида завоевана Афинами, с 447 до 411

Е. под властью Афин, в 338 о-в аннексирован Македонией, с 194 - под римским протекторатом. В Халкиде сохран. остатки акрополя с оборонительн. башнями и поселение пеласгов, с домами, скальными гробницами. Раскопан гимнасий рим. времени с термами и мозаичными полами. В Эретрии открыты древ, стены города, агора, гимнасий и палестра, театр IV в. на 6 500 мест, храмы Диониса (дорич. периптер 6x11 колонн), Ареса и Афродиты. Наиб, знаменит храм Аполлона Дафнефора («несущий лавровую корону-венок»), располож. в центре города (дорич. периптер 6 х 14 колонн), (к. VI в.). Сохр. фр-ты фронтонной композиции амазономахии - сражение Тесея с Антиопой. Из евбейск. колонии на Халкидск. п-ове эгейский вариант гр. алфавит, письма проник через посредство этрусков в Рим. В 1980-е у деревни Лефканди был найден склад ювелирных заготовок и множ-во др. золотых изделий, а также богатое женское погребение, напоминающее захоронение останков Патрокла в «Илиаде».

Е.А.С.

ЕВГЕМЕР

ЕВГЕМЕР (1-я пол. III в. до н. э.)

др.-гр. писатель, автор утопического романа «Священная запись», в к-ром описывалось обществ, устройство сказочного о-ва Панхея, расположенного в южн. части Индийского океана. Особое знач. для последующего вр. имела якобы найденная Е. на о-ве золотая колонна с надписью, содержащей описание деяний Урана, Крона и Зевса. Все они, по Е., были знаменитыми царями, к-рые удостоились божеств, почестей за заслуги перед людьми. Соч. Е. не сохран. и известно только в пересказе Диодора. На лат. яз. Е. перевел Энный (дошли отрывки в переск. Лактанция). По имени Е. учение об обожествлении земных правителей стало называться евгемеризмом.

Лит.: Эллинизм: Восток и запад. М„ 1992.

В.Я.

ЕВДОКС КНИДСКИЙ

ЕВДОКС КНИДСКИЙ (400 - 347)

др.-гр. математик и астроном. Происх. из Книда; изучал математику у Архита в Таренте и медицину у Филистиона в Сицилии. Ок. 377 приехал в Афины, занимался в платоновской Академии, затем посетил Египет, где изучал астрономию. Сведения о соч. Е. «О скоростях» и «О небе» содержатся в «Метафизике» Аристотеля и у др. антич. авторов. Е. принадлежит разработка т. н. теории гомоцентрических сфер, в основе к-рой - геометр, модель мира. Согласно Е., космос состоит из 27 вращающихся вокруг Земли сфер, центры к-рых совпадают, а оси могут иметь разл. направление (сфера неподвижных звезд, по 3 сферы Луны и Солнца и по 4 сферы у 5 планет). Е. организовал в Кизике первую гр. обсерваторию, дал детальное описание созвездий, составил каталог звездного неба. Е.-математик разработал общую теорию отношений, основанную на новом определении величины (т. н. «аксиома Архимеда»): «Две величины находятся между собой в определенном отношении, если любая из них, взятая кратно, может превзойти другую»; он положил начало теории пределов (т. н. «метод исчерпывания»).

М.О.

ЕВПОЛИД

ЕВПОЛИД (446 - 411)

др.-гр. драматург, представитель «древ.» аттич. комедии. Отличался высокой продуктивностью: впервые выступив в состязаниях комич. поэтов в 428, он за 17 лет поставил 17 комедий, четырежды побеждал на Вел. Дионисиях, трижды - на Ленеях. В 421 одержал победу над Аристофаном, с к-рым вначале был дружен, а затем разошелся. В 411 Е. погиб во вр. кораблекрушения в Геллеспонте. Наряду с Кратином и Аристофаном Е. явл. наиболее ярким представителем публ. комедии, не оставлявшей без своего внимания ни одну сторону совр. ему действительности. Е. высмеивал вождя радикальной демократии Гипербола («Марикант», 421) и извест. полит, деятеля Алкивиада («Бапты», 416 - 415); в комедии «Демы» (412) Е. изобразил появление из царства мертвых великих мужей прошлого, в т. ч. Солона и Перикла, к-рые приходят в ужас при виде состояния обществ, нравственности в Афинах. Е. сделал важный вклад также в развитие бытовой комедии, впервые выведя на афинской сцене тип парасита (хор в комедии «Льстецы», 421). Древние отмечали бол. изобретательность Е. в построении сюжета, склонность к фантастике, изящество речи. Хотя, как видно из папирусных находок, Е. читали в Египте вплоть до IV - V вв., до нас дошли только отрывки.

В.Я.

ЕВРИПИД (ЭВРИПИД)

ЕВРИПИД (ЭВРИПИД) (ок. 484 - 406)

др.-гр. драматург. Род. и часто жил на о-ве Саламин. Впервые выступил на афинском театре в 455, первую победу в соревнованиях трагич. поэтов одержал в 441. В дальнейшем не пользовался признанием современников: при жизни завоевал 1-е место всего 4 раза, посл., 5-я победа была присуждена ему посмертно. После 408 Е. переехал в Македонию, ко двору царя Архелая, где и умер.

Е. написал 92 драмы; до нас дошли 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп» и множ-во фр-тов в т. ч. папирусных, указывающих на огромную популярность Е. в эпоху эллинизма. 8 трагедий Е. датируются вполне надежно: «Алкестида» (438), «Медея» (431), «Ипполит» (428), «Троянки» (415), «Елена» (412), «Орест» (408), «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде» пост, в 405 посмертно. Остальные - по косвен, свид-вам (ист. намеки, особенности стиля и стиха): «Гераклиды» (430), «Андромаха» (425 - 423), «Гекуба» (424), «Просительницы» (422 - 420), «Геракл» (рубеж 420-х), «Ифигения в Тавриде» (414), «Электра» (413), «Ион» (412 - 408), «Финикиянки» (411 - 409). «Киклопа» относят то к 40-м годам, то к 414. Дошедшая под именем Е. трагедия «Рее» ему не принадлежит. Все сохранившиеся трагедии Е., кроме «Алкестиды», написаны в годы Пелопоннесской войны, к-рая находит отражение во мн. из них. В первое 10-летие войны (431 - 421) Е. занимает патриот, позицию, изображая Афины заступниками слабых и гонимых, а Спарту обвиняя в коварстве и деспотизме («Гераклиды», «Андромаха»), В «Просительницах» афинский царь Тесей берет под защиту матерей и детей полководцев, павших в походе на Фивы. В «Гекубе» Е. с глубоким сочувствием рисует долю побежденных; «Троянки», пост, в самый разгар подготовки к Сицилийской экспедиции, звучат как протест против войны вообще. Вместе с тем в трагедиях Е. разбросано множ-во размышлений о судьбе человека и влиянии на нее богов, управляющих миром; о верности и дружбе, о показном и истинном благородстве, о доле женщин и рабов, т. е. о проблемах, широко обсуждавшихся в то время в Афинах, в т. ч. в кругу софистов. Глубокий интерес Е. к совр. ему обществ, мысли создал ему еще в древности репутацию «философа на сцене», хотя не следует преувеличивать влияние на него софистов и искать последовательности в высказываниях разл. героев. Гораздо больше интересует Е. диалектика челов. души, испытывающей на себе воздействие противоречивых внеш. и внутр. сил. В отличие от своих предшественников Эсхила и Софокла, Е. не видит конечной разумности мира, в к-ром человек теряет опору в неких безусловных нравств. ценностях. Неразрешимая драматич. коллизия складывается в «Медее», где желание героини отмстить изменившему мужу ценой жизни собств. детей становится источником трагич. внутр. конфликта, опустошающего душу самой мстительницы. Недостаточность одностор. ориентации как на внеш. норму, так и на внутр. самооценку явл. причиной гибели обоих героев в «Ипполите»; вместе с тем уже в этой трагедии претерпевает существ, эволюцию столь важная для афинской трагедии проблема ответственности: богиня Артемида снимает с Тесея вину за смерть Ипполита, т. к. он действовал в неведении. Точно так же Геракл (одноим. трагедия), убив в состоянии безумия, насланного Герой, жену и детей, находит в кон. счете оправдание в том, что он сделал это не по своей вине и что остаться жить - большее для него испытание, чем самоубийство. В дальнейшем проблема ответственности у Е. либо находит выражение в ритор, споре, где каждая сторона остается при своем мнении («Троянки»), либо вырождается в трагич. фарс («Орест»). Исключ. составляет «Электра», в к-рой осуществление справедливой мести тем не менее ставит Электру и Ореста перед нрав, пропастью. «Электра» и «Орест», а еще раньше «Андромаха» являются в то же время примерами дегероизации мифа, теряющего для Е. знач. «священной истории» героич. прошлого и нормы поведения. Утрата веры в справедливость мироздания, в к-ром человек отдан на волю капризов случая и предоставлен игре страстей, вызывает появление в позднем твор-ве Е. т. н. «трагедий интриги» («Елена», «Ифигения в Тавриде», «Ион», отчасти «Орест»). Божеств, «сценарий», предумотренный для смертных, в конце к. осуществляется, но к нему ведет трудный, полный тревоги и людских страданий путь, заканч. благополучным исходом в большей степени благодаря усилиям смертных, чем божеств, помощи. Вмешательство богов в этих трагедиях представляет собой посл. попытку сохран. за миром хотя бы малую долю той разумности, к-рую видели в нем Эсхил и Софокл. Сюжетные мотивы, к-рые Е. разрабатывал в «трагедиях интриги» (встреча некогда разлученных мужа и жены, брата и сестры, насилие над девушкой, опознание подброшенного ребенка), получили впосл. развитие в «новой» аттич. комедии и в др.-гр. романе. От посл. трилогии Е., написанной в Македонии, сохран. «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки», вновь отражающие противоречивость его твор-ва. Свое решение пожертвовать жизнью ради победы греков над троянцами юная Ифигения принимает среди негероич., недостойного ее «обывательского» окружения, к-рое резко контрастирует с патриот, порывом героини. В «Вакханках» месть бога Диониса за его мать Семелу становится причиной ужасной смерти фиванского царя Пенфея, ничуть не повинного в гибели Семелы. Драматургия Е. явл. последним этапом на вековом пути др.-гр. трагедии, знаменуя отказ от монумент, образов Эсхила и героич. нормативности Софокла. Новое для гр. трагедии у Е. - образ человека, вступающего в действие не с уже сложившимся решением, а испытывающего в душе противоборство этич. норм и индивид, влечений; незаслуженные страдания становятся часто причиной мести, жертва к-рой - физически или нравственно - сам мститель. В этом смысле Аристотель назвал Е. «трагичнейшим из поэтов». Е. существенно обогатил средства изобр. персонажей, введя, с одн. ст., монодии, служащие для выражения наивысш. напряжения чувств, с др. - построенные по всем правилам ораторского иск-ва монологи и диалоги (огоны), в к-рых оценка героем своего положения и обосновывание принимаемого решения подвергаются логическому анализу. Еще больше по ср. с предшественниками сокращается у Е. роль хора и в колич. отношении, и по существу, т. к. песни хора часто посвящены размышлениям на общие темы, не имеющим прямого отношения к сюжету. Меняется назнач. прологов и эпилогов. Первые обычно содержат достаточно «протокольную» экспозицию, назначение вторых - введение действия в традиц. мифолог, схему, не обусловленное его предыдущим развитием (в трагедиях послед. лет твор-ва Е. эта задача обычно возлагается на «деус экс махина»).

С композ. т. зр. трагедии Е. являют достаточное разнообразие: действие м. б. сосредоточено вокруг гл. героя («Медея»), но м. б. выведены и два равноправных центр, персонажа, противопоставленных по отношению к жизненным ценностям («Ипполит»); трагедии, делящиеся по содержанию на две половины, тем не менее объединяются по замыслу судьбой одного героя («Гекуба», «Геракл»); представлены трагедии с ярко выраженной эпизод, структурой («Троянки», «Финикиянки»); драмы последнего периода («Ифигения в Тавриде», «Елена», отчасти «Ион») построены по принципу фронтонной композ., будучи составлены из примерно равновеликих блоков, симметрично группирующихся вокруг центральной сцены.

В.Я.

ЕВТРОПИЙ

ЕВТРОПИЙ - рим. историк, занимал высокие должности в гос-ве. По поручению имп. Валента (364 - 378) сост. «Краткое изложение рим. истории» в 10 кн. - от основания Рима до 364. Внимание автора обращено прежде всего к имп. Риму. Соч. было популярно среди современников и перевод, на гр. яз.

Р.3.

ЕВФОРИОН

ЕВФОРИОН (род. ок. 276 до н. э.)

др.-гр. поэт и филолог. Происх. из Халкиды на о-ве Евбея, учился в Афинах. После 223 получил пост гл. библиотекаря в столице Сирийского ц-ва Антиохии. От филол соч. Е. ничего не сохран., от поэт, дошли небольшие фр-ты, гл. обр. благодаря папирусным находкам. Е. увлекался мифолог, ученостью, выискивая еще не обработанные варианты, и обильно насыщал ею свои эпиллии. Немалое место в его твор-ве занимали любовные сюжеты (пересказ 3 эпизодов из Е. сохранился у Парфения). Гл. соч. Е. был, no-вид., сб. эпиллиев под назв. «Хилиады»; есть свед. о поэме «Фракиец», где ничтожный повод (похищение фракийского щенка) вызывал к жизни изысканные проклятья по адресу обидчика. Твор-во Е. пользовалось бол. популярностью в Риме среди неотериков; на лат. яз. его переводил Корнелий Галл. Цицерон порицал Е. и его рим. последователей за темноту слога.

В.Я.

ЕВФРОНИЙ

ЕВФРОНИЙ (510 - 460 до н. э.)

др.-гр. вазописец и гончар, сохранилось 4 вазы с подписью «Е. расписал» и 11 - «Е. сделал». Его композиции просты, уверенный живой рисунок отличает некоторая архаизация - четкие контуры, острые профили, равнодушие к ракурсам, пересечениям. Наряду с мифолог, сюжетами часто изображал жанровые сцены, широко используя в них надписи - речи персонажей.

О.Т.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV