Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САБЕЛЛЫ

САБЕЛЛЫ (лат. Sabelli)

италийские племена умбро-оскско-сабельской ветви, проживавшие вокруг Фуцинского озера. В нач. IV в. до н.э. с. вошли в Самнитскую федерацию, а со 2-й пол. IV в. до н.э. вели войны с Римом, закончившиеся победой последнего. В результате Союзнической войны с. добились прав римского гражданства.

САБИНЫ

САБИНЫ (лат. Sabini)

италийские племена умбро-оскско-сабельской ветви, заселявшие территорию между реками Тибр, Атерн и Анио. Основным занятием с. были земледелие и животноводство. По мнению совр. исследователей, с. сыграли важную роль в образовании римской народности.

САВМАК

САВМАК (греч. Saumakos)

вождь боспорских скифов, восставших в 107 г. до н.э. против боспорского царя Перисада V. О его происхождении в науке существует ряд гипотез. Согласно одной из них, С. был рабом, выросшим при дворе Перисада V, которого он убил во время восстания; последнее потерпело поражение, а сам С. был пленен и казнен.

Жебелев С.А. Северное Причерноморье. М., 1953. С. 82-115; Казакевич Э.Л. К полемике о восстании Савмака // ВДИ. 1963. № 1; Немировский А.И. Понтийское царство и Колхида // Кавказ и Средиземноморье: Материалы конференции (1975 г.). Тбилиси, 1980.

САВРОМАТЫ

САВРОМАТЫ (греч. Sauromatai)

кочевые племена, родственные скифам; жили в приволжских и приуральских степях в VII в. до н.э. Первые сведения о них дал Геродот (История. IV); греки называли с. народом, которым управляют женщины. О ведущей роли женщин в жизни с. говорят исследования предметов, найденных в женских захоронениях, - конское снаряжение, оружие, жреческие атрибуты, - а также каменные алтари. В конце V - IV в. до н.э. с. потеснили скифов и перешли Дон; в это же время у них образовались новые союзы племен, в которые влились и пришлые племена с востока. С III в. до н.э. все эти племена стали называться сарматами.

Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964; Смирнов К.Ф., Петренко В.Г. Савроматы Поволжья и Южного Приуралья // Серия: Археология СССР. Свод археологических источников. Д 1-9. М., 1963.

САЛА, АНТОНИН (SALA)

САЛА, АНТОНИН (SALA) (1885 - 1960)

чешский исследователь античности, академик АН Чехии; участвовал в работе французской археологической школы в Афинах; в 1925 г. руководил раскопками в Киме (Малая Азия), в 1927 г. - на о-ве Самофракия, в 1930 г. - в Одессосе (Болгария). С. - автор свыше 400 научных публикаций, в том числе: «Исида, Серапис и близкие к ним божества по данным греческих и латинских надписей» (1915), «Античность и чешская культура» (1918), «Исследование исторической мысли римской революционной эпохи» (1924), «Дельфийские находки» (в соавторстве с Ж. До, 1932), «Театр в Самофракии» (1956), «Избранные римские надписи» (1973).

САЛАМИН

САЛАМИН (греч. Salamis).

1. Остров в Эгейском море вблизи берегов Аттики. В нач. VI в. до н.э. Афины вели с Мегарами войну за обладание им, которая закончилась победой афинян. 28 сентября 480 г. до н.э. у берегов С. состоялось сражение, в котором греческий флот (более 350 триер) во главе со стратегом Эврибиадом, следуя плану Фемистокла, разгромил персидский флот (более 800 кораблей) во главе с Ксерксом.

2. Город близ устья р. Педиас на вост. побережье о-ва Кипр. В 449 г. до н.э. афинский флот разбил здесь объединенный флот сторонников персов. Эта победа завершила Греко-персидские войны.

САЛИИ

САЛИИ (от лат. salio - прыгаю, танцую)

в Риме коллегии жрецов Марса (палатинская и коллинская), учрежденные царем Нумой Помпилием. Каждая из них состояла из 12 членов, принадлежавших к сословию патрициев. Ежегодно в начале марта и в октябре с. устраивали в честь Марса торжественные процессии, сопровождавшиеся ударами копий по священным щитам, религиозными песнями и танцами.

САЛЛЮСТИЙ, ГАЙ КРИСП

САЛЛЮСТИЙ, ГАЙ КРИСП (лат. Gaius Sallustius Crispus)

(86 - ок. 35 до н.э.)

римский историк и гос. деятель; принимал участие в гражданской войне 49 - 45 гг. до н.э. на стороне Ю. Цезаря, был проконсулом римской провинции Новая Африка. После смерти Ю. Цезаря С. посвятил себя литературной деятельности. Из его творческого наследия сохранились две книги - «О заговоре Катилины» и «Югуртинская война», а также фрагмент «Истории».

Политические взгляды С. противоречивы. Он крайне отрицательно относился к современному обществу и Римскому государству, резко критиковал сенат и аристократию, обвинял нобилей не только в лени, надменности, распущенности и зависти к чужой славе, но и в продажности и измене родине. Неприязненно относился С. и к народу, колебания и ненадежность которого он не раз подчеркивал; однако, как и многие другие римские писатели, он выражал симпатии республиканскому строю.

Гай Саллюстий Крисп. Соч. / Пер. В.О. Горенштейна. М., 1981; Белов П.М. Социально-экономические взгляды Саллюстия // Труды Горьковского пединститута. 1957. Т.21. 5-й историч. сб.; Егоров А.Б. Политические взгляды Саллюстия // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 5. Античный полис. Л., 1979; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 273-290; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 189-217; Утченко С.Л. Развитие политических воззрений Саллюстия // ВДИ. 1950. № 1.

САПФО (САФО)

САПФО (САФО) (греч. Sappho)

(конец VII - 1-я пол. VI в. до н.э.)

прославленная греческая поэтесса из г. Митилена (Лесбос), автор любовных стихотворений и эпиталам - свадебных песен. Была наставницей молодых девушек, организатором одной из первых женских школ в античности. Существует легенда о том, что С. покончила жизнь самоубийством, бросившись со скалы в море из-за безнадежной любви к юноше Фаону.

Античная лирика / Сост. С. Апта, Ю. Шульца. М., 1968; Шофман А.С. Сапфо Лесбосская // Женщины-легенды. Минск, 1993; Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. C. 49-52.

САРМАТЫ

САРМАТЫ (лат. Sarmatae)

общее название ираноязычных племен, заселявших в III в. до н.э. - IV в. н.э. степь от совр. р. Тобол до Дуная. Их древняя история связана с савроматами, в среде которых сложились сильные союзы племен во главе с роксоланами, аланами и др. Основой хозяйства с. было скотоводство и частично земледелие. В конце II в. до н.э. с. выступили союзниками скифов; принимали участие в междоусобных войнах Боспорского царства, помогали Митридату VI Евпатору в его борьбе с Римом. В нач. I в. н.э. отошли к Дунаю и осели у границ Римской империи. В IV в. их покорили гунны.

Абрамова М.П. Сарматские погребения Дона и Украины II в. до н.э. - I в. н.э. // СА. 1961. № 1; Сарматы в I в. н.э.: новейшие открытия (Международный «круглый стол») // ВДИ. 1994. № 1-4; Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964; Федотов В.В. Типология историко-географических характеристик сарматов и аланов в античных источниках // Материальная культура Востока. М., 1988. Ч. 1. С. 54-68.

САРПЕДОН

САРПЕДОН - см. Европа.

САСАНИДЫ

САСАНИДЫ - династия, правившая в Иране с 224 до 651 г. н.э. Основателем ее был Папак, потомок Сасана, жреца храма Огня. Его сын Ардашир победил последнего царя Парфии и принял власть с титулами «царь царей» и «почитатель Ахура Мазды, происходящий от богов». С. считали себя продолжателями династии Ахеменидов, потомками Дария I. При дворе С. ведущую роль играли зороастрийские жрецы, бывшие наставниками «царя царей» и цариц. Расширяя свои владения, С. захватили вост. рим. провинции. Империя С. охватывала огромную территорию от Сирии до Индии и от Иберии до Перс. залива. Один из С. - Шапур I нанес поражение и взял в плен римского императора Валериана, Шапур II разбил войска императора Констанция II, а император Юлиан Отступник погиб в 363 г. во время своего похода против Шапура II в Месопотамию. При С. в Иране была создана богатая литература на среднеперс. языке, использующем арамейскую письменность. Ктесифон, считавшийся при Страбоне «большой деревней», в эпоху С. превратился в столичный город с великолепными постройками и укреплениями по всем правилам фортификационного искусства.

Луконин И.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987.

САТИРЫ

САТИРЫ (греч. satyroi)

в греческой мифологии лесные божества, сопровождавшие Диониса; отличались похотливостью; чаще всего изображались козлоногими, с небольшими рогами на голове.

САТУРН

САТУРН - см. Крон.

САТУРНАЛИИ

САТУРНАЛИИ (лат. Saturnalia)

древнеиталийский праздник в честь бога земледелия и урожая Сатурна; отмечался с особым весельем. С. начинались 17 декабря и длились 7 дней. В эти дни прекращались всякие работы, люди дарили друг другу подарки, господа садились за один стол с рабами в память о «золотом веке», связанном с именем Сатурна, когда существовало всеобщее равенство и довольство.

СВЕВЫ

СВЕВЫ - см. Германия.

СВЕТОНИЙ, ГАЙ ТРАНКВИЛЛ

СВЕТОНИЙ, ГАЙ ТРАНКВИЛЛ (лат. Gaius Suetonius Tranquillus)

(ок. 70 - ок. 150)

римский историк, писатель и юрист, выходец из всадников. В 119-121/122 гг. С. служил секретарем при императоре Адриане. Сохранились лишь два его произведения - «Жизнь двенадцати цезарей» в 8 кн. и «О грамматиках и риторах» (в неполном виде). В первом произведении даны биографии Ю. Цезаря, Октавиана, Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона, Гальбы, Отона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана. Ценность этого сочинения в том, что оно не столько восхваляет императоров, сколько дает объективное описание их частной жизни со всеми теневыми сторонами.

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. и предисл. М.Л. Гаспарова. М., 1988; Кулаковский Ю.А. Светоний и его биографии цезарей // Изв. Киевского ун-та. 1888. № 10; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 330-349.

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ

СЕВЕР, ЛУЦИЙ СЕПТИМИЙ (лат. Lucius Septimius Severus)

(146 - 211 н.э.)

римский император (193 - 211), основатель династии Северов. При его правлении была образована военно-бюрократическая монархия, благодаря чему стабилизировались римская экономика и политические отношения. В своей деятельности С. опирался на воинов, дав им ряд привилегий. Античные источники изображают его энергичным гос. деятелем и политиком, однако человеком жестоким.

Смышляев А.Л. Септимий Север и principales // Вестн. Московского ун-та. Сер. истории. 1976. № 6; Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1975. С. 155-159.

СЕКТАТОР

СЕКТАТОР (лат. sectator - спутник, приверженец)

в Риме клиент, который сопровождал выходящего из дома патрона, преимущественно во время политических кампаний.

СЕЛЕВК

СЕЛЕВК - см. Диадохи.

СЕЛЕНА

СЕЛЕНА (греч. Selene)

в греческой мифологии богиня лунного света, дочь титана Гипериона и Тейи (Фейи). Наиболее известен миф о ее любви к юноше Эндимиону, от которого, по одному из вариантов (элейскому), у нее родилось 50 дочерей (по числу недель греческого года). Согласно другому, более распространенному, варианту, С. пришлось остаться одной, так как Зевс погрузил Эндимиона в вечный сон. В аллегорическом употреблении С. означает Луну.

СЕМЕЛА

СЕМЕЛА - см. Дионис.

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ - в греческой мифологии поход семи аргивских вождей во главе с Адрастом и Полиником, сыном фиванского царя Эдипа, против брата Полиника Этеокла, царствовавшего в Фивах. В походе погибли все вожди, кроме Адраста.

Аполлодор. Мифологическая библиотека (III, 6). М., 1993; Еврипид. Просительницы. Финикиянки. // Еврипид. Трагедии. М., 1980.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ (греч. hepta sophoi)

в представлении древних греков, семь наиболее мудрых мыслителей. В число с.м. в разное время включали разные имена. Согласно Платону (Протагор. 343а), это Клеобул из Линда, Питтак из Митилены, Биант из Приены, Фалес из Милета, Хилон из Спарты, Солон из Афин и Мисон из Хены. Разными авторами чаще всего повторяются имена Фалеса, Бианта, Солона, Питтака и Периандра; общее же их количество доходит до 20, и иногда в их число включали кроме греков скифа Анахарсиса. Изречения, приписываемые с.м, у различных античных авторов также варьировались; некоторые из изречений связывались с именами то одного, то другого из мудрецов, а то и вовсе вопрос авторства оставался открытым. На стенах храма Аполлона в Дельфах, где находился самый знаменитый в Греции оракул, было написано 7 кратких изречений, которые приписывали с.м.: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Наблюдай конец жизни», «Худших всегда большинство», «Ни за кого не ручайся», «Всему свое время», «Лучше подделывать деньги, чем истину».

Ярхо В. Семь древнегреческих мудрецов // ВИ. 1966. № 5.

СЕМЬ ХОЛМОВ

СЕМЬ ХОЛМОВ (лат. septimontium)

основная территория Древнего Рима. Город возник на Палатинском холме, но с увеличением количества жителей стал расширяться и со временем занял семь холмов: Авентин, Палатин, Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий. С тех пор Рим получил еще одно название - «Город на семи холмах». Римляне ежегодно 11 декабря отмечали праздник семихолмия в память включения семи холмов в городскую черту Рима.

Суздальский Ю.П., Селецкий Б.П., Герман М.Ю. На семи холмах. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1965.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА (лат. septem miracula mundi)

семь произведений древней архитектуры и скульптуры, которые, по мнению современников, не имели себе равных по величию, красоте и неповторимости: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской и статуя Зевса Олимпийского. До нашего времени дошло лишь одно из этих чудес - египетские пирамиды, об остальных имеются только отрывочные упоминания в древних литературных источниках. Авторитет древнего искусства способствовал тому, что все позднейшие шедевры искусства и достижения человечества до сих пор оцениваются выражением «восьмое чудо света».

Можейко И. 7 и 37 чудес. М., 1980; Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света. М., 1963.

СЕНАТ

СЕНАТ (от лат. senex - старец)

высший орган Римской рабовладельческой республики (совет старейшин), число членов которого изменялось на разных этапах римской истории от 100 до 600. Функции с. в период расцвета Республики (III - I вв. до н.э.) сводились к утверждению законов, принятых центуриатными и трибутными комициями, утверждению магистратов, вопросам безопасности государства, составлению гос. бюджета и введению налогов, управлению провинциями, переговорам с иностранными послами, строительству храмов и введению новых культов. Заседал с. преимущественно при открытых дверях в Курии или в одном из храмов. Постановление с. вступало в силу, если на него не налагал вето народный трибун. В период ранней Империи с. продолжал оставаться формально одним из высших органов в государстве; при императоре Диоклетиане (конец III в. н.э.) был превращен в городской совет.

СЕНЕКА

СЕНЕКА (лат. Seneca).

1. Луций Анней С. Старший (Lucius Anneus S. Major) (ок. 58 до н.э. - после 34 н.э.) - римский оратор, выходец из Кордубы (совр. Кордова в Испании); образование получил в Риме. Сохранились его произведения «Контроверсии» и «Свазории» (букв. «убеждающие речи»). Оба сочинения С. написал по желанию своих сыновей, попросивших отца познакомить их с прежним курсом обучения и дать характеристику знакомых ему ораторов; они выражают его скептическое отношение к принципату и к современному обществу.

2. Луций Анней С. Младший (Lucius Anneus S. Minor) (4 до н.э. - 65 н.э.) - римский ритор, писатель, поэт, драматург и философ, сын С. Старшего; родился в Кордубе, получил риторское образование в Риме. Из-за активного участия в политических интригах императорского двора С. в 41 г. был сослан на Корсику; возвратившись в Рим, он стал воспитателем Нерона, нажил богатство, однако был обвинен в участии в заговоре Пизона против Нерона и по приказу императора покончил жизнь самоубийством.

Среди произведений С. встречаются сочинения литературного и философского характера: сатира «Отыквление божественного Клавдия», «Письма к Луцилию», «О провидении», «О безмятежной жизни», «О спокойствии духа», «О краткости жизни». Сохранилось также 10 трагедий С.: «Медея», «Эдип», «Фиест», «Федра», «Геркулес безумный», «Агамемнон», «Троянки», «Финикиянки», «Геркулес Эгейский» и «Октавия». Заимствуя сюжеты из мифологии, С. ставил цель показать шаткость человеческой судьбы, недолговечность счастья, пагубные последствия не обузданных разумом страстей. Трагедии С. носят на себе печать его философских взглядов, иллюстрируют стоический тезис о человеке, которым играют мощные, непонятные силы.

Луций Анней Сенека. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова. М., 1983; Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова, сост. и науч. подгот. М. Гаспарова. М., 1986; Горсков В.С. Политические взгляды Сенеки // Из истории античной культуры: философия, литература, искусство. М., 1976. С. 94-111; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 524-529; Т.2. С. 63-83; Межерицкий Я.Ю. Древности в исторической концепции Сенеки // Норция. Воронеж. 1978. С. 89-96.

СЕРВИЙ (СЕРБИЙ)

СЕРВИЙ (СЕРБИЙ) (IV в. н.э.)

римский грамматик, труд которого - «Комментарии к Вергилию» - сохранился в двух версиях - краткой и подробной. Это плод энциклопедической образованности автора, отражающий уровень знаний эпохи падения Рима. С., опираясь на труды более ранних комментаторов, глубоко изучил Вергилия и оставил ценный материал по религии и быту Рима, а также изложил мифы и предания, зачастую в их эволюции.

Servius Grammaticus, in Vergilii Bucolyca, Georgica et Carmina commentarii, ed. G. Thilo, V. I-III. Lipsiae, 1881-1887; Jones J.W. An analise of the allegorical interpretations in the Servian commentarii. Cambridge, 1959.

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ (лат. Servius Tullius)

(VI в. до н.э.)

шестой римский царь; правил в 578 - 534 гг. до н.э. С.Т. провел реформу деления Рима на территориальные округа (трибы), которые в качестве административных единиц заменили три старые родовые трибы. Было создано 4 городских и 17 сельских триб - не по кровно-родственным связям, а по территориальному признаку, что нанесло серьезный удар по родо-племенному укладу. С.Т. приписывают проведение переписи всего населения Рима и разделение его на две части: военнообязанных и освобожденных от воинской повинности. В основу такого деления были положены физическая пригодность человека и его имущественное положение. Все мужское население делилось на шесть имущественных разрядов (или классов). К 1-му разряду относились люди, обладавшие собственностью на сумму не менее 100 000 ассов, ко 2-му - 75 000 ассов, к 3-му - 50 000 ассов, к 4-му - 25 000 ассов, к 5-му - 11 500 ассов и к 6-му - все остальные, т.е. бедняки-пролетарии (считалось, что единственное их богатство - это потомство - proles). Каждый имущественный разряд выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен); наибольшая нагрузка ложилась на граждан 1-го разряда - 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников; остальные разряды выставляли тяжело- и легковооруженную пехоту: 2-й разряд - 22 центурии, 3-й - 20, 4-й - 22, 5-й - 30 и 6-й - 1.

Каждая центурия была не только военной, но и голосующей единицей при выборах в органы власти. Поскольку из 193 центурий 98 приходилось на долю 1-го разряда, то в центуриатных народных собраниях все решалось голосами самых богатых граждан; поэтому политические права граждан Рима находились в прямой зависимости от их имущественного положения. Неограниченное господство патрициев в экономической, политической и военной жизни фактически приводило к диктатуре патрициев.

Немировский А.И. К вопросу о времени и значении центуриатной реформы Сервия Туллия // ВДИ. 1959. № 2; Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. С. 236-238; Нечай Ф.М. Образование Римского государства. Минск, 1972. С. 96-112.

СЕРВИТУТ

СЕРВИТУТ (лат. servitus - обязанность, обязательство, повинность)

в античном обществе ограниченное право пользования чужим имуществом (напр., право проезда, прохода, проведения канав через соседнее владение, право посещать в будущем гробницы своих родственников, если римлянин продавал имение, и т.п.). Для сервитутных отношений требовалось обоюдное согласие сторон, однако они могли устанавливаться и по закону, административным путем, причем юридическими лицами здесь выступали не только отдельные граждане, но и целые города, а также сельские общины.

Дигесты Юстиниана. М., 1984; Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956; Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития. М., 1978. С. 89-91.

СЕРГЕЕВ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

СЕРГЕЕВ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1883 - 1941)

доктор исторических наук, профессор Московского университета, автор первых учебников для вузов по истории античности. С 1979 г. в Московском университете в честь С. раз в два года проводятся «Сергеевские чтения» - научные конференции, организуемые кафедрой истории древнего мира.

Основные работы С: История древнего Рима. М., 1922; Феодализм и торговый капитализм в античном мире. М., 1926; Очерки по истории древнего Рима. Ч. 1-2. М., 1938; История древней Греции. М., 1939; Принципат Тиберия // ВДИ. 1940. № 2; Дипломатия древней Греции // История дипломатии / Под редакцией В. Потемкина. Т.1. М., 1941. С. 18-34; Дипломатия древнего Рима // Там же. С. 35-88.

Штаерман Е.М., Пикус Н.Н. Памяти проф. В.С. Сергеева // ВДИ. 1951. №2.

СЕРГЕЕНКО, МАРИЯ ЕФИМОВНА

СЕРГЕЕНКО, МАРИЯ ЕФИМОВНА (1892-1989)

доктор исторических наук, автор работ по аграрной истории Рима и ряда научно-популярных книг. С. принадлежат переводы с подробными комментариями агрономических сочинений Катона, Варрона, некоторых книг Колумеллы, Плиния Старшего и труда Феофраста «О происхождении растений».

Основные работы С.: Помпеи. М.; Л., 1949; Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.; Л., 1958; Жизнь древнего Рима. М., 1964; Простые люди древней Италии. М.; Л., 1964; Ремесленники древнего Рима. Л., 1968.

К 90-летию М.Е. Сергеенко // ВДИ. 1982. № 2.

СЕРТОРИЙ, КВИНТ (QUINTUS SERTORIUS)

СЕРТОРИЙ, КВИНТ (QUINTUS SERTORIUS) (ок. 122 - 72 до н.э.)

римский полководец, участник войны с кимврами и тевтонами 105 - 102 гг. В 83 - 81 гг. С. управлял в качестве претора Ближней Испанией, в 80 г. возглавил борьбу иберийцев против Рима, превратив Испанию в центр антисулланской оппозиции; был убит в результате заговора, возглавленного его ближайшим помощником Перперной, который искал примирения с Римом.

СЕСТЕРЦИЙ

СЕСТЕРЦИЙ (лат. sestertius)

римская серебряная монета весом 1,136 г, вошедшая в обращение примерно в 269 г. до н.э. После 43 г. до н.э., со времени правления М. Антония, ее стали чеканить из меди. Первоначально с. равнялся 2,5 асса, а с 217 г. до н.э. - 4 ассам. Как монета с. использовался редко, но был главной денежно-счетной единицей вплоть до конца III в. н.э. - когда его уже перестали чеканить: штрафы, контрибуции, денежные выдачи исчислялись в сестерциях.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1979. С. 155-156; Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969. С. 50-52, табл. XXVIII.

СЕЦЕССИЯ

СЕЦЕССИЯ (лат. secessio - раскол)

уход плебеев из Рима как своеобразная форма протеста против своеволия патрициев. Первая с. на Священную гору в 494 г. до н.э. привела к первой уступке со стороны патрициев: к введению должности народного (плебейского) трибуна. После второй с., в 449 г. до н.э., были лишены своих прав децемвиры, которые злоупотребляли служебным положением.

СИБАРИС

СИБАРИС (греч. Sybaris)

греческая колония на побережье Тарентского залива (Италия); основана в конце VIII в. до н.э. ахейцами. Согласно преданию, жители С. славились богатством и роскошью; отсюда название «сибарит» - избалованный, изнеженный человек. В 510 г. до н.э. С. был разрушен в ходе войны с городом Кротон. Ок. 443 г. до н.э. рядом с его руинами была основана новая колония - Фурии. Археологические раскопки С. ведутся с 1964 г.

Ильинская Л.С. Сибарис и сибариты // ВИ. 1980. № 10.

СИЗИФ

СИЗИФ (греч. Sisyphos)

в греческой мифологии основатель и царь Коринфа; он обманул богиню смерти Танатос, заковал ее в цепи и держал взаперти до тех пор, пока ее не освободил Арей, низвергнув при этом С. в Аид. Там С. принужден был все время вкатывать на гору тяжелый камень, который с вершины снова скатывался вниз. Выражения «сизифов труд» и «сизифов камень» означают тяжелый, мучительный и к тому же бесцельный труд.

СИММАХИЯ

СИММАХИЯ - см. Афинский морской союз.

СИРАКУЗЫ

СИРАКУЗЫ (греч. Syrakusai)

самый богатый город на Сицилии, основанный в 734 г. до н.э. коринфянами. Основным занятием его жителей были земледелие и торговля. В VIII - VII вв. до н.э. они основали ряд колоний в Сицилии: Акру, Камарину и, возможно, Энну. В 485 г. до н.э. в С. была установлена тирания Гелона, затем в 405 г. до н.э. - Дионисия I. В V - IV вв. до н.э. С. превратились в одно из могущественных государств Средиземноморья. Во время 2-й Пунической войны С. выступили союзником Карфагена, за что были осаждены и взяты римским войском. Со II в. до н.э. С. начали терять свое могущество.

Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. Л., 1967.

СИССИТИИ

СИССИТИИ (греч. syssitia - совместная трапеза)

обязательные общественные обеды в Спарте. Их происхождение связывают с обычаями родового общества; с. преследовали военно-политическую цель объединения граждан-мужчин - защитников полиса. К участию в с. привлекались и дети, что служило для них своеобразной школой воспитания.

СКИРОФОРИОН

СКИРОФОРИОН - см. Календарь.

СКИФИЯ

СКИФИЯ - см. Скифы.

СКИФЫ

СКИФЫ (греч. Skythai)

общее название северопричерноморских племен VII - III вв. до н.э., родственных савроматам, массагетам и сакам. Основная территория расселения с. - степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым, - вошла в науку под названием Скифии. Согласно Геродоту, с. делились на три группы: царские с., жившие между Днепром и Доном; с.-кочевники, занимавшие территорию правобережья Нижн. Днепра и степной Крым; с.-земледельцы, проживавшие между Ингулом и Днепром.

Ранние и тесные контакты с. с античными городами Сев. Причерноморья (торговля хлебом, скотом, пушниной и рабами) ускорили у них процесс образования классов. Скифский союз племен постепенно перерос в своеобразное государство. Царь Атей завершил в 40-х гг. IV в. до н.э. процесс объединения с. (от Азовского моря до Дуная). В конце III в. до н.э. с. вынуждены были несколько уступить натиску сарматов. Их столица была перенесена с места совр. Каменского городища (вблизи Никополя) в Крым. Расцвет Неаполя Скифского и стремление активно участвовать в торговле причерноморским хлебом усилили экспансию с. во владения Ольвии и Херсонеса, однако она была сдержана войском понтийского царя Митридата во главе с полководцем Диофантом. С. просуществовали в Крыму вплоть до нашествия готов во 2-й пол. III в. н.э.

Геродот. История. Л., 1972. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. Л., 1979; Граков Б.Н. Скифы. М., 1971; Грантовский Э.А. Проблемы изучения общественного строя скифов // ВДИ. 1980. № 4; Ельницкий Л.А. Скифия евразийских степей. Историко-археологический очерк. Новосибирск, 1977; Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. Л., 1985; Смирнов А.И. Скифы. М., 1966; Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975; Хазанов А.М. Золото скифов. М., 1975; Шелов Д.Б. Социальное развитие скифского общества // ВИ. 1972. № 2.

СКОПАС

СКОПАС (греч. Skopas)

(IV в. до н.э.)

греческий скульптор и архитектор с о-ва Парос. Принимал участие в строительстве храма Афины в Тегее (Пелопоннес) и мавзолея в Галикарнасе; автор ряда скульптурных изображений, например Мелеагра, молодого Геракла, мраморной статуэтки пляшущей менады и др.

Чубова А.П. Скопас. М.; Л., 1959.

СКУЛЬПТУРА АНТИЧНАЯ

СКУЛЬПТУРА АНТИЧНАЯ - скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII - VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем полулегендарного скульптора Дедала. К этому периоду относятся статуя Артемиды Делосской и критская скульптура «Дама из Оксерра». В основном же архаическая скульптура представлена куросами (изваяния обнаженных юношей) и корами (скульптуры девушек, задрапированных в ткань). Отличительной чертой ранней греческой скульптуры является характерная, т. наз. архаическая улыбка. Расцвет с.а. падает на классический период (V - IV вв. до н.э.) и связан с появлением четырех стилей: ранней классики, высокого стиля, богатого стиля и поздней классики. В это время творили скульпторы Мирон («Дискобол», «Афина и Марсий») и Поликлет («Дорифор»). Вершиной развития с.а. являлись работы Фидия - «Афина Парфенос» и «Зевс Олимпийский» (обе не сохранились). Поздняя классика известна работами скульпторов Скопаса («Менада»), Леохара («Аполлон Бельведерский»), Праксителя («Гермес с Дионисом») и Лисиппа («Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес» и серия скульптур Геракла).

Рим. с.а. отличается от греческой более конкретным, документальным характером. Ее предметом являлись не столько боги и божественное в человеке, сколько конкретный человек со всеми его положительными и отрицательными качествами, физическими недостатками и т.д. Рим. с.а. документально сохранила образы героев реальных исторических событий и даже простых людей римского общества; поэтому ее часто называют портретной. Сугубо римским скульптурным жанром был исторический рельеф. Такие рельефы запечатлели крупнейшие события римской истории, а также римских гос. деятелей на алтарях, триумфальных арках, колоннах (Алтарь Мира, Алтарь Домиция Агенобарба, Арка Тита, Арка Константина, Колонна Траяна и др.).

Античная скульптура из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина / Под редакцией Л.И. Акимовой. М., 1987; Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М.; Л., 1939; Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет: Очерки. М., 1975; Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. М., 1939; Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III в. М., 1983; Соколов Г.И. Античная скульптура. М., 1965.

СОБОЛЕВСКИЙ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

СОБОЛЕВСКИЙ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1864 - 1963)

исследователь классической филологии, профессор Московского университета. Совместно с Г.Ф. Церетели С. издал два альбома греческих рукописей - «Exempla codicum Graecorum» (1901 - 1913). Он был редактором и одним из авторов «Истории греческой литературы» в 3 т. (1946 - 1960) и «Истории римской литературы» в 2 т. (1959 - 1962), а также редактором и автором грамматического приложения к единственному в своем роде фундаментальному «Древнегреческо-русскому словарю», составленному И.Х. Дворецким (1958).

К 90-летию члена-корреспондента АН СССР, профессора С.И. Соболевского // ВДИ. 1954. № 1; Сергей Иванович Соболевский // ВДИ. 1963. № 3.

СОКОЛОВ, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

СОКОЛОВ, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ (1889 - 1967)

антиковед, переводчик древних текстов, основатель кафедры древних языков в Московском университете; занимался переводами Плиния Младшего, Саллюстия, Курция Руфа, Николая Дамасского, Аврелия Виктора и Диона Кассия.

СОКОЛОВ, ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ

СОКОЛОВ, ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ (1841 - 1909)

выдающийся русский антиковед, родоначальник историко-филологического направления, профессор Петербургского университета. Уже в первой своей работе - «Критические исследования, относящиеся к древнейшему периоду истории Италии» (Спб., 1867) - С. показал не только большую эрудицию, но и самостоятельность мышления. Он выступал против недоверия к античной традиции и «колониалистского подхода», согласно которому отрицался вклад в историю и культуру античности «малых народов», подчиненных греками и римлянами и утративших свой язык, обычаи и религию. В работе «Гомеровский вопрос» (Спб., 1910) С. отрицал подходы и доводы новейших критиков Гомера, признавая «Илиаду» и «Одиссею» произведениями едиными и цельными, принадлежащими одному автору. Будучи великолепным эпиграфистом, С. дал убедительное толкование многих греческих надписей и создал русскую эпиграфическую школу, из которой вышли такие выдающиеся исследователи, как А.В. Никитский, Н.И. Новосадский, С.А. Жебелев, В.В. Латышев и И.И. Толстой.

Жебелев С.А. Федор Федорович Соколов (1841-1909). Спб., 1909; Фролов Э.Д. Ф.Ф. Соколов и начало историко-филологического направления в русском антиковедении // ВДИ. 1977. № 1. С. 213-225.

СОКРАТ

СОКРАТ (греч. Sokrates)

(470 - 399 до н.э.)

греческий философ; родился в семье скульптора, жил и творил в Афинах. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алкивиад и др. С. не оставил письменного наследия, поскольку излагал свое учение устно. Он был осужден на смерть по обвинению в безбожии и растлении своим учением молодежи. Отказавшись от бегства из тюрьмы, которое предлагали организовать его ученики, он мужественно выпил предложенную ему чашу с цикутой. Философское кредо С. сохранила для потомства его знаменитая фраза: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976; Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.

СОЛОН

СОЛОН (греч. Solon)

(ок. 635 - 559 до н.э.)

афинский политический деятель, реформатор и поэт; происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. В молодости С. занимался торговлей, много путешествовал, посетил Египет, Кипр, Лидию и многие города Эллады. После избрания его на должность архонта в 594 г. он провел ряд реформ социально-политического и экономического содержания в интересах афинского демоса: ликвидировал долговое рабство, ввел закон о свободе завещания, унифицировал меры веса и денежную систему, запретил вывоз из Афин хлеба и поощрял занятия ремеслами.

Как писал Плутарх, афиняне, назначив С. правителем и законодателем, «предоставили ему на усмотрение все без исключения - государственные должности, народные собрания, суды, советы, определение ценза для каждого из этих учреждений, числа членов и срока их деятельности; дали ему право отменять или сохранять все, что он найдет нужным из существующих, сложившихся порядков» (Солон, XVI).

Желая оставить все высшие должности за богатыми и одновременно привлечь к участию в гос. делах простой народ, С. ввел оценку имущества граждан. Он разделил их, независимо от происхождения, на четыре имущественных разряда (филы), определив их права и обязанности по величине дохода. Лица, получавшие доход не менее 500 мер (1 мера - 52,5 л) зерном, вином или маслом, относились к 1-му разряду - их называли пятисотмерниками; 2-й разряд (всадники) составили те, кто получал доход не менее 300 мер; граждане 3-го разряда (зевгиты) имели доход не менее 200 мер; 4-й разряд состоял из фетов, доход которых был ниже 200 мер. Представители первых двух разрядов служили в коннице и имели право занимать высшие должности в государстве; граждане 3-го разряда призывались в тяжеловооруженную пехоту, а феты служили легковооруженными пехотинцами и гребцами во флоте.

Новое деление афинских граждан, провозглашенное право зевгитов и фетов участвовать в народном собрании (экклесии), повышение социального статуса средних производителей привели к росту авторитета и полномочий экклесии как гос. органа. С. учредил совет 400, куда избирались по 100 человек от каждой из четырех разрядовых фил. Совет занимался подготовкой дел, обсуждаемых в народном собрании, разбирал текущие дела управления государством, что привело, в свою очередь, к ограничению функций аристократического совета - ареопага. К упомянутым органам управления присоединялся еще один - суд присяжных (гелиэя). Реформаторская деятельность С. стала важным этапом на пути становления афинской рабовладельческой демократии. С. известен и как автор элегий. Древние греки причисляли его к семи мудрецам.

Античная лирика / Сост. С. Апта, Ю. Шульца. М., 1968. С. 132-135; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1. С. 102-126; 142-145; Гриневич К.Э. Солон: В 2 ч. // Ученые зап. Томского ун-та. 1946. № 4; 1947. № 6; Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964; Колобова К.М. Революция Солона // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39; Ленцман Я.А. Достоверность античной традиции о Солоне // Древний мир. М., 1962; Лурье С.Я. К вопросу о роли Солона в революционном движении начала VI в. до н.э. // Ученые зап. Ленинградского ун-та. Сер. истории. Вып. 4. 1939. № 39.

СОФОКЛ

СОФОКЛ (греч. Sophokles)

(ок. 496 - 406 до н.э.)

греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441-440 гг. - стратегом. Годы зрелости С. относятся к эпохе расцвета афинской рабовладельческой демократии. Вначале он примыкал к вождю аристократической партии Кимону, но, сблизившись с Периклом, стал разделять его взгляды.

С. приписывали свыше ста драматических произведений (трагедий и сатирических драм), однако полностью сохранилось только семь: «Электра», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Филоктет», «Трахинянки» и «Аякс»; кроме того, до наших дней дошел большой отрывок драмы «Следопыты». Особой известностью пользовалась и пользуется трагедия «Царь Эдип». В творчестве С. нашли свое отражение черты полисной идеологии: патриотизм, сознание общественного долга, вера в силу человека. После смерти драматурга его чтили наравне с Гомером и Эсхилом; сорок лет спустя афинский оратор Ликург провел закон о сооружении бронзовой статуи Софокла и о хранении выверенных текстов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в общественном месте (актерам запрещалось отступать от них при исполнении произведений драматургов).

Софокл. Трагедии / Пер. С.В. Шервинского, под ред. Ф.А. Петровского. М., 1958; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 108-137; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 353-376; Радциг С.И. К вопросу о мировоззрении Софокла // ВДИ. 1957. № 4; Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

СПАРТАК

СПАРТАК (лат. Spartacus)

(? - 71 до н.э.)

руководитель крупнейшего в Римском государстве восстания рабов и бедноты (74 - 71 до н.э.). Выходец из фракийского племени медов (майдов), С., согласно Аппиану и Плутарху, попал в рабство и был отдан в гладиаторскую школу Лентула Батиата в Капуе. Отсюда он организовал побег гладиаторов на Везувий, где собрал ок. 10 тыс. восставших, в том числе и представителей бедноты. В 72 г. число восставших составило ок. 70 тыс. Кроме С. их возглавили Крикс, Эномай и Каст. Организаторские способности и талант С., стремление восставших к свободе, организованное на римский манер большое войско стали серьезной угрозой для Римской республики. Когда сенат в 72 г. отправил против С. 2 армии во главе с консулами Г. Лентулом и Л. Геллием, отделившийся от С. отряд во главе с Криксом был уничтожен; на это С. ответил сильным ударом по римскому войску, повел восставших побережьем Адриатики через всю Италию в провинцию Цизальпинская Галлия, где в битве возле Мутины разбил войско проконсула Кассия. После этой победы С. возвратился на юг, стремясь переправить свое войско на Сицилию, но был отрезан возле Мессинского пролива от всей Италии войском Красса; после прорыва С. повернул на восток к Брундизию, рассчитывая переправиться в Грецию. В 71 г. на границе Апулии и Лукании состоялась решающая битва, в которой восставшие потерпели поражение, а С. погиб. Ок. 6 тыс. рабов было взято в плен и распято на крестах вдоль дороги из Рима в Капую.

Коржева К.П. Восстание Спартака в советской историографии // ВИ. 1974. № 10; Мишулин А.В. Спартаковское восстание. М., 1936; Утченко С.Л. Древний Рим: События. Люди. Идеи. М., 1969. С. 52-67.

СПАРТА (ЛАКЕДЕМОН)

СПАРТА (ЛАКЕДЕМОН) (греч. Sparte, Lakedaimon)

первоначально дорийский полис в долине р. Эврот, после VI в. до н.э. - государство, владеющее обширной территорией (области Лаконика, Мессения и Кинурия).

В экономическом отношении С. была типичным аграрным полисом. Вся общинная земля делилась на 9 - 10 тыс. наделов (клеров), на которых трудились илоты. Быт и воспитание спартанцев были пронизаны военным духом. Утверждение такого образа жизни приписывалось Ликургу. Ремеслом и торговлей в С. занимались периэки. Органами управления в С. были апелла (народное собрание), герусия (совет старейшин) с двумя царями и коллегия эфоров. В результате борьбы С. с Аргосом, Тегеей и др. полисами в VI в. до н.э. образовался Пелопоннесский союз во главе со С. В Пелопоннесской войне С. с Афинами за гегемонию в Элладе С. одержала победу, однако затем в борьбе с Фивами и их союзниками (в том числе с Афинами) С. потерпела поражение (битвы под Левктрами и Мантинеей), а в 362 г. до н.э. Пелопоннесский союз прекратил свое существование. С. потеряла Мессению и превратилась во второстепенный полис Эллады; в 146 г. до н.э. перешла под власть Рима.

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса: В 2 т. Т.1. М., 1983. С. 194-216; Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика // ВДИ. 1987. № 4; Бергер А. Социальные движения в Древней Спарте. М., 1936; Колобова К.М. Древняя Спарта (X - VI вв. до н.э.). Л., 1957; Строгецкий В.М. Возникновение и структура Пелопоннесского союза // Из истории античного общества. Вып. 1. Горький, 1975. С. 3-18.

СТЕЛА

СТЕЛА (греч. stele - столб, колонна).

1. В Греции каменная плита с текстом законов, декретов, судебных постановлений, обычно выставлявшаяся на агоре для всенародного ознакомления.

2. Распространенный в античности вид надгробия с рельефом и надписью. Чаще всего на с. изображали портрет умершего или указывающие на его профессию атрибуты (меч и т.п.); надпись сообщала имя умершего, его возраст, род занятий.

Надписи Ольвии (1917 - 1965) / Под редакцией Т.Н. Книпович, Е.А. Леви. Л., 1968; Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1973.

СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ

СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ (527 - 565 н.э.)

греческий грамматик времен императора Юстиниана, составивший этногеографический словарь «Описание народов» в 50 кн. Сделав извлечения из многочисленных греческих и латинских авторов, труды которых были впоследствии утрачены, С.В. тем самым сохранил богатейшую информацию.

СТИЛОБАТ

СТИЛОБАТ (от греч. stylos - колонна, baino - ступаю)

элемент античной архитектуры, поверхность фундамента, на которую устанавливались основания колонн.

СТОЛА

СТОЛА (от греч. stello - наряжать, одевать)

длинное просторное парадное платье греческих и римских женщин.

СТОЯ

СТОЯ - см. Агора.

СТРАБОН

СТРАБОН (греч. Strabon)

(64 до н.э. - 23 н.э.)

античный географ и историк, выходец из Амасии (Малая Азия), получил философское образование, много путешествовал по Греции, Малой Азии, Италии и Египту. Автор не сохранившихся «Исторических записок», задуманных как продолжение «Истории» Полибия. Дошедшая до нас «География» С. в 17 кн. дает ценный фактический материал по истории, географии и этнографии античного мира. Желая заинтересовать читателя, С. описывал лишь то, что ему представлялось достопримечательным, и опускал все, на его взгляд, незначительное. Авторитетными источниками он считал произведения Гомера, Эфора, Эратосфена, Артемидора, Полибия, Посидония и Антиоха; к Геродоту же он относился с явным пренебрежением. «География» С., кроме прочего, важна как источник сведений по истории юга России, Украины и особенно Грузии, Армении, Азербайджана и Сев. Кавказа.

Страбон. География в 17 книгах / Пер. и вступ. ст. Г.А. Стратановского. М., 1964; Арский Ф.Н. Страбон. М., 1974; Дитмар А.Б. «География» Страбона // Изв. Всесоюзного географического общества. 1967. Т. 99. Вып. 2; Соломоник Э.И. Сравнительный анализ свидетельства Страбона и декрета в честь Диофанта о скифских царях // ВДИ. 1977. № 3.

СТРАТЕГ

СТРАТЕГ (от греч. stratos - войско, ago - веду)

военачальник в Греции конца VI - сер. I в. до н.э. В Афинах существовала коллегия 10 стратегов, образованная архонтом Клисфеном в 509 г. до н.э. С. избирались на год и командовали войском по очереди; они заведовали также административными, финансовыми и судебными делами, имеющими отношение к войску. В период эллинизма титул с. носили предводители Ахейского и Этолийского союзов, а также начальники территориальных округов в эллинистических монархиях.

СУДА (СВИДА)

СУДА (СВИДА) (греч. Sudas, Suidas)

название византийского этимологического и толкового словаря на греческом языке, составленного в X в. н.э. С. содержит разнообразный материал из античных, эллинистических и византийских источников; зачастую эти сведения являются основными или даже единственными, дошедшими до нашего времени. Происхождение словаря и личность его составителя до сих пор остаются предметом научного спора.

Suidae Lexicon. Ed. A. Adler. Bd. 1-5. Lipsiae, 1928-1938; Walter N. Suda // Das Altertum. 1962. Bd. 8, H.3.

СУЛЛА, ЛУЦИЙ КОРНЕЛИЙ

СУЛЛА, ЛУЦИЙ КОРНЕЛИЙ (лат. Lucius Cornelius Sulla)

(138 - 78 до н.э.)

римский военный и политический деятель, диктатор; приобрел славу в качестве квестора при Марии в Югуртинской войне (111 - 105 до н.э.), взяв в плен царя Нумидии Югурту; С. принимал участие в войне Мария с тевтонами и кимврами. В борьбе с Марием за право возглавить поход против понтийского царя Митридата впервые в римской истории повернул войско на Рим. Взяв город штурмом по всем, как говорит Аппиан, правилам военного искусства, восстановил власть оптиматов. Вынудив Мария оставить Рим и взяв клятву на верность себе у марианца Цинны, С. отправился на Балканский п-ов, где были сосредоточены понтийские войска. Победив Митридата в 86 г. в битве при Херонее (Беотия), С. прибыл в Рим, истребил своих политических противников (на основании проскрипций было казнено ок. 90 сенаторов и свыше 2,5 тыс. всадников, а их имущество конфисковано). В 82 г. С. стал неограниченным и пожизненным диктатором. Его социальной опорой были ветераны, которых С. одаривал земельными наделами, гос. должностями, в том числе местами в сенате. Вся его политика проводилась в интересах римского нобилитета. В 79 г. С. неожиданно сложил полномочия диктатора.

Аврелий Виктор. Луций Корнелий Сулла // ВДИ. 1964. № 2; Плутарх. Избранные жизнеописания. Минск, 1995. С. 291-331; Селецкий Б.И. Источники финансирования Суллы в период войны с Митридатом Евпатором // ВДИ. 1982. № 2; Утченко С.Л. Древний Рим: События. Люди. Идеи. М., 1969. С. 30-51.

СФИНКС

СФИНКС (греч. Sphinx)

в греческой мифологии крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. С. обитал на скале близ Фив и убивал путников, не умевших разгадать загадку о трех возрастах человека: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?». Загадку разгадал Эдип, после чего С. бросился со скалы и погиб.

СЦИПИОН

СЦИПИОН (лат. Scipio)

имя одной из ветвей рода Корнелиев.

1. Публий Корнелий С. Африканский Старший (Publius Cornelius S. Africanus Major) (235 - ок. 183 до н.э.) - римский полководец периода 2-й Пунической войны. В 209 г. он взял Новый Карфаген в Испании, в 204 г. прибыл с войском в Африку, а в 201 г. победил Ганнибала в битве при Заме.

2. Публий Корнелий С. Эмилиан Африканский Младший (Publius Cornelius S. Aemilianus Africanus Junior) (185 - 129 до н.э.) - римский полководец периода 3-й Пунической войны, сын консула Эмилия Павла, усыновленный Публием Корнелием С. Африканским; в 146 г. он разрушил Карфаген, в 133 г. захватил Нуманцию в Испании; выступал против реформ Гракхов. Его изображают как страстного поклонника эллинской культуры: объединяя вокруг себя писателей, он хотел перенести на римскую почву греческое образование и искусство («кружок С.»).

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. М., 1986. С. 63-165; Astin A.E. Scepio Aemilianus. Oxford, 1967.

Предыдущая страница Следующая страница