Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

ДАВН

ДАВН (лат. Daunus)

в италийской мифологии царь Апулии (Южн. Италия), который вместе со своими братьями переселился из Эллады, дав начало народу давнов.

Ильинская Л.С. Легенды и археология. М., 1983; Ильинская Л.С. Античная традиция о давнах и Диомеде в свете археологического исследования Апулии // ВДИ. 1991. № 3.

ДАКИ

ДАКИ (лат. Daci)

группа фракийских племен, которые занимали территорию совр. Венгрии и Румынии. Их первые торговые связи с греками были налажены в V в. до н.э., а с римлянами - в I в. до н.э. Наивысшего расцвета д. достигли при царе Децебале (87 - 106 н.э.), который сумел создать мощное государство, способное противостоять римлянам. Лишь в результате двух походов Траяна (101 - 102 и 105 - 106 н.э.) сопротивление д. было сломлено, а их государство стало римской провинцией Дакией.

ДАКИЯ

ДАКИЯ (лат. Dacis)

римская провинция, образованная в 106 г. н.э. императором Траяном. Занимала часть земель совр. Румынии (Трансильванию, Банат и Олтению). Была богата золотом. Наиболее известные города - Сармизегетуза (столица), Дробета, Апулум, Ромула, Паролиссум. При императоре Адриане на ее территории раздавались земли ветеранам римской армии. После того как в 271 г. н.э. император Аврелиан принял решение эвакуировать на правый берег Дуная рим. войска и гражданское население, на территории Мёзии и Фракии были созданы две новые правобережные провинции: Д. Прибрежная и Д. Внутренняя. Левобережную Д. заняли готы, вандалы, гепиды, карпы, сарматы и другие романизированные племена.

Кругликова И.Т. Дакия в эпоху римской оккупации. М., 1955; Колосовская Ю.К. К вопросу о романизации Дакии // ВДИ. 1957. № 1; Колосовская Ю.К. Муниципализация рудничного округа Дакии // ВДИ. 1987. № 4.

ДАЛМАЦИЯ

ДАЛМАЦИЯ (лат. Dalmatia)

область на вост. побережье Адриатического моря (территория бывшей Югославии). Являлась частью Иллирии с центром в г. Дельминиум. Ее обитатели далматы, либурны занимались скотоводством, рыбной ловлей и частично земледелием. Вначале входила в состав Паннонии; ее административное отделение наступило после, паннонско-далматского восстания 6 - 9 гг. н.э. Римляне вывозили отсюда дерево, железную руду, текстиль и сыры.

Пашалич Э. Положение рудокопов в римских рудниках на территории провинции Далмации // Античное общество: Теор. конф. по изучению проблем античности. М., 1967. С. 51-56; Alfцldy G. Bevцlkerung und Gesellschaft der rцmischen Provinz Dalmatien. Budapest, 1965; Kurz K. Die Wirtschaftsgebiete im vorrцmische Dalmatien. Praha, 1970; Wilkes I.I. Dalmatia. London, 1969.

ДАМАСТ

ДАМАСТ - см. Прокруст.

ДАМОКЛ

ДАМОКЛ (греч. Damokles)

придворный сиракуз. тирана Дионисия Старшего. Когда Д. стал с завистью говорить о счастье тирана, тот велел завистнику занять его место за столом и над его головой привязал на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что меч является символом тех опасностей, которые постоянно угрожают тирану, несмотря на внешне беззаботную жизнь. Выражение «дамоклов меч» употребляется в значении «нависшая опасность, угроза».

ДАНАИДЫ

ДАНАИДЫ - в греческой мифологии 50 дочерей Даная из Египта. Они должны были против своей воли и воли отца выйти замуж за сыновей своего дяди. Д. бежали вместе с отцом в Аргос. Данай и царь Аргоса Пеласг оказали сопротивление преследовавшим их юношам. Потерпев поражение, Данай посоветовал дочерям, которые противились брачному союзу, убить своих женихов в брачную ночь. Все последовали этому совету, кроме Гиперместры. В наказание за убийство в преисподней они должны были носить воду в бездонную бочку. Сохранилось выражение «работа данаид», что значит «бессмысленная работа».

ДАНАЙ

ДАНАЙ - в греческой мифологии 50 дочерей Даная из Египта. Они должны были против своей воли и воли отца выйти замуж за сыновей своего дяди. Д. бежали вместе с отцом в Аргос. Данай и царь Аргоса Пеласг оказали сопротивление преследовавшим их юношам. Потерпев поражение, Данай посоветовал дочерям, которые противились брачному союзу, убить своих женихов в брачную ночь. Все последовали этому совету, кроме Гиперместры. В наказание за убийство в преисподней они должны были носить воду в бездонную бочку. Сохранилось выражение «работа данаид», что значит «бессмысленная работа».

ДАНАЙЦЫ

ДАНАЙЦЫ (греч. Danaoi)

древнейшее название греческих племен. Греки, осаждавшие Трою, названы в гомеровском эпосе данайцами. Не взяв Трою штурмом, данайцы пошли на хитрость: сняли осаду, оставив у стен города деревянного коня, внутри которого скрывался Одиссей с вооруженными воинами. Несмотря на предупреждения троянского жреца Лаокоона: «Боюсь данайцев, даже приносящих дары», троянцы втянули коня в город. Ночью данайцы вышли из коня, открыли своим вернувшимся воинам ворота и взяли Трою. С тех пор выражение «дары данайцев» означает коварство и хитрость.

ДАНАЯ

ДАНАЯ (греч. Danae)

в греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия, которая славилась красотой. Отец, узнав от оракула, что сын Д. станет его убийцей, велел заточить ее в подземелье (или в башню), куда никто не смел входить, кроме служанки. Плененный красотой Д. Зевс сумел проникнуть к ней в виде золотого дождя, от которого она родила Персея.

ДАРДАН

ДАРДАН (греч. Dardanos)

сын Зевса и Электры, родоначальник троянцев, которые по его имени назывались дарданцами; основал г. Дардания в Малой Азии. По мифологии римлян, Д. происходил из Италии.

ДАРИЙ

ДАРИЙ - имя нескольких персидских царей.

1. Д. I - царь Древней Персии 522 - 486 гг. до н.э. из династии Ахеменидов. При Д. I основанное Киром Перс. государство было укреплено и расширено до р. Инд на востоке и до гор Кавказа на севере. По Геродоту, его поход против скифов Причерноморья в 512 г. завершился неудачей. Д. I организовал строительство и реконструкцию дорог, восстановил канал от Нила до Суэца, провел финансовую реформу, наладил чеканку монет, реорганизовал управление царством; разделил его на 20 сатрапий, где управляли его наместники, в ведении которых была военно-финансовая система. В период правления Д. I начались Греко-персидские войны. В 492 г. в Грецию была послана большая армия во главе с Мардонием, но поход оказался неудачным. Второй поход на греков окончился разгромом персидских войск при Марафоне в 490 г. В целом же царствование Д. I было периодом наивысшего могущества государства Ахеменидов.

2. Д. II - царь 423 - 404 гг. до н.э. из династии Ахеменидов, сын Артаксеркса I. При Д. II государство значительно ослабло в результате восстаний в сатрапиях и войн между сатрапами.

3. Д. III Кодоман - царь 336 - 330 гг. до н.э.; воевал с Египтом и покорил его. В битве при Иссе в 333 г. Д. III потерпел поражение от А. Македонского, а в 331 г. был полностью разгромлен при Гавгамелах и бежал в Иран, где был убит его же сатрапом Бессом.

ДАФНА

ДАФНА (греч. Daphne)

* * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр.

ДАФНИС

ДАФНИС (греч. Daphnis)

в греческой мифологии сицилийский пастух, сын Гермеса и нимфы. Д. считался создателем пастушеской поэзии, был любимцем нимф, однако, по легенде, погиб от безответной любви к одной из них. Сказания о Д. оказали заметное влияние на средневековую европейскую литературу.

ДЕВКАЛИОН

ДЕВКАЛИОН (греч. Deukalion)

в греческой мифологии царь фессалийского города Фтии, сын Прометея и Клименты, отец Эллина, родоначальника племени эллинов. Когда Зевс решил погубить из-за злодеяний людской род, Д. построил по совету Прометея корабль (ковчег), на котором спасся вместе с женой Пиррой.

ДЕДАЛ

ДЕДАЛ - Дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Дедал и Икар», изображающие приготовления к полёту (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.). В 14-15 вв. миф нашёл воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Дедал привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «падение Икара» (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, Х. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, Х. Боля, П.П. Рубенса и др.) и «Дедал и Икар» (Джулио Романо, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Дедал и Икар» А. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашёл отражение в поэзии (И.В. Гёте - «Фауст», ч. 2, акт 3; В.Я. Брюсов - «Дедал и Икар» и др.), в драматургии (драма Х. Эйленберга «Икар и Дедал»). Среди музыкально-драматических произведений 20 в. балеты «Полёт Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».

* * *

(греч. Daidalos)

в греческой мифологии афинский строитель, скульптор и художник. Обучил своему ремеслу племянника Пердикса, который искусством превзошел учителя. Д. убил его из зависти и, спасаясь бегством, нашел приют на Крите у царя Миноса, которому соорудил дворец-лабиринт для чудовища Минотавра. Д. помог дочери царя Ариадне освободить из лабиринта ее возлюбленного Тесея. Минос, узнав о пособничестве Тесею, заключил Д. вместе с сыном Икаром в лабиринт. Д. придумал хитрый план спасения: сделал из воска и перьев крылья и улетел с сыном с Крита. Пролетая над морем, Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило его восковые крылья, и он, упав, утонул. Д. благополучно долетел до Сицилии и там провел остаток жизни у царя Кокала.

ДЕДИТИЦИИ

ДЕДИТИЦИИ (лат. dediticii - сдавшиеся)

италийские племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления. Со времени Элиева закона 4 г. н.э. - низший класс вольноотпущенников, не имевший возможности получить ни римского гражданства, ни латинского права. Согласно эдикту Каракаллы, д. называли население Римской империи, не получившее прав гражданства

ДЕЙМОС

ДЕЙМОС - см. Арей.

ДЕКЕЛЕЯ

ДЕКЕЛЕЯ (греч. Dekeleia)

город в Аттике, у подножия Парнаса. Во время Пелопоннесской войны, последний период которой был назван Декелейской войной, Д. была оккупирована спартанцами, которые отсюда угрожали афинянам.

ДЕКУРИОНЫ

ДЕКУРИОНЫ (от лат. decem - десять, curia - забота)

начальник отряда (декурии), состоявшего из 10 и более всадников. В Италии - члены городских советов (сенатов или курий), которые поначалу существовали в зависимых от Рима городских общинах, а со временем (в эпоху Империи) - во всех городах римских провинций. Комплектовались д. из бывших городских магистратов. Должность была почетной и пожизненной. В IV в. н.э. д. называли особое сословие средних землевладельцев. Д. занимались распределением и сбором налогов, сдачей в аренду городских земель, ведали торговым управлением, устраивали игры и празднества. Их деятельность контролировалась специальными кураторами и наместниками провинции. В IV в. н.э. по мере роста налогового бремени и натуральных повинностей положение д. настолько ухудшилось, что они старались освободиться от нелегких обязанностей, порывая со своим сословием. Эдиктами императора Константина 316 и 325 гг. н.э. д. были навечно прикреплены к месту жительства с запретом покидать города.

ДЕЛОС

ДЕЛОС (греч. Delos)

небольшой остров Кикладского архипелага (совр. Дилос). По преданию, Посейдон ударом трезубца поднял его на поверхность моря (отсюда название delos - видимый), но он плавал до тех пор, пока родившийся на нем Аполлон не закрепил его между островами Миконом и Гиаром. Археологические раскопки обнаружили на нем поселение II тыс. до н.э. После заселения его ионийцами стал центром культа Аполлона, а в период Греко-персидских войн - центром Делосского союза, который преследовал чисто военные цели: продолжить на море военные действия против персов, освободить греческие города, оставшиеся под властью царя, сделать невозможным новое вторжение персов в Грецию. С самого начала в Делосском союзе особыми привилегиями пользовались Афины, владевшие самым мощным флотом. Союзники были обязаны поставлять оснащенные и вооруженные корабли для войны с Персией. Союзным полисам, не имевшим современного флота, разрешалось взамен делать соответствующий денежный взнос (форос). В 454 г. до н.э. было решено перенести казну с Д. в Афины. Д. был одним из крупнейших рынков работорговли в эпоху эллинизма вплоть до I в. до н.э.

Ленцман Я.А. Рынок рабов на Делосе // ВДИ. 1950. № 1; Лопухова О.Б. Священный остров древних греков // ВИ. 1988. № 1; Bruneau P. Recherches sur les cultes de Delos... Paris, 1971; Laidlaw W.A. A history of Delos. Oxford, 1933.

ДЕЛОССКИЙ СОЮЗ (СИММАХИЯ)

ДЕЛОССКИЙ СОЮЗ (СИММАХИЯ) - см. Афинский морской союз, Делос.

ДЕЛЬФЫ

ДЕЛЬФЫ (греч. Delphoi)

город у подножия горы Парнас в юго-западной части Фокиды (Сред. Греция), религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона, упоминавшимся еще Гомером (Илиада. IX, 404-405), в VII-VI вв. до н.э. получил общегреческое признание. В начале VI в. до н.э. в Д. начали устраивать один раз в четыре года Пифийские игры. Храм оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли: к его оракулу обращались за советом самые известные люди ойкумены; жрецы, собирая сведения о различных государствах благодаря широкой сети агентуры, весьма активно использовали свою осведомленность при составлении оракулов. Благодаря этому они могли влиять на политическую жизнь греческих полисов. О роли, которую играли дельфийские жрецы не только в политической жизни эллинов, но и негреческих государств, свидетельствует рассказ Геродота о лидийском царе Крезе, собиравшемся идти войной на персов и вопрошавшем об этом дельфийского оракула (I, 50 - 53). В 548/47 г. до н.э. дельфийский храм, построенный легендарными беотийскими зодчими Трофонием и Агамедом, сгорел; на его месте был воздвигнут новый, руины которого сохранились и по сей день.

«Храм Аполлона в Дельфах, - писал Юстин (XXIV, 6), - расположен у горы Парнас, на скале, крутой со всех сторон; приток людей создал там город, и люди, стекаясь отовсюду для прославления бога, обосновались на скале. Таким образом, храм и город защищены не стенами, а крутыми утесами - не искусственными, а естественными укреплениями, а потому трудно решить, неприступность ли места или величие бога заслуживает большего удивления».

Официально храм был закрыт при императоре Феодосии I в 309 г. н.э. Раскопки на территории Д. ведутся с 1892 г.

Глускина Л.М. Дельфийский полис в IV в. до н.э. // Античная Греция: проблемы развития полиса: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 43-72; Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972; Defradas J. Les themes de la propagande Delphique. Paris, 1954; Parke H.W. A history of the Delphie Oracle. Oxford, 1939; Themelis P.G. Delphi: The archeological city and the museum. Athena, 1983; Vanderberg P. Das Geheimnis der Orakel. Leipzig, 1981. S. 122-186.

ДЕМАГОГ

ДЕМАГОГ (греч. demagogos - предводитель народа)

в Древней Греции политический деятель, пользующийся популярностью у народа (напр., Фемистокл, Перикл). В дальнейшем, в конце V - начале IV в. до н.э., этот термин приобрел противоположное значение.

ДЕМАРХ

ДЕМАРХ - см. Демы.

ДЕМЕТРА

ДЕМЕТРА (греч. Demeter)

в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Крона и Реи, сестра Зевса и мать Персефоны. Поскольку земледелие было основой оседлой жизни и благосостояния, Д. почитали как одну из главных богинь Олимпа, в ее честь проводились праздники Фесмофории. Наиболее популярным был миф, связанный с похищением дочери Д. Персефоны (Коры) богом подземного мира. В римской мифологии Д. соответствует Церера.

ДЕМЕТРИЙ

ДЕМЕТРИЙ (греч. Demetrios)

(V - IV вв. до н.э.)

аттический скульптор-портретист; сохранились римские копии детского портрета (мрамор, Эрмитаж) и портрета Антисфена (мрамор, Ватикан).

ДЕМЕТРИЙ I

ДЕМЕТРИЙ I - царь Греко-Бактрийского царства в 189 - 167 гг. до н.э., которое при нем достигло наибольшего могущества. Д. I завоевал часть земель Индии и Афганистана и основал новую столицу своего царства в северо-западной Индии; погиб в борьбе с восставшим против него царем Бактрии. После его смерти царство распалось.

Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.

ДЕМЕТРИЙ I ПОЛИОРКЕТ

ДЕМЕТРИЙ I ПОЛИОРКЕТ (греч. Poliorketes)

(ок. 337 - 283 до н.э.)

македон. царь 294 - 287 гг. из династии Антигонидов; принимал активное участие в борьбе диадохов, подчинил своей власти греческие полисы.

Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982. С. 87-118.

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ (греч. Demetrios Phalereos)

(350 - 283 до н.э.)

афинский философ и государственный деятель, сторонник македон. партии, противник демократии. В 317 - 307 гг. управлял Афинами, был изгнан и стал советником Птолемея I. Сохранились фрагменты его философских, риторических и др. трудов, а также отчет об управлении в Афинах.

ДЕМИУРГИ

ДЕМИУРГИ (греч. demiurgos - ремесленник).

1. Один из трех классов-сословий, на которые, по преданию, разделил население древнейших Афин Тесей. Его составляли ремесленники, рыбаки и мореплаватели.

2. Административная должность в ряде греческих полисов. Коллегия 10 д. играла важную роль в деятельности Ахейского союза.

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ (греч. Demokritos)

(ок. 460 - 371 до н.э.)

греческий философ-материалист из Абдеры (Фракия). Много путешествовал; находясь в Афинах, дружил с Сократом. Его перу принадлежат ок. 70 сочинений на моральную, естествоведческую, математическую и др. тематики (сохранились фрагменты). С именем Д. в философии, как и с именем его учителя Левкиппа, связано атомическое учение. Мир для него реален, состоит из атомов и пустоты. Жизнь, согласно учению Д., возникла из неживого по законам природы, без какого-либо творца. Источником души является тепло, сотворившее все живое на земле.

Виц В.В. Демокрит. М., 1979; Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970; Мисько С.Д. К вопросу о роли Демокрита в формировании языка и стиля греческой научно-философской прозы // Гринбаум Н.С., Мисько С.Д. Язык и стиль древнегреческих писателей (VI - V вв. до н.э.). Кишинев, 1973. С. 56-71; Мисько С.Д., Гришанов Л.К. К вопросу об изучении Демокрита в России // Очерки по истории философии. Кишинев, 1980. С. 124-144.

ДЕМОС

ДЕМОС (греч. demos - народ; земля, страна)

свободное население греческих городов, владеющее гражданскими правами (в отличие от рабов, метеков и других категорий зависимого и неполноправного населения). В архаическую эпоху (VIII - VI вв. до н.э.) этим термином обозначали народные массы в отличие от родовой аристократии - эвпатридов. В V - IV вв. до н.э. д. называли бедную, преимущественно городскую часть населения.

ДЕМОСФЕН

ДЕМОСФЕН (греч. Demosthenes)

(ок. 384 - 322 до н.э.)

греческий оратор и политический деятель. Прославился вначале как автор судебных речей. Посвятив себя политической деятельности, Д. упорно и целенаправленно шлифовал свой ораторский талант. С 352 г. его биография тесно переплетена с политической историей Эллады.

Цицерон назвал Д. человеком, обладающим «величайшей мудростью и величайшей силой слова», который был обязан этими достоинствами или своему дарованию, или тому, что был учеником Платона (Об ораторе. I, 20). «Вы найдете... - писал за много лет до Цицерона афинский оратор Динарх (Против Демосфена. III), - что Демосфен стал блестящим человеком с тех пор, как обратился к гос. деятельности, что из логографа и наемного адвоката, выступавшего за Ктесиппа, Формиона и многих других, он превратился в богатейшего человека в городе».

Возглавив антимакедон. партию в Афинах, Д. разъезжал по всей Элладе, агитируя против македон. царя Филиппа II, чем заслужил славу выдающегося оратора. Речи Д., направленные против Филиппа II («Филиппики»), пополнили кладовую античного ораторского искусства, став примером для подражания. После поражения Афин в Ламийской войне 322 г. Д. вынужден был оставить Афины, проведя последние дни своей жизни на о-ве Калабрия. Сохранилось 60 речей, приписываемых Д.

Демосфен. Речи / Пер. С.И. Радцига. М., 1954; Жебелев С.А. Демосфен. М., 1922; История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 261-289; Jaeger W. Demosthenes. Der Staatsmann und sein Werden. 2. Aufl. Berlin, 1963.

ДЕМЫ

ДЕМЫ (греч. demoi)

территориальные округа в Аттике, установленные архонтом Клисфеном (согласно Геродоту, их было 100). Во главе д. стоял демарх, избираемый на один год. Он заведовал финансами д., вел списки проживающих в д. граждан и метеков и включал в эти списки новых членов общины.

ДЕНАРИЙ

ДЕНАРИЙ (от лат. deni - по десять)

серебряная римская монета, которую начали чеканить в 269 г. до н.э. Стоимость и вес его изменялись: вначале д. равнялся 10 ассам и весил 4,55 г., в 217 г. до н.э. - 16 ассам и весил 3,9 г. Ряд стран, которые имели тесные контакты с Римом, сохранили название д. по сей день.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1979. С. 52-53. Табл. 9-12; Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969.

ДЕНДРОФОРЫ

ДЕНДРОФОРЫ (греч. dendrophoroi - древоносец)

в Греции участники культовых шествий в честь бога Диониса, Кибелы и пр., несшие по городу вырванные с корнем деревья. В Риме д. - ремесленная коллегия плотников и столяров, в обязанности которой входило снабжать лесом общественные постройки.

ДЕРПФЕЛЬД, ВИЛЬГЕЛЬМ (DäRPFELD)

ДЕРПФЕЛЬД, ВИЛЬГЕЛЬМ (DäRPFELD) (1853 - 1940)

немецкий археолог, соратник Г. Шлимана. Полевые работы начал в 1877 - 1881 гг. в качестве архитектора на раскопках в Олимпии. В 1887 - 1911 гг. был директором афинского отделения Германского археологического института. Особое значение имеют его раскопки Трои, первоначально проводимые вместе с Г. Шлиманом (1882 и 1890), а после смерти последнего - самостоятельно (1893 - 1894). Д. разработал методику послойных археологических раскопок.

Жебелев С.А. Памяти Вильгельма Дерпфельда // Краткие сообщения Ин-та истории материальной культуры. Вып.10. 1941; Goessler P. Wilhelm Därpfeld. Stuttgart, 1951.

ДЕ САНКТИС, ГАЭТАНО (DE SANCTIS)

ДЕ САНКТИС, ГАЭТАНО (DE SANCTIS) (1870 - 1957)

итальянский историк-антиковед, профессор университетов в Турине (1900-1929) и Риме (1929-1931); освобожден от последней должности в связи с отказом присягнуть Муссолини. Участвовал в раскопках Феста (Крит) и Киренаики. Автор «Истории греков» в 3 т. (1818 - 1939) и «Истории римлян» в 4 т. (1907 - 1923).

ДЕЦЕБАЛ

ДЕЦЕБАЛ - см. Даки.

ДЕЦЕМВИРЫ

ДЕЦЕМВИРЫ (от лат. decem - десять, vir - человек)

в Риме члены коллегии из 10 человек, избранной в 451 г. до н.э. в период борьбы плебеев с патрициями; в 450 г. в ее составе была половина представителей от плебеев. Д. имели чрезвычайные полномочия. Результатом их деятельности была запись римских законодательных норм - 10 таблиц, к которым в 449 г. добавили еще две (Законы XII таблиц).

ДЕЦИЙ, ГАЙ МЕССИЙ КВИНТ ТРАЯН

ДЕЦИЙ, ГАЙ МЕССИЙ КВИНТ ТРАЯН (лат. Gaius Messius Quintus Traianus Decius)

(ок. 200 - 251 н.э.)

римский император 249 - 251 гг. Организовал первое повсеместное преследование христиан на территории империи, вел борьбу с готами, погиб в битве с ними при Абритте в Нижней Мёзии.

ДЕЦИМАЦИЯ

ДЕЦИМАЦИЯ (от лат. decimus - десятый)

в римской армии казнь каждого десятого воина, как наказание за невыполнение приказа или трусость, проявленную всем подразделением.

ДЕЯНИРА

ДЕЯНИРА - см. Несс.

ДИАДЕМА

ДИАДЕМА (греч. diadema - венец)

головная повязка, которую древнегреческие женщины носили как украшение, юноши и мужчины - как символ победы, жрицы - как знак сана.

ДИАДОХИ

ДИАДОХИ (греч. diadochos - преемник, наследник)

так называли полководцев А. Македонского, которые после его смерти вели между собой и со своими последователями (эпигонами) борьбу за власть. К ним принадлежали Эвмен, Антипатр с сыном Кассандром, Антигон, Птолемей, Лисимах, Селевк, Леоннат и Пердикка. После битвы при Ипсе в 301 г. до н.э. образовался ряд эллинистических государств, крупнейшими из которых были царства Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии и Антигонидов в Македонии.

Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

ДИАКРИИ

ДИАКРИИ - см. Клисфен.

ДИАНА

ДИАНА - см. Артемида.

ДИВИНАЦИЯ

ДИВИНАЦИЯ (от лат. divinatio - предсказываю, предчувствую)

предсказание будущего на основании интуиции или наблюдений за поведением птиц и расположением внутренних органов животных, принесенных в жертву. Известно сочинение Цицерона «О дивинации».

ДИДОНА

ДИДОНА (греч. Dydona)

легендарная царица г. Карфаген; дочь Бела - царя финикийского города Тир, жена и сестра финикийского царя Сихея, жреца Геракла. Ее брат Пигмалион из алчности убил Сихея. Д., захватив сокровища, со своими спутниками бежала в Африку и остановилась вблизи финикийской колонии Утика. Местный берберский царь Ярба пожаловал ей немного земли - столько, сколько займет шкура вола. Хитрая Д., разрезав шкуру вола на узкие полоски, обложила ими значительный кусок земли и основала город-крепость Карфаген. Цитадель города так и называлась: Бирса («шкура»). Вергилий в «Энеиде» относит основание Карфагена ко времени падения Трои (XII в. до н.э.). Д. влюбилась в троянца Энея, прибывшего из-под стен осажденной Трои и судьбой предназначенного быть предком основателей Рима. Она не смогла перенести разлуки с возлюбленным и покончила с собой, пронзив себя мечом, подаренным Энеем.

Бриссон Ж.-П. Троянец, решивший судьбу Рима // Курьер ЮНЕСКО. 1989. №11.

ДИКТАТОР

ДИКТАТОР (от лат. dicto - приказываю).

1. Правитель в некоторых лат. городах Италии, избиравшийся ежегодно и обладавший неограниченной властью.

2. Временный верховный правитель Римского государства; по требованию сената его провозглашал консул в случае наибольшей опасности для государства сроком на 6 месяцев. Поначалу на должность д. мог претендовать только патриций, но в 356 г. до н.э. им впервые стал плебей (консул Попилий Ленас?). Власть д. была неограниченной как в городе, так и вне его. Д. постоянно сопровождала почетная охрана из 24 ликторов. В эпоху гражданских войн I в. до н.э. сущность диктатуры изменилась: ее срок стал неограниченным, она часто использовалась д. в собственных, а не в государственных интересах (напр., диктатура Суллы). Должность д. отменил Марк Антоний в 44 г. до н.э.

ДИНАРХ

ДИНАРХ (греч. Deinarchos)

(ок. 360 - 290 до н.э.)

греческий оратор из Коринфа, жил в Афинах; был метеком, поэтому не мог принимать участия в политической жизни; свои речи писал по заказам для других. Из многочисленных речей сохранилось только три, в т.ч. одна против Демосфена, которому Д. подражал.

ДИНОКРАТ

ДИНОКРАТ - см. Александрия.

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ, ЛАЭРТИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ, ЛАЭРТИЙ (греч. Diogenes Laertios)

(1-я пол. III в. до н.э.)

греческий писатель, историк античной философии, автор не сохранившейся антологии эпиграмм, а также сохранившихся биографий древнегреческих философов в 10 кн.; полное название этого произведения «Жизнь и мнения прославленных философов вместе с сокращенным сводом воззрений каждой философской школы», но обычно оно называется «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Свое сочинение и все философские школы Д.Л. искусственно разделил на два направления: ионийское (кн. II - VII) и италийское (кн. VIII - X). Д.Л. известен и как собиратель различных сведений и изречений. Ценность собранных им данных неодинакова, однако только благодаря Д.Л. до нас дошли три письма Эпикура, а также многие сведения о неизвестных и малоизвестных философах.

Содержание "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов":

Кн. I: Вступление. 1. Фалес. 2. Солон. 3. Хилон. 4. Питтак. 5. Биант. 6. Клеобул. 7. Периандр. 8. Анахарсис. 9. Мисон. 10. Эпименид. 11. Ферскид.

Кн. II: 1. Анаксимандр. 2 Анаксимен. 3. Анаксагор. 4. Архелай. 5. Сократ. 6. Ксенофонт. 7. Эсхин. 8. Аристипп. 9. Федон. 10. Евклид. 11. Стилькон. 12. Критон. 13. Симон. 14. Главкон. 15. Симмий. 16. Кебет. 17. Менедем.

Кн. III. Платон.

Кн. IV: 1. Спевсипп. 2. Ксенократ. 3. Полемон. 4. Кратет. 5. Крантор. 6. Аркесилай. 7. Бион. 8. Лакид. 9. Карнеад. 10. Клитомах.

Кн. V: 1. Аристотель. 2. Феофраст. 3. Стратон. 4. Ликон. 5. Деметрий Фалерский. 6. Гераклид.

Кн. VI: 1. Антисфен. 2. Диоген. 3. Моним. 4. Онесикрит. 5. Кратет. 6. Метрокл. 7. Гиппархия. 8. Менипп. 9. Менедем.

Кн. VII: 1. Зенон. 2. Аристон. 3. Эрилл. 4. Дионисий. 5. Клеанф. 6. Сфер. 7. Хрисипп.

Кн. VIII: 1. Пифагор. 2 Эмпедокл. 3. Эпихарм. 4. Архит. 5. Алкмеон. 6. Гиппас. 7. Филолай. 8. Евдокс.

Кн IX: 1. Гераклит. 2. Ксенофан. 3. Парменид. 4. Мелисс. 5. Зенон Элейский. 6. Левкипп. 7. Демокрит. 8. Протагор. 9. Диоген Аполлонийский. 10. Анаксарх. 11. Пиррон. 12 Тимон.

Кн. X: Эпикур.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова, общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева. М., 1979; Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций - историк античной философии. М., 1981.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (греч. Diogenes Sinopeus)

(ок. 412 - 323 до н.э.)

греческий философ, представитель кинического направления, ученик Антисфена, последователь Сократа. Еще при жизни о нем рассказывали, будто философ жил в бочке, сведя к минимуму собственные нужды. Д.С. называл себя гражданином мира, проповедовал общность жен и детей, отрицал культы, выделяя основанную на подражании природе аскетическую добродетель в качестве единственной цели каждого человека.

Диоген Синопский. Фрагменты диатриб. Гномы и апофтегмы... // Антология кинизма. Фрагменты сочинений... М., 1984. С. 133-170; Нахов И.М. Философия киников. М., 1982. С. 54-64.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (греч. Diodoros Siceliotes)

(ок. 90 - 21 до н.э.)

греческий историк из сицилийского г. Агирия; много путешествовал, объездил большую часть Европы и Азии. Проживая в Риме, создал «Историческую библиотеку» в 40 кн., из которых сохранились кн. I-V, XI-XX: кн. I-III - мифология и история вост. народов, кн. IV - греческая мифология, кн. V - описание островов Средиземного моря и океана (Британии, Галатии, Иберии, Лигурии и Тиррении), кн. XI-XV - история Греции от похода Ксеркса до конца фиванской гегемонии, кн. XVI - история Филиппа Македонского, кн. XVII - история А. Македонского, XVIII - история диадохов, кн. XIX-XX - повествование о сицилийских тиранах. Сочинение Д.С. было синхронным изложением истории Греции и Рима с мифологических времен до начала Галльской войны Ю. Цезаря (58 до н.э.). Высоко ценя труд историков, Д.С. писал: «Люди должны быть им благодарны, так как они своими честными трудами служат общему благу» (I, 1).

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Пер. И. Алексеева. Спб., 1774-1775. Ч. 1-5; Строгецкий В.М. Диодор Сицилийский и его «Историческая библиотека» в оценке историографии // ВДИ. 1983. № 4; Строгецкий В.М. Возникновение и развитие исторической мысли в Древней Греции (на материале изучения «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского). Горький, 1985; Строгецкий В.М. Введение к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского и его историко-философское содержание // ВДИ. 1986. № 2.

ДИОЙКЕТ

ДИОЙКЕТ (греч. dioiketes - управитель)

административно-финансовая должность в греко-римском Египте. Д. был вторым после царя лицом: составлял план сева, распределял налоги, контролировал царские владения, работу транспорта, торговлю, чеканку монет, назначал чиновников, издавал инструкции и толковал царские постановления.

ДИОКЛЕТИАН, ВАЛЕРИЙ

ДИОКЛЕТИАН, ВАЛЕРИЙ (лат. Valerius Diocletianus)

(245 - 316 н.э.)

римский император 284 - 305 гг. Сын вольноотпущенника из Далмации, прошел службу от простого воина до военачальника. С его именем связано установление домината как особой политической системы, пришедшей на смену принципату. Д. проявил себя как активный политик: в 285 - 286 гг. покорил багаудов, в 297 г. присоединил к Риму Британию, в 303 - 304 гг. организовал преследование христиан. Большое внимание он уделял внутригосударственным делам: провел денежную реформу, установил твердые цены и размеры заработной платы, ввел новое административное деление и новую систему налогообложения. В 305 г. Д. вместе со своим соправителем Максимианом сложил с себя власть и удалился в Салону (совр. Сплит в Хорватии), где занялся разведением цветов и выращиванием овощей. В Риме имя Д. сохранили термы, построенные в 298 - 305 гг., которые по размерам и роскоши отделки лишь немногим уступали термам Каракаллы.

Глушанин Е.П. Военные реформы Диоклетиана и Константина // ВДИ. 1987. № 2; Драгоманов М.П. Государственные реформы Диоклетиана и Константина Великого // Киевские университетские известия. 1985. № 2; Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979. С. 184-188.

ДИОЛК

ДИОЛК (от греч. dia - через, сквозь, holkos - поводья, борозда)

дорога длиной 6 км и шириной 3-3,5 м, пересекавшая Коринфский перешеек и соединявшая два его порта - Кенхреи и Лехей. По ней волоком перетаскивали легкие военные и торговые корабли. Тиран Периандр (627 - 586 до н.э.), получая от этого большую прибыль, пытался прорыть на месте д. канал; вторичную попытку предпринял император Нерон, однако канал был прорыт лишь в 1881 - 1893 гг. (Коринфский канал).

ДИОНА

ДИОНА (греч. Dione)

греческая богиня, дочь Урана и Геи, у Гомера супруга Зевса, мать Афродиты. В позднейшей мифологии отождествлялась с Герой.

ДИОНИС (ВАКХ)

ДИОНИС (ВАКХ) (греч. Dionysos)

в греческой мифологии бог растений, виноградарства и виноделия, сын Зевса и Семелы; считался также покровителем театрального искусства, в его честь праздновались сельские и городские (Большие) Дионисии. Почитался также под именем Вакха, у римлян - Бахус (Bachus). Праздники в его честь назывались Вакханалиями.

ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ (греч. Dionysios).

1. Д. Галикарнасский (ок. 60 - 5 до н.э.) - греческий историк и оратор. Переселившись из Галикарнаса в Рим, прожил там 22 года. Создал риторические произведения («Письмо к Аммею», «О соединении слов», «О древних ораторах» (Лисий, Исократ, Исей), «Об удивительной силе красноречия Демосфена», «О подражании», «Письмо к Гнею Помпею», «О Динархе», «О Фукидиде»). Его основной труд - «Римские древности» в 20 кн. (кн. I-IX сохранились полностью, X-XI - большей частью, все остальные - фрагментарно). Произведение охватывало события от мифических времен до 264 г. до н.э, т.е. до начала первой римско-карфаген. (Пунической) войны - момента, которым начинается история Полибия. По мнению Д., история должна доставлять пользу и удовольствие читателям, а большое количество добрых примеров полезно для законодателей, ораторов и всех, кто желает заниматься общественными делами (V, 75). Что касается его политических взглядов, то Д. предпочитал мудрую аристократию, умеренную демократию, свободу, себя ограничивающую, и власть, себя сдерживающую.

2. Д. Старший (ок. 430 - 367 до н.э.) - сиракузский тиран. Вел войны с Карфагеном за господство на Сицилии, в результате чего захватил значительную часть острова и превратил Сиракузы в торговый и культурный центр.

3. Д. Младший (367 - 344 до н.э.) - сын и преемник Д. Старшего, тиран Сиракуз в 367 - 357 и 346 - 344 гг.

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Отрывки / Пер. Д.П. Кончаловского // Древний мир в памятниках его письменности: В 3 т. Т.3. М., 1922. С. 6-7, 15-19, 20-22, 50-51; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 156-167; Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н.э.). Л., 1972; Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия (IV в. до н.э.). Л., 1979.

ДИОН КАССИЙ КОКЦЕЯН (КОККЕЯН)

ДИОН КАССИЙ КОКЦЕЯН (КОККЕЯН) (лат. Cassii Dionis Cocceiani)

(160 - 235 н.э.)

античный историк, родился в Никее (Вифиния); сын римского сенатора Кассия Апрониана, наместника Киликии и Далмации. Прибыл в Рим в последние годы правления Марка Аврелия, при Коммоде в 180 г. стал сенатором. Вступивший на престол после Коммода Пертинакс в 193 г. назначил Д.К.К. претором. Занимал ряд гос. должностей при Северах (консул, проконсул в Африке, легат в Далмации и Паннонии). Его главный труд - «Римская история» в 80 кн.; сохранились кн. XXXVI - LX, в которых излагаются события от 68 г. до н.э. по 47 г. н.э. (остальные части дошли в фрагментах или в чьем-либо изложении). Д.К.К. придерживался анналистического порядка освещения истории; отрицательно относился к противникам монархии, в том числе и к противникам Цезаря, выказывал также антипатию к Цицерону.

Cassii Dionis Cocceiani. Historiarum Romanorum quae supersunt. Berolini, 1895. Vol. 1; 1898. Vol. 2; 1898. Vol. 3; 1926. Vol. 4.

ДИОН ХРИСОСТОМ, ЗЛАТОУСТ

ДИОН ХРИСОСТОМ, ЗЛАТОУСТ (греч. Dion Chrysostomos)

(ок. 40 - 120 н.э.)

греческий оратор, философ и общественный деятель, происходил из знатной семьи г. Прусы в Вифинии. Благодаря образованности Д.Х. был приглашен в Рим, где жил при дворе Веспасиана и Тита. Был изгнан Домицианом, избрал жизнь бродячего философа и за 14 лет изгнания обошел Малую Азию, Грецию и берега Черного моря. Увлеченный идеалами киников и подражая Диогену, осуждал богатых и сильных, прежде всего тиранов. Император Нерва восстановил Д.Х. в правах. При Траяне приобрел наибольшую популярность. Традиция приписывает Д.Х. 79 сохранившихся речей морального, политического и историко-лит. содержания, являющихся важным источником по истории Рима I - нач. II в. н.э.

Дион Хрисостом. Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества. Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был / Пер. Н. Брагинской и М. Грабарь-Пассек // Ораторы Греции / Сост. и научная подг. текста М. Гаспарова. М., 1958. С. 283-336; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 210-214; Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I - II вв. н.э. М., 1979. С. 179-190.

ДИОСКУРИАДА (ДИОСКУРИЯ)

ДИОСКУРИАДА (ДИОСКУРИЯ) (греч. Dioskurias)

античный город на побережье Черного моря (ныне на дне Сухумской бухты); основан в VI в. до н.э. греками из Милета; торговал с кавказскими племенами солью, скотом, воском, хлебом и рыбой. В нач. I в. н.э. перешел под власть Рима. В Д. находился римский гарнизон, и в честь Августа (греч. Себастос) он был переименован в Себастополис.

Воронов Ю.Н. Диоскуриада - Себастополис - Цхум. М., 1980.

ДИОСКУРЫ

ДИОСКУРЫ (греч. Dioskuroi - сыновья Зевса)

в греческой мифологии братья-близнецы Полидевк и Кастор, сыновья Тиндарея (или Зевса) и Леды. В легендах Кастор выступает как укротитель коней, а Полидевк (лат. Поллукс) славился искусством кулачного боя. Д. стали образцом братской дружбы и любви.

ДИОФАНТ

ДИОФАНТ (греч. Diophantos).

1. Греческий оратор, современник и друг оратора Демосфена.

2. Математик III - II вв. до н.э., выходец из Александрии, автор «Арифметики» в 13 кн. (сохр. кн. I - VI).

3. См. Скифы.

ДИОЦЕЗ

ДИОЦЕЗ (от греч. dioikesis - управление, хозяйство)

у римлян с I в. до н.э. городской округ или часть провинции, во времена принципата - округ; со времени императора Диоклетиана стал большой административной единицей, объединяющей в себе несколько провинций. Было создано 12 д., во главе которых стояли викарии.

ДИПИНТО

ДИПИНТО - см. Граффити.

ДИПЛОМ

ДИПЛОМ (греч. diploma - записка)

официальное рекомендательное письмо, давалось тем, кто отправлялся с поручением в провинцию, грамота о принятии в римское гражданство. Д. представлял собой сложенный вдвое лист или две бронзовые таблички. Существовали военные д. - императорские декреты о гражданстве, праве на брак и т.п., выдававшиеся ветеранам римской армии («Corpus inscriptionum Latinarum». Т.16). В период Империи д. называлась любая бумага высших правительственных учреждений с какой-либо рекомендацией или дарованием льгот и привилегий. На руки выдавалась копия д., оригинал его хранился в архиве.

Федорова Е.В. Латинская эпиграфика. М., 1969. С. 250-253.

ДИПОЛИЯ (БУФОНИЯ)

ДИПОЛИЯ (БУФОНИЯ) (греч. Dipoleia, Dipolia; Buphonia)

афинский религиозный праздник в честь Зевса во время молотьбы урожая (14 скирофориона). Перед алтарем на Акрополе приносили в жертву быка, после чего исполнявший ритуал жрец исчезал. Вместо него «присуждали к смерти» топор: прокляв, его выбрасывали в море. Из бычьей шкуры изготовляли чучело, выставляя его вместе с плугом как символ земледельческого труда.

ДИРКА

ДИРКА - см. Антиопа.

ДИСТИХ ЭЛЕГИЧЕСКИЙ

ДИСТИХ ЭЛЕГИЧЕСКИЙ - см. Эпиграмма.

ДОВАТУР, АРИСТИД ИВАНОВИЧ

ДОВАТУР, АРИСТИД ИВАНОВИЧ (1897 - 1982)

выдающийся историк античности. Окончил историко-филологический факультет Саратовского университета, стажировался в Берлине, преподавал в Ленинградском и Саратовском университетах. Научные интересы Д.: исследование греческой эпиграфики, исследование истории Сев. Причерноморья, римская историография и источники по истории Рима, переводы текстов древних авторов.

Основные работы Д.: Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957; Политика и Политии Аристотеля. М.; Л., 1965; Рабство в Аттике в VI - V вв. до н.э. Л., 1980.

Памяти Аристида Ивановича Доватура // ВДИ. 1982. № 3.

ДОКИМАСИЯ

ДОКИМАСИЯ (греч. dokimasia - испытание)

в Греции рассмотрение и проверка кандидатур, их прав на занятие определенной гос. должности или социального положения, напр., при внесении в список граждан, при избрании на должность архонта или стратега.

ДОЛИЙ

ДОЛИЙ (от лат. dolium - бочка)

у римлян большой сосуд, аналогичный греческому пифосу. Служил емкостью для вина, масла, уксуса, зерна. Найденные преимущественно в Кампании глиняные д. имели широкое отверстие вверху и круглую форму. По литературным источникам известны деревянные д., упоминаемые в связи с Сев. Италией и заальпийскими землями.

ДОЛОПЫ

ДОЛОПЫ - см. Ликомед.

ДОМИНАТ

ДОМИНАТ (от лат. dominus - господин, властелин)

форма правления в Римской империи, аналогичная вост. деспотиям, образовавшаяся при императоре Диоклетиане. Д. преследовал цель вывести государство из кризиса, охватившего все сферы экономической, политической и культурной жизни. Для д. характерна строгая централизация, увеличение и систематизация налогов, прикрепление колонов к земле, а ремесленников - к коллегиям, утверждение христианской религии в качестве государственной.

ДОМИЦИАН, ТИТ ФЛАВИЙ

ДОМИЦИАН, ТИТ ФЛАВИЙ - см. Флавии.

ДОНАТИВУМ

ДОНАТИВУМ (лат. donativum - денежный подарок)

часть добычи, которую выдавали римским солдатам полководцы. При Ю. Цезаре достигала 24 тыс. сестерциев на одного солдата, а во времена Империи даже превышала эту сумму.

ДОНАТ ЭЛИЙ

ДОНАТ ЭЛИЙ (лат. Donatus Aelius)

лат. грамматик середины IV в. н.э., автор «Грамматического руководства», которое более тысячелетия служило основным учебником лат. языка и стало образцом при создании грамматик многих европейских языков.

ДОРИЙЦЫ

ДОРИЙЦЫ (греч. Dorieis)

одно из греческих племен, заселявших вначале области Сев. и Сред. Греции; около XII в. до н.э. стали переселяться в юго-западном направлении, вовлекая в движение другие сев. племена. Так называемое «дорийское переселение» привело к уничтожению ахейских центров - Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Д. колонизовали острова Крит, Родос, Феру, Мелос, Кос, а также побережье Карии. На территории расселения д. быстро возникли гос. объединения (Спарта, Аргос, полисы Крита).

ДРАГОМАНОВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

ДРАГОМАНОВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1841 - 1895)

украинский публицист, историк, общественный деятель, специалист по истории Древнего Рима. Начал научную деятельность на Украине, эмигрировал в Швейцарию, затем в Болгарию, где в 1889 г. был профессором Софийского университета. Общественный прогресс понимал как поступательное развитие идей. Его магистерская диссертация «Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит» (1869) по настоящее время является ценным историографическим исследованием, содержащим обстоятельный разбор научных взглядов на Римскую империю. Известны также его труды «Император Тиберий» (1864), «О состоянии женщины в первый век Римской империи» (1864), а также «Государственные реформы Диоклетиана и Константина Великого» (1865).

ДРАКОН (ДРАКОНТ)

ДРАКОН (ДРАКОНТ) -

(греч. Drakon)

афинский архонт-фесмофет; обобщил и записал в 621 г. до н.э. действующее право, восходящее к древним временам (законы Д.). В них включил и ряд новых параграфов; напр., отменялось древнее право кровной мести, устанавливалось различие между умышленным и неумышленным убийством. За посягательство на частную собственность вводилась смертная казнь, за что афинский оратор IV в. до н.э. Демад назвал законы Д. «написанными кровью». Эти законы, за исключением закона об убийстве, отменил Солон. Законодательство Д. было первой уступкой родовой аристократии афин. демосу.

Хрестоматия по истории Древней Греции / Под редакцией Д.П. Каллистова. М., 1964. С. 141-143.

ДРАХМА

ДРАХМА (греч. drachme - горсть)

греческая денежная и весовая единица; равнялась 6 оболам. Начало чеканки - VI в. до н.э. Ее вес был разным в различных полисах: эгинская д. - 6,07 г, эвбейско-аттическая - 436 г, коринфская - 2,91 г. Д. чеканили и в античных городах Причерноморья. Существовали дидрахмы (2 д.), тетрадрахмы (4 д.), декадрахмы (10 д.) и т.д.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1979. С. 70. Табл. 1-4; Казаманова Л.И. Введение в античную нумизматику. М., 1969.

ДРИАДЫ

ДРИАДЫ (греч. dryas - дуб, дерево)

нимфы, которые, по поверью древних греков, жили в деревьях; с гибелью деревьев д. умирали.

ДРИМАК

ДРИМАК (греч. Drimakos) (III в. до н.э.)

предводитель восстания рабов на о-ве Хиос; стремился улучшить жизненные условия рабов и бедняков, защитить их от произвола рабовладельцев. Собрав значительное войско, укрепился в горах, однако, когда за его голову назначили высокую награду, Д. убедил, как гласит легенда, одного из соратников убить его и получить обещанное вознаграждение.

Шишова И.А. Рабство на Хиосе // Каллистов Д.П. и др. Рабство на периферии античного мира. Л., 1968.

ДРОЙЗЕН, ИОГАНН ГУСТАВ (DROYSEN)

ДРОЙЗЕН, ИОГАНН ГУСТАВ (DROYSEN) (1803-1884)

немецкий историк, профессор университетов в Киле, Йене и Берлине. Принимал активное участие в революции 1848 - 1849 гг. как умеренно-либеральный политик. Его политические убеждения нашли отражение в трудах по античной истории. Европейскую славу Д. принесла трехтомная «История эллинизма» (1836 - 1843), оказавшая большое влияние на все дальнейшее развитие историографии Древней Греции. Д. провел тщательное исследование одного из сложных периодов - от вост. походов А. Македонского, личность которого он идеализировал, до римского завоевания Вост. Средиземноморья (II в. до н.э.). Этот период Д. назвал «эллинизмом», считая его особенностью соединение греч. и вост. культурных элементов.

Смоленский Н.И. Понятие «государство» в историографии И.Г. Дройзена // Актуальные вопросы истории и историографии всеобщей истории XIX - XX вв. Горький, 1975. Вып. 2. С. 68-80.

ДРОМОС

ДРОМОС (греч. dromos - дорога, проход).

1. Проход в купольную гробницу, находящуюся под курганом.

2. Спортивное соревнование в беге на Олимпийских играх или других публичных состязаниях.

ДРОТИК

ДРОТИК - небольшие метательные копья разных форм; были на вооружении римских легионеров. В последние века до н.э. д. был до 2 м длины и весил 2 кг.

ДРУЗ

ДРУЗ (лат. Drusus)

одна из знатных римских фамилий.

1. Марк Ливий Д. Старший (Marcus Livius D. Maior) (ок. 154 - 109 до н.э.) - народный трибун 122 г. одновременно с Гаем Гракхом, его политический противник, получивший прозвище «защитник сената»; консул 112 г.

2. Марк Ливий Д. Младший (Marcus Livius D. Minor) (ок. 124 - 91/90 до н.э.) - сын Д. Старшего. Будучи народным трибуном 91 г., предложил провести законы о лишении всадников юрисдикции и передаче ее сенату, о предоставлении италикам прав гражданства, о выведении колоний на общественные земли Кампании и Сицилии и о продаже дешевого хлеба плебсу. Против реформ Д. выступили как всадники, так и часть сенаторов; в результате он был убит. Его смерть послужила сигналом к началу войны с италийскими племенами (Союзническая война).

3. Нерон Клавдий Д. (Nero Claudius D.) (38 - 9 до н.э.) - римский полководец, пасынок Августа. В 18 г. был квестором, в 15 г. вместе с братом - императором Тиберием воевал против племен рециев и винделиков. Став в 13 г. главнокомандующим римской армией в Галлии, Д. упорядочил провинциальное управление и перешел к наступательным действиям против германских племен. В 12 г., перейдя Рейн, покорил германские племена бруктеров и хавков. В 11 г. дошел до о. Везер, в 10 г. организовал экспедицию против племен хаттов. В 9 г., будучи консулом, разбил херусков и маркоманов и дошел до Эльбы. Умер на обратном пути.

4. Юлий Цезарь Д. (Julius Caesar D.) (ок. 13 до н.э. - 23 н.э.) - римский полководец, сын Тиберия. В 14 г. подавил восстание паннонских легионов. В 15 и 21 гг. был консулом; в 17 - 20 гг. управлял римской провинцией Иллирик. Отравлен префектом претория Сеяном.

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ - жрецы кельтов, хранители религиозных и бытовых традиций кельтских народов. Слову д. дается двоякое толкование: «опытные в священнодействиях» и «принадлежащие дубу». Д. обладали знанием старинных письмен местного происхождения. Они жили в священных рощах, ведая жертвоприношениями и обучением молодежи.

ДУИЛИЙ

ДУИЛИЙ (лат. Duilius).

1. Марк Д. (V в. до н.э.) - римский трибун, защитник плебеев. Когда децемвиры незаконно удержали свою власть на третий год в 449 г., он уговорил занявших Авентинский холм плебеев удалиться на священную гору. В результате их переговоров с сенатом должность децемвиров была отменена и восстановлена власть народных (плебейских) трибунов. По предложению Д. вновь были избраны консулы и было установлено право апелляции к народу на их незаконные решения.

2. Гай Д. - консул 260 г. до н.э.; после того как Гней Корнелий Сципион попал вместе с 16 кораблями в Липарской гавани в плен, возглавил римский флот и, реконструировав его (создав абордажные мосты), победил при Милах карфагенян. В честь этой победы в Риме была сооружена колонна, украшенная носами захваченных у противника кораблей (columna rostrata).

Аврелий Виктор пишет об этих событиях: «Гай Дуилий в 1-ю Пуническую войну был послан вождем против карфагенян; когда он увидел, что они очень сильны на море, он построил флот, не столько разукрашенный, сколько крепкий. Он первый под насмешки врагов ввел железные крюки - их называли воронами, - которыми он зацеплял во время сражения корабли врагов, побеждал их и брал в плен. Начальник флота Ганнибал отступил в Карфаген и спросил сенат, что ему посоветуют предпринять. Когда все воскликнули, чтобы он сражался, он сказал: «Я так и делал и оказался побежденным». Этим он спас себя от распятия на кресте, ибо у карфагенян вождь, неудачно воевавший, наказывался именно таким образом. Дуилию было разрешено возвращаться с пиров по улицам в сопровождении раба, несущего перед ним восковой светильник, и трубача, играющего на трубе» (О знаменитых людях. XXXVIII).

ДУКЕТИЙ

ДУКЕТИЙ - вождь племени сикулов, возглавивший в середине V в. до н.э. сопротивление местного населения Сицилии греческим колонистам. В 459 г. до н.э., объявленный «царем сикулов», основал столицу своего царства Менайон. После гибели Д. в 440 г. Сикулийское царство распалось.

ДУРА-ЕВРОПОС

ДУРА-ЕВРОПОС (греч. Dura-Europos)

город на Среднем Евфрате, основанный в конце IV в. до н.э. Селевком Никатором как военная колония. Стал центром караванных путей, связывающих Римскую империю с Востоком. Неоднократно переходил в руки парфян и Новоперсидского царства Сасанидов. С IV в. н.э. Д.-Е. прекратил свое существование. Раскопки выявили крепостные сооружения, святилища догреч. и греч. населения, синагоги и христианские базилики с росписями на библейские сюжеты.

Шишова И.А. Дура-Европос - крепость Парфянского царства // Ученые зап. Ленинградского ун-та. № 192. Сер. историч. наук. Вып. 21.1956; Rostovtzeff M. Dura-Europos and its art. Oxf., 1938.

Предыдущая страница Следующая страница