Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАВСОЛ

МАВСОЛ (греч. Maus(s)ollos)

сатрап Карии в 377 - 353 гг. до н.э., предводитель восстания против персов. М. первый перенес резиденцию из Миласы в Галикарнас, соорудил много дворцов и храмов, желая придать новой столице блеск и величие; прославился как умный политик. Еще при жизни М. было начато сооружение его гробницы, которое завершила жена М. Артемисия. Усыпальница получила название Мавсалейион (считалась одним из семи чудес древнего мира). От него происходит слово «мавзолей».

МАГИСТРАТУРА

МАГИСТРАТУРА (от лат. magistratus - начальник, должностное лицо)

государственная должность в Риме; эти должности появились в период становления Республики, на рубеже VI - V вв. до н.э. Поскольку должности м. считались почетными, никакой платы магистраты не получали. Первоначально все м., кроме народных трибунов, занимали исключительно патриции, в нач. III в. до н.э. они стали доступны плебеям. Все м. были временными (как правило, на один год) и коллегиальными. Различались м. ординарные (выборные) и экстраординарные (по назначению), высшие (избирались в центуриатных комициях) и низшие (избирались в трибутных комициях), курульные (привилегией которых было наличие специального курульного кресла) и некурульные. К ординарным м. принадлежали высшие курульные м. (консулат, претура, цензура) и низшие (курульный эдилитет, а также народный трибунат и квестура). Экстраординарными, высшими и курульными м. были должности диктатора, начальника конницы, децемвиров и интеррекса.

По закону Виллия 180 г. до н.э. (lex Villia annalis) м. предоставлялась только после военной службы, повторное занятие должности разрешалось через три года; квестуру можно было занимать в возрасте не моложе 27 лет, эдилитет - 30, претуру - 33, консулат - 36. Корнелиев закон 81 г. до н.э. (lex Cornelia de magistratibus) установил другие возрастные цензы: квестура не ранее 29 лет, претура (после обязательного 10-летнего перерыва) - 39 лет, консулат - 42 лет; второй консулат можно было занимать только через десять лет после первого. Избрание в указанном возрасте называлось «избрание в свой год» («suo anno»). Бывший консул именовался консуляром, бывший претор - преторием, бывший эдил - эдилицием, бывший квестор - квесторием, бывший трибун - трибунцием.

Бартошек М. Римское право. М., 1989. С. 210-211.

МАГНЕЗИЯ

МАГНЕЗИЯ (греч. Magnesia).

1. Восточная часть Фессалии, расположенная между Пенеем и Пагасейским заливом; принадлежала к дельфийской амфиктионии.

2. Город в юго-западной части Ливии; основан колонистами из М. фессалийской. Его окрестности славились высокими урожаями винограда и огурцов. С местными залежами железных руд связано явление, известное уже в древности как магнетизм.

МАЙМАКТЕРИОН

МАЙМАКТЕРИОН - см. Календарь.

МАЙЯ (МАЯ)

МАЙЯ (МАЯ) (греч. Mais)

в греческой мифологии одна из плеяд, горная нимфа, дочь Атланта и Плейоны, мать Гермеса. В Риме почиталась как богиня земли и всей природы.

МАКЕДОНИЯ

МАКЕДОНИЯ (греч. Makedonia)

государство, существовавшее в V - II вв. до н.э. в северо-вост. части Балканского п-ва. Природные условия благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства; М. была богата лесом и полезными ископаемыми (золото, серебро, железо). Вопрос об этногенезе македонцев окончательно не решен; наиболее распространена точка зрения, что македонская народность сложилась в результате смешения греческих (фессалийских) племен с иллиро-фракийскими. В V в. до н.э. шел процесс постепенного политического объединения М. Во время Греко-персидских войн М. перешла под влияние персов. При Филиппе II, который реформировал управление, финансы и военное дело, М. превратилась в одно из сильнейших государств, что дало ей возможность вести интенсивную экспансионистскую политику. Завоевание Иллирии, Фракии и Фессалии позволило Филлиппу захватить Элладу: в 338 г. до н.э. он победил коалицию греческих полисов в битве при Херонее, после чего установил гегемонию на Балканах. Эта власть была формально закреплена на панэллинском съезде представителей греческих полисов в Коринфе (337 г. до н.э.). Дальнейшие планы Филиппа (завоевание Востока) были прерваны его убийством, однако их продолжил Александр. В период эллинизма М. пережила ряд кризисов; завоевание Римом Иллирии привело к его столкновению с М. В результате трех Македон. войн (215-205; 200-197; 171-168 гг. до н.э.) М. потерпела поражение и была разделена на четыре округа, а в 148 г. до н.э., после подавления на ее территории восстания Андриска, она стала вместе с Фессалией и Иллирией римской провинцией. (Список царей М. см. в Приложении.)

Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 195; Шофман А.С. История античной Македонии: В 2 ч. Казань, 1960-1963.

МАКРОБИЙ, АМВРОСИЙ ФЕОДОСИЙ

МАКРОБИЙ, АМВРОСИЙ ФЕОДОСИЙ (лат. Ambrosius Theodosius Macrobius)

(ок. 400 - ? н.э.)

римский ученый и писатель; родился в Африке, был в оппозиции к христианству. Его сочинение «Сатурналии» в 7 кн. сохранилось не полностью. Оно написано в форме беседы; здесь М. поднимает важные проблемы философии, риторики, грамматики, поэзии (разбор поэтического мастерства Вергилия). От другого его сочинения, трактата «О государстве», сохранилась лишь заключительная часть - комментарий к сочинению Цицерона «Сон Сципиона». Только фрагменты сохранились от сочинения М., посвященного греческому и римскому глаголу.

МАКСИМИН, ГАЙ ЮЛИЙ ВЕР

МАКСИМИН, ГАЙ ЮЛИЙ ВЕР (лат. Gaius Julius Verus Maximinus)

(172 - 238 н.э.)

римский император 235 - 238 гг., сын фракийского крестьянина; сделав военную карьеру, возглавил заговор против Александра Севера в 235 г. и был провозглашен легионерами императором. Во внутренней политике М. опирался на солдатские массы, не считаясь с мнением сената; вел войну с герм. и наддунайскими племенами. Поскольку правлением М. были недовольны все слои населения, он стал жертвой заговора своих же воинов.

Bellezza A. Massimino il Trace. Geneve, 1964.

МАКСИМОВА, МАРИЯ ИВАНОВНА

МАКСИМОВА, МАРИЯ ИВАНОВНА (1885 - 1973)

исследователь античной культуры, профессор Ленинградского университета, научный сотрудник Института археологии АН СССР и Эрмитажа; после окончания Высших женских (Бестужевских) курсов стажировалась в университетах Бонна, Берлина, изучала памятники античности в музеях Греции, Италии, Франции и Англии. В работах по античному Причерноморью М. исследовала этногеографические аспекты юго-вост. части региона, основание Синопы и Амиса, экономику, гос. устройство и культуру этих полисов, взаимоотношения с местным населением.

Основные работы М.: Античные фигурные вазы. Париж, 1927 (фр. яз.); Античные города юго-восточного Причерноморья: Синопа. Амис. Трапезунд. М.; Л., 1956.

Брашинский М., Горбунова К. Максимова Мария Ивановна // СА. 1974. №1.

МАНИПУЛА

МАНИПУЛА - см. Легион.

МАНТИКА

МАНТИКА (от греч. mainomai - впадать в экстаз)

искусство гадания у греков. Основой м. было утверждение, что все явления природы, а также судьбы людей или даже городов зависимы от воли богов. Ни один простой человек или гос. муж не начинал какого-либо серьезного дела, не обратившись поначалу к божеству, посредником которого считался оракул.

МАНТИНЕЯ

МАНТИНЕЯ (греч. Mantineia)

греческий город в Аркадии (Пелопоннес), у которого в июне-июле 362 г. до н.э. состоялась битва между войском Беотийского союза, возглавляемого Фивами (под командованием Эпаминонда), и войском антибеотийской коалиции (Спарта, Афины, Мантинея и др.), возглавляемой спартанским царем Агесилаем. Несмотря на победу фиванцев, Беотийский союз вскоре пришел в упадок.

МАНЫ

МАНЫ (от лат. di manes - добрые боги)

в римской религии первоначально божества загробного мира, впоследствии - души умерших, охраняющие род. Во время их празднеств 13-21 февраля закрывались все храмы и запрещались свадьбы и веселье. В Риме на Палатинском холме находилось специальное помещение, посвященное М. Камень, прикрывающий их «жилище», жрицы поворачивали трижды в год, с тем чтобы выпустить оттуда М.

МАРАФОН

МАРАФОН (греч. Marathon)

греческое селение на одноименной равнине Аттики, в 40 км на северо-восток от Афин, возле которого 13 сентября 490 г. до н.э. произошла одна из самых больших битв между греками и персами. Существует легенда о том, как после победы греков лучший бегун из Мильтиадова войска Фидиппид прибежал в Афины, успел воскликнуть: «Мы победили!» - и тут же умер. В память об этом подвиге в 1896 г. в программу Олимпийских игр был включен марафонский бег (42 тыс. 195 м).

МАРИЙ, ГАЙ

МАРИЙ, ГАЙ (лат. Gaius Marius)

(ок. 157 - 86 до н.э.)

римский полководец и политический деятель. После женитьбы на тетке Ю. Цезаря Юлии в 115 г. М. стал претором; в 109 г., во время Югуртинской войны, выдвинулся в качестве легата; в 107 г. благодаря поддержке всадников и плебса был избран консулом; разбил тевтонов (102) и кимвров (101).

«Все это, - пишет Плутарх, - Марий совершил во время своего пятого консульства. Шестого он домогался так, как другие не добиваются и первого, обхаживая для этого народ, он не только угождал толпе в ущерб достоинству и значению власти, но и старался быть мягким и снисходительным, вопреки собственной природе, лишенной этих свойств. Однако, как утверждают, честолюбие делало его робким на гражданском поприще, ропот толпы пугал его, присущие ему в битвах непоколебимость и стойкость покидали его в народном собрании, и любой мог хвалой или хулой заставить его воспрянуть или пасть духом. Правда, даровав римское гражданство тысяче комерийцев, отличившихся в сражении, Марий в ответ на обвинения в том, что поступил противозаконно, сказал: «Грохот оружия заглушал голос закона» (Гай Марий. XXVIII).

М. провел реформу римского войска, набирая в него даже бедных; принял участие в Союзнической войне 90 - 88 гг. до н.э., в 88 г. командовал в 1-й войне с Митридатом. Когда Сулла овладел Римом, М. вынужден был бежать в Африку. После отплытия Суллы в Грецию на борьбу с Митридатом М. взял вместе со своими приверженцами (марианцами) Рим и в 86 г. вступил в должность консула, но несколько дней спустя умер.

МАРК АВРЕЛИЙ

МАРК АВРЕЛИЙ - см. Аврелий Марк.

МАРКОМАНСКАЯ ВОЙНА

МАРКОМАНСКАЯ ВОЙНА (166 - 180 н.э.)

война германских и сарматских племен с Римом. Маркоманы, квады, языги и др. племена перешли рейнско-дунайскую границу и вторглись в пределы Италии (Римской империи). Война для Рима была не из легких: часто победителями в сражениях были варвары. Только император Марк Аврелий в 172 - 174 гг. с большим трудом остановил натиск маркоманов и др. племен. По заключенному миру большинство германских племен признали римский протекторат (зависимость от Рима). В 180 г. римский император Коммод заключил с германскими племенами мир, по которому восстанавливалась довоенная граница между Римом и племенным миром.

МАРКОМАНЫ

МАРКОМАНЫ (лат. Marcoman(n)i)

одно из германских племен, заселявшее во 2-й пол. I тыс. до н.э. территорию совр. Саксонии и Тюрингии. В конце II - нач. I в. до н.э. проникли в район среднего и верхнего течения Майна. Возможно, входили в союз племен, возглавляемый Ариовистом. После захвата римлянами Сев. Германии (8 до н.э.) переселились на территорию совр. Чехии, где вошли в союз племен во главе с Марободом. После победы вождя херусков Арминия над последним в 17 г. н.э. м. отошли к Дунаю. В I - II вв. м. вместе с квадами постоянно нарушали римскую границу на Дунае, что в 166 г. привело к т. наз. Маркоманской войне, закончившейся миром, который подписал император Коммод. М. часто угрожали Риму и в III в.; с IV в. они влились в поток великого переселения народов, а в конце V в. осели на территории совр. Баварии.

МАРС

МАРС (лат. Mars)

в римской религии сын Юпитера и Юноны. Вместе с отцом и Квирином входил в троицу главных италийских богов. Вначале М. был покровителем полей и стад; в его честь первый месяц римского года был назван мартом. Впоследствии он стал почитаться как бог войны (отождествлялся с греческим Аресом); считался отцом Ромула и родоначальником римлян. На Марсовом поле, где был сооружен храм М., проходили смотры кавалерии. Культом М. ведала специальная коллегия жрецов - салиев.

МАРСИЙ

МАРСИЙ (греч. Marsyas)

в греческой мифологии сатир, один из спутников Диониса. Найдя выброшенную Афиной флейту, он настолько овладел искусством игры на ней, что осмелился вызвать на поединок Аполлона. Победив М., Аполлон содрал с него кожу, повесил во Фригии на дерево, которое всегда содрогалось от звуков флейты.

МАРЦИАЛ, МАРК ВАЛЕРИЙ

МАРЦИАЛ, МАРК ВАЛЕРИЙ (лат. Marcus Valerius Martialis)

(ок. 40 - 102 н.э.)

римский поэт; происходил из Испании, в Риме жил на правах клиента с 64 по 98 г. н.э. При Домициане положение М. упрочилось, он был принят в богатых и влиятельных кругах. Весной 99 г. с крушением режима Домициана он навсегда покинул столицу и уехал в Испанию.

М. оставил после себя свыше 1500 эпиграмм, изображающих подлинную жизнь Римской империи; их содержание и эмоциональная окраска чрезвычайно разнообразны, они проникнуты спокойным юмором и тонкой насмешкой, отличаются полнотой мысли и лаконичностью.

Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. и вступ. ст. Ф. Петровского. М., 1968; История Римской империи: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 195-211.

МАСИНИССА

МАСИНИССА (ок. 240 - 149 до н.э.)

царь Нумидии 201 - 149 гг., которая с 206 г. была союзницей Рима во 2-й Пунической войне. Сначала М. выступал на стороне карфагенян, но затем перешел на сторону римлян и благодаря своей коннице сыграл решающую роль в победе Рима над Ганнибалом при Заме в 202 г. Вторжение М. на территорию Карфагена предоставило Риму повод развязать 3-ю Пуническую войну.

При М. Нумидийское царство достигло наивысшего расцвета, что выразилось в расширении границ, развитии торговых связей со всем Средиземноморьем и появлении новых городов. Со смертью М. Нумидия была разделена римлянами между его тремя сыновьями.

МАТРОНА

МАТРОНА (лат. matrona)

в Риме свободнорожденная замужняя женщина. В широком понимании м. - мать семейства, уважаемая в обществе женщина. Одеждой м. были, как правило, длинная белая стола, накинутая на нее палла, белая повязка на гладкой прическе.

МАТРОНАЛИИ

МАТРОНАЛИИ - см. Матута.

МАТУТА

МАТУТА (лат. Matuta)

в римской религии богиня утра, покровительница новорожденных. В ее честь каждый год в июне праздновались Матроналии - праздник, на который собирались женщины, держа за руки детей своих сестер. Рабыням присутствовать на нем запрещалось. Любопытное описание Матроналий дает Плутарх (Камилл. V).

МАШКИН, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МАШКИН, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1900 - 1950)

историк античности, специалист по истории Рима, доктор историч. наук, профессор Московского университета, зав. кафедрой истории древнего мира (с 1943 г.), а также зав. сектором древней истории Института истории АН СССР.

В своих работах М. исследовал предпосылки возникновения принципата в Римском государстве, раскрыл его генезис, политическую форму и социальную сущность; изучал взаимоотношения Рима с провинциями и другими государствами, а также культуру Рима и Римской Африки.

Основные работы М.: История Древнего Рима. М., 1947; Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.; Л., 1949; Агонистики или циркумцеллионы в кодексе Феодосия // ВДИ. 1938. № 1; К вопросу о революционном движении рабов и колонов в римской Африке // ВДИ. 1949. № 4; Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики // Известия АН СССР, отдел истории и философии, III. 1946. № 5; Римские политические партии в конце II - начале I в. до н.э. // ВДИ. 1946. № 3.

Николай Александрович Машкин. К 10-летию со дня смерти // ВДИ. 1960. № 3; Маяк И.Л. Памяти Н.А. Машкина (1900-1950) // ВДИ. 1976. № 1.

МАЯК АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ФАРОССКИЙ)

МАЯК АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ФАРОССКИЙ) - маяк на о-ве Фарос близ Александрии в Египте, одно из семи чудес античного мира. Сооружен в 285 - 280 гг. до н.э. Состратом Книдским с целью сделать безопасным вход кораблей в Александрийскую гавань. Представлял собой трехъярусную башню высотой ок. 120 м, одновременно служил казармами для солдат.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. М.; Л., 1966. С. 105-118; Эллинистическая техника. Сб. статей / Под редакцией И.И. Толстого. М.; Л., 1948. С. 148-153.

МЕАНДР

МЕАНДР (греч. Maiandros).

1. Река во Фригии (Малая Азия), берущая начало из озера и протекающая определенное расстояние под землей, впадает в Эгейское море.

2. Распространенный в античности геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линии.

МЕГАЛОПОЛЬ

МЕГАЛОПОЛЬ (от греч. megas - большой, polis - город)

главный город Аркадии, основанный в 371 г. до н.э. Эпаминондом и заселенный жителями соседних небольших городов и окрестных деревень. М. долгие годы вел войны со Спартой и был разрушен спартанским царем Клеоменом. Восстановленный, он вошел в Ахейский союз городов; известен как родина историка Полибия.

МЕГАРОН

МЕГАРОН (греч. megaron - большой зал)

греческий дом прямоугольного плана с очагом посредине. Возник в период эгейской цивилизации (III - II тыс. до н.э.), служил прототипом храмов в гомеровский (предполисный) период.

МЕГАРЫ (МЕГАРА)

МЕГАРЫ (МЕГАРА) (греч. Megara)

греческий полис в северо-восточной части Коринфского перешейка; в VIII - VII вв. до н.э. был большим торгово-ремесленным центром, принимал активное участие в колонизационном движении; его колонии - Калхедон, Византий, Гераклея Понтийская и др. Во 2-й пол. VII в. до н.э. в М. была установлена тирания Феагена (Теагена), которую сменила олигархия. В конце VI - нач. IV в. до н.э. М. входил в состав Пелопоннесского союза; во время Коринфской войны поддержал антиспартанскую коалицию; в IV в. н.э. был уничтожен готами.

МЕГЕРА

МЕГЕРА (греч. Megaira)

в греческой мифологии одна из эриний, воплощение гнева и возмездия. В переносном смысле М. - злая, скандальная женщина.

МЕДЕЯ

МЕДЕЯ (греч. Medeia)

в греческой мифологии волшебница, дочь царя Колхиды, жена Ясона. Оказав помощь аргонавтам в овладении золотым руном, бежала вместе с Ясоном в Элладу. Когда же тот впоследствии пожелал взять себе в жены дочь коринфского царя Креонта Главку, М. прислала ей одежды, испепелившие невесту. Двоих своих сыновей от Ясона М. убила и оставила Коринф навсегда.

МЕДУЗА

МЕДУЗА - см. Горгоны.

МЁЗИЯ

МЁЗИЯ (лат. Moesia)

область между Нижним Дунаем и Балканами, заселенная фрак. племенами (мёзами, гетами, бессами и др.). Граничила с Фракией, Дакией (по р. Истр), Иллирией и Паннонией. В 29 - 27 гг. до н.э. была завоевана императором Августом. Западная (Верхняя) М. перешла под власть Рима, став его провинцией, Восточная (Нижняя) М. вошла в состав зависимой от Рима Фракии, однако в 46 г. н.э. была присоединена к провинции М. В 48 г. М. разделили на две провинции: Верхнюю М. (M. Superior) и Нижнюю М. (M. Inferior); в VI - VII вв. н.э. на их территории поселились славянские племена.

Златковская Т.Д. Мёзия в I и II веках нашей эры (К истории Нижнего Дуная в римское время). М., 1951.

МЕЙЕР ЭДУАРД (MEYER)

МЕЙЕР ЭДУАРД (MEYER) (1855 - 1930)

выдающийся немецкий историк древности. Делом всей жизни М. называют его пятитомную «Историю древности» (1884-1902). Заслугой М. было утверждение универсально-исторического подхода к древности, в котором народы Передней Азии и Средиземноморья представлены в постоянном взаимодействии; античная культура является их общим достижением. Полемизируя с представителями германской школы политэкономии, настаивавшими на примитивности хозяйственных форм древности, М. высказал убеждение, что уже в древности существовали промышленность и развитая торговля, а капитал играл весомую роль в античной экономике. Он пытался также доказать, что античный мир пережил средние века, феодализм и капитализм и что к развитию капиталистических отношений в древности вело рабство.

Бузескул В.П. Эдуард Мейер (1855-1930) // Изв. АН СССР. Отд. общественных наук. 1931; Протасова С.И. История древнего мира в построении Эд. Мейера // ВДИ. 1938. № 3.

МЕЛЬПОМЕНА

МЕЛЬПОМЕНА - см. Музы.

МЕМНОН

МЕМНОН (греч. Memnon)

в греческой мифологии сын Эос и Тифона - брата троянского царя Приама, один из героев Троянской войны, царь эфиопов. Традиция приписывает ему основание Суз и ряд сооружений в Азии и Египте. Именем М. греки называли статую, построенную в египетских Фивах при фараоне Аменхотепе III, которая издавала во время восхода солнца жалобные звуки, подобные человеческому голосу.

МЕНАДЫ

МЕНАДЫ - см. Вакханки.

МЕНАНДР

МЕНАНДР (греч. Menandros)

(ок. 343 - 291 до н.э.)

греческий комедиограф, представитель новоаттической комедии, ученик Теофраста; родился в богатой афинской семье. Традиция приписывает ему авторство ок 100 драматических произведений. Лучше других сохранились комедии «Герой», «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Самиянка», «Брюзга» (единственная комедия М., дошедшая в полном виде). Произведения М. принято подразделять на 3 группы: комедии характеров, семейные и комедии-фарсы.

Несмотря на то что первые шаги литературной деятельности М. приходятся на годы после смерти А. Македонского, в его творчестве не нашли отображения политические события того времени. Современников М. больше интересовали частные вопросы и личное обогащение. Сам М. не занимался активной общественной деятельностью, проживая на окраине Афин близ Пирея в обществе гетеры Гликеры. Слава к М. пришла после его смерти (он утонул во время купания в Пирейской бухте). М. подражали римские драматурги Плавт и Теренций. Иоанн Стобей, компилятор VI в. н.э., сохранил изречения М. в сборнике «Цветник, или Сборник изречений».

Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы / Пер. С. Апта, Г. Церетели, С. Аверинцева, вступ. ст. К. Полонской. М., 1964; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 266-272; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 20-40; Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979. С. 78-168.

МЕНЕЛАЙ

МЕНЕЛАЙ - см. Агамемнон, Елена.

МЕНТОР

МЕНТОР (греч. Mentor)

в греческой мифологии друг Одиссея, которому тот, отправляясь в поход под Трою, поручил следить за домом. М. воспитывал Телемаха, сына Одиссея, а также сдерживал женихов Пенелопы. В переносном смысле М. означает советник, воспитатель.

МЕОТИДА

МЕОТИДА (греч. Maiotis, лат. Moeotis)

название Азовского моря у греков и римлян, возможно, связанное с именем обитавшего возле него племени меотов, хотя ученые не исключают и обратного.

МЕРКУРИЙ

МЕРКУРИЙ - см. Гермес.

МЕССАНА

МЕССАНА (греч. Messene)

греческая колония (совр. Мессина) в сев. части о-ва Сицилия; основана жителями Кум ок. 730 г. до н.э. под названием Занкла, в нач. IV в. до н.э. переименована в М., потому что здесь обосновались переселенцы из Мессении; несколько позже ее заселили жители о-ва Эвбея, а также ионийцы. В 396 г. до н.э. М. была разрушена карфагенянами, а затем вновь отстроена сиракуз. тираном Дионисием Старшим. Ок. 289 г. до н.э. ее захватили мамертинцы. В начале 1-й Пунической войны М. перешла под влияние Рима.

МЕССЕНИЯ

МЕССЕНИЯ (греч. Messenia)

область в северо-западной части Пелопоннеса, заселенная в древности племенем лелегов. Согласно Гомеру, в М. находилось царство Нестора со столицей Пилос. В результате войн со Спартой М. в середине VII в. до н.э. перешла под власть Спарты, а все ее население было превращено в илотов. После победы над Спартой фиванского предводителя Эпаминонда (369 до н.э.) М. приобрела независимость; в I в. до н.э. вошла в состав римской провинции Ахайя.

МЕССЕНСКИЕ ВОЙНЫ

МЕССЕНСКИЕ ВОЙНЫ - традиционное название трех войн между Мессенией и Спартой. Во время 1-й М. в (2-я пол. VIII в. до н.э.) спартанцы захватили восточную часть и южное побережье Мессении, заставив побежденных ежегодно платить дань - половину собранного урожая. 2-й М.в. принято называть восстание мессенцев под руководством Аристомена (сер. VII в. до н.э.). Спарта захватила на этот раз всю Мессению, часть населения была превращена в илотов, а часть бежала на Сицилию. 3-й М.в. называют одно из самых больших восстаний илотов 464-458 гг. до н.э. Воспользовавшись землетрясением, восставшие укрепились на горе Итоме (Ифоме) и продержались там много лет. После этого спартанцы вынуждены были разрешить им свободный выход из Мессении, и те поселились в г. Навпакт.

МЕТАГЕЙТНИОН

МЕТАГЕЙТНИОН - см. Календарь.

МЕТЕКИ

МЕТЕКИ (греч. metoikos)

переселенные иностранцы в греческих полисах, преимущественно в Афинах (м. мог стать и отпущенный на волю раб). Имея личную свободу, м. были лишены политических прав, права выступать на суде, права владеть недвижимостью. Каждый м. обязан был иметь опекуна - гражданина полиса (простата), а также платить ежегодно государству специальную дань - метекион (12 драхм для мужчин и 6 - для женщин). Они занимались главным образом торговлей, ремеслами и ростовщичеством. Некоторые из них становились очень богатыми людьми. М. обязаны были нести военную службу. Отдельные законодатели, напр. Клисфен и Клеофонт, наделяли м. правом гражданства. В то же время известно о репрессиях, направленных против м.

Глускина Л.М. Афинские метеки в борьбе за восстановление демократии в конце V в. до н.э. // ВДИ. 1958. № 2.

МЕТОПЫ

МЕТОПЫ (греч. μετόπη metope)

прямоугольные плиты, которыми украшали здания дорического стиля. Первоначально греки называли м. промежутки между торцами балок перекрытия, которые выходили на фасад здания.

МЕЦЕНАТ, ГАЙ ЦИЛЬНИЙ

МЕЦЕНАТ, ГАЙ ЦИЛЬНИЙ (лат. Gaius Cilnius Maecenas)

(? - 8 до н.э.)

знатный римский аристократ этрусского происхождения. Не занимая гос. должностей, выполнял ряд важных политических, дипломатических и частных поручений императора Августа. Известен своим влиянием на литературную жизнь Рима и покровительством поэтам (Вергилию, Горацию и др.), что сделало его имя нарицательным.

МИДАС

МИДАС (греч. Midas)

(738 - 696 до н.э.)

царь Фригии, славившийся огромным богатством. Согласно одной из легенд, М. попросил Диониса, чтобы тот превратил в золото все, к чему он притронется. Когда от прикосновения М. стала превращаться в слитки золота даже пища, несчастный взмолился об освобождении от этого дара, и Дионис повелел ему искупаться в р. Пактол, ставшей с тех пор золотоносной. По другому мифу, Аполлон наделил М. ослиными ушами за то, что тот, будучи судьей в музыкальном состязании его с Паном, отдал предпочтение последнему.

Моисеева Т.А. Мидас как символ богатства в античной традиции // ВДИ. 1984. № 4.

МИКЕНЫ

МИКЕНЫ (греч. Μυχηναι Mykenai, Mykene)

греческий город в Арголиде (Пелопоннес), один из наиболее крупных центров ахейской Греции. Согласно легенде, М. основал Персей, приказав киклопам построить огромную крепостную стену со знаменитыми Львиными воротами. Внук Персея Эврисфей, овладев М., принудил Геракла совершить ряд подвигов. После смерти Эврисфея в М. правил его родственник Атрей, а затем - Агамемнон. Сохранившаяся литература и данные археологических раскопок (которые в прошлом веке начал Г. Шлиман) позволяют заключить, что расцвет М. датируется XVII - началом XIII в. до н.э. Тогда же М. покорили весь Пелопоннес. Гибель города связывают с дорийским вторжением. Богатые находки во время раскопок М. (золотые украшения, маски, посуда), равно как и оборонительная система, подтвердили предание о «златообильности» М.

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991; Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. М., 1972. С. 143-219.

МИЛЕТ

МИЛЕТ (греч. Miletos)

греческий полис в Ионии (зап. побережье Малой Азии). Первое появление на его территории греков датируется XVI в. до н.э. На рубеже II - I тыс. до н.э. в М. переселилась новая волна греков-ионийцев. Ими были жители Аттики во главе с сыном царя Кодра Нелеем (по другой версии, город заселили выходцы из Пилоса после вторжения на Пелопоннес дорийцев). М. играл особую роль в греческой колонизации VIII - VI вв. до н.э. Традиция приписывает ему основание ок. 80 колоний, в том числе Кизика, Синопы, Ольвии, Том и др. Расцвет М. приходится на период тирании Фрасибула (ок. 610 - 600 до н.э.). В VI в. до н.э. М. перешел под власть персов, а в 500 г. до н.э. он стал во главе восстания ионийских городов против персидского ига. После поражения восстания в 494 г. персы разрушили М., но в 479 г. он начал снова отстраиваться. Город был построен по системе Гипподама, которая предусматривала четыре главных улицы и три поперечных. В 334 г. до н. э. М. вошел в состав государства А. Македонского, а в 129 г. его покорил Рим. М. - родина философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, историков Гекамея и Дионисия. Раскопки М. ведутся с нач. XX в.

Кобылина М.М. Милет. М., 1965.

МИНА

МИНА (греч. mina)

мера веса античной Греции, которая равнялась 1/60 таланта; в качестве денежной единицы приравнивалась к 1/50 таланта. Заимствована греками у вавилонян. Наиболее распространенной была аттическая м., которая со времени реформ Солона (594 г. до н.э.) равнялась 100 драхмам (436,6 г).

МИНЕРВА

МИНЕРВА - см. Афина.

МИНОС

МИНОС (греч. Μίνως Minos)

легендарный царь Крита, сын Зевса и Европы, муж Пасифаи, отец Андрогея и Ариадны. Античная традиция изображает его мудрым правителем, владеющим Критом и с помощью сильного флота распространившим власть на др. острова. В совр. науке древнейшая культура Крита названа по имени М. минойской, а ее носители - минойцами.

МИНОТАВР

МИНОТАВР (греч. Minotauros)

чудовище (человек с бычьей головой), рожденное от преступной связи жены критского царя Миноса Пасифаи и быка, посланного Посейдоном (или же самого Посейдона в образе быка). М. жил в построенном для него Дедалом подземном дворце (лабиринте), где был убит Тесеем.

МИРОН

МИРОН (греч. Myron)

(сер. V в. до н.э.)

известнейший скульптор Эллады, мастер литья из бронзы, непревзойденно передававший в своих скульптурах движение человеческих тел; сохранились римские копии его «Дискобола» и «Афины и Марсия».

Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М., 1961.

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ (греч. mysterion - тайна, таинство)

тайные священнодействия в Греции и Риме, совершались как часть гос. культов или же как обряд религиозных обществ и частных лиц. К участию в них допускались лишь посвященные, т. наз. мисты. Наиболее популярными в Греции были элевсинские и вакхические м.

МИТРА

МИТРА (греч. и лат. Mithras)

индоиранский бог света и добра, охраняющий вечный порядок на Земле. В эпоху эллинизма возникла специфическая религия с культом М. - митраизм, которая распространилась в Риме в I в. н.э., а во II в. - по всей империи. Культ М. был особенно популярным в провинциях и среди римских легионеров.

МИТРИДАТ

МИТРИДАТ ("дар Митры")

(иран., греч. Mithridates).

1. М. I (? - ок. 136 до н.э.) - царь Парфии (ок. 170 - 139). Воспользовавшись ослаблением государства Селевкидов, М. I захватил его вост. сатрапию Мидию и большую часть Месопотамии; завоевал Бактрию, Персиду и превратил Парфию в сильную державу. М. I - основатель династии парфянских царей.

2. М., правитель Киоса в 337 - 302 гг. до н.э., основатель династии понтийских царей; погиб в войне с Антигоном.

3. М. I - царь Понта в 302 - 266 гг. до н.э.; присоединил к Понту Каппадокию и Пафлагонию.

4. М. V Эвергет - царь Понта (ок. 150 - 121 до н.э.), сын Фарнака I; заключил с Римом перемирие, оказывал ему помощь в 3-й Пунической войне, а также в борьбе с Аристоником, предводителем восстания против Рима в Пергаме в 131 - 129 гг. М. V получил от Рима Фригию.

5. М. VI Евпатор (132 - 63 до н.э.) - царь Понта в 121-63 гг., последовательный противник Рима. М. VI дважды посылал войско на помощь Херсонесу Таврическому, которому угрожали скифы; в 107 г. он совершил поход с целью подавить восстание Савмака на Боспоре и, достигнув этого, овладел Боспором (боспорский царь Перисад V был убит еще в начале восстания) и всеми греческими городами Таврики и Меотии, захватил также Малую Армению и Колхиду. Стремясь овладеть Каппадокией, Галатией и Вифинией (вопреки интересам римской политики на Востоке), М. вел продолжительные войны с Римом в 89-84, 83-82 и 74-64 гг., но в борьбе с Суллой, Лукуллом, Помпеем постоянно терпел поражения и в итоге покончил с собой.

Молев Е.А. Митридат Евпатор: Создание Черноморской державы. Саратов, 1976; Молев Е.А. К вопросу о происхождении династии понтийских Митридатов // ВДИ. 1983. № 4.

МИФ

МИФ (греч. mythos - слово, рассказ, сказка)

форма творческого осмысления греками явлений природы, собственного происхождения, исторического прошлого, всего окружающего мира. Мифы греков вобрали многообразные влияния и фантазию др. народов как догреческого населения в местах постоянного поселения греков на Балканском п-ве, в Малой Азии и на островах Эгеиды (карийцы, пеласги, минойцы), так и народов Зап. Средиземноморья, Причерноморья, с которыми они сталкивались в процессе колонизации. Основное ядро греческих мифов - предания, относящиеся к крито-микенскому периоду, переосмысленные после переселений народов и создания на месте микенских царств новых гос. образований. Именно тогда сложились циклы мифов, героями которых стали цари и воины микенского времени, а также мореплаватели и торговцы, предшественники колонизаторов VIII - VI вв. до н.э. Осуществленная Гомером, Гесиодом, греческими трагиками и мифографами систематизация и переработка м. на многие столетия определила развитие литературы и искусства греков, а также этрусков, римлян, воспринявших богатство греческой мифологии. Античные ученые частично видели в мифах вымысел, фантазию, частично - подлинное свидетельство о прошлом, считая Гомера первым историком. Широкое распространение приобрело аллегорическое толкование мифов, когда в них пытались открыть глубокий, скрытый от непосредственного восприятия смысл.

Ботвинник М.Н., Коган Б.М., Рабинович М.Б., Селецкий Б.Н. Мифологический словарь. М., 1985; Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1955; Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987; Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 1985; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992; Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989; Тренчени-Вальдапфель И. Мифология / Пер. с венг. М., 1957.

МИХАЛОВСКИ, КАЗИМИР (MICHALOWSKI)

МИХАЛОВСКИ, КАЗИМИР (MICHALOWSKI) (1901 - 1981)

выдающийся польский археолог, исследователь античности, автор многих научных трудов: «Эллинистический и римский портрет» (1932), «Дельфы» (1937), «Пальмира» (Т.1-5, 1960 - 1965), «Античное искусство Египта» (1968), «Как греки создавали искусство» (1970); большую познавательную ценность имеют его альбомы «Александрия» (1970), «Дельфы» (1976), «Акрополь» (1983) и др. М. совместно с В.Ф. Гайдукевичем был руководителем советско-польской археологической экспедиции в Мирмекии (Крым) в 1956 - 1958 гг. Благодаря ее результатам значительно расширился круг знаний о хозяйственной жизни Боспора в античную эпоху.

Bernhard M.L., Sztetyllo Z. Profesor Kazimerz Michalowski // Meander. T. 36. 1981. S. 287-293.

МИШУЛИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

МИШУЛИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1901 - 1948)

советский историк-антиковед, профессор Московского университета, с 1938 г. зав. сектором древней истории Института истории АН СССР, в 1943 - 1945 гг. зам. директора Института истории материальной культуры; один из редакторов журнала «Вестник древней истории». М. принимал участие в работе над 1-м и 2-м томами «Всемирной истории», подготовленной АН СССР.

Основные работы М.: Спартаковское восстание. М., 1936; Античная Испания. М., 1952.

Профессор Александр Васильевич Мишулин // ВДИ. 1948. № 4; К 10-летию со дня смерти А.В. Мишулина // ВДИ. 1958. № 4; Памяти А.В. Мишулина (1901-1948) // ВДИ. 1970. № 1; Шофман А.С. А.В. Мишулин как историк античности // История и историки. Историографический ежегодник. 1981. М., 1985. С. 184-204.

МИЩЕНКО, ФЕДОР ГЕРАСИМОВИЧ

МИЩЕНКО, ФЕДОР ГЕРАСИМОВИЧ (1848 - 1906)

исследователь античности, профессор Киевского и Казанского университетов, с 1895 г. - член-корреспондент Российской АН. М. переводил сочинения Геродота, Фукидида, Полибия, Страбона и Демосфена, исследовал эллинистическую Грецию. В работе «Федеративная Эллада и Полибий» (1890) М. выступил против идеализации Македонии Й.Г. Дройзеном, много внимания уделил федеративному устройству Эллады. Работы М. по «Истории» Геродота имеют большую ценность для изучения этнографии Скифии.

МОДЕСТОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

МОДЕСТОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1839-1907)

русский историк и филолог-антиковед; преподавал в Новороссийском (Одесса), Казанском, Киевском и Петербургском университетах; выступал против ученых, признающих недостоверность античной литературной традиции и отрицающих возможность воспроизведения римской истории.

Основные работы М.: Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование. Спб., 1864; Римская письменность в период царей. Казань, 1868; Введение в римскую историю: В 2 ч. Спб., 1902-1909.

Шофман А.С. Модестов как историк античности // История и историки. Историографический ежегодник. 1975. М., 1978.

МОЙРЫ

МОЙРЫ (греч. Moiroi)

в греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами, постоянно прядущими нить человеческой жизни. В Риме их называли парками.

МОММЗЕН, ТЕОДОР (MOMMSEN)

МОММЗЕН, ТЕОДОР (MOMMSEN) (1817 - 1903)

выдающийся немецкий историк-антиковед, профессор Лейпцигского (с 1848 г.), Цюрихского (с 1851 г.), Бреславского (с 1894 г.) и Берлинского (1858 - 1903) университетов. Творческое наследие Т. Моммзена чрезвычайно велико - свыше 1500 работ по римскому праву, нумизматике, этнографии, хронологии, литературе, а также лингвистике.

Как выпускник юридического факультета университета в Киле, М. много внимания уделял вопросам римского права и написал работы «Римское государственное право» в 3 т. (1887 - 1888) и «Римское уголовное право» (1899). По сей день огромную научную ценность имеют изданные под его руководством тома «Corpus inscriptionum Latinarum», «Codex Theodosianus», «Digestae». Наиболее известной среди его исторических произведений является «История Рима» (Т. 1-3.1854-1856; Т. 4 не вышел; Т. 5,1885; рус. пер. Т. 1-3, 1936-1941; Т. 5, 1949). Весь этот труд написан с целью доказать не только существование т. наз. демократической монархии в Риме в лице ее представителя Ю. Цезаря, но и возможность демократической монархии для Германии второй половины XIX в. Основное внимание М. сосредоточил на социально-политических проблемах римской истории, частично модернизируя ее. М. оказал огромное влияние на развитие античной истории как науки и по праву считается самым крупным антиковедом XIX в., что отразилось в присуждении ему в 1902 г. Нобелевской премии.

Чухно Т.А. Теодор Моммзен в исторической литературе // Вопросы всеобщей истории и историографии. Томск, 1982; Wickert L. Theodor Mommsen. Eine Biographie. Bd. 1 - 3. Frankfurt a. Main. 1955-1969.

МОНЕТА

МОНЕТА (лат. moneta - советница)

первоначально один из эпитетов Юноны (Juno Moneta), предупредившей римлян о землетрясении; при ее храме в III в. до н.э. чеканились металлические деньги, которые стали называть монетами.

МОРФЕЙ

МОРФЕЙ (греч. Morpheios)

в греческой мифологии бог сновидений, сын бога Гипноса. В переносном смысле М. означает сладкий сон.

МУЗЫ

МУЗЫ (греч. Musai)

в греческой мифологии богини-покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число - 9: Клио - м. истории, Эвтерпа - м. лирической поэзии, Талия - м. комедии, Мельпомена - м. трагедии, Терпсихора - м. танцев, Эрато - м. любовной поэзии, Полигимния - м. гимнов, Урания - м. астрономии, Калиопа - м. эпоса. В легендах об Аполлоне м. выступают в качестве покровительниц пения - древние называли Аполлона Мусагетом (предводителем м.). Согласно преданию, м. обитали на горе Геликон в Беотии (или на Парнасе в Фокиде). В Риме м. называли каменами. В переносном смысле муза означает вдохновение.

МУНИХИОН

МУНИХИОН - см. Календарь.

МУНИЦИПИИ

МУНИЦИПИИ (лат. municipium - самоуправляющаяся община) - завоеванные Римом италийские города, жители которых получали ограниченные права рим. гражданства (civitas sine suffragio - граждане без права голоса). Эти города имели свой сенат, народное собрание, выборных должностных лиц, казну. После Союзнической войны 91 - 88 гг. до н.э. все италийские города получили полные права рим. гражданства, а в 45 г. до н.э. Ю. Цезарь установил единообразное управление во всех м. по римскому образцу. В эпоху Империи этот порядок был постепенно распространен и на провинциальные города.

МУСЕЙОН

МУСЕЙОН (греч. museion)

храм, посвященный музам. Наиболее известным был м. в Александрии, основанный в 280 г. до н.э. Птолемеем Сотером. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались ученые, философы и поэты многих стран. От термина «м.» образовалось современное понятие «музей».

Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989; Борухович В.Т. В мире античных свитков. Саратов, 1978.

Предыдущая страница Следующая страница