Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВАНГЕЛИЕ

ЕВАНГЕЛИЕ (греч. Euangelion - благая весть)

раннехрист. тексты, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Из нескольких десятков написанных е. только 4 признаны церковью каноническими, т.е. священными (от Матфея, Иоанна, Марка и Луки). Они включены в Новый завет, остальные объявлены служителями церкви апокрифическими и еретическими. Совр. историческая наука датирует возникновение е. рубежом I - II вв. н.э. - 2-й четвертью II в. н.э.; процесс исправлений и редакции этих сочинений шел вплоть до IV в н.э. Е. от Матфея, Марка, Луки называют еще синоптическими: приблизительно третья часть их содержания совпадает В текстах е. имеется множество противоречий, на которые указывали еще в античности критики христианства.

Кубланов М.М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968; Ленцман Я.А. Сравнивая евангелия. М., 1967; Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987. С. 185-323.

ЕВБУЛ (ЭВБУЛ)

ЕВБУЛ (ЭВБУЛ) (греч. Eubulos)

(ок. 405 - 330 до н.э.)

афинский оратор и гос. деятель, современник Демосфена и противник его антимакедон. идей. Будучи гос. казначеем, провел закон 354 г. до н.э. об увеличении теорикона - зрелищных денег, предназначенных для раздачи гражданам в дни театральных зрелищ и празднеств, сократил расходы на воен. нужды, выступил за заключение крайне не выгодного для Афин Филократова мира с македон. царем Филиппом II в 346 г.

ЕВГЕМЕР

ЕВГЕМЕР (греч. Euhemeros)

(ок. 300 - 260 до н.э.) - греческий философ родом из Мессены; жил при дворе македон. царя Кассандра. Е. - автор книги «Священная запись», которая сохранилась в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V, 41 - 46); на лат. язык ее перевел Энний (известны только фрагменты). Богов Е. рассматривал как лучших людей первобытного общества, которые были обожествлены впоследствии (евгемеризм).

ЕВДОКС КНИДСКИЙ

ЕВДОКС КНИДСКИЙ (греч. Eudoxos)

(ок. 408 - 355 до н.э.)

греческий математик, астроном, географ и врач; был в тесных научных связях с Платоном. Основное в учении Е.К. - вопрос о величинах, в том числе иррациональных чисел. Основные выводы Е.К. находятся в 5-й и 12-й кн. «Начал» Евклида. Движение небесных тел Е.К. представлял в виде системы вращающихся сфер; он считал Землю шарообразной и вычислил примерный ее объем.

Кольман Э. История математики в древности. М., 1961.

ЕВМЕНИДЫ (ЭВМЕНИДЫ)

ЕВМЕНИДЫ (ЭВМЕНИДЫ) - см. Эринии.

ЕВПАТРИДЫ (ЭВПАТРИДЫ)

ЕВПАТРИДЫ (ЭВПАТРИДЫ) - см. Тесей.

ЕВРИПИД (ЭВРИПИД)

ЕВРИПИД (ЭВРИПИД) (греч. Euripides)

(ок. 485 - 406 до н.э.)

один из наиболее известных афинских драматургов. Число написанных им трагедий превышало 90. Сохранилось 18 произведений Е.: «Алкестида», «Медея», «Гераклиды», «Ипполит», «Андромаха», «Гекуба», «Геракл», «Ифигения в Тавриде», «Киклоп», «Электра», «Елена», «Финикиянки», «Ион», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде», «Просительницы», «Троянки».

В отличие от Эсхила и Софокла Е. приблизил своих героев к действительности. Он свободно обращался с мифами, позволив себе критику старых религиозных верований. Творчество Е. отображает идеологический кризис афинской рабовлад. демократии. Мыслитель и поэт, он чутко реагировал на волнующие вопросы социальной и политической жизни Эллады. Театр Е. - своеобразная энциклопедия развития философ. мысли в Элладе 2-й пол. V в. до н.э., за что античная критика справедливо назвала Е. «философом на сцене». Характерно отношение Е. к рабам: они не занимают приниженного положения и часто выступают доверенными лицами своих господ. В трагедии «Елена» (ст. 727 - 733) высказана радикальная по тому времени мысль, что добрый, чистый сердцем раб ничем не хуже свободного человека. Острота драматических конфликтов, заканчивающихся, как правило, гибелью героя или его близких, делает Е. одним из трагичнейших поэтов античности. По своим политическим взглядам Е. был сторонником умеренной демократии, его симпатии на стороне крестьянина, возделывающего собственными руками свою землю.

Е. высоко ценил Платон (О государстве. VIII, 18). Об успехе драматурга в Греции рассказывают Лукиан (в Абдерах при царе Лисимахе весь город пел арии из «Андромахи») и Плутарх (после поражения афинян в Сицилии местные жители освобождали тех пленных, которые пели или декламировали стихи Е.). Трагедии Е. имели большое влияние на творчество Сенеки, а в новое время на Ф. Грильпарцера, Ж. Расина и др. европейских драматургов.

Еврипид. Трагедии: В 2 т. / Пер. И. Анненского, С. Шервинского, вступ. ст. В.Н. Ярхо. М., 1969; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 138-190; Гончарова Г. Еврипид. М., 1984; История греческой литературы: В 3 т. Т. 1. М., 1946. С. 377-424.

ЕВРОПА

ЕВРОПА (греч. Europe)

в греческой мифологии дочь финик. царя Агенора и Телефассы, сестра Кадма. Славилась необыкновенной красотой. Влюбленный в нее Зевс, превратившись в быка, перевез Е. на Крит, где она родила сыновей - Миноса, Радаманта и Сарпедона.

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ПАМФИЛ)

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ПАМФИЛ) (лат. Eusebius)

(ок. 260 - 339 н.э.)

римский церковный писатель и историк родом из Палестины; епископ Кесарии; пользовался авторитетом у императора Константина I. Е.К. не признавал, что Христос - творение Бога; составил мировую хронику, которая была дополнена и переведена на латынь Иеронимом. Е.К. написал церковную историю и довел ее до 325 г. (Никейский собор); за это он получил титул «отец истории церкви». Сохранился его панегирик «Житие императора Константина».

Евсевий Памфил. Соч. Т. 1-2. Спб., 1850-1858.

ЕВТРОПИЙ

ЕВТРОПИЙ (лат. Eutropius)

(IV в. н.э.)

римский историк, участник похода императора Юлиана против персов в 363 г., личный секретарь императора Валента в 363 - 378 гг., по поручению которого написал «Сокращение римской истории» в 10 кн., где в сжатом виде изложена римская история от рождения Ромула до смерти императора Юлиана (364); описаны главным образом войны и сражения. Е. пользовался популярностью у современников и в средневековье.

Евтропий. Сокращение римской истории до времен кесарей Валента и Валентиниана. М., 1809; История римской литературы: В 2 т. Т. 2. М., 1962. С. 429.

ЕЛЕНА

ЕЛЕНА (греч. Helene)

в греческой мифологии дочь Зевса и Леды, известная своей красотой; избрала в мужья спартанского царя Менелая. Похищение Е. Парисом послужило, согласно мифу, причиной Троянской войны.

ЕЛЬНИЦКИЙ, ЛЕВ АНДРЕЕВИЧ

ЕЛЬНИЦКИЙ, ЛЕВ АНДРЕЕВИЧ (1907 - 1979)

видный исследователь античности, многолетний сотрудник журнала «Вестник древней истории», специалист в области истории и географии древнего Причерноморья, этрускологии и раннего Рима, автор монографий и более 200 статей, один из переводчиков свода «Scythica et Caucasica» и «Моралий» Плутарха.

Основные работы Е.: Знание древних о северных странах. М., 1961; Древнейшие океанские плавания. М., 1962; Возникновение и развитие рабства в раннем Риме. М., 1964; Скифия европейских степей. Новосибирск, 1977.

ЕССЕИ (ЭССЕНЫ)

ЕССЕИ (ЭССЕНЫ) (греч. essaioi, essenoi)

согласно свидетельствам античных авторов, религиозная община, обосновавшаяся в I в. н.э. в пустынных местностях Палестины, около Мертвого моря. Она объединяла иудеев, верующих в Яхве, признающих Священное писание, но отвергающих авторитет храма в Иерусалиме и ведущих аскетический образ жизни - «без женщин, и иных услад, без собственности» (Плиний Старший). Е., делившиеся на 4 группы по старшинству и «стажу» пребывания в организации, подчинялись строгой, почти военной дисциплине, давали клятву сохранять секреты своей общины и религиозного учения, проходили трехлетнее испытание подвижничеством, подчинением старшим и уставу. Евангелия не упоминают е., но помещают в район их обитания пророка Иоанна, крестившего в Иордане народ и признавшего в своем крестнике Иисусе мессию (Христа) и сына божьего. Это дает основание видеть в Иоанне члена общины е., возможно отколовшегося от нее. После второй мировой войны в местах деятельности е. были обнаружены многие сотни греческих, древнееврейских и арамейских рукописей, глубоко раскрывавших жизнь и идеологию е., проливавших свет на возникновение христианства.

Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.

ЕХИДНА (ЭХИДНА)

ЕХИДНА (ЭХИДНА) (греч. Echidna)

в греческой мифологии дочь Тартара и Геи, кровожадное чудовище, полудева-полузмея. Е. родила от Тифона Химеру, Кербера (Цербера), лернейскую гидру, стоглавого дракона, охранявшего сады Гесперид, Сфинкса, Скиллу (Сциллу), Горгону, немейского льва и коршуна, терзавшего Прометея. Согласно одному из северопричерноморских мифов, Е. родила от Геракла трех сыновей; один из них, Скиф, стал родоначальником скифского племени. В переносном смысле Е. - злой, коварный, насмешливый человек.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV