Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАВИНИЯ

ЛАВИНИЯ - см. Эней.

ЛАКОНИКА (ЛАКОНИЯ)

ЛАКОНИКА (ЛАКОНИЯ) (греч. Lakonike)

область в Греции, на северо-востоке Пелопоннеса, в долине р. Эврот, граничащая с Мессенией, Арголидой и Аркадией. На северо-востоке Л. возвышается горный хребет Парнон, на западе - хребет Тайгет, покрытый лесом и пастбищами и прорезанный ущельями; одно из них - Кеад - служило местом казни осужденных. Ок. XII в. до н.э. в Л., заселенную кинурийцами, лелегами и ахейцами, стали проникать дорийцы. В X - IX вв. до н.э., вероятно вследствие объединения двух общин (ахейской и дорической), на берегу Эврота возникло поселение Спарта. Одним из его первых царей и реформаторов традиция называет Ликурга. Жители Л. кроме воинственности славились четкостью и краткостью языка - лаконизмом.

ЛАНГОБАРДЫ

ЛАНГОБАРДЫ (лат. Langobardi)

северо-германское племя, заселявшее левое побережье Нижней Эльбы. Во время войн германских племен в I в. н.э. л. выступили на стороне херусков против маркоманов. Часть из них в VI в. достигла Дуная и, победив герудов, основала между Дунаем и Тиссой государство; после этого л. переселились в Паннонию и Норик.

Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984. С. 191-197.

ЛАОКООН

ЛАОКООН (греч. Laokoon)

в греческой мифологии жрец храма Аполлона в Трое. За то, что он хотел уничтожить оставленного данайцами коня, боги послали на него огромных водяных змей, которые задушили Л. и его сыновей - этот сюжет был чрезвычайно популярен в античном искусстве.

ЛАПИДАРИЙ

ЛАПИДАРИЙ (от лат. lapidarius - высеченный на камне)

специальное хранилище камней с античными надписями, где ведется их научная обработка (фиксация размеров, изучение письма, поиск аналогий), составляется картотека и пр. Л. находится преимущественно при музеях и историко-археологических заповедниках. В СССР первый античный лапидарий был создан при Херсонесском историко-археологическом музее в 1957 г.

Гилевич А.М., Соломоник Э.И. Эпиграфический лапидарий // Сообщ. Херсонес. музея. 1960. Вып.1.

ЛАПИФЫ

ЛАПИФЫ - см. Кентавры.

ЛАРЫ

ЛАРЫ (лат. Lares)

в римской мифологии божества, которые охраняли дом и семью. Римляне верили, что, когда семья покидала дом, л. охраняли его. Первоначально л. считались покровителями земельных участков и людей, обрабатывавших их (L. familiares). В городе л. считались также покровителями перекрестков (L. compitales). Жертвоприношение л. было обязательным во время каждого семейного праздника. Кроме домашних л., римляне различали и общественных, которые считались покровителями города и государства. Ежегодно 23 декабря римляне праздновали Ларалии, или Компиталии.

Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.

ЛАТИНЫ

ЛАТИНЫ (лат. Latinae)

италийское племя, заселявшее Лаций. Язык л. был подобен языку фалисков, которые занимали Южную Этрурию, а также племен умбро-сабельской группы. В нач. I тыс. до н.э. л. составляли федерацию городов во главе с Альба-Лонгой. С расцветом Рима власть над общинами перешла к нему (VI в. до н.э.). Латинский язык стал общегосударственным и в качестве такового просуществовал до конца античной эпохи, оставшись затем официальным языком в Западной Европе на протяжении средних веков.

ЛАТИФУНДИИ

ЛАТИФУНДИИ (от лат. latus - обширный, большой, fundus - земля, поместье)

крупные поместья в Италии (площадью до 1000 югеров, т.е. до 250 га); на них работали рабы, колоны и представители др. категорий зависимого и полузависимого земледельческого населения. Первые л. возникли во II в. до н.э., а в I в. н.э. они получили широкое распространение.

Кузищин В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э.). М., 1976.

ЛАТОНА

ЛАТОНА (лат. Latona)

римская богиня, отождествлялась с греческой богиней Лето.

ЛАТЫШЕВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛАТЫШЕВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1855 - 1921)

русский исследователь античности, известный эпиграфист, академик; окончил Петербургский историко-филологический институт, преподавал в одной из гимназий Вильно. В 1880 - 1882 гг. совершил по инициативе своего учителя Ф.Ф. Соколова научную командировку в Грецию, после возвращения работал преподавателем Петербургского историко-филологического института и приват-доцентом Петербургского университета.

Л. издал комментированный сборник греческих и латинских надписей античных городов Сев. Причерноморья (Inscriptioues antiqae orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Спб., 1885-1916. Т.1, 2, 4), который и по сей день не потерял своей научной ценности. Л. упорядочил и издал сборник литературных источников по истории юга России - «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (Спб., 1893-1906. Т. 1-2; переиздан в «Вестнике древней истории» 1947-1949, № 1-4). Перу Л. принадлежит ряд исследований по истории Сев. Причерноморья - «Эпиграфические данные о государственном устройстве Херсонеса Таврического» (1884), «Краткий очерк истории Боспорского царства» (1893), «Исследование об истории и государственном строе г. Ольвии» (1887) и др.

Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. Л., 1931. Ч.2. С. 135-138; Жебелев С.А. Василий Васильевич Латышев // Византийский временник. Т.24. 1926. С. 105-110; Значение работ академика В.В. Латышева для изучения античной истории (К 100-летию со дня рождения) // ВДИ. 1955. № 4; Книпович Т.Н. Василий Васильевич Латышев как исследователь Северного Причерноморья // СА. Вып. 28.1958.

ЛЕАНДР

ЛЕАНДР (греч. Leandros)

в греческой мифологии юноша с Абидоса (Малая Азия), полюбивший жрицу Геро из храма Афродиты в Сесте. Чтобы встречаться с ней ежедневно, Л. переплывал Геллеспонт, ориентируясь на зажженный Геро огонь на маяке. Когда во время непогоды этот огонь угас и Л. разбился о скалы, Геро в отчаянии бросилась в море.

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП (греч. Leukippos)

(VI - V вв. до н.э.)

греческий философ-материалист, основоположник теории атомизма, автор сочинений «Большой диакосм» и «О разуме», из которых сохранились лишь фрагменты.

Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.

ЛЕГАТ

ЛЕГАТ (лат. legatus)

в Риме назначенный сенатом посол или уполномоченный, исполняющий политические поручения. В эпоху поздней Республики л. называли помощников полководцев и наместников в провинциях. При Ю. Цезаре л. стали командовать легионами. В эпоху Империи л. обладали консульской властью, исполняли функции наместников в императорских провинциях.

ЛЕГИОН

ЛЕГИОН (от лат. lego - собираю, набираю)

основная организационная единица римской армии. Первоначально л. называли все римское войско, состоявшее из 3 тыс. пехоты и 300 всадников. В нач. IV в. до н.э. легионеры стали получать жалованье; в то время л. состоял из 3 тыс. тяжеловооруженных пехотинцев, 1200 легковооруженных и 300 всадников. При Августе в римском войске насчитывалось 75 л., а в конце его правления их число сократилось до 25, однако каждый л. насчитывал 7 тыс. воинов.

Ревяко К.А. Пунические войны. Минск, 1988. С. 55-58; Утченко С.Л. Римская армия в I в. до н.э. // ВДИ. 1962. № 4.

ЛЕДА

ЛЕДА (греч. Leda)

в греческой мифологии жена спартанского царя Тиндарея; родила от Зевса, представшего перед ней лебедем, красавицу Елену, которая затем была выкрадена сыном троянского царя Приама Парисом. Это послужило предметом раздора между ахейцами и троянцами и привело к Троянской войне.

ЛЕКИФ

ЛЕКИФ - см. Керамика.

ЛЕКТИКА

ЛЕКТИКА (лат. lectica)

носилки, которые использовались в Греции, Риме и Азии для переноски людей. В Греции домакедон. периода л. пользовались женщины и больные, со временем они стали предметом роскоши. Особенно популярными л. были в Риме; богатые рабовладельцы даже содержали нескольких специальных носильщиков.

ЛЕЛЕГИ

ЛЕЛЕГИ - обозначение догреческого населения Балканского п-ва и Малой Азии. Согласно античным авторам, л. жили в Беотии, Мегаре, Лаконике, Мессении, Локриде, Этолии, Акарнании, на островах Самос и Хиос, а также в Троаде и Ионии. Некоторые совр. исследователи считают название л. родственным украинскому «лелека» - «журавль»; другие сопоставляют его с северокавказским «лакки». Особого внимания заслуживает мнение лингвиста В. Шеворошкина о связи названия л. с термином «лулахи», которым хетты-лувийцы обозначали варваров.

ЛЕНЦМАН, ЯКОВ АБРАМОВИЧ

ЛЕНЦМАН, ЯКОВ АБРАМОВИЧ (1908 - 1967)

исследователь античности, автор ок. 80 статей и трех монографий. В работах о рабстве в дополисной Греции Л. дал всесторонний обзор литературы о рабовладельческих отношениях в микенской Греции; при анализе рабства в гомеровской Греции рассматривал экономические отношения на Балканах в XI - IX ва до н.э., контакты Афин в Вост. Средиземноморье, исследовал термины Гомера, обозначающие рабов.

Основные работы Л.: Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1953; Происхождение христианства. М., 1958; Сравнивая евангелия. М., 1967.

Яков Абрамович Ленцман (1908 - 1967) // ВДИ. 1967. № 1.

ЛЕПИД, МАРК ЭМИЛИЙ МЛАДШИЙ

ЛЕПИД, МАРК ЭМИЛИЙ МЛАДШИЙ (лат. Marcus Aemilius Lepidus)

(ок. 89 - 13/12 до н.э.)

римский полководец и политический деятель, сторонник Ю. Цезаря, его заместитель в Риме во время пребывания последнего в Испании. После смерти Цезаря Л. стал великим понтификом; в 43 г. до н.э. заключил с Октавианом и Антонием союз - триумвират, однако в борьбе за власть был лишен Антонием триумвирских полномочий.

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА - см. Геракл.

ЛЕСБОС

ЛЕСБОС (греч. Lesbos)

остров в Эгейском море возле побережья Малой Азии. Его северо-западная гористая часть была богата лесом и мрамором, а юго-восточная - пригодна для земледелия. Первыми жителями острова были пеласги, затем - ахейцы из Эолии. Я был метрополией ряда малоазийских городов. Во время Пелопоннесской войны Л. завладели афиняне, после них - Митридат, а затем Рим включил остров в состав провинции Азия. Наиболее крупные города Л. - Митилены, Метимна, Антисса, Эресос и Пирра.

ЛЕСТРИГОНЫ (ЛИСТРИГОНЫ)

ЛЕСТРИГОНЫ (ЛИСТРИГОНЫ) (греч. Laistrygones) - в греческой мифологии народ людоедов, с которым встретился во время своего путешествия Одиссей. Л. разбили 11 кораблей и съели путешественников; спасся только Одиссей на своем корабле.

ЛЕСХА

ЛЕСХА (возможно, от греч. legein - говорить, вести беседу).

1. Место собрания старейшин в Спарте, на котором решалась судьба новорожденного ребенка: в случае, если его признавали физически слабым или неполноценным, то предавали смерти.

2. В Беотии - дома для совместных трапез, а также приюты.

ЛЕТО (ЛАТОНА)

ЛЕТО (ЛАТОНА) (греч. Leto)

в греческой мифологии титанида, дочь титана Кея и Фебы, одна из возлюбленных Зевса, мать Аполлона и Артемиды. Ревнивая Гера постоянно преследовала Л., не давая ей возможности найти пристанище; Л. смогла приютиться только на безжизненном о-ве Делос, после чего он стал почитаться священным.

ЛИБАНИЙ

ЛИБАНИЙ (греч. Libanios)

(314 - ок. 393 н.э.)

греческий философ и ритор, выходец из Антиохии; получил образование в Афинах. Сохранилось свыше 100 речей и более 1000 писем Л., а также его «Автобиография». Исследователи разделяют речи Л. на две группы: 1) речи, являющиеся отголоском современных Л. событий или касающиеся его профессиональных интересов; 2) так называемые декламации, т.е. речи о вымышленных ситуациях. Речи Л. чрезвычайно разнообразны, в основном они затрагивают гос. и общественные темы, напр., о мятеже солдат в антиохийской гавани (речь 19), о курии и налогах (речи 48-50), о пирах (речь 53) и др. Л. был убежденным язычником и преклонялся перед античной культурой и религией.

Либаний. Речи / Пер. С. Шестакова. Казань, 1914-1916. Т. 1-2; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 291-301.

ЛИБЕРТИНЫ

ЛИБЕРТИНЫ (лат. libertinus - вольноотпущенник)

в Риме отпущенные на волю или выкупленные рабы. Вольноотпущенники продолжали сохранять зависимость от своего бывшего господина, по отношению к которому они считались клиентами. В основном л. занимались ремеслами, реже торговлей, но было среди них и немало людей интеллигентных профессий - библиотекарей, врачей, учителей, поэтов (л. был Теренций, сыном л. - Гораций). В эпоху Империи некоторые императорские л., пользуясь расположением императоров, играли значительную роль в обществе. Такие временщики наживали огромные состояния. Начиная с Клавдия, и по крайней мере до середины II в. н.э. императоры ставили л. во главе канцелярий; в дальнейшем влияние подобных временщиков опиралось лишь на личное расположение императоров. Но и по отношению к этим немногим привилегированным л. римские законы подчеркивали дистанцию, отделявшую их от свободнорожденных: римскому сенатору и его потомству был запрещен брак с л.; согласно закону, л. не мог получить всадническое и тем более сенаторское звание, хотя в отдельных случаях закону и приходилось отступать перед волей императора.

Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. М.; Л. 1964; Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи. М., 1971.

ЛИБРА

ЛИБРА - см. Асс.

ЛИБУРНИЯ

ЛИБУРНИЯ (лат. Liburnia)

часть Иллирии, расположенная между реками Арсия и Титиус, которые отделяли Л. на севере от Истрии, а на юге от Далмации. Население Л. занималось преимущественно морской торговлей, а также строительством легких кораблей - «либурников», славившихся большой скоростью. В 1-й пол. II в. до н.э. племя либурнов добровольно перешло под власть Рима.

ЛИВИЙ, ТИТ

ЛИВИЙ, ТИТ - римский историк, выходец из Патавии (совр. Падуя); получил философское и риторическое образование в Риме, где обратил на себя внимание императора Августа, который занимался историей и всячески покровительствовал талантам. Л. писал диалоги философского содержания; однако главным его сочинением является «История Рима от основания города» в 142 кн. (сохранилось 35 кн.), которая начинается мифическими временами, т.е. прибытием Энея в Италию. В целом содержание «Истории» можно представить в следующем виде: кн. I-V - царское время и Республика (кончая нашествием галлов в 390 г. до н.э.); кн. VI-XV - история Рима до покорения им Италии в 265 г. до н.э.; кн. XVI-XX - римская держава до 2-й Пунической войны (219 г. до н.э.), кн. XXI-XXX - события 2-й Пунической войны (до 201 г. до н.э. включительно); кн. XXXI-XLV - история Рима до конца 3-й Македон. войны (167 г. до н.э.), кн. XLVI-XC - римская рабовладельческая республика до смерти Суллы (78 г. до н.э.); кн. XCI-CXX - события до введения проскрипций (43 г. до н.э.); кн. CXXI-CXLI - последующая история Рима до смерти Друза (9 г. до н.э.).

Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. 1-3. М., 1989-1993; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 217-239.

ЛИВИЯ

ЛИВИЯ -

1. (Libya)

греческое название Африки, точнее, всей известной грекам ее части, которая до V в. до н.э. считалась территорией Азии; позже - название обширной территории к западу от Египта вплоть до Атлантического океана.

ЛИВШИЦ, ГИЛЛЕР МАРКОВИЧ

ЛИВШИЦ, ГИЛЛЕР МАРКОВИЧ (1909 - 1986)

доктор история и философ, наук, профессор, специалист в области древней и средневековой истории и философии; преподавал историю древнего мира и средних веков в Белгосуниверситете и др. вузах г. Минска. Л. занимался исследованиями религии и истории раннего христианства, а также социально-экономическими и идеологическими отношениями в Др. Риме и восстаниями против римского владычества. Его научное наследие составляет 25 монографий и более сотни статей.

Основные работы Л. по истории античности: Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. Минск, 1957; Кумранские рукописи и их историческое значение. Минск, 1959; Социально-политическая борьба в Риме 60-х гг. I в. до н.э. и заговор Катилины. Минск, 1960; Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967; Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск, 1970.

Ботвинник М.Г. М. Лившиц: Историографический очерк. Минск, 1994.

ЛИГУРЫ

ЛИГУРЫ (лат. Ligures)

одна из древнейших средиземноморских народностей, известная уже Гесиоду; она обитала в Зап. Средиземноморье. Греческие и римские географы V - I вв. до н.э. знали л. как народ, состоявший из множества племен, которые занимали зап. часть Цизальпинской Галлии, Средиземноморское побережье Трансальпийской Галлии и Испании, а также о-в Корсика. На землях л. были основаны греческие колонии Массилия, Монакус, Эмпорий и др. Историки приписывают лигурам археологическую культуру Голасекки (ранний железный век; в Сев. Италии и наскальные изображения в Приморских Альпах, датируемые от палеолита до начала железного века. Л. приходилось отражать нападения кельтов и этрусков, обосновавшихся на части лигурийской территории. С 328 г. до н.э. л. становятся объектом римской агрессии; римлянам удалось подчинить л. в результате войн, длившихся 200 лет. Процесс романизации италийских л., занимавших труднодоступные горные районы, не привел к ликвидации у них общин. Общинная организация л. удостоверена в латинских надписях II в. н.э.

ЛИДИЯ (МЕОНИЯ)

ЛИДИЯ (МЕОНИЯ) (греч. Lidia, Meionie)

страна, богатая золотом, находившаяся в среда части зап. побережья Малой Азии. В нач. I тыс. до н.э. Л. входила в состав Фригии, в нач. VII в. до н.э. стала независимым государством со столицей в Сардах. В VII в. до н.э. тут впервые в истории человечества начали чеканить монеты. В 546 г. до н.э. Л. захватил персидский царь Кир II, в IV в. до н.э. она стала частью государства А. Македонского, а в 133 г. до н.э. вошла в состав римской провинции Азия.

ЛИКОМЕД

ЛИКОМЕД (греч. Lykomedes)

в греческой мифологии царь долопов на о-ве Скирос. У него Фетида прятала сына Ахилла, узнав от оракула, что тот погибнет, если будет принимать участие в Троянской войне.

ЛИКТОР

ЛИКТОР (от лат. ligare - связывать)

государственная должность в Риме; известна со времен господства этрусских царей. Сначала л. исполняли распоряжения магистратов, потом стали их почетной охраной. Вооруженные фасциями (топор, вставленный в связку прутьев), л. сопровождали высших магистратов. Претор имел 6, консул 12, диктатор и император 24 ликтора.

ЛИМЕС

ЛИМЕС (лат. limes - межа, предел)

граница между отдельными участками земли, отведенной для граждан общины. В период Римской империи л. называлась укрепленная граница государства, которая охранялась легионерами. В систему л. входила сеть благоустроенных дорог, военных лагерей и сигнальных постов. Строительство л. было начато при императоре Августе, особенно заботились о его расширении и укреплении императоры Домициан, Траян и Адриан. В результате образовалась целая оборонная система из крупных военных лагерей (castra), лагерей меньшего размера (castellum) и укрепленных сторожевых башен (burges). Остатки л. сохранились до наших дней на территории Шотландии, в районах Рейна и Дуная, а также в зап. части Сев. Африки.

ЛИНЕЙНОЕ ПИСЬМО

ЛИНЕЙНОЕ ПИСЬМО - силлабический тип древнего письма (III - II тыс. до н.э.) на глиняных табличках, найденных в Кноссе (о-в Крит), Пилосе, Микенах и др. Ученые разделили его на три типа: пиктографическое письмо, линейное письмо А и линейное письмо Б; последнее дешифровано англ. учеными М. Вентрисом и Дж. Чэдуиком.

К интерпретации надписей линейного письма А // ВДИ. 1987. № 1; Ленцман Я.А. Расшифровка крито-микенских надписей // ВИ. 1955. № 9; Поуп М. Линейное письмо А и проблемы эгейской письменности // Тайны древних письмен / Пер. с англ. М., 1976. С. 85-96; Чистяков Ю.Е. Дешифровка линейного письма... // 50 лет ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1962. С. 59-73; Чэдуик Дж. Дешифровка линейного письма Б // Тайны древних письмен / Пер. с англ. М., 1976. С. 105-251; Эванс А. Критское линейное письмо // ВДИ. 1939. № 3.

ЛИСАНДР

ЛИСАНДР (греч. Lysandros)

(? - 395 до н.э.)

спартанский полководец, отличившийся в последний период Пелопоннесской войны (победил в 407 г. до н.э. афинский флот у мыса Нотий). В захваченных спартанцами городах оставлял наместников, создавая в качестве правительства «Комитеты десяти» (декархии); руководил осадой Афин с моря (405 - 404 до н.э.), принудил афинян к сдаче и подписанию договора. По инициативе Л. в Афинах был ликвидирован демократический строй и учрежден олигархический Совет тридцати тиранов. Л. погиб во время Коринфской войны.

ЛИСИЙ

ЛИСИЙ (греч. Lysias)

(ок. 445 - 380 до н.э.)

оратор, приверженец афинской демократии; с 412 г. до н.э. проживал в Афинах на правах метека. С приходом к власти Совета тридцати тиранов имение его семьи было конфисковано, брат казнен, а сам Л. бежал в Мегары; возвратился в Афины с восстановлением там демократии. Традиция приписывает Л. более 200 речей, из которых полностью сохранилось 23 и 11 - в больших фрагментах. Их можно разделить по содержанию на политические, торжественные и судебные. Сам Л. выступил в суде лишь один раз - против олигарха Эратосфена, одного из виновников гибели его брата Остальные речи составлены им для заказчиков. Л. был блестящим психологом; благодаря изображению им мелких деталей повседневной жизни его речи являются ценнейшим источником по истории афинского общества 2-й пол. V - нач. IV в. до н.э.

Лисий. Речи / Пер. и вступ. ст. С.И. Соболевского. М.; Л., 1933; История греческой литературы: В 2 т. Т.2. М., 1955. С. 243-248.

ЛИСИПП

ЛИСИПП (греч. Lysippos)

(IV в. до н.э.)

греческий скульптор, работал при дворе А. Македонского. Любимая его тема - статуи атлетов; наиболее известные из сохранившихся работ - Апоксиомен, голова Александра и бронзовая статуя Гермеса из Геркуланума.

Всеобщая история искусства: В 6 т. Т.1. М., 1956. С. 243-247.

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia)

государственная повинность в греческих полисах, которую несли богатые граждане и метеки: они должны были оплачивать определенные государственные расходы. Различали два вида л.: обычная и чрезвычайная. К первой принадлежали хорегия (оплата хоров для театральных спектаклей), архифеория (финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники), гимнасиархия (содержание гимнасиев); к другой относилась триерархия (содержание экипажа корабля и уход за кораблем). Введение л. преследовало две цели: ослабить противоречия между богатыми и бедными, а также укрепить оборонное могущество государства за счет частных лиц.

ЛОГОГРАФ

ЛОГОГРАФ (от греч. logos - слово, grapho - пишу).

1. Традиционное название первых греческих историков, живших и работавших в VI - I вв. до н.э. в Ионии. К ним относят Кадма Милетского, Гекатея Милетского, Херона, Ксанфа, Ферекида, Гелланика Лесбосского и др. Обращаясь к мифологическому наследию, л. стремились подать историю отдельных племен и местностей на основе существующих сказаний, считая, что мифы отражают реальные события.

История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 7-27, 301-303.

2. Судебный оратор, составлявший речи по заказам для выступлений в суде с обвинением или защитой. Речь заказчика, который, в соответствии с греческими законами большинства полисов, вел свое дело сам, должна была производить впечатление экспромта, произнесенного человеком, отстаивающим правое дело и не искушенным в ораторском искусстве. Поэтому от л. требовалось хорошо знать характер, язык и социальную среду заказчика, его индивидуальные особенности, чтобы правильно построить речь, которую к тому же следовало отрепетировать с заказчиком. Но нелегкий труд л. оплачивался достаточно высоко. Известно, что и Демосфен, ограбленный опекунами, и Лисий, потерявший все состояние во время тирании тридцати, поправили материальное положение составлением судебных речей.

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1893 - 1988)

исследователь античной культуры, философии и эстетики, доктор философ, наук. Л. - автор свыше 300 печатных трудов, в том числе монографий «Античный космос и современная наука» (1927), «Философия имени»(1927), «Критика платонизма у Аристотеля (перевод и комментарий XIII и XIV книг «Метафизики» Аристотеля)» (1928), «Очерки античного символизма и мифологии» (Т.1. 1930), «Диалектика мифа» (1930), «Античная мифология в ее историческом развитии» (1954), «Гомер» (1960), «Античная музыкальная эстетика» (1961), «История античной эстетики» (Т.1-5. 1963-1979), «Античная философия истории» (1977), «Эллинистически-римская эстетика I - II вв. н.э.» (1979) и др. Л. внес также большой вклад в переводы сочинений Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика и др.

К 85-летию А.Ф. Лосева // Образ и слово. Вопр. классической филологии. Вып. 7. М., 1980.

ЛОТОФАГИ

ЛОТОФАГИ - в греческой мифологии народ, проживавший в Ливии. В «Одиссее» (IX, 83-104) Гомер рассказывает, как греки, попробовав в стране л. листьев лотоса, впали в забвение. Страна л. в переносном смысле означает место, где забываются все печали.

ЛУКИАН

ЛУКИАН (греч. Lukianos)

(ок. 120 - после 180 н.э.)

греческий сатирик и ритор, выходец из Самосаты (Сирия); оставив работу резчика, занялся философией и риторикой; посетил Галлию, Рим, ряд городов Эллады, долго жил в Афинах; на склоне лет занял пост начальника императорской канцелярии при римском наместнике в Египте. Творческое наследие Л. насчитывает более 80 произведений; особенно популярными были «Разговоры богов», в которых Л. пародирует античные верования и мифы, за что Ф. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности». Изображение Л. олимпийских богов достигло в этом сочинении предельного антропоморфизма. Л. выражал не только сомнение в нравственной правоте богов и богинь, но открыто насмехался над ними; напр., Зевс в его изображении мелочен, труслив, жесток, похотлив и ревнив. Своеобразным антиподом «Разговорам богов» является другое сочинение Л. - «Разговоры гетер». Если боги прятали свои неблаговидные поступки за олимпийским величием и патетическими словами, гетеры ничем не приукрашивали своих поступков и в отличие от богов оказывались добрыми и справедливыми.

В трактате «Как следует писать историю» Л. выступил как теоретик исторической мысли, подвергнув критике подражательный и эпигонский характер исторических сочинений.

Лукиан. Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 219-241; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 294-305.

ЛУКРЕЦИЙ, КАР ТИТ

ЛУКРЕЦИЙ, КАР ТИТ (лат. Titus Lucretius Carus)

(ок. 96 - 55 до н.э.)

римский философ, поэт, современник последнего века Римской республики; перевел на язык лат. поэзии учение великого материалиста Греции Эпикура, который искал пути освобождения человечества от страха перед смертью и богами. Поскольку от трудов Эпикура сохранились лишь отдельные философские письма и фрагменты, поэма Л. «О природе вещей» является единственным систематическим изложением эпикурейской философии. Особый интерес вызывает концепция возникновения и развития человечества, в которой нет места богам, а движущей силой прогресса объявлена «нужда», т.е. реальные потребности людей, развитие человеческого опыта и материальной культуры. Л. не успел опубликовать свой философский труд, это сделал после его смерти Цицерон, хотя образ мыслей великого материалиста был ему чужд и враждебен. Недавно при развертывании одного из папирусных свитков Геркуланума удалось обнаружить фрагменты книги Л., видимо, конца I в. до н.э.

Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Пер. Ф. Петровского, вступ. ст. Т.М. Васильевой. М., 1983; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 291-320; Покровская З.А. Эстетические взгляды Лукреция // ВДИ. 1987. № 3.

ЛУПЕРКАЛИИ

ЛУПЕРКАЛИИ (от лат. lupus - волк)

праздник очищения и плодородия в Древнем Риме; отмечался 15 февраля. Он получил название от бога Фавна, который как покровитель стад и охранитель их от волков имел прозвище Луперк. На этом празднике Фавну приносились в жертву козлы и козы с особыми искупительными обрядами.

ЛУПЕРКИ

ЛУПЕРКИ (лат. lupercus) - жрецы Луперка (Фавна), совершавшие обряды во время Луперкалий.

ЛУРЬЕ, СОЛОМОН ЯКОВЛЕВИЧ

ЛУРЬЕ, СОЛОМОН ЯКОВЛЕВИЧ (1891 - 1964)

исследователь античности, доктор историч., филологических и математических наук; уроженец белорусского г. Могилева, выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета. Диапазон творческих интересов Л. был чрезвычайно широк: политическая история Афин, Спарты, Беотии, античная атомистика, микенология и античная эпиграфика, греческая лирика и драма. Л. был одним из немногих, кто занимался текстами линейного письма Б. На основании собственной интерпретации содержания пилосских табличек Л. пришел к выводу, что в ахейских государствах в III тыс. до н.э. была распространена частная собственность на землю, что микенское общество достигло в своем развитии дифференциации на свободных производителей и рабов. Л. принадлежат комментированные переводы соч. Ксенофонта, Плутарха, Демосфена и др. античных авторов.

Основные работы Л.: История античной общественной мысли. М., 1929; История Греции. С древнейших времен до образования Афинского морского союза. Л., 1940. Ч.1; Архимед. М.; Л., 1945; Геродот. М.; Л., 1947; Очерки по истории античной науки. Л., 1947; Язык и культура Микенской Греции. М.; Л., 1957; Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.

Амусин И.Д., Ботвинник М.Н., Глускина Л.М. Памяти учителя // ВДИ. № 1; Глускина Л.М. К 70-летию С.Я. Лурье // ВДИ. 1960. № 4; Копржива-Лурье. Б.Я. История одной жизни. Париж, 1987.

ЛУЦИЛИЙ

ЛУЦИЛИЙ (лат. Lucilius).

1. Гай Л. (ок. 180 - 102 до н.э.) - римский поэт-сатирик; стихотворения его сохранились фрагментарно, большинство их цитирует лексикограф Ноний. Римские писатели Квинтилиан и Марциал назвали произведения Л. «сатурами».

2. Квинт Л. Бальб - видный философ-стоик II в. до н.э.

3. Л. Юниор - философ и поэт I в. до н.э., выходец из Неаполя, дружил с философом Сенекой.

4. Гай Л. Гиррус - народный трибун 53 г. до н.э., политический противник Ю. Цезаря и сторонник Помпея.

История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 154-160; Полонская К.П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М., 1987. С. 130 - 140.

Предыдущая страница Следующая страница