Поиск по материалам сайта
Cлово "EUROPE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 2. Размер: 45кб.
2. Словарь средневековой культуры. МИСТИКА
Входимость: 2. Размер: 27кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "Е"
Входимость: 2. Размер: 34кб.
4. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 2. Размер: 53кб.
5. Часть вторая
Входимость: 2. Размер: 29кб.
6. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
7. ЕВРАЗИИСТВО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
9. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 40кб.
10. ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
12. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
13. Словарь средневековой культуры. ПОТУСТОРОННИЙ МИР
Входимость: 1. Размер: 22кб.
14. Альтернативная культура. Энциклопедия. РЭП
Входимость: 1. Размер: 13кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. ЛИХАЧЕВ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
16. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
17. Мифы народов мира. РАСТЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
18. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАГ"-"ОБЯ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
19. The book about the motherland: analyzing discursive practices
Входимость: 1. Размер: 19кб.
20. Словарь средневековой культуры. ВИКИНГИ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
21. ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (р. 1906)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЫН")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
23. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
24. Большой толковый словарь по культурологии. ЕВРАЗИЙСТВО
Входимость: 1. Размер: 21кб.
25. АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943)
Входимость: 1. Размер: 15кб.
26. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИП"-"ГРА")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. АТТАЛИ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
29. Словарь средневековой культуры. КРЕСТЬЯНЕ
Входимость: 1. Размер: 39кб.
30. Словарь средневековой культуры. РЕЛИКВИИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
31. Словарь средневековой культуры. ЕВРЕИ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
32. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Е"
Входимость: 1. Размер: 13кб.
33. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАН"-"ОКЕ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
34. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
35. Словарь средневековой культуры. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
Входимость: 1. Размер: 24кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Часть текста: королев с неизбежностью влечет за собой гибель главного персонажа германского героического эпоса и последующее истребление бургундов-нибелунгов. Содержание и актуальность понятия С.ы варьируются от страны к стране и от века к веку в широком спектре значений, от социально-бытовых до морально-теологических, филиации которых угадываются с трудом. В этой связи примечательно отсутствие в средние века специальных сочинений о Се (за исключением теологических, о Се воли) до Аламанно Ри-нуччини («Диалог о Се», 1479 г.) и Мартина Лютера («О Се христианина», 1520 г.), а также - темы С.ы в иконографии и аллегорической литературе. Античные истоки средневекового понятия Понятие С.ы, плод мыслей, речей и восприятий людей, их социального прошлого и настоящего, возникает исторически. Универсальное общеевропейское понятие смогло развиться в результате масштабной сино-нимизации гетерогенных культурных представлений - через взаимоуподобление заведомо разных вещей в разных культурах. Понятие С.ы не отражает непосредственно современную ей действительность, но неизбежно несет в себе груз былых пониманий предмета, представления, унаследованные от давно минувших эпох и социальных ситуаций. Для человека нашего общества естественно сочетание С.ы и независимости, Ca заключается в том, чтобы думать и поступать, не подчиняя себя чужой воле; иными словами, Ca определяется отсутствием неС.ы. ...
2. Словарь средневековой культуры. МИСТИКА
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: О П Р С Т У Ф Ч Ш МИСТИКА МИСТИКА - если следовать определению, которое содержится в трудах Фомы Аквинского и Бонавентуры, cognitio Dei experimentalis, «экспериментальное познание Бога». Мистический опыт не тождественен вере или философскому постижению божественного; существование Бога познается в процессе переживаний, связанных с его созерцанием и слиянием с ним уже в земной жизни. Путь к высшей цели М.и - соединению души с Богом (unio mystica) - лежит через аскезу и медитацию. Он предполагает даруемые индивиду специфические формы познания - явления, видения, сверхъестественные голоса, обретение стигматов, сладостные ощущения и т.д. Эти формы религиозных переживаний и/или путь к ним являются темами различного рода текстов, отражающих, с одной стороны, практический опыт М.и (например, автобиографические повествования, прежде всего описания видений и откровений, памятники агиографии и т.п.), а с другой - спекулятивные, теоретические рассуждения о смысле и природе мистического опыта (трактаты, комментарии и пр.). Отдельные тексты нередко демонстрируют соединение этих предметов повествования. 1. Сочинения, открывающие историю европейской религиозной М.и, опирались на духовный и интеллектуальный опыт поздней античности и раннего христианства. Труды Августина (354-430) («Исповедь») и Григория Великого (ок. 540-604) (Moralia in lob), стоящие у истоков западноевропейской христианской мистической традиции, в сущности являются продолжением позднеантичной неоплатонической М.и видений, в то время как...
3. Словарь античности. Статьи на букву "Е"
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: "Е" ЕВАНГЕЛИЕ ЕВАНГЕЛИЕ (греч. благая весть), приписываемое Иисусу Христу послание, а также раннехристианские сочинения, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В общинах ранних христиан были распространены различные Е. (в числе прочих евр., егип., Е. Петра), затем церковью были признаны каноническими и включены в Новый завет четыре Е.: три синоптич., рассказ которых в общих чертах совпадает (названы по именам их предполагаемых составителей Матфея, Марка и Луки), а также Е. Иоанна. До наших дней дошли некоторые апокрифич., т. е. не признанные официальной церковью Е. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - написано приблизительно в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытало на себе сильное влияние гностицизма, что проявилось, в частности, в резком противопоставлении царства света и тьмы. ЕВГЕМЕР ЕВГЕМЕР (греч. Euhemeros), ок. 300 до н. э., греч. философ из Мессены, предположительно жил при дворе македонского царя Кассандра. Э. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде «Священная запись», перевед. Эннием на лат. яз. (известны лишь фрагменты), он излагал теорию о том, что божества - это лучшие люди первобытного времени, впоследствии обожествл. (евгемеризм). Эти представления оказали влияние на рационалистов 18 в. ЕВГЕНИЙ...
4. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: Омане, потомственный мореход. На основе собственного опыта, а также опыта предшествовавших араб, и др. азиатских мореплавателей составил «Собрание итогов о главных принципах знания о морях» (1462) и «Книгу польз об основах и правилах морской науки» (закончена в 1490 г.). В них излагались сведения о побережье, островах, морских путях Индийского океана, а также частично Тихого океана (Южно-Китайское море, о-ва Индонезии). И.М.А. описал примерно половину Красного моря, вост. побережье Африки до 24° ю. ш., о-в Мадагаскар. Им даны подробные описания южно-аравийского побережья, Персидского залива. Важное значение имели приводимые И.М.А. сведения о юго-вост. побережье Индии. Он оставил описание Цейлона (Шри-Ланки), изложил сведения о Мальдивских и Андаманских о-вах, о побережье Бирмы, о п-ове Малакка. Ему были известны ряд индонезийских о-вов (Ява, Сула-веси, Суматра и др.). Конечно, в сведениях И.М.А. есть и немало ошибок (напр., в размерах о-ва Мадагаскар, ряда индонезийских о-вов, в форме п-ова Малакка и т.д.). Помимо описаний суши и морей И.М.А. в своих трудах приводит ряд морских и океанских маршрутов, описывает режимы ветров в различных регионах, дает приметы, свидетельствующие о близости земли, и т.д. В 1497-1498 гг. И.М.А. был лоцманом экспедиции Васко да Гамы, в ходе которой европейцы впервые открыли морской путь в Индию. Его деятельность сыграла огромную роль в этом великом открытии европейцев. Лит.: Харт Г. Морской путь в Индию. М., 1959; Шумовский ТА. Арабы и море. М., 1964. ИБН РУШД ИБН РУШД (латинизир. Аверроэс) (1126-1198) - араб, философ, врач, правовед. Родился в Кордове, жил в Андалусии и Марокко. Занимал должность судьи (кади) в Севилье (с 1169 г.) и в Кордове (с 1171 г.). Представитель школы арабоязычной философии,...
5. Часть вторая
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Часть текста: Роман. Книга первая. Москва, 410-411. 6. Там же. 7. Там же. 8. Исследование истории и исследование памяти - не одно и то же. История как дисциплина с собственной традицией записи оказывается неспособной на сохранение прошлого, поскольку сама имеет начало и конец, сама пишется как произведение. Эту неспособность компенсирует память, удерживая в себе то, что отвергает история. Однако память, в свою очередь, оказывается в зависимости от „медиализации" - все возрастающего воздействия средств техники коммуникации и техники хранения памяти на ее содержание. Технически сохранение прошлого сейчас обеспечено так, как никогда раньше - это и архивные техники, и музейные практики, и гигабайты памяти компьютеров, и Интернет. Однако идеологически сохранение прошлого в памяти оказывается зависимым от технологии хранения, которая накладывает свои цензурные ограничения. Память - не только хранитель текста коллективной идентичности, но прежде всего редактор этого текста. См. обсуждение этой проблемы в Budick, Sanford and Wolfgang Iser. 1996. The Translatability of Cultures. Figurations of the Space Between. Stanford, Calif.; в частности работу из этого сборника Motzkin, Gabriel. „Memory and Cultural Translation", 264-281. 9. Об археологии слова как культурно-исторической вещи см. уже...
6. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: Никодимово Евангелие - делая акцент на человеческой природе Христа, являются первым опытом изображения в нарративном тексте этически образцовой жизни. Эти сочинения, изначально составленные в основном на греческом, в течение краткого времени были переведены на многие языки, включая латынь, и получили широкое распространение в христианских общинах. Первым типом сочинений, бесспорно относимым к агиографическому канону, стали мемориальные записи, повествующие о жертвах римских гонений на христиан I-III вв. Погибшие в результате репрессий члены христианских общин стали исторически первой и наиболее популярной на протяжении всего средневековья категорией святых - мучениками, а отражающие обстоятельства их гибели тексты, составленные, как правило, на основании документальных записей о судебных процессах, положили начало соответствующей категории А.и - страстям (passiones). Страсти раннехристианских мучеников отражают становление главных принципов идеологической и риторической структуры агиографического повествования, равно как и его социальных функций. Повествуя о страдании и гибели героев, авторы используют прием их уподобления Христу, широко эксплуатируют евангельскую топику и образную систему для описания событий и персонажей, не относящихся к священной истории. Главной целью этих сочинений являлось изображение мучеников как героев веры в соответствии с этикой смирения и страдания, что, по существу, было отрицанием античной риторической традиции изображения героического. Жертвенная и позорная, с точки зрения традиционных римских представлений, смерть интерпретировалась авторами как «корона» небесной славы, как момент истинного триумфа, когда сам Христос воплощался в тела своих праведников. К числу наиболее значительных повествований о мучениках относятся страсти св. Поликарпа и свв. Перпетуи и Фелицитаты. Страсти епископа Поликарпа, одного из замечательных деятелей христианской церкви в Малой Азии, были составлены...
7. ЕВРАЗИИСТВО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: течение первой волны рус. эмиграции, объединенное концепцией рус. культуры как неевроп. феномена, к-рый обладает в ряду культур мира уникальным соединением зап. и вост. черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Несмотря на свой явно выраженный интерес к “предельным”, метафизич. проблемам рус. и мировой культуры и истории, представители этого течения не были отвлеченными мыслителями и тяготели не столько к философии (культуры и истории), сколько к разл. областям конкр. гуманитарного знания. Так, основатели Е. — кн. Н.С. Трубецкой — филолог и лингвист, основатель (совместно с P . O . Якобсоном ) Праж. лингвистич. кружка; П.Н. Савицкий — географ, экономист; П.П. Сувчинский — музыковед, лит. и муз. критик; Г.В. Флоровский — историк культуры, богослов и патролог, Г. В. Вернадский — историк и геополитик; Н.Н. Алексеев — правовед и политолог, историк обществ, мысли; В.Н. Ильин — историк культуры, лит.-вед и богослов; первоначально к Е. примыкал и Бицилли — историк культуры, филолог, лит.-вед. Каждый из названных здесь представителей “классич.” Е. (1921-29), отталкиваясь от своего конкр. культурно-истор....
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: Оксфордская энциклопедия Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ") В начало энциклопедии По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ") Славянские языки Славянские языки (Slavic languages), группа индоевропейских языков, распространенных в Центр , и Вост. Европе. С.я. принято делить на три группы (южно-, западно- и восточнославянскую), но они все близки между собой и грамматически, и фонологически, и лексически, причем разговорные яз. различаются меньше, чем лит. Древнейшим письменным С.я. является старо- (церковно-) славянский, язык православ. церкви, зафиксированный в 9 в. н.э. Совр. южнославянская группа включает сербскохорватский (17 млн. говорящих), словенский (2 млн.), македонский (1 млн.) и болгарский (8 млн.) яз. Сербскохорватский, на к-ром говорят в Югославии и ее быв. республиках, имеет три отчетливо выраженных диалекта и записывается как кириллицей, так и латиницей. Кириллический алфавит , основанный на греч., был создан в 9 в. православ. проповедниками Кириллом и Мефодием. На словенском яз. говорят в Словении. Македонские диалекты представляют собой переходные (лингвистически и географически) формы между сербскохорватским и...
9. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии. славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче. По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племён в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники...
10. ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: к-рого был отправлен на стажировку во Фрейбург, где слушал лекции младограмматиков. В годы революции Т. оказался на юге России (Кисловодск, Ростов), преподавал в Ростов, ун-те. В 1920 эмигрирует в Болгарию и получает кафедру в Софийском ун-те. В 1922 был приглашен в Вен. ун-т на должность заведующего кафедрой славистики. В 1921 вместе с П.П. Сувчинским, П.Н. Савицким, Г.В. Флоровским основал евразийское движение и стал одним из гл. его идеологов. Во время “кламарского раскола” 1928-29 отошел от активной работы в движении, однако впоследствии продолжал участвовать в евразийских изданиях. Был в оппозиции к фашистскому режиму. Напряженная работа подорвала его здоровье. Его осн. лингвистич. труд — “Основы фонологии” — вышел уже после его смерти. Научная деятельность Т. чрезвычайно многогранна. Он начинал с исследования финно-угорских языков, затем перешел к исследованию кавказских. Работы Т. в этой области позволили В.А. Старостину назвать его основоположником сравнительно-истор. изучения сев.-кавказ. и особенно вост.-кавказ. языков. Он впервые сделал попытку построить сравнительно-истор. грамматику целиком на основе соответствий между живыми языками, что привело к уточнению и новому обоснованию методов реконструкции истории языка. В 1915 Т. выступил с критикой метода реконструкции истории славян, языков Шахматова и на основе этой критики создал собств. концепцию истории праславян. языка, изложенную в работе “Опыт истории праславян. языка”, утерянной им во время ростов, скитаний, и частично отраженную в статьях позднейшего периода. Т. первым в истории славистики (в...