Поиск по материалам сайта
Cлово "MUSEUM"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕЛ"-"ГЕР")
Входимость: 2. Размер: 76кб.
2. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 64кб.
4. Мифы народов мира. ТЕСЕЙ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 10, "МОС"-"МЫС")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 5, "АКИ"-"АЛЕ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 6, "СПА"-"СТО")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СЮРРЕАЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
11. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 67кб.
12. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 83кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 11, "АНФ"-"АПП")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
14. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕТ"-"СИН")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
16. Мифы народов мира. КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 45кб.
17. 3. КЮВЬЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕЛ"-"ГЕР")
Входимость: 2. Размер: 76кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕЛ"-"ГЕР") ГЕЛЛИЙ ГЕЛЛИЙ - Gellĭas, Γελλίας, богатый и знатный житель Агригента в период процветания города, около середины 5 в. до Р. X. Он может служить типом характера жителей Агригента. Своим огромным богатством он пользовался бескорыстным образом в пользу своих сограждан, угощая их, выдавая бедных девиц замуж, принимая у себя странников, помогая бедным. Val. Max. 4, 8. Diod. Sic. 13, 83. Хотя невзрачной наружности, он обладал светлым умом и метким остроумием. Когда он однажды в качестве посланника представлялся народному собранию небольшого города и все засмеялись на него, он спокойно просил не удивляться ему: у жителей Агригента в обычае-де посылать к могущественным городам посланников высокого роста, к мелким же городам - маленьких людей. Когда в 406 г. при взятии города карфагеняне не щадили даже храмов, он сам поджег храм Паллады и таким образом спас себя и святилище от позора и осквернения. Diod. Sic. 13, 90. ГЕЛЛЫ ГЕЛЛЫ - Έλλοί, см. Ζεύς, Зевс , 4. ГЕЛОН ГЕЛОН - Gelon, Γέλων, родом из Гелы в Сицилии, сын Дейномена, имевшего 4 сына: Гелона, Гиерона, Полизела и Фрасибула, был за отличие сделан предводителем конницы в войске тирана Гиппократа, успевшего покорить соседние города. Hdt. 7, 154. По смерти его в 491 г. до Р. X. Г. управлял государством сперва от имени сыновей Гиппократа, затем - от своего имени. Когда гаморы, т. е. богатые землевладельцы в Сиракузах, изгнанные народом и рабами, бежали в Касмену, он ...
2. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: схеме развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций. Мифопоэтическая роль Ч. в явном или неявном виде показательнее всего выступает в тех культурах, которые знают тексты с сильным развитием классификационного принципа. Согласно ему, все объекты (особенно сакрально значимые) связаны друг с другом определённой системой иерархических отношений, которая обычно легко переформулируется и в плане творения («как это возникло») [ср. «Великую девятку богов» в древнеегипетском гелиопольском варианте: Атум-Ра (один) порождает Шу и Тер-нут (двоих), они - Геба и Нут (двоих), те - Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду (четверых); всего - девятеро]. Особенно чётко классификационная функция Ч. выступает в древнекитайской мифопоэтической традиции, хотя исходная картина была в значительной степени затемнена целым периодом усиленных нумерологических спекуляций, не связанных непосредственно с архаичной семантикой Ч. Возникла особая философия Ч., нашедшая своё крайнее выражение у Чжай-Шеня (1187-1230), утверждавшего, что следование Ч. (шу) даёт знание вещей и их начал, что Ч. и вещи неотделимы друг от друга и образуют континуум без начала и конца («числа управляют миром»). Сходная роль...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "М" МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - Возникшее в 60-х гг. XX в. направление латиноамериканской литературы, существенно отличающееся от классической европейской реалистической традиции. В творчестве Т.Гарсия Маркеса, А.Карпентьера, М.ААстуриаса М.р. обретает черты художественно-эстетического метода. Его специфика - придание магическому статуса реального, сплав реального и волшебного как наиболее адекватный способ художественного видения латиноамериканской истории и культуры. В отличие от европейского мифологизма XX в., усматривающего в реализации мечты прежде всего эстетический феномен, М.р. связан с современными народными верованиями (например, в реальное существование Эльдорадо). От фантастики этот метод отличается обыденностью, повседневностью того, что кажется фантастическим европейцу. В волшебном реализме (термин А.Карпентьера, предшествующий М.р.) «наивный» афро-карибский тип восприятия противостоит европейскому. Дуализм местной и колониальной культур порождает двойственную картину мира, двоящийся художественный стиль. В произведениях М.р. народные...
4. Мифы народов мира. ТЕСЕЙ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: н. э.). Рождение Т. необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Т. имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Ге-феста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Т.- миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Т.- представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. Ill 15,6-7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Т. в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 10, "МОС"-"МЫС")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: воду; к ним сверху прибивались перекладины и пластины и покрывались фашинником и землей. Прославленный подвигом Горация Коклеса М. был свайный M. (pons sublicius), который соединял Яникул с городом. Из М. на сваях наиболее замечателен построенный Цезарем в 10 дней на Рейне (Caes. b. g. 4, 17). Чтобы предохранить такие М. от напора неприятельских кораблей, брандеров (зажигательных судов) или также от толстых бревен, которые неприятели бросали в воду выше М., перед М. вбивали рядами сваи (defensores), которые, как кажется, имели сходство с нашими обыкновенными ледорезами. Из обыкновенных М. на судах Геродот описывает тот (7, 34), который Ксеркс велел проложить из Херсонеса Фракийского к Абиду (на противоположном азиатском берегу) через пролив длиной в 7 стадий (4116 футов), по новейшим измерениям 7141 фут. Другой М., устроенный через По во время битвы Огона и Вителлия, описывает Тацит (Tac. hist. 2, 34). Траян построил во 2-ю войну против Децебала каменный М. через Дунай, сваи под которым были, однако, деревянные. Дион (86, 13) описывает это великолепное сооружение; кроме других, упоминает о нем также Плиний (ер. 8, 4). Наглядно представлен он на Траяновой колонне. МОСХ МОСХ - Moschus, см. Theocritus, Феокрит . МОСХИ МОСХИ - Moshi, Μόσχοι, народ в Южной Колхиде у истоков Фасиса (Hdt. 3, 94. 4, 77. Strab. 11, 497); от них получила имя одна часть Кавказа - τὰ...
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: искусства (см.: Авангард ). Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере взлета духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий, которая возникла в кругах европейской интеллигенции под влиянием социально-политических кризисов и конфликтов начала XX в. и новейших естественнонаучных открытий (в частности, атомно-энергетической теории строения материи). Основные идеи его эстетики были изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (в первом немецком издании под названием «Ruckblicke», 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Художник, по К., - пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель - выразить в художественной форме объективно существующее Духовное. В художнике живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое К. называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно: 1. личности самого художника, 2. его эпохе, 3. искусству вообще - «элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства. Прекрасным в искусстве К....
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 5, "АКИ"-"АЛЕ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: рабы под звуки флейты (Macrob. sat. 2, 12. Athen. 7, p. 297. f), но в позднейшие времена она совершенно вышла из моды. Horat. Sat. 2, 2, 47. Plin. n. h. 9, 26. АККА ЛАРЕНЦИЯ АККА ЛАРЕНЦИЯ - Асса Larentia (неправильно Laurentia), по одному сказанию, жена пастуха Фавстула и кормилица Ромула и Рема. Liv. 1, 4. Ov. fast. 3, 55 (nutrix romanae gentis). У нее было 12 сыновей, с которыми она ежегодно приносила жертву за плодородие полей, почему сыновья назывались будто бы fratres arvales (от arva). Когда один из них умер, Ромул заступил его место и учредил жреческую коллегию Арвальских братьев. По другому сказанию, А. была женщина вольного поведения во времена Анка Марция, вышла замуж за богатого этрусского землевладельца Тарутия или Таррунтия и в своем завещании назначила своим наследником римский народ. Поэтому ее почитали как благодетельницу римского народа и 23 декабря, в праздник Larentalia или Larentinalia (Gell. 7, .7), фламин Квирина приносил в честь ее поминальную жертву. Почитание ее находилось в связи с почитанием Лар. Асса L. значит: Ларова мать; первоначально это была благодетельная богиня земли, покровительству которой поручались посевы и прах умерших, а в тесном смысле - богиня, покровительница полей города Рима. Она стала кормилицей Ромула и Рема, Лар старого Палатинского Рима, и была женой Фавстула, т. е. Фавна, поэтому и сама - Фавна, Луперка, Лупа. АККЛАМАЦИЯ АККЛАМАЦИЯ - Acclamatio, возглас, особенно одобрения, благожелания и радости, обыкновенно ...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: птицы. Согласно традиции, Г. - жизненное дыхание. Г. персонифицирует также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов), священный отрывок гимна «Ригведы», который брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы. в. т. ГБАДЕ ГБАДЕ - в дагомейской мифологии младший сын Хевиозо, его любимец; он непослушен и могуществен. Согласно мифам, Г., которому мать завещала гнев, легко возбуждается и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество....
9. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 6, "СПА"-"СТО")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: надежды на эру благополучия. СПЕВСИПП СПЕВСИПП - греч. философ, племянник и ученик Платона, возглавлял Академию (с 347 по 339 до н. э.) после смерти учителя. Для развития платонизма С. сделал немного. Он первым провозгласил божественность Платона. Учение о числах С. трактовал в духе пифагорейцев. Прообразами всех вещей С. назвал не идеи (как утверждал Платон), а числа от 1 до 10. В крупном труде по биологии «Подобия» (греч. «Homoia») С. исследует явления схожести в животном и растительном мире. В политич. отношении С. известен своим открытым письмом Филиппу II Македонскому, в котором заявляет себя сторонником промакедонского направления. СПЕРЛОНГА СПЕРЛОНГА (лат. spelunca - грот), итал. деревня неподалеку от Террацины, на побережье, между Римом и Неаполем. Сенсационно прославилась в 1957, когда там, в развалинах др.-рим. вилл, были найдены эллинистич. скульптурные группы («Менелай и Патрокл», «Сцилла и Харибда», «Полифем»), служившие украшением грота. На них имеются надписи с именами мастеров скульптурной группы «Лаокоон» ( Агесандр , Полидор , Афанадор). Первоначально скульптуры были ошибочно приняты за оригиналы «Лаокоона», жреца Аполлона в Трое. СПЕРХЕЙ СПЕРХЕЙ (греч. spercheios), река в Центральной Греции, берущая начало на Тимфресте ( Пинд ), текущая по равнине Малиды между Отрием на С. и Этой на Ю. Впадает в зал. Ламии, который с античных времен все более мельчает. СПИНА СПИНА - античный город на побережье Адриатического м. у юж. рукава устья р. Пад. Предполагается, что С. основан греками. Его портом пользовались этруски с 6 по 4 в. до н. э. В ходе раскопок 20 - 30-х гг. нашего века, продолж. в 50-х гг., обнаружено множество археологич. материала, и прежде всего греч. вазы высочайшего искусства (ныне хранятся в Ферраре). СПИСКИ ГРАЖДАН СПИСКИ ГРАЖДАН - Целью составления С. г. в античных государствах являлось воспрепятствование тому, чтобы лица, не имеющие гражданских прав, обманным путем присваивали их себе и...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СЮРРЕАЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «С.», которым он обозначил в 1917 г. несколько своих творений), представителя «метафизической живописи» Дж. де Кирико. Объективно сюрреалисты продолжали и развивали многие из приемов, форм и способов художественного выражения, но также - скандальных форм и способов эпатажа и шокирования обывателя, которые практиковались дадаистами (см.: Дада ). Это вполне закономерно, ибо многие из дадаистов после 1922 г. влились в ряды сюрреалистов, а будущие создатели С. участвовали в последних акциях дадаистов. В 1919 г. молодыми поэтами Л. Арагоном, А. Бретоном и Ф. Супо был основан журнал «Litterature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля», основывающаяся на систематическом применении главного метода С. «автоматического письма» (ecriture automatique). Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. Тцара, П. Элюар, Б. Пере, М. Дюшан, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массой), которые затем составят ядро первой группы сюрреалистов. В 1922 г. Бретон предлагает использовать термин «С.» для обозначения их движения; в 1924 г. он публикует «Манифест сюрреализма»; основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Массон и Миро создают первые сюрреалистические картины. Этот год считается официальным годом возникновения С. как художественного...