Поиск по материалам сайта
Cлово "DAEDALUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
2. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 26кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 8, "КОГ"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 71кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
8. МАМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1976)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: ПЫТКА В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ПЫТКА ПЫТКА - На протяжении средневековья П.а применялась как средство установления истины, как способ получения признания преступника или подозреваемого и как средство наказания. В П.е выявляются установки общества по отношению к нравственному и физическому существу индивида, равно как и оценка его социально-правового статуса. Право). П.а- наследие античности. В древней Греции П.а применялась только к рабам. Так же дело обстояло первоначально и в Риме, однако в период империи применение П.и было поставлено в зависимость от деления общества на «достойных», «благородных» (honestiores) и «неблагородных», «низких» (humiliores). П.ам могли быть подвергнуты «незначительные люди», включая рабов и простолюдинов, но honestiores, как правило, от нее были свободны. Исключения составляли преступления против императора. Ордалия - «божий суд» В варварских королевствах, созданных на территории завоеванной германцами империи, свободные люди П.ам не подвергались, и личное достоинство германца было несовместимо с применением подобных мер. Лицо свободного происхождения очищалось от обвинения при содействии соприсяжников из числа сородичей и друзей, которые свидетельствовали о его невиновности и добропорядочности. Телесные наказания были уделом несвободных. Свобода и несвобода). Тем не менее такая специфическая разновидность П.и, как ордалия («божий суд»), получила распространение в правовой практике. Ордалия не была средством насильственного исторжения признания вины, в ней П.а играла иную роль. Божий суд представлял собой средство установления юридической истины путем обращения к воле Творца. Тяжущиеся лица добровольно соглашались подвергнуться испытанию, сопряженному с П.ой, для того чтобы обнаружить, на чьей стороне правда. В основе ордалии лежало убеждение в том, что Бог постоянно вмешивается в людские дела и поэтому его можно побудить к участию в...
2. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: ДАМОН Дамон (Damon, Δαμων) и Финтий (Phintias, Φιντίας). Два друга, последователи учения Пифагора, жившие в Сиракузах при Дионисии Младшем. Финтий был обвинен в измене тирану и был приговорен к смерти, но получил, разрешение устроить свои дела с тем условием, что он вернется к известному сроку, оставив заложником своего друга. Дамон согласился быть казненным в случае неявки Финтия; но Финтий вернулся вовремя, и Дионисий был так поражен таким доказательством их дружбы, что простил обоих (Баллада Шиллера "Die Bürgschaft"). ДАНАИ Данаи (Danai, Δαναόι). Древнее название греков. См. Данай . ДАНАИДЫ Данаиды (Danaides, Δαναί̃δες). Пятьдесят дочерей царя Даная. См. Данай . ДАНАЙ Данай (Danaus, Δαναός). Сын египетского царя Бела, брат Эгипта (см. Эгипт ). Со своими 50-ю дочерьми Данай бежал в Аргос. По его наущению дочери его, вышедшие замуж за сыновей Эгипта, убили своих мужей; только Гипермнестра пощадила мужа своего Линкея. За это преступление...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: οδοί, так называлась местность во Фракии, где после был основал Амфиполь. Hdt. 7. 114. Thuc. 1, 100. 4, 102. ДЕДАЛ ДЕДАЛ - Daedălus, Δαίδαλος, (собственно художник), сын Метиона или Паламаона, внук Евналама, правнук царя афинского Ерехфея, современник Тесея и Миноя . Он считался изобретателем статуй, представляющих тело в движении и с открытыми глазами, и различных орудий, напр. топора, пилы, бурава, ватерпаса и др. Он был также искусным зодчим. Племянника и вместе с тем ученика своего, Тала, который изобрел гончарный станок, токарное долото и другие полезные орудия, он убил из зависти к его искусству, вследствие чего должен был бежать из Афин. Он отправился на остров Крит к царю Миною, которому выстроил близ города Кносса лабиринт, подземное здание со многими извилистыми проходами, в которых легко можно было заблудиться, для помещения Минотавра. Кроме многих других художественных произведений он устроил здесь также дочери Миноевой Ариадне место для хороводов, которое затем изображено было Гефестом на щите Ахиллея. Il. 18, 590. Когда Д. дал Ариадне нить, при помощи которой Тесей выбрался из извилин лабиринта, то Миной заключил его в лабиринте вместе с сыном его Икаром; но Д. подкупил...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Ludus, Игры , 8); такая дощечка употребляется у древних даже при игре в кости. ТАБЕЛЛАРИУС ТАБЕЛЛАРИУС - Tabellarĭus, письмоносец из рабов, разносивший письма своего господина. Cic. Phil. 2, 31. Во времена Империи было много также публичных письмоносцев или курьеров от правительства, tabellarii publici. ТАБЕЛЛИОН ТАБЕЛЛИОН - Tabellĭo, писец, составлявший нотариальные и другого рода форменные записи для всякого, нуждавшегося в этом; находился он обыкновенно на форуме. ТАБЕРНАКУЛУМ ТАБЕРНАКУЛУМ - Tabernacŭlum, 1. см. Castra, Кастра , 6; 2. иногда слово это означает вместе с templum наблюдательный пункт авгуров, их седалище. ТАБУЛА ТАБУЛА - Tabŭla, деревянная доска, покрытая воском или гипсом и употреблявшаяся для письма, в более обширном смысле также каменная или металлическая доска, даже папирус (бумага). Поэтому все общественные документы назывались tabulae publicae, а объявления о продаже tabulae, то же, что libellus или titulus; известны tabulae proscriptionum и tabulae или письменные доски школьников у Горация (Horat. Sat. 1, 6, 72 слл.). В общем смысле tabulae называются вообще все письменные доказательства, представляемые суду, как-то письменные свидетельские показания (testimonia), письменные документы (ипотечные записи, домовые книги, письма и т. п.). Они были одинаково важны как в гражданском, так и в...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: слл.; 5. Бебрик, убитый Кастором во время похода аргонавтов; 6. отрог хребта Тмола, поныне носящий это название. Он тянется на запад к морю между Смирной и Колофоном, образуя лежащий против острова Хиоса полуостров Ионии, на котором 3 мыса: Корикей (н. Корака), Аргенон (н. Аспрокаво) и Мелена (н. Кара-Бурун). Перешеек этого полуострова, имеющий 7 римских миль в ширину, был прорыт по приказанию Александра Македонского. Ноm. Od. 3, 172. Thuc. 8, 34. Ov. met. 2, 222. Strab. 14, 645. МИМИЯБМЫ МИМИЯБМЫ - Mimiambi, Μιμίαμβοι, см. Iambographi, Ямбографы . МИМНЕРМ МИМНЕРМ - Mimnermus, Μίμνερμος, греческий элегик из Колофона, процветавший между 630-600 гг. до Р. X., современник Солона, но старше его. Он жил в то время, когда его родина, лишенная свободы медийскими царями, предавалась изнеженной и пышной жизни. Это повлияло на характер его элегий; не подражая предшественникам, он оставляет в стороне политику и воспевает лишь личные интересы и свое душевное настроение в сентиментальном тоне, не зная ничего более возвышенного, чем чувственные удовольствия. Он первый сочинял эротические элегии. Он был влюблен в флейтистку Нанно, но вследствие преклонных лет своих не был, кажется, счастлив в любви, поэтому в нежных, прочувствованных стихах он грустил о краткости юности и о несчастной, отталкивающей и отверженной старости. Именем своей возлюбленной он назвал собрание своих любовных элегий в 2 книгах. Однако он иногда вдохновлялся и воинственным духом, сколько можно судить по элегии, написанной им по случаю битвы жителей Смирны с Гигесом, царем лидийским. Страбон (14, 643) называет его αυ̉λητὴς 'άμα καὶ...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 8, "КОГ"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Часть текста: одну К.; таких К. в легионе, следовательно, 10. Когда во 2-ю Пуническую войну (Liv. 29, 24) признано было необходимым усилить консульское войско, то к нему присоединили не легион, а, смотря по надобности, увеличивали число principes и hastati (triarii постоянно оставались в том же числе), отсюда различаются cohortes trecenariae (120 princ., 120 hast., 60 triar.), quadringenariae (170 princ., 170 hast., 60 triar.), quingenariae (220 princ., 220 hast., 60 triar.). Когда со времени Мария вместе с различием в вооружении перестало служить основанием и деление на манипулы, легион разделен был на 10 К., заключавших в себе от 400 до 500 человек. Во времена императоров первая К. каждого легиона состояла из удвоенного числа солдат, почему она называлась cohors milliaria, в противоположность прочим девяти когортам, состоявшим средним числом из 500 человек каждая, coh. quingenariae. Пехота принадлежавших сюда союзников располагалась постоянно сообразно с делением легионных солдат и для отличия от них называлась cohortes alariae. Кроме того, у Цезаря (b. с. 1, 39. 70. 75) упоминаются еще coh. cetratae, названные так от их кожаных щитов (cetra). Cohors praetoria составляла охранную стражу полководца и сначала состояла из ablecti союзников. Sall. Cat. 60. Сверх того, Сципион Африканский набрал для себя под тем же именем охранную стражу из римских всадников, и, наконец, вся ближайшая свита полководца ( квестор , легаты, знакомые и друзья или comites, писцы , переводчики, герольды, врачи, ликторы, accensi и т. д.) называлась также cohors praetoria или praetoris. Cic. Verr. 2, 2, 10. Август удержал это название и для спокойствия Италии учредил 9 (Tac. ann. 4, 5; по Dio Cass. 55, 24 не верно: 10) cohortes praetoriae, по 1000 человек в каждой. (Tac. hist. 1, 38, называет их также coh. togatae, потому что они вне службы носили тоги и вооружение каждый раз выдавалось им ...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах, обвитый шерстяными пурпурными нитями. Theocr. id. 2. ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА) ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА) - Iynx, 'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности сделалась символом страстной любви; ей приписывали магическую силу возбуждать любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же...
8. МАМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1976)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: развития культуры и об-ва. С сер. 30-х гг. М. занялся проблемой взаимоотношений между техникой и цивилизацией, между миром техники и миром человека. Первая его книга “История утопии” (1922) посвящена исследованию лит-ры. Он предлагает классификацию утопий. Демаркационным принципом выступают у него два вида функций: одна — избавление или компенсация — выражает стремление к немедленному освобождению от трудностей и крушений, выпавших на долю человека. Другая пытается обеспечить условия освобождения в будущем (утопии бегства и утопии реконструкции). Осмысливая утопию как поразит, феномен человеч. сознания, М. делает вывод, что многие ин-ты, о к-рых говорится в утопиях, возникли в городе. Именно в начале урбанистской цивилизации не только вскрывается архетип города как утопии, олицетворявшей высший порядок, но и открывается другая сторона утопии — мегамашина, прообраз всех других механич. машин. М. считает, что техника принесла с собой технизацию об-ва, человека и человеч. отношений. Человек стал своего рода перемещенным лицом в созданном им самим мире. Между тем об-во должно развиваться в гармонии с развитием отдельной личности. Все время возрастающий разрыв между уровнями технологии и нравственности привели к ситуации господства “мегамашины” — предельно рационализированной и бюрократизированной и надиндивидуальной социальности. Цель М. — подвергнуть сомнению и исходные посылки, и прогнозы, на к-рых ...
9. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: с традициями рококо тематически (призыв к освобождению) и формально (подчеркнутые линии, сдержанные тона, детали антиквариата). Картина была восторженно принята в Париже. Во время революции Д. стал на ее сторону. Позже был придворным живописцем Наполеона I, написал неск. его портретов. Участвуя в делах при дворе (коронация, выдача дворянских грамот, оформление придворных празднеств империи). Д. достиг высокого положения. Будучи модным живописцем, создал многочисл. портреты. Портрет мадам Рекамье в античной драпировке (1800, Лувр) принадлежит к наиболее значительным произведениям живописи эпохи классицизма. ДАЙМОНИЙ ДАЙМОНИЙ (греч. daimonion - божественное), философское понятие, встречавшееся прежде всего у Сократа и Платона. Означало способность отдельных людей, выступающих в качестве советчиков, предлагать рациональные решения в общих интересах. Это качество воспринималось как нечто божественное. Ксенофонт причислял сократовский Д. к искусству предсказания, Платон толковал его как совесть. ДАКИ ДАКИ - фракийский народ, родств. гетам. С 7 по 4 в. до н. э. Д. находились под влиянием кочевников-скифов, а с 3 по 2в. до н. э. - кельтов. В 1 в. до н. э. при Буребисте Д. были объединены, их влияние распространилось и на другие страны (например, победа над бойями). ДАКИЯ ДАКИЯ (лат. Dacia), страна даков, располагавшаяся между Дунаем, Тисой, Карпатами и Днестром (приблизительно соответствует терр. совр. Румынии). После завоевания Траяном Д. стала рим. пров., охватывавшей в осн. совр. Банат, Валахию и Трансильванию. Первый завоевательный поход против дакского царя Децебала осуществил в 85 - 88 Домициан, однако покорить Д. и сделать ее рим. пров. удалось лишь Траяну в 101 - 106 (рельефные изображения этих событий имеются на триумфальной колонне Траяна и обелиске победы у Адамклиси). В 118 - 119 Д. была разделена на Верхнюю и...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н.э.) - монументальное погребальное сооружение. Современные мавзолеи могут служить одновременно усыпальницей и трибуной. МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ - термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе - как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления. Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса "Маисовые люди" (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца...