Поиск по материалам сайта
Cлово "HES"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 9. Размер: 68кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП")
Входимость: 9. Размер: 58кб.
3. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 6. Размер: 17кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛО"-"ЭРИ")
Входимость: 6. Размер: 41кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 8, "СПЕ"-"СУН")
Входимость: 5. Размер: 45кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 5. Размер: 57кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 5. Размер: 57кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА")
Входимость: 5. Размер: 44кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИО")
Входимость: 5. Размер: 67кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ")
Входимость: 4. Размер: 59кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕГ"-"МЕН")
Входимость: 4. Размер: 51кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭРИ"-"ЭЭТ")
Входимость: 4. Размер: 56кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕЛ"-"ТИС")
Входимость: 4. Размер: 49кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕС"-"ЛИН")
Входимость: 3. Размер: 61кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОР"-"БУН")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
17. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 3. Размер: 61кб.
18. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 1, "КА"-"КАЛ")
Входимость: 3. Размер: 48кб.
19. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАН")
Входимость: 3. Размер: 52кб.
20. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕГ"-"ПЕХ")
Входимость: 3. Размер: 78кб.
21. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 3. Размер: 70кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 3. Размер: 68кб.
23. Мифы народов мира. АФИНА
Входимость: 3. Размер: 25кб.
24. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАГ"-"ЭЛЛ")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
25. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАП"-"ТЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
26. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЕФ")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЫ"-"АКА")
Входимость: 2. Размер: 39кб.
28. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
29. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЦ")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
30. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
31. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
32. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
33. Мифы народов мира. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗЕМ"-"ЗЯУ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
34. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАО")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
35. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
36. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 9, "АРА"-"АРТ")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
37. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 5, "КЕЦ"-"КЛИ")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
38. Мифы народов мира. Статьи на букву "У" (часть 2, "УМУ"-"У")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
39. Мифы народов мира. СУДЬБА
Входимость: 2. Размер: 22кб.
40. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 4, "КАЮ"-"КЕФ")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
41. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
42. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
43. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТРА"-"ТУС")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
44. Мифы народов мира. ТРОЯНСКАЯ ВОИНА
Входимость: 1. Размер: 18кб.
45. Мифы народов мира. ОКЕАН МИРОВОЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
46. Мифы народов мира. АФРОДИТА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
47. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
48. Словарь древнегреческих имен
Входимость: 1. Размер: 65кб.
49. Словарь древнегреческих имен. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "AES"-"LEU")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
50. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАФ"-"РОД")
Входимость: 1. Размер: 41кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 9. Размер: 68кб.
Часть текста: яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской экнеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Ну т (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре «небо-земля» половое олицетворение обратно привычному: небо - женщина, земля - мужчина.) Детьми Г. были также Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душой (ба) Т. представлялся Хнум. Считалось, что Г. - добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нём растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Г. был связан с царством мёртвых. В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Г. возглавляет судей. В 125-й главе «Книги мёртвых» Г. принимает участие в суде Осириса над умершими, Титул Г. - «князь князей» («репати»), он считался правителем Египта. Наследником Г. был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны. Таким...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП")
Входимость: 9. Размер: 58кб.
Часть текста: На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. έρμα- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» - «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых (Hom. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274-287). Г. - вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. Ill 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1)....
3. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 6. Размер: 17кб.
Часть текста: Я ЗЕВС ЗЕВС (Ζεύς), Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч.Ζεύς, род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛО"-"ЭРИ")
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Часть текста: 10, 17). Подобная форма множественного числа слов - обозначений бога встречается и в других, более древних семитских мифологиях, например в аккадской, где она свидетельствовала о предпочтении данному богу среди прочих богов; однако в русле иудаистического монотеизма такая форма была переосмыслена как обозначение единого бога. В греческом переводе Библии - Септуагинте слово «Э.» передаётся существительным единственного числа - ŏθχός-(«бог»). Корень слова «Э.» - 'ç1 (Эл) представляет собой вариант общесемитского обозначения бога (см. Илу , Аллах ). Имя Эл также встречается в Библии как самостоятельно, так и в составе божественных имён (напр., во вложенной в уста Мельхиседека формуле 'el 'elîôn - «бог всевышний», Быт. 14, 18, отражающей реальное бытование обоих компонентов у западносемитских народов) и имён теофорных [напр., Михаил (Михаэл), Рафаил (Рафаэл) и др.]. Предполагается, что вследствие того, что слово 'ç1 обозначало у семитских народов верховное божество, главу...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 8, "СПЕ"-"СУН")
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Часть текста: в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. С. представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с богом и Раем). Первоначально наименованием С. обозначали двойное зерно или двойной колос, который в восточно- и южнославянской традициях рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос». При отправлении архаичных аграрных обрядов из двойных колосьев - С. плели венки, варили общее («братское») пиво, откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла - спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым, культ которых продолжал общеславянский культ близнецов - покровителей сельского хозяйства: Флору и Лавру, Козьме и Демьяну, Зосиме и Савве. С. может считаться продолжением общеславянского мифологического близнечного божества, родственного балтийскому Юмису; древнеиндийским Ашвинам. Лит.: Тихоницкая Н. Н., «Спорина. в жатвенных обрядах и песнях, преимущественно белорусских, в кн.: Язык и литература, в. 8, Л„ 1832; Терновская О. А., Словесные формулы в урожайной обрядности восточных славян, в кн.: Фольклор и этнография. Л., 1974. В. И.. В. Т. ------------------- СПОРЫШ (Спарыш) - божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы; в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. Его представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю. «Спорыш» - двойное зерно или двойной колос, который рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос»....
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Часть текста: между рогами. Эпитет М.- «посредник Ра, который сообщает истину Атуму». Почитавшиеся М. быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Матерью М. была корова Хесат. М. отождествлялся с обожествлённым быком Бухисом, считался ба - душой Pa, a также города Нехен (Иераконполь). Р. Р. МНЕМОСИНА МНЕМОСИНА - Мнемозина (Μνημμοσύνη); в греческой мифологии богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида (Hes. Theog. 135). Родила от Зевса муз - девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует Мланде-ава. МОДЕЛЬ МИРА Статья большая, находится на отдельной странице . МОЖЖЕВЕЛЬНИК МОЖЖЕВЕЛЬНИК - кедр, кипарис....
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Часть текста: землёй Геей и небом Ураном; их шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос) и шесть сестёр-титанид (Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометей, Гелиос, музы. Лето и др. (Hes. Theog. 132-138). Имя Т., связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого происхождения. Младший из Т. Кронос по наущению матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (154- 182), и занял место верховного бога среди Т. Родившемуся от Кроноса и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев (453-457). Т. (кроме Океана) выступили с Офрийской горы; боги, рождённые Кроносом и Реей, - с Олимпа (отсюда их название олимпийцы); сражение (титаномахия) между Т. и олимпийцами длилось десять лет, пока на помощь Зевсу не пришли сторукие. Побеждённые Т. были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие (629- 735). Т. - архаические боги, олицетворявшие стихии природы со всеми её катастрофами. Т. не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие - грубая сила. Поэтому они не слушают советов Прометея и Геи-Фемиды, чтобы хитростью поладить с Зевсом (Aeschyl. Prom. 199-213). Первобытная дикость Т. уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии; в этом процессе отразилась борьба догреческих богов балканского субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческих племён. Лит.: Jungеr F. G., Die Titanen, Fr/M., 1944; см. также лит. при ст. Кронос . А. Ф. Лосев. ТИТИЙ ТИТИЙ (Τιτυός), в греческой мифологии великан, рождённый Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена (сына Миния, родоначальника племени миниев) или Мииия (Apollod. I 4, 1; вариант: Т. - сын Геи, Hom....
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА")
Входимость: 5. Размер: 44кб.
Часть текста: на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА") ПОДАЛИРИЙ ПОДАЛИРИЙ (Ποδαλείριος), в греческой мифологии сын Асклепия, унаследовавший вместе с братом Махаоном от отца искусство врачевания. В историческое время почитался как герой-исцелитель главным образом в Фессалии, Карии и Южной Италии (Нот. П. II 729-733, Paus. Ill 26, 10; Strab. VI 284). в. я. ПОКОЛЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ - мифологические, способ организации времени, персонажей пантеона и героев сакральной истории. П. делятся на поколения богов, ведущие начало от первого существа (или пары существ), с которыми связан акт творения, поколения людей и промежуточные поколения (чудовищ, карликов, великанов и т. п., хотя великаны могут входить и в поколения богов; так, в греческой мифологии титаны предшествуют богам актуального пантеона). Иногда устанавливается соответствие между П. богов и П. людей (напр., греческий золотой век называют веком Крона). Сама идея П. характерна для развитых пантеонов и отчасти представляет собой способ упорядочения слишком разросшейся...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИО")
Входимость: 5. Размер: 67кб.
Часть текста: Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИО") НЕРЕИДЫ НЕРЕИДЫ (Νησετδες), в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды (Hes. Theog. 240-242). Их пятьдесят (244- 264; Apollod. I 2, 7), имена указывают на изменчивость, глубину, стремительность и прихотливость моря. Н. благожелательны к людям и помогают им в бедствиях. Среди Н. выделяются Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, мать Ахилла; Галатея, в которую влюбился Полифем; Немертея (греч. nç-merteia, «истина»). а. т.-г. Тритон и Нереида. Тритон и Нереида. Картина А. Бёклина. 1875. Берлин. Национальная галерея. Тимофей. Нереида на коне. Акротерий храма Асклепия в Эпидавре. Начало 4 века до н.э. Нерей и нереиды. Нерей и нереиды. Фрагмент росписи краснофигурного килика Дуриса. Около 480 до н. э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства. НЕРЕЙ НЕРЕЙ (Νηρύς), в греческой мифологии божество моря, отец нереид. Именуется также «морским старцем». Н.- сын Геи и Понта. Он ненавидит ложь и даёт добрые советы (Неs. Theog. 233-236). Н. обладает даром предвидения, но для того чтобы он дал прорицание, им надо овладеть, так как он, подобно морской стихии, меняет свой облик; так, Геракл, связав Н., заставил его указать путь к саду Гесперид (Apollod. II 5, 11). А. г.-л НЕРТУС НЕРТУС (Nerthus), в древнегерманской мифологии богиня плодородия,...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ")
Входимость: 4. Размер: 59кб.
Часть текста: второстепенных божеств, подчиняющихся некоторым главным богам общебуддийского пантеона (напр., Шакре. Яме). Многие сутры, особенно махаянские, содержат описание того, как бог (обычно Шакра) присутствует при проповеди дхармы Шакьямуни вместе с Д. После того как кушанский правитель Канишка (78-123, есть и другие датировки) присвоил себе титул «девапутра» (перевод титула китайского императора «сын неба»), слово «Д.» стало обозначать также правителей и великих учителей. л. м. ДЕВАТА ДЕВАТА (др.-инд. devátâ, «божество»), в древнеиндийской мифологии божество, существо божественной природы. Это обозначение относится как к богам вообще (во множественном числе, нередко в собирательном значении), так и особенно к разным классам низших богов. Последние сохраняются и в индуистском культе Шивы или Вишну, так или иначе (часто довольно внешне) приспосабливаясь к ним. Во многих сельских местностях и сейчас чтут т. н. «грамадеват» (grâmadevátâ - деревенское божество), охраняющих местное население от болезней, неурожая, падежа скота, порчи, стихийных бедствий; они же могут даровать богатство, силу, потомство. Им посвящаются особые культовые сооружения, святилища («девагриха», др.-инд. devagrha-, букв. «божий дом»), в них помещаются изображения «грамадеват» - от антропоморфных статуй до груды камней или дерева, символизирующих эти деревенские божества; за ними ухаживали: омывали их, кормили, приносили им жертвы и т. д. Культ Д., лучше всего известный по поздним источникам, восходит тем не менее к глубокой древности, где он связан с коллективными божествами плодородия. Не случайно, что «грамадеваты» нередко называются «матерями» (ср. связь «матерей» с древнейшим культом «Великой матери», хорошо ...