Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАК ДЕ ВИТРИ

ЖАК ДЕ ВИТРИ - фр. историк, епископ с 1216 г., кардинал с 1228 г., покровитель движения бегинок. Проповедовал крестовый поход против альбигойцев.

ЖАКЕРИЯ

ЖАКЕРИЯ - самое крупное в истории Франции крестьянское восстание. Вспыхнуло в мае 1358 г. в области Бовези (к северу от Парижа) во время Столетней войны. Название получило от принятой в то время презрительной клички крестьян «Жак-простак». Современники называли восстание «войной недворян против дворян», название «Жакерия» появилось позже. Причинами Ж. явилась экономич. разруха, вызванная продолжительной войной на территории Франции, усилившийся налоговый гнет (сеньориальные поборы и гос. налоги), а также эпидемия чумы, которая унесла от трети до половины населения, что, в свою очередь, привело к повышению заработной платы и изданию законов, направленных против ее роста. Поселения и участки крестьян не были защищены (в отличие от городов) от грабежей как англичан, так и фр. наемной армии. Непосредственным поводом к восстанию послужило распоряжение дофина Карла (управлявшего Францией во время плена фр. короля Иоанна II Доброго), который обязал окрестных крестьян укрепить замки и снабдить их продовольствием. 28 мая крестьяне области Бовези в стычке с отрядом дворян убили нескольких из них, что и послужило сигналом к восстанию. Восстание охватило Сев. Францию - Бовези, Пикардию, Иль-де-Франс, Шампань. Восстали, главным образом, крестьяне, а также деревенские ремесленники, мелкие торговцы и сельские священники. Программы у восставших не было, восстание носило радикальный характер: восставшие разрушали замки, уничтожали списки феод, повинностей, убивали феодалов. Ж. носила явно антидворянский, антифеодальный, а также антиправительственный характер (но за «доброго короля»). Общее число восставших достигло 100 тыс. человек. Чтобы снять осаду с Парижа, восстание крестьян попытался использовать Этьен Марсель, в связи с чем он послал несколько отрядов им в помощь.

Возглавлял движение крестьян Гильом Коль. 8 июня восставшие встретились с войсками феодалов Карла Злого (король Наварры), который спешил в Париж, рассчитывая захватить фр. престол. Поскольку численный перевес был на стороне крестьян, Карл Злой предложил перемирие. Поверив рыцарскому слову Карла Злого, Гильом Каль явился для переговоров, но был схвачен. После чего крестьяне, лишенные руководителя, были разгромлены. Но крестьянские волнения продолжались до сентября 1358 г. Ж. разделила судьбу др. крестьянских восстаний Средневековья, которые, как правило, заканчивались поражением. Но и королев, власть извлекла некоторый урок: при фр. короле Карле V была проведена налоговая реформа, был упорядочен сбор субсидий, установлен контроль над сборщиками. Ж. способствовала дальнейшему разложению феод, отношений и укреплению самостоятельности крестьянского хозяйства и его связей с рынком.

Лит.: Бессмертный ЮЛ. Предпосылки и характер крестьянских движений во Франции XIV в. // Французский ежегодник. 1974. М., 1976; Бессмертный Ю.Л. Демографические и социальные процессы во французской деревне XIV в. // Французский ежегодник. 1981. М., 1983; Коноко-тин А.В. Жакерия 1358 г. во Франции // Ученые зап. Ивановского гос. пед. ин-та. Т. 35. 1964; Французская деревня XII- XIV вв. и Жакерия. Документы. М.; Л., 1935.

ЖАКЕТ

ЖАКЕТ - короткая муж. одежда периода «бургундских мод». Полы ее расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом талии; стоячий воротник иногда был опушен мехом; рукава (жиго) чаще всего имели вид пышного буфа у плеча и сильно сужались к кистям. В рукавах часто делали разрез, в который можно было продеть руку. В этом случае сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль тела. До сер. XV в. ж. был неотрезным по талии.

ЖАН ДЕ МЕН

ЖАН ДЕ МЕН (собств. Жан Клопинель, «Хромой») (ок.1240 или 1250 - 1305) - фр. поэт, сатирик, филолог, хорошо знал латынь и был знаком с произведениями выдающихся деятелей средневековой культуры, представитель фр. свободомыслия, доктор богословия. Родился в Мён-сюр-Луар в семье горожанина. Известен как автор второй части (ок. 18 ООО стихов, написанных приблизительно в 1270 г.) аллегорич. «Романа о Розе» (первая часть, написанная в 30-х гт. XIII в., принадлежит Гильому де Лоррису), в котором выразителями идей Ж. де М. являются Природа и Разум; с их точки зрения писатель и оценивает современное ему общество. В философии природы Ж. де М. следует за Аристотелем, в вопросах этики - за Платоном, одновременно питая глубокое уважение к философам Средневековья. Сохранились его переводы с лат. языка, в том числе «Об утешении философией» Боэция (перевод был широко известен). В написанном им в конце жизни «Завещании» имеются сведения автобиографич. характера. За многогранный характер знаний, за высказанные идеи, которые шли вразрез с феодально-церк. мировоззрением, Ж. де М. называют «Вольтером Средневековья».

ЖАННА Д'АРК

ЖАННА Д'АРК (ок. 1412-1431) - фр. героиня времен Столетней войны. Родилась в дер. Домреми (Вост. Франция) на границе Лотарингии и Шампани в семье крестьянина. Существует и др. версия, согласно которой Ж.д'А. была особой королев, происхождения, внебрачной дочерью королевы Изабеллы Баварской (супруги Карла VI Безумного) и герцога Людовика Орлеанского (т.е. она была сестрой Карла VII). По этой версии, новорожденная девочка была отправлена в Домреми, поскольку эта деревня находилась в феод, зависимости от сеньоров, принадлежавших к обеим враждующим партиям - арманъякам и бургундцам, - и была относительно безопасной. Столетняя война принесла Франции много бед, и в народе, охваченном религ. порывом, стали распространяться всевозможные пророчества. Согласно одному из них, спасительницей Франции станет Дева, пришедшая из дубового леса от границ Лотарингии. Экзальтированная Ж.д'А., слышавшая «голоса», решила, что именно она является Божьей избранницей и избавит Францию от англичан, снимет осаду Орлеана и восстановит (торжественно коронует в Реймсе) на родительском престоле Карла VII. Она явилась к коменданту г. Вокулера Бодрикуру с просьбой об аудиенции с дофином. Ж.д'А. приняли за помешанную, но ей удалось убедить Бодрикура, и в феврале 1429 г. она прибыла в замок Шинон (ок. г. Буржа) и встретилась с Карлом. Убедив дофина предоставить ей войско для освобождения Орлеана, Ж.д'А. облачилась в рыцарские доспехи и возглавила войско (вернее, присоединилась к войскам с опытными военачальниками). В апреле 1429 г. она отправилась под Орлеан, осажденный англичанами. Появление Ж.д'А. во главе войска воодушевило армию. 8 мая 1429 г. 209-дневная блокада Орлеана была снята. Ж.д'А. стали называть Орлеанской девой. В мае - июне 1429 г. фр. войска во главе с Ж.д'А. одержали еще несколько побед над англичанами, захватили города Мен, Божанси, Жаржо; 18 июня англичане потерпели поражение в битве при Пате, что открыло путь к Реймсу. 17 июля 1429 г. Карл был торжественно коронован в Реймском соборе. Во время коронации Жанна стояла ок. королев, трона со знаменем в руках. Популярность Ж.д'А. пугала короля и его приближенных, и Карл VII перестал ее поддерживать. Первая неудача постигла Жанну 8 сентября под Парижем: не получив помощи от короля, раненая, она вынуждена была отступить. После этого влияние Ж.д'А. стало слабеть. 23 мая 1430 г. при оса-Де Компьена (Сев. Франция) Ж.д'А. попала в плен к союзнику англичан герцогу Бургундскому, который 21 ноября 1430 г. передал ее англичанам за 10 ООО ливров. Ж.д'А. заключили в тюрьму Старого замка в г. Руан (главный город Нормандии); при участии фр. духовенства (во главе с епископом г. Бове Пьером Кошоном) здесь был устроен церк. суд над Ж.д'А. Ее обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению. 30 мая 1431 г. приговор был приведен в исполнение на гор. площади Руана. Через 25 лет дело Жанны было пересмотрено, и она была признана невиновной. Приговор руанского суда был отменен.

Лит.: Амбелен Робер. Драмы и секреты истории. 1306-1643. М., 1993; Левандовский АЛ. Жанна д'Арк. М., 1982; Люблинская А.Д. Жанна д'Арк // СВ. 1962. Вып. 22; Прицкер М. Жанна д'Арк // Средневековье в эпизодах и лицах. М,, 1941; Райцес В.И. Жанна д'Арк: факты, легенды, гипотезы. Л., 1982; Сказкин С Д. Жанна д'Арк - героиня французского народа // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 2. М., 1951.

ЖЕЛИВСКИЙ, ЯН

ЖЕЛИВСКИЙ, ЯН (7-1422) - чеш. священник-ryсит, вождь пражских радикальных гуситов, полит. деятель, предположительно, из бедной семьи. Был монахом в Желиве (Юго-вост. Чехия), деревенским священником в местечке Йиржицы (Юж. Чехия). Вероятно, в 1418 г. приехал в Прагу и стал проповедником в церкви св. Стефана (Новый город), а потом в церкви Марии Снежной. Полностью разделял идеи Яна Гуса, объявил себя его продолжателем; кроме того, осуждал богатство и тех, кто им владел. Был близок к хилиазму. 30 июля 1419 г. Ж. возглавил «демонстрацию» пражан, направлявшихся к зданию ратуши Нового города (Прага), где заседал гор. совет. В процессии были главным образом прихожане его храма. Ж. нес над толпой чашу для причастия. После того как в нее кто-то бросил камень, Ж. указал на ратушу, туда ворвалась толпа и выбросила «отцов города» из окон на предварительно поставленные пики и мечи. Тут же в гор. самоуправление были «избраны» ставленники Ж. Немцы-богачи и монастыри были разграблены, монахи перебиты, большинство немцев бежало из Праги. Восстание в Праге, организатором которого фактически явился Ж., было началом вооруженного этапа гуситского движения. В апреле 1420 г. он добился объединения всех сил гуситов накануне 1-го крестового похода против них. Держал в своих руках Новый город, стремился подчинить своей власти и Старый город. В 1421 г. участвовал в походах гуситов, некоторое время даже возглавлял гуситские отряды. В 1419-1422 гг. укреплял в Праге позиции радикальных элементов, чем вызвал неприязнь со стороны более консервативно настроенного богатого бюргерства. Совершенный 5 марта 1422 г. в гор. совете переворот позволил умеренным гуситам расправиться с Ж., который был приглашен в ратушу и казнен (или просто убит) в ее дворе 9 марта 1422 г.

Лит.: ZelivskyJ. Dochovana Kazan! z г. 1419. Dil. I. Praha, 1954; Гусакова НА. Из истории борьбы плебейской оппозиции против феодально-католической реакции в начале гуситского движения (1419-1422 гг.). Мн., 1963; AuMcka В. Jan 2elivsky jako politik. Praha, 1925.

ЖЕРСОН, ЖАН

ЖЕРСОН, ЖАН (1363-1429) - виднейший теолог XIV в., доктор теологии (с 1392 г.), канцлер Парижского ун-та (с 1395 г.), реформатор системы образования. Родился в крестьянской семье, учился в Наваррском коллеже, стал лиценциатом искусств; затем учился на теологич. фак. и стал бакалавром теологии (с 1384 г.) и преподавателем теологич. фак. Парижского ун-та. В 1391 г. Ж. произнес первую речь перед королем Франции Карлом VI и с этого момента стал проповедником и наставником королей. Почитался как непререкаемый авторитет и был обласкан фр. двором, но до конца не понят. Он был духовником герцога Бургундского Филиппа Смелого, однако отказался встать на сторону бургиньонов (см. Арманьяки и бургундцы) и оправдать разразившуюся во Франции гражданскую войну. После 1407 г. осудил убийство Иоанном Бесстрашным герцога Орлеанского и вынужден был уехать из Парижа, который находился в руках герцога Бургундского, в Вену. Убийство последнего в 1419 г. дало Ж. возможность вернуться на родину, и он переезжает в Лион, где его брат был настоятелем монастыря целестинцев. Последние 10 лет жизни Ж. отдал воспитанию маленьких детей при этом монастыре. Мысли Ж. о судьбах культуры, о воспитании, просвещении, об учености, о роли и значении преподавателя вошли в золотой фонд зап. цивилизации.

Лит.: GersonJ. Oeuvres completes. Т. 7. Paris, 1966.

ЖИЖКА ЯН

ЖИЖКА ЯН - см. Гуситы.

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (ок.1080- 1154) - фр. философ, с 1124 г. магистр в Шартре, затем в Париже, с 1142 г. - епископ Пуатье. Умеренный реалист, принимал участие в споре об универсалиях (см. Схоластика). Автор филос. концепции о «сущности» и «существовании», определявших бытие. Вызвал гнев Бернара Клервоского и обвинение с его стороны. В 1148 г. на Реймском соборе Ж.П. был привлечен к суду, обязался изменить некоторые из своих утверждений и поэтому не был осужден. Вероятно, развивал идею о вечности и несотворимости мира, а также высказал мысль о полном соответствии вещей их отражению в мышлении и языке. Мировоззрение Ж.П. повлияло на Иоахима Флорского и Экхарта.

ЖИРНЫЙ НАРОД

ЖИРНЫЙ НАРОД - прослойка богатых горожан ит. коммун XIII-XV вв.: банкиры, крупные предприниматели, купцы и т.д. Во Флоренции XIV в. «ж.н.» - это «старшие цехи», в которые помимо банкиров, купцов, предпринимателей входили представители интеллигентных профессий - врачи, нотариусы, юристы.

Лит.: Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии. XIV - начало XV в. М.; Л., 1958.

ЖОНГЛЁР

ЖОНГЛЁР (от лат. joculator - шутник, потешник) - во Фр. X в. бродячий певец, музыкант, актер-декламатор, иллюзионист, фокусник, акробат-канатоходец, дрессировщик медведей и обезьян, рассказчик фаблио, героин, поэм. Многие жонглеры были одаренными поэтами-трубадурами, они пели или рассказывали, аккомпанируя себе на виоле или арфе. Жонглеры выступали на улицах и площадях городов, ярмарках, церк. порталах, в замках (особенно в дни турниров, свадеб, посвящения в рыцари и т.д.), во дворцах. С XI в. часть жонглеров начали оставаться в замках и монастырях на постоянное жилье. Жонглеры были также в Англии, Италии, Испании, где их называли гистрионами (хугларами); в Германии это - шпильманы.

Лит.: Иванов К А. Многоликое Средневековье. М., 1996; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 3. М., 1985; История Французской литературы. Т. 1. М.; Л., 1946.

ЖУАНВИЛЬ ЖАН

ЖУАНВИЛЬ ЖАН (ок. 1224-1317 или 1319) - фр. хронист из знатной шампанской семьи; сенешал графа Шампанского, потом советник Людовика IX; участник 7-го крестового похода, автор «Мемуаров» (или «История Людовика Святого») на старофр. языке, в которых дал портрет Людовика IX, ярко описал нравы и быт XIII в. Входил в лигу шампанской знати, выступавшей против Филиппа IV Красивого.

Предыдущая страница Следующая страница