Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВРЕИ

ЕВРЕИ - один из маргинальных слоев средневекового общества, наряду с клириками без бенефиция и проститутками. Жили главным образом в городах обособленно от христиан в специально отведенных кварталах - гетто (в полном значении своего понятия гетто появились лишь в XVI в.) - и представляли собой автономную общину. Изолированное проживание (вначале добровольное, а затем обязательное по закону) обеспечивало е. определенную безопасность и признание их отдельной общественно-религ. единицей.

Роль Е. в средневековом обществе была весьма ограниченной. Они занимались преимущественно торговлей (поскольку, в отличие от христианства, иудаизм не считал предосудительной эту деятельность), ростовщичеством (последнее считалось недостойным для христиан занятием; по христиан, морали, извлекать пользу из времени считалось грехом), обменом денег, реже ремеслом, что было связано с запрещением нехристианам владеть землей. В отношении е. издавались особые законы, ограничивавшие их в праве владения землей, они не были включены в систему вассальных связей, не приносили вассальную клятву. Е. не были членами гор. коммун, не входили в ремесленные цехи в городах, были отлучены от многих ремесел.

На отношение зап. христиан к е. оказали влияние богослов, споры между священниками и раввинами, особенно по поводу Библии. Со временем христиан, теологи разработали особый подход к е. и создали концепцию относительной терпимости, которую можно обнаружить уже у отцов церкви, затем у Бернара Клервоского; у Фомы Аквинского она превратилась в стройную теорию.

Е. было разрешено жить в соответствии с законами иудаизма, но запрещалось обращать в свою религию христиан. Вплоть до XIII в. они имели право носить оружие, что было показателем их достаточно высокого социального статуса. Е. оказывали покровительство папы, короли, епископы, аббаты, но особенно - нем. императоры; правители (городов и округов) выдавали им особые грамоты - «грамоты о привилегиях» - основу для их проживания в той или иной стране. В XIII в. е. получили статус «слуг королев, казны», т.е. покровительство государства в юр. форме, что, однако, дало возможность облагать их налогами в пользу государства, но за это королев, власть была обязана защищать еврейское население.

Вместе с тем в средневековой Европе е. часто подвергались преследованиям, изгнанию, погромам. Согласно Раулю Глаберу, первые погромы произошли ок. 1000 г.; антисемитизм усилился во время крестовых походов (напр., во время 1-го крестового похода число погромов удвоилось). В XIII в. было принято решение о ношении е. специального знака (IV Латеранский собор 1215 г.) как свидетельства их низкого социального статуса. В годы бедствий и эпидемий е. зачастую становились «козлами отпущения»: их обвиняли, напр., в отравлении колодцев во время «Черной смерти» - эпидемии чумы в XIV в. В ряде случаев е. поголовно изгонялись из некоторых стран: из Англии в XIII в., из Франции в XIV в. (напр., несколько раз в правление Филиппа IV Красивого, окончательно в 1394 г.), из Испании и Португалии в XV в. Многие е. пали жертвами инквизиции, они были вынуждены покинуть страны Пиренейского п-ова либо принять христианство (см. Мараны). Вероятно, поэтому отличительной чертой конца Высокого, Позднего Средневековья и начала Нового времени стала миграция е. на восток - в Баварию, Австрию, Богемию, Польшу, Литву, Беларусь, Украину. На территории Беларуси первые общины е. появились в Бресте и Гродно.

Лит.: Евреи и их соседи. Европейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы в средние века и начале нового времени. М., 1993; Кац Я. Евреи в средневековой Европе: замкнутость и терпимость. Иерусалим, 1992; Сухи Барбара. От «золотого жертвенного пфенига» к «поимущественному налогу на евреев». Тысяча лет налогов на евреев. // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир / Пер. с нем. М., 1992; Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922.

ЕВХАРИСТИЯ

ЕВХАРИСТИЯ - причащение (греч. eucharistia - благодарность, благодарение) - главное из семи таинств в католич. и православной церквах, при совершении которого верующие под видом хлеба и вина причащаются тела и крови Иисуса Христа. Еще в эпоху античности христиан, богословы сформулировали два важнейших аспекта символич. содержания е.: искупительное жертвоприношение Иисуса Христа за всех людей («таинство жертвы Господней») и мистич. сопричастность людей со спасительной жертвой Сына Божьего. С течением времени вокруг таинства е. сложился драматизированный богослужебный комплекс - литургия (месса). В Средневековье сформировались основные различия между католич. и православным ритуалом е. Католики с IX в. стали причащаться опресночным, а не квасным хлебом, с XI в. католич. священники причащали мирян только хлебом, а не хлебом и вином. Требование причащения под двумя видами было одним из главных лозунгов ряда оппозиционных римско-католич. церкви движений (напр., гуситов). Множество богослов, дискуссий в средние века развернулось в Зап. Европе вокруг доктрины пресуществления - превращения хлеба и вина в е. в тело и кровь Иисуса Христа. IV Латеранский собор окончательно утвердил католич. доктрину пресуществления - при освящении священником хлеба и вина при отправлении е. форма их не изменяется, но внутренняя материя превращается в действительные тело и кровь Иисуса Христа.

Этот же собор постановил, что каждый человек с 12 лет должен принимать причастие не реже одного раза в год, а на Пасху обязательно. При этом верующие должны предварительно исповедоваться и поститься. В средние века е. была чрезвычайно важным и ответственным обрядом в жизни человека. К ней тщательно готовились, ожидая с благоговением и трепетом встречи с самим Сыном Божьим, представленным в освященных хлебе и вине. Ощущая свою греховность, большинство людей причащалось не чаще одного раза в год, распространялись сочинения и повествования о всевозможных чудесах с причастием (хлеб сочился кровью, еретики умирали, вкусив причастие, и т.д.). В 1264 г. распоряжением папы Урбана IV был введен особый праздник Тела Христова в честь присутствия Иисуса Христа в е. Этот праздник стал одним из самых популярных наряду с Рождеством и Пасхой.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979; Wierusz-KowalskiJ. Liturgika. Warszawa, 1956.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ - соборование, последнее помазание - одно из семи таинств в католич. и православной церквах. При его совершении священнослужители помазывают елеем больного или умирающего верующего. В православной церкви е. придается целительная сила и способность отпущения грехов, католики же считают его последним благословением, напутствием умирающему. В Средневековье в менталитете западноевропейцев не сформировалось убеждение в необходимости е. К нему прибегали в основном монахи и духовенство, немало же людей стремилось при тяжелой болезни избежать е. из-за опасения, что после совершения обряда их скорая смерть неотвратима.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.

ЕПАРХИЯ

ЕПАРХИЯ (греч. eparchia - властвование, начальствование) - церковно-адм. округ во главе с епископом или архиепископом (в католич. церкви употребляется лат. термин - диоцез). Епархиальная структура церкви сложилась еще в античности. Центром е. был город, в котором находилась резиденция епископа. Средние века с их бурными полит, событиями не раз меняли границы епархий (появлялись новые, немало прежних исчезло). В XIV в. в католич. церкви насчитывалось более 500 диоцезов.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Федосик В А. Церковь и государство. Мн., 1988.

ЕПИСКОП

ЕПИСКОП (греч. episkopos - надзиратель) - христиан, священнослужитель высшего церк. сана, глава епархии (диоцеза), имеющий духовную власть над священнослужителями и мирянами своей епархии. Старшие епископы имеют титул архиепископов. Институт епископов известен еще из посланий апостола Павла, тогда они выполняли функции хоз. руководителей в христиан, общинах. Во II - нач. III в. епископы стали главными руководителями общин, церкви. Им стала принадлежать монополия в вопросах вероучения, морали, главная роль в выполнении культовых действий. Еще в античности установилась практика избрания е. местным духовенством и соседними епископами. Вмешательство светских властей в эту канонич. практику, назначение е. королями привело в XI-XII вв. к борьбе за инвеституру между рим. папами и герм, королями.

Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994; Федосик В.Л. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.

ЕПИТИМЬЯ

ЕПИТИМЬЯ (от греч. epitimion - наказание, возмездие) - церк. наказание, налагаемое на верующих за совершение греховных поступков. Е. появилась в христиан, церкви еще в эпоху античности. Публичное покаяние, помимо церк. наказания, влекло за собой публичный позор в среде христиан. В нач. Раннего Средневековья практика публичного покаяния пришла в упадок. Начиная с VII в. под влиянием ирл. миссионеров все большее распространение стала приобретать индивидуальная исповедь, что привело к подъему роли е. в церк. жизни. Е. налагалась священниками в соответствии с тяжестью проступка и с учетом личности согрешившего. Применялись такие виды наказаний, как принудительный пост (на хлебе и воде), продолжительные молитвы, многократные земные поклоны, далекие паломничества, обязательство давать милостыню нищим, телесные наказания. При этом грех, вызвавший широкий резонанс в обществе, искупался публичным наказанием. Очень суровые епитимьи налагала на верующих инквизиция. В средние века в Зап. Европе были созданы специальные сборники для духовенства, в которых регламентировались виды е. в зависимости от тяжести греха каявшегося человека.

ЕРЕСИ

ЕРЕСИ (от греч. hairesis - отбор, учение, секта) - религ. учения, которые противоречат фундаментальным положениям вероучения, обрядности, социальной доктрине церкви. Е. возникали еще на самых ранних стадиях христиан, движения (николаиты, гностики, монтанисты, новатиане, монархиане различных толков и др.), однако существовали они главным образом на интеллектуальном уровне, не превращаясь в массовые движения. Ситуация изменилась, когда в поздней Рим. империи христианство обрело статус гос. религии. Императорской власти нужна была единая, а не расколотая церковь, и е. рассматривались как преступление не только против церкви, но и против государства. Это же было присуще и Средневековью - тогда часто за богослов, спорами скрывался социальный подтекст. Церковь была неотъемлемой частью феод, общества, его идеологич. опорой, и поэтому протест против тогдашнего общества (или отдельных его сторон), как правило, принимал форму е. В корпоративном средневековом обществе человек должен был раствориться в своей социальной группе, жить по предписанным ею канонам, человеч. индивидуальность подавлялась. Само высказывание и отстаивание собственного мнения уже было протестом против общества и вызывало осуждение им таких людей. Отлучение еретиков от церкви автоматически означало исключение их из общества.

Ряд епитимий был направлен против догматич. положений церкви: о Троице, о природе Иисуса Христа (арианство, монофизитство, монофелитство), др. исходили из идеи дуализма мироздания с ее негативной оценкой материального мира (богомильство, павликиане, вальденсы, катары).

Весьма популярными среди гор. населения были учения с требованиями возврата церкви к первоначальной бедности, упрощения пышного культа, отмены привилегий духовенства в обществе и церкви (Арнольд Брешианский, Джон Виклиф, Ян Гус и др.), объявленные церковью е. Ряд радикальных е. (с лозунгами социального равенства) послужил идеологич. знаменем крупных антифеод, восстаний (Уота Тайлера, Дольчино). Церковь применяла различные средства для борьбы с е. - они осуждались церк. соборами и папами, против приверженцев е. действовала инквизиция, против них предпринимались и крестовые походы.

ЕРЕСИАРХ

ЕРЕСИАРХ (от греч. hairesis - учение, arche - власть) - основатель, глава ереси.

ЕРЕТИК

ЕРЕТИК - приверженец ереси.

ЕШЕВСКИЙ, СТЕПАН ВАСИЛЬЕВИЧ

ЕШЕВСКИЙ, СТЕПАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1829-1865) - рус. историк, специалист по истории Раннего Средневековья; ученик Т.Н. Грановского и П.Н. Кудрявцева, профессор Казанского (с 1855 г.) и Московского (с 1858 г.) унтов. Известен своим трудом «Апполинарий Сидоний. Эпизод из литературной и политической истории Галлии V в>. Е. принадлежит ряд крупных статей, которые свидетельствуют о хорошем знании автором литературы, относящейся к переходному периоду от древности к Средневековью: «Эпоха переселения народов, Меровинги и Каролинги», «Очерки язычества и христианства», «Женщина в средние века». Одним из первых Е. обратил внимание на проблему положения женщины в средневековой Европе, проследил эволюцию отношения общества к женщине от варварских времен до Высокого Средневековья. Он утверждал, что христианство подняло женщину из ее униженного положения, а куртуазная любовь вообще поставила женщину на недосягаемую высоту.

Лит.: Ешевский С.В. Собрание сочинений. М., 1871; Бузескул В. Всеобщая история и ее представители в России в XIX - начале XX в. Ч. 1. М., 1929.

Предыдущая страница Следующая страница