Поиск по материалам сайта
Cлово "PASSAGE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Народы и религии мира. Статьи на букву "О"
Входимость: 2. Размер: 39кб.
2. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
3. 17. ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА (RITES DE PASSAGE)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНА"-"ИОК")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫЦ")
Входимость: 1. Размер: 32кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАГ"-"ОБЯ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
9. РИТУАЛ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
10. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
11. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
12. 13. ПРИМЕРЫ БИНАРНОГО КОДИРОВАНИЯ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
13. CEPP (Serres) Мишель (р. 1930)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
14. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 1. Размер: 57кб.
15. Э. Лич. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов.
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Народы и религии мира. Статьи на букву "О"
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: Вместе с собственно производством, распределением и потреблением обмен входит в понятие производства в широком смысле слова. Считается, что исторически первой формой обмена был обмен подарками (дарообмен), суть которого состояла в поддержании существующих и создании новых социальных связей между индивидами и группами. Социальная связь выступала как канал, по которому идёт встречное движение даров. Прекращение обмен а означает разрыв связи. Обмен дарами лежит в основе институтов типа потлача. Существует точка зрения, что на ранних этапах истории была лишь коллективная собственность на средства производства и предметы потребления, и поэтому между членами группы могли быть только отношения распределения, но не обмен а. В соответствии с другой точкой зрения в человеческих обществах изначально существовали индивидуальная собственность и обмен в форме взаимопомощи. На ранних стадиях социального развития отношения взаимопомощи, как и даро обмен а, характеризуются взаимностью (реципрокальностью), при том что открытый расчёт первоначально отсутствует. С появлением открытого взаимного расчёта характер ...
2. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: целях. Такое понимание основополагающих аспектов Р.а не чуждо средневековым авторам. На рубеже XIИ в. Иоанн Белет выделял четыре элемента богослужения: Ioca, tempora, personae, res («время», «место», «лица», «вещи»). В самом деле, Р. предполагает или, лучше сказать, создает присущие ему пространство (церковь, городская площадь, пиршественная зала, турнирное ристалище и т. д.) и время (общая продолжительность, ритм, перерывы и кульминационные моменты). Ритуальны бывают жесты и слова, одежда и эмблематика; Р. включает манипуляцию символическими объектами инсигныи в ходе коронации, кольцо при венчании, вино и хлеб в обряде евхаристии и т. д.). «Эксплуатируя» общественные символы, содержание и символические функции Р.а, тем не менее, не существуют помимо самого ритуального действа. Иными словами, король предстает королем в полном смысле слова только тогда, когда публично являет свое королевское величество, верша правый суд либо торжественно въезжая в город. Если возможно классифицировать общества по степени важности, какую они придают Р.ам, позволительно задаться вопросом, не развило ли средневековое общество ритуал изацию повседневной жизни в большей мере, чем наше? По крайней мере верно то, что оно сообщало ей другие формы, приспособленные к его собственным иерархиям (не только сословным, но и половозрастным) и способам социальной коммуникации (относительная редкость письма увеличивала значение ...
3. 17. ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА (RITES DE PASSAGE)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: каждый из которых может выглядеть как часть одной и той же обрядовой практики, например: а) посвящаемый может двигаться в процессии от пункта А к пункту В; б) посвящаемый может снять с себя прежнюю одежду; в) жертвенные животные могут быть убиты (чтобы жизнь отделилась от ее вместилища), или же объекты жертвоприношения могут быть разделены пополам; г) поверхностная «грязь» посвящаемого может быть удалена посредством ритуального мытья, бритья и т. д. В целом же результатом первой фазы обрядов «отделения» становится изъятие посвящаемого из нормального существования; на какое-то время он (она) превращается в анормального человека, пребывающего в анормальном времени. Вслед за «обрядом отделения» наступает период социального безвременья (см. с. 45), который, если измерять по часам, может длиться несколько мгновений, а может растянуться на месяцы. Примерами последнего, более продолжительного варианта «маргинального состояния» служат медовый месяц новобрачной и траур вдовы. Общим признаком промежуточных обрядов ( rites de marge ) служит физическое удерживание объекта инициации на удалении от обычных людей: его либо отсылают, совершенно лишая привычного домашнего окружения, либо временно помещают в замкнутое пространство, где обычных людей не должно быть. Социальная отделенность еще больше подчеркивается тем, что посвящаемый подвергается всем видам особых предписаний и запретов в отношении еды, одежды и передвижения. С точки зрения обычных людей, человек, подвергнутый инициации оказывается «заражен священным началом»; находясь в священном состоянии, он (она) является, кроме...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНА"-"ИОК")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНА"-"ИОК") ИНАХ ИНАХ (Ίναχος), в греческой мифологии бог одноимённой реки Инах в Аргосе и аргосский царь. И. - сын Океана и Тефиды, отец Форонея - первого человека в Пелопоннесе (Apollod. II 1,1), Ио - возлюбленной Зевса, Аргоса - стража Ио (II 1, 3). По преданию, в споре Посейдона и Геры отдал предпочтение богине и построил ей в Аргосе храм. С тех пор разгневанный Посейдон каждое лето высушивает русло реки И., затем река пополняется дождями (Paus. II 15, 5). В мифе - сочетание древнего хтонизма и поздней этиологии. А. т.-г. ИНГ ИНГ (Ing), в германской мифологии божество (упоминается англосаксонской рунической надписью), которое, по-видимому, тождественно скандинавскому Ингви-фрейру (см. в ст. Фрейр ); вероятно, считалось родоначальником одной из трёх упоминаемых Тацитом племенных групп германцев - ингевонов. е. м. ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . ИНДИГЕТЫ ИНДИГЕТЫ (Indigetes), в римской мифологии группа богов. Либо почитались вместе с другой группой - новенсидами (или новенсилами), либо как исконно римские боги им противопоставлялись (как богам новым). Характер этих групп был неясен самим римлянам. И. толковали как богов, входивших в совет Юпитера, как хранителей отдельных городов (Serv. Verg. Aen. XII 794; Georg. I 498). Иногда они именовались «отечественными богами И.»,...
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: культов в первобытной религии - пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д. СВЯТКИ СВЯТКИ - 12 дней - с 25 декабря (7января) по 6 (19) января. Установлены христианской церковью в память мифического рождения и крещения Христа. По народной традиции, святки, совпадающие с празднованием нового года, сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками. СВЯТЫЕ СВЯТЫЕ - мифические или исторические лица, которым в различных религиях приписываются «благочестие», «праведность», «богоугодность», посредничество между богом и людьми. Широко распространен куль святых в христианстве и исламе. СВЯЩЕННИК СВЯЩЕННИК (иерей, поп) - православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному богослужению; официальное обращение - «Ваше преподобие», бытовое разговорное - «отец», «батюшка». СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священным писанием считается лишь Ветхий завет, в христианстве - Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную святому писанию, играет Коран. СВЯЩЕНСТВО СВЯЩЕНСТВО - 1) христианский обряд (таинство) посвящения в сан священнослужителя. Совершается в торжественной обстановке и сопровождается пышным ритуалом (дача клятвы вступающим, ...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫЦ")
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и новое время, в ХIХ в. влилась в теорию литературы. РИТУАЛ РИТУАЛ - ☼ исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия "церемония", "обряд", "обычай", "этикет". Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисл. попытки их разграничить. Одной из важнейших проблем исследования Р. была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривали Р. как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религ. цели. Р. определялся как религ. практика (У. Робертсон-Смит, 1889), "правила поведения, к-рые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов" ( Дюркгейм , 1912), магич. драматизация обычной деятельности, проистекающая из склонности человека воспроизводить те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. ...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР") СВАРОГ СВАРОГ - Сварожич (др.-рус. Сварог, Сварожичь; зап.-слав. Zuarasici, Zuarasiz в латинской передаче), в славянской мифологии бог огня. По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварожича был связан в славянском переводе хроники Иоанна Малалы (12 в.) с древнегреческим Гефестом. В древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли С. с Дажь-богом, названным в летописи сыном С. («... сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ», Ипатьевская летопись 1114 г.). Отрывок о Свароге, отце солнца, связан с вставкой о Совий в «Хронике» Иоанна Малалы. Оба эти текста, видимо, отражают общую культурную традицию, связанную с введением трупосож-жения (см. Совий ). У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом, Radegast, Radigast, Redigost, Riedigost) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья (ср. Свентовит ), а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря (ср. вепря как зооморфный символ солнца). У чехов, словаков и украинцев со С. можно связать огненного духа Рарога; ср. также Страха (-Раха) в восточнославянских заговорах. Лит.; Jakobson R., Selected writings, v. 2. The Hague - P., 1971, p. 640-41. В. П., В. Т. ------------------- СВАРОГ - верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне - великий, старый бог, прабог, в отношении к которому все другие стихийные божества представлялись его детьми, прибогами (т.е. младшими, от него происшедшими). От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня и вод. «Между различными божествами, во власти которых состоят поля и леса, печали и наслаждения, славяне не отрицают и единого бога на небесах, повелевающего прочими. Он самый ...
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАГ"-"ОБЯ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: на букву "О" (часть 1, "ОАГ"-"ОБЯ") ОАГ (Организация американских государств) ОАГ (Организация американских государств) (Organization of American States, OAS), региональная междунар. орг-ция. Созданная первоначально в 1890 г. по инициативе США в осн. в коммерч. целях, ОАГ приняла нынешние назв. и устав в 1948 г. Гл. цели 32 амер. гос-в, входящих в ОАГ, состоят в том, чтобы совместно с ООН заботиться об укреплении мира и безопасности на континенте, обеспечивать предотвращение и урегулирование возможных споров между государствамичленами, содействовать сотрудничеству в эконом., социальной и культурной сферах. ОАЕ (Организация африканского единства) ОАЕ (Организация африканского единства) (Organization of African Unity, OAU), ассоциация африк. гос-в. Основана в 1963 г. гл.об. для содействия единству и солидарности африк. стран и ликвидации всех форм колониализма в Африке. Все африк. страны вошли в ОАЕ одновременно, за иск. ЮАР. Лидеры 32 африк. стран подписали хартию ОАЕ на конференции в АддисАбебе в 1963 г. Ежегодно проходят ассамблеи глав гос-в и пр-в, дважды в год - советы мин., раз в четыре года избирается ассамблеей генеральный секретариат, работают комитет по посредничеству, примирению и арбитражу, спец. комитеты. ОАЕ, одной из гл. целей к-рой является предупреждение, регулирование и разрешение...
9. РИТУАЛ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. Харрисон, 1913). Эти определения подчеркивали принадлежность Р. к сфере сакрального, нерац., неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рац. повседневной деятельности. Малиновский включал в Р. не только религиозную, но и магич. практику; он связывал Р. с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как “традиционно разыгрываемое чудо”. Дж.Гуди (1961) определял Р. как “стандартизованное поведение, в к-ром отношение между средствами и целью не является подлинным (т.е. либо иррационально, либо нерационально)”. М.Глакмен (1962) разграничил Р. и церемонию, определив церемонию как “сложную организацию человеч. деятельности, к-рая не является по сути технической или рекреационной и к-рая включает способы поведения, выражающие социальные отношения”, а Р. — как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистич. и религ. представлениями. В 19 — пер. пол. 20 в. большое место в изучении Р. занимали споры о взаимоотношении Р. и мифа. Одни антропологи отстаивали первичность Р. и рассматривали миф как его закрепление,объяснение,рационализацию (Робертсон-Смит, Фрэзер, Э. Лич ) ; другие считали первичными мифол. и религ. разыгрывание, или внешнее выражение, этих представлений ( Тайлор, Харрисон, Малиновский, Гуди). В наст....
10. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки, Австралии позволяют составить представление о ранних этапах развития образа З. Первоначально мифологический З. по внешнему виду был достаточно близок к обычным змеям, отличаясь от них значительно большими размерами. В дальнейшем образ З. обретает некоторые характерные черты животных, противопоставляющихся ему в древнейших мифологических сюжетах. Так, известное в искусстве верхнего палеолита противопоставление змей и птиц, получившее продолжение в раннеевразийском искусстве (птицы и змеи как животные верхнего и нижнего миров, см. Верх и низ ) и отразившееся в позднейших мифологических сюжетах (вражда птицы Гаруды со З.-нагами в индуистской мифологии и др.), сменяется образом летучего, крылатого или «пернатого» (как в древней Мексике) З.-дракона, соединяющего в себе признаки змеи и птицы; характерное для...